Тайна Келлс (2009)

The Secret of Kells (2009) 18+


О фильме

На дворе 9 век. В ирландской глубинке спряталось старинное аббатство Келлз, руководит им авторитарный Настоятель. Воспитанный им племянник-сирота по имени Брендан — мальчик славный и способный. Ему 12 лет, и он вместе с другими монахами старательно трудится над укреплением стен аббатства для защиты от набегов викингов.

Новая полная приключений жизнь ждет Брендана с прибытием Брата Эйдана, знаменитого мастера-иллюстратора и хранителя необычной незаконченной книги с иллюстрациями. Брат Эйдан принимает мальчика под свое крыло и посвящает его в искусство иллюстрации, пробуждая невероятный интерес и удивительный талант.

Подробная информация

Слоган
Страна Франция, Бельгия, Ирландия
Жанр фэнтези, мультфильм, семейный
Бюджет $8 000 000
Сборы в США $676 775
Сборы в мире + $62 679 = $739 454
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 30 января 2009
Премьера в России 13 января 2011, «RUSCICO»
Релиз на DVD 24 марта 2011, «Новый Диск»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту для любой зрительской аудитории
MPAA
mpaa
Время 75 мин. / 01:15
Рейтинг Кинопоиска 7.977 / 2885
Рейтинг IMDB 7.50 / 11 057
Рейтинг мировых критиков 91
Рейтинг российских критиков 67
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Брендан Глисон, Майкл МакГрат, Эван МакГуайр, Нора Твоми, Мик Лэлли, Кристен Муни, Лиам Хурикан, Пол Янг, Пол Тайлак, Мари Торхож
Роли дублировали
Режиссер Нора Твоми, Томм Мур
Сценарий Фабрис Циолковски, Томм Мур
Продюсер Дидье Бруннер, Вивиан Ванфлетерен, Томм Мур
Композитор Бруно Куле
Художник Росс Стюарт
Монтаж Фабьен Альварез-Жиро
Участники съемочного процесса Брендан Глисон, Майкл МакГрат, Айван Руврер, Йонас Тилль Хоффманн, Эван МакГуайр, Нора Твоми, Джеймс Флинн, Бруно Куле, Мик Лэлли, Фабрис Циолковски, Дидье Бруннер, Вивиан Ванфлетерен, Кристен Муни, Кэйрен Уолоч, Лиам Хурикан, Росс Стюарт, Фабьен Альварез-Жиро, Рама Гили, Пол Янг, Пол Тайлак, Томм Мур, Фабиан Эрлингхаузер, Мари Торхож

Премии фильма

  • Оскар, 2010 год (us) - Лучший анимационный фильм
  • Европейская киноакадемия, 2009 год (eu) - Лучший анимационный фильм

Страны производства фильма

  • Франция (30 января 2009) - 0
  • Германия (8 февраля 2009) - 0
  • Бельгия (11 февраля 2009) - 10
  • Франция (11 февраля 2009) - 153
  • Ирландия (22 февраля 2009) - 0
  • Ирландия (3 марта 2009) - 0
  • Аргентина (3 апреля 2009) - 0
  • Турция (11 апреля 2009) - 0
  • Франция (Июнь 2009) - 0
  • Хорватия (3 июня 2009) - 0
  • Австралия (6 июня 2009) - 0
  • Венгрия (18 июня 2009) - 0
  • Великобритания (20 июня 2009) - 0
  • США (17 июля 2009) - 0
  • Корея Южная (23 июля 2009) - 0
  • Австралия (2 августа 2009) - 0
  • Австралия (6 августа 2009) - 0
  • Дания (22 сентября 2009) - 0
  • Нидерланды (24 сентября 2009) - 0
  • Канада (26 сентября 2009) - 0
  • США (26 сентября 2009) - 0
  • Сингапур (14 октября 2009) - 0
  • Польша (17 октября 2009) - 0
  • Австралия (31 октября 2009) - 0
  • Канада (21 ноября 2009) - 0
  • Великобритания (22 ноября 2009) - 0
  • США (4 декабря 2009) - 0
  • США (5 декабря 2009) - 0
  • США (23 января 2010) - 0
  • США (5 февраля 2010) - 0
  • США (12 февраля 2010) - 0
  • США (18 февраля 2010) - 0
  • США (19 февраля 2010) - 0
  • Канада (26 февраля 2010) - 0
  • Великобритания (27 февраля 2010) - 0
  • США (5 марта 2010) - 0
  • Австралия (10 марта 2010) - 0
  • США (19 марта 2010) - 0
  • США (Июнь 2010) - 0
  • Испания (20 августа 2010) - 0
  • Словения (3 сентября 2010) - 0
  • Италия (11 сентября 2010) - 0
  • Финляндия (17 сентября 2010) - 0
  • Великобритания (1 октября 2010) - 0
  • Япония (21 ноября 2010) - 0
  • Польша (13 января 2011) - 0
  • Япония (11 июня 2011) - 0
  • Венгрия (14 января 2012) - 0
  • Дания (29 ноября 2012) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Аббатство, Башня, В ловушке, Вандализм, Варвар, Волшебная книга, Воровство, Вступительное закадровое повествование, Выстрел стрелой, Глаз, Гусь, Дерево, Длинные волосы, Дождь, Домашняя кошка, Дух лисы, Жестокое обращение, Иконография, Имя персонажа в оригинальном названии, Ирландия, Карабканье на дерево, Квест, Книга, Кошка, Лес, Лук и стрелы, Макгаффин, Монастырь (мужской), Монах, Морское чудовище, Нападение, Незаконченная книга, Непослушание, Огонь, Отношения дяди и племянника, Парень, Пение, Пещера, Плут, Подводный, Рассказывание историй, Свеча, Свинья, Стена, Строжка глаза, Стройка, Стройплощадка, Фея, Человек, обладающий качествами отца, Чернила, Шёпот, Эббот

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Ars longa, vita brevis.
Текст реценизии «Культура — это то, что остается, когда все остальное забыто».

Эдуар Эррио.


«Секрет Келлов» — мультфильм, необычный по многим параметрам. На дворе 9 век, а место действия — небольшое провинциальное ирландское аббатство. Согласитесь, уже интригует. Мы привыкли к мультфильмам с колоритными персонажами, переживающими головокружительные приключения, с забавными зверушками, карикатурными злодеями и непременным хэппи-ендом. Здесь же нас ждет нечто экзотическое.

Поначалу техника исполнения мультфильма выглядит непривычно. Персонажи кажутся странными и неживыми, а декорации — схематичными. Но вскоре это ощущение пропадает. Кино будто затягивает, ветвистые орнаменты несут зрителя по лабиринтам мультипликационного мира, полного символов и ассоциаций, гораздо более глубокого, чем кажется на первый взгляд. Внезапно ты понимаешь, что перед тобой — ожившая иллюстрация, бесконечная в своей виртуозности. Каждая деталь здесь неслучайна и играет свою роль, как эстетическую, так и смысловую.

В отдельных эпизодах прорисовка поражает до глубины души. Поражает выверенностью ветвистых, вьющихся и закручивающихся узоров, захватывающей динамикой сумасшедших ритмов, исключительной выразительностью колористического разнообразия. Это и волшебный лес Эшлинг, живущий по ведомым ему одному законам, и захватывающая схватка Брэндана со змеей, гипнотизирующая своей геометрией, и пробирающее до дрожи изображение войны.

Содержанием мультфильм интересен ни чуть не меньше, чем визуальной составляющей. Чем же так ценна Книга Келлов? Почему она становится главным артефактом, спасение которого становится основной задачей героев? Создатели фильма рассказывают нам притчу, в которой Книга Келлов является ярким символом. И олицетворяет она, ни больше, ни меньше, культурное наследие, как одного маленького народа, так и всего человечества. А злые, алчные норманны здесь — воплощение невежества, варварства и бескультурья.

Материальная и духовная культура — единственный след, который может оставить после себя человек. Искусство способно воспитать в нем личность, обогащенную духовно и нравственно. Без понимания норм морали, без чувства национального самосознания и умения отличать прекрасное общество начинает разлагаться и деградировать. Именно поэтому так важно с уважением относится к тому, что создало предыдущее поколение, беречь традиции и каноны своих предков. В этом свете «Секрет Келлов» выглядит крайне актуально. В наше время, когда шедевры архитектуры гибнут под гусеницами бульдозеров, чтобы освободить место для очередной бетонной коробки, когда живопись и графика уходят в прошлое, пропуская вперед новое псевдоискусство, с ног до головы проросшее коммерцией, когда новое поколение забывает родную культуру. К слову, «Секрет Келлов» знакомит зрителя и с таким замечательным, но нынче не очень популярным явлением, как средневековая книжная миниатюра. Некоторые такие иллюстрации поражают своей красотой и являют собой истинные произведения искусства.

