Приключения Буратино (ТВ) (1976)

(1976) 18+


О фильме

На дурака не нужен нож: ему немного подпоешь — и делай с ним, что хошь! Деревянный человечек, которого Папа Карло выстругал из полена, получился веселым, дерзким, шумным и доверчивым. Лиса Алиса и Кот Базилио завели его в Страну Дураков, но мудрая Черепаха Тортила помогла Буратино найти Золотой Ключик, потому что он был ужасно обаятельным.

Подробная информация

Слоган
Страна СССР
Жанр фэнтези, приключения, мюзикл, семейный, детский
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 1 января 1976
Премьера в России
Релиз на DVD 26 ноября 2009, «Флагман-Трейд»
Релиз на Blu-ray 25 декабря 2012, «Флагман-Трейд»
Ограничение по возрасту 6
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 6 лет
MPAA
mpaa
Время 130 мин. / 02:10
Рейтинг Кинопоиска 7.781 / 9670
Рейтинг IMDB 7.90 / 481
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Роль черепахи Тортилы Нечаев предлагал поначалу Фаине Раневской, но та, едва услышав, что фильм сниматься будет в Белоруссии, заявила, что согласна сниматься, только если съёмки будут проходить в подъезде её дома.
Диму Иосифова (Буратино) режиссёр Нечаев случайно увидел на катке. Заработная плата юного актера составляла 100 рублей в месяц.
Таню Проценко (Мальвина) помощница режиссёра нашла в поезде. В отличие от других детей-актёров, она была москвичка (все остальные дети — из городов Белоруссии).
Ролан Быков (кот Базилио) и Елена Санаева (лиса Алиса) в то время были муж и жена. Также это первый фильм, где они снялись вместе.
В песне черепахи Тортилы Рина Зелёная не поёт второй куплет, так как в нём упоминался её возраст.
Для киностудии «Беларусьфильм» это был первый фильм снятый для детей. До этого на ней снимали в основном военные фильмы.
В главных ролях Николай Гринько, Владимир Басов, Томас Аугустинас, Татьяна Проценко, Роман Столкарц, Дмитрий Иосифов, Ролан Быков, Елена Санаева, Владимир Этуш, Григорий Светлорусов
Роли дублировали Татьяна Канаева
Режиссер Леонид Нечаев
Сценарий Инна Веткина, Алексей Толстой
Композитор Алексей Рыбников
Художник Леонид Ершов
Монтаж Вера Коляденко
Директор фильма Владимир Студенников
Оператор Юрий Елхов
Участники съемочного процесса Юрий Катин-Ярцев, Николай Гринько, Валентин Букин, Владимир Басов, Томас Аугустинас, Татьяна Проценко, Роман Столкарц, Инна Веткина, Дмитрий Иосифов, Алексей Толстой, Владимир Грицевский, Татьяна Канаева, Леонид Ершов, Юрий Елхов, Ролан Быков, Елена Санаева, Вера Коляденко, Владимир Студенников, Владимир Этуш, Юрий Баталов, Алексей Рыбников, Михаил Петров, Рина Зеленая, Баадур Цуладзе, Леонид Нечаев, О. Королёва, Василий Чумаков, Григорий Светлорусов

Страны производства фильма

  • СССР (1 января 1976) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Марионетка, По мотивам книги, Театр

