Дед Азиз (2005)

Bab'Aziz (2005) 18+


О фильме

Два человека, затерянные в океане песка. Иштар, веселая маленькая девочка, и ее дед, Баб Азиз, слепой дервиш. Их цель — великое воссоединение дервишей, которое происходит каждые тридцать лет. Но узнать, где это произойдет, каждый пытается исходя из своей веры. Каждый должен услышать бесконечную тишину пустыни своим сердцем. Пока они пересекают безграничное пространство пустыни по обжигающим пескам, они встречаются с другими людьми. Осман, страдающий по прекрасной девушке, которую он нашел на дне колодца…

Зайд, чьи песни воспевают восхитительную красавицу. которую он потерял… Тут и Принц, который отказался от своего королевства, чтобы стать дервишем — древняя легенда, которую Баб Азиз рассказывает Иштар, пока они преодолевают тяжелый путь. Пустыня — друг дервиша, однако, в течение всего времени она не открывает Баб Азизу секрета: места сбора. Пожилой мужчина в последний раз целует внучку, прежде чем отправить ее с Зайдом в буйство красок и волшебные звуки сбора. А для Баб Азиза настало время слиться с песками, став частью множества преданий и легенд, которые витают над пустыней, как мечта, и другая мечта, и еще, и еще, и так до бесконечности, подобно песчинкам в пустыне. Насер Хемир создал щемящую поэму о неудержимом наступлении зыбких песков Ирана и Туниса.

Подробная информация

Слоган
Страна Великобритания, Франция, Германия, Иран, Швейцария, Венгрия, Тунис
Жанр драма
Бюджет
Сборы в США $89 672
Сборы в мире + $263 447 = $353 119
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 8 октября 2005
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту
MPAA
mpaa
Время 96 мин. / 01:36
Рейтинг Кинопоиска 8.000 / 106
Рейтинг IMDB 7.00 / 1 003
Рейтинг мировых критиков 56
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Голшифте Фарахани, Оссейн Панахи, Мосен Гази Моради, Мэриам Хамид, Мортеза Заре, Мохаммед Грайя, Нессим Кахул, Парвиз Шахинхо, Хессам Хассанипур, Хамед Хассанипур
Роли дублировали
Режиссер Насер Хемир
Сценарий Тонино Гуэрра, Насер Хемир
Продюсер Сириак Ориоль, Карл Баумгартнер, Али Реза Шоджа-нури
Композитор Арман Амар
Художник Мод Перл
Монтаж Изабель Рэтери
Оператор Махмуд Калари
Участники съемочного процесса Голшифте Фарахани, Лорейн Хефтлер, Оссейн Панахи, Nouridine Chiba, Soren Mehrabiar, Меран Фагиги, Мосен Гази Моради, Negar Atash Afrouz, Мэриам Хамид, Naim Shahmovad Khan, Emnanaoui, Мортеза Заре, Изабель Рэтери, Тонино Гуэрра, Али Асгар Неджат, Арман Амар, Мохаммед Грайя, Сириак Ориоль, Махмуд Калари, Андраш Мухи, Карл Баумгартнер, Абдельмаджид Лакхаль, Intidhar Kamarti, Рази Амири, Jahan Souz Fouladi, Kaveh Khodashenas, Alireza Wasibi, Нессим Кахул, Парвиз Шахинхо, Хессам Хассанипур, Хамед Хассанипур, Hayet Trabelsi, Lilia Gharsallah, Мод Перл, Ramona Shah, Насер Хемир, Shahab Tabrizian, Salimeh Mobakkari, Али Реза Шоджа-нури, Khazir Moavizadeh, Pouria Bahremano, Reza Najifi

