Война и мир (1965)

(1965) 18+


О фильме

Эпическое кинополотно известнейшего советского кинорежиссера Сергея Бондарчука по роману Льва Толстого «Война и мир», с участием всех звезд советского кинематографа…

Подробная информация

Слоган
Страна СССР
Жанр военный, драма, история, мелодрама
Бюджет $29 000 000
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 2 ноября 1967
Премьера в России
Релиз на DVD 11 января 2011, «Парадиз Медиа»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA
mpaa
Время 373 мин. / 06:13
Рейтинг Кинопоиска 8.061 / 9094
Рейтинг IMDB 7.80 / 3 594
Рейтинг мировых критиков 100
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса В 1956 году в США был выпущен фильм «Война и мир», с Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой. Фильм шел в советском прокате. Несколько своеобразная трактовка образов классического романа и обильная «клюква» в сценах, изображавших русскую жизнь, стали главным побудительным мотивом для руководства СССР, выделившем большие деньги на достойную для романа Л. Толстого экранизацию.
Тем не менее — в советской экранизации образ Наташи Ростовой поразительно похож на образ, созданный Одри Хепберн.
В экранизации тщательно обойдены все «острые углы» великого романа Толстого, образы главных героев романа в фильме полностью соответствуют их трактовкам в школьном курсе литературы того времени. Как следствие, в то время, когда в школах «проходили» «Войну и мир» — в кинотеатрах специально для школьников устраивали сеансы с показом данного фильма. Посещение фильма было организованным («всем классом») и до известной степени — обязательным.
Американский продюсер Майкл Тодд, посетив СССР со своей женой Элизабет Тейлор в конце 50-х годов предложил советскому киноначальству совместное производство фильма с использованием его системы Тодд-АО. Он привез в Москву 65-мм студийную кинокамеру и 70-мм кинопроектор для демонстрации возможностей системы. Предложение было отвергнуто, но оставшаяся в Москве кинотехника послужила основой для создания советской 70-мм системы широкоформатного кино.
Работа над советской экранизацией началась с 1961 года, непосредственные съёмки начались в 1963 году. Последняя часть фильма вышла только в 1968 году. Таким образом, на производство фильма ушло около 7 лет, из которых 3 года ушло на съемку «1812 года». Как тогда шутили в «Советском экране» — «рассматривается предложение о вводе в съемочную группу настоящего генерала — для того, что бы он закончил «войну двенадцатого года» одним молниеносным ударом».
В американском прокате фильм «урезали» на 1 час.
Первоначально для постановки фильма хотели привлечь режиссёра Ивана Пырьева.
Множество музеев СССР предоставляли свои артефакты для съёмок.
Второй советский фильм, получивший премию «Оскар» (1969).
В массовой сцене битвы при Бородино участвовало около 120 тысяч человек (занесено в книгу рекордов Гиннеса). Скорее всего — это преувеличение, так как в любом кадре «сражения» одновременно находится не более трех тысяч человек. Желающие могут легко проверить этот факт (при этом надо учитывать кадры с «наложением» двух планов друг на друга). Во время битвы по полю перемещаются «батальоны» пехоты, каждый из которых изображает всего лишь один взвод солдат, но быстрая смена планов не позволяет зрителю обратить на этот факт внимание.
Работа над фильмом начиналась тяжело. Не выдержав властного характера Бондарчука, от него ушли второй режиссёр, некоторые актёры и операторы. Сам Сергей Фёдорович едва не умер — в 1965-м году у него на несколько минут остановилось сердце.
Официально объявленный бюджет «Войны и мира» — 18 млн. рублей, что составляло по тогдашнему курсу рубля к доллару $29 млн. В пересчёте на 2008 год — это примерно $185 млн…
Сыгравший Анатоля Василий Лановой мечтал о роли князя Андрея и даже хотел на неё пробоваться.
Во многих кадрах можно увидеть, что солдаты обуты в советские кирзовые сапоги типа «трубы».
Консультантом по этикету на съёмках фильма работала Анна Книпер-Тимирёва, гражданская жена адмирала Колчака.
Премьера «Войны и мира» на иностранном телевидении состоялась в марте 1981 года, на мексиканских каналах «I» и «II». Фильм вошел в книгу рекордов Гиннеса, как самый длинный фильм, показанный по ТВ.
Для создания костюмов была использована коллекция оловянных солдатиков ленинградского коллекционера.
В главных ролях Виктор Станицын, Вячеслав Тихонов, Олег Табаков, Сергей Бондарчук, Людмила Савельева, Борис Захава, Анатолий Кторов, Анастасия Вертинская, Антонина Шуранова, Ирина Скобцева
Роли дублировали
Режиссер Сергей Бондарчук
Сценарий Василий Соловьев, Сергей Бондарчук, Лев Толстой
Композитор Вячеслав Овчинников
Художник Михаил Богданов, Александр Дихтяр, Саид Меняльщиков
Монтаж Татьяна Лихачева
Директор фильма Николай Иванов
Оператор Чен Ю Лан, Анатолий Петрицкий, Александр Шеленков
Участники съемочного процесса Светлана Коновалова, Василий Соловьев, Людмила Давыдова, Даниил Нетребин, Виктор Станицын, В. Рэнин, Николай Апарин, Татьяна Лихачева, Вячеслав Тихонов, Олег Табаков, Василий Лановой, Владимир Смирнов, Михаил Храбров, Жан-Клод Баллард, Сергей Бондарчук, Людмила Савельева, Борис Захава, Анатолий Кторов, Анастасия Вертинская, Антонина Шуранова, Ирина Скобцева, Борис Смирнов, Кира Головко, Ирина Губанова, Александр Борисов, Олег Ефремов, Гиули Чохонелидзе, Владислав Стржельчик, Ангелина Степанова, Николай Трофимов, Николай Рыбников, Эдуард Марцевич, Н. Толкачёв, Елена Тяпкина, Сергей Ермилов, Нонна Мордюкова, Василий Бадаев, Петр Савин, Семен Свашенко, Виктор Мурганов, Сергей Никоненко, Алексей Глазырин, Николай Хрящиков, Владимир Приходько, Д. Сиваков, Н. Сорокин, А. Болдырев, Анатолий Дегтярь, Алексей Бахарь, Иван Жеваго, Галина Кравченко, Николай Гринько, Станислав Чекан, В. Софронов, Янис Грантиньш, Лев Поляков, Джемма Фирсова, Клавдия Половикова, Херберт Зоммер, Эрвин Кнаусмюллер, Андрей Смирнов, Д. Эйзенталь, Александр Смирнов, Николай Бубнов, Георгий Милляр, Борис Молчанов, Андрей Семин, Н. Африкянц, В. Алахвердова, Родион Александров, Игорь Алексеев, Ия Арепина, Н. Аветисова, Александр Барушной, Б. Баташов, А. Бегак, Дмитрий Бегак, Михаил Бочаров, Лариса Борисенко, Юрий Чекулаев, Роберт Чумак, Ю. Чювлева, Юлия Диоши, Марина Добровольская, З. Движкова, Г. Еджубов, Александр Фадеев, Н. Фогель, В. Фромгольдт, Юрий Григорьев, Александр Грузинский, В. Иславин, Мария Капнист, Т. Казанкова, Б. Хованская, А. Кин, Петр Кирюткин, Николай Кодин, И. Колин, Н. Коллен, В. Косарихин, Людмила Крамаревская, Ю. Крючков, Георгий Куровский, Николай Кутузов, Лабина, Владимир Лапин, Александр Лебедев, Николай Лебедев, Владимир Левченко, Владимир Лихачев, В. Луцекович, Е. Лютсау, Татьяна Махова, С. Маковская, Владимир Мащенко, В. Матиссен, Василий Матов, О. Михайлова, Г. Митяков, А. Момбелли, Леонид Недович, Корио Одхава, Ю. Овсянников, К. Петрова-Соковская, Вероника Полонская, А. Пономаренко, Энджел Ребане, Норман Роуз, Ю. Россиноль, Георгий Рыбаков, Владимир Селезнев, А. Сеземанн, Е. Шаламов, Георгий Шаповалов, Галина Шостко, Николай Сибейкин, Алексей Смирнов, Зоя Смирнова-Немирович, Николай Сморчков, Иван Соловьев, Е. Строева, Георгий Светлани, Иван Турченков, С. Успенская, Р. Вагина, Елена Вянке, Игорь Василенко, Ю. Ветров, Леонид Видавский, Михаил Воробьёв, Аполлон Ячницкий, Е. Елина, В. Ермилова, З. Закс, Борис Хмельницкий, Никита Михалков, Левон Шарафян, Юрий Леонидов, Валентин Букин, Александр Момбели, Геннадий Иванов, Николай Лебедев, Лариса Жуковская, Владимир Маслацов, Николай Иванов, Лев Толстой, Чен Ю Лан, Анатолий Петрицкий, Александр Шеленков, Вячеслав Овчинников, Михаил Богданов, Александр Дихтяр, Саид Меняльщиков, Геннадий Мясников, Владимир Бурмейстер, Надежда Бузина, Михаил Чиковани, В. Вавра, Георгий Кошелев, В. Уваров