Так что, мультфильм не только оригинален по художественному исполнению, но и крайне ценен заложенной в него моралью. Лишь одно подпортило впечатление от просмотра — осталось ощущение некой незавершенности, как будто из этой прекрасной книги вырвали и потеряли несколько страничек. В остальном же — красиво, увлекательно, символично и по-хорошему поучительно.

P.S. Создавая новое, не менее важно беречь то, что уже создано до нас.

9 из 10
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Этот мультфильм смотрела по настоятельной рекомендации профессионала в области кино. Видимо, поскольку сама таковой не являюсь, у меня при просмотре возникли некоторые трудности. Началось всё замечательно — мелодичные кельтские напевы, завораживающая картинка, таинственный голос, который шёпотом повествует: «…Я видела красоту, живущую в самом хрупком месте. Я видела книгу, которая превратила тьму во свет».

И чем дальше я смотрела в предвкушении раскрытия секретов (что это за волшебная книга, какие тайны она в себе хранит), тем усиливалось ощущение, что чего-то не хватает, потому что я действительно не понимала, что происходит. Во-первых, мне определённо недоставало предыстории: было непонятно, почему аббат не хочет, чтобы его племянник занимался книгой, ведь на стройке от него пользы всё равно нет. Во-вторых, я так и не поняла значение книги и что за существо было в пещере, в чём его смысл и т. д. Складывалось впечатление, что создатели картины ожидали от меня предварительных знаний ирландского фольклора и самой книги.

Поэтому после просмотра я провела в интернете небольшое исследование на этот предмет, и тогда история и сама анимация обрели для меня более глубокий смысл, хотя некоторые моменты так и остались размытыми. Оказывается, Келлская книга — это одна из самых щедро украшенных рукописных книг, дошедших до нас, созданная ирландскими монахами примерно в 800 году. Благодаря великолепной технике исполнения и красоте узоров, многие исследователи рассматривают её как наиболее значительное произведение средневекового ирландского искусства. Книга содержит четыре Евангелия на латинском языке, украшенные огромным количеством цветных миниатюр. И подобно тому, как используется орнамент и широкая цветовая палитра в реальной книге (что можно сказать, что это — «работа ангела, а не человека»), так и каждый кадр фильма удивительно красочен, наполнен лабиринтами изящных линий и переплетений.

Пространство в фильме выглядит нарочито плоским, что отражает действительное положение дел в живописи того времени, ведь законы перспективы были разработаны позже. И в то же время поражает невероятная детализация: множество линий, спиралей и завитков заполняют пространство — снежинки в виде кельтских узоров, даже кора деревьев расцвечена орнаментом. Невольно попадаешь в таинственный, загадочный мир, где царят совершенно другие законы.

Как дикая ирландская природа вдохновляла иллюстраторов Келлской книги, так и герои этого фильма иногда отодвигаются на задний план перед красотой природы. Лесные сцены с таинственной нимфой, скользящей с ветки на ветку очень богаты в исполнении. Но меня лично загипнотизировала сцена с фосфоресцирующей змеёй — просто математически выверено и красиво.

Сама анимация очень геометрична, персонажи в основном выполнены в виде прямоугольников или овалов. Но великолепное использование цвета восхищает. Красный, используемый в сценах вторжения норманнов, вызывает очень тревожные ощущения. Захватчики с севера надвигаются трафаретно-чёрными прямоугольниками с рогами, мечами и глазами в виде бусинок, чьими предвестниками являются такие же трафаретно-чёрные вороны. И никаких тебе других деталей.

Сама история — о маленьком мальчике Брендане, который учится быть художником. Внешний конфликт фильма разворачивается между Бренданом, который стремится к творчеству и красоте, и его суровым дядей-аббатом, возводящим стену для защиты аббатства от завоевателей. Внутренним конфликтом для Брендана является поиск «третьего глаза», который позволит ему выполнять самые трудные элементы живописи. Этот глаз охраняет метафорический змей, который внутренне столь же разрушителен для тех, кто не подходит для этого поиска, как викинги разрушительны снаружи. Поиск «третьего глаза» — это творческий поиск любого художника в желании передать дух красоты. Это прекрасный фильм о попытке в противостоянии с различными демонами найти свой путь в мире и о умении находить красоту этого самого мира за пределами стен. Недаром в фильме говорится, что мир — это опасное место, и не перестаёт быть таковым, даже если вы возводите стены.

Кельтская музыка, мелодичная и завораживающая, очень хорошо работает в паре с изображением. И пусть сюжет страдает некоторыми недостатками, всё это меркнет на фоне замечательной, красочной, увлекающей в мир фантазий анимации. В период расцвета компьютерных изображений «Тайна Келлз» отличается от большинства мультфильмов, выпускаемых в эти дни. И если вы действительно любите изобразительное искусство, историю искусств, то эта картина обернётся для вас настоящим маленьким сокровищем.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок Ирландская тайна.
Текст реценизии «Тайна Кэллса» это обличенный в мультипликационную форму рассказ о борьбе ирландского города с викингами. Действие происходит в 9 веке, но больше никаких исторических соответствий в фильме нет. Те же самые викинги выступают безликими чудовищами, темной силой, грозящий поглотить не только сам ирландский народ — всю цивилизацию, спалить ее, уничтожить.

В этот нелегкий час в аббатстве Кэллс растет двенадцатилетний мальчик по имени Брендан. Его дядя — настоятель аббатства руководит постройкой огромной стены, которая должно остановить нашествие викингов. Однако не все уверены в том, что стена станет надежной преградой перед волной безжалостных северных воинов, многие считают, что самым лучшим выходом станет бегство. Масла в огонь подливает и прибывший в аббатство брат Эйдан с острова Айовы, который считает, что, прежде всего, нужно сохранить культур, знания, традиции народа. Сам Эйдан — искусный художник, обладающий магической книгой, с которой можно победить врага, превратить темноту, которую он несет, во свет, но Эйдан стар и немощен, а Настоятель храма не желает слышать его аргументов, он слепо верит, что нужно продолжать воздвигать стену. И чем выше становится стена, тем сильнее крепнет его заблуждение в своей правоте. Поэтому тем единственным, кто сможет дописать книгу, становится юный Брендан. Его ожидает много опасностей, прежде чем осознает настоящую цену магической книги.

Таково начало этой захватывающей истории, родившейся из ирландского героического фольклора, но благодаря тонкой завуалированным идеи о выборе, который мы совершаем, сегодня выглядит очень глубокой актуальной. Мифы, легенды, предания о сказочных существах обрели жизнь в этом фильме, богатым визуальными решениями, напоминающим иногда детские рисунки, а иногда средневековые гравюры. Как ни печально признавать, мультфильм, скорее всего, пройдет незамеченным для многих зрителей, посчитающих его слишком мрачным, а картинку перенасыщенной образами, двусмысленностями и, возможно, чересчур схематической.

Ближе всего по исполнению совместное творение французских, бельгийских и ирландских мультипликаторов к произведениям великого основателя японской анимации Хаяо Миядзаки, подарившему нам такой шедевр, как «Принцесса Мононоке», пускай «Тайна Кэллса» и лишена той детализации, как работы Миядзаки.

Никто, как в большинстве голливудских анимационных штамповках, не пытается разжевать нам, как поступать плохо, а как хорошо. Борьба «бобра с ослом» не настолько ярка, контрастна, а она всего лишь фон для путешествия Брендана, этого любознательным мальчиком в мир фей, жутких чудовищем, лежащих за стеной аббатства.

Обманчивой простота, которой прикрывается фильм, не введет в заблуждение искушенного зрителя. За плоскими лицами, словно ожившими на манускриптах, прячутся многогранных характеры, это пример того, как визуальная форма говорит нам больше, чем сюжет. Герои и не смотря на внешнюю карикатурность, от того не становятся менее живыми или человечными. Особняком стоят такие персонажи как лесная фея Эшлинг, напоминающая что-то неуловимое, быстрое, похожее на одновременно и на баньши, и на шаловливого ребенка или кот Пангер Бон, верный помощник Брендан в его странствиях.

Благородна миссия мультфильма донести до нас ценность знаний, но еще и научить, что самый большие стены страхи воздвигаем мы сами.

