Леопард (1963)

Il gattopardo (1963) 18+


О фильме

В мае 1860 года в Италии разгорается гражданская война между республиканцами, сторонниками Гарибальди, и приверженцами правящей династии Бурбонов. Князь Фабрицио ди Салина, сицилийский феодал, образованный и мудрый аристократ-интеллектуал, с пониманием и пессимизмом относится к происходящим переменам.

Поэтому, когда его молодой племянник Танкреди сначала вступает в ряды мятежников-гарибальдийцев, а затем становится офицером короля Савойского, дон Фабрицио не осуждает его. Сам князь Салина не хочет активно участвовать в политической борьбе. Он прекрасно осознает неизбежность происходящих больших перемен и чувствует, что его время «леопардов» и «львов» — уходит.

«Я принадлежу к уходящему классу, я свободен от иллюзий и не способен к самообману, — говорит он. Мы — леопарды, львы. Те, кто придет на смену, будут шакалишками, гиенами».

Подробная информация

Слоган Luchino Visconti's Enduring Romantic Adventure
Страна Франция, Италия
Жанр драма, история
Бюджет ITL 2 900 000 000
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 28 марта 1963
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 12
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 12 лет
MPAA рекомендуется присутствие родителей
mpaa PG
Время 185 мин. / 03:05
Рейтинг Кинопоиска 7.958 / 943
Рейтинг IMDB 8.00 / 10 533
Рейтинг мировых критиков 100
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Одну из ролей исполняет Марио Джиротти, ставший позднее известным под именем Теренс Хилл.
Первоначально на главную роль Висконти хотел пригласить Николая Черкасова, но тот не мог участвовать в фильме из-за болезни. Затем рассматривалась кандидатура Лоуренса Оливье, однако у него не нашлось свободного места в графике. В итоге студия, не посоветовавшись с режиссером, наняла Берта Ланкастера, что поначалу вызвало неудовольствие Висконти, но вскоре двум легендам удалось сработаться и даже стать друзьями.
В главных ролях Берт Ланкастер, Джулиано Джемма, Ален Делон, Клаудия Кардинале, Лучилла Морлачи, Паоло Стоппа, Ромоло Валли, Теренс Хилл, Рина Морелли, Пьер Клементе
Роли дублировали
Режиссер Лукино Висконти
Сценарий Паскуале Феста Кампаниле, Энрико Медиоли, Сузо Чекки д’Амико
Продюсер Гоффредо Ломбардо, Пьетро Нотарианни
Композитор Джузеппе Верди, Нино Рота, Винченцо Беллини
Художник Марио Гарбулья, Лодомия Эрколани, Пьеро Този
Монтаж Марио Серандреи
Оператор Джузеппе Ротунно
Участники съемочного процесса Иво Гаррани, Ида Галли, Марино Мазе, Берт Ланкастер, Джулиано Джемма, Ален Делон, Марио Гарбулья, Стелвио Роси, Джанкарло Лолли, Данте Посани, Клаудия Кардинале, Марио Серандреи, Джузеппе Верди, Анна Мария Боттини, Карло Валензано, Джузеппе Томази Ди Лампедуза, Лучилла Морлачи, Брук Фуллер, Джузеппе Станьитти, Гоффредо Ломбардо, Лодомия Эрколани, Маурицио Мерли, Паскуале Феста Кампаниле, Витторио Дузе, Нино Рота, Винни Рива, Энрико Медиоли, Пьеро Този, Ховард Нельсон Рубьен, Джузеппе Ротунно, Валерио Руджери, Паола Пишини, Лола Браччини, Паоло Стоппа, Рина Де Лигуоро, Тина Латтанци, Серж Реджани, Мари Бель, Джорджо Пес, Ромоло Валли, Теренс Хилл, Винченцо Беллини, Амалия Тройани, Галина Залевска, Оттавия Пикколо, Рина Морелли, Сузо Чекки д’Амико, Лукино Висконти, Пьер Клементе, Ванни Матерасси, Массимо Франчоза, Пьетро Нотарианни, Лу Кастель, Марчелла Ровена, Франко Гула, Лесли Френч, Анна Мария Сурдо, Кармело Артале, Джованни Мелисенда, Сандра Кристолини, Карло Палмуччи, Августо Пескарини, Розолино Буа, Олимпия Кавалли

