Очаровательная проказница (1991)

La belle noiseuse (1991) 18+


О фильме

Драма о непростых взаимоотношениях художников и моделей. Известный в прошлом живописец, Френхофер живет уединенно в небольшой деревеньке на юге Франции. Его приезжает навестить молодой коллега-художник с юной подругой Марианной.

Увидев девушку, Френхофер решает закончить картину «Очаровательная проказница», работу над которой он начал много лет назад и бросил. Возвращение к творчеству и участие в процессе Марианны в качестве модели полностью меняет отношения в этом любовном треугольнике.

Подробная информация

Слоган
Страна Франция, Швейцария
Жанр драма
Бюджет
Сборы в США $399 516
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 4 сентября 1991
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA
mpaa
Время 240 мин. / 04:00
Рейтинг Кинопоиска 8.028 / 434
Рейтинг IMDB 7.50 / 3 247
Рейтинг мировых критиков 100
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Картину в фильме рисует рука художника Бернара Дюфура.
В главных ролях Дэвид Бурштейн, Эммануэль Беар, Марианн Деникур, Джейн Биркин, Мишель Пикколи, Жиль Арбона, Мари-Клод Роже, Дафна Гудфеллоу, Мари Беллюк, Лейла Ремили
Роли дублировали
Режиссер Жак Риветт
Сценарий Жак Риветт, Паскаль Боницер, Кристин Лоран
Продюсер Мартин Мариньяк, Морис Тиншант
Художник Лоуренс Струз, Эммануэль де Шовиньи
Монтаж Николь Любчански
Оператор Вильям Любчански
Участники съемочного процесса Жак Риветт, Николь Любчански, Дэвид Бурштейн, Вильям Любчански, Паскаль Боницер, Лоуренс Струз, Эммануэль де Шовиньи, Эммануэль Беар, Марианн Деникур, Джейн Биркин, Оноре де Бальзак, Мишель Пикколи, Кристин Лоран, Жиль Арбона, Мартин Мариньяк, Мари-Клод Роже, Морис Тиншант, Бернард Дюфур, Дафна Гудфеллоу, Мари Беллюк, Лейла Ремили

Страны производства фильма

  • Франция (Май 1991) - 0
  • Франция (4 сентября 1991) - 0
  • Канада (8 сентября 1991) - 0
  • США (2 октября 1991) - 0
  • США (4 октября 1991) - 0
  • Бельгия (5 декабря 1991) - 0
  • Португалия (3 января 1992) - 0
  • Германия (9 января 1992) - 0
  • Дания (10 января 1992) - 0
  • Нидерланды (14 февраля 1992) - 0
  • Швеция (28 февраля 1992) - 0
  • Великобритания (20 марта 1992) - 0
  • Финляндия (13 ноября 1992) - 0
  • Испания (18 декабря 1992) - 0
  • Австралия (20 августа 1993) - 0
  • Гонконг (13 мая 2001) - 0
  • Чехия (7 сентября 2001) - 0
  • Германия (10 августа 2006) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Без трусиков, Вуайерист, Голая грудь, Голая женщина, Голая женщина (вид сзади), Дамское белье, Женская грудь, Женская нагота, Женская нагота (вид спереди), Женщина топлесс, Живописец, Живопись, Запрещение, Искусство, Картина маслом, Лобковые волосы, Ложбинка между грудей или ягодиц, Модель, Набивка чучел, Нагота, Обнаженная девочка, Основано на рассказе, Отношения брата и сестры, Отношения мужа и жены, Отношения пожилого мужчины и молодой женщины, По мотивам романа, Позирование, Позирование обнаженной, Полуобнаженная женщина, Прикрытая женская нагота, Прованс, Рисование, Современная адаптация, Творческий процесс, Французская «новая волна», Художник, Южная Франция