Оригинальный стиль, замечательных сводящие с ума в хорошем смысле этого слова ирландские музыкальные мотивы, захватывающий сюжет, все это один из лучших мультфильмов 2009 года. Ах, да дети тоже могут его смотрят, хотя раскрыть «Тайну Кэллс» прежде всего стоит взрослым.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок «Я видела книгу, которая превратила тьму во свет», — Эшлинг
Текст реценизии Для большинства русских людей Ирландия — это далекая, загадочная и малознакомая страна. Ее мифы и легенды остаются вне поля зрения школьных, да и университетских программ, а об исторических датах в жизни республики нам известно и того меньше.

Именно недостаток знаний о культурном наследии и традициях этого северного государства побудил меня к просмотру «Секрета Келлов», а в дальнейшем к элементарному восполнению смысловых пробелов, возникших у меня после знакомства с мультфильмом.

Сюжет строится вокруг реально существующего артефакта — Келлской книги — своего рода национального сокровища Ирландии. Книга Келлсов содержит тексты четырех Евангелий, но ее настоящая культурная ценность — это обилие искусных иллюстраций, многие из которых можно разглядеть только при помощи лупы. По одной из многих версий Книгу начали писать монахи острова Иона ориентировочно в 9 веке. После разрушения монастыря викингами, старцам все же удалось сберечь книгу и перевезти ее в ирландское аббатство Келлс, где работа над рукописью продолжилась.

Эту легенду в мультфильме дополняют несколько вымышленных персонажей со своими внутренними конфликтами, мягкий, тонкий и ненавязчивый юмор, и линия с противостоянием викингам, которая добавляет мультфильму динамизма и драматизма.

В картине присутствует и практически миядзаковская история о хозяйке леса — озорной фее Эшлинг, которая может принимать обличия разных животных. Её имя в переводе с ирландского означает «сон», «видение». Неуловимая, как тень, Эшлинг помогает главному герою выполнить его миссию.

Кот по имени Пангур Бан, прибывший в Келлс вместе с монахом Эйданом, тоже имеет свой исторический прототип. В средние века некий монах посвятил своему белому коту Пангуру шуточное стихотворение.

Все эти сюжетные ходы, переплетение мифов, фактов и вымышленных деталей, подчинены одной цели: показать превосходство красоты и духовности над жестокостью и мирскими страхами. Так же подчеркивается важность сохранения и передачи знаний: «Книга не должна быть укрыта за стенами, она должна быть доступна людям, чтобы те обрели надежду в темные времена» — это главная идея данной анимационной ленты.

Подобно реальной Келлской книге, визуальная составляющая мультфильма не менее важна, чем его смысловое наполнение.

Герои нарисованы геометрично, практически схематично, но при этом, они настолько харизматичные, в них столько души и эмоций, что они могут запросто заткнуть за пояс многих персонажей трехмерной анимации. Взять хотя бы Пангур Бан — удивительно грациозного кота с ярким, своенравным характером. Как он выглядит: половина круга — голова, два треугольника — ушки, два кружочка — глазки, круг с двумя перекрещивающимися линиями — нос и рот. Прорисовка — проще некуда. Восхищаешься, как можно было при помощи таких сухих фигур создать нечто настолько изящное, настолько «кошачье». Если присмотреться внимательнее, можно заметить, что глаза у Пангур Бан разного цвета. Следуя распространенному поверью, кот становится своеобразным талисманом главного героя, принося ему удачу во всех странствиях и приключениях.

Упрощенный вид персонажей с лихвой восполняется обилием кельтских орнаментов, витиеватостью и изощренностью линий пейзажа. Было приятно узнать, что иллюстрированные страницы Книги, показанные в мультфильме, точно повторяют страницы реальной Келлской книги, которая хранится в библиотеке Дублина. Многие элементы иллюстраций и орнаменты оригинала были использованы авторами анимационной картины при прорисовке ландшафта и интерьера помещений.

Это все делает «Секрет Келлов» «мультфильмом, выполненном в стиле книги», а в сочетании с ирландскими музыкальными мотивам, некоторые из которых просто зачаровывают своей мелодичностью, создается волшебная атмосфера, погруженности во время, культуру и нравы страны.

Мой вердикт: «Секрет Келлов» — мультфильм, такой же самобытный, как Ирландия — требует от зрителя наличия определенной информационной базы. Дети без помощи старших вряд ли уловят глубокий смысл, заложенный создателями в свое творение. Мультфильм скорее для взрослых, для настоящих ценителей нестандартной анимации, оставляющей после просмотра много вопросов и приятное ощущение подъема душевных сил.
Оценка 1
Заголовок Сохранить знания любой ценой…
Текст реценизии Мультфильм вызывает восхищение и море удовольствия от просмотра, но об этом чуток попозже, давайте все по порядку…

О чем мульт или краткий пересказ

На дворе 9 век нашей эры, в Ирландии все бы до отлично, жили бы все хорошо да счастливо, но вот есть одна небольшая загвоздка — Викинги. Везде где они не пройдут наступает полное разрушение и смерть всего живого в округе, это что-то вроде чумы, которые не знают как остановить. Но эта истории немного о другом, в лесной глуши есть небольшая деревенька, где все под руководством Настоятеля отстаивают круговую стену, в надежде что это остановит Викингов.

У настоятеля есть племянник, который еще совсем юный ребятишка, жизнь которого начинает кардинально меняться с приездом знаменитого иллюстратора Брата Эйдана. Который замечает скрытый талант иллюстрирования в мальчишке, и начинает потихоньку подталкивать Брендана на раскрытие его таланта. Самому же мальчишке это становится тоже интересно, но чтобы обучаться мастерству, ему приходится нарушать различные запреты и нарушать правила, тут то и начинаются приключения…

Восхищение да и только

Данный мультфильм по «Интересности» переплюнет как минимум половину полнометражных мультфильмов с многомиллионным бюджетом вышедших на большой экран. Поэтому сравнивать его с различными 3D мультяшками большого экрана, нет никого желания, им до него еще ой как далеко. Однако по ощущениям и эмоциям можно вполне сравнимо с короткометражными мультфильмами, которые всего 5-6 минут могут вызвать огромное количество радости, или грусти, ненависти или восхищения. Тут же это длиться почти полтора часа.

Отличная компоновка всех достоинств правильно передает эмоции и ощущения, но самое главное что мне понравилось, это то что они могут быстро их менять, с одних на другие, и это вполне неплохо получается.

Сюжет

К сожалению сюжет большинства мультфильмов настолько предсказуем и убог, что смотря эти мультфильмы можно около 90% действий персонажей сидеть и предугадывать без каких-либо проблем.

Но выше написанное никак не относиться к данному мультфильму, да сюжет не удивит вас очень сильной запутанной историей, но он и не убог, я бы сказал что это некая золотая середина. Он прост, но он вас не разочарует.

Впечатления

Мультфильм отличный, однако мне кажется дети до 11-12 лет, могут просто не полностью понять мультфильм. Так же хотелось бы отметить что по моему лучше его смотреть дома одному, или в небольшой компании, чем в кинотеатре на большом экране.

9 из 10
Оценка 1
Заголовок Look Out Young Son
Текст реценизии Если бы я был несколько менее дипломатичен, то вполне мог счесть целесообразным, назвать этот мультипликационный фильм европейской интерпретацией «Принцессы Мононоке» Хайао Миядзаки. Все же параллелей можно провести заметное количество. Однако, в чем не откажешь «Секрету Келлов» так это в самобытности. Очаровательная в своей прямоте и неуклюжести ирландская грация в обрамлении причудливых узоров, разительно отличается от выверенного до последнего штриха рисунка японского аниматора.

История о животворящей силе красоты, спасающей разбитые сердца, требующей жертв не прямо, но косвенно, об упрямстве, силе духа, волшебстве, в конце концов. Самая настоящая сказка для детей и взрослых, но, простите, это художественное произведение никак не соотносится с тщедушными попытками отечественных аниматоров выдать адаптированную, тематически оформленную, версию «PG Porn» за сказочные приключения.

Карикатурность персонажей и непосредственность в принятии решений, упрощает рассказ до стилистики народного творчества, где гениальность опирается на простоту, а фабула прячется в самом очевидном. Мультипликация также несет на себе определенный налет эклектичности, имея в своем арсенале как редуцированные пейзажи и образы, так и сложные, изобилующие множеством мелких деталей узоры и анимацию.