Страны производства фильма

  • Германия (ФРГ) (1967) - 0
  • Дания (2 ноября 1967) - 0
  • Германия (ГДР) (1968) - 0
  • Нидерланды (22 февраля 1968) - 0
  • США (28 апреля 1968) - 0
  • Греция (Сентябрь 1968) - 0
  • Канада (1974) - 0
  • Япония (14 июля 2006) - 0
  • Германия (6 февраля 2009) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1810-е, 19-й век, 70-ти миллиметровая пленка, Ампутация, Аристократия, Бабушка, Балерина, Бессмертие, Благополучие, Бой, Борзая, Водка, Волк, Воссоединение, Восхищение, Героизм, Гитара, Дворец, Дедушка, Деньги, Доверие, Достижение совершеннолетия, Драка, Дружба, Душа, Дядя, Знатность, Избавление, Имение (поместье), Искупление (вины), Кавалерия, Казнь, Леди, Лошадь, Мать, Мир (спокойствие), Мужество, Наполеон Бонапарт, Наполеоновские войны, Наследство, Огонь, Опера, Особняк, Отрицание, Охота, Пение, Письмо, По мотивам романа, Победа, Поддержка, Поцелуй, Предательство, Прощение, Ранение, Раненый солдат, Распитие спиртных напитков, Ревность, Рождение, Россия, Русская армия, Русский солдат, Свадьба, Светское общество, Смерть, Собака, Справедливость, Страсть, Танцы, Шуба, Эпик

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Гляжу на «Мону Лизу» и думаю: значит так, четыре плюс три, полтора на ум пошло…
Текст реценизии Краски в конце XV века стоили сумасшедших денег, особенно во Флоренции. Почему так дорого, спрашиваете? Ну, во-первых, основу для красок брали в разных концах мира. Аквамариновую, например, добывали из мерзко пахнущих водорослей у берегов Па-де-Кале, в который писали все плававшие там рыбы. Бадахшанский лазурит возили за тридевять земель по караванному пути, выстланному верблюжим навозом, аромат которого лишь отдаленно напоминал розовый куст. А, извините за выражение, метациннабарит всегда был на редкость дикой штучкой, то есть наоборот, до дикости редкой вещицей — настолько, что пока ее добывали, все рубахи пропитывались суровым мужицким потом. Сам понимаете, все это смешение минералов и запахов задарма возить никто бы не стал, тем более во Флоренцию. Поэтому то, что могли довезти, продавали по баснословно высокой цене.

Идем далее: холст. Конопляный холст изготовить было проще и дешевле, особенно во Флоренции. Но сроки изготовления все время затягивались. Пошлет, бывало, художник своих подмастерьев на ткацкий комбинат: сходите, говорит, посмотрите, чего это они уже целых три месяца с холстом возятся. Подмастерья, известное дело, уходили и не возвращались. Ни слуху от них не было, ни духу. А кто редкий и возвращался, только глупо хихикал и пытался разговаривать с красками. Метациннабарит, кстати, вызывал у таких особенно доверительные беседы. Чтобы не растерять вообще всех помощников, художникам приходилось пользоваться льняными холстами. Но продавцы-то не дураки, тем более во Флоренции: если все хотели покупать только льняные холсты, те неминуемо должны были расти в цене.

И, наконец, рама. Ни один идиот, и особенно флорентийский не стал бы смотреть на картину, если она не была оправлена в красивую раму. Даже сейчас мало кто может смотреть передачи по телевизору «Горизонт» без спазмов желудка. Только «Филипс» или, на худой конец, «Сони» могут в какой-то степени удовлетворить искушенную душу. А древние люди вообще были существами с тонкой организацией. Они не знали, что такое телевизор, но зато очень хорошо разбирались в рамах. И не дай Бог художнику было выставить свое творение в раме, сделанной из осины. Преступлением также считались клен и ольха, да что там говорить: даже дуб был на грани провокации. И художникам ничего другого не оставалось, как раскошеливаться на карельскую березу. Теперь сами подумайте: где Карелия, а где Флоренция? Как же надо было сойти с ума карелам, чтобы тащить охапки своих берез в эту глухомань на берегу никому не известной речушки Арно? В общем, муки итальянских, тем более флорентийских художников были безмерны, но имели вполне конкретное выражение в стоимости их произведений. Вот в таких суровых условиях Леонардо да Винчи и нарисовал свою «Мону Лизу».

К чему было написаны все предыдущие абзацы? К тому, что нынче принято подходить к оценке произведения кинематографа с очень странными критериями. Из которых сумма расходов на производство фильма — едва ли не главный. Я пока не встречал людей, которые заявляли бы, что они ходят в кино по принципу «бюджет не ниже ста миллионов долларов». Но уже полно тех, кто смотрит исключительно блокбастеры и только ради спецэффектов. Допустим, «Фантастическая четверка» и «Трансформеры» только такого критерия и заслуживают. Но оценивать «Войну и мир» деньгами — все равно, что «Мону Лизу» оценивать стоимостью составивших ее красок.

Да, со временем краски потускнеют. Да, через двадцать-тридцать лет кто-нибудь снимет новые «Войну и мир», где на заднем плане вместо живой массовки пройдут тысячи ботов. Нарисованные люди будут катить нарисованные пушки, нарисованные лошади будут тащить нарисованный обоз. Возможно, к Аустерлицу даже подвезут олифантов, и только с их помощью Мюрат сможет одолеть бесстрашного Багратиона. А под Вязьмой на помощь Милорадовичу с неба слетят орлы и вцепятся в горло назгулам Богарне. Пусть все это будет так, но пока что до этого далеко. Еще никто не переиграл ни Вячеслава Тихонова, ни Анатолия Кторова, ни Василия Ланового. Еще ни одна актриса не дотянулась до того, что там вытворяет Людмила Савельева. Сейчас много прекрасных операторов, но не все из них еще научились так ставить кадр, как Анатолий Петрицкий. В этом эпическом полотне еще много такого, что нельзя подвести под статью баланса. До сих пор этот фильм вызывает если не восхищение, то по крайней мере глубокое уважение к работе, проделанной замечательным съемочным коллективом. А представьте, как этот фильм выглядел сорок лет назад, когда ничего подобного вообще нельзя было вообразить. Так что это «Мона Лиза» кинематографа, самая настоящая «Мона Лиза».
Оценка 1
Заголовок Шедевр!
Текст реценизии Как ни пафосно это звучит, но «Война и мир» Сергея Бондарчука — лучшая экранизация романа-эпопии Толстого «Война и мир». Я пишу свой отзыв, объединяя в нем все свои впечатления об увиденных четырех частях фильма. Начнем с того, что Бондарчук идет практически в ногу с самим романом. Чтобы хорошенько усвоить содержание, я все-таки решила прочитать весь роман, а потом сесть за просмотр картины. Наоборот это сделать было бы совершенно нереально: я бы с трудом понимала, кто где и кого играет. Но так как я выбрала свой путь, то от фильма, да и от самого романа осталась в восторге. Не надо нести бред, что книга нудная и неинтересная. В самом начале, возможно. Но ведь история только раскрывается, как конфетный фантик. Самое «вкусненькое» в этих параллелях начинается позже, когда мы знакомимся с героями и с самой ситуацией.

Одни батальные сцены, которыми будет полон фильм в третьей и четвертой частях, многого стоят. Сейчас я говорю не о деньгах на них потраченных. Нет, именно о том, какие ощущения получаешь, после их просмотра. Для того времени, когда снимался фильм, сотворить такое мог, безусловно, не каждый. Поэтому Бондарчук и получил такую славу за свой талант и умение! К сожалению, его сын Федор не смог, идя по стопам отца, не то что его догнать, даже иди с ним на одном уровне. Поняв это, он решил выбрать известную и выигрышную стезю блокбастеров. Сейчас то сделать фильм, напичканный спецэффектами не стоит большого труда, но от этого картина не выигрывает, нужна сюжетная почва, которая, если она прочная, удержит фильм хотя бы наплаву и накормит комплиментами со стороны зрителя.

Актеры. Безусловно, тот, кто читал роман, скажет, что все-таки слишком зрел Тихонов для Болконского или еще что-нибудь в этом духе. Да, я сама такая же, прочитав книгу, хотелось видеть парня. Но…тогда существовала своя плеяда актеров, которым были верны режиссеры того времени. Никому не будет интересно смотреть на новую моську, все хотят видеть старого — доброго Тихонова, которого мы все так хорошо знаем и в котором уверены; уверены, что он сыграет на все сто.

Еще один актер, который меня восхитил до глубины души — это Василий Лановой. Самый красивый и очаровательный мужчина, который радовал мой глаз на протяжении всего кино.

Гусар, ловелас, любимец женщин — Анатоль Курагин — сыгран им безупречно. Влюбилась в этого актера и влюблена в него до сих пор. Моя самая любимая сцена в фильме с ним происходит во второй части. Разоблачение его Безуховым, они в кабинете, Пьер забирает письма, которые Наташа писала Анатолю, как Курагин еще побаивается Безухова…Вся эта мизансцена меня и повеселила, и затронула глубоко.

Все остальные актеры также органично выписывались в происходящее. Но не могу не заметить единственный минус, который допустил в фильме Бондарчук- это Ирина Скобцева, супруга режиссера, сыгравшая Элен. Напрашивается только одно слово: «Старовата она для Элен, это уж точно…»

Сравнивать эту картину с последующими попытками современных режиссеров экранизировать роман я не решаюсь, потому как это «небо и земля». А про фильм, поставленный за рубежом, говорить без слез очень сложно. Как же вы не поймете, любой фильм, который бы не поставили по романам наших писателей за рубежом, не будет полноценным. Для того чтобы поставить такой фильм, нужно понимать русскую душу, поступки которой не поддаются никаким законам. Я иностранцу это очень сложно. Если судить об их понимании нас, то когда они видят русского человека, в голове только пара слов, с которыми они нас ассоциируют: «Матрешка, водка, зима, медведь…» Обидно!

Фильм великолепный. Классика. Посмотреть его нужно обязательно, полезно для внутреннего совершенствования.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Великолепная экранизация, великолепной книги. Фильм «Война и мир» произвел на меня очень большое впечатление. Масштаб работы Бондарчука и всех остальных, кто работал над фильмом поистине грандиозный. В особенности меня, конечно, поразили сцены сражений. Смотришь и понимаешь, что здесь нет ни одного спецэффекта, ни одного нарисованного на компьютере солдата или взрыва.

