Дни Турбиных (ТВ) (1976)

(1976) 18+


О фильме

Конец 1918-го, в разгаре гражданская война. На Украине еще хозяйничают немцы и гетман, а вокруг Киева рыщут петлюровцы. Но уже приближаются к украинской столице войска красных. Для семьи Турбиных, как и для всего русского офицерства, дворян, это было время мучительных раздумий и решений, время трагических потерь…

Подробная информация

Слоган
Страна СССР
Жанр драма
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 1 ноября 1976
Премьера в России
Релиз на DVD 5 марта 2012, «Азимут»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту для любой зрительской аудитории
MPAA
mpaa
Время 223 мин. / 03:43 (223 мин.)
Рейтинг Кинопоиска 8.189 / 1491
Рейтинг IMDB 7.90 / 140
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Олег Басилашвили, Василий Лановой, Сергей Иванов, Борислав Брондуков, Лев Перфилов, Владимир Басов, Андрей Мягков, Петр Щербаков, Андрей Ростоцкий, Валентина Титова
Роли дублировали
Режиссер Владимир Басов
Сценарий Владимир Басов, Михаил Булгаков
Композитор Вениамин Баснер
Художник Алексей Пархоменко, Ольга Кручинина
Монтаж Людмила Бадорина
Оператор Илья Миньковецкий, Леонид Крайненков
Участники съемочного процесса Владимир Самойлов, Олег Басилашвили, Алексей Пархоменко, Василий Лановой, Сергей Иванов, Маргарита Криницына, Николай Сморчков, Василий Фушич, Борислав Брондуков, Виктор Чекмарев, Лев Перфилов, Владимир Басов, Вениамин Баснер, Агафья Болотова, Алексей Горячев, Илья Миньковецкий, Андрей Мягков, Петр Щербаков, Владимир Соколов, Федор Никитин, Людмила Бадорина, Вадим Грачев, Михаил Селютин, Андрей Ростоцкий, Валентина Титова, Михаил Булгаков, Алексей Коняшин, Иван Рыжов, Леонид Крайненков, Дмитрий Орловский, Глеб Стриженов, Игорь Безяев, Валентин Грачев, Ольга Кручинина

Страны производства фильма

  • СССР (1 ноября 1976) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

По мотивам пьесы

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии На мой скромный взгляд эта экранизация — самая лучшая из всех когда-либо снятых по произведениям Михаила Афанасьевича Булгакова. Потрясающая постановка, изумительный актерский состав, трагичный сюжет. Я не стала бы больше ставить «Белую гвардию» и «Дни Турбиных», потому что лучше снять и сыграть невозможно.

Кто может лучше передать весь трагизм гражданской войны в России, чем Андрей Мягков в роли Алексея Турбина. Это одна из лучших ролей этого удивительного актера.

Трудно сказать, где в российском кино есть женщина прекраснее, чем Валентина Титова в роли Елены Васильевны. Она действительно не рыжая, она — золотая.

Бесподобен здесь и Мышлаевский блистательно сыгранный Владимиром Басовым. Он удивительно перевоплотился в этакого балагура-приспособленца, способного выжить в любых условиях. Василий Лановой в роли Шервинского полностью отвечает всем параметрам этой роли. Красивый мужчина, который постоянно врет, любимый и любящий, способный благодаря своему голосу стать своим по обе стороны баррикад. Студзинский, олицетворенный Петром Щербаковым, уныл и безнадежен, впрочем, как и любой, верящий в Деникина и белое движение в целом.

Лариосик в исполнении Сергея Иванова просто неподражаем. Он сыграл удивительно тонко влюбленного и чувствительного ребенка, который родился в не то время, когда есть место мечтам, стихам и романтике.

Итог: смотреть обязательно этот фильм. Он полностью отвечает написанному тексту.

10 из 10

Спасибо за внимание!
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Из романа «Белая гвардия» М. А. Булгакова:

Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская — вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс.

Но дни и в мирные и в кровавые годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как в крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь.

Он стремительно подходил к половине.

О книге и о фильме.

В Киеве живут два брата и сестра, Турбины, Алексей Васильевич, Николка и прекрасная рыжеволосая Елена. Они живут во время революционное, на город наступает красная армия, белая гвардия и союзники скоро оставят город, среди них одним из первых муж Елены, капитан Тальберг, «похожий на крысу», в исполнении замечательнейшего актера Олега Басиашвили, которому всегда на удивление прекрасно удается играть как роли положительные, так и отрицательные, отвратительнейших, мерзких и ничтожных типов, которых только носит земля.