Премии фильма

  • Оскар, 1964 год (us) - Лучшая работа художника по костюмам (цветные фильмы)
  • Золотой глобус, 1964 год (us) - Самый многообещающий новичок среди мужчин (Ален Делон)
  • Каннский кинофестиваль, 1963 год (fr) -

Страны производства фильма

  • Италия (28 марта 1963) - 0
  • Франция (Май 1963) - 0
  • Франция (14 июня 1963) - 0
  • США (15 июля 1963) - 0
  • Португалия (7 октября 1963) - 0
  • Австрия (Ноябрь 1963) - 0
  • Германия (ФРГ) (8 ноября 1963) - 0
  • Испания (16 декабря 1963) - 0
  • Япония (18 января 1964) - 0
  • Финляндия (14 февраля 1964) - 0
  • Швеция (31 марта 1964) - 0
  • Турция (12 января 1965) - 0
  • Дания (2 марта 1965) - 0
  • Германия (ГДР) (7 января 1966) - 0
  • Италия (9 мая 1969) - 0
  • Италия (16 июня 1972) - 0
  • Италия (5 июня 1974) - 0
  • Италия (25 марта 1976) - 0
  • Италия (28 мая 1981) - 0
  • Италия (2 июля 1983) - 0
  • Финляндия (13 апреля 1984) - 0
  • Швеция (18 октября 1985) - 0
  • Великобритания (Ноябрь 1991) - 0
  • Германия (31 марта 1993) - 0
  • Бельгия (29 мая 1996) - 0
  • Великобритания (2 мая 2003) - 0
  • Франция (10 декабря 2003) - 0
  • США (13 августа 2004) - 0
  • Греция (2 октября 2004) - 0
  • Япония (30 октября 2004) - 0
  • Нидерланды (23 декабря 2004) - 0
  • Гонконг (13 мая 2005) - 0
  • Индонезия (1 июня 2005) - 0
  • Португалия (2 февраля 2006) - 0
  • Греция (27 сентября 2007) - 0
  • США (30 июня 2009) - 0
  • Франция (Май 2010) - 0
  • США (Июнь 2010) - 0
  • Чехия (Июль 2010) - 0
  • Великобритания (27 августа 2010) - 0
  • Франция (1 октября 2010) - 0
  • Франция (1 декабря 2010) - 0
  • Польша (18 февраля 2011) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1860-е, 1870-е, 19-й век, Аристократия, Армия, Астроном, Бал, Битва на мечах, Битва рука об руку, Бой, Буржуазия, Вальс, Ванна, Взрыв, Вилла, Винтовка, Военная жестокость, Гарибальди, Голосование, Гражданская война, Граф, Дворец, Драка, Жестокость, Званый обед, Знатность, Имение (поместье), Историческая фигура, История Италии, Италия, Итальянский солдат, Кавалерия, Казнь, Карта, Классовые различия, Кремневый пистолет, Кремниевое ружье, Крестьянин, Кровать с четырьмя столбиками, Лошадь, Любовь, Меч, Мушкет, Невеста, Нобль, Нувориш, Обязательство, Оппортунист, Осада, Отношения кузенов, Отношения отца и дочери, Охота, Палермо, Италия, Пехота, Пистолет, Племянник, По мотивам книги, По мотивам романа, Поле боя, Политика, Поцелуй, Поцелуй во время секса, Предложение вступить в брак, Приданое, Принудительный брак, Принц, Пушка, Расстрельная команда, Ревность, Революция, Религия, Священник, Секретное общество, Секс, Семейные отношения, Сицилиец, Сицилия, Снобизм, Социальные изменения, Социальный позор, Сражение, Средний класс, Старый дом, Танец, Телескоп, Тщеславие, Штык, Эпик, Эпоха перемен, Южная Италия

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Львы уходят, шакалы остаются
Текст реценизии Блистательно!

