Турист поневоле (1988)

The Accidental Tourist (1988) 18+


О фильме

После смерти сына, Мэкон Лири, путешествующий писатель, не живет, а существует. Жена Мэкона, кажется, тоже испытывает душевные муки и, не в силах больше бороться за свой брак, решает, что им будет лучше расстаться. После расставания Мэкон встречает удивительную и немного эксцентричную молодую женщину, которая вновь возвращает его к жизни. Но она ли ему нужна?

Подробная информация

Слоган
Страна США
Жанр драма, мелодрама
Бюджет
Сборы в США $32 632 093
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 23 декабря 1988
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту
MPAA рекомендуется присутствие родителей
mpaa PG
Время 121 мин. / 02:01
Рейтинг Кинопоиска 7.281 / 190
Рейтинг IMDB 6.70 / 9 472
Рейтинг мировых критиков 79
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Любимца главного героя сыграл пёс Бад породы Вельш-корги.
В главных ролях Джина Дэвис, Кэтлин Тёрнер, Уильям Хёрт, Билл Пуллман, Сет Грэйнджер, Роберт Хай Гормен, Эд Бегли мл., Дэвид Огден Стайерз, Эми Райт, Брэдли Мотт
Роли дублировали Александр Новиков, Анна Каменкова, Ольга Кузнецова, Вячеслав Баранов, Татьяна Канаева
Режиссер Лоуренс Кэздан
Сценарий Фрэнк Галати, Лоуренс Кэздан, Энн Тайлер
Продюсер Майкл Грилло, Филлис Карлайл, Лоуренс Кэздан
Композитор Джон Уильямс, Вилбур Джонс, Фрэнки Адамс
Художник Том Даффилд, Бо Уэлш, Рут Майерс
Монтаж Кэрол Литтлтон
Оператор Джон Бэйли
Участники съемочного процесса Джон Малкович, Александр Новиков, Владимир Вихров, Анна Каменкова, Джина Дэвис, Кэтлин Тёрнер, Ольга Кузнецова, Джон Уильямс, Уильям Хёрт, Вячеслав Баранов, Аарон Майкл Лэйси, Билл Пуллман, Тодд Дж. Адельман, Вилбур Джонс, Томас Паолуччи, Фрэнк Галати, Фрэнки Адамс, Сет Грэйнджер, Neana N. Collins, Gregory Gouyer, Роберт Хай Гормен, Татьяна Канаева, Майкл Грилло, Валентина Кузнецова, Филлис Карлайл, Пол Уильямсон, Лоуренс Кэздан, Чарльз Окун, Уолтер Спэрроу, Дональд Нил, Том Даффилд, Одри Рапопорт, Эд Бегли мл., Джон Кэздан, Дэвид Огден Стайерз, Эми Райт, Крикет Роулэнд, Пегги Конверс, Уильям Браун, Бо Уэлш, Кэрол Литтлтон, Джон Бэйли, Дэвид К. Комбс, Рут Майерс, Джейк Кэздан, Брэдли Мотт, Морин Керриган, Лондон Нельсон, Энн Тайлер, Roland Riallot, Мег Кэздан, Кэролайн Хоук, Аманда Хоук

Премии фильма

  • Британская академия, 1990 год (uk) - Лучший адаптированный сценарий
  • Оскар, 1989 год (us) - Лучший фильм
    Лучший адаптированный сценарий
    Лучший оригинальный саундтрек
  • Золотой глобус, 1989 год (us) - Лучший фильм (драма)
    Лучший саундтрек
  • ММКФ, 1989 год (ru) - Приз за лучший фильм - Золотой «Святой Георгий»

Страны производства фильма

  • США (23 декабря 1988) - 0
  • США (6 января 1989) - 8
  • Аргентина (16 февраля 1989) - 0
  • Великобритания (24 февраля 1989) - 0
  • Австралия (2 марта 1989) - 0
  • Швеция (3 марта 1989) - 0
  • Дания (9 марта 1989) - 0
  • Португалия (10 марта 1989) - 0
  • Испания (17 марта 1989) - 0
  • Франция (5 апреля 1989) - 0
  • Финляндия (14 апреля 1989) - 0
  • Бельгия (20 апреля 1989) - 0
  • Германия (ФРГ) (25 мая 1989) - 0
  • Австрия (26 мая 1989) - 0
  • СССР (Июль 1989) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Балтимор, Выгульщик собак, Горе, Корги, Костыль, Лондон, Англия, Неполная семья, Несчастный случай, Париж, Франция, Писатель-путешественник, Писательство, По мотивам книги, По мотивам романа, Потеря сына, Путешествие, Разлука, Самопознание, Семейная трагедия, Смерть ребенка, Собака, Стиральная машина, Человеческие отношения, Чемодан

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Все дело в собаке!
Текст реценизии Пережить смерть ребенка — самое страшное испытание для родителей. Жить нужно дальше и от того, как они будут справляться с горем, зависит их совместное будущее.

