Мужики!.. (1981)

(1981) 18+


О фильме

Узнав о том, что умерла его бывшая невеста, шахтер Павел Зубов приезжает в родное село. У него на руках оказываются оставшиеся сиротами трое детей. Старшая дочь — его, Павла. Осознание ответственности перед нею приводит Павла к мужественному решению: он становится отцом всем троим детям.

Подробная информация

Слоган
Страна СССР
Жанр драма
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 18 января 1982
Премьера в России
Релиз на DVD 18 марта 2010, «Lizard Cinema Trade»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту для любой зрительской аудитории
MPAA
mpaa
Время 97 мин. / 01:37
Рейтинг Кинопоиска 8.170 / 7220
Рейтинг IMDB 7.00 / 123
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1983 году.
В главных ролях Леонард Варфоломеев, Ирина Иванова, Михаил Бузылёв-Крэцо, Александр Павлов, Петр Глебов, Вера Альховская, Анатолий Солоницын, Александр Михайлов, Светлана Тормахова, Мария Андрианова
Роли дублировали
Режиссер Искра Бабич
Сценарий Искра Бабич, Вадим Михайлов
Композитор Владимир Комаров
Художник Василий Голиков, Наталья Иванова
Монтаж Любовь Бутузова
Директор фильма Борис Орешкин
Оператор Сергей Зайцев
Участники съемочного процесса Анна Багдасарян, Александр Соколов, Анатолий Васильев, Татьяна Махова, Леонард Варфоломеев, Василий Голиков, Ирина Иванова, А. Баукин, М. Рихтер, А. Терехин, Михаил Бузылёв-Крэцо, И. Мартя, М. Леонтьев, Александр Павлов, Искра Бабич, Петр Глебов, Дмитрий Бузылев-Крэцо, Людмила Гамуряк, Любовь Бутузова, Алексей Михайлов, Вадим Михайлов, Вера Альховская, Вера Лескова, Сергей Зайцев, Владимир Комаров, Анатолий Солоницын, Афанасий Кочетков, Александр Михайлов, Светлана Тормахова, Наталья Иванова, Ю. Алхимов, Т. Нестеркина, Мария Андрианова, Е. Барсукова, Ирина Уральская, Н. Шотникова, М. Леонова, Рада Субботина, А. Петина, Владимир Ломизов, Петр Крылов, З. Сизова, Людмила Рюмина, Тариэл Габидзашвили, Борис Орешкин

Страны производства фильма

  • СССР (18 января 1982) - 38
  • Германия (ФРГ) (Февраль 1982) - 0
  • Финляндия (5 марта 1982) - 0
  • Венгрия (5 августа 1982) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Сирота

Рецензии пользователей

Оценка 2
Заголовок «Яшка-цыган — фамилии нету»
Текст реценизии А не Яшка, так Стёпка, а не цыган, так еще кто-нибудь — не всё ли равно, правда? А вот не всё.

«Бледнолицый» сын художника (А. Солоницыну — браво!), собственно, тоже, мягко говоря, не в тему, но «найдёныш» — это уже чересчур. Оно, конечно, понятно, что «приемный ребенок может стать своим» и все такое прочее, но… Одно дело, когда к этому приходишь сам, и совсем другое — когда он предлагается «в комплекте», и выбирать особо не приходится. Напрягает, одним словом, этот момент — чего уж греха таить.

Так-то фильм хороший, правильный, возможно, даже слишком. Но не покидает ощущение… несправедливости, что ли. Ну куда одинокому мужику трое детей? Да еще и на Севере. Друзья друзьями, а только у них вскорости, надо думать, свои семьи появятся, и что тогда? Девчонке всего ничего учиться осталось — тоже, выходит, на алтарь жизнь свою положить должна? Удружила маманя, ничего не скажешь. Дюже добрая была баба, не иначе! Того ей жалко, этого…

Вот и главный герой предстает перед нами человеком сугубо положительным. Ошибся (спорный, впрочем, вопрос, но даже если) по молодости, но вовремя осознал, раскаялся и т. д. — считай, искупил. Так сказать, «не только сержантом, но и хлопцем геройским» оказался на поверку. Всё это очень хорошо. И история мужской дружбы (единственное, пожалуй, по поводу чего нет ни вопросов, ни сомнений) тут как нельзя кстати, и демарш «боевой подруги», безусловно, «совершенно случайно» работающей в ювелирном магазине… Свет выставлен идеально, если Вы понимаете, о чем я. Но…

Дюже рафинированная картинка получается, нет? Эмоции зрителя не просто спрогнозированы, такое ощущение, — они буквально прописаны. Тут всплакнуть, здесь возмутиться, там порадоваться. И, вроде бы, все законно, все на своих местах. Только… «кто оплачивать будет» все это пиршество эмоций? А, главное, с какой стати?