Понравился и подбор актеров. Фильм смотрела после прочтения книги, и в целом, почти всех героев примерно так и представляла. Хотя признаюсь честно — книгу читать все же интереснее, но и кино всегда с удовольствием при случае посмотрю.
Оценка 1
Заголовок Раз в столетие
Текст реценизии Похоже, что значительность этой картины для мирового кинематографа в полной мере дано оценить именно нам, поколению нулевых. Как выше совершенно верно подметила г-жа Mermaid, когда глядя на великолепие и Аустрелицкого, и Бородинского сражений, понимаешь, что всё это не нарисовано графическими умельцами, а воссоздавалось в действительности, хочется не просто снять шляпу, а в ножки поклониться за этот титанический, шедевральный труд. Я думаю, Лев Николаевич, ознакомившись со всеми экранизациями своих творений, несомненно именно это полюбил бы и оценил выше всех прочих.

А как же нам его не полюбить? И хоть Савельева не черноглаза, как должна быть Наташа, и слишком, через край, экспрессивна (немного более того, чем должна быть её героиня), другой Наташи я не хочу и не вижу. Да, Тихонов, играет слишком уж сдержанно и, иной раз, невольно согласишься с мнением режиссёра, что идеального Андрея так и не нашли, но иного Болконского я не знаю и не хочу знать. То же — с Анатолем. То же — с Болконским-старшим, его сестрой, всею семьёю Ростовых. Единственно Элен вызывает сомнения, как и у многих. На одном из киносайтов кто-то предположил, что прекрасно эту роль исполнила бы Беата Тышкевич. Вот не знаю, как исполнила бы, но лицо у Беаты действительно абсолютно «эленовское». Но не нам судить режиссёра, который за каторжный труд экранизации такого объёмного и многогранного романа позволил себе маленькую слабость — подарить небольшую роль супруге. Все-то напали ещё тогда на Бондарчука, забыв, что ещё двумя-тремя десятелетиями раньше это практиковалось повсеместно. Вспомним Орлову и Александрова, Ладынину и Пырьева… Также не все довольны Пьером в исполнении Сергея Бондарчука. Понять не могу на чём зиждется сие недовольство, но мне его трактовка Безухова показалась более, чем правдивой. И по фактуре он вполне подходит, вопреки мнению некоторых зрителей.

Отдельных слов заслуживает музыка к фильму. Эта совершенно-потрясающая, тонкая, пронзительная, центральная тема, которую создал Овчинников, просто лучшее, что может быть для «Войны и мира». Красной нитью она проходит через все четыре части и мелодия эта буквально переносит по ту сторону экрана и заставляет чувствовать и мыслить острее.

Все четыре части фильма воплотили роман безупречно, не пропущено ни одной центральной мысли Толстого. И просто непонятно и невероятно как в то время позволили снять столько православных сцен из романа! (Cмерть Безухова-старшего, подарок Болконской брату etc.) Без этого, экранизации многого бы не хватало. По части атмосферы и не только.

Несомненно, такие фильмы снимаются раз в столетие. И можно сколько угодно наслаждаться арт-хаусом или смотреть лучшее из американского кинонаследия, или увлечься европейскими короткометражками, или смотреть только советское кино совершенно иного разряда (вроде «Операции „Ы“ или „Бриллиантовой руки“, которые я, несомненно, тоже люблю), но есть нечто, что мы сразу даже не в состоянии осмыслить, то, что вновь и вновь заставляет рефлексировать, то, что формирует базу знаний (не больше, не меньше) и что раз и навсегда прививает хороший вкус (после чего уже просто стыдно станет смотреть киноширпотреб). «Война и мир» не только относится к числу таких кинополотен (именно полотен). А даже, пожалуй, и возглавляет этот список.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Масштабность этого эпоса трудно представить. Да и трудно повторить, Голливуд и тот имеет мало сравнимых проектов. Да и там, сами знаете спецэффекты решают все. А здесь настоящие баталии, грандиозность которых видишь в съемках с самолета, с участием целых батальонов (спасибо за помощь от Советской Армии). И что говорить, если сцена из фильма «битва Бородино» вошла в книгу рекордов Гиннеса — в ней приминало участие 120 тысяч !!! человек. Блистательный актерский состав, где выделять особо никого и не надо.

В фильме играют практически все актеры того времени. Бондарчук вложил в свой фильм много нового, с точки зрения киноискусства, применив русскую смекалку. Балы снимали не только стационарные камеры и камеры движущиеся по рельсам, но и оператор на роликах, что позволила придать динамизм, не потерять картинку движущихся пар и без дрожания (только спустя много лет в Америке появиться камера на противовесах, которую можно было носить — не влияя на качество съемки). А «камера на летящем пушечном ядре» — - движение камеры на лебедках — вот что тоже впечатлило американских киноакадемиков. Это также первая работа 70-мм системы широкоформатного кино в нашей стране.

Смотрите классику. Она наша.
Оценка 1
Заголовок Картинки с выставки
Текст реценизии Слава богу, нас в школе не усадили смотреть это чудо. Да и сама эпопея проходилась в ускоренном темпе из-за жуткого отставания нашего физмата от программы по литературе. Мы даже сочинение не успели написать. Может, и поэтому тоже, а скорее всего потому, что я успела прочитать «Войну и мир» до десятого класса, она осталась для меня свободной от того нудного хрестоматийного гнета, который способен испортить любую хорошую книгу, особенно в пятнадцать лет.

«Войну и мир» я люблю. Поэтому и фильм смотреть не спешила — а ну как фигня? Но любопытство все таки пересилило — и не напрасно. Этим катаклизматическим летом, кашляя дымом не хуже солдат под Смоленском, с жуткой головной болью и компрессом на лбу я таращилась в экран без перерыва несколько часов. Выражения, описывающие мое впечатление от увиденного, к сожалению, не рекомендованы «Правилами написания рецензий». Поэтому придется писать длиннее.

Про композицию

Смотреть фильм, чтобы узнать, о чем книга — бессмысленная затея. Не понимаю, как многие это делают — неужели что-то понятно? Тем более, что «фильмом» в полном смысле слова ЭТО назвать сложно. Скорее сборник иллюстраций на известные сюжеты. Вот «Салон Анны Павловны», вот «Лысые горы», вот «Шенграбенское сражение», вот «Именины у Ростовых». Сходство с картинной галереей создает и потрясающая визуальная эстетика отдельных кадров, и появляющееся порой желание почитать справку, поясняющую изображенные события. Ощущение необычное и, пожалуй, приятное. Чем превращать «Войну и мир» в приключенческий экшн с любвями Наташи Ростовой, возможно, и имеет смысл остановиться на некоторых эпизодах, не пытаясь связать их в динамичный клубок, и спокойно и плавно провести по ним зрителя, как по музею, с экскурсоводом-Бондарчуком. Меня увлекло.

Про атмосферу

В лучших традициях русской классики. То есть все плохо. Черт его знает, почему у нас так — то ли пятимесячная зима виновата, то ли просто привычка такая, но почти всякое боле-менее серьезное произведение грустно. Если бал — то кому-нибудь обязательно на нем тошно, если предложение руки и сердца — то обязательно со слезами, веселая охота кончается сомнениями, сражение — максимум ничьей за страшную цену, а просветление, понятное дело, — смертью. Женительно-родительный эпилог нам не показали, и неизвестно еще, почему. То ли не захотели выводить зрителя из тоскливой эйфории, то ли не стали добивать его трудной судьбой декабристских жен.

Про актеров

Тихонова я люблю. И это тоже одна из причин, по которой я откладывала просмотр. Все таки его тут сильно ругали, мало ли — вдруг и мне не понравится? Понравился. Может, потому, что я никогда не была поклонницей самого Андрея Болконского. Князь, конечно, товарищ достойный, но лично меня при чтении порядочно бесил. Эти его закидоны, это высокомерие — причем не тупое высокомерие, отказывающееся что-либо видеть дальше своего носа, и даже не высокомерие ума, а какое-то «благородное высокомерие»: я весь из себя хороший, а вы нет, вот вам мое фи. Такой ходячий оксюморон. И в фильме тоже. Не благородный герой, не привлекательный мерзавец, а именно неприятный рыцарь. Один его гаденький смех чего стоит. Вообще очень удачный голос — красивый такой, глубокий, но довольно легко срывающийся на резкие, скрипучие ноты. И в то же время Тихонов — это все таки Тихонов, и когда надо, он улыбается так, как только он умеет улыбаться. И левость пребывания князя Андрея на земле становится совершенно очевидной.

С Людмилой Савельевой немного сложнее. Иногда она казалась мне чересчур жеманной, чего у ее героини отродясь не бывало. Не черные глаза тоже расстроили. Зато здорово, что Наташу сыграла балерина. Танцующий человек очень отличается от нетанцующего, и не только на балу. Это и гибкость, и легкость, и осанка, и общая «музыкальность» движений. В этом отношении Наташа вышла самая что ни на есть Наташинская. Не просто бегает и скачет, а бегает и скачет красиво, причем не от того, что рисуется, а потому, что занимается. Вообще героиня получилась очень симпатичная, особенно с нарисованными усами. Я бы в такую влюбилась. И определение «девочка» ей вполне подходит.