Турбины живут тревожно, смутно, какое время, такая и жизнь. У них собираются и устраивают долгие ночные посиделки и застолья друзья, белогвардейцы. Они говорят о политике, политическом положении в стране и в городе, поют песни, играют на гитаре.

Турбины прекрасные, интересные люди, добрые и радушные хозяева. Они готовы принять и приютить у себя кого угодно из друзей, тем более в такое тяжелое время, когда у кого-то может не возникнуть возможности переночевать где-нибудь еще. У них постоянно дома гости, среди них неуклюжий растяпа, родственник Лариосик, у которого буквально валится все из рук, например, посуда, которая падает на пол и разбивается вдребезги. Но Лариосик на самом деле добрейшей души человек, именно такой, как следовало ожидать от родственников таких людей, как Турбины.

Страшные, тяжелые события предстоит пережить небольшой семье Турбиных и их друзьям в ближайшие дни, как и всем остальным жителям города.

Наступает красная армия и наступают новые исторические времена, о которых в свое время мог написать такую смелую, великолепную книгу только Булгаков.

Это сложная книга, и написана она, конечно же, не для праздного, обыкновенного развлечения читателя, в ней чувствуется правда жизни.

Необходимо иметь желание и настроение, интерес к истории, чтобы читать такие книги, необходимо желание узнать разные точки зрения о том, что происходило когда-то и почему, тем более если происходившие события имели влияние на ход мировой истории.

Я несколько раз начинала читать книгу и откладывала ее на потом. Когда же я, наконец, прочитала ее от начала и до конца, то поняла, что это, несомненно одно из лучших произведений Булгакова наряду с» Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» и пьесой «Бег».

Гениальная проза.

С просмотром фильма у меня связанны похожие впечатления. Сначала я посмотрела только первую серию, потом через некоторое время еще раз ее пересмотрела, начала смотреть вторую и сразу же вслед за ней посмотрела третью.

Не все по книге, не все соответствует полностью, как это бывает особенно приятно для экранизаций, это, конечно же, идеальный вариант.

Не знаю, какое впечатление фильм может произвести на тех, кто не читал книгу или сначала посмотрел фильм, а потом книгу прочитал, но в любом случае, мне кажется, что это достойная, качественная экранизация.

Один из моментов в фильме, который весьма занятно и интересно отображает дух того времени и настроения простых людей, это когда после того, как страну оставил и бежал гетман, в опустевшем здании остается какой-то старичок, звонит телефон и старичок кричит в трубку, повторяя слова говорившего до этого по телефону одного из начальников, только называя при этом свое имя:

-Бросайте все к чертовой матери и бегите! Федор говорит! Федор!

Актеры прекрасные. Отличный, интересный фильм.

10 из 10
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Я большой поклонник творчества Булгакова, однако его пьеса «Дни Турбиных» равно как и рассказ «Белая гвардия», который в сущности является тем же самым что и пьеса, мне никогда не нравились. Читая и то и то, я испытывал скуку. Честно, было ужасно тяжело читать эти произведения в отличие от других творений автора.

И я решил посмотреть картину «Дни Турбиных» в надежде, что может повествование этой истории с экрана возбудит во мне какие-либо другие чувства, кроме скуки и желания поскорее все это закончить. Тем более, что в списке актеров, которые в этом фильме снимались, огромное количество фамилий, олицетворяющий собой золотой век российского кинематографа. Во-первых, в одной из главных ролей снимается Андрей Мягков. Обожаю этого актера. Поэтому с большим интересом начинал смотреть этот фильм. Также Василий Лановой, Петр Щербаков, Олег Басилашвили, Борислав Брондуков и, конечно, Владимир Басов, который не только играет одну из главных ролей, но и является режиссером этой картины. Именно игра Басова мне понравилась больше всего в этом фильме. То ли герой у него такой, а играет он капитана Мышлаевского, который притягивает своей горячностью и эксцентричностью. Вот например игра Титовой мне не особо понравилась. Считаю, что у неё получилась какая-то «неживая» героиня. Лично я представлял Елену совсем по-другому.