Поступком главного героя можно и, наверное, даже нужно восхищаться. Но оправданно ли при этом забывать давать беспристрастную оценку поступкам других людей, по сути, не оставивших ему выбора? Вопрос. Лично мне позиция авторов, выражающаяся, по сути, во всеобщем прощении за чужой счет, не близка. Поэтому оценить фильм я могу только на

7 из 10
Оценка 1
Заголовок Фильм для души
Текст реценизии Отличная добрая семейная драма, которую можно смотреть бесконечно! Фильм наделен, кажется, душой, отчего его приятно смотреть и частица души фильма передается тебе. Умели же в СССР снимать такие добрые и одновременно драматичные фильмы!

Актеры просто живут в своих образах. Особенно запомнилась дочка главного героя, естественно, сам главный герой, блистательно сыгранный Михайловым и герой Солоницына, который появляясь на 5 минут так точно передал образ алкоголика, жизнь которого разрушена и он об этом сожалеет, что грех ему не поверить.

Великолепный фильм!

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Мужики! Необыкновенно жизненный и проникновенный фильм.
Текст реценизии Необыкновенно жизненный и проникновенный фильм. Не с каждым случается то, что выпадает на долю этих обычных людей, но они продолжают высоко держать голову и не преклоняются перед выпадающими жизненными трудностями и тяжелыми ударами судьбы. Это нелегко. Не каждому удается выстоять. И только устоявший на правильном пути обретает истинное счастье.

«Все то вы про нас, мужиков, понимаете, а вот одного не знаете: почему мы одних любим, а других замуж берём…»
(Павел Зубов)

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Жизненный фильм
Текст реценизии Помню раньше, во времена моего детства, когда о каком — то фильме хотели сказать, что он очень хороший и его стоит посмотреть обязательно, то говорили: « Ну, фильм такой, …жизненный!» «Мужики!» — фильм очень жизненный. За кого и за что несём мы в этой жизни ответственность? И перед кем? И что это такое вообще — ответственность, долг, честь для настоящего мужика… Вот жил себе Павел Зубов со своей женой Тамарой, работал на шахте в Сибири и забот не знал, пока вдруг не получил письмо от родителей, что умерла его бывшая невеста, не дождавшаяся его из армии. Именно после письма матери, написавшей об измене невесты, и решил Павел не возвращаться больше в родную деревню, а начать всё сначала на новом месте. А вот теперь мать звала его обратно. Чтобы решить одно очень важное дело…

Оказалось, у Павла есть дочь, Полина и ей уже 14 лет. И ещё у Полины есть два братика: родной Паша и приёмный, немой цыганёнок Стёпка. И после смерти матери у Полины кроме них нет никого. А у мальчишек — никого, кроме Полины… Поскольку отец Павлика, заезжий художник, личность творческая и на месте сидеть не привыкшая. А заботы о детях творчеству сильно мешали. К тому же художник был подвержен очень распространённому на Руси пороку — пьянству. Детей ждал детдом. И скорее всего — разные детдома.

Причудлива и загадочна система заботы государства об осиротевших детях. Вот соседи и хотели бы взять детей, так нельзя: не родственники. Да кто кому в деревне не родственник! Всю жизнь бок о бок и друг у друга на глазах… Но каким документе вы это подтвердите? Никаким? Значит и прав на детей не имеете. Бабушка с дедушкой? Да, родственники… Но им больше шестидесяти. Значит, по закону — нельзя! По закону детям лучше будет в детдоме. Государству виднее.

Надо видеть глаза матери Павла, когда она кается перед ним в своей вине, своём письме, поломавшем столько жизней! Мёртвые, тусклые, стеклянные на неподвижной маске- лице. В них только боль и вина…вина… вина… Наполнившая всю её жизнь, сделавшей эту жизнь невыносимой. Никому невеста не изменяла, ребёнок её — дочь Павла… да только сын теперь далеко. А муж, он совсем чужой стал, живёт с ней рядом через силу, в разговоре слова сквозь зубы цедит. Стыдно ему, крепкому деревенскому мужику, что его сын, поверив матери, дочь бросил. Хоть и не знал о ней.

