Девять жизней Нестора Махно (сериал) (2006)

(2006) 18+


О фильме

Подробная информация

Слоган
Страна Россия, Украина
Жанр драма, история
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире
Премьера в России 6 июля 2007
Релиз на DVD 30 сентября 2008, «Русское счастье»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 12
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 12 лет
MPAA
mpaa
Время 615 мин.
Рейтинг Кинопоиска 7.695 / 1280
Рейтинг IMDB 5.70 / 27
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Кирилл Плетнёв, Павел Деревянко, Олег Примогенов, Николай Каптан, Даниил Белых, Ада Роговцева, Владимир Андреев, Виктор Сарайкин, Анна Слю, Лидия Оболенская
Роли дублировали
Режиссер Николай Каптан
Сценарий Виктор Смирнов, Игорь Болгарин
Продюсер Виктор Приходько, Владимир Досталь
Композитор Павел Крахмалев, Игорь Мельничук
Художник Петр Корягин
Оператор Олег Маслов-Лисичкин, Игорь Примисский
Участники съемочного процесса Елена Бондарева-Репина, Владислав Пупков, Кирилл Плетнёв, Павел Деревянко, Петр Миронов, Сергей Романюк, Валерий Шалыга, Владимир Башкиров, Олег Примогенов, Александр Кобзарь, Сергей Малюга, Владимир Кокотунов, Виктор Приходько, Павел Крахмалев, Игорь Мельничук, Петр Корягин, Борис Георгиевский, Валерий Легин, Николай Боклан, Станислав Боклан, Борислав Борисенко, Леся Самаева, Николай Каптан, Андрей Журба, Василий Ивашина, Виталий Семенцов, Александр Светляков, Игорь Тимошенко, Виктор Андриенко, Василий Юрченко, Вячеслав Василюк, Лилия Майборода, Сергей Сипливый, Олег Коваленко, Вячеслав Сланко, Анатолий Помилуйко, Евгений Князев, Максим Браматкин, Людмила Смородина, Анатолий Зиновенко, Виталина Библив, Андрей Шарапов, Игорь Старосельцев, Юрий Рудченко, Владимир Заднепровский, Денис Гранчак, Иван Марченко, Александр Игнатуша, Александр Фоменко, Ярослав Гуревич, Анна Уколова, Андрей Павленко, Ирина Новосаденко, Игорь Назаров, Александр Безсмертный, Валерий Шептекита, Сергей Кучеренко, Даниил Белых, Игорь Крикунов, Олег Маслов-Лисичкин, Игорь Славинский, Николай Бутковский, Игорь Писный, Ада Роговцева, Александр Жуковин, Владимир Кузнецов, Леонид Марченко, Наталия Солдатова, Сергей Гаврилюк, Юрий Молчановский, Владимир Досталь, Владимир Андреев, Виктор Смирнов, Николай Бондарь, Александр Бойко, Евгений Романенко, Константин Костышин, Владислав Мамчур, Анна Расстальная, Александр Данилевич, Григорий Боковенко, Юлия Васильева, Виктор Сарайкин, Сергей Стрельников, Анна Слю, Игорь Гнездилов, Игорь Болгарин, Виктор Щур, Владимир Коляда, Александр Логинов, Владимир Мовчан, Олег Роенко, Олег Треповский, Виктор Алдошин, Арсений Ковальский, Александр Перков, Лидия Оболенская, Владимир Демиденко, Алексей Троцюк, Александр Тарелко, Игорь Примисский, Сергей Бойко, Федор Ольховский, Сергей Сорокин, Юрий Комиссаров, Андрей Пархоменко

Премии фильма

  • Золотой орел, 2008 год (ru) - Лучший телевизионный сериал (11 серий и более) — «ДОМ ФИЛЬМ»

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Гражданская война

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Любо братцы, любо!
Текст реценизии Сериал довелось посмотреть сразу после прочтения книги А. Веллера о Н. И. Махно. Личность этого человека последнее время интересует многих людей, ведь после многолетней советской пропаганды большинству обывателей известно о Махно лишь как о разбойнике и стихийном бунтаре, что, естественно, не так, по этому и пытаются люди докопаться до правды. Кто же был этот Нестор Махно, за что боролся?На этот вопрос пытается ответить сериал 9 жизней Нестора Махно.

