Дантон (1982)

Danton (1982) 18+


О фильме

Ноябрь 1793 года. Адвокат Жорж Дантон возвращается из своего деревенского затворничества в Париж, чтобы остановить кровавый террор, начатый его другом и соратником Робеспьером. Впервые в истории вступает в силу «неумолимая логика революции», запускается машина возрастающего насилия, гильотина работает на износ.

Твердость и еще раз твердость. К черту жалость — пережиток проклятого прошлого. Слабым не место в светлом будущем. Гуманисту Дантону суждено сложить голову на плахе, но его смерть — грозное предупреждение тем, кто не понимает, что революция пожирает своих детей…

Подробная информация

Слоган
Страна Франция, Польша
Жанр драма, история, биография
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 12 января 1983
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA рекомендуется присутствие родителей
mpaa PG
Время 139 мин. / 02:19
Рейтинг Кинопоиска 7.722 / 294
Рейтинг IMDB 7.40 / 2 844
Рейтинг мировых критиков 88
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Рональд Гаттмен, Кшиштоф Глёбиш, Тадеуш Хук, Войцех Пшоняк, Жерар Депардье, Анн Альваро, Ролан Бланш, Патрис Шеро, Жерар Арди, Эмманюэль Дебевер
Роли дублировали
Режиссер Анджей Вайда
Сценарий Жан-Клод Карьер, Агнешка Холланд, Яцек Гонсёровский
Продюсер Маргарет Менегоз, Эммануэль Шлюмберже, Барбара Пек-Слесицкая
Композитор Жан Продромидес
Художник Ивонн Сассино Де Нель, Аллан Старски, Жиль Ватер
Монтаж Галина Пругар-Кетлинг
Оператор Игорь Лютер
Участники съемочного процесса Жан-Клод Карьер, Жан-Луп Вольф, Рональд Гаттмен, Кшиштоф Глёбиш, Чеслав Воллейко, Ежи Треля, Леонард Петрашак, Жак Вильре, Игорь Лютер, Марек Кондрат, Анджей Северин, Тадеуш Хук, Барбара Новак, Роже Планшон, Войцех Пшоняк, Жерар Депардье, Богуслав Линда, Ивонн Сассино Де Нель, Эрвин Новяшек, Владимир Иорданов, Маргарет Менегоз, Эммануэль Шлюмберже, Анджей Вайда, Анн Альваро, Агнешка Холланд, Маргарет Софи Стайн, Ролан Бланш, Ренцо Росселлини, Галина Пругар-Кетлинг, Мария Осечка-Куминек, Ангела Винклер, Мариан Кочиняк, Артюс де Пенгерн, Патрис Шеро, Стефан Жобер, Аллан Старски, Жан Продромидес, Серж Мерлен, Барбара Пек-Слесицкая, Жан Каромель, Яцек Гонсёровский, Энджел Седжвик, Болеслав Михалек, Люсьен Мельки, Францишек Старовейский, Бернар Мэтр, Ален Масе, Генри Лакосте, Жерар Арди, Шимон Залеский, Жиль Ватер, Станислава Пшибышевская, Эмманюэль Дебевер