После просмотра на ум невольно приходят слова Марка Твена, где он сетует на то, что иной раз невозможно описать словами увиденное, что слова будто «нарисованное пламя». Так вот, данная история прекрасно соотносится с этим выражением и в определенной степени даже иллюстрирует его.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок «Тайна аббатства Келлс»: ирландская сказка
Текст реценизии Тайна аббатства Келлс — мистерия, разрисованная в ирландских книжных росписях и скрытая в чудесной музыке средневековья. Прекрасный мультфильм, необычно и тонко передающий атмосферу старой доброй Ирландии со всеми ее таинственными духами леса, монахами, пишущими пером книги,, злобными викингами, пришедшими из-за моря и легкой, как сказка, историей.

Придраться к мультфильму можно легко: непрописанные персонажи, незамысловатая история, местами узнаваемая рисовка и сюжетные ходы. Все это есть, согласен. Как есть это все в любой сказке любого народа, населяющего наш мир. Но разве этим прекрасны сказки нашего детства? Конечно, нет. Они прекрасны именно той красочностью, той атмосферой, теми простыми преувеличенными чувствами, что мы находим в мультфильме «Тайна аббатства Келлс». Прислушайтесь… тайны… тайны аббатства… слышите тихое учащенное дыхание? Это волнуется ваша душа в предвкушении очередной Сказки, новой Истории.

Именно этим и живет душа, друзья.

9 из 10

Евгений Азаренко
Оценка 1
Заголовок И глазу приятно и душе.
Текст реценизии Не имею ничего против 3D-анимации. Но, когда в меню, только компьютерная графика, начинается легкая изжога. В этом смысле, «Тайна Келлс», как «Мезим» для больного желудка. И есть приятно и послевкусие славное.

Чудная графика, хотя местами она скорее чуднАя, удивительно тонкая музыка, юмор — все настолько точно сбалансировано, что кажется ничего вкуснее ты еще не пробовал. Буйство красок радует глаз, а сценарий проливает бальзам на души тех, кто устал от прямолинейных сюжетов. Лично мне атмосфера»… Келлс» напомнила «Унесенных призраками» Миядзаки. Смесь мифологии с реальной жизнью. В эту историю очень приятно погружаться. А когда наступает КОНЕЦ, хочется узнать, как же на самом деле выглядела заветная книга…

P.S.

Очень важно смотреть фильм в правильном переводе (Мне как-то попался вариант в котором «художников», упорно называли «артистами» — бррр.)

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Светлая легенда
Текст реценизии Это — Гениально.

Необычайно тонкими нитями пронизан этот мультфильм. Такого я уже давно не видела. Абсолютно не коммерческое произведение искусства, отличающееся от всего, что я до этого смотрела, даже трудно сказать, на что похож он. Разве что, графикой чем-то напомнил диснеевский мультик «Похождение императора».

С первых же минут я была восхищена прорисовкой мультфильма — настолько отличной и тонкой, упрощенной местами и мало похожей на известные продукты известных и мною любимых студий Пиксара и Диснея. Сложилось впечатление, что авторы сделали мультфильм под влиянием шедевров Гюстава Климта (таких как «Поцелуй», «Древо жизни» и т. д.) — это видно по использованию растительных элементов, не сложных рисованных персонажей и конечно в желтых, золотых и коричневых цветах, которые предпочитал использовать Климт в своих работах.

Это произведение искусств веет теплом на протяжении всего просмотра. Цветность этого мультфильма и буквально каждая деталь в нем имеет свое глубинное значение. Как, к примеру, красное одеяние аббата (только на нем одежда такого яркого цвета), белое одеяние Эшли и т. д.

Причудливые орнаменты придают необычности и выделяют некую «скандинавскую душу» мультфильма.

А чего стоят сцены в лесу! Великолепие и простота в одном волшебном флаконе, естественность и природа будто дышит свежестью на зрителя.

Отдельное слово о музыке, которая подчеркивает каждую сцену мультфильма, как удачная специя в горячем глинтвейне.

Легкие непосредственные флюиды до конца просмотра вас не покинут.

Жаль, что я посмотрела этот мультфильм на экране своего монитора, а не в кинотеатре, где он был бы в 10 раз ярче и ощутимее.

От таких вещей светло и легко на душе. Если вы любитель необычного жанра, природы и Скандинавии и хотите нырнуть в лесной коктейль легкого волшебства и легенды — это то, что вам сейчас нужно.

Посмотрите его.

Высший бал за оригинальность, музыку и эмоции.


10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Спустя десяти минут просмотра Тайна Келлс была автоматически зачислена в мою коллекцию шедевров.

Мне сложно говорить о его плюсах, так как их великое множество, но, наверно, самым ярким оказалась рисовка. Ну и одним из первых тоже. Я понятия не имею, сколько сил вложили художники, но им явно пришлось пережить не один десяток бессонных ночей. На моем опыте не так много произведений, которые доставили бы мне такое эстетическое удовольствие.

Сюжет — необычайно доброе произведение. Одно из тех, что поглощает ваше воображение и заставляет задуматься. Я бы поставила его на ровне с «Kigeki».

Кстати советую смотреть его с субтитрами. Голоса, особенно вначале, волшебны. наслаждаться кусочком пропитанного волшебством прошлого.
Оценка 1
Заголовок Волшебство анимации на службе истории
Текст реценизии Тонкими линиями, кельтскими узорами, вне законов перспективы, отменяя стройность пространства, молодые ирландские режиссеры Мур и Твоми создали независимый анимационный фильм, который стал в один ряд с пиксаровским «Вверх». Обе картины были представлены на «Оскаре-2010», и киноакадемики по привычке выбрали насквозь рыночное, со всех сторон объемное и вполне миленькое детище студийного гиганта. Но «Тайна Келлс» вовсе не нуждается в признании миллионов, ибо это такая вещь в себе, обращающаяся к событиям столь давним, что они уже кажутся фантастическими.

Картина фактически реконструирует историю создания Келлской книги — одного из самых значительных памятников христианской культуры IX века. Однако сейчас известно только, где и, возможно, кто ее написал, сведения же о событиях, сопутствовавших этому, весьма смутны и даны только в общей панораме эпохи. От нее же и отталкивается сюжет. Земля охвачена пламенем и залита кровью норманнских набегов.

Люди спасаются в последней цитадели — аббатстве Келлс. Его настоятель строит огромную защитную стену. Главный герой, юный монах Брендан, очень боится выходить за пределы монастыря. Однажды туда прибывает старик Эйдан, который на острове Ионы начал иллюстрировать книгу Евангелий. Для того чтобы завершить эту работу Брендан вынужден выйти за ворота Келлс и отправиться в лес на поиски чернильных орешков, из которых Эйдан должен сделать зеленую краску. По пути на Брендана нападает стая волков, но фея Эшли спасает его и помогает найти нужное растение.

Стиль анимации сродни наскальным рисункам, примитивным, возможно, аляповатым. Однако в них чувствуется воздух древности. Так же и «Тайна Келлс», вышедшая всего пару лет назад, подобна старой гравюре, от которой веет мудростью времен. И забавный, часто гротескный, очень сказочный сюжет как раз способствует отстраненному взгляду на минувшее. С другой стороны на фильм накатывает языческая волна. Она проникает на экран тонкой вязью кельтских узоров, вездесущей магией, мрачными поверьями и волшебным действом. Тут становится совершенно непонятно, как теми же простыми картинками, которыми показана, например, погоня за гусем, авторам удается создавать ощущение ирреальности, пограничности бытия, лежащего между миров, перетекающих друг в друга тихой песней и парящими духами.

«Тайна Келлс» с детской искренностью, сюрреалистической графикой и веселым задором существует одновременно в трех измерениях. Бытовой юмор соседствует с исторической трагедией, а между ними пролегают народные сказания. Именно эта тройственность как в анимации, так и в содержании составляет поразительное обаяние фильма. В выводе же — неоспоримое: не только высокие стены и острые мечи спасли культуру Европы, ее сохранили люди, в которых все-таки было что-то святое. И, пожалуй, эта человеческая святость куда выше святости богов.