Пьер-Бондарчук. С этим сложнее всего. Все таки возраст есть возраст, и на молодого человека получившийся герой никак не тянет. А так как сюжет остался неизмененным, возникает куча нелогичных ситуаций. Отчего такой солидный дяденька так несолидно себя ведет? Отчего он в сорок лет еще не решил, какую службу выбрать? Хотя, если закрыть глаза на возраст, Бондарчук хорош. Очень даже Пьер — и простодушный, и рассеяный, и интеллект на лице присутствует. Комплекция тоже вполне подходящая. Разве что улыбаться бы ему побольше, особенно до женитьбы. Эх, двадцать бы лет актеру да губы потолще — и был бы вообще класс.

Табаков в роли Николая Ростова — вполне, вполне. Здорово сочетается с Наташей, особенно усатой. Только жаль, что его так мало, как и княжны Марьи. Конечно, экранное время ограничено, но ведь последние два фильма не такие уж и длинные, а пылающая Москва пылала так долго, что от ее сокращения на десять минут масштабность нисколько не пострадала бы. Хоть тридцать минут бы выделили на эту замечательную лав-стори. Очень бы хотелось ее посмотреть с такими Марьей и Николаем.

Понравилась графиня Ростова. Абсолютное совпадение с моим представлением. Петя хорош. Старый граф — не очень. Какой-то чересчур водевильный. Зато отпадный старик Болконский. Этот точно приказал бы закидать снегом расчищенную для гостей дорогу. И со своими детьми он хорошо сочетается. Тоже одна из главных актерских удач. Анатоль — двойственные ощущения. Играет Лановой хорошо, но внешне у меня с персонажем никак не ассоциируется. Я всегда представляла себе кавалергардов такими рослыми румяными детинами, а этот Анатоль изящный, худенький. Какой-то «компактный». А вот Олега Ефремова в роли Долохова я не понимаю вообще. Ну такое доброе и мягкое у него лицо, ну не похож он на отчаянного и жестокого бретера. Скорее уж я представляю Ланового в этой роли.

Понравилась Анисья, капитан Тушин, молоденький офицер на батарее под Бородиным. Вообще неожиданно интересно было смотреть совершенно не зацепившие при чтении, но подробно разбираемые в школе моменты — плен, например, или вечер у дядюшки. Как-то душевно получилось, без протокольности. Очаровательные песни. Очаровательные марши, полонезы и вальсы. Очаровательные фишечки вроде двуликой скульптуры, провожающей обоими взглядами разговорившихся о «заколдованном круге» светской жизни друзей. Хороший фильм.

Ах да, Аустерлиц. После того, как князь Андрей прокричал это свое «Ребята, вперед!», я полезла в книгу перечитывать эпизод. Там было написано: «по-детски пронзительно». Ух ты ж блин! Я все-таки не удержалась.
Оценка 1
Заголовок «Чудо Десятой Музы»
Текст реценизии Этот фильм — памятник. Русской литературе, отечественной съемочной и актерской школе и советскому народу, который искренне верил, что живет в лучшей стране на свете, и поэтому обязан создать самый лучший в мире фильм. (О том, как выглядит «Самый лучший фильм» сегодня, лучше не вспоминать).

Сложно сказать ценой каких усилий и каких затрат родилась эта картина. Прочувствовать это, глядя на цифры — невозможно. Это самый настоящий подвиг народа (русского, советского, называйте, как пожелаете).

Масштаб на грани человеческих возможностей.

Исполин того времени, навеки вписавший свое имя в мировой кинематограф. Грустно сознавать, что подобное зрелище уже никогда не повторится. Ведь никто не думал тогда о кассовых сборах. Цели были, какие угодно, вплоть до тщеславных, но никак не коммерческие. Такое было возможно только у нас (это, как ни парадоксально — предмет гордости). Я завидую каждому солдату, мелькнувшему в кадре фильма, потому что эти люди участвовали в создании чего-то действительно великого и грандиозного. Чего-то, что будут помнить много дольше, чем отпущено жизни этим людям. Бог знает, скольким из ныне живущих улыбнется подобная честь.

Рекомендуется — всем. Даже если в школе Вы не осилили Льва Толстого, даже если не интересуетесь русской историей, отечественным кинематографом и вообще ничем в жизни, посмотрите этот фильм! Посмотрите его целиком! Уверяю, это время Вы проведете не без пользы для себя.

В оценке фильм не нуждается. Перед нами — чудо света, призванное поражать воображение людей и славить нацию создавшую его. Рабский труд, несопоставимые со здравым смыслом затраты, — цена многовековой славы. Но, в данном случае, кто скажет, что оно того не стоило?
Оценка 1
Заголовок Великое кино
Текст реценизии Так часто бывает: руки не из того места мешают кинематографистам сделать качественную экранизацию того или иного романа. Но «Война и мир» — это не «тот или иной», а единственный и неповторимый, потому что проверен временем. А время — лучший показатель, ставить под сомнение компетентность которого — дело неблагодарное и неблагородное. Ну, или просто нелепое.

Внушительная четырехтомная книжная эпопея стала не менее внушительной кино-сагой. «Война и мир» — это самая настоящая классика мирового кинематографа; отражение лучших лет советского кинопрома и первый советский (российский) Оскар за лучший иностранный фильм. В общем и целом, это фундамент и основа, которая и сейчас смотрится не менее качественно, актуально и грандиозно. Особенно, на фоне того кала, что именуют фильмами теперешние зрители.

Изящная манера повествования, немногословные события, целая плеяда «вечных» образов, великолепные декорации, грациозно-выстроенный видеоряд, изумительное музыкально оформление и цитаты из романа. Таким должно быть великое кино.

Тут нет места пафосу или вычурности. Все события, действия и диалоги не просто лаконично сочетаются с общей гаммой цветов, но и придают некий оттенок, создавая мягкий, органичный, пронзительно-чувственный полутон человеческих отношений вперемешку с исторической достоверностью. Это не голливудский блокбастер, при все при том, что третья серия, «1812», могла бы дать фору многим заморским «чудесам». Здесь цепляет именно натуралистичность, полное отсутствие компьютерной графики и, черт возьми, настоящий патриотизм!

Здесь не нужны вычурные финальные монологи или излишняя «показуха». Да и масштабность действий стоит далеко не на первом месте. Жизнь. Вот что главное. Люди общаются, думают, меняются, влюбляются, ошибаются — это свойственно любому из нас. Мы — часть этой саги. И дело даже не в том, что кто-то ищет в героях самого себя, надеясь стать героем чьего-нибудь романа, а в том, что черты Болконских (категоричность, консерватизм), Ростовых (доброта, простота) и даже Курагиных (меркантилизм, алчность) есть в каждом из нас, потому что это жизнь, и у нее много разных граней, постичь которые целиком, наверное, невозможно.

Нескончаемые овации, искренняя благодарность
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Вот оттого, что книгу не читал, фильм и не понравился. В романе очень много сказано по поводу внутреннего мира героев, их мысли, переживания и тд.

Лично мне фильм ну очень понравился! Смотрю его и понимаю, что круче «Войны и мира» еще фильма не сняли. «Титаник» и рядом не стоял.

Все-таки в СССР очень хорошие фильмы снимали. Именно после таких шедевров, как «Война и мир» начинаешь верить в отечественный кинематограф. причем именно в ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ, а то в последние время только и видишь рекламу фильмов типа «Американский пирог» в российском исполнении, т. е. минимум смысла, максимум секса, отсутствие нормальной игры актеров, которых зачастую и актерами назвать то трудно. Не понимаю, почему многие наши режиссеры уподобляются Америке? А ж противно.

А Болконский и правда не очень получился. Во время прочтения романа представляла его совсем другим. Хотя Пьер, по моему мнению, получился превосходный. Мне вообще этот герой симпатичен. Элен также представляла себе немного по-другому. Хотя Наташа надо отметить вполне соответствует тому, как ее описывал Толстой (и все равно не понимаю, почему ОНА для Толстого была ИДЕАЛОМ русской женщины).

10 из 10

Хотя, я думаю оценки тут не нужны. И так понятно, что шедевр, каких еще не было.

Смотреть всем!
Оценка 1
Заголовок Лучшее, что может дать человеку кинематограф
Текст реценизии Можно ли воспринимать данный фильм как некое отдельное, самостоятельное произведение кинематографа? Конечно, нет. Смотреть этот фильм, не будучи при этом знакомым с самой книгой, нет никакого смысла, так как данное творение Бондарчука скорее стоит воспринимать как иллюстрацию к роману. Но стоит ли это ставить в минус такому фильму? Попробую сформулировать свою мысль так: если есть такое произведение как «Война и мир», грандиозное, всеохватывающее, режиссёру нужно только с огромным уважением подойти к нему, взять самое главное, ни в коем случае ничего не изменяя и не добавляя, и постараться только визуализировать то, о чём писал Толстой. Используя свой талант и свою способность «показывать», делать акценты на способ съёмки, на некоторые приёмы, на музыку, на цвет, передавать тем самым эмоции, переживания героев романа. Именно с этой задачей Бондарчук справился как нельзя лучше. Да, некоторое из книги не было отражено в фильме, а именно моменты очень важные, но то, что было снято Бондарчуком, после просмотра оставляет именно то ощущение глобальности, восторженности, которое оставалось и после прочтения.

В первую очередь хочется написать о тех потрясающих съёмках с высоты птичьего полёта, когда взору зрителя предстают поля, леса, река, небо. Всё это как нельзя верно передает именно настроение мира, его величия, ту мысль, что мы его часть и что он внутри нас, что мысль человека должна покрывать всё это, осознавать и любить. Эти кадры появляются именно в тех эпизодах, где без них никак не отразить состояние героев. В разговоре Пьера с князем Андреем, где Пьер говорит, что он составляет часть гармонического целого; в эпизоде той лунной ночи, испытанного Наташей восторга от её красоты; когда князь Андрей смотрел на гранату и впервые почувствовал угрозу смерти; в момент осознания Пьером в плену своей внутренней свободы. И в конце фильма, под грандиозную музыку, под восклицания «Да здравствует весь свет!» на разных языках, эти съёмки — это самое правильное и нужное, что можно было показать. Вот в чём состоит величие Бондарчука как режиссёра, именно в способности показать такие сложные настроения, дополнить визуально то, о чём писал Толстой.