Полутона чувств, замысловатая игра света и тени, сложные характеры героев, в которых актеры просто растворились. Книга («Гепард» Ди Лампедуза), как и ювелирно созданный по ней фильм: это такой реквием по умирающей, почти уже мифической старой Европе. С ее идеализмом, романтизмом, элегантной неспешностью, дворянской честью и аристократизмом — проигравшей столкновение с новым миром буржуазных ценностей, революциями, техническим прогрессом и жадностью нуворишей, — с самими Временем
Оценка 3
Заголовок Леопард не может сменить свои пятна
Текст реценизии В наших учебниках истории Италия теряется из виду после распада Священной Римской империи и «обнаруживается» только в XX веке с приходом к власти фашистов. Что творилось на «сапожке» в промежутке между этими эпохами ведают, разве что, историки, а для рядового человека, не связанного с музой Клио профессиональными обязательствами, события на Апеннинах прошли как-то мимо. К примеру, английскую Реставрацию мы знаем, французскую тоже, а вот итальянское Рисорджименто — нет. Дабы хоть как-то попытаться устранить эту несправедливость, можно посмотреть ленту Лукино Висконти.

Князь Салина, глава старинного именитого рода, напоминает большого красивого леопарда, лениво нежащегося под теплым сицилийским солнцем, наблюдая, как один строй сменяет другой, как место величавых и грациозных представителей семейства кошачьих занимают гиены и шакалы. Казалось бы, у него достаточно сил и власти, чтобы влиться в эту новую жизнь, однако, как гласит одна английская пословица, являющаяся переделанной библейской цитатой, леопард не может сменить свои пятна — так и Салина не может изменить своим принципам и устоям. Застряв между двумя мирами и не находя себе места ни в одном из них, князь с грустной улыбкой смотрит на происходящее, все больше задыхаясь от нехватки кислорода в обществе безнравственных нуворишей.

Ощущение невыносимой духоты пронизывает весь фильм. Пейзажи выжженной солнцем сицилийской земли, где едва ли можно найти дерево, чтобы укрыться от испепеляющего солнца, большой хронометраж, а именно три часа экранного времени, и донельзя медлительное развитие действия — все создает впечатление знойного летнего дня, когда от показателей градусника голова идет кругом. Жеманно целующаяся пара Делон-Кардинале только придает картине приторность, и ближе к концу второго часа довольно сложно справиться с дремотой, что сделать все-таки нужно, так как лента достойна того, чтобы досмотреть ее до конца.

Терзания князя Салина будут понятны любому зрителю, так как нет такого государства, где не было бы таких же выброшенных на обочину истории людей, потерявшихся в ходе судьбоносных для страны событий. «Леопард» — это своеобразный киноурок чести и достоинства, несколько затянувшийся, однако от этого не менее ценный и необходимый.

7 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Это великое полотно! Эпопея! Творение Мастера!

Фильм завораживает с первого кадра: режиссерская, операторская, актерские работы великолепны. Панорамы Сицилии воистину прекрасны. Дух тех времен и тех событий завораживают. Персонаж князя Солины исполненный Бертом Ланкасером вызывает особое восхищение: не отметить или забыть его не возможно. Висконти за этот фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля 1963 года абсолютно заслужено.

Всем киноманам смотреть обязательно!
Оценка 1
Заголовок Мы — леопарды, львы. Те, кто придет нам на смену, будут шакалишками, гиенами (фраза из фильма)
Текст реценизии Великий итальянский режиссер Лукино Висконти во многих своих фильмах экранизировал книги. «Леопард» не является исключением. Фильм снят по одноименному роману писателя Джузеппе Томази ди Лампедуза, роману, посвященному такому периоду в итальянской истории, как эпоха Гарибальди, и параллельно с этим — истории князя, дворянина старой закалки, вступающего в мучительный конфликт с окружающим миром.

Книга читается очень тяжело. Очень остро ощущается внутреннее состояние главного героя, князя дон Фабрицио ди Салина, мудрого аристократа, который осознает неизбежность перемен и не пытается себя обмануть.

Лукино Висконти блистательно воплотил книгу на экране, создав шедевр продолжительностью три часа. Неторопливый, продуманный шедевр, где все чувства, вся суть — в жестах, взглядах и чем-то невысказанном, но висящем в воздухе.