Страны производства фильма

  • Франция (12 января 1983) - 0
  • Польша (31 января 1983) - 0
  • Германия (ФРГ) (29 апреля 1983) - 0
  • Португалия (17 мая 1983) - 0
  • Канада (10 сентября 1983) - 0
  • США (28 сентября 1983) - 0
  • Дания (10 ноября 1983) - 0
  • США (13 ноября 1983) - 0
  • Австралия (29 декабря 1983) - 0
  • Аргентина (19 января 1984) - 0
  • Финляндия (2 марта 1984) - 0
  • Швеция (27 апреля 1984) - 0
  • Венгрия (6 февраля 1986) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1780-е, 1790-е, Азартные игры, Амнистия, Арест, Аристократ, Бегство, Бедность, Бунт, Буржуазия, Вино, Восстание, Выпивка, Гильотина, Голодание, Господство террора, Государственный переворот, Гражданство, Девочка, Деспот, Дети, Детская нагота, Диверсия, Диктатор, Диктатура, Дождь, Друг, Дружба, Забастовка, Заключенный, Закон, Извинение, Измена, Имя персонажа в оригинальном названии, Инвалидное кресло, Интрига, Испытание, Казнь, Конспирация, Крестьянин, Криминал, Кровь, Купание, Лжец, Ложь, Лошадь с повозкой, Мир (спокойствие), Младенец, Младенческая нагота, Модель, Молва, Мужская нагота (вид спереди), Мятеж, Нагота, Обвинительный акт, Обезглавливание, Обнаженный мужчина, Оратор, Отношения мужа и жены, Отношения мужчины и женщины, Отсечение головы, Парень, Париж, Франция, Парикмахер, Патриотизм, Перепел, Печатный станок, Пища, Плач, По мотивам пьесы, Полисмен, Политика, Политический союз, Полиция, Пощечина, Пощёчина, Правительство, Предатель, Предчувствие, Принтер, Принятие пищи, Присяжные, Присяжный заседатель, Пропаганда, Проститутка, Равенство, Распитие спиртных напитков, Революционер, Революция, Резня, Речь, Робеспьер, Свидетель, Свобода, Свобода печати, Сила, Слезы, Смерть, Собака, Спиритический сеанс, Справедливость, Стирка, Страдание, Страх, Судьба, Судья, Террор, Терроризм, Типография, Толпа, Трибунал, Тюремное заключение, Тюремный охранник, Тюрьма, Убийство, Унижение, Франция, Французская армия, Французская история, Французская революция, Французский солдат, Хлеб, Художник, Цветок, Чувство вины, Шарлатан

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок - Я оттолкнул протянутую руку. Я вынес себе смертный приговор. -Зачем ты оттолкнул? — Она вся в крови.
Текст реценизии Данный фильм наглядно продемонстрировал нам революцию, которая не оправдала себя. Изначально, Дантон и Робеспьер, зарядившись лозунгами «Свобода, Равенство, Братство» низложили короля, свергнули роялистов и установили республику на славу народу. Только вот народ почему — то, как оставался без куска хлеба при свободных аристократах, так и остался таким же при проведении перемен на его же благо.

Своим произведением Вайда смог показать изнанку великих вождей. Робеспьер, который безусловно хотел добиться всемирной гармонии и вечной добродетели, но в противостояниях с жирондистами, дантонистами (и другими -истами) утратил то к чему шел, то к чему призывал. Последняя сцена великолепна, потому что она обнаруживает понимание Максимилиана отхода от желаемой им справедливости. Его политика являла собой зрелище не революционера-освободителя, а фанатика, не захотевшего даже близко рассмотреть полутона.

Дантон. Я была о нем худшего мнения перед просмотром; не знаю, с какой точностью режиссер изобразил его (не вмешалась ли туда собственная симпатия), но именно в его речах, словах были слышны отголоски первого этапа Революции, в них еще сквозит давно забытый девиз. Он еще помнит для чего это все было организовано: для народа и только для него. «Не будьте любимы, вот рецепт долгой жизни.»

Какая ирония, быть обвиненным собственно созданным конвентом, нарушить законы, которые сам же возвел.
Оценка 1
Заголовок Романтик и фанатик революции
Текст реценизии Настоящий фильм мастера, с первого до последнего кадра, с первого до последнего слова, с первого до последнего титра. Анджей Вайда снял безупречное и идеальное кино. Небольшой по времени срез событий эпохи Французской революции поражает накалом страстей, драматизмом и высокой эмоциональной насыщенностью. Картина, где благодаря выверенной режиссуре, профессиональной работе оператора и великолепной актерской игре мы с легкостью слышим даже мысли героев, не облеченные в слова. Лента, по большому счету, камерная, но в то же время она масштабна именно вот этой внутренней смысловой наполненностью и эмоциональностью. После ее просмотра поневоле задумаешься о многом, ибо большинство проблем, актуальных для французов двести с лишним лет назад, злободневны и сегодня.

