Граница: Таежный роман (мини-сериал) (2000)

(2000) 18+


О фильме

Дальний Восток. 70-ые годы. Маленький гарнизон на границе с Китаем. Здесь, как и всюду, живут мужчины и женщины. У каждого — своя история, своя судьба, своя любовь. Общее одно — все они попали сюда однажды по долгу службы и остались надолго.

Марина Голощекина — милая, добрая, правильная. Галя Жгут — умная, страстная, решительная. Альбина Ворон — экстравагантная, непредсказуемая, тонкая.

Три подруги, три сестры в счастье и несчастье, офицерские жены. Они помогают друг другу устоять в этом совершено не женском мире, где у каждого мужчины есть пистолет! А это значит, что любовь и опасность идут здесь рука об руку.

Марина совершенно неожиданно встречает свою настоящую любовь молодого офицера Ивана Столбова. Об этой новой тайной любви узнают подруги. С одной стороны, за Марину можно порадоваться. Но как же ей радоваться самой, если позади пять лет брака с сильным, волевым и очень непредсказуемым Никитой Голощекиным?

Подробная информация

Слоган
Страна Россия
Жанр драма
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире
Премьера в России 13 декабря 2000
Релиз на DVD 22 апреля 2009, «Азимут»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 18
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 18 лет
MPAA
mpaa
Время 52 мин. (416 мин.)
Рейтинг Кинопоиска 7.656 / 7331
Рейтинг IMDB 7.40 / 216
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Андрей Панин, Михаил Ефремов, Рената Литвинова, Михаил Жигалов, Галина Польских, Ольга Будина, Марат Башаров, Елена Панова, Алексей Гуськов, Татьяна Окуневская
Роли дублировали
Режиссер Александр Митта
Сценарий Зоя Кудря, Александр Митта, Максим Стишов
Продюсер Константин Эрнст, Анатолий Максимов, Алексей Гуськов
Композитор Тихон Хренников, Максим Дунаевский, Игорь Матвиенко
Художник Александр Гиляревский
Оператор Сергей Астахов, Валерий Ревич
Участники съемочного процесса Алексей Жарков, Алексей Алексеев, Александр Робак, Александр Семчев, Алексей Панин, Андрей Панин, Борис Оплетаев, Михаил Ефремов, Александр Баширов, Рената Литвинова, Константин Эрнст, Анатолий Максимов, Владимир Вдовиченков, Александра Назарова, Владимир Майсурадзе, Михаил Жигалов, Денис Никифоров, Валентин Голубенко, Галина Польских, Ольга Будина, Сергей Баталов, Марат Башаров, Евгений Сармонт, Александр Карпиловский, Тихон Хренников, Алексей Моисеев, Вадим Гусев, Владимир Симонов, Сергей Астахов, Петр Баранчеев, Елена Панова, Алексей Гуськов, Зоя Кудря, Владимир Тимофеев, Александр Митта, Яна Шивкова, Дмитрий Ульянов, Галина Дёмина, Владимир Епифанцев, Максим Дунаевский, Наталья Позднякова, Елена Валюшкина, Александра Скачкова, Татьяна Окуневская, Максим Стишов, Владимир Епископосян, Саид Дашук-Нигматулин, Владимир Аникин, Жанна Чирва, Игорь Матвиенко, Алексей Усольцев, Ольга Чудакова, Евгений Щетинин, Ильхам Ханбудагов, Дмитрий Швадченко, Александр Гиляревский, Олег Непомнящий, Ирина Томская, Валерий Ревич, Геннадий Трофимов, Сергей Солоницын, Тимур Бадалбейли, Дмитрий Шаблинский, Михаил Беленький

Премии фильма

  • Ника, 2002 год (ru) - Лучший режиссер (Александр Митта)
    Лучший сценарий
    Лучшая музыка
  • Кинотавр, 2001 год (ru) - Главный приз «Золотая роза»

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Мини-сериал

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Великолепный сериал! Так редко встречаешь в отечественном кино такие шедевры! Держит в напряжении, хочется смотреть еще и еще! Так интересно наблюдать! Очень подкупает, что наблюдаешь за историей не одного-двух людей, а нескольких семей!