В общем, к моему огромному сожалению, это кино так и не вызвало у меня большого интереса при просмотре и к середине третьей серии, а фильм состоит из трех серий, мне уже откровенно наскучило все это действо и я смотрел этот фильм как говорится «в пол глаза».

Наверное, я не понимаю, что хотел донести Булгаков в своем произведении. Потому, что сказать, будто творение Михаила Афанасьевича ничего в себе не несет, у меня просто язык не поворачивается.

5 из 10
Оценка 3
Заголовок Об измене и предательстве
Текст реценизии Я смотрела этот фильм после посещения в Киеве квартиры Булгакова, расположенной по адресу Андреевский спуск 13. Эта квартира, где Булгаков пишет свою «Белую гвардию» и делает прототипами героев своих родителей и эту самую квартиру. Антураж музея воспроизводит обстановку квартиры Турбиных — шкура под ногами в комнате Елены, печка с надписями. В общем, я посчитала нужным ознакомиться и с произведением.

Конечно я читала и «Мастера и Маргариту» и «Собачье сердце» и смотрела разные экранизации, но эти произведения относятся к московскому периоду творчества автора, но как Булгакову нужно было измениться в Москве, чтобы начать писать в теперь так называемом жанре фентези. Белая гвардия-это история страны и история семьи. Что значит это произведение для меня? Оно уже не актуально. Я никогда не пойму этих людей, героев… Это было сложное время-перемена власти. Но чисто по-человечески мне нравятся все герои, кроме самой Елены. Мне безумно жаль это слабое создание. Она настолько не жива, неинтересна, что даже диву даешься — как столько мужчин могли польститься на неё?

Возможно времена сильно изменились, но её поступок можно считать предательством. Её муж — важный человек, генерал и она знала за кого выходила замуж. Он уехал — не сбежал, чтобы прощупать почву и вернуться за ней — он так и поступил. Конечно был негатив по отношению к братьям-но это уже его отдельное дело. А что сделала Елена? Она бесчувственная амеба тут же приняла ухаживания певца…

Другое дело братья Елены — самоотверженная гибель Алексея и стойкость Николаши — это те герои, которые есть в каждой войне или революции. По-истине интересный персонаж Ларион- он такой трогательный и искренний.

В общем, 3 серии конечно многовато, не знаю на сколько фильм передает оригинальный текст. Отдельного внимания требует саундтрек «Белой акации гроздья душистые», в моем детстве его пела Анна Герман.

Оценивать я не буду, потому что это классика, которая не нуждается в моей оценке.
Оценка 1
Заголовок 3 серии — блеск
Текст реценизии Несмотря на то, что фильм состоит из трех серий смотрится на одном дыхании. Сразу чувствуется рука профессионального режиссера Владимира Басова, и конечно же прекрасная повесть Михаила Булгакова.

Фильм повествует о жизни одной семьи — Турбиных, о ее жизни в Киеве в столь тяжелое время для страны, когда власть менялась в столице Украины ежемесячно, а то и еженедельно.

В фильме десяток персонажей и создается такое впечатление что все они главные и нету актеров второго плана. Текст заслуживает особого внимания, очень много фраз стали крылатыми.

Что говорить о фильме когда список хороших актеров зашкаливает, хороший режиссер и удачный сценарий, его просто надо посмотреть.

9 из 10
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Начинается экранизация булгаковской пьесы с ушата холодной воды на зрителя. Одна из первых фраз — «Все хотели управлять Украиной, но только большевики понимали что ее надо защищать». К Булгакову, как вы догадываетесь, это не имеет никакого отношения.

Впрочем, я не сторонник дословного перенесения текста первоисточника на экран. Важно, чтобы картина в целом получилась стоящая. А с этим, как выяснилось, есть проблемы. И такие, что фразу про большевиков на их фоне забываешь моментально.

Кроются они в святая святых — в постановке. Театр вознамерились претворить в кино, и да-с, режиссер Владимир Басов с этим не справился. Оно-то понятно, что целью было воспроизвести сдержанность и даже аристократическую холодность белогвардейского сообщества, и действительно ощущается, что изображаемые характеры и отношения прилично отстоят по времени от наших дней. Уверен, такой же эффект фильм Басова произвел сразу после выпуска, в середине 70-х — тогда рафинированная высокопарность была кумиром диссидентствующей интеллигенции и эксклюзивом для простых смертных.