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Хорошее кино как для детей, так и для ценителей
Текст реценизии Тоже не соглашусь с тем, что этот фильм — единственная удача Нечаева. Многие зрители, даже «продвинутые», не видят очевидной вещи: у Нечаева есть главное режиссерское качество — умение работать с актерами и, главное, с детьми. Посмотрите внимательно любой его фильм, даже не самый лучший, и вы это наглядно увидите. Рыбников замечательный композитор, но ни в коем случае нельзя говорить, например, что его песни «спасают» фильмы Нечаева. Это жуткое недоразумение. Хорошие песни, спасают, скажем, «Приключения Электроника» — без них он действительно был бы гораздо хуже. А «Гостью из будущего» даже и хорошая песня не спасает. «Буратино» же спасать не нужно — это сам по себе прекрасный фильм, самобытный и необычный, очень хорошо поставленный и сыгранный и на голову выше обоих упомянутых фильмов именно потому, что у него просто лучше режиссер. Возьмите ту же «Красную шапочку» — она может быть сумбурна и не выверенна, но посмотрите, как там естественны дети, даже самый маленький ребенок, который говорит «Я не мальчик, я девочка». Если вы любите и понимаете искусство кино, но этого не видите, то я просто озадачен, как такое может быть. И не стоит сравнивать «Буратино» с современными детскими фильмами, чтобы показать его превосходство, — это просто лишняя трата времени. Это фильм и без всяких сравнений будет жить.
Оценка 1
Заголовок «Скажите, как его зовут?»
Текст реценизии Сказка детства, которую я не забуду никогда. Ее можно смотреть любой категории зрителей, потому что она добрая и дает незабываемые эмоции. При просмотре понимаешь, что ее делали с большой любовью. В какой раз уже пересматриваю ее, все равно смотрю, как в первый раз. Эта история никогда не сможет надоесть. В 1976 году не было никаких спецэффектов, зато были потрясающие декорации, которые передали настоящую атмосферу детской сказки. И эта сказка будет жить вечна, так как она превосходит современные истории во много раз. А когда показывли конец, я хлопал вместе с героями сказки, которые хлопали сами себе.

В основу положена повесть-сказка Алексея Николаевича Толстого — «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Её невозможно сравнивать с современными картинами, потому что современное кино кардинально отличается от того, что снимали в Советском Союзе. Раньше это делали с большой любовью и добротой к детям, а сказки и мультики, которые показывают сейчас деградируют с каждым днём. И именно из-за них дети не знаю такие прекрасные сказки, как эта.

Хочется похвалить всех, кто работал над этой сказкой. Особенно это касается композитора Алексея Рыбникова. Песни, которые он написал до сих пор остаются у меня в голове, а когда вновь пересматриваю сказку, подпеваю каждую из них. А какой гримм у актеров, выше всяческих похвал. Также отмечу, по-настоящему сказочные декорации, которые переносят зрителей в эту сказку.

Актеры сыграли блестяще. Маленькие дети, которые играли кукол поражали меня своей игрой. Все, как будто сошли со страницы книги. Взрослый состав не заставил в себе усомниться, ведь в нём сыграли гении актерского таланта. Особенно хочу отметить таких актеров, как: Владимир Этуш, Владимир Басов, Николай Гринько. Глядя на них, начинаешь верить, что эти персонажи жили реально. Просто потрясающе, других слов, найти просто не могу.

У Леонида Нечаева получилось всё: доброта, шутки и неповторимая атмосфера сказки. И благодаря этому, интерес зрителей не устареет никогда.

Итог. Показывайте эту сказку детям, именно на ней должны расти дети. Да и не только эту, помимо неё в СССР снимали множество других добрых сказок, например «Про Красную Шапочку».

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Нет, это не единственная удача !
Текст реценизии Не соглашусь, что этот фильм — единственная удача Леонида Нечаева. Несомненно, он у него лучший, но есть ведь и «Питер Пэн», и «Проданный смех». Ну и, конечно, «Не покидай», который до сих пор является культовым у многих зрителей.

Ну а мне в этом фильме хочется выделить ребят, игравших главных героев-кукол. Они прекрасно справились со своей задачей и иногда переигрывали мэтров.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок великолепно
Текст реценизии Переключая сегодня каналы с программы на программу, случайно наткнулась на любимейший фильм моего детства «Приключения Буратино», желание искать что либо еще для просмотра отпало сразу же, я позабыв про все домашние дела прильнула к экрану телевизора

Пересматривая, наверное в сотый раз, эту великолепную сказку о деревянном мальчишке и его друзьях, зная каждую фразу и каждый кадр наизусть, я не перестаю испытывать те же эмоции и восхищение, как и много лет назад.

Удивляюсь как при нулевом количестве спец эффектов и простеньких декорациях умудрялись снимать такие красивые, в буквальном смысле этого слова, фильмы. Такие фильмы хочется пересматривать и цитировать. Ведь недаром фразы из этой детской сказки давно гуляют в народе.

Взять хотя бы : «и три корочки хлеба…», «Плакали наши денежки..» «Считаю до трёх, а потом как дам больно!..» «Какое небо голубое..» и мн. др.

Великолепная подборка актеров, как на взрослые так и на детские роли.

Одно удовольствие смотреть на игру В. Этуша, Р. Быкова, В. Басова!

