Последние дни Софии Шолль (2005)

Sophie Scholl - Die letzten Tage (2005) 18+


О фильме

Фильм рассказывает о судьбе мюнхенской студентки-антифашистки, которая была казнена по приговору нацисткого суда. Действие картины происходит в феврале 1943 года. Представители студенческого движения сопротивления распространяют листовки в здании Мюнхенского университета. 18 февраля Софи и ее брата Ганса арестовывают. С этого момента им остается жить шесть дней. В течение всего этого времени допросы Софи в гестапо перерастают в напряженную психологическую дуэль. Девушка лжет и отрицает, но когда появляются неопровержимые доказательства ее вины, в отчаянной попытке защитить брата и других членов «Белой розы»Софи берет всю вину на себя, тем самым подписывая себе смертный приговор.

Подробная информация

Слоган In 1943, one young woman stood up to the Nazis, her courage made her a legend, this is her story . . .
Страна Германия
Жанр военный, драма, история, биография, криминал
Бюджет
Сборы в США $680 331
Сборы в мире + $9 498 707 = $10 179 038
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 13 февраля 2005
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту
MPAA
mpaa
Время 120 мин. / 02:00
Рейтинг Кинопоиска 7.496 / 185
Рейтинг IMDB 7.60 / 15 729
Рейтинг мировых критиков 87
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Андре Хеннике, Флориан Штеттер, Геральд Александр Хельд, Юлия Йенч, Фабиан Хинрихс, Йоханна Гастдорф, Энн Клаузен, Максимилиан Брюкнер, Йоханнес Зум, Лилли Юнг
Роли дублировали
Режиссер Марк Ротемунд
Сценарий Фред Брайнерсдорфер
Продюсер Фред Брайнерсдорфер, Свен Бургемейстер, Кристоф Мюллер
Композитор Райнхольд Хайль, Джонни Клаймек
Художник Наташа Куртиус-Носс, Яна Карен
Монтаж Ганс Функ
Оператор Мартин Ленджер
Участники съемочного процесса Райнхольд Хайль, Джонни Клаймек, Андре Хеннике, Флориан Штеттер, Геральд Александр Хельд, Наташа Куртиус-Носс, Марк Ротемунд, Юлия Йенч, Фабиан Хинрихс, Йоханна Гастдорф, Энн Клаузен, Максимилиан Брюкнер, Йоханнес Зум, Лилли Юнг, Клаус Хендл, Петра Келлинг, Йорг Хубе, Franz Staber, Мария Хофштаттер, Вольфганг Преглер, Кристиан Хёнинг, Пауль Хервиг, Уолтер Хесс, Норберт Хекнер, Frederike Schnitzler, Антон Фигль, Dorothea Senz, Hagen Schnauss, Харольд Гейл, Дитер Рапп, Christian Wienhöfer, Hans Jörg Finselberg, Michael Esslinger, Манфред Ауэр, Йоханнес Херршманн, Хоаким Хёппнер, Фред Брайнерсдорфер, Свен Бургемейстер, Кристоф Мюллер, Ульрих Херрманн, Йохен Кёльш, Беттина Рейц, Андреас Шрейтмюллер, Хьюберт фон Спрети, Мартин Ленджер, Яна Карен, Ганс Функ

Премии фильма

  • Оскар, 2006 год (us) - Лучший фильм на иностранном языке — «Германия»
  • Берлинский кинофестиваль, 2005 год (de) - Золотой Медведь
  • Европейская киноакадемия, 2005 год (eu) - Лучший фильм
    Лучшая работа художника-постановщика