Муж старается жить по накатанному кругу: пишет скучные, сухие рецензии для людей, которые боятся покидать свой дом и в чужой стране не хотят изменять своим привычкам. Он как-будто пишет эти рецензии для себя — однообразие, отсутствие впечатлений и эмоций и есть его жизнь, но этим загоняет себя в угол.

Жена замыкается в себе, переживая горе, и в конце концов, уходит, оставляя его одного с собакой в большом пустом доме.

И вот благодаря этому милому, чудесному и непослушному псу в жизни героя появляется милая чудачка — дрессировщица собак! Она приносит в его жизнь именно то, чего ему так не хватало: легкость, новизну, открытость. Он снова живет, и не просто, а по-новому!

Однако жене его не хватает, и после развода она решает вернуться…

Мне кажется, так всегда в жизни случается: изменяешь свой привычный уклад, пробуешь новый путь, а прошлое не отпускает, проверяет насколько ты уверен в своем решении изменить жизнь. Так и тут герою нужно выбрать одну из двух женщин.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок Писатель, его жена и дрессировщица собачек
Текст реценизии Вначале я думал, что фильм «Турист поневоле» — это обычная скучная мелодрама, но все оказалось совершенно не так. Главный герой, Мэйкон(У. Хёрт), крайне сдержан в эмоциях, рассудителен, осторожен. Он сочиняет путеводители по миру, для людей, которые не любят путешествовать, но им приходится это делать. Эти книги помогают людям, находясь вдали от дома, чувствовать себя так, словно они и не уезжали. Он советует, что брать с собой, и что не брать, и как избежать случайных знакомств в поездке. И сам Мэйкон точно такой же: он много путешествует по долгу службы, он — «турист поневоле». Он терпеть не может новые знакомства, он вообще не любит перемены. Около года назад у его погиб сын, а затем ушла жена, что еще больше усилило его отчуждение от окружающего мира.

И вот Мэйкон случайно встречается с Мюриэль (Джина Дэвис), которая всячески хочет с ним познакомиться, однако Мэйкон — «крепкий орешек», у него целая система дипломатичного отказа. Интересен диалог меду ними: Мюриель, которая работает дрессировщиком собак, предлагает Мэйкону позаниматься с его псом. Она настойчиво предлагает — он вежливо отказывается, хотя и тот, и другой прекрасно понимают, что речь идет совсем не о собаке. Когда Мюриель пригашает его в кино, он говорит: «Я не очень люблю фильмы — в них все показывают крупным планом». Но все же ей удается стать его подругой.

Центральная фигура фильма — Мэйкон, кажется, что он очень прост, но внутри он скрывает целый мир. И когда он иногда все же высказывает свои мысли вслух, то нельзя не удивиться их глубине. Корни его скрытности — в семье: его сестра живет вместе с двумя братьями, ухаживая за ними, как за маленькими детьми. Братья никогда не отвечают на телефонные звонки, а сестра занята тем, что расставляет продукты питания, на полках, по алфавиту. И у всех в семье есть один наследственный недостаток — они не могут ориентироваться в своем родном городе. Это тонкий намек на то, что они живут обособленно дома только потому, что бояться выйти и потеряться. «Я не считаю, что брак должен быть расхожим случаем. Он должен быть скорее исключением», — говорит Мэйкон. В этой ситуации восемнадцатилетний брак Мэйкона выглядит совершенно случайным, кажется, что он отбился от стаи, а его место там, среди братьев.

Сам по себе любовный треугольник: Мейкон, Мюриель и его бывшая жена Сара, которая вдруг решила к нему вернуться, — это свидетельство эмансипации общества, где две сильные женщины борются за одного нерешительного мужчину. Знает ли он сам, что он хочет? Сможет ли он сделать выбор? Все это вы узнаете, посмотрев фильм.

Игра Джины Дэвис была совершенно справедливо отмечена Оскаром, только не понятно, почему ее роль второго плана? Она продемонстрировала нам диапазон от одинокой женщины, игриво интересующейся одиноким мужчиной до женщины, старающейся всеми силами удержать то, что завоевала. Роль Хёрта была в чем-то проще, однообразнее, и он с ней хорошо справился.

Философия фильма неглубока, но, несмотря на это, фильм наводит на размышления. Проблемы, задетые в фильме, не устарели, и по сей день.

8 из 10
Оценка 3
Заголовок Турист поневоле, или как выбирают мужчины
Текст реценизии Посмотрел фильм 1988 года режиссера Лоуренса Кэсдана «Турист поневоле». Очень психологически точно играют главные актеры: Уильям Херт, Кетлин Тернер, Джина Девис.

