Не покидай… (ТВ) (1989)

(1989) 18+


О фильме

В результате заговора прежние король и королева погибли на охоте и на троне оказался любитель лошадей и глуповатый солдафон, а правит страной коварный канцлер со своей женой. В стране настали тяжелые времена: искусство в опале, тюрьмы полны, процветают торгаши и серость.

У короля и королевы есть дочь — в принципе добрая, но сильно избалованная принцесса Альбина, в которую влюблен благородный немой поэт Патрик, воспитанник королевы. В замок попадает сундук бродячих музыкантов, где служанка находит волшебную голубую розу, заставляющая всех говорить правду… Наружу выходят секреты, о которых 16 лет запрещалось говорить под страхом смерти…

Подробная информация

Слоган И ощутивший этот запах солгать не сможет никогда.
Страна СССР
Жанр комедия, мюзикл, семейный
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту для любой зрительской аудитории
MPAA
mpaa
Время 140 мин.
Рейтинг Кинопоиска 8.291 / 1062
Рейтинг IMDB 7.40 / 73
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Фильм по мотивам сказки Уильяма Теккерея «Кольцо и роза, или История принца Обалду и принца Перекориля».
В главных ролях Альберт Филозов, Владимир Ставицкий, Светлана Селезнева, Артем Тынкасов, Вячеслав Невинный, Регина Разума, Лидия Федосеева-Шукшина, Елена Антонова, Варвара Владимирова, Игорь Красавин
Роли дублировали Борис Шувалов, Виктор Борцов, Анатолий Тукиш, Елена Цыплакова, Ольга Машная
Режиссер Леонид Нечаев
Сценарий Георгий Полонский
Композитор Евгений Крылатов
Художник В. Емелин, Владимир Голубев, Наталья Сардарова
Монтаж Людмила Микуло
Директор фильма Сергей Мосин
Оператор Анастасия Суханова
Участники съемочного процесса Борис Шувалов, Юрий Багинян, Владимир Корпусь, Валентин Букин, Игорь Ясулович, Альберт Филозов, Владимир Басов, Александр Денисов, В. Емелин, Александр Макарцев, Дмитрий Диджиокас, Владимир Ставицкий, Светлана Селезнева, Евгений Крылатов, Анатолий Рудаков, Анна Портная, Валерий Мороз, Артем Тынкасов, Михаил Кокшенов, Вячеслав Невинный, Анна Маланкина, Илья Рутберг, Анатолий Голуб, Виктор Борцов, Анатолий Тукиш, Сергей Дрейден, Регина Разума, Лидия Федосеева-Шукшина, Юрий Шульга, Евгений Герчаков, Сергей Мосин, Лариса Удовиченко, Елена Антонова, Елена Цыплакова, Ольга Машная, Владимир Голубев, Владимир Зубенко, Павел Бабаков, Людмила Микуло, Георгий Полонский, Наталья Сардарова, Леонид Нечаев, Анастасия Суханова, Варвара Владимирова, Ивар Кумник, Игорь Красавин

Участники съемочного процесса

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Притупилась чувствительность зрителя.
Текст реценизии Много лет по земле этой странствуя,
Мы такого, признаться, не видели -
Исказилось понятье прекрасного,
Притупилась чувствительность зрителя.


Перед нами Двуликий Янус последних лет Советского кинематографа. С одной стороны, конечно, критика строя, а с другой прекрасная романтическо-музыкальная сказка Леонида Нечаева, подарившего миру много хороших, добрых фильмов.

Но критика критикой, Бог, как говорится, с ней (а те, кто читал сказку У, Теккерея «Кольцо и роза», наверняка заметят сходство, так что здесь даже не о Советской России-то и речь). А фильм действительно достоин того, чтобы его не только смотрели, но и пересматривали.

Поскольку «НЕ покидай!» — это плеяда талантлевейших актеров, великолепнейшая музыка, прекраснейшие стихи, которые я помню наизусть с детства.

Поскольку о любимых фильмах говорить трудно, много говорить не буду.

Зачем тогда взялась писать? Не знаю, наверное мне вдруг безумно захотелось напомнить зрителям, что на Земле еще существуют такие фильмы. Фильмы, которые заставляют плакать и смеяться, думать и чувствовать. Фильмы, после просмотра которых хочется закричать на всю планету: «Зрители, неужели ваша чувствительность так притупилась, что вы просто забыли о таких вот маленьких островках теплоты и душевности!»