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Психология искусства или искусство психологии?
Текст реценизии Это больше чем человеческая психология. В ткань «Очаровательной проказницы»… точнее в холст, вплетается само Бытие, то, что испытывает нас, обращаясь к нам из глубины произведения искусства. Как понять героев фильма, что двигает ими? Быть может, они лишь марионетки той силы, источник которой сама природа. Герой Мишеля Пикколи не имеет собственной воли перед «Очаровательной проказницей», она такая, какой её назвало Бытие — это не поддающаяся никакой другой трактовке сторона конфликта. Но Френхофер волен лишить себя прижизненной славы, это его право. Двигает им, конечно, желание защитить свой брак, спасти семью, которая дала трещину, а также желание освободить Марианну от печати этого образа — это психологическая сторона. Это фильм и об измене также, но измене особого плана. «Очаровательная проказница» — это идея, проистекающая из любви Френхофера. Малодушие, страх перед будущим уничтожили мечту, но сущность художника, уже сломленного, внушает герою Пикколи писать Марианну. И ему, и жене было ясно, что это не может быть та «Проказница», которая была задумана изначально, это произведение в своей силе могло выразить лишь суть этой измены, и уж, конечно, не любовь.

Так и произошло, окончательная смерть идеи зафиксирована Лиз в виде креста на пусть и шедевре Френхофера.

Поступок героя Пикколи человечен, умна его жена, молод перспективный художник, красива Марианна.

Из всех героев фильма Марианна жертва более всех. Невольная, онтологически оправданная. Притянутая в чужую игру предательства любви, она стала соучастницей. Она осознаёт по-настоящему своё нравственное уродство, только увидев «Очаровательную проказницу». Хочется верить, что время залечит эту боль. Девушка очень взрослеет в фильме. И она, как и Лиз, заслуживает быть подлинной очаровательной проказницей.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Уникальный фильм! Длится четыре часа, в нём не происходит ровным счётом ничего, а я высидел! Половину экранного времени героиня Эммануэль Беар проводит в голом виде в мастерской художника! На это стоит посмотреть.

Картина получила какой-то приз на Каннском фестивале 1991 года. Снято по новелле Бальзака. Повествует о группе молодых людей, попавших на виллу одного престарелого художника, испытываюшего творческий кризис. В результате этот художник знакомится с молодой и прекрасной Беар, приникается её красотой и уговаривает её попозировать для своей новой картины. Вот весь фильм он её рисует.

Подруга этого художника его, понятное дело, ревнует, но сделать ничего не может. Нам подробно показывают процесс живописи, вплоть до того, что на экране в течение нескольких минут демонстрируется рука художника, рисующая на бумаге. Эмманюэль Беар а обнаженном виде принимает самые разнообразные позы. Фильм особенно рекомендуется её поклонникам.

Фильм необычный. Интересный артхаус. Даже непонятно, как такое кино крутили в кинотеатрах. Всё-таки четыре часа идёт и никакого действия.
Оценка 1
Заголовок Ты рисуй меня, рисуй…
Текст реценизии Художник Френхофер, пытаясь преодолеть затянувшийся творческий кризис, решает взяться за неосуществленный им десять лет назад замысел картины «Прекрасная спорщица». Он приглашает для позирования молодую особу по имени Надин, случайно появившуюся в его доме вместе с женихом. В течение нескольких дней, во время которых Френхофер работает над картиной, нешуточная драма разыгрывается не только внутри мастерской, но и за ее стенами.

Жених Надин видит в обнажении невесты одно, супруга художника — совсем другое, но, главное, сама Надин настолько проникается новой ролью, что будто начинает погружаться в своеобразный экстаз, чего нельзя сказать про самого Френхофера, который измеряет модель холодным взором и властными движениями добивается от нее нужной позы. Бесстрастный творец работает с телом, как с текстом, пытаясь в неожиданной композиции обнаружить нечто большее, и если что-то прорывается вдруг в эмоциях натурщицы, то он тут же фиксирует результат на бумаге.

В процессе работы он и модель без остатка отдаются творческому процессу, и в определенном смысле друг другу. Первая после долгого периода простоя картина Френхофера, пробудив эмоции Надин во время позирования, по завершению работы окончательно ее опустошает, вводя в состояние близкое аутизму. Атрофия чувств раскрывает суть процесса: натурщица стала второй после жены (с которой Френхофер начинал когда-то картину) жертвой творца-вампира, преодолевшего таким образом творческий кризис.