Келлская книга относится к так называемым иллюминированным Евангелиям, которые имели богатую обложку и сложно расписанные страницы. Они хранились на алтарях и читались во время торжественных богослужений. Но чаще всего священник не считывал текст с книги, а произносил его по памяти. Сама же книга служила величественным и прекрасным декором. Тем более в иллюминированных рукописях иногда не дописывали строки и никогда не проставляли главы. Интересно, что это же преобладание символа над практическими приспособлениями проявилось и в мультфильме. Аббат воздвигает неприступные стены, которые могут стать реальной защитой от норманнов, а молодой монах одержим написанием книги, способной дать людям надежду и спасительную веру. «Тайна…» прочно связана с рисунками Келлской книги. Некоторые кадры мультфильма отсылают к конкретным фолио (листам), другие же переносят изображения рукописи на экран.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Эта вещь — действительно нечто особенное среди анимационных фильмов последнего времени. Непохожее, непонятное, серьезное, очень красивое, немного старомодное и ужасно трогательное. В конце становится даже немного неловко за себя, и за то, что включиться было тяжело, и за то, что перестроиться с режима посмотреть-отдохнуть получается не сразу, и за то, что необычный сюжет довольно быстро утекает из памяти, оставляя только следы воспоминаний о персонажах — девочке-светлячке, юном быстроногом послушнике, огромной рыбине…

Но самое главное, все абсолютно душевно, добротно, ручками сделано, тонкие переливы красок от Франции, суровость, прямота и некоторая мрачность Ирландии, и каждый кадр можно вырезать и сколлажировать цветной бумагой. Добавьте к описанию игру со светом, живым, проливающимся среди «бумажных» плоских деталей, или клубящийся среди них же туман, и будет примерно то. Полагаю, должно понравиться и уважающим мультипликацию как таковую, и скажем любителям фраевского Ехо (завитушки, декорации, растеньица!), и вообще всем, кто в состоянии вынести сюжетную нагрузку. Не лишено повествование, впрочем, и доли юмора, совсем простенького и ненавязчивого.

Спасибо.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Основной причиной подлинного расцвета мультипликации, который мы наблюдаем на рубеже веков, является, на мой взгляд, всё же не технический прорыв, в том числе в области компьютерной генерации образов. Аниматоры из разных стран одарили нас целым миром, поразив многообразием (по сути, преодолев превалирующее влияние диснеевской школы) художественных решений и с лёгкостью освоив большую форму (полный метр). Косвенным свидетельством серьёзности явления можно считать и введение специальной категории Американской академией кинематографических наук и искусств, в которую по итогам 2009-го года наконец-то попали пять произведений. Правда, «Тайна Келлс», очень скромно прошедшая в заокеанском прокате (где кассовые сборы составили $0,686 млн.; немногим больше ($0,921 млн.) они оказались и во Франции, что для покрытия производственных затрат в €6,5 млн., конечно, недостаточно), всё же уступила заветную статуэтку картине «Вверх» (созданной в Голливуде и пользовавшейся немалым зрительским спросом), хотя и с успехом демонстрировалась на ряде киносмотров.

Дебютант Томм Мур и сорежиссёр Нора Тауми покоряют продуманным и богатым изобразительным решением, в котором угадывается влияние средневековой иконописи и, разумеется, иллюстраций самой Книги Келлс — манускрипта, посвящённого событиям четырёх новозаветных Евангелий и считающегося величайшим культурным раритетом Ирландии. По ассоциации вспоминается такой уникальный эстетический эксперимент, как «Сеча при Керженце» /1971/ Ивана Иванова-Вано и Юрия Норштейна, вдохновлённый фресковой живописью XIV-XVI веков. Но духом эпохи пронизан, создаётся впечатление, не только каждый кадр: огромное значение имеет своеобычный ритм повествования, задаваемый музыкой Брюно Куле, тоже, судя по всему, искусно стилизованной. И даже присутствие столь необычного персонажа, как плутоватый белый кот Пангур Бан не следует поспешно объявлять подражанием тому же Диснею или Хаяо Миядзаки (Дзи-Дзи в «Ведьминой службе доставке» /1989/), поскольку материализовался из ирландской поэмы, сочинённой неизвестным монахом в IX столетии, которая служит фоном для заключительных титров.

«Тайна Келлс» продолжает традицию вдумчивого, уважительного постижения культурного наследия Средневековья, преодолевая устаревшие представления о беспросветной жестокости и отсталости того времени. Авторам удаётся передать остроту бытийного конфликта, в котором стремление к самосохранению, элементарному выживанию перед угрозой извне, парадоксальным образом сочетается в сознании просвещённых монахов с глубинной жаждой знаний, с тягой к прекрасному, а христианство переплетается с языческими верованиями, персонифицированными в таинственной девочке-фее Эшлинь. И подобно выдающемуся произведению признанного медиевиста Умберто Эко (кстати, блестяще экранизированному) работа Мура и Тауми завершается высоким посланием, обращённым — хочется сказать, сквозь тьму веков — в современность, звучащим волнующе и как никогда актуально.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок Имя ему — Мио.
Текст реценизии Есть старый фантастический рассказ о том, как в далеком будущем молодой супружеской паре врачи предрекли, что, судя по данным генетического анализа их дочь будет гениальным музыкантом. Кем она и стала. Чтобы возненавидеть музыку, которой ее пичкали с детства. Чтобы, освободившись от родительской опеки, уже никогда больше не играть. И, наконец, чтобы стать единственным человеком, способным услышать звуки льющиеся из космоса и написать их. Выбор всегда за нами, но зачастую, мы не в праве выбирать. Талант — это и проклятие.

Фильм — пестрая смесь символов, порой легко угадываемых, а иногда оставляющих в сознании только смутный образ чувства. Чувства Зла, Добра, Справедливости и многих, многих других, граница между которыми, зачастую, так тонка и расплывчата, что переступить черту ничего не стоит. Краски, музыка — все преследует одну цель — никакой цели. Книгу можно сохранить, можно уничтожить. И в том, и в другом случае найдутся те, кто будет счастлив. Можно прятаться, можно бежать, можно убивать во благо, можно просто рисовать — иной раз кисть сильнее клинка. Противоречия всюду. Это — реальная жизнь, которой нигде не бывает так много как в сказке. Смотрите. Живите. Выбирайте.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии «Тайна Келлс» снята по мотивам ирландских мифов о создании знаменитой Келлской книги. Томму Муру — создателю мультфильма — не помешали небольшой бюджет и «неблокбастерный» сценарий, чтобы добротно поработать и представить свою работу миру.

В Ирландии идёт девятый век. Аббатство Келлс пытается защититься огромной стеной от предстоящего беспощадного набега норманнов. Тем временем полный озорства и шустрости двенадцатилетний Брендан помогает мастеру Эйдану создавать главное сокровище — волшебную книгу. Для этого Брендан отправляется за орешками для чернил в лес, где знакомится с девочкой по имени Эшли — духом природы…

Будучи невежественным в вопросах ирландской культуры, я был, как ребёнок, беспристрастен при просмотре этой истории. А мультфильм тем временем заколдовал сразу же, с первых минут. Погрузившись в эту историю, в её картинку, в её диалоги, в её музыку, я ощущал какое-то неуловимое наслаждение от происходящего, как будто лёгкий бриз перенёс меня в те далёкие, пусть и непростые времена, и я находился бок о бок с героями, в самом центре событий.

Видеоряд идеально подходит к истории. Без трёхмерности, без перспективы и даже просто схематичная картинка взята из того времени и оживлена. Оживлена она, в том числе, и персонажами, вроде бы так примитивно нарисованными, но обладающими индивидуальными характерами и мимикой. Оживлена она бесподобной музыкой, за которую отдельное спасибо. Оживлена она искусством, которое спрятано в каждом уголке каждого кадра, каждого диалога.

В мультфильме говорится о многом, но не подробно с чёткой границей между хорошим и плохим, а лишь намекая, как бы давая зрителю самому поразмышлять.

Я не могу не верить в силу искусства, в его движущую, созидательную силу. Сегодня, когда в России главенствуют непрофессионалы, которые как варвары (или эти самые норманны) кричат лишь о золоте и в охоте за ним разрушают всё на своём пути, истинное искусство остаётся оплотом честности и морального стержня. Истинное искусство можно не объяснять, оно понятно без слов. Его сложно уничтожить, ему помогает природа. Оно же помогает тем, кто строит стену от мракобесия… Это самое ближнее, куда меня завели мысли после титров.

Мультфильм бесспорно заслуживает самых высоких оценок. От меня уж точно

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Сказка, похожая на сон. Или история о том, как следует побеждать свои страхи.
Текст реценизии Страх смерти, страх одиночества, страх нищеты или критики…

Можно бесконечно долго перечислять все то, что отравляет жизнь, и как ни странно, вносит в неё — ценность. У каждого есть это нечто — что сидит где-то в районе сердца еще со времён детских кошмаров и периодически напоминает о себе и мучает. Но не все потеряно! Есть способ победить свой страх — для этого достаточно взглянуть ему в глаза. Как?..

