Древо познания (1981)

Kundskabens træ (1981) 18+


О фильме

Датский город Орхус конца 50-ых. Ученики 7-го класса находятся в самом что ни на есть переходном возрасте, сталкиваясь с массой жизненных проблем. Главные персонажи фильма — девочка Элин, которая постепенно из самой популярной персоны в классе становится настоящим изгоем, и мальчик Нильс-Оле, который отвергает внимание одноклассниц, отдавая предпочтение симпатичной Майбритт из младшего класса…

Подробная информация

Слоган
Страна Дания
Жанр драма
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 13 ноября 1981
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту
MPAA
mpaa
Время 101 мин. / 01:41
Рейтинг Кинопоиска 7.256 / 39
Рейтинг IMDB 7.00 / 646
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Фильм Нильса Мальмроса «Древо познания» включен в Датский Культурный канон — список из 108 произведений искусства, официально признанных неотъемлемой частью датских культурных ценностей и представляющих важное значение для датской культуры.
В главных ролях Кнуд Андресен, Ева Грам Шьолдагер, Эрно Мюллер, Жан Йохансен, Карин Фленсборг, Гитте Ибен Андерсен, Line Arlien-Søborg, Мерете Фольдштедлунд, Brian Theibel, Marian Wendelbo
Роли дублировали
Режиссер Нильс Мальмрос
Сценарий Фредерик Крайер, Нильс Мальмрос
Продюсер Пер Хольст, Керстен Дженсен
Художник Франсуаза Николет
Монтаж Merete Brusendorf, Янус Биллесков Йенсен
Оператор Ян Вайнке
Участники съемочного процесса Пер Кортес, Кристиан Свендсен, Jeanette Hede, Ларс Йорт Фредериксен, Свенд Шмидт-Нильсен, Anne-Mette Kjøller Warlo, Jørg Bjerre Andersen, Кнуд Андресен, Dan Rørmand Brøgger, Merete Brusendorf, Thorkild Tromholt, Anne-Mette Brinch Andersen, Jørgen Nygaard, Бо Фон Дер Липпе, Ева Грам Шьолдагер, Birgit Rafman, Рикке Малмрос, Arne Ringgaard, Эрно Мюллер, Ян Вайнке, Пер Хольст, Франсуаза Николет, Янус Биллесков Йенсен, Жан Йохансен, Карин Фленсборг, Гитте Ибен Андерсен, Фредерик Крайер, Мэргит Ду, Line Arlien-Søborg, Норма Ниссен, Marin Lysholm Jepsen, Астрид Холм Дженсен, Ларс Спанг Кьельдсен, Morten Nautrup, Керстен Дженсен, Нильс Мальмрос, Малене Дарре, Мерете Фольдштедлунд, Карен Мюллер, Uffe Bak, Brian Theibel, Marian Wendelbo, Николай Фленсборг, Anders Ørgård, Лоне Эллиот, Ханне Серенсен

Страны производства фильма

  • Дания (13 ноября 1981) - 360
  • Швеция (1 октября 1982) - 0
  • США (Ноябрь 1982) - 0
  • Филиппины (1 сентября 1984) - 0
  • Финляндия (23 августа 1985) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Актер-любитель, Взросление, Девочка, Девочка-подросток, Дети, Достижение совершеннолетия, Любовь, Мальчик-подросток, Одноклассник, Отношения мужчины и женщины, Парень, По мотивам романа, Подростковый возраст, Подросток, Секс, Сексуальность, Школа

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Бремя перемен
Текст реценизии Оборвавшись на полуслове, кино, вместе с главной героиней уходит в неизвестность, тихо притворяя дверь, оставляя в задумчивости другую девочку, замершую в растерянности: «Что же случилось, да как же так?» Вроде бы никто не хотел плохого, но поступал нарочно, от обиды, от разочарования, по неопытности, мучая себя и одноклассников пробами и ошибками общения, редко открытого взрослым, часто не понимающим коварства и изощрённости, которые таит в себе детский нрав.

В фильме есть забавный эпизод: на внеурочном занятии усевшимся в ряд школьникам учитель, вынув из корзины, под столом передаёт неизвестный предмет, который, ощупывая, ребята передают по кругу, пытаясь представить себе, что же у них в руках: от тугой колбасы до скользкой сельди, ощупью, под смех и крики, определяя верный ответ.

Кино представляет короткий отрезок жизни подростков, вот так просто, вырезанный по времени от и до. Общение, занятия, симпатии, разочарование и, как неизбежность — месть. Месть мальчика, получившего вежливый отказ, обращённая к кроткой девочке, которую — частый случай, совсем не знает её мнительная мать. Стадное чувство и коллективный союз зависти и презрения. Никто не знает, откуда, почему — просто ещё не пришла зрелость, но есть время для выводов, а какими они станут, наверно, не знает никто.