Четырехчасовая картина Риветта, вдохновленного новеллой Оноре де Бальзака, предоставляет возможность не просто наблюдать за творческим процессом взаимодействия художника и модели, но и позволяет оказаться в роли соучастника, а в каком-то смысле и со-творца, поскольку больше половины фильма зрителю приходиться смотреть, как рисовальщик пишет картину с обнаженной натуры.

Однако удивительным образом однообразный процесс наблюдения за тем, как художник, по большей части, делает эскизы, в итоге превращается в магическое действо, на которое «подсаживаешься» и не можешь оторваться до последнего кадра. Психологическая глубина и цепочка смысловых резонансов позволяют считать, что в обращении кино к исследованию творческого акта, как процесса, таятся неисчерпаемые художественные перспективы.
Оценка 2
Заголовок Чистый лист
Текст реценизии Восхитительный в своей законченности образец кинографомании. Четыре часа наблюдения обнаженной Эммануэль Беар — и почти никакого удовольствия. Все эти четыре часа художник в исполнении Мишеля Пикколи пишет картину, моделью для которой ему служит героиня Беар. Примерно 200 минут из 240 он выворачивает ее тело наизнанку и на тысячи ладов повторяет: «Искусство требует жертв!!!» Она в ответ сначала говорит: «Нет». Потом: «Может быть, но не таких. Потом: «Таких, но не может быть». И наконец: «Да!» — постепенно переходящее в «ДА!», а затем и в «ДА!!! ДА!!! ДА!!!» Играют тоже замечательно. Главным образом, бровями. Пикколи — в стиле «но сурово брови мы насупим», а страдающая Беар все время делает брови домиком. Одним словом, очень интересно.

При этом с самого начала ясно, что картину, ради которой приносили в жертву Эммануэль Беар, нам не покажут, так как она, в отличие от Беар, физически не существует. Интересен был только предлог, под которым ее не покажут. Предлог оказался достойным: человечество не готово ее увидеть. «Страшный суд» Микеланджело, «Триумф смерти» неизвестного пизанского автора, «Сороку на виселице» Брейгеля — готово, а этот шедевр — никак. Не дозрело. На самом деле, картина существует, и это следующий этап развития искусства после «Черного квадрата» Малевича. Это белый и абсолютно чистый лист бумаги.

5 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Драма

Пожилой художник Эдуард (Мишель Пикколи) находится в творческом кризисе, но однажды встречает прекрасную молодую девушку Марианну (Эммануэль Беар), и она вдохновляет его закончить свою картину «Очаровательная проказница».

Посмотрев всего лишь два фильма французского режиссёра Жака Риветта, я смело могу причислить его к гениям мирового кино, кроме того, к постановщикам, чьё творчество мне очень близко и интересно. Риветт снимает очень длинные картины (хронометраж «Очаровательной проказницы» — 4 часа), что не мешает им быть интересными и увлекательными. И если первый его фильм, который я посмотрел, поначалу давался мне трудно, то потом захватил и не отпускал до самого финала. Но если в той самой картины «Селина и Жюли совсем заврались», хронометраж которой составляет 3 часа, сюжет разделён на несколько логических эпизодов, более того, помимо статичных сцен присутствуют всё же некий экшн и загадка, то больше половины хронометража «Очаровательной проказницы» занимают сцены, где Марианна позирует Эдуарду, а он делает наброски. Многие сцены с созданием набросков сопровождаются длинными не монтированными планами руки художника, которая с нуля начинает рисовать натурщицу. В этих сценах был использован дублёр, поэтому картину рисовала рука художника Бернара Дюфура.

Этот фильм достаточно долго лежал на полке, и я всё не решался его посмотреть, но в какой-то момент подумал что пора, и правильно подумал. Обычно подобные длинные картины я просматриваю в несколько заходов, но этого фильма было просто не оторваться. Гений Риветта заключается в том, что он, не показывая ничего сверхъестественного на экране, настолько мощно овладевает зрителем, что лично мне было даже обидно, когда фильм закончился.