P.S. Дорогие мои читатели, любите кино! Кино настоящее, чистое, светлое. И вы никогда не будете разочарованны.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Там никто никогда не солжет…
Текст реценизии Это один из самых любимых фильмов моего детства. Красивая музыка, потрясающие песни, очень милые и симпатичные актеры. Это очень нежный и романтичный фильм!… так решила я, посмотрев его один раз в детстве и думала все хх лет, что я безуспешно искала его в ТВ-программе и продаже, но по какой-то необъяснимой причине, не находила… При этом я очень хорошо помнила этот фильм — сюжет, песни, героев, хоть и смотрела его довольно давно. Этот фильм произвел на меня маленькую такое впечатление, что долгие годы я не могла его забыть. Я помнила его как что-то сказочно красивое и волшебное.

И вот, наконец, я нашла его! И пусть сейчас я смотрю на него не только как на красивую нежную сказку. В глаза бросается его политический подтекст — нет типичных сказочных злодеев, в качестве зла выступают законы, ограничения, тюрьмы, решетки, а бродячие артисты больно уж похожи на революционеров. Король глуп и себялюбив, королева глуха и слепа, принцесса корыстна и эгоистична…такие вовсе не сказочные черты, а самые что ни на есть реальные людские недостатки. И конец у него совсем не сказочный — яд и пуля… Девушка, которой пророчат судьбу золушки, не становится принцессой…все как в жизни. И начинаешь понимать, что это не столько детская сказка, сколько вполне взрослый фильм, замаскированный под сказку. Такой революционный переворот в сказочном королевстве…

Ну, что это я! Это все равно один из самых любимых фильмов моего детства, который своей нежностью, красотой и печалью поразил мое детское воображение на столько, что я не могла забыть его… Красивый и романтичный Патрик, добрая и преданная Марселла, честные и мечтающие о добре и справедливости бродячие артисты, по-детски трогательный Пенапью и конечно голубая роза, аромат которой всем нам полезно было бы иногда вдыхать…

Там, где она расцветает,

Там никто не солжет,

Там никто никогда не солжет.

Лишь звезды небесные знают,

Где она расцветет,

Где однажды она расцветет.


10 из 10
Оценка 1
Заголовок И верить хочется, так верить хочется (с)
Текст реценизии Мы знать не знаем и не помним,
Пока не встретимся с бедой,
Что весь наш мир, такой огромный,
Висит на ниточке одной.
Она надеждою зовется,
И верить хочется, так верить хочется,
Что эта нить не оборвется,
И жизнь не кончится, не кончится…


Л. Дербенев

Фильм по мотивам сказки Уильяма Теккерея «Кольцо и роза, или история принца Обалду и принца Перекориля».

Это история полная молодости, храбрости, верности, волшебства и безграничной всепобеждающей любви. Жизненная сказка с открытым финалом и надеждой в лучшее. О ней сложно писать, её нужно почувствовать каждой частичкой своего сердца, услышать и понять каждую нотку каждой песни.

Потрясающая история для вечных романтиков и тех, кто верит в сказки.

Она для всех и на все времена…
Оценка 1
Заголовок Старая, старая сказка…
Текст реценизии Фильм «Не покидай» является моей самой любимой советской сказкой. Прекрасная музыка, великолепные песни, потрясающие актеры. Вроде бы детская сказочка, посмотренная и полюбившаяся с детства, но с годами этот фильм для меня немного поменял свой смысл.. Не совсем детский, и совсем не веселый.

Действующие персонажи Король, мечтающий быть конюхом, забитая и запуганная Королева, злобный Канцлер и его жена, эгоистичная Принцесса, ожидающая приезда заморского Жениха, влюбленная служанка Марселла и конечно Немой Патрик, в исполнении Игоря Красавина, безвременно ушедшего от нас в возрасте 38 лет, для которого эта роль была единственной, но я думаю самой прекрасной на свете. Для меня именно образ Патрика — эталон красоты и обаяния.

Действие разворачивается в королевстве, где Король, интересующийся только прекрасными лошадями и ничем больше, и от этого к правлению приходит Канцлер, жестокий и беспощадный, на совести у которого не одна человеческая смерть. и положивший запрет на развлечения, смех и прочие радости человеческой жизни..