Исторические факты гласят, что Лукино Висконти пригласил на роль князя Салины Берта Ланкастера, дабы последний, являющийся голливудской звездой, проспонсировал фильм. Если им верить, то бартер режиссера и актера был более чем выгодным. Именно Ланкастер в фильме «правит балом». На его фоне меркнут абсолютно все, включая еще двух главных героев: его племянника дона Танкреди (сыгранного молодым в то время Аленом Делоном, который был любимцем Висконти) и Анжелики Седары, которую Танкреди по сюжету берет в жену (сыгранную Клаудией Кардинале). При всем уважении к данным деятелям — они на фоне князя просто теряются.

Мне в процессе фильма вспомнилась драма немецкого драматурга Фридриха Шиллера «Вильгельм Телль». Нет, история меткого стрелка из лука тут категорически ни при чем. У Шиллера в его произведении есть короткая сцена, весьма колоритно показывающая отношения старого барона с его племянником.

В шелку блистаешь, горд пером павлиньим,
Австрийский плащ пурпурный на плече…


Что-то похожее наблюдается и в отношениях князя Салины с его племянником Танкреди. Только с поправкой на эпоху: дон Танкреди примыкает к рядам гарибальдийцев. Однако это не занимает первого места в «Леопарде». На первом месте — именно внутренний мир князя, его переживания, размышления, поведение, внутренние метания. А то, что его племянник примкнул к Гарибальди, является скорее неким приемом, позволяющим подчеркнуть то, кем является князь Салина. Дон Фабрицио не принимает участия в политической борьбе, он понимающе глядит на перемены и чувствует одно: неизбежный уход того времени, которому он принадлежит. Историческую необратимость гибели своей эпохи.

Повторюсь — именно Берт Ланкастер блистательно воплотил образ мудрого феодала-аристократа. Именно он является украшением фильма и «нервом» картины. Более того — это еще сильнее подчеркивает символику названия — на протяжении всего фильма он величав, строен, нетороплив, подвижен и поразительно естествен. Когда смотришь на него, то невольно приходит на ум мысль о диких кошках — грациозных и прекрасных.

Финал фильма является открытым, хотя Висконти дает зрителю весьма четкое понимание того, что будет дальше, в словах, которые князь произносит в одной из сцен:

«Я принадлежу к уходящему классу, я свободен от иллюзий и не способен к самообману. Мы — леопарды, львы. Те, кто придет на смену, будут шакалишками, гиенами».

Однако этот момент стоит немного «обыграть». В этой фразе князя Салины отображается прежде всего то, про что уже было сказано — историческая необратимость гибели самой эпохи, к которой принадлежит дон Фабрицио. Времена меняются. С эпохой Гарибальди, по мнению князя, начнется иное время — время шакалов и гиен. К которому, судя по финальным эпизодам фильма, Танкреди, любимый племянник князя, сможет приобщиться сполна.

Однако Висконти, давая безжалостную характеристику тому, что придет на смену уходящей эпохе, все же оставляет зрителю возможность подумать и немного дать волю воображению. Именно «полуоткрытым» финалом своей картины. Пусть сама гибель эпохи неизбежна. Но в отношении самого князя Салины, Висконти оставляет и своему герою, и зрителю — свободу мышления и свободу совести.

И именно по этой причине концовка «Леопарда» многозначительна и прекрасна. Прекрасна, как пейзажи Италии 19 века, как дворцовые интерьеры той эпохи, как музыка Джузеппе Верди и Нино Рота, играющая в фильме, как звучащие в картине фразы, как, в конце концов, прекрасны главные герои Анжелика Седара, дон Танкреди и князь Салина. Концовка не бьет зрителя по мозгам, как, впрочем, и сам фильм. Ею, да и Бертом Ланкастером в последней сцене, просто любуешься. Как, впрочем, можно любоваться каждый кадром и каждым жестом в «Леопарде».