«Ты должен внести Свет во Тьму»

У маленького мальчика Брендана хватило мужества. И его наградой за это стал талант художника.

На протяжении просмотра всей этой картины — не покидает ощущение иллюзорности. Да ведь это же сон! Детский. Порою страшный в своих чудовищных и зловещих проявлениях, как самые темные мысли или безумная черная пустота под кроватью. Порою добрый и светлый, как объятие лучшего друга. Или то самое чувство, что рождается в груди, когда созерцаешь что-то безумно красивое.

Понимаете? Четкое разделение на добро и зло, на хорошее и плохое, белое и черное. Свойственно только и только — детской душе.

Поэтому, если Ваш внутренний ребенок уже вырос, не смотрите этот мультфильм, он не для Вас.

А теперь, что касается сюжета. Ирландия 9-го века. Именно такая, которую донесли до нас легенды и сказания. То есть — сказочная. Сказочный лес, красочный мир. И маленький мальчик 12 лет, искренно жаждущий приключений, а правильнее было бы сказать, пытающийся найти себя. Воспитанный его дядей — авторитетным Настоятелем аббатства, строгим, несколько жестоким. Как потом выясняется, еще и способным пожертвовать собой, чтобы защитить тех, кто ему дорог. И да! Какая Ирландия без волшебства? Приготовьтесь встретиться с лесной феей, с неким древним Змеем, живущим, как и положено, в мраке темной пещеры, с волшебством древней Книги «несущей свет людям» — в это тяжелое время нашествия викингов, олицетворяющих собою разрушающее зло.

Угловатая и необычная (и всего лишь 2D!) анимация поначалу режет глаза и кажется чуть ли не уродливой, и уж точно совсем не естественной и вымученной. Но только поначалу! Поражает богатство красок, когда настолько привычное для нас дерево или даже лицо человека — теряя свою обычную форму — приобретает намного большее за счет правильно подобранной гаммы. Ту самую сказочность, которую ищет каждый ребенок. И здесь находит.

Тревожная, волшебная кельтская музыка — за это отдельное спасибо французскому композитору Бруно Куле.

Не люблю длинно строчить. В этом фильме затрагивается слишком много важных тем. Проблема справедливости и самопожертвования, поиска художественного таланта, проблема дружбы и элементарного послушания старшим…

Выбирать Вам. И мечтать тоже.

10 из 10
Оценка 2
Заголовок
Текст реценизии Удивительно, тонко, изящно, завораживающе. Как сказка из детства, как сон в младенчестве. Вроде бы ничего сложного, сверхъестественного и запутанного. Вроде бы не закрученный сюжет, не пылкая история любви, не о великих битвах. Но вот есть здесь что-то незримое что заставило от начала до конца на одном дыхании просмотреть эту чудесную историю храброго мальчика.

Мальчик боролся не сколько с окружающим миром, а сколько сам с собой, со своими страхами, запретами и неверой в себя и магию. А ведь магия — она вокруг… в каждом листочке, травинке, волке, олене и нас самих. Осталось только найти свой путь и побороть свои страхи. И тогда у каждого из нас будет своя невероятно красивая книга жизни

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии На ирландских землях бушуют варвары. Одно за другим поселения оказываются разграбленными и сожжёнными дотла. Настоятель Келлах аббатства Келлс возводит неприступные каменные стены вокруг монастыря, чтобы уберечь от жадных варваров свое поселение. В это время в аббатство приходит Эйдан, чудом уцелевший монах с острова Иона. С собой он приносит главное сокровище — книгу, которая представляет немалый интерес для народов Ирландии. Заинтересовавшийся великим наследием, сирота Брендан, вызвался помочь Эйдану в завершении рукописи…

Премьера анимационной картины «Тайна Келлс» состоялась в 2009 году в рамках Берлинского международного кинофестиваля. Собрала огромное количество наград в Европе (приз зрительских симпатий в Эдинбурге, победу на British Animation Awards). В 2010 картина номинировалась на премию «Оскар» в категории лучший анимационный фильм, но уступила более раскрученной в мировом прокате картине «Вверх» от студии Pixar. В январе 2011 года в России «Тайна Келлс» была показана в ограниченном прокате компанией RUSCICO. При скудных по нынешним меркам затратах на создание картины всего восемь миллионов долларов картина не набрала в прокате даже миллиона.

«Тайна Келлс» — анимационная картина, в создании которой принимали участие студии из Бельгии, Франции, Ирландии (Vivi Film, Les Armateurs, France 2 Cinéma, Cartoon Saloon). В основу сюжета легло сказание о создании знаменитой Келлской книги — одного из самых красивых памятников кельтской культуры. Изящно расписанная узорами и иллюстрациями книга сейчас хранится в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине. История, рассказанная авторами, является самой распространенной (всего три варианта событий): книга сначала была написана на острове Ионы, а затем и в аббатстве Келлс ирландскими монахами в IX веке.

Следуя основным историческим событиям, авторами рассказана приукрашенная художественная история с выдуманными персонажами с вплетением в сюжет как духов злых, так и добрых и углублением в языческие корни самой Ирландии. И история эта не глупа, обладает своей определенной глубиной, которую в силу осведомленности зрителя, каждый поймет по-своему.

Основной герой картины — осиротевший мальчик Брендан личность творческая и мечтательная, но волею суровых реалий занимающийся не тем, что ему мило. Постоянно, следующий наказам своего сурового настоятеля, он занимается только тем, что по-настоящему важно для всего аббатства и, что позволит решить главную проблему в лице варваров. Но в тоже время мальчик очень интересуется иллюстрированием книги и рассказами монахов о неком священном писании. Во многом проблематика картины кроется именно, в способности противостоять навалившимся проблемам, в ряде которых постоянные набеги жестоких и кровожадных варваров. И если настоятель Келлах находит решением всех проблем в постройке стены, то Брендан противостоит жестокости и невежеству, создавая истинно духовное творение. В итоге, второе преобладает над первым. В то время как все мирское в момент может быть разрушено и разграблено, духовное, выполненное с познанием всех трудностей и разрешением своего внутреннего конфликта, поиска творческого пути (в картине победа над змеем и способность через особый кристалл рисовать более изощренные фигуры, а также завершение книги) может жить вечно, передавая мудрость потомкам.

Эта же проблематика переплетается с внешним конфликтом, между укоренившимся мировоззрением настоятеля и еще не окрепшим мировоззрением Брендана, давая возможность зрителю прочувствовать всю трудность пути, нагнетая обстановку вокруг героев картины, которая в дальнейшем выльется роковыми последствиями.

По современным меркам картина не выдерживает прямой конкуренции от работ именитых студий. Выполненная в старомодном ключе, без пресловутых 3D технологий (в некоторых сценах всё же они есть), выглядит для современного зрителя архаично. Простенькие пейзажи соседствует здесь с такими же просто нарисованными персонажами, приводящиеся в движение при помощи flash анимации. Но за скромной картинкой лежит потрясающе запоминающийся мир, наполненный мелкими деталями и диковинными текстурами. Особый стиль, состоящий из хитросплетенных линий и геометрических фигур, подаренный зрителю художником, позволяет воспринимать это произведение как нечто самобытное. Невероятные впечатления рождаются при первом посещении леса, где соединения этих линий и фигур возведено в Абсолют. Из простых, тянущихся вверх контуров появляются витки и закорючки, переплетаясь и сливаясь, внезапно превращаются в ветки на кроне деревьев. Математически выверенное симметричное построение определенных объектов и плоское изображение мира и интерьеров только добавляют притягательность и шарм произведению. А необычная цветовая гамма с выразительными оттенками и яркими цветами прекрасно дополняет и без того причудливый стиль. Иногда, солнечные и радостные оттенки уступают место нарочно темным и угрюмым вкраплениям ярко красного и становятся олицетворением кровопролитных набегов варваров. Музыка за авторством известного французского композитора Бруно Куле в это время сменяется на тревожный средневековый мотив с отрывисто звучащей скрипкой и грубым барабанным боем. Мелодии, созданные для сопровождения каждого кадра, прекрасно работают с визуальным рядом и дают проникнуться атмосферой ирландской глубинки. А завершающая «Cardinal Knowledge», так и вовсе вносит позитивный настрой своими бодрыми ритмами и заливисто звучащей флейтой. Намекая, в общем-то, что саундтрек можно и купить в дополнение к фильму.