Но при этом фильм вышел словно деревянным. В смысле неживым: дерево в руках Басова, в отличие от Папы Карло, не заговорило. В большинстве сцен нет должного уровня эмоционального натяжения, пассионарности. Именно для таких вещей в русском языке придуманы фразеологизмы «ни рыба ни мясо», «ни два ни полтора» и т. д. Особенно слабость драматургии заметна в ключевых по тексту эпизодах: когда бежит Тальберг, когда предает гетман и когда убивают Турбина.

Почему у Басова, большой и знаковой фигуры советского кино, так получилось, это вопрос. Мне это крайне любопытно. Чувствую, что здесь есть какая-то основная причина, но, вероятно, мне не хватает специальных знаний по кинематографии, чтобы ее выделить. Могу сказать лишь о частностях. Во-первых, это пробелы в звуке — как отсутствие внятного музыкального сопровождения, так и ляпсусы в закадровой озвучке. Во-вторых, сумбурный и временами вообще необъяснимый монтаж. Наконец, в-третьих, картина снята на длиннофокусные объективы. Крупные, портретные, планы, конечно, смотрятся здорово, но количественно с ними явный перебор. А что-то более-менее существенное без широкого угла не захватишь — это особенно заметно в сценах военных действий и городской жизни. Больше двух человек в кадр не помещаются, и возникает ощущение тесноты и духоты. Тем более непонятно, зачем Басов эти сцены вставил (фактически, они принадлежат не «Дням Турбиных», а «Белой гвардии») и сделал достаточно продолжительными. Три четверти второй серии состоит из них — признаться, смотрится совсем вяло.

Наконец, по актерам. Тут я не могу не сравнивать — перед этим посмотрел постановку «Белой гвардии» 2005 года в МХТ (ее, кстати, можно найти в Сети). Да, в ней куда больше современного, бойкого и мелочного, и в основном она стремится играть на публику, чем играть Булгакова. Но, по-моему, экранизация 1976 года уступает «новоделу»… даже не исполнительским мастерством, а кастингом. Непонятно, что делает Андрей Мягков в роли Алексея Турбина — у него типаж сотрудника советского НИИ, а не полковника-белогвардейца. Кто бы что ни говорил про «ментовское» прошлое Константина Хабенского, Мягкова он затыкает за пояс.

В свою очередь Михаил Пореченков мне кажется аутентичнее в роли Мышлаевского, чем Басов. Опять же, претензий к Басову-актеру нет, но почему Басов-режиссер выбрал на эту роль себя?! Студзинский, Лариосик, Николка играют на сопоставимом уровне — где-то лучше, где-то хуже. У Василия Ланового в роли Шервинского, безусловно, больше лоска, чем у Анатолия Белого в МХТ. Но единственная роль, которая здесь на голову превосходит аналог из России 2000-х, это Елена Тальберг. Валентина Титова безупречно воплощает образ женщины, в которую влюбляется половина персонажей пьесы.

Итогом просмотра неожиданно стала отрада, что далеко не всегда прав стереотип гласящий, что в случае с экранизацией одного произведения советская версия по умолчанию лучше. Возможно, МХТ помогает то, что они дают «Дни Турбиных» в своем первоначальном виде — на театральной сцене. Как бы то ни было, им я дал бы 9 баллов, тут же не могу поставить больше

6 из 10
Оценка 1
Заголовок «Атмосфера собачьей свадьбы, вокруг рыжей жены приятеля»
Текст реценизии Весьма не охотно начинал смотреть этот фильм, тема революционного хаоса (об этом вторая серия) казалась мной исчерпана. А кончилось всё, как и началось, великолепной театральной постановкой с точными диалогами в исполнении наилучших актеров. И революция здесь лишь неизбежная декорация тяжелого времени в жизни интересных людей, которых приятно послушать.

Особенно хороша замечательная женщина Елена Васильевна, как же значительно молчание Турбина-старшего — нет достойных перспектив белого офицера, появление в антиколоре гражданской войны Лариосика, каков типаж чувствительного лгуна Шервинского, а про роль Басова лучше ничего не говорить, его слова — это афоризмы, сказанные вовремя.

«И что же это делается в этом богом спасаемом доме?»