Сам я рисовать вообще не умею и к живописи достаточно равнодушен, потому как в ней ничего не понимаю, но не в том ли состоит магия кино, чтобы заинтересовать явлением, к которому зритель абсолютно равнодушен. Во множественных и достаточно длинных сценах создания эскизов, где художник, лишённый вдохновения, ставит натурщицу в различные позы, чтобы понять, как всё же лучше её написать, зритель как будто сам становится художником и начинает думать и фантазировать вместе с ним, с ужасом понимая, что не видит в этом всё не то, чтобы шедевра, а даже элементарно интересно картины. Кстати, опять же вернёмся к моей серости в живописи, никогда не думал, что художник сначала пробуем написать натурщицу в различных позах, а напротив был уверен, что сразу поставил или положил её, как ему хочется, и пишет. Теперь я не просто увидел, что был не прав, но и понял, что был нелогичен даже с творческой точки зрения.

Тот факт, что зритель не чувствует того самого прозрения в сценах, где Эдуард делает эскизы, лично я списывал на то, что сам не рисую, однако это не мешало мне пристально следить и наблюдать за тем, как создаётся картина. В итоге оказалось, что гений Риветт так и задумывал, потому как, понятное дело, большинство зрителей не рисуют, а уж тем более, не художники (кстати, интересно, что об этом фильме сказал бы художник), и в момент прозрения художника меня тоже охватило прозрение. Здесь творец наконец-то пробиться и проникнуть в плод своего творчества. Его она манила, привлекала, но всё же оставалась чем-то вроде неживого предмета, красивой картинки, а тут, наконец, он увидел в ней то живое, которое она не показывала. Причём, очень интересно наблюдать за контрастом поведения Марианны в мастерской и вне её. Здесь не хотелось бы спойлерить, поэтому просто намекну на то, что на эту деталь стоит обратить внимание.

Во время просмотра картины у меня возникла интересная мысль о фотомоделях. Я увидел, какие физические и психологические муки испытывает натурщица, выполняя, казалось бы, незамысловатую работу, но мы вместе видим то, что художник практически никогда не просил её зафиксировать какое-либо выражение лица. Улыбку, мимику, это всё он сам сможет додумать и добавить. А я вот подумал о фотомоделях, у которых такая же адская и монотонная работа, но при этом им необходимо сохранять улыбку на лице и олицетворять собой счастье и успех. Занятно. Но это было лирическое отступление, поехали дальше.

Картина Жака Риветта была отмечена рядом номинаций на французский аналог Оскара премию Сезар, в том числе была номинирована на лучший фильм года, где уступила картине с красивым названием «Все утра мира». Также «Очаровательная проказница» стала обладателем Гран-при Каннского фестиваля, уступив Золотую пальмовую ветвь картине братьев Коэн «Бартон Финк», кстати сказать, тоже гениальной.

Рецензия и так уже очень длинная под стать хронометражу фильма, поэтому я не буду писать про второстепенных персонажей действия, к тому же, на мой взгляд, в данном случае они лишь дорисовывали образы художника и натурщицы. Хочется только обсудить со зрителями уже видевшими этот фильм, собственно сам фильм, но главное — услышать ответ на вопрос: в чём разница?

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Идеальный образ красоты.
Текст реценизии Поразительная сторона кинопроизведения французского режиссёра Жака Риветта заключается, в том, что, несмотря на свою продолжительность и неспешность повествования, оно воспринимается с восторженной лёгкостью и благоговейным трепетом, потому как ключевым элементом в нём выступает подлинный эстетизм, который никак не может не восторгать и не восхищать. Невыразимо мягкому и гладкому просмотру этого гениального фильма способствует то всепоглощающее чувство умиротворения, которое испытываешь, наблюдая за постижением художником чего-то неведомого и еле уловимого, ускользающего от самого вкрадчивого взора, заключённого в красоте женщины, в её внутреннем мире. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как истрепавшийся взор скучающего мастера живописи Эдуарда возрождается, пытаясь разглядеть истинную, первозданную сущность, сокрытую в теле своей натурщицы. Причём, как выясняется, молодая и отчаянно смелая Марианна и сама не подозревает о том, какой холодной и хлёсткой натурой она обладает.

