Красная палатка (1969)

(1969) 18+


О фильме

Полное драматизма киноповествование об интернациональной арктической экспедиции под руководством Умберто Нобиле, о постигшей её катастрофе и спасении большинства участников советскими лётчиками и моряками ледокола «Красин». Этот фильм о мужестве и риске, о силе и слабости духа, о цене жизни и смерти, о самом суровом суде — суде совести.

Подробная информация

Слоган
Страна Италия, СССР
Жанр драма, приключения
Бюджет $10 000 000
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 23 декабря 1969
Премьера в России
Релиз на DVD 23 сентября 2008, «Lizard Cinema Trade»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 12
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 12 лет
MPAA нет возрастных ограничений
mpaa G
Время 159 мин. / 02:39
Рейтинг Кинопоиска 7.838 / 579
Рейтинг IMDB 6.80 / 874
Рейтинг мировых критиков 100
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Первые варианты сценария написал Ю. Нагибин, но из-за разногласий с продюсером он отказался от продолжения работы. Сценарий заканчивал итальянский сценарист Эннио де Кончини при участии английского писателя Роберта Болта.
Арктические эпизоды снимали частью в Подмосковье, частью под Ленинградом на берегу Финского залива и частью — в настоящей Арктике, на Земле Франца-Иосифа. Эпилог фильма — образование айсберга — снят у побережья Норвегии.
Для съемок была построена модель дирижабля «Италия» длиной 20 м, которую буксировали с земли на тросах.
Фильм демонстрировался на Западе и в СССР в разных вариантах монтажа и с разными звуковыми дорожками: в советском варианте звучит музыка А. Зацепина, в итальянском — Э. Морриконе.
В фильме роль ледокола «Красин», спасшего экспедицию У. Нобиле, «исполнил» ледокол «Сибиряков».
Ледокол «Святогор» (позднее — «Красин») был одним из многих построенных в Ньюкасле, Англия, для России при самом непосредственном участии Евгения Замятина, писателя, сценариста и инженера.
Сюжет фильма в основном соответствует действительным событиям. Некоторые подробности не отражены (например, не упоминается второй полет Лундборга на льдину и авария его самолета; по фильму Нобиле получил при катастрофе гораздо более легкие травмы, чем в действительности). Полностью вымышлена только линия отношений Мальмгрена и Валерии.
В главных ролях Марио Адорф, Массимо Джиротти, Эдуард Марцевич, Никита Михалков, Клаудия Кардинале, Григорий Гай, Питер Финч, Луиджи Вануччи, Шон Коннери, Харди Крюгер
Роли дублировали Алексей Консовский, Георгий Жжёнов, Юрий Яковлев, Феликс Яворский, Инна Выходцева
Режиссер Михаил Калатозов
Сценарий Эннио Де Кончини, Роберт Болт, Михаил Калатозов
Композитор Эннио Морриконе, Александр Зацепин
Художник Михаил Фишгойт, Давид Виницкий, Джанкарло Бартолини Салимбени
Монтаж Джон Ширли, Питер Зиннер
Директор фильма Франко Кристальди
Оператор Леонид Калашников
Участники съемочного процесса Эннио Де Кончини, Рогволд Суховерко, Алексей Консовский, Георгий Жжёнов, Марио Адорф, Франко Кристальди, Эннио Морриконе, Юрий Визбор, Массимо Джиротти, Эдуард Марцевич, Борис Хмельницкий, Никита Михалков, Эрнст Романов, Клаудия Кардинале, Донатас Банионис, Александр Зацепин, Борис Клюев, Юрий Назаров, Григорий Гай, Джон Ширли, Наталья Мешкова, Юрий Нагибин, Питер Финч, Галина Микеладзе, Феликс Эйнас, Луиджи Вануччи, Николай Иванов, Леонид Калашников, Шон Коннери, Рейно Арен, Питер Зиннер, Юрий Яковлев, Михаил Фишгойт, Юрий Соломин, Роберт Болт, Михаил Калатозов, Леонид Каневский, Давид Виницкий, Хайнц Йозеф Браун, Отар Коберидзе, Анатолий Ромашин, Джанкарло Бартолини Салимбени, Феликс Яворский, Инна Выходцева, Харди Крюгер, Бруно Оя, Борис Голдаев, Франко Д’Андрия, Юрий Экономцев

Премии фильма

  • Золотой глобус, 1972 год (us) - Лучший иностранный фильм на английском языке

Страны производства фильма

  • Италия (23 декабря 1969) - 0
  • Япония (19 сентября 1970) - 0
  • СССР (27 октября 1970) - 11
  • Польша (Май 1971) - 0
  • США (29 июля 1971) - 0
  • Финляндия (10 сентября 1971) - 0
  • Франция (22 сентября 1971) - 0
  • Германия (ФРГ) (15 октября 1971) - 0
  • Швеция (17 января 1972) - 0
  • Португалия (19 января 1972) - 0
  • Венгрия (3 февраля 1972) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1920-е, Арктика, Выживание, Герой, Замораживание, Испытание, Исследование Арктики, Крушение (авария), Ледокол, Любительское радио, Мужество, Научный эксперимент, Основано на реальных событиях, Руководство, Самолет, Спасательная операция, Холодная погода, Цвет в оригинальном названии, Цеппелин