Все актеры в «Дантоне» выложились до конца, но на пределе сыграли, конечно же, Жерар Депардье (Дантон) и Войцех Пшоняк (Робеспьер). Не знаю, возможен ли в принципе лучший Дантон в кино, чем исполненный Депардье, настолько убедительно и сильно он сыграл одного из вождей революции. Дантон и вправду настоящий ее романтик, пусть и не такой наивный, как, скажем, Камилл Демулен, но таки верящий, что она может изменить к лучшему многое. И в то же время своим острым умом (пусть зачастую Дантон и выражает свои мысли в грубоватой простецкой манере) он понимает, куда все это может зайти, какие опасности таит, если перейти черту, за которой революция из попытки перемен к лучшему превращается в средство для претворения в жизнь амбиций, тщеславных желаний, стремления к власти любой ценой, циничного сведения счетов, а также далеко не бескорыстных замыслов. И жестокий террор никогда и ни при каких обстоятельствах не может служить оправданием, во имя каких бы светлых, благородных и далеко идущих целей он не провозглашался. Всю эту гамму экспрессии, воодушевления в своем персонаже Депардье мастерски демонстрирует на экране. Это выражается во всем: слове, жесте, взгляде, движениях — арсенале, который этот актер, как правило, всегда использует на полную катушку, но в «Дантоне» это проявилось, как в никаком другом виденном мною фильме с Жераром. Его Дантон — фигура неоднозначная, трагическая, но на редкость живая и настоящая. На сегодня он для меня пока — одна из лучших ролей Депардье.

Однако еще большее впечатление производит в картине Робеспьер, потрясающе сыгранный Войцехом Пшоняком, который стал для меня настоящим открытием. Настолько, что поиск лучшего Робеспьера в кино станет еще гораздо более трудным, чем поиск другого Дантона. Далеко не все актеры могут играть на равных с Депардье в одном кадре и вообще в одном фильме, Жерару вполне по силам подавить своей мощностью, силой и темпераментом кого угодно, но Пшоняк сумел это сделать. Ряд эпизодов с ним можно смело заносить как в учебник по актерскому мастерству, так и в пособие по работе оператора. Достаточно вспомнить эпизод в заключительной части фильма, когда мальчик зачитывает Робеспьеру выдержки из Конституции о равенстве прав. Лицо и всю игру чувств одного из вождей революции надо просто видеть, никакие слова не передадут всего, что читается на лице актера в этот момент. Мимика Пшоняка вообще крайне выразительна при внешней ее скупости, и на протяжении действия благодаря этому мы можем составить куда более полное представление о мыслях, чувствах и переживаниях Робеспьера, чем когда он начинает говорить, а словами этот персонаж не бросается. И еще, что очень важно, он оставляет после себя загадку: почему Робеспьер делает то, что делает, хотя осознает справедливость аргументов Дантона с еще большей ясностью и остротой, чем он сам? И однозначного ответа на этот вопрос нет, есть только информация к размышлению.

Самых лестных слов заслуживает в этом фильме и работа оператора Игоря Лютера. В картине масса крупных планов, каждый из которых — свидетельство высокой профессиональной подготовки и опыта в работе с камерой. Настолько вовремя поймать в кадр лицо, глаза, выражение, движение — это действительно надо уметь.

Фильм также полностью атмосферный, ты погружаешься с головой в ту эпоху, живешь в ней в течение почти двух с половиной часов, буквально проникаешься концом XVIII века. Это тем более ценно, что создатели не акцентировали специально внимание на деталях антуража, однако ты чувствуешь и ощущаешь то время.

Мощный, сильнейший фильм, который стал одним из моих любимых.