А глаза девочки, хрупкой светловолосой Полины — такие недетские глаза. Да и откуда там ему взяться, детству, если кончилось оно, даже по сути и не начавшись. Такие мудрые, серьёзные, бездонно — печальные. Такая взрослая маленькая девочка, пытающаяся объяснить отцу, которого зовёт только по имени-отчеству, что не может она оставить братьев и уехать с ним. Потому что так — нельзя! И уходит, закрыв перед отцом дверь, оставив его на крыльце. Ну и пусть он стучит, зовёт её, говоря, что разговор не закончен…Для неё — закончен. И если большой взрослый мужчина не понимает, что она ответственно за судьбу маленьких братьев, у которых кроме неё никого нет, что они — родные и не могут друг без друга, то что ему может объяснить маленькая взрослая девочка?

Любовь, долг, преданность, привязанность… как справиться с комом у горла, когда видишь, как упирается проданная корова, ни в какую не желающая уходить с родного двора. И как навзрыд плачут дети, видя, что уводят их корову, их родную корову. А сцена с собакой Рексом, бегущую за машиной с детьми несколько километров? И поняв, что так он её не догонит, Рекс просто бросился напрямик по полям и сел перед машиной, везущей всех на вокзал. Ведь для Рекса они свои, самые родные. А он — для них. Как часто Стёпка пытался влезть в его конуру, и они вместе ели принесённый им кусок хлеба, делясь по — братски. Как могло не дрогнуть сердце строгой проводницы, когда тот же Рекс, поняв, что его не хотят пустить в вагон, а значит, разлучат с детьми, подполз к ней и прижался мордой к её ногам. Как может при виде всего этого не дрогнуть сердце у зрителя, как могут слёзы не навернуться на глаза — я не понимаю.

Точно так же не может оставить равнодушным и сцена случайной встречи на вокзале с бывшим художником, опустившимся и спившимся отцом Павлуши, сначала даже не узнавшим его, а потом пообещавшим купить «вот такую большую шоколадку». Ох уж эти шоколадки — универсальный заменитель родительской любви и родительского долга! И попытка купить за неё любовь ребёнка…. И снова глаза. Теперь — жалкие, виноватые. Как у побитой собаки. Глаза Анатолия Солоницына, сыгравшего спившегося и опустившегося отца Павлуши. И как та побитая собака он бежит за вагоном, навсегда увозящим его сына, и просит Павла Зубова: «Воспитай его хорошим человеком. Настоящим мужиком!»

Есть в фильме и ещё типажи настоящих мужиков — это друзья Павла. Пусть жена уехала к маме, даже не дождавшись возвращения Павла. Друзья — это наверное, самое лучшее, что даёт нам жизнь в подарок. Или это то, что мы сами выбираем? С такими друзьями можно воспитать кучу детей, не только троих. Двое из них — сами детдомовские. Как сказал один из них: «Нет, я конечно не жалуюсь, но такой судьбы никому не пожелаю». Эти уж точно из мальчишек настоящих мужиков воспитают. И всё у ребят в жизни будет хорошо. Тем более что Стёпка, после того, как они все вместе отбили любимого Рекса от дворовых собак, напавших на чужака, сказал своё первое слово — Мужики!

Кстати, за роль Степы в этом фильме, Миша Бузылёв-Крецо в возрасте 5 лет был удостоен государственной премии.

Вот интересно, почему такие фильмы, как «Пацаны» или «Мужики!» практически невозможно увидеть по ТВ или купить на ДВД, а вот фильм «Сволочи» — легко и запросто! Кого в конце концов, мы хотели бы вырастить из наших детей, мальчишек — мужиков или сволочей? Ну, если даже просто на названия ориентироваться.
Оценка 1
Заголовок Долгая дорога к себе
Текст реценизии Душевный фильм. Про трудности человеческого выбора, принятие важных и ответственных решений, которые в корне меняют не только нашу жизнь, но и судьбу тех людей, которые нам не безразличны. Уловил себя на том, что в фильме нет ни одной лишней фразы, ни одного лишнего действия. Каждый кадр наполнен определённым смыслом и побуждает задуматься: о предательстве, глубине человеческой любви — к своей второй половинке, детям, родным и близким, о готовности сделать всё ради их счастья, о трудностях на пути к вере.