Начало 20 века выдалось очень непростым, особенно для нашей страны. В момент, когда стало очевидным-надо ломать старое, возник вопрос: но какое общество строить вместо старого?Выбор из политических теорий был действительно велик, но Нестор Иванович свой выбор сделал еще юношей. Большинству современных обывателей думается что во время гражданской войны противостояние шло между двумя сторонами-большевиками и монархистами. Но мало кто знает что огромную роль в свершении Революции 1917г играли анархисты. Анархизм-политическая идеология, основанная на одной простой идее- институт государства и капитал являются гегемонами и угнетателями человеческой личности и для построения свободного и справедливого общества его нужно уничтожить. Свободолюбивому Махно идея Свободы вместо диктатуры царей или большевиков пришлась по душе.

Сериал с задачей показать более менее правдоподобный исторический портрет Нестора Махно в принципе справился. Но с некоторыми оговорками о которых чуть позже. Сейчас о плюсах. Не взирая на малобюджетность сериала видно-сделан он с душой. Именно с душой. Это пронизывает каждую серию, каждый диалог. Где то что то выполнено корявенько, где то батальные сцены подкачали, но в целом сериал очень неплох. Невзирая на трагичность происходящего на экране, сражения и смерти, авторы сериала разбавляют действо неплохим душевным юмором. Чего только стоит образ незатейливого пушкаря перевербованного Батькой. Отдельно хочется похвалить Павла Деревянко. Теперь при упоминании о Махно вспоминаю именно его образ в сериале.

Теперь о минусах. Без них никуда. Во первых, непонятно, отчего Махно показан полуграмотным,«нахватавшимся по верхушкам». Достаточно прочитать его воспоминания, чтобы понять-он был убежденным анархо-коммунистом, неплохо подкованным в теории. В сериале показали что первое знакомство с теорией анархизма у Махно произошло в тюрьме. Но это не так, еще до попадания в тюрьму Махно состоял в анархической революционной организации «Союз вольных хлеборобов»,занимавшейся экспроприациями. В тюрьме он лишь отточил идеологическую направляющую, благо учителя в тюрьме у него были хорошие.

Далее, непонятная, исторически неподкрепленная линия с исчезновением жены и ребенка Махно, якобы убитых его соратником Ф. Щусём. И потом, в сериале этого самого Щуся закалывают селяне, хотя известно что он погиб в сражении с белыми. Вот так вот. Видимо, авторы сериала испытывают некую неприязнь к этому персонажу.

В итоге что мы имеем. В принципе, несмотря на исторические неточности, очень и очень неплохой исторический сериал о великом Человеке, всю жизнь отдавшему борьбе за Свободу и простых людей. Хотя бы за то, что показали этот образ не в дурном свете, как это делали в СССР, уже спасибо. Всем кто интересуется гражданской войной и личностью Нестора Ивановича Махно рекомендую!

8 из 10
Оценка 1
Заголовок «Батька» в новой интерпретации
Текст реценизии Скажу сразу, что оцениваю фильм исключительно по внутренней составляющей, то есть по содержанию, а не по спецэффектам. И в этом плане фильм бесспорно удался.

Сценарий хороший. Все события, отображенные в фильме соответствуют исторической действительности и хронологии. Но главную часть фильма занимает персона Нестора, т. е. Павла Деревянко. Именно в этом фильме я познакомился с этим великолепным актером и именно после этой ленты он попал в число уважаемых мною деятелей кинематографа. Он так вжился в роль «батьки», что потом, когда читаешь книги про Нестора Махно он намертво ассоциируется с Павлом Деревянко.

Режиссер и сценаристы смогли в полной мере отобразить образ личности Нестора Махно на фоне эпохи, показать его разным. Мы видим Нестора Ивановича отважным революционером, готовым бросится в самое пекло битвы, грамотным и состоявшимся идеологом анархизма, любящим отцом и мужем, и наконец, просто человеком, готовым идти до конца ради своих принципов и идей. Чем вам не пример для подражания? Отображение личности Махно под разным углом, позволило сделать фильм интересным для разных категорий зрителей. Его могут смотреть как простые любители кино, так и люди, интересующихся историей. Так же фильм имеет большое значение и для формирование взглядов на историю, так как это первый после развала СССР фильм про Махно, в котором его не называют «бандитом» и «контрой».

Фильм мне очень понравился. Только вот немного жаль, что начался он уже с описания Махно-революционера. Было бы неплохо показать его детство. А для исторического, украино-российского сериала с небольшим бюджетом — очень хорошо!