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии В основе фильма лежат реальные события начала XX века, отмеченного в истории небывалым моральным подъемом, побуждавшим совершать потрясающие открытия в самых разных областях, в том числе и воздухоплавании. Дирижабль — дитя той славной эпохи, и самолету в его современном виде он приходится если не прародителем, то, пожалуй, старшим братом.

Подвластный общему пафосу времени, в полярную экспедицию отправляется проектировщик летательных аппаратов Умберто Нобиле. Возглавляемая им команда из шестнадцати человек добирается до северного полюса на дирижабле «Италия», обозначая состоявшийся визит в арктические края спуском символического креста с зелено-бело-красным полотнищем. Кажется, родина отважного путешественника и талантливого инженера уже готова рукоплескать! Ну чем еще солнечная страна может одарить своего сына, пожалованного в генеральский чин вопреки давнему отказу в армейской службе из-за слабого здоровья?

Стоит отдать должное разноплановости картины: она любопытна не только (а может даже не столько) тем, что знакомит с разными образцами летательной техники, погружая в особую историческую атмосферу. В ней затрагиваются и серьезные, не теряющие своей актуальности вопросы чисто человеческого плана. Это вопрос ответственности перед людьми и перед самим собой. Вопросы преданности и самопожертвования. Это также вопрос о том, как остаться человеком в, казалось бы, совершенно нечеловеческих условиях.

Хотя цель экспедиции была достигнута, в целом ее итоги неутешительны. На обратном пути дирижабль покрывается льдом и терпит катастрофу. Далеко не у всех получается уцелеть и вернуться домой. Список жертв пополняется людьми, пытавшимися спасти экипаж. Экстремальная ситуация в полной мере дает раскрыться качествам, которыми наделены члены команды. Они изо всех сил борются за выживание: то вместе, то порознь. Восстановленная хроника этой борьбы постоянно перемежается с судом совести, который ведут воображаемые участники событий во снах начальника экспедиции. Этот мучительный суд не прекращается годами, и даже десятилетиями. Призраки прошлого никак не дают покоя. Обвинению подлежат многие просчеты Нобиле, может и не повлекшие за собой трагедию, но точно усугубившие ее последствия.

Международная спасательная операция, организованная после известия о крушении дирижабля, стала первой в истории человечества. В ней было задействовано полторы тысячи человек из шести стран мира, двадцать один самолет и восемнадцать кораблей. После ее завершения осталась масса неразгаданных тайн, неоднозначно складывалась дальнейшая судьба многих людей, причастных к полярному лету 1928 года. Все подробности экспедиции чрезвычайно интересны и достойны того, чтобы с ними познакомиться ближе. Нельзя хотя бы коротко не сказать об актерском составе: в съемках принимали участие скульптурной красоты Клаудия Кардинале, до неузнаваемости молодой Никита Михалков и как всегда безукоризненно убедительный Шон Коннери. Занимательным кажется тот факт, что прокат фильма за рубежом и у нас в стране проходил в разных вариантах монтажа и с наложением разных саунд-треков. В итальянском варианте звучит музыка Энио Морриконе, в советском — Александра Зацепина. Приглашаю к сравнению.
Оценка 1
Заголовок Бесы белого безмолвия
Текст реценизии Где твой мундир, генерал,
Твои ордена?

Цой


Лучшие образцы советского кино, как правило, отличаются подчеркнутой несоветскостью. «Красная палатка» Михаила Калатозова — показательный тому пример. И зарубежные партнеры — фильм снят в ко-продукции с Италией — здесь почти ни при чем.

Генерала Умберто Нобиле, отправившегося на дирижабле покорять Северный полюс с разноплеменной командой соратников, не страшили снега и льды. Он, по большому счету, справился с Арктикой, но не совладал с демонами в своей душе, терзающими ее через десятилетия после той экспедиции, после одинокой красной палатки среди белой пустыни. И демоны эти судят его, еженощно напоминая и о бесстрашии перед лицом вечного холода, и о минутной малодушной слабости. Умирать неделями на льдине — тяжело. Умирать десятилетиями от осознания своей вины, пусть даже мнимой — невыносимо.