На протяжении всего фильма хорошо показано моральное совершенствование главного героя — от одиночки-эгоиста, живущего лишь для себя одного — до верного и заботливого отца троих детей, который платит за это большую цену. Но оно того стоит. Многие его не понимают. «Ты даже не представляешь, какой груз на себя взваливаешь». Однако сам он уверен, что принял правильное решение — просто не мог поступить иначе. А как бы поступили вы? Жить, зная, что где-то растёт твоя дочь, мать которой ты бросил, поверив глупым сплетням. Павел Зубов постепенно приходит к осознанию того, что вся та жизнь, которая была у него прежде — до приезда на похороны своей бывшей невесты — лишь бессмысленное и никому не нужное существование. Пока к концу фильма не понимает, что теперь он просто не может жить без своих детей. Провожающий взгляд на заключительных минутах картины Полины через занавески, и Павел понимает — теперь точно всё будет хорошо. Обязательно будет…

Фильм глубокий и психологический. Между тем он не давит своими моральными наставлениями, а смотрится легко и интересно. Особенно впечатлил эпизод с собакой, бегущей за уезжающёй машиной всю дорогу. Кинолента может и не имеет такого сенсационного успеха сегодня, как «Служебный роман», «Ирония судьбы» и др., которые непременно сопровождают нас в праздничные дни, однако в начале 80-х годов прошлого века он имел большую популярность среди советского зрителя. Картина не снята с особым изыском, в ней нет фраз, которые надолго врезаются в память и с охотой цитируются и в наши дни. Заслуга этого фильма совсем в ином — всём том, что хотел донести до нас его автор. И это у него с успехом получилось. Фильм заставляет задуматься о важных человеческих ценностях. Человек должен всегда оставаться человеком — при любых обстоятельствах.

Не зря кинолента получила Государственную премию РСФСР в 1983 году, и в том же году телезрители высказались о ней как о лучшем фильме.

Хочу отметить отличную игру актёров. Подобраны они идеально — каждый как будто живёт в своей роли. Особенно выделяются Александр Михайлов, исполнивший роль Павла Зубова и Ирина Иванова — в образе Полины. Очень жаль, что её актёрская карьера не сложилась, поскольку талант драматической актрисы в ней явно присутствовал.

В последнее время появляется множество фильмов, так или иначе связанных с темой «чужих детей» («Александра», «Варенька» и др.) однако картина «Мужики» Искры Бабич остаётся непревзойдённой в их ряду по своей психологической составляющей. Если вам этот фильм понравился, не пропустите схожую по сюжету картину «Мачеха».

Один из лучших драматических фильмов советской эпохи для меня.

10 из 10
Оценка 2
Заголовок Мужчина… и мужики.
Текст реценизии Советские фильмы я не люблю. Некоторые смотреть вполне можно, некоторые — даже очень ничего, но всё-таки — не люблю. Из определённых причин. Во-первых — мне не всегда удаётся поверить им. Эти ленты как-будто происходят из параллельной вселенной… где все выглядят слишком благородно, ненатурально… где обычный шахтер, закусывая водку солёным огурцом, пользуется при этом ножом и вилкой… Где поступки — правильные, мысли — чистые и… «эти руки ничего не воровали» (с). Даже отрицательные герои тут, как правило, вызывают сочувствие.

А во-вторых — почему я не люблю советские фильмы…

Они практически всегда до жути предсказуемы. Именно эту черту унаследовали от них современные российские мелодрамы на 200 серий. Но сейчас не о том. Сейчас о фильме «Мужики!» режиссёра Искры Бабича. Лента создана в 1981 г. — в то время эпоха перемен ещё не наступила, но уже назревала… И перемены эти коснулись многих сфер социальной жизни, в том числе и семейных отношений. Хотелось бы сказать, что фильм «Мужики» действительно ярким образом характеризует эту революционную эпоху, выражает какие-то самые острые проблемы семейных взаимоотношений, отношений между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, но…

Вот читала я отзывы благодарных зрителей, читала — и возникло у мене такое размышление. Основанное на цитате из фильма, которой много кто (по непонятным мне причинам) восхищается.

«Все то вы про нас, мужиков, понимаете, а вот одного не знаете: почему мы одних любим, а других замуж берём…»

(Павел Зубов)


К какому именно месту сюжета прилагается сия эпохальная фраза? В смысле — кого любил, но на ком не стал женится Павел? Покойница Настя — так там вражеская интрига вышла. Или это такой авторский намёк? Тамара? Она ведь сама его бросила. А может, бросила не из-за неожиданно нашедшийся дочери — а как раз таки потому, что устала ждать официального предложения руки и сердца нашего благородного героя?

Который, кстати, в начале фильма заявляет отцу — бумажка, мол, не главное…

Ну да, ну да. А женщине, может, хотелось — фату, белую подвенечную шубку (Север же), ужин в самом шикарном городском ресторане… Ведь заведующая ювелирным отделением городского универмага могла себе позволить все эти буржуйские излишества. Но тем ни менее… Как говорится — не судьба.