А ребята исполнившие роли кукол, это 100% попадание в образы, абсолютно каждый на своем месте.

Самый мой любимый момент в фильме, когда Пьеро поет песню для Мальвины. Кстати, Мальвину в детстве, считала просто нереальной красавицей, девочка с голубыми волосами была для меня эталоном красоты. Ну и конечно же исполнитель главной роли, лучшего образа, который создал на экране Дмитрий Иосифов, просто не придумать

Фильм музыкальный и музыка в нем гениальна! Почти каждую песню хочется подпевать или отстукивать ритм ногой в такт мелодии.

В итоге, хочется сказать, как жаль, что перестали у нас снимать такие добрые и светлые сказки для детей, а «Приключения Буратино» — это планка на которую нужно ровняться.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Это просто праздник какой-то!
Текст реценизии Неоспоримый факт, что советские музыкальные фильмы и сказки для детей-лучшие в мире! Пусть и пафосно звучит, зато правдиво и мало кто с этим поспорит.

Замечательная сказка! Смотрю с восторгом и по сей день. Множество фраз, которые при просмотре в детстве пролетели мимо ушей, действительно стали чуть ли не крылатыми. Масса юмора, чудесная музыка Рыбникова, песни, которые народ с удовольствием поёт в караоке (а значит-любит!), юные актёры и мэтры отечественного кинематографа делают этот чудесный фильм живым, интересным и незабываемым. Отличные костюмы и грим, смешные трюки, яркие декорации, присутствие кукольных персонажей (сверчок, медицинские работники-жаба, сова и богомол, паук в чулане…) — всё в этой сказке комильфо!

Хотелось бы особо отметить парочку Быков-Санаева (Кот Базилио и лиса Алиса соответственно). Вот уж посмеялась вволю! А трюковая сцена делёжки этих несчастных пяти сольдо-вообще в в лучших традициях Голливуда.

Дуремару (Басов) поверил бы, на мой взгляд, даже Станиславский. Этуш-Карабас невероятно убедительно вращает глазами и неистово бьёт в барабан, а Тортилла (Рина Зелёная) очень трогательно исполняет песню про «300 лет тому назад».

Юные исполнители кукол — вне всякой критики. Справились на отлично. Дима Иосифов будто бы родился с деревянным носом, в бумажной курточке и колпаке из старого носка.

Вердикт: хвалю, хвалю! Показывайте такие сказки своим детям. С отвратительным «Лентяево» — никакого сравнения!

10 из 10
Оценка 3
Заголовок Лучший детский фильм
Текст реценизии Л. Нечаев не смог снять ничего лучшего после «Буратино», потому что это в принципе лучший детский фильм. И в этом огромная заслуга в том числе композитора (какие там мелодии — объедение!) и автора текстов. А также оператора, оформителя и художника по костюмам. И, разумеется, актеров. Отличный подбор главного героя. Великолепные Карабас и Дуремар. Потрясающий дуэт К. Б. и Л. А., такого вообще ни в одном фильме больше нет.

Уважаемые дети и взрослые, которые еще помнят себя детьми! Шреки Шреками, Гарри Гаррями, но «Буратино» во многих отношениях еще никем не обойден.

Вторая крупная удача — это «Не покидай», который действительно может считаться культовым. Он, правда, более драматичный и требует более серьезного к себе отношения. Не уверен, что дети будут рады.
Оценка 1
Заголовок Не нужна мне малина, не страшна мне ангина…
Текст реценизии Нечаев — мастер. Его своеобразная манера не всем нравится, но она уникальна. Он совершенно пренебрегает чистотой операторской работы и естественностью комбинированных съемок. Он обожает условность костюмов и декораций. Он прекрасно работает с детьми-актерами. Он подбирает к своим фильмам гениальные саундтреки. Его фильмы предназначены и детям, и взрослым одновременно — а ведь до этой мысли, снимать фильмы для всех возрастов, мировой кинематограф дошел только в самом конце XX века.

Вершина его творчества — фильм «Про Красную Шапочку», но и «Буратино» тоже очень хорош.

В «Буратино» нет единого глобального подтекста, какой-то идеи, спрятанной под «внешней» идеей о дружбе, смелости и прочем, но все образы, при их условности, не одномерны, и почти всегда — благодаря песням. Ох, Рыбников… мало кто способен, как он, говорить одной мелодией, без слов.