9 из 10.
Оценка 1
Заголовок Анархия = хаос.
Текст реценизии В обыденном смысле анархию мы понимаем как хаос, а хаос понимаем как беспорядок. Беспорядок вызовет децентрализацию системы и уничтожения старого порядка, хаос — это отсутствие каких-либо ограничений и стеснений, можно сказать, что это абсолютная свобода, которая меняется в бесконечно изменяющихся и неустойчивых структурах. Чтобы получить новый порядок, необходимо разрушить все формы порядка. Хаос придает форму новому порядку. Государство это последняя форма порядка. Таким образом можно заключить, что анархия это новый порядок. Или как сказал Прудон «свобода-мать порядка».

Этатисты высмеивая анархистов, постоянно спрашивают, так что ж придет на смену государства? Анархисты не знают что будет вместо государства, но точно уверены, что это «нечто» будет порождено свободой.

Наконец то я посмотрел этот сериал. Остался доволен. Ставлю этому фильму 10 из 10, только за саму идею. Плюс неплохо поставлен, с хорошей игрой актеров и подробным биографическим сценарием.

Спасибо авторам за хорошо проделанную работу.
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии -Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля,
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы.
Лермонтов «Бородино»

Всем известно, что 20-й век выдался ох каким непростым для русского народа. Но почему-то исторически сложилось так, что в это тяжелое время воинствующего атеизма и тотального террора в России жили сильные духом люди, настоящие патриоты своего отечества, люди, которые не боялись отстаивать свои принципы, а если и ошибались, то платили за свои ошибки собственной кровью. Неизвестно, что было сейчас с нами, если рядом с нами не было бы их — Титанов, на чьих плечах держится мир. Памяти одного из таких людей и посвящен фильм «Девять жизней Нестора Махно».

Этот фильм я посмотрела совсем недавно по совету знакомых. И не разочаровалась в своём выборе. Во время просмотра, я по-настоящему погрузилась в ту эпоху, в которой мне, к счастью, жить не довелось, но, увы, тень которой и сегодня лежит на судьбах многих людей. Этому способствовали следующие факторы.

- Во первых, историческая основа фильма. Хороший сценарий, сильные диалоги. Четко идущая сюжетная линия. Правда, одноименную книгу я не читала, но думаю, что сценаристы во многом на нее опирались. События освящаются с нескольких сторон, и зритель может сформировать свое независимое мнение.

- Во вторых, качественная игра актеров. Павел Деревянко, играющий Батьку Махно, не может оставить равнодушным. Колоритный, и немножечко наивный украинский акцент, выразительная мимика, походка, убедительный взгляд. Герой меняется, меняются его взгляды, меняются жизненные обстоятельства, но основа остается та- любовь к своей родине. В одном из эпизодов, когда крестьяне убивают одного из соратников Батьки, у его спрашивают, будет ли он мстить, Махно отвечает: «Да вы шо, братцы. Махно з силянами не воюе. ». И столько боли было в голосе Павла Деревянко-Махно, и столько отчаяния, что не поверить было нельзя- это действительно его война, его потеря. Также мне очень понравилась мать Махно, его соратники, жены, белогвардейские, большевики и, конечно же, товарищ Троцкий — настоящая «большевицкая сволочь».

-В третьих, музыка. Ненавязчивая, но оригинальная, напоминающая степные мотивы. Очень подходила к происходящему в кадре.

- В четвертых, сама картинка. Так как я не раз была на Украине, приятно было видеть знакомые пейзажи: бескрайние степи, красивые маленькие деревни и рощи. Не скажу, что батальные сцены меня впечатлили, но, по крайней мере было реалистично. А еще бы хотелось отметить работу костюмеров. Шикарные папахи и яркие платки я запомнила.

Ну вот, кажется и все, что я хотела написать по поводу этого фильма. Большое спасибо всем, кто принимал участие в его создании. Рекомендую посмотреть эту кино-эпопею всем, кто интересуется историей и неравнодушен к судьбе Отечества, а также всем тем, у кого родные участвовали в тех событиях. Не пожалеете!
Оценка 1
Заголовок Занималась алая заря…
Текст реценизии Фильм прошел на телевидении два года назад. Двенадцать серий. Никакой «воды», ничего, что режиссер придумал бы «от себя», всё строго соответствует биографии легендарного батьки, человека, оставившего кровавый, но вместе с тем выдающийся след в нашей истории. Снято по известным фактам, конечно, как было на самом деле теперь не узнает никто, но биографии создатели экранизации придерживались строго, за что им огромное спасибо.

