Бабочка на плече (1978)

Un papillon sur l'épaule (1978) 18+


О фильме

Во время отдыха на море Ролан обнаружил в соседнем номере труп. Неожиданно его самого обвиняют в убийстве, помещают в загадочную клинику, где постоянно допрашивают. Ему предъявляют маленький чемодан, который он раньше никогда не видел, в качестве улики, а он безуспешно пытается понять, где находится и почему в убийстве обвиняют именно его…

Подробная информация

Слоган
Страна Франция
Жанр драма, триллер
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 3 мая 1978
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту
MPAA
mpaa
Время 95 мин. / 01:35
Рейтинг Кинопоиска 7.000 / 43
Рейтинг IMDB 6.80 / 226
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Жан Буиз, Ролан Бертен, Жак Мори, Доминик Лаванан, Клодин Оже, Лино Вентура, Поль Кроше, Хосе Лифантэ, Николь Гарсия, Ксавье Депра
Роли дублировали
Режиссер Жак Дере
Сценарий Жан-Клод Карьер, Джон Джирон, Тонино Гуэрра
Продюсер Ив Гассе, Ив Пейро, Клаус Хелльвиг
Композитор Клод Боллинг
Художник Франсуа Де Ламот, Хосе Антонио Де Ла Гуерра, Тереза Рипо
Монтаж Анри Ланоэ
Оператор Жан Боффети, Жан Шарвейн
Участники съемочного процесса Жан-Клод Карьер, Анри Ланоэ, Жан Буиз, Ролан Бертен, Жак Мори, Доминик Лаванан, Клодин Оже, Лаура Бетти, Джон Джирон, Luis Páramo, Ив Гассе, Франсуа Де Ламот, Жан Боффети, Тонино Гуэрра, Лино Вентура, Мигуэль Наррос, Альфред Луччетти, Жак Дере, Поль Кроше, Ив Пейро, Клод Боллинг, Джаннин Местре, Хосе Лифантэ, Николь Гарсия, Miguel Muniesa, Ксавье Депра, Клаус Хелльвиг, Хосе Антонио Де Ла Гуерра, Кончита Бардем, Жан Шарвейн, Тереза Рипо

Премии фильма

  • Сезар, 1979 год (fr) - Лучший монтаж

Страны производства фильма

  • Франция (3 мая 1978) - 0
  • Португалия (19 января 1979) - 0
  • Нидерланды (2 августа 1979) - 0

Участники съемочного процесса

Рецензии пользователей

Оценка 3
Заголовок Nosce te ipsum
Текст реценизии Есть многое на свете, друг Гораций, что недоступно нашим мудрецам (Уильям Шекспир, «Гамлет»)

Талантливый и трудолюбивый французский режиссер Жак Дере, известный широкой публике как автор захватывающих детективов, был, мягко говоря, странным человеком. Он очень резко отзывался о боготворимом во Франции «авторском кино» и сказал о нем замечательно хлесткую и исчерпывающую фразу: «Что это за кино вообще? Его не существует! Что это вообще значит? Некий месье сам делает фильм? Но это значит одно — он без конца будет снимать об одном и том же, то есть о себе». Однако в перерыве между двумя боевиками он создал довольно неплохую экранизацию Франсуазы Саган «Немного солнца в холодной воде», а после нее снял загадочного, сложного для восприятия «Мотылька на плече», о котором и пойдет речь.

«Мотылек» — вещь необычная. Простому, понятному действию в ней уделяется очень мало времени. Герой Вентуры попадает в какой-то необычный водоворот событий. Он находит труп и получает удар по голове, оказывается в якобы психиатрической лечебнице, которая на поверку оказывается пустым роддомом, обнаруживает в отеле очередное тело и звонящий в номер человек обращается к нему по имени, его жена отправляется куда-то с двумя неизвестными типами, угрожающими оружием, и все это сопровождается трупами…