Но в один прекрасный день случается событие, которое поменяло все… Вместе с бродячими актерами, в королевство попадает голубая Роза, высохшая и забытая, но в заботливых руках Марселлы, ожившая и вернувшая свои волшебные свойства, а именно» там где она расцветает, там никто не солжет», постепенно все в замке начинают открывать страшные тайны прошлого, и говорить только правду.. Все, кроме Канцлера, как выясняется позже, у которого аллергия на «вашу чудесную ботанику».

Грустный финал фильма, грустный в основном от того, насколько правдивый фильм, снятый много лет назад, но остающийся актуальным и в наше время…
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Для меня самое главное и запоминающиеся в фильме «Не покидай» — это потрясающая музыка. Там звучат замечательные песни на музыку Евгения Крылатова и стихи Леонида Дербенева без которых фильм бы потерял долю своего обаяния. И очень примечательно, что каждый герой этой волшебной сказки имеют свою заглавную песню, которая помогает раскрыть его образ. Причем попадание сто процентное. Думаю, что в этом фильме слилось все воедино — действо, музыка и сказочное волшебство.
Оценка 1
Заголовок мне без тебя нельзя
Текст реценизии Это самое глубокое детское воспоминание… о романтике, о глубине чувств. Песни из этой сказки посеяли в моем детском мозгу ростки глубокого понимания Любви, Честности, Веры, Надежды!

Очень яркие актеры, смелая постановка… А этот принц!

Глаза Патрика поселили в сердце некий образ, с которым ассоциирую мужчин до сих пор — чистые, бездонные, глубокие, умные, нежные, полные романтики…

Песня «не покидай» и эти глаза нашли отклик в том выборе, который я сделала среди мужчин, мой муж и единственная любовь обладает этими качествами, есть в нем что-то щемящее, как и в фильме…

Советую и современным детям…
Оценка 1
Заголовок Детская сказка про взрослых
Текст реценизии Одна из любимых моих сказок, отнюдь не детства, т. к. посмотрел, когда вышел из детского и даже юношеского возраста. Фильм, когда поговорка «сказка ложь, да в ней намек» оправдывается на все сто процентов. Сюжет фильма и его перипетии это проблемы взрослой жизни. Любовь, предательство, ложь, цена дружбы, честность как же это все тягостно ощущается взрослому человеком, оттого видимо сказочное изложение воспринимается понятно и ложится близко к сердцу.

Любовь немого Патрика, честность пенагонского принца Пенапью и самопожертвенность служанки Марселы побеждают преступление Короля, интриги Канцлера и холодную надменность принцессы. Финал фильма трагичен с одной стороны, но оставляет зрителю простор для домысливания последующих событий, всеобщее ликование становится предвестником новой и счастливой жизни. Финальная песня «Надежда» звучит рефреном нового и лучшего, которого нам всем так не хватает.

И вызывают восхищение актеры, сыгравшие роли в кинофильме, как хорош и симпатичен Вячеслав Невинный в роли Короля, несмотря на его злодейство, как трогателен Игорь Красавин в роли Патрика, как холодна и жестока поначалу принцесса Альбина в исполнении Варвары Владимировой и как она нежна в конце фильма, а непосредственность Пенапью великолепно передает Артем Тынкасов, даже канцлер Альберта Филозова в чем то симпатичен, не говоря уже про загримированного до неузнаваемости Владимира Басова в роли шарманщика.

Плюс ко всему великолепные песни, которые украшают фильм и запоминаются, спустя годы мелодии ласкают слух, а слова западают в душу.

Пусть не все получается в жизни, но надежда живет в каждом из нас, когда плохо и кажется все ополчились против тебя, вспомни сказку «Не покидай», и пусть ее герои, песни и доброта не дадут сердцу зачерстветь. И пусть слова Песни о счастье

Холодный будет злиться ветер,
И солнце жечь, и дождик лить.
Но час придет, и свой билетик (счастья)
Судьбе ты сможешь предъявить

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Сказка, по которой снят фильм, была написана в Англии в позапрошлом веке, так что слова LedaRius о «пинании мертвого льва» советского строя несколько мимо касссы. История-то универсальная, и полтора века назад была актуальна и злободневна, и в перестроечные годы, да и сегодня кажется такой. Не надо зацикливаться на политической сатире. «Не покидай» — это, в первую очередь, романтичнейшая сказка, отлично разыгранная компанией мэтров и никому неизвестных, но харизматичных ребят из ТЮЗов.