«Леопард» — это историческая драма, драма, наполненная тонким психологизмом. Что, впрочем, присуще всем работам Висконти.
Оценка 1
Заголовок Лукино Висконти — «Леопард»
Текст реценизии Фильм глубоко несчастного и вместе с тем просветленного человека. Тема, снимающего главным образом в пожилом возрасте Висконти, банальна до изумления — стареющий князь Салина занимается брачной политикой, участвуя в судьбе Танкреди и способствуя браку этого молодого аристократа с богатой буржуазной девушкой.

Да это же естественно, это история о всех дворянах и что в ней собственно кинематографического и вообще художественного? Очень многое, потому что многие сочтут историю вовсе не художественной. Это история брака по расчету, который в реальности очень часто претит молодым, культивирующим страстный брак, брак по любви, брак, часто идущий наперекор воле родителей и традиций.

Сам Лукино Висконти из этой породы молодых, проживший жизнь человека, придерживающегося нетрадиционных ценностей в частной жизни. И Лукино Висконти приходит к переосмыслению всех ценностей в пожилом возрасте — своем самом продуктивном возрасте.

Лукино Висконти в пожилом возрасте — консерватор, с высокой интенсивностью отстаивающий с помощью искусства простые традиционные ценности. И это не мировоззрение даже, а поведение князя Салина представлено нам на фоне грандиозных исторических событий — движения Гарибальди за Новую Италию. Это перекликается с современностью, когда в 63 году Висконти провидит молодежные волнения 68 года. Молодежь — бунтует и Танкреди участвует в молодежном движении, правда с характерно аристократическими легкомыслием и поверхностностью.

Пожилой князь Салина оказывается поразительно тактичным и разборчивым в ценностях вообще, способствуя Танкреди счастливо продолжить свой род, иметь семью, предоставляя Танкреди, хотя бы на экране кинотеатра все то, чего был лишен сам, оставшись на старости лет одиноким человеком. Человек нетрадиционных ценностей в своей частной жизни Лукино Висконти оставляет нам как свое духовное завещание весьма консервативное мировоззрение, что представляется крайне поучительным опытом.

Висконти поэтизирует простой в сущности консервативный подход к выстраиванию личной жизни, который часто недооценивают те, кто естественным для себя образом практикует его, зато переоценивает Лукино Висконти выступая ангелом, провозвещающем благое в консерватизме.

Лукино Висконти достоин армии поклонников благодаря своему зрелому и пожилому творчеству не предоставляющему молодых самим себе, а спасающему их судьбы от хаоса.

Фильм, в котором простые в сущности вещи прописаны с большой буквы.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Сицилия 1860-62 годов. Князь Фабрицио Салина (Берт Ланкастер) — благородный аристократ, пытающийся сохранить свою семью и отстоять привилегированный образ жизни, который на фоне бурных социальных потрясений в стране кажется становится всё более призрачным. Ценности Фабрицио не вполне разделяет его прагматичный и молодой племянник Танкреди Фальконери (Ален Делон), имеющий другие планы на статус в формирующемся новом порядке, и способный ради услады собственных амбиций пойти наперекор семье.

Снятый по одноименному произведению сицилийского аристократа Джузеппе Томази ди Лампедуза, чей роман многими был отвергнут за слишком сочувственное отношение к дворянству и чересчур пренебрежительное к среднему классу, «Леопард» стал отчасти личной картиной Лукино Висконти, который разглядел в истории Фабрицио Салина свою. Дворянин по рождению, коммунист по убеждению, Лукино Висконти был человеком вне времени, лелеявшим культуру старой аристократии, но отвергавшим свое привилегированное положение и эксплуатацию крестьянства. Направив пристальный взгляд в прошлое, настоящее и будущее, Лукино Висконти создал картину прослеживающую многочисленные политические маневры и замешательства в итальянской истории 19 Века, а также показывающую силу игры и своевременных решений, ну и конечно разоблачение идеологии подрывной буржуазии, как предвестника фашизма и общего бескультурья.

Есть две основополагающие темы в этом фильме. Во-первых, это угасание эпохи и как следствие образа жизни. Фильм «Леопард» благодаря богатому визуальному эффекту напоминает классический голливудский эпос «Унесенные ветром» как темой, так и периодом, в котором он протекает. Итальянская борьба за независимость с одной стороны и гражданская война в Америке с другой. Оба этих временных отрезка были построены на системе эксплуатации низших классов народа и в итоге привели к существенным изменениям в общем раскладе сил.

