Царь Иван Грозный (1991)

(1991) 18+


О фильме

Царствование Ивана Грозного — это время славы, роскоши и жестокости, время, когда все понятия извращались, низость называлась добродетелью, а предательство входило в закон. Но даже тогда среди мрака русской ночи были люди, подобные князю Серебряному или Морозову.

Подробная информация

Слоган
Страна Россия
Жанр драма, история
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 12
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 12 лет
MPAA
mpaa
Время 133 мин. / 02:13
Рейтинг Кинопоиска 7.016 / 126
Рейтинг IMDB 6.70 / 26
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Изначально режиссёром картины должен был быть Алексей Салтыков.
На роль Вяземского пробовался брат Игоря Талькова.
В главных ролях Николай Крючков, Владимир Антоник, Андрей Мартынов, Кахи Кавсадзе, Андрей Толубеев, Дмитрий Писаренко, Андрей Соколов, Станислав Любшин, Лариса Шахворостова, Игорь Тальков
Роли дублировали Рогволд Суховерко, Сергей Малишевский
Режиссер Геннадий Васильев
Сценарий Алексей Толстой, Валентин Ежов, Геннадий Васильев
Продюсер Исмаил Таги-заде
Композитор Алексей Рыбников
Художник Стален Волков
Оператор Борис Бондаренко
Участники съемочного процесса Николай Крючков, Владимир Антоник, Андрей Мартынов, Рогволд Суховерко, Кахи Кавсадзе, Валерий Гаркалин, Андрей Толубеев, Валентин Куклик, Николай Трофимов, Николай Сморчков, Евгений Шутов, Александр Лукьянов, Сергей Колесников, Дмитрий Писаренко, Стефания Станюта, Андрей Соколов, Николай Устинов, Павел Остроухов, Алексей Толстой, Борис Бондаренко, Маргарита Борисова, Валентина Титова, Валерий Долженков, Игорь Санников, Олег Жданов, Иван Рыжов, Галикс Колчицкий, Николай Устинов, Алексей Свелко, Алексей Рыбников, Станислав Любшин, Зоя Буряк, Стален Волков, Сергей Малишевский, Александр Яковлев, Валентин Ежов, Лариса Шахворостова, Петр Татарицкий, Сергей Сомов, Юлия Волкова, Дмитрий Кузин, Александр Жабин, Исмаил Таги-заде, Олег Семенов, Геннадий Васильев, Игорь Тальков, Леонид Филаткин

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1500-е, Групповое изнасилование, Изнасилование, Медведь, По мотивам романа, Привидение, Убийство, Царь, Яд

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Князь Серебрянный
Текст реценизии На мой взгляд один из самых удачных исторических фильмов снятых в нашем отечестве.

Несмотря на то, что фильм снят по мотивам серьезного романа, он очень динамичный и вполне современный (по состоянию на 1991). Есть даже эротические сцены. Правда, если знали, что актрису, взятую на главную роль будут в неглиже гнать, могли бы подыскать даму с объемом груди больше 0-го. Суть в том, что эротика сочетается с душевностью, ибо в поле с васильками.

Кахи Кавсадзе играет сразу две, практически противоположные роли: царя всея Руси и блаженного «Ивашка, я за тобой…». Эта антитеза добавляет мистики, коей и так немало. Царь ведь религиозен. Убивает и кается. Кается и убивает. Джентльменский набор.

Тальков в соболиной шапке и с меланхоличными глазами тоже вполне неплохо смотрится. «Я не виню тебя, нет, и не сужу. Я любил тебя… Судьба посмеялась над нами…». Довольно сильная последняя сцена. Черная-черная монахиня на фоне белой-белой церкви (соотношение пр. 1/3 к 2/3). И отчаянный стук в монастырские ворота.

Интересное киновоплощение Бориса Годунова в виде задумчивого и справедливого парня, пытающегося ограничить безумства Ивашки.

Добрый дедушка Станислав Любшин тоже дает отпор царю-кровопийце. Стоит видеть его выражение лица в момент, когда шут напяливает на него шутовской кафтан…

В принципе, сильных сцен в фильме много, так что перечислять все больно накладно.

Мистика, фатализм, власть, справедливость, честные разбойники, изнасилования девок, медведи, шахматы, и прочий национальный колорит.

Один из моих любимых фильмов.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок А вот и еще фильм про Ивана Грозного
Текст реценизии Тем более, по «Князю Серебряному». Люблю я эту повесть, и с большим интересом посмотрела эту экранизацию (есть еще вторая, ее еще не смотрела).