Гуськов вообще шедеврально играет! Он живет, а не играет! В моем представлении он навсегда останется Никитой Голощекиным!

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Моя мама очень любит «Границу», знает практически наизусть. Только что впервые полностью посмотрев этот фильм, я поняла, почему.

Я не хочу сейчас говорить об актёрах, героях, сюжете, потому что всё это потрясающе. Но к тому же и до, и после меня ещё много об этом напишут. Меня больше всего поразили три вещи, три темы, три идеи и именно о них я и хочу сейчас написать.

Первая — безысходность, безнадежность, отчаяние. Именно они подтолкнули Марину (героини Ольги Будиной) на мысли об аборте. Это те чувства, которые разрушают жизнь человека, лучшие его качества, да самого человека. События, приведшие к этим чувствам, и их влияние на человека, и попытка человека бороться с ними показаны просто гениально.

Вторая идея — дружба и любовь. Три подруги, готовые друг за друга горой стоять — главные героини фильма. Человека, у которого есть такой друг, можно называть счастливым, потому что не страшны ему ни грозы, ни бури, ни ураганы.

Любовь показана разная. Кто-то за любимого человека под дуло готов стать, лишь бы тот счастлив был. Кто-то говорит, что любит, но идёт на поводу у своего эгоизма, а не любви. Кто-то совершает добрые, приятные глупости ради любимого человека. А кто-то готов убить из-за своей эгоистичной любви.

Третья идея, пожалуй, поразила меня больше всего. Это патриотизм, любовь к Родине. Эти чувства управляют практически всеми жителями маленького городка на границе с Китаем, в котором происходят события, описанные в фильме. Хотя нет, эти чувства не управляют, потому что есть и разум, есть и другие не менее важные чувства у этих людей. Но зачастую именно эта любовь к Родине заставляла людей рисковать даже своими жизнями.

Ну а после финальных слов Башарова я до сих пор под впечатлением. Такое чувство гордости за Родину в них ощущается, что оно передается зрителю.

« Смотри, красотища-то какая! Ё-маё! Всё-таки какая ж у нас красивая страна. Огромная такая. Едешь, едешь, а конца и края не видать. И всё у нас самое-самое. А представь, какой она будет через 10 лет! А через 20!..»

И во время этой речи играет такая музыка, что от неё мурашки по коже стоят, и показывают такие кадры, что за душу весь эпизод хватает с невероятной силой.

Фильм стоит смотреть однозначно. Один из лучших среди российских фильмов.

Я впечатлена, потрясена. Что говорят в таких случаях? «Фантастика?» Кажется, да. Так вот, это именно фантастика и по уровню работы съёмочной группы, и проблемам, затронутым в фильме, и по общему качеству картины.
Оценка 1
Заголовок Сгорю, сгорю. Но зато вспыхну! © Альбина
Текст реценизии Могу сказать, не тая: работа Митты является одним из любимых российских сериалов. Китай, граница, начало 70-х… Великолепный сценарий, эмоциональные актеры, сильная и захватывающая сюжетная линия. Здесь есть все: любовь, страдания, соперничество, преданная дружба и т. д.

Три подруги — Марина, Галя и Альбина: три женщины — три разные истории. Марина, жена Никиты Голощекина влюбляется в его друга — молодого офицера Ивана. По началу, наверно, все осуждали Марину: мол, жена перспективного офицера, живет припеваючи и вдруг начинает изменять мужу, да еще и с его лучшим другом. Но вот одно но… Никита Алексея Гуськова не так прост, как кажется: расчетливый, злой поставщик наркотиков, манипулятор-убийца. Далее мы узнаем, что вообще он силой взял Марину в жены. Великолепная игра Гуськова — я кричу «Браво!»: так мастерски сыграть мстительного и жестокого беспринципного человека.