Любовный, а точнее матримониальный треугольник: мужчина и две женщины. Одна — любимая и привычная первая жена Сара (Кетлин Тернер), которая после трагической смерти ребенка подает на развод, а когда у мужа возникают отношения с новой женщиной — бросается сохранять отношения и брак. И другая — тренер собак, женщина с ребенком, очень самостоятельная Мьюриэл (Джина Девис). Обе женщины готовы заботиться о главном герое, обеим нужна его любовь, и обе знают, «как правильно жить».

Герой, оказывающийся перед выбором, несуетлив и искренен, поэтому хорошо видно, как происходит выбор у мужчины и что оказывает решающее влияние на этот выбор.

Критический момент наступает тогда, когда бывшая жена решает вернуться и сохранить брак, герой идет ей навстречу и контрасты ситуации становятся очень четкими.

И еще. В интеллигентской среде всего мира десятками лет пытается закрепиться традиция «понимать» капризы второго супруга или любовного партнера, прощать его постоянно дурное расположение духа, придирчивость и равнодушие, его недовольство мной, первым супругом (или супругой). Это считается проявлением «настоящей любви». Так вот во время этого фильма я понял, что это проявления зависимости и невроза, проявления нелюбви к себе и к партнеру. И еще раз убедился в том, что «прощать» — слово для манипуляций.
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Американец Лоуренс Кэздан в 80-е годы прошлого века дважды в своих фильмах задействовал экранный дуэт Кэтлин Тёрнер/Уильям Хёрт. И, если в своём дебюте «Жар тела» он показал нам беззаботную, пылающую друг к другу страстью молодую пару, то в фильме 88-ого года мы видим их персонажей уже совсем другими: утомлёнными, изрядно постаревшими, охладевшими друг к другу супругами. Такие разные, но одинаково интересные образы.

«Турист поневоле» знакомит нас с миром Мэйкона(Хёрт), автора популярных путеводителей для любителей комфорта, совершающих вынужденные командировки за границу. Спустя год после трагической смерти сына, его бросает любимая жена Сара(Тёрнер), оставляя вдвоём с собакой в их огромном пустом доме. Одинокий и растерянный, Мэйкон теперь сам становится туристом-приспособленцем. Но однажды необходимость оставить с кем-то животное на время своего отъезда приводит его к знакомству с Мюриэль(Джина Дэвис) — молодой и улыбчивой дрессировщицей собак. Вокруг отношений этих трёх героев и построен весь фильм.

И их характеры очень разнятся. Мэйкон живёт однообразно и замкнуто, избегая новых знакомств. Он ездит по миру, но при этом сам не получает новых эмоций и впечатлений, а на страницах своих книг, исходя из собранной информации, выдаёт полезные, но сухие тексты. Сара вместе со смертью ребёнка теряет последнюю нить, которая связывала её с мужем, скрепляла их скучный брак. Не сумевшие справиться с общим горем, супруги утрачивают взаимопонимание и расстаются. Мюриэль — энергичная, предприимчивая и самостоятельная женщина, у которой есть маленький ребёнок. Пробиваясь сквозь броню нерешительности Мэйкона, она живёт надеждой на их совместное будущее.

На протяжении всего фильма меня терзал один вопрос: что же такого особенного нашли эти женщины в герое Хёрта? Ведь более аморфного и бесхребетного протагониста и представить себе сложно. В какой-то момент осознаешь, что перед тобою лишь тень мужчины. Убитый горем отец вы скажите. Да, но жизнь-то продолжается, а Мэйкон существует, словно в спячке. Порою даже возникает вопрос — а здоров ли он умственно? Ибо сами собою возникают параллели с теми же, простите, аутистами. Но, в том же «Человеке дождя» или «Адаме» главные герои выглядят куда полноценнее. Вспоминая Леонарда из «Пробуждения», обездвиженного пациента, блистательно сыгранного Робертом де Ниро, видишь настоящую борьбу за жизнь, страсть в глазах и в действиях. Сильнейший эмоциональный фильм Далтона Трамбо «Джонни взял ружьё» знакомит нас с инвалидом войны, потерявшим все конечности, но продолжающим жить. Есть ещё великое множество кинолент, в которых ущербные либо просто потрёпанные жизнью люди, побеждают свои проблемы несгибаемой волей, характером. Что же мешает физически полноценному и умственно здоровому Мэйкону изменить свою жизнь?