Второй темой является психологический портрет князя Салина, блестяще демонстрируемый Ланкастером. Классический лидер — альфа-самец. Его личные качества достойны восхищения. Он родился чтобы побеждать, он ценит толк в женской красоте и практически морально безупречен. Он видит яснее, чем большинство, но его образ жизни подходит к концу. Он чувствует влечение к прекрасной Анжелике (Клаудия Кардинале), но ему приходится сталкиваться с тем, что он слишком стар для нее. Но Висконти не сообщает об этом с душевными речами, и не шепчет намёками. Он направляет своих актеров, чтобы передать всё это при помощи взгляда и тонких изменений в языке тела, которые оказывают своего рода животный магнетизм, под чары которого сложно не попасть.

Визуальный стиль «Леопарда», снятый в старом добром техниколоре, связывает его с очень классическим подходом к кино, а эпизодические повествования помечают его как весьма современный фильм, большое внимание в котором уделяется динамике между группами людей, будь то различные религиозные службы, официальные обеды и, конечно же, завершающей всё это почти часовой бальной феерией, символизирующей развенчание дворянства в обмен на буржуазию. Эстафета символически воплощенная в долгий танец, в котором дворяне и буржуазия совместно обитают в одном пространстве, а также наблюдают за объединением двух классов в лице Танкреди и Анжелики, сменяется силуэтом Фабрицио Салина — скользящего подобно тени по залам особняка и находящего своё место в библиотеке, где весьма символично его образу предстаёт картина Жана Батиста Грёза «Наказанный сын», дающая возможность ему найти себя одним из основных героев полотна. Фабрицио чувствует приближение смерти. Понимает, что его время прошло. Он больше не является частью этого мира. Он ведёт хронику объявленной смерти. Пока смерти не физической, но уже душевной. Наблюдая за жизнью князя, его идеями, мыслями, желаниями, печалями он не дал понять ничего о своих эмоциях. Но уже слишком поздно. Подобно прустовским поискам утраченного времени Фабрицио Салина, блеснув в последний раз своими роскошными бакенбардами, растворяется во тьме узких улочек, оставив позади себя лишь отзвуки бесед, дуновения ароматов и осыпавшиеся лепестки воспоминаний длиною в целую эпоху, где «время ускользает в краткий миг между сном и пробуждением».

«Леопард» — это не история о добре и зле, это выразительный портрет человечества со всеми его недостатками, имеющими место вне времени. «Леопард» является абсолютным праздником для глаз, красочной палитрой, где каждый кадр выглядит как экспрессионистское полотно 19-го века, где кисть художника фиксирует мельчайшие детали, будь то оригинальные оттенки красного у солдат Гарибальди, или восстановленные красоты фресок и дворцов в сицилийском ландшафте. Уникальный визуальный стиль Висконти, переполненный эстетизмом в каждом кадре, сделал «Леопард» одним из выдающихся произведений в карьере прославленного итальянского мэтра, демонстрирующего не только богатый исторический эпос, но и современный подход к истории, где прошлое и настоящее образуют сложный узор, уносящий вперёд.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Всему этому должен был бы прийти конец, однако все останется таким навсегда, разумеется, речь идет о доступном человеку «навсегда», то есть на сто, на двести лет… а потом все будет по-другому, но еще хуже. Мы — леопарды, львы; те, кто придет на смену, будут шакалишками, гиенами; но все мы, леопарды, шакалы и овцы, — будем по-прежнему считать себя солью земли.

Джузеппе Томази ди Лампедуза «Леопард»

Замечательный фильм, благодаря которому я обратил внимание на творчество Джузеппе Томази ди Лампедуза — очень, кстати, достойного автора.

В отличие от литературного первоисточника Висконти не стремится рассказывать историю о гордом князе Салине, который жил в эпоху Рисорджименто и очень переживал стремительные перемены в социальной жизни, не находя себе места в формирующемся «новом прекрасном мире».