Страны производства фильма

  • Германия (13 февраля 2005) - 0
  • Германия (24 февраля 2005) - 1
  • Австрия (25 февраля 2005) - 70
  • Швейцария (17 марта 2005) - 0
  • Люксембург (18 марта 2005) - 0
  • Дания (23 марта 2005) - 18
  • Португалия (26 мая 2005) - 4
  • Дания (24 августа 2005) - 0
  • Швеция (2 сентября 2005) - 10
  • Аргентина (3 сентября 2005) - 0
  • Бельгия (7 сентября 2005) - 24
  • Дания (15 сентября 2005) - 0
  • Нидерланды (15 сентября 2005) - 35
  • Финляндия (23 сентября 2005) - 4
  • Бразилия (30 сентября 2005) - 0
  • Франция (13 октября 2005) - 0
  • Великобритания (28 октября 2005) - 17
  • Италия (28 октября 2005) - 160
  • Эстония (28 октября 2005) - 1
  • США (29 октября 2005) - 0
  • Норвегия (19 ноября 2005) - 0
  • Сингапур (26 ноября 2005) - 0
  • США (12 января 2006) - 0
  • Польша (20 января 2006) - 13
  • Япония (28 января 2006) - 0
  • Венгрия (16 февраля 2006) - 9
  • Норвегия (17 февраля 2006) - 13
  • США (17 февраля 2006) - 0
  • Таиланд (18 февраля 2006) - 0
  • Бразилия (24 февраля 2006) - 0
  • Испания (24 февраля 2006) - 41
  • США (24 февраля 2006) - 0
  • Аргентина (10 марта 2006) - 0
  • США (17 марта 2006) - 0
  • Уругвай (3 апреля 2006) - 0
  • Франция (12 апреля 2006) - 83
  • Румыния (29 апреля 2006) - 0
  • Греция (8 мая 2006) - 0
  • Гонконг (11 мая 2006) - 0
  • Корея Южная (22 июня 2006) - 0
  • Таиланд (20 июля 2006) - 0
  • Сингапур (10 августа 2006) - 0
  • Греция (26 октября 2006) - 0
  • Мексика (27 октября 2006) - 0
  • Исландия (31 октября 2006) - 0
  • Аргентина (9 ноября 2006) - 0
  • Уругвай (5 января 2007) - 0
  • Перу (19 апреля 2007) - 0
  • Колумбия (18 мая 2007) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1940-е, 1943 год, Ампутация ноги, Антинацизм, Антисемитизм, Арест, Атеизм, Атеист, Белая роза, Благословение, Боец сопротивления, Велосипед, Вердикт, Верность, Вечность, Вино, Воздушная сирена, Воздушный налет, Вор, Воровство, Вторая мировая война, Вызов, Героиня, Герой, Гестапо, Гильотина, Граммофон, Двадцать с небольшим (о возрасте), Депрессия, Дети, Долг, Допрос, Друг, Дружба, Жалость, Женский туалет, Заключенный, Закон, Зал суда, Зеркало, Идеализм, Идентификационный документ, Измена, Исповедь, Испытание, Иудей, Казнь, Камера, Камера смертников, Кампус (территория университета, колледжа или школы), Комиссар, Коммунист, Копировальная машина, Кофе, Крест, Кричащий, Кровь, Курение сигарет, Лестница, Лжец, Листовка, Ложь, Любовь, Лютеранский, Манифест, Марка, Медсестра, Мимеограф, Министр, Мир (спокойствие), Молитва, Морг, Мужество, Мученик, Мэр, Мюнхен, Германия, Написание письма, Наручники, Нацизм, Национал-социализм, Нацист, Нацистская форма, Нацистский флаг, Нацистское сопротивление, Нацисты, Немец, Немецкий солдат, Несправедливость, Обвинительный акт, Обезглавливание, Объятие, Огнестрельное оружие, Озвучивание текста письма, Отношения брата и сестры, Отношения девушки и ее парня, Отношения матери и дочери, Отношения матери и сына, Отношения отца и дочери, Отношения отца и сына, Отношения сестер, Отсечение головы, Пачка сигарет, Певец, Пение, Песня, Писательство, Пистолет, Письмо, Пишущая машинка, Плач, Подозреваемый, Подпольное сопротивление, Поиск, Полисмен, Политика, Полиция, Помешательство, Почта, Прачечная, Предательство, Привратник, Прокурор, Прослушивание музыки, Протестант, Психопат, Пытка, Раздевание, Расовая ненависть, Распятие, Расследование, Речь, Риск, Саботаж, Саспенс, Свастика, Свидетель, Свобода, Свобода слова, Священник, Секретная полиция, Семейные отношения, Слезливый фильм, Слезы, Снег, Совесть, Солдат-нацист, Сон, Сопротивление, Справедливость, Статуя, Студент, Студент-медик, Суд, Судья, Телефонный звонок, Терроризм, Туалет, Тюремная камера, Тюремное заключение, Тюрьма, Университет, Упоминание Иисуса Христа, Упоминания Адольфа Гитлера, Фотоаппарат с фотовспышкой, Фотограф, Фраза «Хайль Гитлер!», Художественная Студия, Цилиндр, Чемодан, Честь, Чувство вины, Чувство ненависти, Юрист