У него есть всё, кроме внутреннего стержня, характера, уверенности в себе. Его родные ему под стать. Сестра, живущая с двумя братьями, ухаживает за ними как за сыновьями. В их доме продукты на полках расставляют по алфавиту, а к телефону не подходят в принципе. Оторванные от мира, они живут в своём собственном. Диву даёшься, как Мэйкон жениться-то умудрился с таким окружением. А его фраза о том, что брак должен быть исключением, применительно к нему вызывает широкую улыбку. И смотреть на его жалкое существование два часа экранного времени просто невыносимо. Встреча с Мюриэль помогает ему встряхнуться, но не более. Неспособный принять ни одного взрослого решения, он плывёт по течению, от одной женщины к другой, не зная где причалить. В конце фильма жена, взбешённая его нерешительностью и бездействием, произносит ключевую фразу о наболевшем: «Ты мог бы хоть что-то сделать, если бы ты захотел, хоть раз». Она заставляет его проснуться словно ушат ледяной воды поутру. И он принимает решение, но больше импульсивное, нежели осмысленное.

Спасает фильм лишь блистательная, я бы даже сказал сияющая Джина Дэвис. Живость её персонажа создает необходимый контраст в дуэте с героем Уильяма Хёрта. А многогранность характера не оставляет равнодушным, ведь на протяжении фильма её героиня постоянно меняется, выступая в разных амплуа. Сперва перед нами собачница, жизнерадостная, но строгая, потом яркая молодая девушка, игривая и обольстительная, затем заботливая любящая мать, а в концовке верная спутница жизни. Целеустремлённая напористая, она является душой всей ленты, моторчиком, наполняет её позитивом и светом. Актриса была заслуженно отмечена Оскаром за лучшую женскую роль второго плана, но яркостью персонажа она затмила всех первоплановых героинь.

В целом фильм вышел довольно средним, без особой глубины морали и лишь с одним заслуживающим интереса и уважения персонажем — Мюриэль. Наблюдая за героями, мы осознаём, что необходимо всегда двигаться вперёд. Что мужчине следует в любой ситуации оставаться мужчиной, быть личностью и опорой. Что любые отношения требуют встряски и в то же время подпитки новыми чувствами. Что даже самая крепкая и сплочённая семья может рассыпаться из-за тяжкой утраты. Важно верить в себя и быть хозяином своей жизни, и тогда всё получится.

5 из 10
Оценка 1
Заголовок Мелодрама о странных обычных людях.
Текст реценизии «Случайный турист» или «Турист поневоле» стал одним из самых заметных фильмов 1988-89 годов, удостоившись четырех номинаций на премию «Оскар», правда, получил ее только за женскую роль второго плана Джины Дэвис. Немного неожиданное признание. Спокойный, минималистичный, я бы даже сказал, скупой на проявление эмоций, он, однозначно, не является шедевром, и даже не пытается им казаться.

Вроде бы понятная история, которая бродит: иногда на грани банальности, иногда духоподъемной веры в людей, иногда даже заходя в легкую мистику. Но в целом, странное впечатление остается от кинофильма. Особенно от его героев. По-британски эксцентричная семейка Лири, раскладывающая бакалею на кухне по алфавиту, не переносящая телефонные звонки и играющая в не очень понятную карточную игру под названием «Вакцинация». Чудаковатый издатель в желтом свитере и живущий в кондоминиуме для холостяков. Абсолютно деревенская в своих кружевных носочках и дешевых туфлях, длинноногая и нескладная дрессировщица собак Джина Дэвис, цепляющаяся за любого разведенного прилично выглядящего мужика. Мэйкон Лири со своим неприятием людей — неприятием их говорливости, бесцеремонности и просто туповатой навязчивости, еще выглядит вполне нормальным на этом богатом эксцентриками фоне. «Туриста поневоле», случается, даже классифицируют как черную комедию, с чем можно было бы и согласится, если бы не сцена в морге. Не комедия — драма.

Мучительное возвращение к жизни, к общению, к восприятию людей, после трагедии, которая лишает всякой веры во все: в бога, в людей, в любовь. Человек замкнулся в своей оболочке, странствует по миру, пишет путеводители и сдается под натиском не самой умной, аляповатой, но жизнелюбивой женщины, оставив прежнюю жизнь у ограды парижского сада, как тяжелый чемодан мешающий ходить. Исцеление — духовное и физическое, главная тема картины и все эти прямые и явные аналогии с перегруженными чемоданами и болями в пояснице, усиливающиеся с возвращением бывшей жены, искупаются четкой, породистой режиссурой Кэздана, не давая картине скатиться в банальную мелодраму.

Фильм, с самого своего начала удивляющий своей эмоциональной стерильностью, заканчивается улыбкой Мэйкона Лири. Герои «всю дорогу» несут на себе груз смущения, неловкости, предчувствия беды, вдруг предстают живыми людьми, которые проснулись и возвращаются к жизни из грустного и печально-липкого сна.

7 из 10