Не правда ли, не похоже это на привычный детектив, пусть даже и с лихими, необычными сюжетными поворотами? Повороты-то есть, безусловно. Зритель трепещет, наблюдая за Роланом. Но сам фильм пронизан таинственной, мрачной и потому тревожной атмосферой неизвестного. Неясно ничего. Герой Вентуры лишен возможности понять, кто ударил его по голове. Вне его понимания находится, почему сумасшедший человек находится в одной «клинике» с ним и держит на своем плече мотылька и говорит с ним. Проснувшись ночью от кошмара и изучая в призрачном свете лампы свою руку, он не знает, какой укол ему сделали (хотя подозревает, что снотворное) и не верит врачу, который говорит, что инъекция была общеукрепляющей. Он не понимает, существует ли больница, где он был после удара по голове, или это — плод его воображения. В связи со всем этим невольно хочется вспомнить двух великих бельгийцев Эмиля Верхарна и Мориса Метерлинка. Не беря в расчет некоторые пьесы Метерлинка, почти все его творчество — это, следуя трактовке литературоведов, «театр смерти». С одним-единственным действующим лицом — Неизвестным. А люди в этом театре — марионетки.

У Метерлинка в двух его произведениях есть довольно простой и понятный художественный образ — слепота. Слепым непонятно, что происходит. Действующих лиц пьесы «Слепые» пугают обычные шорохи леса. Слепой дед, герой пьесы «Непрошеная», вынужден полностью довериться словам родственников. Подобной «слепотой», но не физической, обладает и герой Вентуры. Физически-то он, конечно, видит все. Но он не видит сути происходящего с ним абсурда. Тем не менее, Ролан Ферио — не марионетка. В этом плане он приближен к героям Эмиля Верхарна, который даже во время создания трагических произведений не мог лишить человека души, мысли, способности к сопротивлению и права на сопротивление.

И финал фильма производит еще более тягостное впечатление по той причине, что происходит он в точно такой же атмосфере непонятного и неизвестного. Следуя логике, конец предрешен. Но тем и привлекает герой Вентуры к себе внимание, что неистощимо пытается прийти к истине, не спасовать, пусть даже в фильме это выглядит каким-то беззащитным жестом, а его противник — это нечто, чего он не видит и о чем не имеет представления. Считай, сражение слепца с отлично видящим человеком. Но — все-таки сражение. «Мерка», по которой режиссер «меряет» героя Вентуры — это способность к сопротивлению, мужество и стойкость. Эти качества у главного героя есть.

Мы не придем к логичной развязке той интриги, что была завязана в начале фильма. Скорее — наоборот, получим еще больше вопросов, не имеющих ответа. Но подобного рода фильмы смотрят не ради шокирующих и интригующих концовок.

«Мотылек на плече» — это достойный детектив, приправленный нагнетанием сюрреалистично-абсурдного развития событий, в центре которых — человек, настойчиво пытающийся прийти к пониманию того, что с ним творится. Как говорили латиняне, познай самого себя.

Да, прав был классик. Есть многое на свете, друг Гораций, что недоступно нашим мудрецам. Об этом Ролану говорит и консул: «есть много вещей, не понятных ни мне, ни Вам». На поверку-то и из всех убийств доказано только… одно, а все прочее — либо бред воображения Ролана, либо какое-то странное, нелепое стечение обстоятельств при вмешательстве чего-то сверхъестественного…

Пожалуй, фильм «Мотылек на плече» тоже не каждому доступен. Первое впечатление от картины — недоумение, усталость и ощущение, что режиссер создал беспрецедентную провокацию. Но сюрреалистическое искусство провокационно по определению. Провокационен и образ, вынесенный в название — образ мотылька на плече, с которым говорит старик, страдающий сдвигом по фазе…

Ну, а главное — посыл, посыл-то у этого сюрреалистического детектива какой?

Мнения могут быть двояки, но мое вполне ясно выражено: чего бы ни было, каким бы слепым и беззащитным ты себя не ощущал, но совершить творческий поиск истины — это долг каждого человека. Каждого, который не хочет быть послушным винтиком в руках Неизвестного.

И Вентура сумел хорошо довести эту мысль до зрителя.