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Софи Шолль
Текст реценизии Не так давно пришел с фильма, который оставил во мне, что то новое, с фильма который унес из меня, что то старое и о фильме который еще раз подчеркнул и подытожил все очевидное…

Фильм Софи Шолль стоит посмотреть не для того что бы еще раз нудными вечерами подавится попкорном и сладко уснуть. Его нужно смотреть если действительно хотелось увидеть что то авторское, что, то без голливудских спецэффектов и прочей шелухи.
Картина рассказывает о девушке антифашистке живущей в германии начале 40-х. Данные факт уже является противопоставленными друг другу поэтому сразу видно что конфронтация неизбежна…

Фильм наполнен качественно завуалированной символикой, к примеру, родилась героиня 9 мая. Её отчество — Магдалена, да и вся девушка несет в себе дух освобождения и свободы, мятежа и любви ко всему светлому это прослеживается даже в ее словах «какой чудесный день», когда из камеры нацисткой тюрьмы она любуется солнцем. Или момент когда ее ведут на казнь, на ее лице нет ни испуга, не печали вместо этого девушка просто любуется солнцем, последним в ее жизни солнцем. Последние кадры с гильотиной- черный экран и звуки падающего ножа, скрежет и крики «СВОБОДА!», все это глубоко пронизывает любого человека который не причисляет себя к фашисткой идеологии.

Этот фильм не из тех, куда вы придете поплакать, но скорее всего без этого не обойдется, если у вас есть сердце и если вы опираетесь на «свою совесть»…..
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии 18 февраля 1943 года студентка Софии Шолль, ее брат Ганс, тоже студент, были задержаны на территории Мюнхенского университета за распространение антифашистских листовок, чуть позже был арестован и их друг Кристоф Пробст. 22 февраля 1943 года все трое были приговорены к смертной казни. «Обвиняемые призывали к саботажу военной промышленности, они осуждали национал-социалистический образ жизни нашего народа, пропагандировали пораженческие настроения и наихудшим образом отзывались о фюрере. Тем самым они играли на руку врагам Рейха и подрывали обороноспособность нашей страны. За это им придётся заплатить собственной жизнью. Свою гражданскую честь они утратили давно.» — так звучало обвинение, зачитанное известным судьёй Третьего рейха Роландом Фрайслером.

Немецкие кинематографисты в последнее время с завидным постоянством выпускают фильмы которые могут с гордостью именоваться «современной классикой», так за последнее время в прокат выходили «Бункер» и «Жизнь других», а между ними выходил фильм про последние дни активистов молодежной антифашистской ассоциации «Белая роза» — «Софи Шолль — последние дни». И если первый упомянутый фильм, рассказывал историю последних дней фюрера, а второй повествовал о социалистическом режиме в ГДР, то фильм про студенческое сопротивление прекрасно вписывается в некий триптих. При желании конечно можно найти еще много недавних немецких фильмов, которые по художественному воплощению очень сильны, но эти самые первые, что приходят на ум.

Фильм о свободе и борьбе за нее, о стойкости духа и принципиальность. Но фильм очень тяжел, когда идут последние кадры и в полной темноте слышен звук опускающейся гильотины, становится не по себе. Но дух свободы этим не остановить.

Такие фильмы очень полезны, так как они показывают, что не все в фашистской германии были за тоталитарный и кровавый режим фюрера, но находились люди, которые пытались бороться с ним. Немцы хорошо помнят свое прошлое и могут с достоинством показать события того времени.

И хоть фильм и получил множество наград и был номинирован на премию «Оскар» в категории «лучший неанглоязычный фильм», это отнюдь не заумное и пафосное фестивальное кино — это фильм для всех.


