Жил отважный капитан (1985)
(1985) 18+
О фильме
1944 год. Девятнадцатилетний лейтенант Анастасий Чижов (или попросту Тося), потомственный капитан, принимает командование военным сторожевым кораблем «Зверь», несущим службу в Северном море. До войны маленький «Зверь» был мирным рыболовецким траулером. Война заставила его сменить профессию, установила на него пулеметы и пушку, вооружила глубинными бомбами. Рыбаки, плававшие на «Звере», теперь стали матросами и офицерами военно-морского флота. И море, кормившее бесчисленные поколения поморов, тоже стало иным. Косяки трески ушли куда-то в другие места, где не рвались глубинные бомбы и снаряды, где не было войны. Первый выход «Зверя» в море оказался успешным: тогда был сбит вражеский самолет
Подробная информация
Страны производства фильма
- СССР (Сентябрь 1985) - 0
- СССР (4 ноября 1985) - 0
Участники съемочного процесса
- Режиссер - Рудольф Фрунтов
- Актеры - Александр Кулямин
- Актеры - Маргарита Сергеечева
- Актеры - Игорь Ясулович
- Актеры - Андрей Гусев
- Актеры - Юрий Дуванов
- Актеры - Василий Петренко
- Актеры - Клара Лучко
- Актеры - Владимир Дружников
- Актеры - Петр Любешкин
- Актеры - Светлана Коновалова
- Актеры - Александр Январев
- Актеры - Владимир Носик
- Актеры - Баадур Цуладзе
- Актеры мама Таси - Светлана Старикова
- Актеры отец - Юрий Гусев
- Актеры офицер-союзник - Федор Смирнов
- Актеры парикмахер - Валентина Березуцкая
- Актеры офицер в штабе - Анатолий Веденкин
- Актеры начхоз - Анатолий Голик
- Актеры Дуся Слонимская - Галина Комарова
- Актеры офицер в штабе - Григорий Маликов
- Актеры офицер у скульптора - Дмитрий Матвеев
- Актеры старший лейтенант - Алексей Никульников
- Актеры офицер в штабе - Владимир Протасенко
- Актеры майор на почте - Геннадий Юхтин
- Актеры мальчик-возница - Владислав Галкин
- Сценарист - Светлана Кармалита
- Оператор - Олег Мартынов
- Композитор - Михаил Зив
- Художник постановщик - Виктор Зенков
Тэги фильма
Великая Отечественная война
Рецензии пользователей
Оценка | 1 |
Заголовок | Таран |
Текст реценизии | Фильм о войне. Но не «ещё один», каких много и «до», и «после». Я думаю, такой фильм мог появиться только в «Перестройку», на уже почти забытом нами, затянувшемся сломе времён. Когда на поверхности забродившего, переливающегося через край общественного сознания стали всплывать «неправильные», «некрасивые» понятия, желания, явления. Шлюзы были подняты, и хлынувший мутный поток «гласности», подгоняемый «ветром перемен», накрыл с головой и наше кино. Сверкающий в лучах славы героизм советской эпохи оказался подтопленным и мрачным, как сгоревший корабль. И Великая Отечественная война в его дыму предстала не идеологической, не смертельной схваткой добра и зла, а взаимной, обоюдоострой бедой, личной трагедией каждого «маленького человека» с «маленьким автоматом», как в стихотворении Р. Рождественского. Но если до этого такому в бою «упавшему некрасиво, неправильно» маленькому человеку «на всей земле не хватило мрамора, чтобы вырубить его в полный рост», то теперь не до мрамора. Фильм словно скрежещет старым железом, но не героически, а почти нелепо, несуразно, перемалывая жизни и судьбы людей, оказавшихся в ржавых шестернях русской войны. Где всё не по уму, всё на пределе, всё за счёт душ человеческих. За счёт женщин, оставшихся на берегу, рвущих жилы в неимоверном, каторжном труде и боли сердечной. Даже таких «маленьких», как Тася Желдакова (Рита Сергеечева). И где женщины это прежде всего «бабы», все без исключения. Нелепо? Да. Деревянный город, словно построенный в жертву пожару войны, «боевые» суда, «что слону дробина». Командование, на всякий случай посылающее на неминуемую гибель. «Отважный капитан» Тося, который слабее и трусливее девочки-ленинградки Таси, живущей за занавеской на лестнице в его доме. Тася на голову меньше него по росту, но кто из них капитан? Она словно подняла своего Тосю из ниоткуда для себя и своей отважной любви. Великой по-настоящему. Кажется, эта роль самая трагическая в судьбе Маргариты Сергеечевой. Пожалуй, кроме роли самой себя, в своей жизни. В этом фильме на Тасины Ритины плечи легло слишком многое, слишком. Вся истина, вся искренность, вся сила, вся красота, какие есть в фильме. И это видится чересчур жестоким со стороны людей, которые её окружают в фильме и в жизни. Наверное, впервые главные герои «её» фильма, фильма с её участием боль и одиночество. В 22 года, а столько Рите в год выхода фильма, такая глубина переживаний, такое сострадание, почти до разрыва души это слишком рано. Но в фильме война. А на дворе «Перестройка». Вновь «порвалась цепь великая» скованных ею, «связанных одной целью», ударила в обе стороны, рассыпалась по звёнышку. И фильм получился отчасти пророческим. Словно чёрным отражением, антиподом более ранних фильмов Р. Сергеечевой, той же игрой, но уже за тёмные силы, против образов Риты, когда правила формирует зло, а не добро, как всплывает подводная лодка с намалёванным черепом рядом с корабликом в пустынном северном море, а база и береговые посты не отвечают за соделанное. И Рите надо противостоять всему и всем в одиночку. Идти на таран, в котором не будет выживших. Даже само участие в такой игре начинает казаться спорным, а победа, которой пробует оборваться фильм, неочевидной. «Не смотри! Там ничего нет! Нет там ничего!» последнее, что кричит Тася в фильме, в ужасе бросаясь закрывать глаза своему инвалиду, которые не закрыть, потому что они не с ней, они не чувствуют её рук, они чужие до глубины души, из которой смотрят. И любая жертва с любой стороны в фильме выглядит напрасной. Эффектно? Нет. Тася первая из нас стала задыхаться в дыму, сидя в лодке, такова последняя сцена в фильме: «Греби, греби отсюда!» И так хочется вместе с ней. 9 из 10 |