9 из 10
Оценка 1
Заголовок Друг народа
Текст реценизии Снимать исторические фильмы всегда очень рискованно. Всегда есть шанс быть оплеванным, или как минимум получать весьма нелестные отзывы и критику вроде» а вот в 1783 году тип эфеса шпаг был не такой, а чулки не могли быть красного цвета…». Но снимать такие фильмы просто необходимо. И не для того, чтобы сделать добротную иллюстрацию, а для того, чтобы показать экзистенциальную сущность процесса истории как таковой и отдельных ее эпизодов в частности.

Вайда снял по современным меркам вполне добротную историческую ленту про революционера без страха и упрека, чистейшего сердцем и преданнейшего друга народа. Другое дело, что говоря об этом фильме, нужно еще учитывать тот контекст, в котором он был создан… А это просоветская Польша, где всегда с оглядкой на СССР «УРА революции» и не может быть никаких сомнений в том, что революции нужны жертвы, кровь, что невозможно добиться счастья для народа не пролив не единой слезинки младенца… Вайда рисковал и очень сильно.

Что же касается художественных достоинст ленты то они, как говорится, налицо: безупречный актерский состав (причем интернациональный), великолепный Депардье, еще молодой и даже вполне симпатичный, отличный «антураж» — костюмы, декорации (причем заметно, что многое снималось на натуре и по-настоящему в тех местах, где происходили описываемые события — например тюрьма Консьержери — это действительно снимала ТАМ, поскольку я сама была в этом теперь уже музейном учреждении совсем недавно).

В целом — хорошее историческое кино, конечно, без того привкуса политической остроты, каким оно обладало в те далекие 80е годы, но зато с отличной выдержанностью, почти как хорошее французское вино…
Оценка 1
Заголовок «Даю им три месяца…»
Текст реценизии Интересное кино. Хотя, возможно, и не для всех. Но не в плане каких-то художественных решений и пр., а просто в силу совершенно конкретной тематики. Может же кому-то не нравиться историческое кино, практически полностью лишенное каких бы то ни было лирических и т. п. отступлений? Думаю, вполне.

Я не из их числа, поэтому и говорю: было интересно. Тема благодатнейшая, считаю. Французская революция — это же как образец для сравнения/подражания. Тенденции, закономерности, последствия, итоги, движущие силы, в конце концов, и, разумеется, вершители судеб — люди, волею судьбы в одночасье вознесшиеся вдруг к самым вершинам, чтобы потом столь же стремительно рухнуть в пропасть. Величественно, что и говорить. «Я славно пожил, я видел небо!»

Мне лично, конечно, трудно было смотреть это кино без того, чтобы не проводить практически ежеминутно какие-то параллели с аналогичными во многом (хоть и более поздними) событиями в нашей стране. А это же целая бездна размышлений! Собственно, достоинство, главное достоинство картины, мне кажется, в том и состоит, что ты целиком погружаешься в атмосферу (если не сказать круговорот) тех дней. Процессы, поступки, слова отдельных личностей, их значение для страны в целом, народа и, в то же время, для них самих. Будоражит просто!

Ж. Депардье, конечно, хорош! Фактурный дядька. Эта его уверенность в собственной неприкосновенности, особенности, вдруг сменяющаяся едва ли не апатией, покорностью и равнодушием ко всему. Красиво смотрится. И страшно в то же самое время. Потому что понимаешь: управлять лавиной, бушующим потоком невозможно. Сегодня — ты, завтра — тебя. И только так. Закон! В картине эта идея передана исчерпывающе полно и более чем убедительно. Что может быть остроумнее, чем смертный приговор, вынесенный тобою же созданным Трибуналом? Браво!

Единственное, что напрягает, скажем так, в картине — это необходимость хотя бы минимальной теоретической подготовки. Иначе, подозреваю, будет сложно разобраться во всех тонкостях хитросплетений политических интриг Франции конца XVIII века.