9 из 10
Оценка 1
Заголовок Freiheit
Текст реценизии Я даже боюсь представить, какое количество кинолент снято о Второй мировой войне и немецком фашизме. Особенной популярностью пользуется тема Холокоста, поскольку выжатые из зрителей газовой камерой слёзы могут спасти даже откровенно неудачный фильм. Желающим порыдать в три ручья и увидеть современные спецэффекты следует пройти мимо «Последних Дней Софии Шолль».

Данная картина немного отклоняется от негласных канонов подачи этой истории, идёт по собственному курсу, и потому сохраняет изюминку. Собственно, войны как таковой зритель не наблюдает: ни трупов, ни перестрелок, ни пыток. «Последние дни Софии Шолль» меняют привычный угол обзора и показывают внутреннюю войну вместо внешней. Кинематограф не так уж часто затрагивает вопрос отношения немецкого народа к преображению Германии в Третий Рейх, который в этой ленте и поднимается. Речь идёт о «Белой розе», группе студентов, отдавших жизни за идею. Мотивация студенческого движения сопротивления и сам их протест проецируется на значительную часть населения фашистской Германии, что ещё раз напоминает, как много немецких людей не были согласны с установившимся кровавым режимом и политикой Гитлера.

«Неголливудское» кино о силе духа, совести, свободе и борьбе за свои идеалы.
Оценка 3
Заголовок Иконопись
Текст реценизии Снимая в 1982-м году фильм «Белая Роза» Михаэль Ферхёфен, не стал лепить из мюнхенских подпольщиков святых мучеников-антифашистов, показав их обычными людьми с трагической судьбой. Вместо него это сделал Марк Ротемунд в картине «Софи Шолль — Последние дни». Впрочем, надо отдать ему должное — со всем возможным тактом и минимально возможными реверансами в сторону «голливудчины». Хотя те, что есть, глаза режут основательно. Особенно, если вы видели оригинальную ленту.

Формально, фильм Ротемунда нельзя назвать римейком работы Ферхёфена. История «Софи Шолль» начинается там, где «Белая Роза» фактически заканчивается: о событиях, происшедших после ареста мюнхенских подпольщиков фильм 1982-го года рассказывает скороговоркой. Тем не менее, некоторые фрагменты старой картины были перенесены в новую без изменений. В частности, сцена ареста Шоллей в университете и эпизод со встречей Софи, Ганса и Кристофа Пробста перед казнью. Но отдав таким образом дань уважения предшественнику, Ротемунд во всем остальном с Ферхёфеном если и не дискутирует, то во всяком случае его вежливо поправляет. В полном соответствии с изменившимися политическими реалиями в современном мире.

«Белая Роза» был удивительно аполитичным фильмом для своей тематики. Ферхёфен тщательно избегал любых острых углов и даже религиозных вопросов умудрился не затронуть. Что было вообще удивительно — ведь мюнхенские подпольщики противопоставляли нацизму прежде всего христианские идеалы. Впрочем, для Ферхёфена люди были гораздо важнее идей. А вот в «Последних днях», особенно во второй половине фильма, идеология и политика выходят на первый план. Ганс и Софи Шолль начинают произносить речи, которые и сегодня можно услышать, например, на съезде христианско-демократического союза Германии. Ну, а в промежутках между этими речами гордо смотрят в глаза тюремщикам, предрекают им неминуемое воздаяние: «Скоро на нашем месте окажетесь вы!» — и вообще ведут себя так, как и полагается настоящим революционерам из советских агитационных фильмов. Ну, или борцам за демократию из фильмов американских. В-общем, все было бы хорошо и замечательно, если бы не было живых и… настоящих ребят из «Белой Розы», воссозданных (да, что там — возрожденных!) в фильме Ферхёфена. Их история брала за душу… Героями Ротемунда можно только восхищаться — откуда-нибудь издалека. И уж, конечно, не брать с них пример — потому что, кто же берет пример с богов?