Для Висконти, славящегося своим происхождением этот фильм — акт примирения между его аристократическими корнями и коммунистическими взглядами. На примере князя Салины и его племянника Танкреди Висконти, режиссер отлично показывает различное отношение к жизни и материальным ценностям. Висконти показывает нам насколько сложными были взаимоотношения среди итальянской аристократии, но выводы, остается делать зрителю.

В этом весь Висконти. Он просто создает «идеальную картинку» из жизни другой эпохи, и при этом мы можем соотносить ее с современностью и вопросами социальной справедливости в Европе 20 века. В то же время, можно затаив дыхание следить за прекрасным костюмным историческим фильмом.

Нужно сказать, что все актеры сыграли прекрасно — по другому у Висконти не происходит. Но фильм стал бенефисом для Ланкастера. Пожалуй, таким одухотворенным и неразрывно связанным с образом, он не представал еще ни в одном фильме (а ведь мы говорим о голливудской звезде у которого за спиной был уже не один десяток успешных киноработ).

Висконти демонстрирует мастер-класс по созданию костюмных психологических драм. Все то, что только прослеживалось в его «Чувстве» заиграло яркими красками в «Леопарде».

Думаю, это самая лучшая киноработа Лукино Висконти.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок «… если мы хотим, чтобы всё осталось как есть, нужно, чтобы всё изменилось».
Текст реценизии Если бы я мог сравнить кино с настоящим искусством, из всех увиденных картин выбрана была бы эта, поспорить с которой может только наша Война и Мир.

… сильнейший фильм о переменах и чувствах ушедшего времени, о семье и особой атмосфере Сицилии, склонной как к насилию, так и сладостной неподвижности, когда губительно красиво и чисто, пыльно и душно, где норма жизни еще безупречна и не испорчена, когда запах революции свеж и привлекателен, но переменчив, а бедность покорна и не лишена достоинств, и не нуждается в плохих советах. Изысканная ностальгия Лукино Висконти, тем не менее, признающего ход жизни, что неизбежно всё должно меняться, но всё останется по-прежнему, только хуже.

- Я сделал важное политическое открытие, знаете, что происходит в стране — ничего, всего лишь неизбежная смена классов… Мы не слепы, мы просто люди, что живут в меняющемся мире, мы как водоросли, что колышутся под набегающими волнами…

… всё в лично высказанных подробностях художественной картины перфектциониста, осуществленный шедевр в наследие веку следующему, прошедшего под бой всепоглощающей политической игры, технического прогресса и социальных утопий. Под бой, который кажется не прекращается, после роскошного и затянувшегося бала, где изящно красиво двигаются люди, в черных и вечерне белых платьях, а тот кто старше, с размеренностью благородного хищника безнадежно спокойно делится своей мудростью, похоже влюбившись в смерть.

- Я принадлежу к уходящему классу, безнадежно испорченного прошлым режимом, и у меня нет иллюзий… Мы леопарды, львы, а наше место займут шакалы, гиены. Но все мы: леопарды, шакалы и овцы, будем считать себя солью земли.

… и эта тройка Берт Ланкастер, Алан Делон, Клаудия Кардинале идеально вписывается в тот умирающий романтизм перед событиями новых ценностей, которые, как настоящие те, так и эти наши другие, увы не для всех. Как и любой кинокадр, который классически выражен, наполнен и завершен тем самым пронзительным светом и музыкой, что важен для создания нужного восприятия момента. И всё именно так, а Делону можно только позавидовать, сыграть сразу в трех лучших картинах и навсегда оставить себя молодым и красивым. Как и нельзя проигнорировать появление Анжелики, эта сцена вершина тонких штрихов истинного ценителя красоты, и то как она представлена в лицах мужчин, вынужденных поправлять свой вид, забывая о странно одетом госте в белом галстуке, который для них первое проявление издержек революции.

- Смотрите, святой отец, смотрите, какая красота! Никакие короли с бунтарями не смогут разрушить это волшебство… И они никогда не захотят стать лучше, их тщеславие сильнее их убожества,… но даже в безнадежности есть утешение.

И только в совершенном воплощении искусства можно утопить любовь и печаль.