Не менее интересна история Альбины и Гали. Альбина — романтик, также не счастлива в браке, как и Марина. Литвинова как всегда привлекает внимание: тихий, монотонный голос, задумчивый взгляд в никуда… Галя — самая сильная, мужественная из трех подруг. Счастлива в браке, хотя и ее муж — лейтенант Жгут тот еще «подарок»: он рассеян, доверчив, да и вообще отбился от рук! Персонаж Ефремова комичен и мил одновременно. Все те, кто смотрел, наверно помнит смелый и отчаянный поступок Гали с игрой в карты — один из запоминающихся и ярких моментов сериала. А Панова — привлекательная и харизматиченая актриса: великолепное сочетание сильной личности и женственной, силой оболочки.

Самое примечательное, что главный злодей сериала, герой Гуськова, сыграл свою роль в судьбе каждой девушки, подлив масла огонь (это еще мягко сказано), как говорится.

Одним словом, смотреть стоит: любовный треугольник, дедовщина, контрабандисты, женская дружба — это история из жизни маленького военного городка переплетает в себе кучу сюжетных линий, мастерски воплощенных великолепной игрой актеров. И, кстати, сериал при всем при этом не лишен юмора.

9 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Очень нравится смотреть сериалы, которые не затягиваются на год. Этот сериал недолгий, но так хотелось бы какого-нибудь продолжения.

В «Границе» такая настоящая, страстная любовь. Такие разные по своему характеру женщины и мужчины, но каждый герой приглянулся по своему. Замечательно показана женская дружба, мужские отношения, измена, месть, расплата за чужие промашки и многое другое.

Одним словом, очень красивая история.
Оценка 1
Заголовок Её зовущие глаза. За собой.
Текст реценизии Как известно, как водится, и как проверено временем — насильно мил не будешь. Не будешь, и всё тут. Глас народа. Очевидно, человек, подаривший миру это мудрое изречение, пожелал остаться неизвестным по одной простой причине: скептика бы просто-напросто закидали чем попало. За правду. Ведь, по сути, так оно и есть. Нельзя заставить человека любить, и всё тут. На какие ухищрения не пойди, если нет посула с сердца — пиши пропало. Ищи другой объект для воздыханий. Но некоторые с лёгкостью отмахиваются от справедливого постулата и прямо-таки требуют любви и ласки.

«Граница» именно о таком сорте любви. Чувство не высшего качества, завуалированное под нежную заботу и трепетное отношение, позволяет добиться волевому Никите расположения Марины. Уж не знаю, какими правдами и неправдами он женил её на себе, но кадр показывает нам уже вполне оперившуюся молодую пару, вполне состоятельную, вполне самостоятельную. Но, как оказывается на поверку, этот напускной лоск — трогательная забота мужа, его якобы вполне «вменяемая» ревность, — лишь верхний слой лака, как следует сдобренный яркими красами, весело поблескивающими на солнце. Поковыряй ногтём чуток, покрути пальцем, и, готово: взору предстанет прогнившая доска, сожранная до основания жуками-древоточцами.

Отношения ровные, без рецидивов. И они вполне счастливы.

Когда женщина выходит замуж, не ощущая к мужу любовь или хотя бы её призрачное подобие, но, будучи вполне счастливой по поводу замужества, напрашивается вполне логический вывод: она никогда и не любила. Никого.

Иначе бы не чувствовала себя «в своей тарелке». Я не говорю о тех рядовых случаях, когда материальное выражение находится лишь в браке, я говорю лишь об этой банальной штуке — любви. Испытывать к мужу лишь уважение — похвально, но не… Несправедливо, что ли. Для женщины. И сколько таких, проживших жизнь, и так толком ничего и не получивших от неё в качестве подарка судьбы?