Так же это чувствуется в грандиозных батальных сценах, в сцене пожара и разграбления Москвы, бегства французов из России. Но при этом режиссёр в противовес таким громадным эпизодам позволяет зрителю почувствовать эмоции одного отдельно взятого человека. Например, в сцене, когда по полю боя, которое всё в дыму и не видно неба, под звон колоколов в сочетании с колыбельным пением идёт один солдат. Меня лично это тронуло до слёз, словно чувствуешь его усталость, непонимание зачем все эти убийства, желание оказаться в тишине. Война безобразна. А затем показывается Наполеон, мрачно осматривающий поле битвы, и звучит голос Бондарчука, обличавшего его ничтожность. Для меня данный эпизод — один из самых сильных из всего просмотренного в кинематографе вообще.

Завораживает практически весь фильм. Внимание приковывают незаметные по началу детали, воздействующие скорее над подсознание. Например, сцены смерти старого князя Болконского, а затем и его сына, показаны в пустых, белых комнатах, словно тем самым показывается отрешенность от чего-то земного, наполненного цветом и жизнью вообще. После кончины старого князя зритель видит ту аллею, по которой он гулял каждый день, будто делается акцент на том, что люди уходят, но вокруг ничего не меняется. Эпизод появления Курагина в жизни Наташи: всё показывается словно через призму, в мерцающем свете свечей, под редкие звуки хрустального звона, чувствуется что-то хрупкое, что вот-вот разобьётся, что и произошло с Наташей. И после этого, когда Пьер впервые признался ей в своей любви, вспомните, какая в тот момент ещё звучала музыка: тонкая, аккуратная, несущая в себе надежду на Наташино возрождение и новую жизнь. Впечатлил даже неприятно сорвавшийся голос Элен во время ссоры с Пьером, дающий зрителю понять, что за красотой и величественностью этой женщины скрывается её низость и безобразие. Это фильм, который действительно надо уметь видеть.

Если разбирать по актёрам, то все они подобраны как нельзя лучше, и сыграли они очень выразительно. В них чувствуешь то, что было прочитано в книге. Как же Наташа смотрела на Пьера в конце фильма, её улыбка, само выражение лица — мудрой, многое пережившей и изменившейся девушки, совсем не той, какой зритель видит её в начале фильма — веселой, лёгкой, просто летящей девочкой. Самое главное — в ней видна перемена. Князь Андрей в исполнении Тихонова — да, это именно тот человек, который представлялся во время чтения: много думающий, скупой на эмоции, отказавшийся от счастья и затем признавший его. В конце хорошо чувствуется его отказ от жизни, равнодушие и уход, тот самый нравственный, несмотря на то, что сердце продолжало биться, и он продолжал дышать. Что касается Пьера, жаль что в фильме не показана вся его мыслительная работа, только отдельные моменты. Но, как говорится «для тех, кто читал». Зритель не может узнать обо всём этом из фильма, но он может самое главное — прочувствовать Пьера. Например, когда что-то умерло в нём, когда он наблюдал казнь, парализующий ужас перед тем «порядком», а затем встреча с Каратаевым. Пьер постепенно возвращался к жизни, затем чтобы потом закричать: «И всё это во мне, и всё это я!» Я верю в то, что Пьер в итоге стал декабристом, и, глядя на игру Бондарчука, кажется, что не может быть иначе. Я полюбила княжну Марью в исполнении Шурановой, актриса словно была рождена для воплощения этого образа. Простое лицо, не обладающее особой красотой, но одухотворённое, нежное. И самое главное: её глаза. Те самые — лучистые, проникающее в самое сердце. Кутузов кажется прямо родным, так точно сыграны актёром его старческая трогательность в сочетании с тем духовным величием, свойственным этому человеку. В князе Болконском чувствуется его суровость и железный характер, которые в итоге сменяются на старческую размягчённость в сцене встречи сына и перед смертью. Долохов, Курагин — очень притягательные мужчины и в то же время отталкивающие от себя как личности. В общем, что и говорить: цвет советского кинематографа — от главных героев до самых небольших ролей.

Для меня этот фильм и книга теперь неразрывное целое, Толстой написал — Бондарчук показал. Да, иллюстрации, может быть в них нет целостности и последовательности. Но боже, как же величественно это кино, как же оно гармонично дополняет книгу, проникает в самое сердце и одухотворяет. Одухотворяет — самое точное для этого фильма слово, самое лучшее, что может дать человеку кинематограф.
Оценка 1
Заголовок И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.©
Текст реценизии Совершенно недавно я начала чтение романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Честно признаюсь, что от идеи прочитать ВСЁ произведение у меня начинались лёгкие судороги. Да и все у кого интересовалась, нравиться ли им данный шедевр, заявляли, что это скука смертная. Но прочитав первую часть первого тома, я с удивлением обнаружила, что «Война и мир» мне не просто нравится, а я просто влюблена в эту историю и её героев.

Теперь о фильме.

Мне так понравилась книга, что мне захотелось вжиться в эту историю не просто по средствам чтения, а ещё и с помощью фильма. Найдя в Интернете несколько экранизаций романа (а именно: «Война и мир» 1956 года, «Война и мир» 2007 года, «Война и мир» 1965 года) я выбрала версию Сергея Бондарчука. Выбор был очевиден. И актёрский состав, и режиссёр всё привлекало меня в этом фильме. Так же сказалась и моя безумная любовь к советскому кинематографу (чего нельзя сказать о современном русском кино).

Мои надежды оправдались. Актёрская игра, война, пейзажи, дома, балы, костюмы — это прелесть что такое! Буквально с первых же минут я влюбилась и в фильм тоже. Именно всё так я и представляла. Никого другого воплощения я, наверное, не приму. Надо отдать должное Сергею Бондарчуку, сумевшему без каких либо спецэффектов и компьютерной графики воплотить идею в жизнь, перенести истории и героев со страниц книг на экраны. Операторская работа, монтаж — просто волшебны. Эти переходы, сама съёмка, такого даже сейчас не увидишь. Ещё один большой подвиг режиссёра это то, что он смог уместить все четыре тома в один фильм. Но честно признаюсь, не прочитав до просмотра роман, не поняла бы и половины. И ещё очень жаль, что эпизоды с Анатолем Курагиным, Марьей Болконской, Николем Ростовым были значительно сокращены. Из-за этого не читавшим книгу будет довольно сложно понять внутренний мир этих героев. Но таков закон, ибо фильм не может длиться десять часов кряду.

Герои — именно такие, какими я их представляла. И значительное расхождение в возрасте между актёрами и их героями меня ничуть не смущало. Наташа Ростова, бесившая меня на протяжении всего романа, вдруг вызвала у меня искреннюю улыбку исключительно из-за чудесной Людмилы Савельевой. Эти глаза — прекрасны, и плевать что не карие. Отдельный подарок для меня: мой любимый актёр Вячеслав Тихонов в образе моего любимого героя Андрея Болконского. Другого Андрея мне сложно представить. Наиболее спорным воплощением, для многих, оказался Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова. Но не для меня, по моему мнению Бондарчук отлично передал образ недотёпы Безухова. Анатоль Курагин, один из моих любимейших героев и Василий Лановой — это прекрасная находка Бондарчука. Ему отлично подошла роль кутилы и оторвы Курагина. Лановой — статный, харизматичный, вообще красавец мужчина. Не могу судить об этой роли объективно. Ирина Скобцева в образе Элен — красотка. Ей даже реплики не нужны. Когда я её увидела, то хотелось воскликнуть «Вот она — Элен!» Олег Табаков, Анастасия Вертинская, Олег Ефремов, Анатолий Кторов, Борис Захава — замечательные актёры, я восхищена их игрой.

10 из 10

Право, это гениальный шедевр, кто бы, что не говорил. «Оскар» — заслужен!
Оценка 1
Заголовок Великий фильм
Текст реценизии Это великий фильм. С такой фразы должен начинаться разговор об этой картине.

«Война и мир» Льва Толстого — эталон крупной формы, лучший роман, из когда-либо написанных. И кинематограф не может обойти его стороной.

В 1950-е знаменитый американский кинорежиссёр Кинг Видор поставил фильм по «Войне и миру» в США.

Немногим позже Сергей Бондарчук поставил свой фильм в СССР.

Спору нет, у нас получилось лучше.

Сергей Бондарчук присутствует в фильме в трёх ипостасях — актёра, играющего роль, чтеца за кадром и, собственно, режиссёра.

Как режиссёр он оказывается на недоступной высоте. Фильм выверен буквально покадрово и являет собой абсолютный триумф постановщика. Ему подвластно всё: он просвечивает стены, он может снимать битву практически крупным планом, а потом вдруг взлететь и увидеть чудовищное копошение людей с высоты птичьего полёта.

Как чтец за кадром Сергей Фёдорович справляется не менее хорошо. Он находит идеальную интонацию для длинных толстовских периодов — и они не кажутся ни скучными, ни длинными.

Вот как актёр Бондарчук терпит полный провал. Пьер у него только хорошо произносит тексты. Но возраста скрыть не удаётся — это же кино! Кажется странным, отчего это такой взрослый солидный человек вдруг так глупо себя ведёт. Кроме того, Пьер должен быть толстым, а Бондарчук таковым не является.

Прочие актёры. Лучше всего получился кастинг семьи Болконских — хороши и старый князь, и княжна Марья. И Вячеслав Тихонов абсолютно на своём месте.