Я скептически воспринимаю наши исторические сериалы, все, кроме одного. «Девять жизней Нестора Махно» это очень красивый, динамичный фильм, который я не могу назвать сериалом. Интереснейший фильм-иллюстрация удивительной, непростой жизни, преданного своей идее до последней минуты, анархиста.

Итак, собственно, фильм.
Тяжелый для восприятия, заставляющий думать, осмысливать, и самое главное, сопереживать людям того времени.
В первую очередь хочется отметить игру актеров. Всех. Начиная с талантливого молодого Павла Деревянко, так органично вписавшегося в роль батьки Махно, и заканчивая массовкой.

Павел Деревянко сумел преподнести образ атамана так, что начинаешь видеть в нем не кровожадного бандита-революционера, а человека, болеющего душой за свой народ, который пытается сделать жизнь народа лучше. Любыми методами. Где-то жестокими, дерзкими методами, но он пытался сделать лучше для простых людей, крестьянства. Для России это было ново, Махно был тем, кто попытался сломать давно устоявшиеся на Руси каноны жизни, законы. Пытался и боролся до последнего за свою идею. П. Деревянко сыграл великолепно. В некоторых эпизодах играя лишь взглядом, мимикой, сумел передать характер, душу, чувства Махно. Браво. На таких артистов приятно смотреть, таким актерам веришь.

Все остальные так же не терялись на фоне главного героя. Люди, сыгравшие простых селян, были искренними, простыми, настоящими.

Отдельное слово хочется сказать о языке фильма. Украинский. Но он не режет слух, не раздражает, и даже если вы не знаете украинский язык, это не станет помехой для восприятия, всё понимаешь по глазам людей, по интонации их голоса. А простонародные украинские выражения добавляют немалую долю юмора, разряжают серьёзную атмосферу фильма, без этого кино было бы мрачным, еще более тяжелым.

Композитор тоже заслуживает внимания. Буквально с первых секунд титров музыка захватывает, настраивает на особый лад, начинаешь чувствовать душу фильма благодаря музыке.

Качественный фильм. Исторический, но даже меня, человека не увлекающегося историей, очень захватил. С удовольствием пересмотрела бы еще раз.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Долго собирался посмотреть этот сериал. Честно сказать, не верил, что из затеи снять сериал на весьма спорную тематику может получится что-то смотрибельное.

И в этом я ошибся, чему очень рад. Сериал снят очень продуманно, сюжет следует историческим фактам (да, не полностью, но от ТВ ожидать большего просто глупо).

Прекрасно подобран актерский состав.

Особенно хочется выделить Павла Деревянко. На мой взгляд именно таким должен быть настоящий атаман. Немного жестокий, немного веселый, но всегда справедливый (на свой, анархический, лад естественно). Павел для меня уверенно закрепился первым номером в списке современных российских актеров.

Даниил Белых играл весьма колоритного и неоднозначного персонажа. И играл хорошо. Хотя по некоторым сведениям, Щусь не только красивые костюмы любил, но и лошадей своих в парчу и жемчуг наряжал… Думаю, сценаристы просто не рискнули настолько скатываться в треш (хотя история иногда бывает покруче любых выдумок).

Ада Роговцева — тут, как говорится, без комментариев. Гениальная актриса прекрасно смотрелась в роли простой украинской матери, чьей единственной мечтой было видеть всех своих сыновей просто счастливыми. А, главное, живыми.

Отлично смотрелся и Кирилл Плетнев в роли белого офицера. Хотя, на мой взгляд, его герою выделили слишком мало экранного времени, вследствие чего он кажется каким-то скомканным: офицер, человек чести, неутомимый и безжалостный. Но ведь он все же человек, а не робот, воюющий за царя-батюшку. Тот же Махно показан гораздо более человечным, по разному проявляя себя в разных жизненных ситуациях.

И, конечно же, хочется отметить Олега Примогенова. Его Лева Задов — просто чудо. Прямой, наивный, злой. Возможно чересчур идеалистичный (ведь не может быть настолько обаятельного главы контрразведки армии), но все же.

Прекрасные пейзажи Украины: степи, леса, реки. Красота!

Нет пафосных батальных сцен. Хотя для меня это было плюсом, уж слишком лиричен этот многосерийный фильм для мясорубки 100 на 100 тысяч.