Не стану углубляться в подробный анализ всех тех впечатлений, которые оставил после просмотра фильм «Мужики !» Но всё же скажу вот что. Проблема взаимоотношений Павла с его несовершеннолетней дочерью Полиной — очень и очень настораживает. Кстати, дочь очень симпатична и очень напоминает ему покойную невесту — свою мать… И Павел, не задумываясь, покупает девочке дорогую шубу — чтоб она не замёрзла, конечно же… Но почему же он так стесняется, импульсивно приобняв Полю? Да, меня можно обвинить в извращенности взглядов, излишней подозрительности, свойственной современному зрителю… Но я всё равно не могу отделаться от этого гнетущего чувства. А может, даже, предчувствия…

Единственным по-настоящему позитивным моментом, который не вызывает у меня особых возражений, стала линия с собачкой… Жаль, что такие сентиментальные моменты — достаточно редкие в самом фильме. Значительно больше внимания уделено внутренним терзаниям героя и проблеме его взаимоотношений с советской бюрократической системой…

О чём стоит упомянуть ещё — так это о том, что игра актёров в фильме — действительно на высоком уровне. Вообще, это характерно для советских фильмов — при слабом сюжете и режиссуре — отменное качество актёрской работы. Но она не спасает, увы — по крайней мере, не всегда.

Дабы не углубляться, заканчиваю на этой пессимистично-оптимистичной ноте.

6 из 10
Оценка 1
Заголовок Большой поступок маленького человека
Текст реценизии Главный герой, скажем, не совсем положительный персонаж, имеет кучу комплексов, он много чего совершил в своей жизни (не очень хорошего), эгоист, но он совершает поступок, пусть не подвиг но что-то героическое в этом есть. Он берет себе на воспитание троих детей, причем двое из них не его дети (еще и маленькие), плюс ко всему еще и собаку. При том, что от него уходит жена и он остается совсем один, ему могут помочь только друзья (это не мало если хорошие друзья), он хочет воспитать этих детей, как это у него получится неизвестно, но первый шаг сделан.

Прекрасная режиссерская работа, так же как и актерская, есть моменты которые длинноваты или пусты, но их совсем чуть-чуть, а есть моменты, которые просто «вышибают» слезу, в целом фильм классный.

9 из 10
Оценка 1
Заголовок Настоящий мужик Павел Зубов.
Текст реценизии Фильм «Мужики»,снятый в 1981 году режиссером Искрой Бабич,-не просто культовый советский фильм, хорошо известный нашим папам и мамам-это фильм притча, рассказывающая о том, как можно одним по настоящему мужским поступком, кардинально изменить свою жизнь.

Павел Зубов живет и работает на Севере уже 13 лет. Он приехал туда сразу после прохождения службы в армии. В родное село, где он жил и где осталась его невеста Настя, он не вернулся, так как мать Павла написала ему письмо, в котором рассказала о том, что Настя изменила ему за время службы, забеременела неизвестно от кого и собирается рожать. Павел не заезжая в село, сразу едет на Север.

Отец пишет ему письмо с просьбой срочно приехать, ибо он при смерти(хитрость, на которую он вынужден пойти, чтобы повидаться с родным сыном). Павел срочно едет на малую родину, встречается с родителями и уже на месте узнает, что мать ошиблась, написав то злополучное письмо. На деле оказывается, что Настя всегда любила Зубова и родила от него дочь, которую назвали Полиной. Когда она второй раз вышла замуж за какого-то местного пьяницу, то родила второго ребенка, также названного в честь Зубова Павлом, и взяла из детского дома циганенка Степку-глухого от рождения мальчика.

И вот тут начинается самое интересное. Павел Зубов решается на самый, наверно, ответственный шаг в своей жизни-удочерить не только родную дочь Полю, но и взять двух чужих мальчиков на Север насовсем.

Фильм с Александром Михайловым, идеально вписавшимся в роль Зубова, ни на минуту не оставляет зрителей в праздном времяпрепровождении. Здесь очень много психологических моментов, которые подчас вышибают непрошенную слезу. Сочуствие и сопереживание героям не оставляет равнодушным до последнего кадра. Дети же сыграли просто на высшем уровне!Чего только стоит танец цыгана Стёпки под песню «Валенки»,который он танцевал перед инспектором по делам несовершеннолетних-это гениально!

Таких картин не так много, поэтому оценка без нареканий

10 из 10