Особое место авторы картины, а это Томм Мур и Нора Твоми, уделили символизму, который так распространён в подобных произведениях. Так имена персонажей имеют свой определенный подтекст. Например, имя кота Эйдана (Пангур Бан) взято из древнеирландской поэмы VIII века, написанной монахом и посвященной его коту, а имя «лесной феи» Aisling дословно означает «воображение» и отсылает к названию ирландского поэтического жанра «эшлинг», описывающего видения лирического героя, в которых перед ним предстает прекрасная женщина. Конечно, это самые распространенные факты, но наивысшее удовольствие доставляет самостоятельный поиск отсылок к ирландской истории. Неопытный глаз и без особых усилий начнет замечать некоторые интересные детали. Например, в некоторых сценах появляется разделение на арки, а кадр порой обрамляется геометрическим орнаментом с каллиграфической точностью повторяющий узор, выполненный в самой книге.

У картины как у наследия ирландских корней имеется ровно одна проблема: человеку не знакомому с ирландскими сказаниями и преданиями, уловить особый колорит и смысл всего происходящего будет трудновато. Соответственно удобный просмотр на диване уходит в прошлое, уступая место слепому штудированию справочников по ирландскому искусству. Но особо эрудированному и терпеливому зрителю всё увиденное покажется на своём месте.

Только все это никак не сказалось на прокате картины, что дает понять, люди просто посмотрели на картинку, особо не вникая в смысл заложенный авторами картины. Томм Мур во многом вдохновлялся Миядзаки, это главный герой духовно растущий, и заигрывания с национальным колоритом, но в отличие от мэтра ясного и простого повествования, у Мура получилось немного сумбурный ход событий с конечной мыслью, до которой не каждый добрался, через всё великолепие форм и оттенков. Конечно, можно винить в этом плохую рекламную кампанию.
Оценка 1
Заголовок Раскрытая тайна Келлс
Текст реценизии Раскройте глаза пошире и смотрите: сейчас перед вами оживут ирландские гравюры средних веков. Полным красок анимационным языком они расскажут вам очень простую историю. Это история о маленьком талантливом мальчике, который иллюстрировал книги; о его учителе, которому дороже жизни было искусство; и о дяде мальчика — аббате, который изо всех сил пытался защитить родное аббатство и племянника от Викингов. Но не смог. Викинги разграбили аббатство и почти всех убили. Только мальчику и его учителю удалось сбежать, захватив с собой проиллюстрированную Книгу. А много лет спустя мальчик вернулся к старому, сломленному и измученному жизнью дяде. Титры.

Вот и вся история.

Конечно, это фильм для всех, поэтому дети его будут смотреть не отрываясь. И предположений о тайном замысле режиссёра будет ещё немало.

Однако если вкратце — мультфильм об искусстве.

Искусстве, не просто как средстве, вызывающем эстетическое удовольствие; а как в некой призме, через которую жизнь обретает новые грани, становится более одухотворённой и возвышенной. Искусство, которое становится дороже жизни, потому что способно придать ей сверхэкзистенциальный, прекрасный смысл.

Брендану и его учителю противостоят одновременно аббат, викинги и тёмный страшный Кром Круах, вообще не очень понятный. Странный змей, запертый в глубокой пещере, от соприкосновения с которым разрушается даже извечная природа, и бесконечно пожирающий сам себя. Можно, конечно, сказать, что авторы вставили его поединок с Бренданом для более насыщенного сюжета, но неужели нам было бы мало викингов? И тем не менее, он и есть главный антагонист, которому противостоит художник Брендан.

Кром Круах, который «забирает всё» — это время. Это главный и необходимый противник искусства, без которого оно, возможно, и не существовало бы. С древних пор неумолимое время воплощалось в самых разных символах, и один из них — архетипический змей, кусающий себя за хвост. Ведь искусство — это ещё одна попытка одержать победу над ходом мироздания. Попытка придать смысл существованию, которое заранее обречено. Ведь только человек конечен, а природа бессмертна. Для неё время лишь начинает новый круг. Поэтому на выходе Брэндан находит вместо умирающей Эшлинг полняу весенних цветов.

Главный антагонист в мультфильме — это смерть, разрушение, конечность нашего бытия. И аббат, который пытается бороться рациональными методами, в конце концов проигрывает. Сцена падения аббатства снята страшно и безжалостно. Мы в полной мере ощущаем невыносимую трагедию аббата, ответственного, любящего человека, который не смог защитить тех, кто ему дорог. Сильный и величественный до нападения викингов, после их атаки он становится беспомощным стариком, способным сказать лишь «я так устал». Он не только проиграл главную в жизни битву, но и потерял единственного племянника, заменявшего ему сына.

«Хэппи энда» в принятом понимании нам тут не покажут.

А что же сам племянник, Брендан? Ему удаётся спастись вместе с учителем, и спасти Книгу. И даже закончить её. Но вместе с Книгой фильм не заканчивается.

«В ней не будет смысла, если мы спрячем её от мира», — такими словами учитель благословляет Брендана на обратное путешествие.

И он возвращается в аббатство.

И его дядя, сломленный трагедией аббат Келлах, обретает вновь душевный покой… когда видит книгу. Здесь нет сентиментального смысла, что «иллюстрации были так прекрасны, что сердце аббата исцелилось при взгляде на них». Что бы показать такие иллюстрации, нужно, что бы весь зрительный зал при виде их зарыдал. Этот момент несёт здесь символическое значение в жизни человека, искусством не занимающегося.

Жизнь глазами человека неописуемо многогранна. Каждое явление несёт в себе много уровней восприятия. К примеру, героическая смерть. Откуда взялось такое выражение? Физически смерть всегда безобразна: ни один психически здоровый человек не сможет любоваться открытой раной или опалённым трупом — это одна грань. Но мы восхищаемся красотой духа, который переступил через физические страдания и пожертвовал жизнью — это другая грань, и она прекрасна в своём возвышенном смысле. И что, если не искусство, открывает нам глаза на эту грань — ту, что выше простого существования; ту, что проливает свет на невидимое, на красоту человеческой души?

А что же таинственная Эшлинг, помогающая Брендану? Вообще-то для хорошего мультфильма совершенно естественна сюжетная линия «мальчика и девочки» — ни один диснеевский мультфильм без неё не обходится. Но у Брендана с Эшлинг совершенно другие отношения. Живущие разными жизнями, не имеющие ничего общего, не завязавшие особо близких отношений, да и встретившиеся практически мимолётно, они сошлись на одном — на Книге. Если присмотреться, все действия лесной хозяйки Эшлинг были направлены на то, что бы помочь Брендану закончить Книгу. У них нет и намёка на отношения «мальчика-девочки». Эшлинг — не девочка. Этот персонаж воплощает саму природу, с которой так или иначе соприкасается каждый художник (в широком смысле этого слова), потому что природа — самый великий творец на свете, которому мы так или иначе стремимся уподобиться. И для настоящих художников природа всегда союзник. Так и Эшлинг, как существо нашей праматери-природы, восхищена творением Брнедана и стремится ему помочь.

Бывают сюжетные фильмы, бывают эмоциональные, бывают фильмы-притчи. Но «Тайна Келлс» не то, ни другое и не третье. Этот фильм — рассуждение об огромной и неотъемлемой части жизни каждого из нас. Все мы в большей или меньшей степени смотрим фильмы, читаем книги, слушаем музыку. Все мы в большей или меньшей степени занимаемся творчеством. «Тайна Келлс» — не история одного конкретного персонажа, но картина отношений человека с искусством.

Принято считать, что искусство, как и прочие признаки, отличающие нас от животных, происходит от осознания неизбежности нашей смерти. Позволю себе высказаться: моё личное мнение таково, что искусство происходит от глубокого понимания того, что смерть — это не конец. А так же от понимания, что мир — это не только доступное глазу и разуму, но и нечто свыше.

Во всяком случае, «Тайна аббатства Келлс» — прекрасный пример сочетания, когда и зримое, и незримое одинаково великолепны.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Красивый детский мультик, который, кажется, не развил свой взрослый потенциал. Он довольно неумело маскируется под волшебную сказку, хотя на самом деле не является таковой.

Вопросов отношения религии и искусства, вопросов преемственности и сохранения культур создатели не подняли, хотя почва была богатейшая.

Ещё авторы основательно выпотрошили кельтскую мифологию низведя её до пары духов (природы и плохого), а все многочисленные волны мифических завоеваний и богатейший мир духов оставили за кадром. Девочка-«фейри» переступает через проточную воду и через стены аббатства с одинаковой простотой, а католические монахи не упоминают Бога, превратившись в интернациональное попурри.