Думаю, отсюда мои

7 из 10
Оценка 1
Заголовок Ты последуешь за мной, Робеспьер!
Текст реценизии Совершенно случайно нашёл данный фильм, когда в очередной раз перечитывал любимую книгу Альберта Манфреда «Три портрета эпохи Великой Французской революции» и загорелся желанием увидеть на экране киноленту, связанную с той эпохой.

Фильм Анджея Вайды оставил после себя глубочайшее впечатление, подогреваемое игрой замечательного и талантливого Жерара Депардье и не менее гениального Войцеха Пшоняка в роли Максимилина Робеспьера. Лента затрагивает лишь отрывок с той Великой эпохи преобразований и безумия, карающего всех подозрительных и не только. В частности, речь идёт о Жорже Дантоне. Прекрасная режиссура и актёрская игра затмевает некоторые недостатки фильма, а именно небольшое, как мне кажется, искажение истории. На самом деле, я думаю, каждый художник, а здесь это Анджей Вайда, в некоторой степени представляет на наш суд историю Франции 1794 года в своём личном видении, нежели написанное в исторической литературе. Но не это главное, что можно выделить в этом фильме.

Мы видим непримиримое противостояние бывших друзей, вождей Якобинского блока, хитросплетения многочисленных интриг, в которых порой нельзя разобраться и более полно их представить без некоторой исторической подковоннасти. Я думаю, Вайда именно на это и расчитывал, когда создавал свою неповторимую ленту. Он хотел показать трагедию через историю Дантона, что высокие идеалы, к которым стремились лидеры революционного правительства невозможны в реальной жизни. Те противоречия, которых они не замечали на первых волнах Великой революции в борьбе в внешними врагами государства, с феодалами, богачами, наживавшихся долгие годы на труде простого люда, открылись во всей своей сути после полного их устранения. Слепая и яростная война с феодализмом, с королём Людовиком затмевала внутренние проблемы Якобинцев и лишь когда Гильотина скосила всех врагов, произошёл раскол Якобинского блока и превратил его в революционно-демократическую диктатуру Робеспьера.

Именно об этом и повествует этот великолепный фильм на примере Жоржа Дантона, одного из отцов революции и идейного её руководителя. Мы видим, к чему приводит непримиримая вражда и непонимание своих целей, слепое им следование и позднее осознание(этого в фильме, к сожаление, не раскрывается), что революция, все её жертвы и блага на самом деле привели к возрождению иной буржуазии, лишь нашедшей новые пути обогащения. В фильме через, на мой взгляд, гениальную игру Войцеха Пшоняка, показана часть трагедии Максимилиана Робеспьера, вождя революции и его идеологов Сен-Жюста, Кутона, Леба… Человек дела, человек действий, а не слов, Робеспьер считал, что солнце всеобщего равентсва и краха буржуазии вот-вот наступит, что пять лет революции прошли не зря, но на пути встали его друзья, выступавшие за отмену террора, проводимого Комитетом общественного спасения и Революциолнным трибуналом. Фильм раскрывает всю продажность системы Трибунала, его хамскую, попирающую любые человеческие права, тактику, проводимую прокурором Фукье-Тенвиллем.

В этой незабываемой картине мы видим Робеспьера тираном, деспотом, не знающем цены человеческой жизни, человеком, в котором иногда пробивается луч жалости и стремеления всё-таки спасти своих бывших соратников-Дантона, Демулена, Филлипо — от страшного изобретения доктора Гильотена. Знающий историю зритель поймёт, что слова Дантона, указанные в заголовке данной рецензии, окажутся пророческими. Фильм о Друге народа, о силе человечекого стремления к свободе и справедливости, о мужестве и… неимоверной жестокости.

Фильм, который должен увидеть каждый уважающий себя человек. Мне жаль, что на такой фильм мало рецензий. Спасибо тем, кто также написал отзыв на этот фильм, о котором я могу говорить бесконечно. Спасибо Анджею Вайде, Депардье, Пшоняку за эту картину.

Вне всякого сомнения, ставлю

10 из 10