Впрочем, зашкаливающий пафос и стеклянные глаза — это все во второй части фильма. В первой его половине обаяние Юлии Йентш заставляет обо всем этом забыть (или пока еще не догадываться). Несмотря на то, что на свой прототип она похожа куда меньше, чем ее предшественница в этой роли Лена Штольце, Софи в ее исполнении — ничуть не хуже. Она другая, в ней нет мягкости, железный стержень, который Штольце прятала внутри своей героини, выступает наружу — ну, так и обстоятельства, в которых оказывается арестованная подпольщица, того требуют. Другое дело, что Софи Шолль в фильме Ферхёфена не превращалась в Мессию, как у Ротемунда, оставаясь смертной и абсолютно земной девушкой. Оттого в финале «Белой Розы» к горлу подступает комок, а окончание «Последних дней» воспринимается просто как финал проповеди.

Хотя, с христианской символикой Ротеманд, пожалуй, все же переборщил. Противостояние Софи и гестаповского следователя Мора выглядит прямой цитатой из Евангелия, где Пилат пытается спасти Иисуса, а затем демонстративно умывает руки. Прямое сравнение Софи Шолль с Христом — это, конечно, перебор, хотя и вполне согласуется с изначально заданным религиозным подтекстом картины. А вот мелкая, рассыпанная по фильму, апология США выглядит нелепым и раздражающим «продактс плейсмент». Но что делать — такие нынче времена. Вот и слушают герои «Белой Розы» американский джаз вместо московского радио, которое ловил ночами под Сталинградом Ганс Шолль из фильма Ферхёфена. Вот и рассуждают в начале 43-го года участники «Белой Розы» о том, что Англия с Америкой побеждают Гитлера на каком-то мифическом фронте. Вот и произносят герои речи в суде со страстью обвинителей на Страсбургском процессе. Простим им это. В конце концов мальчишки и девчонки из «Белой Розы» не виноваты в том, что сегодня их подвиг интерпретируют в рамках «текущей политической ситуации». И Юлия Йентш сделала все, чтобы ее героиня не превратилась в картонный персонаж агитки. И в этом отношении, наверное, ей было куда труднее, чем Лене Штольце — ведь ей-то режиссер не помогал. Но все равно, сравнение «Die weiße Rose» и «Sophie Scholl — Die letzten Tage» будет не в пользу последнего.

Хотя… Может быть я чего уже не понимаю, и с современным зрителем по другому говорить уже нельзя — только разжевать и в рот положить. Тогда, конечно Ротеманд со своей задачей справился целиком и полностью.
Оценка 1
Заголовок История жизни.
Текст реценизии История жизни.

Я смотрел этот фильм в Доме Кино на кинофестивале немецкого кино. Из всех фильмов, которые я тогда посмотрел, эта картина была наиболее яркой и жизненной.

Фильм интересен напряжённым сюжетом и тем, как хорошо передана эпоха гитлеровской Германии: безлюдные улицы, ночные бомбардировки, запрет гласности, испуганные люди… в общем, чувство нестабильности и постоянного беспокойства. Уже в 1943 году многие жители Германии, а главное и сами нацисты стали не так слепо верить в своего фюрера, и в победу Германии. На этот факт режиссёр сделал особый упор, показывая, что в то время в Германии были люди, понимающие, что за правду приходится идти на риск…

Фильм очень жизненный. В его основе лежит история о реальном человеке, боровшегося за право свободно мыслить и говорить. Картине удалось передать дух того времени, вызвать у зрителя симпатию и интерес к истории.

Я считаю, что это прекрасный образец современного немецкого кино и желаю этому фильму дальнейшего успеха.
Оценка 1
Заголовок Софи Шолл — реальность истории
Текст реценизии Уникальная картина. В принципе.

Даже нет слов — сцены завораживают своей простотой, а от реалистичности комок в горле. Это история необыкновенной силы воли, перекликающийся с тюремным воплем и резким светом из зарешеченных окон. После картины хочется жить и дышать.

Картины Германии во время войны, свобода слова и идеалогический вопрос — всё это в полной мере, даже более, здесь освещенно.
Режиссер «Муравьев в штанах» Марк Ротмунд сильно удивляет — фильм бьет своим собственным «патриотизмом».

«Отдать жизнь за своих друзей», то, что мы называем честью и достоинством и преданностью своим убеждениям.
«Ты все сделала правильно — я тобой горжусь», — в этом месте можно было бы расплакаться.

А киноакадемия сделала правильно, отдав картине Оскар 2006 за лучший иностранный фильм. За то, что пробивает, что задевает и заставляет думать еще больше.