Страны производства фильма

  • Канада (8 октября 2005) - 0
  • Франция (24 ноября 2005) - 0
  • Швейцария (15 декабря 2005) - 0
  • Швейцария (1 января 2006) - 0
  • Франция (31 января 2006) - 0
  • Гонконг (16 апреля 2006) - 0
  • Венгрия (11 мая 2006) - 6
  • Австрия (6 октября 2006) - 4
  • Франция (15 ноября 2006) - 8
  • Германия (7 декабря 2006) - 0
  • Аргентина (9 марта 2007) - 0
  • Япония (10 марта 2007) - 0
  • Бельгия (8 августа 2007) - 1
  • Германия (20 сентября 2007) - 12
  • США (8 февраля 2008) - 0
  • США (22 февраля 2008) - 0
  • Испания (7 марта 2008) - 30
  • США (14 марта 2008) - 0
  • США (4 апреля 2008) - 0
  • США (2 мая 2008) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Внучка, Газель, Дедушка, Певец, Потерянная любовь, Принц, Пустыня, Рассказывание историй, Слепой человек

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Cуществует столько путей к Богу… сколько душ на Земле.
Текст реценизии Один из самых прекрасных фильмов, которые я когда-либо видела. Я убеждена, что для каждого зрителя найдется свой фильм и я нашла свой. Рекомендовать его кому-либо очень сложно, потому что это не фильм, это целая философия, это рассказ, который не имеет конца, ибо он о Суфизме.

Баба Азиз рассказывает о вере, жизни и смерти, о пути человека.

- Баба Азиз, разве ты не пойдешь на собрание в конце концов?
- Пойду мой маленький ангел. Пойду.
- Ты пойдешь совсем один?
- Я найду свой путь.


Это фильм обо всем, что открывает человеку его сердце, здесь и любовь, и богатства, и вера, и поиск себя.

Актеров, на мой взгляд, даже актерами не хочется называть, потому что веришь буквально каждому их слову, такое чувство, что не фильм смотришь, а чью-то настоящую жизнь. И вся эта удивительная история происходит в таких красивых местах, что просто невозможно остаться равнодушным.

Ну, а если вы любитель восточной музыки, то пройти мимо этого фильма вам уж точно никак нельзя, потому что более красивого и удачного саундтрека сложно представить.

Сложно в наше время найти более добрый, красивый и настоящий фильм, где сказка переплетается с реальностью и не остается сомнений, что чудеса существуют. Я не знаю как другие люди представляют себе суфизм, потому что я считаю, что этот фильм на 100% суфийский и по сюжету, и по духу.

10 из 10

За прекрасную работу режиссера, за то доверие, которое вызывают актеры, за великолепную музыку и за неповторимую восточную атмосферу, которая оживляет самые невероятные истории.
Оценка 3
Заголовок «Баба Азиз». Притча странствий и нетленного времени
Текст реценизии Что для европейца жизненный путь-дорога, извилистая, прямая, приводящая к тупику, ведущая из него. Жизнь представляется неким извивающимся отрезком, той самой la strada, несущей на своем изогнутом пути людей, события, судьбы нации и эпос предыдущих поколений. Дорогая жизни ведущая вперед, только в одном направлении- в направлении в даль убегающего времени.

И что мы видим, будучи европейцами? Далеко не однозначное пространство восточной пустыни. Будучи бескрайней и глубокой, она также выступает аллегорией жизни. Другое представление о жизненном пути, о собственном предназначении, о целях предначертанных каждому, вот что мы видим в «Баба Изиз», в этой восточной притче бесконечного времени. Это совершенно не свойственная западному человеку трактовка пути, несвойственная, но притягивающая своей загадочной философией. Восток и время востока словно песок барханов- это нетленно, и время и песчинки перемещаются, но их движение бесконечно- жизнь не прервется дойдя, как казалось бы до логического финала. Многое и не только это свойственно философии суфизма, так тонко показанной в «Баба Азиз».

Два человека бредущие по широкому полотну своей жизни, не ограниченной обочиной европейкой дороги…Старик Баба Азиз, показанный слепым, в знак невероятно преклонного возраста и внучка Иштар, «маленький ангел», бегущий за дедом по пятам. Старика ведет проведение, ребенка интерес. Их разум также широк и готов принять и узреть в мироздании мельчайшие механизмы, на которые мы с вами и не обратим внимания. Сложный поход дервишей, идущих, по большому счету, руководствуюясь только собственным жизненным опытом и интуицией, раз в тридцать лет дает старикам спокойно продолжить свой путь за границей смерти, а юнцам с «древней» душой первый раз взглянуть в глаза настоящей бесконечности жизни.