Режиссер камерно, на одной сцене, почти без выстрелов, показывает трагедию, которая еще не случилась. Жизнь почти сломана, новой нет, и стоит необходимость выбора — со страхом в глазах, приближения неизвестного, угрожающего часа. Но сперва был ужин, и «белой акации гроздья душистые ночь напролет…» Автор пьесы гений, в этом нет сомнения, он очевидец страшного времени, может большей степенью как Ларион; как и режиссер картины, несомненный талант которого прошел жернова другой войны, здесь он Мышлаевский. В конце фильма они главные персонажи, между ними идет не прямой диалог, может быть, Басова и Булгакова, поясняя их необходимость «повернуться», чтобы жить. Да жить, и жить в этом отечестве, потому что, «человек имеет право на исполнение мечты», — как сказал когда-то Басов.

Автор исписывает теплую квартиру, где принимают гостей, играют на рояле, за общим столом принимают пищу, мужчины преклоняются перед очаровательной женщиной и по своему основному призванию говорят о войне и чести… И всё это рушится в финале пролога под побеждающей силой советской власти. Цензура друзей народа была категорична, но пьеса личным мотивом нравилась Сталину, и этим спасла всё наследие Булгакова. Удивительно, что до нас дошел-таки тот порядочный акцент драматурга, и это из времени отсутствия других газет, кроме советских.
Оценка 1
Заголовок А как же вы селёдку без водки есть будете?
Текст реценизии Очень качественный и приятный для восприятия фильм. Начну по-порядку перечислять то, что меня впечатлило:

1. Сценарий. С Булгаковым не поспоришь, его книги — классика, хоть я эту книгу и не читал.

2. Режиссёр. Басов был Великим человеком, прошёл всю войну, дослужившись до капитана. Но в армии не остался, ушёл в кино. И не зря!

3. Актёры. Все актёры играли блестяще, но двоих отмечу отдельно. Упомянутый выше Басов, этакий огрубевший аристократ-вояка. Его философски-ироничные фразы просто надо брать и записывать. Второй — это Мягков. Настолько разноплановый актёр, что аж не верится. То он лох-Новосельцев, то он смешной невезучий Женя с улицы Строителей. А в этой картине он драматический герой, переживающий за родину и за людей.

Очень понравилось и то, что акцент фильма сделан не на пулях, взрывах, баталиях кровопролитных, а на переживаниях героев, ведь нам, а тем более нашим детям, никогда до конца не понять людей той эпохи, что у них творилось в душе.

Фильм хоть и состоит из 3-х серий, смотрится как одна, за одни присест.

10 из 10!
Оценка 2
Заголовок Все похоже, все не так
Текст реценизии Это не Булгаков. Это Басов.

Талантливо, интересно. Но не то. Совсем не то. Напрочь потерян весь смысл, смещены акценты, все снижено до уровня бытовой драмы.

Единственный кусочек из пьесы/книги Булгакова попавший в постановку Басова — это Лариосик. Сергей Иванов сыграл свою роль великолепно, это практически уже классика.

А вот Мягков просто ужасен.

Алексей Турбин, по пьесе — полковник. В герое же Мягкова от офицера — только форма. Его Алексей Турбин плох даже для офицера — двухгодичника (офицера, попавшего в армию после военной кафедры в ВУЗе).

Эпизод с юнкерами в советском кино был экранизирован дважды (еще один раз — в `Беге»), оба раза крайне неудачно, но все же вариант с Михаилом Ефремовым намного более ближе реальности — его полковник хоть и морально опущенный, но все же офицер. Мягков в же роли командира просто жалок и смешон.

Почему Басов взял в постановку столь неподходящего для это роли актера — совершенно непонятно. Сам же он сыграл своего штабс-капитана великолепно, с полным знанием и пониманием предмета. (Мышлаевский Басова хоть и не булгаковский, но все равно очень хорош).

Но главная проблема фильма в другом. В 1976 году, в СССР, события происходившие на Украине в 1919 году казались чем-то очень далеким и не имеющим больше никакого отношения к реальности. Даже гению Басова не удалось ощутить `вкус и цвет` той эпохи — а стало быть и `вкус и цвет` булгаковского произведения. Никто не мог предположить, что все вдруг вернется, что история сделает еще один круг и все описанное Булгаковым повторится вновь — правда, уже не как трагедия, а как фарс. Но то, что это фарс стало ясно много позже.

И снова был вечер и было утро в доме Турбиных. И остро чувствовалась горечь и правда книги Булгакова — а телепостановка Басова казалась легковесной и бессмысленной пустышкой.