Они и сами не знают, как далеко могут завести обиды и к чему может привести злость, они, не задумываясь, рубят с плеча, давят коллективной агрессией, скоро забывая, с чего всё началось, а боль остаётся. Обострённая непониманием родителей и педагогической слепотой, она терзает сомнениями: «Оставаться собою или пойти на скупой компромисс?»

Эта бессюжетная история является наблюдением режиссёра Нилса Малмроса, обратившего внимание на обыденность детской жизни, в которой настраиваются отношения, ставящие условия и загоняющие в угол, без выхода, без подсказки, без надежды на помощь со стороны.

И в это наблюдение вмещается неотличимая от подлинной связь характеров и цепь поступков, отражающих психологию молодёжной среды, выводящих частный случай за границы показательного примера, которым режиссёр обобщает явления, позволяя всем снаружи посмотреть на то, что может изменить их внутри, в надежде, что чужие ошибки могут избавить зрителей от своих.
Оценка 1
Заголовок Познание через ошибки.
Текст реценизии Фильм, который сняли в Дании в 1981 году про школу образца 50х смог изобразить большое количество возможных отношений внутри маленького социального звена — школьного класса. Во времена, когда еще наказывали оплеухой за малейшую шалость, детям, конечно же, не чужды были самые стандартные чувства, испытываемые и поныне — любовь, зависть, сочувствие, симпатия, которые неизбежно рождают за собой дружбу, заговор, предательство…

В центре всего сюжета девочка Эйлин, незаметно для себя и всех вокруг потерявшая звание любимицы класса, заменив его на свежеприобретенное «изгой». Как это нередко бывает, вины на ней никакой нет, напротив, она отличается искренностью, нескрываемым дружелюбием и выделяется среди остальных добродушной скромной улыбкой. Отчего еще более обидно, что в минуты, когда получить поддержку хоть кого-то из одноклассников не получается, она не находит понимания и у родителей, а единственная душа, не требующая отклика на свое хорошее отношение, уезжает в Америку. Второй персонаж, выделяющийся из общего количества представленных характеров, мальчик по имени Нильс Оле, который остается несколько абстрагированным от истории с Эйлин, будучи увлеченным собственными переживаниями, которые напрямую связаны с девочкой из младшего класса — Майбрит. Последнюю легко уличить в непостоянстве, но Нильс Оле не в силах от нее отказаться, потому что его чувство — не такое поверхностное, каким может показаться.

Режиссер выбрал для себя две основные линии, которые обследовал тщательно и полностью, но в то же время Нильс Мальмрос дал понять, что этими взятыми под изучение героями могли стать любые другие ребята. К примеру, Хельге, отвергнутый самой красивой девочкой в классе и не устоявший перед желанием отомстить, но вряд ли ожидавший выжать из ситуации максимальный результат. Или Муна, которую за спиной обзывали унижающим «подлиза», совершившая встречный Эйлин путь из изгоя в элиту класса. Или же Йорн — думающий мальчик, но из-за отсутствия проницательности, разделивший взгляды большинства, и как оказалось, взваливший на себя груз, который не способен нести до конца. А может, Анна-Метте, которая за увлечением мальчиками, не заметила, что вместо трех подруг осталось только две. Оставшиеся лишь фоном, истории этих ребят тесно переплелись между собой и продолжали жить своей собственной жизнью. Благо, юные актеры хорошим исполнением доверенных ролей поддержали глубокое проникновение режиссерского взгляда в умы школьников.

«За что вы ее не любите? Что она такого сделала?» — спрашивает новенький мальчик, который остался в стороне от перипетий семиклассников. После столь прямого честного вопроса все находятся в некотором замешательстве, а когда очевидный ответ прозвучал и вернулись бытовые разговоры, один из мальчиков неожиданно понял, что девочка, о которой шла речь, так же несчастна как и он сам, другой же осознал, что позволил классу заглушить его личное мнение и не заметил, как променял верность на предательство.

А ведь все это легко объяснимо: в силу возраста им трудно еще понять, что любить — значит принимать человека таким какой он есть и подкреплять свои чувства поступком, дружить — значит не оставлять в тяжелые минуты и нести ответственность не только за себя. Но, к сожалению, этого не знают даже некоторые взрослые, поэтому никто не станет обвинять детей-семиклассников в совершенных ошибках, которые подвластны прощению.

9 из 10