Символы наполняющие картину позволяют режиссеру говорить со зрителем на едином понятном невербальном языке. Даже мало знакомый с культурой востока человек не потеряет интерес и не покинет героев картины раньше, чем начнутся титры. Вся жизнь дервиша-странствие, без собственности, без привязанности, цель -понять Бога и Вселенную или хотя бы делать попытки, так как дано подобное сделать далеко не каждому. Сказка, которую Баба Азиз рассказывает Иштар сама по себе символ. Имеющий все материальные блага принц, пресытившийся наполненной благами, но скупой духом жизнью, увлечен бегом быстроногой газели. Она то и приводит принца к осознанию собственного предназначения. В долгих попытках понять себя принц становится дервишем и отправляется в дорогу, или скорее в пустыню. Та же газель знакомая Баба Азиз, то ли миф, а то ли реальность-вестник закономерных изменений, незримо присутствует в каждом кадре, загадочно увлекая за собой и Иштар. Но она еще слишком юна, разум молодости еще не готов к подобному и тело поддается жару, оно привыкло лишь к танцам и недлинным переходам по пустыне. Но у Иштар еще все впереди, если она изберет путь дервиша. Это появление газели было не последним в жизни «маленького ангела».

Всю ту безмятежность и спокойствие, с коими герои идут по жизни, не тратя силы на терзания и сомнения, прекрасно передал режиссер в эпизоде прощания деда Азиз с внучкой. Отсутствие преувеличенного драматизма одно из достоинств этой сцены. Один путник, следовавший за дервишами, уводит взволнованную Иштар, которая впрочем, вскоре в пестрых цветах сбора, будет грациозно исполнять танцы. Нет, это не говорит о том, что она забыла деда, Иштар будет помнить о нем и его слова вечно, ее спокойствие и отсутствия чувства страха еще раз подчеркивает силу духа присущую ей. А старик просто знает, что пришло время, время венчания в вечностью. Другой же путник, скитающийся по пустыне без одежды, но с душой полной ненависти, так и уходит прочь, выполнив последнюю в этом мире просьбу Баба Азиз. Уходит прочь так и не поняв пока самого главного… Но и у него еще все впереди. Впереди все и у каждого, таково понимание этого мира востоком.

Операторская работа позволяет насладиться красотой природы, осознать масштабы и величественность песков времени. Панорамы пустыни еще надолго остаются в памяти. Удачно взяты крупные планы, особенно это касается эпизода в затерянной мечети. Все это создает атмосферу фильма, делая его теплым, мягким, по- сказочному богатым и загадочным. Отличная проработка костюмов и быта, насыщенность картины цветовыми пятнами одежды, обилие музыкальных инструментов и музыки как таковой переносит зрителя в свой мир, мир спокойствия, мифов, легенд, притч и сказок.

Темные ночи не пугают холодом, а жар полудня не сжигает. Ровное пространство фильма живет. Оазисы чудес возникают неожиданно, но непосредственно. Будто тут и не могло быть иначе, именно на этом бархане расположились музыканты и можно предаться танцам, а через пару часов оказаться в совершенно неописуемом городе-дворце. И вся поэтика фильма настолько безмятежно и мудра, что невольно хочется прикоснуться к этому волшебству ближе. Но у каждого уже есть место в этой жизни, да и пустыня примет не каждого. Но главное остается неизменным, среди песка ли мы или посреди шоссе- лишь та бабочка познает любовь, что сгорит. Лишь тот живет, кто находит силы познать себя, кто идет своим путем. А тот, кто идет своим путем, никогда не заблудится даже в целой пустыне из песка и камня, в целом мире из стекла и бетона.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Фильм исключительный, один из немногих, повествующих о суфиях. Хотя конечно это не столько суфийский фильм, сколько фильм-миф, но выполненный очень красиво…

Потрясающий саундтрек, насыщенные цвета, прекрасные актеры, и в одной из главных ролей — пустыня Сахара.

Ставлю 9 баллов только зато, что он не совсем реалистичен, и не отражает традиционный суфизм.

9 из 10