Машенька (1942)
(1942) 18+
О фильме
Маша и Алексей любили друг друга, но легкомысленный Алексей не сумел сберечь свою любовь. Они расстались и снова встретились лишь через несколько лет, на фронте. Только тогда Алексей понял, каким сокровищем для него была Машенька. Но война вновь разлучила их
Подробная информация
Страны производства фильма
- СССР (10 апреля 1942) - 0
- США (20 ноября 1942) - 0
Участники съемочного процесса
- Режиссер - Юлий Райзман
- Актеры Машенька - Валентина Караваева
- Актеры Алеша - Михаил Кузнецов
- Актеры Клава - Дарья Панкратова
- Актеры Вера - Вера Алтайская
- Актеры дядя Вася - Георгий Светлани
- Актеры - Николай Гриценко
- Актеры - Владислав Стржельчик
- Директора фильма - Дмитрий Васильев
- Директора фильма - Е. Хаханова
- Директора фильма - Валентина Кузнецова
- Директора фильма - П. Серегин
- Сценаристы - Евгений Габрилович
- Сценаристы - Сергей Ермолинский
- Операторы - Евгений Андриканис
- Операторы - Галина Пышкова
- Композитор - Борис Вольский
- Художники постановщик - Иосиф Шпинель
- Художники постановщик - Михаил Тюнов
- Монтажер - Евгения Абдиркина
Тэги фильма
1939 год, 1940 год, Великая Отечественная война, Влюбиться, Вторая мировая война, Довоенная пора, Любовь, Молодая женщина, Молодой человек, Отношения мужчины и женщины, Поле боя, Русско-финская война, Солдат
Рецензии пользователей
Оценка | 3 |
Заголовок | |
Текст реценизии | Посмотрел этот фильм в рамках ознакомления со старым советским кино и был разочарован. Он имеет довольно высокие оценки и вроде как уважается критиками, поэтому я сел смотреть с предвкушением чего-то как минимум особенного. Фильм удивительно наивен, впрочем вероятно тогда все были такими (нет не все, см. Броненосец Потемкин). Влюбленная девушка, Преданные товарищи, Научно-технический прогресс, Плохие агрессивные финны все это на мой взгляд немного черно-белое, шаблонное. Размяклый главный герой, предающий свою возлюбленную после часовой обработки ее подругой, тоже не вызывает симпатию. Естественно, они разлучатся, чтобы потом снова встретиться и познать настоящую Любовь Впрочем возможно я не любитель мелодрам, и чтобы кино меня зацепило, вышеперечисленного увы, недостаточно. На удивление интересными показались военные сцены, контрастировавшие с основным действием фильма и немного освежавшие восприятие. В итоге 6 из 10 то есть неплохо. |
Оценка | 1 |
Заголовок | Простая история |
Текст реценизии | Сталинский кинематограф у многих ассоциируется с идеологизированными лентами, искрящимися наивным пафосом и «здоровым, тупым задором». В картинах того времени всегда добро, олицетворяемое сияющим красноармейцем/комсомольцем/колхозником, торжествует над злом, в образе угрюмо скалящегося шпиона/диверсанта/кулака. Также в этих лентах всегда много и радостно поют и пляшут под аккомпанемент оглушительно-торжественной музыки. Нечего и говорить, что подобное представление о киноискусстве тоталитарного СССР довольно поверхностно. Помимо политики, бравого «шапкозакидательства» и ударных «песен-плясок» во многих картинах того времени было и кое-что ещё. Целому ряду художников талант позволял преодолевать несвободу идеологических доктрин и установок, создавать ленты, выходящие далеко за рамки нелепого официоза. В числе таких авторов можно назвать Юлия Райзмана. Этот долгожитель, ровесник века, титан советского кинематографа, снимавший непрерывно с середины 20-х до середины 80-х, всегда умел чудесным образом обходить идеологические дебри, и создавать картины о самых непостижимых и тонких гранях человеческого бытия. Всеобъемлющими, возвышенными до масштаба вселенской драмы у него оказывались самые простые истории о самых простых людях. Так происходит и в одной из лучших работ мастера, в картине «Машенька». Эту ленту Райзмана справедливо называют «тихим шедевром» и «одной из проникновеннейших, нежнейших картин не только в советском, но и в мировом кино». Действительно, трудно вспомнить другое столь же простое и столь же пронзительное произведение. И уж совсем удивительно то, что такая лирическая, светлая картина была рождена очень жестоким временем. Откуда здесь обаяние героев «Неподдающихся» и «Девчат» Чулюкина, тонкая поэзия осени «Заставы Ильича» и «Июльского дождя» Хуциева?! Задуманная ещё до войны, но завершённая лишь в 1942 году, эта лента рассказывает об обычной девушке с обычным именем Машенька. Её история проста, но необычайно сильно завораживает. Здесь нет фальши или ходульности, помпезности или лакировки, всё предельно искренно и правдиво. Быть может поэтому простая история одной девушки оказывается всеохватной. В ней жизнь и судьба целого поколения, поколения тех, на чью долю выпало, едва повзрослев, окунуться в пекло войны. Машенька умна, чиста, серьёзна и жизнерадостна. От других киногероев того времени, её выгодно отличает отсутствие наивности или фанатизма. Вместо этого она награждена чрезвычайным обаянием, моментально пленяющим зрителя. Машенька живёт как все, работает, учится. Но в эту жизнь, совершенно меняя её, вмешиваются два события. Сначала приходит любовь. Затем война. Влюбляется Машенька в шофёра Алёшу, неопределённого такого паренька, не особенно успешно мечущегося в поисках жизненного пути от пописывания стишков до проектирования ракет. Отдавшую ему все силы Машеньку, Алёша легкомысленно предаёт, поддавшись на завлекалочки первой попавшейся вертихвостки. Только неожиданная встреча героев в огне советско-финской войны образумит Алёшу, даст ему понять, как много он мог потерять в лице Машеньки. Нравственная красота девушки, её доброта возвышают Алёшу до совершения подвига. Наконец юноша становится достоин Машеньки, и герои на короткий миг воссоединяются. Несмотря на очередную разлуку, вопреки тому, что ещё не кончилась война, да и за ней в скором времени грянет другая, ещё более страшная, мы знаем, что в дальнейшем у героев всё будет хорошо. Просто напросто они твёрдо уверены в том, что «самая большая радость в жизни это когда преодолеешь самую большущую трудность». Прекрасно и удивительно в Машеньке то, что беды и тяготы, пошлость и предательство, рутина будней и ужасы войны не трогают её чистоты и искренности, не мешают сохраниться её доброте, её любви, любви к жизни, и любви к другим. Машенька живёт, не пугаясь никаких невзгод, принимая их как должное, и радуясь их преодолению. Оставаясь верной своим идеалам, не ломаясь под тяжестью выпавшего бремени, Машенька способна менять окружающих людей. Так, она спасает на поле боя раненых, и так она меняет своего возлюбленного, делая из легкомысленного юнца героя. Если Вы не верите в то, что любовь, доброта, красота способны изменить мир, посмотрите фильм Райзмана. Здесь безо всякой романтизации и наивности показано, что это возможно. Надо лишь жить тем лучшим, что есть в мире, и быть верным этому лучшему. Всё просто, как проста история Машеньки, как просто её имя. 10 из 10 |