Из Ростовых можно выделить только старого графа, остальные предельно урезаны. Наташа Ростова не удалась ни в какую. Савельева хоть и пытается что-то изобразить, но ни подвижности, ни обаяния, ни внешних данных ей явно не хватает.

Семейство Курагиных не производит никакого впечатления вообще. Создаётся впечатление, что постановщик хочет их оправдать. И Скобцева (Элен) вместо гламурной наглости играет подлинное страдание, и беспокойный дурак Анатоль (Лановой) каким-то тихим влюблённым получается. Роль старого Курагина вообще почти целиком пошла под монтажные ножницы.

Все эти промахи относятся к мирной части повествования. Оттого с таким недоумением смотрится фильм первый «Андрей Болконский», а вторая часть — «Наташа Ростова» — какая-то скучная и водянистая.

Но когда речь заходит о войне 1812-го года, в фильме открывается второе дыхание. Военные сцены незабываемы. Именно в них, а также в полуфантастическом эпизоде захвата французами Москвы, отчётливо звучит то, что «Война и мир» — эпопея (западные постановщики почему-то считают мелодрамой, что свидетельствует об их ограниченности).

И, конечно, технически баталии сделаны просто бесподобно — ни до Бондарчука, ни после такого не было.

Плюс к тому Бондарчук решает «Войну и мир» не как классическую постановку старой книги. Фильм по меркам 1960-х годов — один из самых передовых. Бондарчук не стесняется самых смелых спецэффектов. Многие из них производят впечатление до сих пор (пересмотрите четвёртый фильм, и вы увидите, на каком метафизическом уровне сделаны сны и видения героев).

В итоге получается просто грандиозная эпическая тетралогия, превзойти которую невозможно, по крайней мере, в ближайшие лет 100.
Оценка 1
Заголовок Однозначно шедевр
Текст реценизии «Война и мир» Сергея Бондарчука. По-моему, эта экранизация Толстого стала уже не просто шедевральной, а по-настоящему культовой. И пытаться переснять, сделать совершенней или просто приблизиться по уровню едва ли возможно. Один тот факт, что нам, например, в школе на уроках литературы одновременно с разбором книги показывали частями фильм. И мне кажется изучать классику так куда интересней.

Зрелищный, проникновенный, захватывающий… у меня не хватает определений. Все-таки каким то невероятным образом в советское время умели так снимать фильмы — без всяких технических приемов и сверхспецэффектов — как сейчас редко у кого получается. Плюс невероятная актерская игра. Актеры по настоящему гении, другого слова невозможно подобрать, когда после роли имя персонажа навсегда связывается с именем актера. Наташа Ростова-Людмила Савельева, Болконский-Вячеслав Тихонов, Курагин-Василий Лановой, Элен-Ирина Скобцева и все остальные всегда будут олицетворяться с героями Толстого. Ну а отличная работа всей съемочной группы, режиссура, музыкальное оформление, и безупречная работа историков — ей богу не к чему придраться — навсегда сделали этот фильм классикой как и роман.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии «Война и мир» Бондарчука — фильм, ни с чем не сопоставимый, ни с чем не соизмеримый, несравнимый и несравненный, и не признавать этого равносильно впадению в смердяковщину — посконный наш российский грех исступленного отрицания всех святынь (национальных в первую очередь, разумеется). Одно то, что для реализации своего проекта Сергей Федорович располагал практически неограниченными ресурсами (материальными и человеческими равно), задает совершенно иной, уникальный порядок величин, заявляет «Войну и мир» гигапроектом на фоне самых впечатляющих мегапроектов все времен и народов. Задействованные в съемках армия (третья, на 1969 год, по численности в мире!), специально изготовленные арторудия в количестве, примерно равном сумме арсеналов обоих императоров в 1812 году, десятки тысяч комплектов аутентичного (либо тщательнейшим образом скопированного) обмундирования, аутентичные (либо специально по случаю восстановленные) интерьеры московских и петербургских барских домов, сотни консультантов по истории (военного дела, этикета, танца, костюма, псиной охоты, парижского выговора начала позапрошлого века, военной и штатской верховой езды, религии и обрядности и многого, многого другого), актерский состав, состоящий сплошь из звезд первейшей величины (либо отобранных с золотоискательской скрупулезностью в тоннах лицедейски-балетной руды), наконец, весомая, грубая, зримая гениальность трепетно переданного литературного первоисточника — все это уже способно было бы вознести получившийся кинопродукт на недосягаемую (теперь уже, вероятно, никем) высоту. А Бондарчук вдобавок еще и вдохнул в этот сложнейший, дорогущий, донельзя земной конструкт — живую жизнь, сообщив ему дар студеной воды и пахучего хлеба, вняв и неба содроганье, и дольней лозы прозябанье, приручив тверди и хляби, создав у нас иллюзию того, что слова (и прочие средства художественной выразительности) у него сами под ногами валялись.

Он построил полотно, изумительное из любой перспективы, в любом наугад взятом фокусе. Крестный ход перед Бородинским сражением, хоругви, ризы, темный лик Заступницы, растянувшаяся на километры череда разношерсного военного люда, жаждущего приложиться — и нежный изгиб наташиной шеи в окне, в зареве московского пожара; скачущие лавой в атаку гусары (ментики, искры из-под подков, шашки наголо) — и иней там, где темнеет пушок над губой Пети Ростова; тесная, шумная бальная зала, вощеный паркет, топот и шорох сотен подошв — и оплывающая воском, догорающая свеча, любимый толстовский символ. Теперь, задним числом, под сотворенное Бондарчуком можно подводить любые теории — от архитектоники Розанова до бахтинских полифонизмов и хронотопов, но по-хорошему — зачем? Он, как и Толстой, очевидно и чудесно открыл Адамову тайну, овладел сенсорикой пушкинского Пророка, как первый житель рая, по-фетовски, лицом к лицу увидел Ночь. И, овладев, открыв, увидев, щедро поделился чудом, не обидев равнодушием ни людей, ни отчей земли.
Оценка 3
Заголовок Отчего ж ныне мы так не снимаем?
Текст реценизии Вы только представьте, что вся эта эпохальная картина была снята полностью без компьютерной графики, без спецэффектов. Здесь все в живую, все монтировали на линейке. И при этом монтаж получился просто чудесный! По-моему не было еще фильмов, в которых я бы так высоко оценила монтаж. Но здесь его нельзя не оценить — все кадры построены не по принципы абы прилепить одно к другому, а так что один кадр становится продолжением другого, его логическим завершением, очень много в фильме я заметила монтажных «фишек». А режиссер монтажа, между прочим, женщина — о как!

Впечатляют сцены боя, столько людей, коней, а какие спецэффекты и ведь все это в живую, в живую! Отличной находкой в фильме был закадровый текст романа, он прекрасно вписывался в общую картину и произнесен был просто на высшем уровне, как раз так, как и дОлжно. Вообще закадровые начитки в художественном кино мой излюбленный прием киновыразительности. Есть что-то в этом — незримое присутствие автора, помогающее более полно раскрыть чувства и внутренний мир героев или открыть иной взгляд на события.

Хоть многие и говорят что Пьер Безухов не удался — по-моему как раз наоборот, еще как удался то, побольше других героев.

Сам фильм можно ставить наравне с книгой и то и другое бессмертная классика. Мне вот только одного, наверное, уже не понять никогда — почему не имея компьютерных технологий, в СССР снимались великие фильмы, а теперь имея все у нас снимаются пустышки построенные по типу американщины?
Оценка 1
Заголовок Война и мир: старое и новое
Текст реценизии Все-таки «Война и мир» — эпопея, написанная РУССКИМ человеком о РУССКИХ людях. Какими бы талантливыми ни были актеры, как ни велика бы была их способность к перевоплощению — сыграть Пьера Безухова, этого сердечного чудака, Наташу, «воспитанную француженкой графинюшку», княжну Марью и Соню, таких разных, и в то же время чем-то похожих, моего любимого, обожаемого Андрея Болконского — способны только русские люди.

Сначала пытаешься сравнивать: вот, в новой версии шикарные декорации, красивые костюмы… Но взглянув на старую версию, где актеры говорят словами Льва Толстого, а от панорамных съемок захватывает дух понимаешь, что не все то золото, что блестит. Сергей Бондарчук, такой искренний в своей неуклюжести (а помните Пьера в новом фильме? Эдакий франт, пытающийся казаться витающим в небесах неумехой), Людмила Савельева, похожая в своей роли на «любимую героиню Толстова» Наташу, а не на напуганную 27-летнюю дуру, упустившую свое счастье. А Болконский Вячеслава Тихонова? Он как будто сошел со страниц романа, чтобы читатели наяву увидели — каким был этот удивительный человек, которому не удалось избежать типичных человеческих ошибок… «Война и мир» Бондарчука не похожа на ярко раскрашенную картинку, это не сопливая мелодрама и не голливудский блокбастер с единственной целью — заработать больше денег в прокате и, возможно, попытаться популяризировать четырехтомник Толстого. Нет, старую версию надо смотреть — как читать. Тут нет ни единого лишнего кадра, мишура декораций не отрывает от главного — содержания. Старая версия заставляет думать — возможно, даже больше, чем сама книга (а может, это потому что я прочитала роман УЖЕ целых 2 года назад? И тогда многого не понимала?), хочется достать томик — и окунуться в эту необыкновенную атмосферу начала блистательного XIX века, снова очутиться рядом со старым дубом и любоваться на ту дивную ночь, которую увидела Наташа.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Обожаю эту книгу! Решила посмотреть фильм (с тайной боязнью разочароваться).

Но фильм понравился (в отличие от большинства фильмов, снятых по книгам и просмотренных уже после прочтения).