Король-Невинный великолепен, стервочка-принцесса — само обаяние, настоящий фонтан, даже парень с улицы, сыгравший Патрика, для непрофессионала вполне хорошо держится в кадре. В этой истории, в сущности, нет ни проходных персонажей, ни безусловно отрицательных героев. Даже подлец-канцлер, проиграв по всем фронтам, выходит из игры с достоинством, по самурайски. Даже канцлерша, пусть она и сущая кобра, при всем своем яде остается верной соратницей своему малосимпатичному мужу. Даже жутковатый лакей с замашками киллера сохраняет жизнь истеричке Патрику, потому что — ну зачем его закалывать, дурака, без веской на то причины? Нет злодеев, нет хороших — есть люди, и все они заблуждаются. И музыка! Финальная песня — настоящая слезовыжималка. Бог с ней, с политикой, смотрите это как красивую, сентиментальную сказку, сейчас таких уже не снимают.
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Порой удивляешься людской изобретательности и… подлости. Да, именно так. Эдакому отравленному уколу исподтишка, в спину. А иногда даже думаешь — неужто лишь в нашей стране люди возвели в культ и даже определенное искусство весьма неблаговидное занятие? Пинать мертвого льва — очень благородно, не правда ли? Очернять историю своей страны — какой бы она не была — в наивысшей степени нужное и уважаемое занятие? И тем не менее, это так.

Человек наблюдательный, просмотрев наш детский фильм-сказку «Не покидай…», без сомнения увидит там многое, к волшебной сказке не имеющее никакого отношения. То есть буквально выдранное из контекста недавней нашей действительности, и облаченное в экранную мишуру. Кого-то это позабавит, да и только. Кого-то заденет, но не так чтобы сильно, а царапнет неприятно.

Приведу несколько примеров, наиболее ярких. Вот эпиграф к сценарию киноповести.

«… Тиран, гнетущий треть планеты,
Однажды не прошел в поэты, -
С того и мучает людей».

Грубо. Грубо, а главное, подленько. Вполне в духе наших интеллигентов — борцов за демократию, «либерасов», как называет их Михаил Леонтьев.

В фильме постоянно упоминается Остров Берцовой Кости — где томились несправедливо посаженные политические заключенные… вам это честно ничего не напоминает?

Но особенно удачен получился образ голубой розы, унюхав аромат которой, все люди принимались вопреки своей воле говорить правду, только правду, и ничего, кроме правды. А вот это, это ничего не напоминает? Проглядывает что-то, не так ли? Буквально до боли знакомое?

«До того мы к угару вранья принюхались, что чистый воздух нас прямо-таки убьет!»

Напомню, что данный фильм вышел на экраны в 1989 году. То есть во время Перестройки. И отражал реалии тех дней. Весьма ярко, надо отметить, отражал умонастроения особо «прогрессивной» части интеллигенции, способной пропихнуть политику даже в наивную и красивую детскую сказку. Браво.

Вот только одно «но» — финальные слова Канцлера, отрицательного персонажа, вырываются из общего благодушного ряда… заставляют подумать — а так ли уж однозначны будут последствия происходящего? Так ли уж благополучно завершиться свержение смешного короля, ненавистного канцлера? Так ли уж счастливы будут поданные, получив свободу, но не умеющие ею пользоваться?..

«Бедные мои… Вы ужаснетесь последствиям! Кто будет говорить правду и во имя чего — вот та банановая корка, на которой вы поскользнетесь! А люди не готовы к этому! Сумки почтальонов разбухнут от правдивых доносов! Граждане Абидонии узнают друг о друге такое, знаете ли… Наша чернь отбросит остатки стеснительности: чего там, ведь они правдолюбы — глазейте же на их срам! «Надоел!» — скажут дети учителю, — пошел вон!»… «Смычок — не лопата, — скажет хам музыканту. — Покопай ты землицу, а я побренчу». Историки понапишут такого…»

Что же можем наблюдать мы сейчас, в нашей стране? Разве не такую ситуацию? Свобода слова… Свобода словоблудия, а не слова.

Про разгул пошлости, отсутствие моральных принципов, засилье передач, пропагандирующих насилие на телевидении — говорить не буду, ибо всем уже надоело. То есть не удивляет никого, привыкли. Нас уже не то что безнравственностью передачи «Дом 2» не удивишь, мы уже теракты воспринимаем с изрядной долей скуки и цинизма.