Интересно смотреть за дружескими (и любовно-дружескими) парочками-антиподами. Джузеппе и Карло — против Карабаса-Барабаса и Дуремара; Мальвина и Пьеро — против Алисы и Базилио. У каждой пары своя история, свои нюансы отношений. Джузеппе явно богаче и «социально адаптированней» Карло, но в дружеских отношениях отдает ему первенство. Поэтическая натура шарманщика вызывает у столяра-выпивохи особый трепет. Карабас и Дуремар — вообще нечто. Злодейство злодейством, но харизма Барабаса никак не меньше его бороды. Трусливый и хитрый Дуремар подлизывается к доктору кукольных наук, явно при этом завидуя его размаху и… определенной широте души. Барабас — наивный злодей, в своем злодействе он честен и могуч: «Плевать на униженья! Да! Я готов унизиться…» Как актерский дуэт Басов и Этуш просто великолепны.

Мальвина и Пьеро — очаровательная любовная история, нежность первого чувства. «Отличница» и красотка, казалось бы, глупенькая и правильная, Мальвина тоже покорена тонкостью души и скрытой красотой Пьеро. Нервный и печальный поэт Пьеро все же достаточно смел, чтобы открыто признаться своей даме в любви. Базилио и Алиса — парочка жуликов, особенный кайф ловящих в том, чтобы обмануть всех, в том числе друг друга, но неразлучных. Быков как актер, конечно, переигрывает Санаеву…

Сам Буратино — несомненная удача. «Деревянные» движения, улыбка до ушей, стопроцентный мальчишка, само обаяние.

Рина Зеленая же все происходящее, можно сказать, объединяет своей песней: «Юный друг, всегда будь юным, ты взрослеть не торопись». Вообще, у Нечаева эта просьба к детям не торопиться стать взрослыми — очень личная. В его «Питере Пэне» самая пронзительная — песня миссис Дарлинг: «Не спешите, не спешите, дети, вырастать… пусть помедленнее старятся родители».

Финальные кадры, где юные актеры аплодируют сами себе под гимн детства «Бу-ра-ти-но!» — достойное завершение этой озорной и радостной истории.
Оценка 3
Заголовок Алексей Рыбников — один из лучших композиторов мира
Текст реценизии Если бы этот мюзикл выдвигался на премию Оскар или еще на какую кинопремию, то вне всяких сомнений, первая награда была бы присуждена за Лучший саундтрек. Музыка Рыбникова как всегда красива, оригинальна, УМЕСТНА, непредсказуема. Музыка в «ПБ» схожа с красивой живописной картиной, пестрящей многокрасочностью и красотой. Ничего лишнего. Мелодии красиво рисуют характеры персонажей.

Браво, маэстро!

Еще хочется отметить виртуозное исполнение Владимира Этуша.

К сожалению, эта работа была единственной удачной у Леноида Нечаева. В «Красной шапочке» вообще выделить нечего, кроме как опять великолепную музыку Рыбникова.
Оценка 1
Заголовок Он с доброй сказкой входит в дом…
Текст реценизии Есть сказки которые хочется смотреть в независимости от возраста. Перед нами одна из них. Обидно, что сейчас больше не снимают подобные фильмы, а отдают предпочтения чему то в духе «Щелкунчик и Крысиный король».

Историю про золотой ключик и приключения Буратино знают практически все.

Кто такой Пьеро, Мальвина, Карабас — объяснять не стоит. Это герои нашего детства, которых забыть невозможно.

Сама же постановка оказалась действительно великолепной и на сегодняшний день является одной из лучших. Красочные декорации, отличная проработка персонажей и та самая атмосфера сказки. Чего только стоит кот Базилио с его мимикой лица и голосом.

Все актеры постарались на славу, начиная от детей и заканчивая мастерами своего дела. Очень жаль, что многих уже нету в живых, потому что благодаря как раз таким фильмам понимаешь талант этих людей. Талант не только сыграть свою роль, но и подарить детям запоминающихся, ярких героев.

Конечно, сегодня уже давно не 1975 год, поэтому фильм не имеет каких то визуальных эффектов, но он имеет намного больше — атмосферу сказки.

Это то кино на котором должны расти дети. Уже не говоря о том, что даже в каждом взрослом все равно сидит ребенок, которого периодически нужно выпускать наружу.

10 из 10