Марина поняла, насколько она фатально ошиблась, узнав Ивана, сподручного мужа, поближе. Не в пример Никите он был галантен, пылок, до безумия влюблён. Да, той самой солидности, того терпения ему не хватало, но, в конце концов, кому мы больше верим? Солидным дядькам или пылким юношам?

Только честно, сама себе.

И в размеренной жизни тихой и в чём-то покорной женщины вспыхивает огнистым пожаром фейерверк из новых, до этого толком не прочувствованных отношений. Честно говоря, иногда в своей пылкой страсти они забываются уж совсем не по-детски, ну да ладно, главное, что идея зрителю передана. И этот фейерверк, как сами понимаете, может потухнуть по быстроте подобно спичке, если «рогопреставленный» муж предпримет какие-либо действия.

А он предпримет, он такой. Мужчина, прожжённый «прелестями» фронтовой жизни, прекрасно разбирающийся в людях, со взором «хищного» орла, рыскающего в поисках очередной жертвы — и не заметит, как его симпатичная молоденькая жена крутит шашни с другим мужчиной? Как бы не так. Пока наивные голубки тешат себя иллюзией благополучия и защищённости от посторонних глаз, в голове Никиты уже давно созрел коварный план, и он скоро воплотиться в действие.

Для 2001 года достаточно сильное русское кино именно о взаимоотношениях между людьми. Параллелей и характеров безумное множество, и все они в своих интересах и стремлениях тесно пересекаются в одном приграничном городке. Говорить о батальности военных сцен не стану, ибо попросту не о чем. Несмотря на активные боевые действия, кадров им уделялось не то чтобы много. Бутафорские взрывы в конце не в счёт.

Гораздо тоньше душевная организация девушек, представленных основными фигурами сериала, гораздо гибче и понятнее что ли простой русской женщине. Они мечтают, живут, советуются и переживают не самые приятные минуты бедствия семейной жизни. Они открыты для зрителя, будто ещё не прочитанная книга, но которую нужно обязательно прочитать. И в этих очаровательных дамах нет никакой корысти, сребролюбия или скопидомства. Готовые всегда прийти на помощь любимому, они в неком роде поддерживают стереотип русской женщины. Но к чёрту, неплохой стереотип.

Мужчины же разномастные. Как говорится, на любой вкус. Нет-нет, не вовсе в плане мужественности — война всё-таки, исключений в этом плане нет. А именно в плане отношения к тому же прекрасному полу. Одни относятся пренебрежительно-холодно, другие и вовсе с нескрываемым презрением. Третьи, вроде Ивана, каленопреклонствуют перед этой совершенной красотой, перед этими маленькими чудо творящими ручками, перед этим испуганным и таким зовущим взглядом. Очень точно, будто в жизни, подобрали полюса. И все они органично уживаются в своём сильном мире, почти все…

И, пожалуй, подобраны актёры, как нельзя более точно отразившие промахи своих героев. Каждый в чём негодяй, разве нет? Прелюбодеяние, несмотря на всепоглощающую страсть, ещё никто не отменял.

Молодой Марат Башаров, с всё той же широкой улыбкой просто русского парня, ждущий встречи со своей любимой, улыбается нам из кадра. Красавец. Подходящая кандидатура для роли третьего угла этого злополучного треугольника. Отличное яблоко раздора. Убедителен в своей страстности и пылкости, потому что молод и зелен. Но это очень даже хорошо.

Ольга Будина — девушка с удивительно пронзительными глазами. Такие испуганные и в тоже время любящие глаза у неё на протяжении всего фильма — словами не передать — нужно видеть. Красивая женщина, яркая, в такую можно влюбиться без памяти.

И бессменный фаворит этого фильма вот уже восьмой год — Алексей Гуськов. Сыграть бесчестного поддонка — задача вообще не из лёгких, но не для Гуськова. То ли типаж у него такой… Хочется создателям фильма дать ему в руки пистолет или лопату, но я уповаю на его масштабные актёрские способности. Совершенен в качестве морального и физического убийцы.

А уж коронная фраза всем известной Ренаты впереди планеты всей.