По уровню съемки Властелин колец просто отдыхает. Батальные сцены сняты шикарно (особенно для 60-х годов), вся массовка-тоже (на мой взгляд, с пожаром в Москве все-таки немного переборщили). Битва при Бородино, первый бал Наташи Ростовой, отступление французов — великолепный размах. Отдельно хочется отметить, что в фильме уделено внимание исконно русским забавам-охоте, святкам, русской народной музыке. Порадовали детали — как Петя Ростов засыпает под падение капель воды, как комья земли падают практически на зрителя (когда Пьер смотрит на могилу убитого французами мальчика), как собаки жрут погибших французов, как солдаты ждут приказа к наступлению или смерти (когда полк князя Андрея стоит в запасе)…

По актерам: Тихонов сразу непривычен (князь Андрей представлялся немного другим), но в течение фильма убедил; Бондарчук в роли Пьера по характеру похож; Савельева-лучшая Наташа Ростова из всех бывших и будущих! Почему так мало внимания уделено княжне Марье-для меня загадка. По книге это был один из самых сильных персонажей Толстого.

Фильм, конечно, сильно сокращен по сравнению с книгой в угоду батальным сценам, и это жалко. Совсем пропал период мирной жизни князя Андрея в Лысых Горах, абсолютно не раскрыта княжна Марья, период масонства Пьера. Человек, который не читал книгу, по фильму никогда не поймет, где это оказался Пьер во время захвата Москвы французами, и никогда не узнают, что в итоге Пьер женился на Наташе, а Ростов-на княжне Марье… (впрочем, надо читать книгу).

По поводу некоторых комментарий «ничего не понятно в сражениях» — если бы Вы читали бы книгу, Вы бы знали, что Толстой считал, что ни в одном сражении ничего и не может быть понятно, что все в нем происходит из совпадения многих случайностей, на которые действия полководцев ничуть не влияют. По поводу остального «не понятно» — в принципе согласна.

Несмотря на это фильм все равно ПОНРАВИЛСЯ! По уровню съемки почти не уступает современным, на мой взгляд. Красиво, захватывающе!

А тот, кто ругает — а не на такое же американское «зрелище» вы ходите смотреть каждые выходные? чтобы трюков побольше, да в 3D желательно???

8 из 10!
Оценка 1
Заголовок Шедевр с Большой Буквы-2
Текст реценизии Жаль мне писать цифру «2», но это вовсе не значит, что после «Возвращения короля» этот фильм второй. Нет, просто «Война и мир» и «Властелин колец» — совершенно разные вещи, общее у них только одно — это фильмы на все времена. Просто на шедевр Питера Джексона я написал рецензию раньше.

Итак, Лев Толстой создал в своё время великий роман (хотя сам автор и не признавал его великим), а Сергей Бондарчук снял по нему великое кино. Так ещё никогда не снимали и никогда не снимут. Такое не повторяется.

Костюмы, декорации — всё славно. Атмосфера начала 19-го века воссоздана как нельзя лучше — и на балах, и в салонах Шерер и Элен, и в поместье Болконских. И, разумеется, на полях сражений.

Батальные сцены шикарны. А как всё снято! В одном кадре мы видим длинные марширующие колонны, потом камера перемещается и нашему взору предстают лица отдельных солдат и офицеров. Как и у Питера Джексона, здесь даже эпизодические роли отыграны изумительно.

И кстати, насчёт актёров. Образ Наташи Ростовой в самую точку. Когда читал роман, то вначале я её себе так примерно и представлял. Андрей Болконский, сыгранный Вячеславом Тихоновым (по привычке порой называю актёра просто Штирлицом) без комментариев. А вот что касаемо Пьера Безухова и Элен Курагиной, то их я себе представлял как-то… моложе, что ли.

Наконец, Наполеон… Вот он, настоящее «корсиканское чудовище». Холодный, расчётливый, с орлиным взором… «Самая большая ошибка в моей жизни — то, что я не сжег Берлин». У Бондарчука прямо-таки какая-то тяга к данному историческому персонажу (после «Войны и Мира» мэтр снимет «Ватерлоо»). Актёр постарался на славу, хотя образ, воссозданный Рэдом Стайгером мне куда ближе.

Итак, мой восторг не знает границ. У нас богатая история, и нам с вами есть, чем гордиться.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии «Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана.

Ведь были ж схватки боевые,

Да говорят еще какие,

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина»


Кто не помнит эти строки? Строки знаменитого стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино». Все мы читали его, учили его, многих этот стих вообще задолбал. Но следует учесть, что стих посвящен Отечественной Войне 1812 года, которая случилась ровно 200 лет назад. Злой паренек по имени Наполеон решил захватить Русь-матушку, но наши ребята, естественно, дали отпор плохим французам и выиграли войну.

В честь юбилей в этом году российский кинематограф выпустил 2 фильма, посвященных этой войне. Но оба фильма — незаурядный и непривлекательный треш: комедия «Ржевский против Наполеона» и так называемая драма «1812: Уланская Баллада». Но сегодня мы в нашей рубрике «Ретро» рассмотрим совсем другой фильм.

Фильм «Война и Мир» знаменитого не только на территории СНГ, но и по всему миру, режиссера Сергея Бондарчука является одноименной экранизацией романа Льва Николаевича Толстого. За что можно похвалить режиссерскую постановку Сергея? За декорации, за превосходную актерскую игру (в том числе, Бондарчук сыграл одного из главных героев фильма — Пьера Безухова. А эту роль я считаю самой лучшей в фильме), за сценарий, за подходящую к атмосфере фильма композиции, в конце концов. Фильм, мягко говоря, превосходен во всем: он смотрится на одном дыхании от начала фильма до его конца. Единственное, что первоначально может смутить зрителя, так это хронометраж фильма — 6 с половиной часов. Согласен, довольно-таки много, но чего вы ожидали от экранизации четырехтомного произведения?

Современную молодежь может оттолкнуть от просмотра данного фильма школьная программа, учитывая нелюбовь к чтению книг современной молодежи. Сам я за свою жизнь успел прочитать роман Льва Толстого три раза, и каждый раз с удовольствием. Разумеется, после такого я просто не мог не посмотреть экранизацию. Тем более, что фильм получил «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». А такая расстановка, конечно же, радует. Да и к тому же, это первый отечественный фильм, заслуживший такой высокой награды.

О сюжете фильма говорить довольно-таки сложно: он разнообразен, повествует о разных героях, судьбы которых переплетаются между собой, но всех их объединяет одно — война и личные ценности.

Я уже говорил это, но актерская игра действительно превосходна: актеры настолько вжились в роль, что зрители верили, что актеры — и есть герои романа. Для примера: Вячеслава Тихонова до самой смерти ценители называли Андреем Болконским.

Фильм «Война и мир» не просто хороший — он потрясающий. Это яркий пример того, что и российское (но в данном случае советское) кино может показать среднестатическому мировому зрителю переживания и чувства героев, их сострадания и ценности, жизнь и смерти, войну и мир. Федор Сергеевич, берите пример со своего отца.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Этот фильм — безусловно, лучшая экранизация эпопеи Толстого. До Бондарчука никто просто не решался снимать такого масштаба фильм, т. к. все понимали, что сложный по психологии роман Толстого нельзя уместить в 2 или даже 3 часа экранного времени. Бондарчук решился и снял прекрасный фильм, но из-за огромности проекта появились недочеты, по моему мнению, и ошибки.

Мне не совсем нравится актерский состав в фильме. Нет, безусловно, есть шикарные актеры, которые великолепно справились со своими ролями (это и Вячеслав Тихонов в роли Болконского, и Владислав Стржельчик в роли Наполеона, и Михаил Храбров в роли Каратаева, и Ирина Губанова в роли Сони, а также большинство мелких персонажей — им просто теоретически было легче сыграть свою роль).

Но я не совсем представляю себе самого режиссера в роли Пьера Безухова, его жену, Ирину Скобцеву (которую как актрису я очень люблю) в роли Элен Безуховой, а Людмилу Савельеву в роли Наташи Ростовой. После прочтения романа Толстого, они были для меня другими. Возможно, в этом и недостаток всего кинематографа: теряются философские мысли романа, которых там очень много. Мне больше нравится выбор героев в американском фильме, вышедшем за десять лет до фильма Бондарчука: Одри Хепберн в роли Наташи, Генри Фонда в роли Пьера, и Анита Экберг в роли Элен. Но по другим показателям фильм Бондарчука гораздо лучший, и он до сих пор остается лучшей экранизацией величайшего в мире романа: «Война и мир»!

8 из 10
Оценка 3
Заголовок Шедевр? Это спорный вопрос.
Текст реценизии Мною был прочитан первый том, поэтому скажу сразу, кастинг актеров не самый, так скажем, «в точку». Единственное, на мой взгляд, попадание в десятку это роль Пьера, отлично исполненная самим режиссером Сергеем Бондарчуком. Все остальные герои, не соответствуют описанию, данному в романе. Наташа как фарфоровая кукла, на роль Элен, вместо невероятной красавицы, взяли сорокапятилетнюю актрису с высветленными волосами, Андрею не хватило стати и немного роста, ну, в общем, сплошные промахи, у столь титулованного фильма их быть не должно.

Теперь о сьемке, она, для того времени, можно сказать отличная, по крайне мерее оправдывает потраченные деньги. Полностью, со всеми подробностями показаны сцены сражений (прошу заметить с большим количеством людей и без спецэффектов), они то как раз немного оживляют, в целом, затянутый фильм. По мне так каждую из серий можно сократить минут на двадцать точно. Но отсутствие современной компьютерной графики и добросовестный монтаж ставят картине плюс.