Минусов два. При том, что в фильме прекрасно раскрыты почти все образы, образ царя «плывет». То ли недопродумали трактовку, то ли у актера проблемы с выполнением режиссерской задачи. Половину фраз он произносит не тем тоном, иногда мотивация его поступков совершенно неясна, и даже непонятно, подан он тут как психически больной человек, или эти все его видения — просто сны или метафора. И второй минус — не хватает цельной идеи, это просто экранизация повести Толстого. «Двойничество» царя и юродивого на полноценную идею все же не тянет.

Вроде бы серьезные недостатки, а все же понравился мне фильм.

Повесть, за исключением финала, отражена на удивление полно (минус пара эпизодов). Вырвиглазных глупостей нет, декорации и костюмы совершенно не выглядят дешевыми, и фильм на удивление не скучный. Сюжет хорош еще в повести, и тут его не испортили. Относительно книги побольше откровенности в «чернухе»: бесчинства опричников тут более прямолинейно показаны.

Вторая роль Кавсадзе как-то лучше далась ему, чем первая, юродивый получился у него трогательный и искренний.

Федор Басманов удался. И Толстой-то довольно прозрачно намекает, что за отношения у Грозного с ним, а тут вообще прямым текстом. Единственное что жаль, упустили то, что при всем том Басманов храбрый воин, а не просто «в бабьем летнике» горазд плясать. Актер — красавчик, глаза потрясающие, оператор им любоваться не стесняется, и сыграно четко: никакой там любви ни с одной стороны нет, Федор пытается манипулировать царем с корыстными целями, не очень умело, до последнего не понимая, что его красота и искусность в утехах для Ивана — лишь игрушка, которая уже давно наскучила, и только привычка сложившихся отношений отдаляет неминуемую опалу. Увы, актерский дуэт с Кавсадзе тут как-то не складывается, тому явно неинтересна эта грань его образа, при том что экранного времени уделено Басманову разве что чуть меньше, чем Серебряному.

Дружина тоже хорош — этакий истый боярин, настоящий дворянин старорусской масти. Один из самых ярких эпизодов — попытка Грозного сломить его, надев шутовской костюм. Когда боярин молча идет к столу Грозного, потом небрежно бросает свой колпак, смотрит царю в глаза и начинает внешне спокойно ему выговаривать… я прониклась.

Очень мне понравились любовные грезы князя Серебряного, чего в оригинале не было. А зря! Влюбленный не может не мечтать о возлюбленной, причем при каждом удобном случае. А тут еще и разлука…

Финал фактологически сохранен, а вот психологически — нет. Книжный Серебряный, человек очень простой и незлобивый, проявляет себя истинным фаталистом, а в фильме — очень переживает. Не могу сказать, что это — недостаток.

Хотя перед нами экранизация классики, фильм явно не претендует на высокое искусство, что очень хорошо. Получилась нормальная такая драма на историческую тему. Но вот образ Грозного подвел, да… быть может, в следующей экранизации лучше?
Оценка 2
Заголовок Тальков здесь не причем
Текст реценизии Чем отличается кинообыватель от кинолюбителя, так это любовью к идолам. Если в фильме играет Цой, кинообыватель хвалит этот фильм, если в кино снимается Тальков, то это классное кино.

С Талькова и начну. Во первых его мало. Интересующиеся знают, что Тальков по личностным причинам ушел со съемок и снятых сцен с ним в принципе кот наплакал. В итоге малочисленность Серебрянного как бы компенсируется всеобъемлением Ивана Грозного, что в итоге лишает идею фильма какой либо целостности. Во вторых он никакой. Просто появляется то там, то там с одинаково неизменным томным взглядом Игоря Талькова и чужим голосом, а действие… как то само по себе разворачивается, живет своей жизнью не зависимо от князя Серебрянного.

Иван Грозный здесь шаблонный. Грузин Кавсадзе старательно пучит глаза, махает своими крупными руками, но играемого им царя не понять-это какой то неадекватный прыгающий царь с широкораскрывающимися глазами и картонным голосом. Что на уме у этого кривляющегося царя, не знали, наверное, даже создатели фильма. По сравнению, например, с тонкой психологической игрой Алексея Жаркова, этот царь просто какой то непонятный пучеглаз в царской одежде.

Читающие люди говорят, что между романом и экранизацией разница принципиальная. Некоторые даже говорят, что сценарий искаверкал произведение до неузнаваемости, и это была одна из причин отказа Талькова от съемок. В любом случае малосвязность, кусковатость и надрывность бросается в глаза.

О конкретном сказал: о Талькове, о Иване Грозном, о сюжете. О чем еще сказать, о каких то общих вещах..? Можно сказать, что историческим это кино назвать можно только условно. Толстой к исторической достоверности, небось, не очень стремился, а создатели фильма и подавно. О ком этот фильм, о чем он… что он из себя представляет, историческую драму, посвящение Талькову, наркотический бред, экранизацию классики или приключенческое фентези — не понятно.

Сомнительное какое то кино, непонятное.

1 из 10