К просмотру рекомендовано. Если вы ещё не решили: стоит ли по жизни мстить за измену, будь она дружеская или того хуже — семейная, фильм покажет, чем это может закончится.

Скажи прелюбодеянию нет.
Оценка 1
Заголовок Простая история.
Текст реценизии Этот фильм — обыкновенная житейская история, которая могла произойти когда угодно, с кем угодно и в какой угодно стране. История о людях, волею судьбы заброшенных на край Сибири, в маленькой военный городок на границе с Китаем. История о людях, которым просто хочется любви.

Марина Голощекина, медсестра. Милая, очаровательная, добрая женщина, которая никогда в жизни не любила. Замуж вышла потому, что просто не смогла противостоять жесткому напору со стороны ухаживающего за ней Никиты. А так же потому, что «так надо». Когда она встретила Ивана, вся ее уравновешенность и спокойствие как будто испарились. Она почувствовала вкус любви, узнала, что значит вдохнуть полной грудью и жить. Жить по настоящему. Да, она совсем забыла о муже, с которым прожила достаточно долгое время, который любил ее и сама бросилась в объятия другого. Но разве нам всегда хочется думать о счастье других, когда мы очень счастливы сами? Счастливые люди подчас бывают жестоки.

Никита Голощекин. Сильный, жесткий (даже жестокий), ироничный, циничный, волевой человек, офицер. Очень любит свою жену Марину, но эта любовь приобрела характер собственничества. Он считает жену своей вещью, думает, что его женщина должна принадлежать только ему, безраздельно отдаться и подчиняться. В целом Никита отрицательный персонаж, однако и его становится жалко, ведь по сути он — несчастный человек. Его никогда не любила Марина.

Галина и Алексей Жгуты. Смешная, милая пара нежно любящих друг друга людей. Мне кажется, из всех семейных пар только они и любят друг друга по настоящему. Галина — сильная, решительная женщина, готовая на все ради своего мужа. Алексей — в противовес жене слабохарактерный, пьющий, азартный человек. Однако все его недостатки с лихвой покрываются нежной любовью к жене и добрым сердцем.

Альбина Ворон. Странная, утонченная женщина, которую тяготит жизнь в глубинке с нелюбимым, даже ненавистным мужем. Когда она встречает Вадима Глинского, свою родственную душу она просто расцветает. Оказывается, что любимому человеку она готова и варить борщ, и стирать носки. И «благородная кровь» здесь совсем не при чем.

Второстепенные персонажи так же очень яркие, актерский состав великолепен. Фильм вызывает теплые, положительные эмоции. особенно в финальной серии, где показывается вся красота нашей Родины, ее сила, возможности, потенциал… Глядя на эти финальные кадры слезы наворачиваются на глаза.

А финал немного интригует…

В общем,

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Трудно назвать более сильный, более глубокий и «настоящий» российский фильм о любви, чем «Граница», пусть и много потерявшая в своей сокращенной, двухчасовой версии. Режиссеру Александру Митте удалось создать удивительную историю: не затянутую, не изобилующую соплями всех оттенков розового, но западающую в душу раз и навсегда.

В центре всего сериала — любовный треугольник: капитан Голощекин (Гуськов), его жена Марина (Будина) и лейтенант Столбов (Башаров). Образ Марины я считаю совершенным: хорошенькая, «под Мерилин Морно», слабая и покорная, «очень женщина». Невыносимо пошлая крашеная блондинка, которую по каким-то причинам любящие мужчины все пытаются «украсть и увезти на край света». У Голощекина это даже получилось совсем по-настоящему.

Алексей Гуськов в этом фильме — бесподобен. В истории кино часто бывает, что «голубые герои» пользуются меньшим успехом, чем обаятельные подонки. В полной версии «Границы» Гуськов еще более подонок и мерзавец, чем в кино-версии (в киноверсию не вошла история с проигрышем Жгута), но — он интересен, его хочется пожалеть, он более привлекателен, чем добрый и любящий, но недалекий лейтенант Столбов (чего стоит фамилия, которой его наградил режиссер!). Голощекин, полумистический, бесстрашный, бессмертный, — главный герой фильма.