Понравилось обилие закадровых монологов, с точностью передающих текст романа. Возможно, «тягучести» фильма можно найти оправдание, в старание авторов точнее передать текст. Но мне кажется, что, не смотря на это, им все ровно не удалось.

О возможности просмотра скажу так, читали Толстого — смотрите, если же не читали, то посоветую экранизацию 2007 года, она можно сказать новая, с более современны прочтением, не так затянута и актеры подобранны лучше. Но вырезано много, стоящих моментов и меньше, именно диалоговых, соответствий с романом.

В целом, не смотря на то, что лично мне фильм не понравился, он получает 6-ку, за действительно талантливого советского режиссера, прекрасные монологи и хорошие, для 60-х, сьемки. А вообще это классика, и у каждого всегда свое мнение на ее счет.

6 из 10
Оценка 2
Заголовок
Текст реценизии Про то, что многие герои фильма много старше своих книжных прототипов, и это сильно мешает восприятию, говорить даже уже не хочется: за 20 с лишним лет, прошедшие с момента, когда я впервые посмотрела этот фильм, я с этим фактом почти смирилась. Про пафосность, которая бьет ключом, тоже умолчу, хотя и не люблю.

Честно пытаясь понять, почему так много людей считают этот фильм чуть ли не шедевром, пересмотрела его в очередной раз. В результате: так и не поняла. Зато появились новые впечатления, к сожалению, опять большей частью негативные. Фильм большой, но от романа и его героев в нем остались только рожки да ножки. Только в первой части «Андрей Болконский» действие фильма развивается более-менее в соответствии с сюжетом книги. Эта часть рекомендована к просмотру школьникам, которым лень читать роман: там есть все цитаты, которые мы учили наизусть. Последующие же части, увы, не могут похвастаться даже этим: чем дальше, во 2-ой, 3-ей и 4-ой части, тем меньше героев, тем больше каких-то безумно растянутых, маловразумительных, но, сразу видно, что жутко дорогих, общих планов и массовок, в которых стройными рядами туда-сюда бессмысленно маршируют отряды, лихо, но иногда заметно, что по кругу, скачут кони, и то тут, то там бумкают взрывы. Истории же даже главных героев (Наташа, Андрей) показаны весьма схематично, а уж на всех прочих, типа Николая и княжны Марьи, Бондарчук вообще поставил жирный крест.

И еще музыкальное сопровождение: то звенящая тишина, то безумная какофония, бьющая по барабанным перепонкам.

После просмотра фильма, вопреки ожиданиям, в душе не возникло никакого патриотического подъема. Осталось только полное разочарование и недоумение по поводу популярности данного кинопроизведения. И не перестают терзать сомнения, что появись этот фильм в наши дни, его раскритиковали бы похлеще любого «Обитаемого острова» (тяга к масштабности у Бондарчуков, видать, семейная).

Итак, только за первую часть:

5 из 10
Оценка 2
Заголовок
Текст реценизии Спорить о фильме этом, действительно, сложно. Нельзя, конечно, не признать, что всей съёмочной группой проделана титаническая работа. Сценаристам — уместить в формат всё (или почти всё), что заложено в эпопею гением. Режиссёру — подобрать артистов и поставить такие разные сцены (и камерно-интимные и батально-эпические)!.. (Кто-то подсчитал, что в оригинале, в романе-эпопее, около 600 персонажей!) Артистам — создать неповторимые образы, целую галерею! Разве у кого-нибудь поднимется рука не оценить игру Савельевой, Тихонова, Кторова и др.? Высочайшее актёрское мастерство и профессионализм. Ну, может быть, некоторые моменты вот у меня, к примеру, вызвали внутреннее «не верю»: один из них — когда Николай Ростов, вдруг осознающий перед собой в пылу боя врагов, убегает от французов, падая, цепляясь за кусты. возвращаясь и т. д.. Слишком театрально, неправдиво. Уж очень наигранно. Не так бегут, спасаясь от гибели. И, конечно, Пьер староват. Ну, об этом много говорилось. Но не это я для себя ставлю в вину режиссёру, в то же время признавая все заслуги за создание такого кинематографического полотна. А — за иллюстративность. У меня сложилось ощущение, что это добротная иллюстрация к книге.

В фильме не сказано ничего нового, ничего такого, чего не было бы в книге (да это наверно и невозможно сделать; для сравнения: фильм, к примеру, «Судьба человека» такого ощущения не рождает; он воспринимается как самостоятельное художественное произведение, рождающее эмоциональный отклик, а не рассудочную умозрительную оценку взгляда со стороны. Чего стоит, к примеру, сцена, когда мальчонка кидается на шею героя с криком: «Я знал. что ты меня найдёшь!» Слёзы наворачиваются. Или фильм «Нахалёнок…»). Видимо, подняться выше Толстого или даже сравняться с ним — задача оказалась невыполнимая. Ну, хорошо хоть добротно проиллюстрировали. Облегчили работу школярам.
Оценка 2
Заголовок Не надо лукавить и хвалить фильм, только потому, что он давно снят
Текст реценизии Фильм просто безобразный! Когда-то я засыпала на 10 минуте. Недавно посмотрела фильм 2007 года с огромным удовольствием, и решила сразу посмотреть этот для сравнения. Это просто какой-то кошмар!

Убивает несоответствие возраста героев и актеров! Я понимаю, что в СССР студентам роли не любили давать, но не доходить же до абсурда! Елене — лет 50 в фильме, Пьеру тоже не меньше (точный возраст актеров не знаю, но выглядят они именно так).

Кто кем приходится, вообще не понятно!. Книгу я толком не читала. Поэтому, если бы я не посмотрела современный фильм, вообще бы не поняла, что Табаков играл Николеньку, а Николенька — это брат Наташи. Соня там появляется только в виде «тени». С какой стати и когда именно Наташа влюбилась в Болконского, а он в неё совершенно не понятно! Неизвестно почему Наташа вдруг переключилась на Курагина.. Дурдом какой-то! Зато сцена истерики Наташи, после того, как её не пустили сбежать с Курагиным, показана достаточно подробно и ярко, после которой Наташу совсем не жалко, совсем не хочется пожалеть (маленькую дуреху), а хочется её обозвать проституткой какой-то!!! Многие герои «смазаны» просто, отношения между ними не прописаны как положено! У зрителя складывается ощущение, что он смотрит дурной сон — мучается, мучается, а проснуться не может!

Сцены баталий очень красивы и панорамны, видно во что выделенные деньги вбуханы. Но они сильно затянуты, уснуть можно!

Звуковое сопровождение грузит непомерно: либо звенящая тишина, либо долбящая музыка!

Многие сцены вообще не показаны, а ведь большинство из них являются связующими! Отсюда и ощущение хаоса вместо плавного повествования.

Теперь надо все-таки задуматься, за что могли дать Оскара этому фильму. У меня две причины на уме. Первое — видимо в 60- годы всех удивили такие красивые батальные долгие дорогостоящие сцены. Второе — в фильме очень много закадрового текста — размышлений героев над смыслом жизни. Эти размышления мне понравились, но тоже слишком затянуты. Тогда ещё видимо только зарождалось остросоциальное кино, кино поднимающее конфликт человека с обществом, конфликт с самим собой.
Оценка 2
Заголовок
Текст реценизии Посмотрел на выходных все 4 серии фильма. И что бы вы думали… да ничего особенного… Честно признаюсь, книгу не читал (пытался несколько раз начать, но больше чем 50 страниц не получалось прочитать). Не читал не потому, что какой-то `одноклеточный`, и не способный понять и осознать написанное, а по тому что — ну не интересно мне, скучно нудно, затянуто. Вот решил посмотреть фильм, подумал, что может быть он меня подвигнет на чтение, как это было с произведениями классиков. Но к сожалению эффект оказался обратным.

Итак, по порядку:

Война. Был наслышан об умопомрачительных батальных сценах в фильме, декорациях и т. п. Посмотрел, оценил и пришел к следующим выводам. Да действительно панорамные планы сражений серьёзные, при том, что никаких компьютерных технологий не использовалось и всё снималось «в живую» — впечатляет. Впечатляет количество людей облачённых в форму, количество лошадей, повозок и т. п. Но вот и всё, что впечатляет. Одна только массовость и больше ничего. А вот теперь о том, что не впечатляет. Не впечатляет отражение самих баталий. Вам, что-нибудь понятно было о ходе сражений (что при Аустерлице, что при Бородино)? Совершенно ничего, какое-то непонятное движение ряженых людей, взрывы, дым, скачки на лошадях (цирк мне напомнило). Мне, да и не только мне, было бы интересно понять сам ход сражения, тактику полководцев, их решения в ходе баталии, ничего этого не показано. Где кадры — штурма французами редутов русской артиллерии, атаки казаков в тыл французам, бой за батарею Раевского — ГДЕ ЭТО ВСЁ!?!?! Это же эпохальные моменты сражения. Оценка за `войну` — `3` (по пятибалльной шкале).

Мир — мыльная опера. Извините за выражение, но кроме `соплей с сахаром` я ничего там больше не увидел. А нет, ещё безумные взгляды героев, нервно-дёрганые движения (как будто они энцефалитом переболели). Всё настолько ненатурально, наиграно, как в дешёвом театре. Сам сюжет, перипетии мирной жизни героев, отражены смазано, непонятно. Человеку, не читавшему книгу, в принципе очень сложно разобраться кто где, понять из родственные отношения и т. п. Многие важные моменты произведения попросту не отражены (женитьба Пьера Безухова на Наташе Ростовой — где???). Короче за `мир` — `2` (по пятибалльной шкале).

Итого за фильм — оценка 2,5. НЕПОНРАВИЛСЯ!! И не выполнил своей главной задачи, он не заставил меня прочитать книгу, а наоборот оттолкнул от неё.