Вот это, дорогие мои, и жутко. Жутко и страшно.

Мы все изменились. И не в лучшую сторону.

Нет, забавно, честное слово, забавно, насколько прав оказался несчастный сказочный Канцлер!
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Зрителями уже отмечены многие достоинства фильма:

и прекрасные музыкальные композиции, которые хочется слушать снова и снова;

и прекрасная игра любимых актеров — очень колоритными получились и король с королевой, и канцлер с «канцеляршей»;

и красивые молодые актеры, которые берут если не актерской игрой, то своим обаянием и харизмой;

и прекрасная романтичная история;

и даже возможность сказать наконец-то (в 1989 г.) то, о чем так долго говорить было невозможно;

- обо всем об этом сказано уже много хорошего.

Правда на сегодняшний день, когда слово «гласность» уже не заставляет сердца наших соотечественников биться чаще, политический подтекст фильма потерял свою актуальность. Чтобы фильм с интересом смотрелся бы и современным зрителем, его достаточно сократить раза в два, повырезать длинные аллегорические сцены, которые должны сообщить нам что-то важное.

А если уж быть совсем точной, то самыми интересными в этом фильме выглядят сцены с принцессой в кадре.

Меня лично больше всего впечатлила и продолжает впечатлять детская непосредственность почти никому неизвестной и тогда еще совсем юной актрисы — Варвары Владимировой. Она — дочь другой моей любимой и известной актрисы — Алисы Фрейндлих. Я была удивлена и расстроена, когда обнаружила, что после фильма «Не покидай» у нее почти не было существенных ролей в кино, очень интересно было бы посмотреть и другие фильмы с ее участием.

Позабавили ее слова в одном интервью: «Мои родители страстно мечтали, чтобы я пошла по их стопам. Помню, мама наигрывала на рояле и пела какую-то детскую песенку, провоцировала меня, чтобы я за ней повторяла, хотела понять, есть ли у ребенка слух. Она поет, а я молчу. Она: «Ну, Варенька, я сейчас спою, ты за мной повтори, а потом мы вместе споем». Я долго смотрю на нее тяжелым взглядом, а потом говорю: «Поешь? И пой!»

Не стремилась она в артистки, а жаль! Самое живое, самое подвижное существо в этом фильме — это она. Немой Патрик — это прекрасные грустные, но очень выразительные глаза. Принцесса Алиса — это сама жизнь, которая бьет ключом! Роль отрицательная, но с первых кадров притягивает на себя все внимание, и как не силится, но не может его перетянуть на себя роль положительная — Марселла ей явно проигрывает! Честно сказать, Марселла сама по себе проигрывает, а уж на фоне такой яркой принцессы, какой получилась Алиса, тем более.

Выражаю Варваре Владимировне свое восхищение!
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Бесконечная романтика этого фильма, как уже многие отметили, потрясает. Этот принц с его необыкновенно грустными глазами — мечта многих тогдашних девчонок…

Единственное, что меня насторожило в этом фильме — это то, с какой лёгкостью и непринуждённость маленькая актриса Варвара играла Альбину — надменную девушку с манерами прожжённой жизнью леди, которая научилась вертеть людьми как куклами. Создавалось впечатление, что она и в жизни такая…

И какой-то недетский подтекст в этом фильме. Слишком сложен он для детского восприятия, на мой взгляд. Надуманного много, ненужного совершенно. Больше всего мне бродячие артисты понравились как герои и как актёры. И музыка, конечно, в фильме — потрясающая!

6 из 10
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Пустоватый фильм. С одной стороны — есть претензия на раскрытие замалчиваемой правды. С другой стороны после просмотра остается ощущение, что тебя жестоко обманули — сказали «А», но «Б» не сказали — ведь о том, что было на следующее утро, «после бала», не говориться. А на следующее утро все могло вернуться на круге своя, с канцлером или без него.

Очень понравилась игра актеров, музыка, текстовки у песен просто потрясающие, до сих пор в голове проигрываются. Есть ощущение того, что жизнь не так уж беспросветна, что в ней есть надежда, — если бы не одно «но», то самое, о котором написано в первом абзаце.

В целом о трех часах, потраченных на просмотр, не жалею.