Сериал затрагивает наиболее трагичные моменты истории русского и украинского народов. Четыре разных силы вели основные боевые действия на территории современной Украины: большевики, белые, махновцы, украинские националисты. Любой имел шанс на победу. Невольно ловишь себя на мысли, что все могло быть иначе, сделай Махно иной выбор. И очень радует, что сериал снят с максимально возможной свободой выбора для зрителя, оставляя вопрос: а кем бы был ты, родись ты тогда?

Историю не перепишешь. Но и забывать ее не стоит.

И пусть сериал лишь претендует на историчность, но общая хронология событий соблюдена четко, персонажи соответствуют своим историческим прототипам, а главное, сериал вызывает непреодолимое желание понять, а что же было на самом деле?
Оценка 1
Заголовок Анархия может стать реальностью, только если люди будут контролировать себя — это означает ответственность, наличие закона внутри себя. Анархия сможет существовать, только когда люди начнут действовать ответственно.
Текст реценизии Эх, яблочко, да ты моченое
Едет батька Махно, знамя черное…


Как-то потянуло посмотреть фильм про Гражданскую войну, но не с привычным «красно-белым» виденьем режиссёра, и в своих поисках набрёл я на «Девять жизней Нестора Махно». Да и такая повесть о легендарной исторической личности, как Нестор Иванович не могла остаться без моего внимания, и вот я начинаю просмотр. Занавес…

Мертвые с косами вдоль дорог стоят
Дело рук красных дьяволят
Мертвые с косами сбросили царя
Занималась алая заря…


И вот он скачет рыцарь с чёрным флагом наперевес, вольнолюбец, защитник крестьянства от «диктатуры пролетариата», анархист, автор величайшего социального эксперимента на территории Украины — создатель анархической республики, злейший враг всех противоборствующих сторон в кровавой пучине Гражданской войны, ведь те выступали за «сильное государство», а он, наоборот, за его полное уничтожение, озаряющий поле боя своим криком: «Свобода или смерть!», — вот он, Батька Махно. В фильме его блистательно играет актёр Павел Деревянко, и почему-то, если кто-то говорит о Махно у меня в голове возникает образ именно Деревянко, хотя и есть достаточное количесвто фото настоящего, так сказать, Махно и схожесть актёра и Батьки весьма сомнительна, но почему-то именно так…

Пароход идет мимо пристани
Будем рыбу мы кормить коммунистами
Эх, яблочко да с голубикою
Подходи, буржуй, глазик выколю…


Очень понравилось, что фильм достаточно объективен ко всем сторонам, противоборствующим в гражданской. Тут и белые, и красные, и чёрные и жёвто-блакитные показаны в нейтрально свете, то есть фильм не навязывает свою точку зрения, и это плюс. Основное внимание уделено именно проблемам, с которыми стакивался Батька Махно, когда строил анархическую республику, с точки зрения истории, конечно, тут присутствует много художественного вымысла, но общей картины это не портит, ведь это кино, а не учебник по истории. Правда, надо отметить, что некоторые исторические детали не были утеряны, это, например, и то, что загорелась ряса священнослужителя, когда крестили маленького Нестора, и его хитрый маневр с конницей и тачанками, и прочими приятными мелочами…

Эх, яблочко, куда ты котисся
Попадешь ко мне в рот, не воротишься


Революция дала Махно всё: уважение людей, любовь, власть. «Как же так? Власть?», — спросите вы. «Ведь он был анархист, и вся полнота власти должна принадлежать народу, федерации коммун, и т. д., и т. п.», — и я вам отвечу, анархия вовсе не отрицает существования власти, но эта власть должна быть основана на авторитете лидера, на его всеобщем уважении, и Махно был таким лидером. Атаман, Батька, который взял ответственность за строительство нового будущего, без чиновников, без классов и тюрем, без панов и кулаков… И в фильме это просто замечательно показано.

Вы можете сказать, что я мечтатель,
Но я не один такой
Надеюсь, что однажды вы присоединитесь к нам
И мир будет един.


И утописты, и романтики, и даже уже зрелые люди мечтают о справедливом обществе, в котором все будут равны, и во время гражданской войны в Испании (1936-1939) социальный эксперимент Нестора повторится, новые анархисты взойдут на баррикады, и так же потерпят поражение, уже под натиском фашистов и сталинистов, доказывая, что общество пока не стало на ступень своего развития выше, чтобы жить в идеальном обществе… А фильм таки хорош, только работа камеры не очень понравилась, а так всё было великолепно.

P.S. В 1936 году, во время гражданской войны в Испании, именем Махно была названа одна из военных бригад испанских анархо-синдикалистов…