Мне думается, что эта своего рода «кастрация» к которой несомненно приложили руку товарищи с Canal+ (Франция и политкорректность теперь сёстры на век), в итоге идёт на пользу мультфильму — он совершенно религиозно не ангажирован (хотя является продуктом 3-х катлических стран) и точно не забьёт детям голову лишним.

Мультик не занимается вопросами мировоззрений и вопросами творчества, он рассказывает простую и важную (не в первый раз сказанную, ну да ладно) истину о том, что надо выйти за пределы стен и победить свои страхи, чтобы прожить полноценную жизнь и напоминает родителям о том, что излишняя забота не пойдёт их чадам на пользу.

Приятный дизайн персонажей и стильная рисованная графика смотрятся замечательно свежо на контрасте с поднадоевшим 3д и безусловно стоят вашего внимания даже в отрыве от сюжета.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок Келлс Хэллс Бэллс :)
Текст реценизии Недавно отсмотрел емериканскую поделку «Как приручить дракона», про викингов и, собственно, драконов. Не сказать, что был впечатлён. Всё стандартненько, сплошные клише, следы которых создатели судорожно пытаются запутать. Молодцы, чё (уныло). А следом вценил вот ЭТО (кстати, тоже отчасти про викингов). И это ЭТО после прошлого опуса кажется чуть ли не шедевром, глотком свежего воздуха, старым добрым ретро или чем-то типа того. Во-первых он рисованный. У меня этот пункт всегда выступает особым предпочтением, во времена упрощений и наводнения рынка компьютерными Пиксарами. Во-вторых сразу и не скажешь, что тема про каких-то там монахов, пишущих книгу типа Библии с иконами, способна так увлечь. Но ирландцы, при помощи французов, отнеслись к этой важной для их истории рукописи со всей ответственностью, и создали отличную сказку, много чего напоминающую, и в то же время по-хорошему оригинальную, т. к. главным героем на протяжении всего мульта остаётся именно Келлская книга. Правда с резких смен настроений не совсем понятна ориентация создателей, больно уже середина вышла стрёмная, чуть ли не Андрея Рублёва дали с монголами. Дети могут и стремануть. Так что я всё-таки рассматриваю Келлс с позиции подростка. Юмор здесь по-хорошему простяцкий, без кривляний, музыка традиционная, а главное анимация, которая меня лично главным образом держала все 75 минут. Персонажи забавно нарисованы (все ходят с прищепками на ушах, или пирсингом, как вам будет угодно), природа иконизированна (по другому и сказать сложно), а викинги нарисованы таким абсолютным злом, что самому страхово становится. Вспомнился даже старый мульт Дона Блата «Секрет Н. И. М. Х.», где тоже мрачняка давали отнюдь не слабо. Чёт мне такие викинги больше по душе пришлись.

И не забудем упомянуть змейку из тетриса, как математический выверенный продукт, и меня лично вернувшую к анимэхе Кристальный Треугольник.

Под конец всей этой местами намеренно нафантазированной катавасии, остаётся единственный, но очевидный вопрос: что же это за книга то такая, и что в ней такого архи важного? Хотя, по сути, недосказанность, это очень по-европейски. Википедия под рукой, други, дерзайте.

Ну а в финале останется последний вопрос — атеистический, который уже каждый решит для себя.

10 из 10
Оценка 3
Заголовок Не та Ирландия
Текст реценизии Фильм с красивым контекстом и грустным подтекстом. О том, как оживают одни традиции и умирают другие. История ирландского мальчика, воспитываемого в католическом аббатстве и выбранного для завершения знаменитой Келлской книги, блещет нескрываемой любовью к этому творению безымянных ирландских «иллюминаторов», в котором, пожалуй, воплотился сам дух Ирландии — зеленый как лес (не случайно рисуют в мультфильме в основном зеленой краской), сказочный как фея, мирный и трудолюбивый как монахи, талантливый как главные герои.

Ирландия в фильме действительно повсюду и всякая: и в круглой башне аббатства (такие встречаются только в этой стране), и в злом духе Кром Круахе, и в фее Ашли, последней из Туата Де Дананн, и в постоянно упоминаемом святом Колумбе, и в страхе перед нашествием норманнов и т. д. Но кажется она какой-то «не той»: то ли обрезанной, то ли излишне вольно проинтерпретированной. Судите сами: монахи — католики, но ничего христианского, кроме имен ирландских святых, в кадре нет. Даже чудо-страница, которую предстояло нарисовать Брендану, все время называлась «хи-ро», как будто это просто случайно выбранные две буквы, а не начало имени Христа. Монахи в фильме занимаются чем угодно (ловлей гусей, строительством стен), но только не своими главными обязанностями. А уж монах-негр в аббатстве VIII века и вовсе нелепый и никчемный нонсенс.

В результате все свелось к антуражу: пусть будет покрасивше и побольше всего, как в сувенирной лавке. Русская культура, скажем, традиционно представлена водкой, матрешкой и ушанкой, Ирландия — «гиннесом», днем святого Патрика и вот теперь значит еще и Келлской книгой. Кто-то скажет — ну хоть так, зато теперь знает мир о существовании такой книги, а как по мне, у Ирландии уже достаточно своих «матрешек», пора заняться более серьезной «реконструкцией».
Оценка 2
Заголовок Когда ты был мал, ты знал все, что знал
Текст реценизии Выход в российский прокат «Тайны Келлс» — это уже очень странная история. Трудно понять логику «премьеры». В остальном мире мультфильм показывали ровно год назад, и тогда это было подогрето оскаровской интригой («Тайна» шла в номинации на лучшую анимацию, которую предсказуемо взял пиксаровский «Up»). В России ситуация не вполне ясная — Оскар вроде как прошел, событием года мультфильм тоже не стал, да и в сети его скачать можно было еще с февраля 2010. В свете этого встает еще более насущный вопрос: «А почему же тогда андерсоновского «Фокса» не показали?»

«Келлс» — очень проходная история, ирландский фольклор со всеми вытекающими. Зеленый клевер, лес зеленый, в лесу живет странный дух (сразу напрашивается параллель с Эли из «Впусти меня»), за лесом вроде как христианское аббатство, в котором живут буддийский дедушка, исполинских размеров чернокожий монах, ортодоксально-православного вида послушник и вроде как собственно аббат (в красной, естественно, одежде, рыжий и вроде как плохой). Однако религиозная толерантность тут возводится в кратные степени еще и тем, что каждый из них, так или иначе, верит в духов, призраков. Казалось бы на этом можно было бы остановиться и гнать откровенный цирк Монти Пайтона, балансируя на грани ксенофобии и разумной деликатности. Цирка, тем не менее, нет. Причем даже малейшего приближения в сторону юмора дуэт режиссеров не делает (ну ладно, гуся они там гоняют в первой сцене, но это не очень смешно — раз, и два — кроме этого гуся даже улыбнуться негде детям).

Основное действие рассказывается Муром и Туоми с таким серьезным выражением лица, будто ты не сказку смотришь, а мультфильм, основанный на реальных событиях. Псевдокатолическая паства большую часть времени возводит стену, причем аллюзии с Аланом Паркером возникают сразу же (так нет же, тут еще марши «черных викингов» вклеены — у них что, совести совсем нет?), остальные персонажи с суровой морщинкой промеж бровей рисуют книгу, напоминающую скорее опыты художников школы ЛСД разве что в национальных ирландских цветах и сюжетах.

Наблюдая за всем этим, очень четко понимаешь, что твой внутренний ребенок уже давно спит. Ему хотелось убивать волков, плыть через моря к далеких берегам и спасать принцессу. А вместо этого мне предлагают собирать ягоды, победить главного монстра в игру «змейка» и рисовать бабочек.
Оценка 2
Заголовок Скука Смертная
Текст реценизии Собственно, можно было б остановиться на названии, именно так в двух словах можно охарактеризовать мультик. Очередная зарисовка жанра «взрослых мультов» на тему некой Книги, возможно, Илая, которую во что бы то не стало надо сохранить. Персонажи убогие и стандартные для нравоучиловки: злобные готичные норманны, змеюка, перебравшаяся из китайской мифологии, пара монахов старшего пенсионного возраста, ну и шустрый мальчуган, ставший адептом той самой книжечки. Еще вроде зооморфная девочка там была, непонятно для чего. Сюжет — богомерзкая дрянь, помесь христианщины и заморской мифологии, хотя, признаться, концовка у действа не самая предсказуемая. Коротко о плюсах: музыкальное сопровождение, первая сцена погони за гусем, ну и реверансы в сторону Миядзаки. Рекомендовать бы не стал, но вполне возможно многим понравится.

5,2 из 10