Когда Николя говорит Марианне о том, что она будет позировать для старого художника, взыгравшаяся гордость рождает в ней обиду, она отворачивается в нежелании разговаривать со своим возлюбленным, чувствуя себя оскорблённой. В чём же дело? Это убьёт их любовь? Едва ли. Едва ли она так думает. Потому что на следующее утро уже бежит к художнику, поддуваемая желанием быть причиной всепожирающего вдохновения. Взаимоотношения творца и музы Жак Риветт начинает с молчаливого эпизода, в котором художник суетливо рыскает по своей творческой лаборатории в поисках красок и кистей, и отворачивает все недоделанные картины, которые, вероятно, сдерживают полёт его фантазии. Однако после медлительного и неловкого эпизода, симбиоз творческого духа Эдуарда и внутреннего мира Марианны происходит мгновенно, и застывшее перед художником воплощение чистой красоты уже выражается им через зарисовку её линий и изгибов, через игру с тенями. И что-то неведомое и таинственно-магическое сквозит через движения руки Эдуарда, который, шурша пером, наносит еле различимые контуры на альбомный лист. Что-то притягивающее и магнетическое чувствуется в процессе сиюминутного запечатления художественных образов, не правда ли?

Параллельно с тем, как художник завораживающе наносит на листы альбома эскизные наброски, играя с тенями и контурами и познавая форму Марианны, которая с предельным самообладанием позирует ему, Николя познаёт жестокую ревность. Жестокую, но иррациональную и тивишную, то есть ту, которая не имеет действительного подтверждения. Пожалуй, точнее всего к отношениям между Марианной и Эдуардом подходят слова молодого и начинающего художника Пуссена в повести Оноре де Бальзака «Неведомый шедевр», вольной интерпретацией которой и является «Очаровательная проказница». Когда Пуссен отпускает свою возлюбленную к старому художнику, он говорит: «Все же художник этот — совсем старик. Он будет видеть в тебе только прекрасную форму». Вот и Эдуард смотрит на Марианну как на возможность, благодаря которой он всё же сумеет, подобно Леонардо да Винчи, спустя долгое время вернуться к недописанному полотну и воплотить, выразить в нём некую трансцендентную сущность прекрасного, идеальный образ красоты.

Жак Риветт наполнил восхитительной гаммой своё произведение, в которой чудесным образом слились воедино мотив драматичной природы искусства и тема сакрального стремления к абсолютному совершенству. Восторженно-завороженное состояние молодой Марианны, которая до встречи со старым мастером, «ничего подобного не испытывала», вдруг перетекает в глубочайшее разочарование, когда она видит законченную картину, на которой…а вот тут Риветт не даёт камере продолжить своё движение и транслировать на экран изображённые на полотне образы. Пыл и распахнутость молодой натурщицы внезапно скисают и уступают место разбитому сердцу, потому как она не ожидала, что Эдуард изобразит совершенно неведомые стороны её самой. Марианна не выдерживает столкновения с бездной собственной сущности, возможно, лишь выдуманной Эдуардом, а, возможно, переданной им с неподдельной точностью. Это наталкивает на мысль, что в «Очаровательной проказнице» центральное место занимает тема святой одержимости искусством, когда художник невольно увлекает за собой простых людей в чащобы собственного воображения, где те не увидят ничего близкого их сердцу, а художнику будут являться причудливые картины одному ему понятного содержания.

Впечатления от «Очаровательной проказницы» вынашиваешь внутри себя, не позволяя маятнику рассуждений сбиться с ритма, настроенного на этот фильм. И только когда пропускаешь через себя, как через сито, весь многослойный спектр смыслов, заложенных Риветтом в его кинопроизведении, тогда начинаешь выделять основные цвета, составляющие всю палитру этой картины. А уж потом чувствуешь полную готовность расплескать цветистые словоформы и нагромождение субъективных трактовок на лист бумаги. Мало того, «Очаровательная проказница», этот «кинематографический фолиант», обладает такой впечатлительной силой, что после просмотра оставляет ощущение нужды написать о нём, ощущение, что если оставить внутри себя мысли о нём, то они разорвут тебя на части. Каждой клеткой чувствуешь необходимость «передать другому». Что это? Непостижимая инерция гениальности, подталкивающая соприкоснувшегося с ней зрителя передавать в ткань пространства покоящийся в ней сгусток энергии. Сложно, да, как и гениальность.