Главную любовную линию удачно оттеняют другие: история Альбины и смешная, нелепая, но удивительно гармоничная пара — Алексей и Галя Жгуты. Раздолбай, пьяница и картежник Жгут, вечно сидящий «на губе», (роль которого блестяще исполнил Ефремов) преданно любит свою жену — умницу и красавицу Галю (Панова), восхищается ей, и это искупляет все его грехи. Галя — настоящая русская женщина: верная, страстно любящая, сильная и мудрая, достойно и смело встречающая все удары судьбы. Чтобы спасти мужа, она играет в карты в обществе поездных шулеров, катал, рискуя жизнью. Наверное, на месте своей подруги Марины Галя и в горящую баню сумела бы войти, если бы там был ее Леха.

Рената Литвинова (Альбина Ворон) — как обычно, в роли самой себя — непонятно каким ветром занесенная в гарнизон барышня аристократических кровей, от которой муж напрасно требует чистых носков и горячего борща на столе. Особист Ворон должен благодарить свою счастливую звезду: он не проснулся в тот момент, когда на него наводила его же пистолет его непредсказуемая, странная жена с маской Смерти на лице.

Неповторимая прелесть сериала и во внимании к второстепенным героям: милой, скучающей по внукам паре Борзовых, замполиту Сердюку, ставшему жертвой «дизентерийного заговора». Жестка и правдива история рядового Васютина, доведенного солдатами до попытки самоубийства…

Финал фильма гениален. Выверен до мельчайших деталей.
«Как хорошо заживем мы через двадцать лет!» — говорит Иван. Напомню, он — военный, Марина — врач. А через двадцать лет будет 1990 год…

Демобилизованный с простреленной коленкой Леша, беременная Галя… Хрупкая, нездешняя Альбина, сбежавшая с благородным алкоголиком Глинским — с ними-то что будет?

В «Границе» есть то, чего, на мой взгляд, очень часто не хватает российскому кино и особенно сериалам: все герои — живые, настоящие, за них переживаешь, с ними проживаешь все восемь серий, все их истории.
Оценка 1
Заголовок Тайга, одним словом!
Текст реценизии Смотрела «Граница. Таежный роман» очень давно, наверное, еще в том же 2000-ом или в 2001-ом. Фильм шикарен! Романтика, болота, тайга, военные… Тогда он мне очень понравился. Даже помнится играла после каждой серии во что-то подобное. Смешно и забавно все это вспоминать.

Есть несколько вещей, которые могут заставить меня посмотреть «Границу» и сейчас: замечательная песня «Ты, неси меня река», красавица Марина, ну и, конечно, молоденький Башаров в военной форме. А вообще, фильм очень качественно сделан. На славу! Один из шедевров российского кинематографа.

Спасибо режиссеру и актерам. Как сейчас помню: вечер, канал ОРТ 19.50…

Уж нет людей, с кем я смотрела, а фильм вечен.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Таежная сказка
Текст реценизии Очень люблю этот фильм, интересный, захватывающий, помогающий восполнить недостаток любых эмоций в жизни — страха, радости, злорадства, тревоги, ностальгии…

Все герои не оставляют равнодушным. Инфернально обаятельный Голощекин-Гуськов, милый раздолбай Жгут-Ефремов, прекрасная тройка подруг — Марина, лебедь белая, Альбина, облако в юбке, и Галина, единственная твердо стоящая на земле. Пока ее подруги лишь страдают и мечтают о счастье, ничего для этого не делая, она пытается воплотить мечты в жизнь, успевая решать и свои, и их проблемы.

Но вот только смотреть этот шедевр нужно, усыпив в себе критика, ибо, с точки зрения прадоподобия или, хотя бы просто здравого смысла, это даже не сказка, это чушь собачья!