Удивительно несоветское кино о преодолении себя заставляет залезать в справочники для проверки года создания картины. Сделанный больше сорока лет назад фильм абсолютно актуален в плане визуального ряда: дирижабли и самолеты не выглядят картонными игрушками, Арктика веет настоящим холодом, сюрреалистические вставки напоминают французскую «новую волну», а в целом все двухсполовинойчасовое действо держит в напряжении не хуже любого сегодняшнего мега-блогбастера. Ледовый героизм с неизбежными для жанра «Боже, храни полярников» кадрами вроде поедания сырого мяса людьми, которых голод в секунду превращает в животных, потрясает. Но главное потрясение — не в этом.

…Говоря о любом фильме Калатозова, неизбежно упираешься в сопоставление с его безусловно лучшей картиной — «Летят журавли». «Красная палатка», возможно, и не дотягивает до этого шедевра, но их роднит уникальное умение автора развернуть эпос — элегией. Показать масштабную трагедию — будь то война или крушение во льдах — не как громокипящий пафос, но как человеческую историю, в которой весь ужас и боль — там, внутри тебя, а смерть, раны и обмороженные ноги — лишь слабое отражение. Не сказать, что мы прочувствовали до конца эту боль каждого из 9-ти членов экипажа Нобиле — они лишь яркие мазки, но не портреты. Но, в первую очередь, сам генерал, и его прежний соратник Амундсен, и медсестра Валерия, готовая все отдать ради возвращения любимого из снежного плена, и даже деревенский Колька, поймавший на радиоволне сигналы затерянных полярников, — по-настоящему объемные персонажи, для раскрытия которых во всей полноте Калатозову не приходится тратить много слов и пленки.

Конечно, в этой симфонии безупречно ведет свою партию актерский ансамбль. Где еще в советском кино на квадратном сантиметре собиралось такое количество непоследних отечественных и западных артистов: от Визбора и юного, хотя уже усатого Михалкова, только пробующего себя в амплуа «первый после Бога», до итальянской bellissima diva Кардинале, которую хоть и ругают эстеты за жеманство и неестественность, но с таким глазищами даже противоестественной порой быть позволительно. И, конечно, неотразимый Коннери в роли этакого Bond ex machinа, который все подметет, все объяснит, расставит точки и вынесет вердикт — негромко, вполголоса, но без шансов на апелляцию. И вердикт прост, хотя в этой его христианской простоте и состоит непривычность для приученного к однозначным оценкам советского зрителя: не судите, да не судимы будете. Или, в терминологии Калатозова, всем нам приходится иногда снимать погоны и оставаться в пижамах. Оставаться всего лишь людьми, равно способными и на бескорыстный подвиг, и на предательство ради горячей ванны.

9 из 10
Оценка 1
Заголовок Пусть метель бушует рядом, пусть ко льду примерз ты задом.
Текст реценизии Фильм про тех, кто силен духом, и про плоть, которая духа слабее. Очень хорошо смотреть, когда планируется какой-нибудь сложный поход, потому что по сравнению с тем, что выпало на долю героям, этот сложный поход — детские шалости.

Кино во многом уникальное. Немного существует фильмов, над которыми работали совместно СССР и Италия, в которых Шон Коннери играет вместе с юным Михалковым и Визбором. Актерский состав выступил блестяще. Лишняя в фильме на мой взгляд, Клаудиа Кардинале и вся ее романтическая история, которая не соответствует действительности.

Желание итальянцев показать в фильме красивую Кардинале привело к тому, что из храброго летчика Лундборга зачем-то сделали похотливого злодея. Во-первых, Лундборг, вывезя Нобиле, вернулся на лед, чтоб спасти еще людей, но потерпел крушение и жил вместе с обитателями Красной палатки, пока его не вытащили оттуда шведские летчики.

Во-вторых, у Лундборга была невеста, а Финн Мальмгрен был помолвлен с Анной, дочерью исследователя Норденшельда, и дал согласие лететь с экспедицией накануне своей свадьбы. Сомнительно, чтоб медсестра-Кардинале, бегающая по Шпицбергену в модной шубке и тонких колготках с легкими сапожками, привлекла к себе хоть какое-то внимание человека, все мысли которого были заняты экспедицией. Разгадка появления Кардинале в фильме проста — актриса являлась невестой Франко Кристальди, продюсера картины.

В центре фильма — образ генерала Нобиле, который не в состоянии справиться с чувством вины. В реальности после катастрофы дирижабля «Италия» Нобиле подвергся преследованию со стороны Муссолини в своей собственной стране, в результате чего в 1932 году уехал в Советский Союз, чтобы конструировать дирижабли на советском заводе. С дирижаблями генералу не везло: то эксперты забракуют, то сгорит по невыясненным причинам. Тем не менее 5 лет, которые он прожил в СССР, Нобиле называл лучшими в своей жизни.

В итоге первый же его дирижабль, который вылетел с экипажем, взорвался под Кандалакшей, погибло 13 человек. Далее генерал пережил войну, фашизм, снятие с себя всех обвинений относительно «Италии» и дожил до 1978 года, застав даже полет человека в космос. Может быть, и терзали его внутренние демоны, но, на мой взгляд, с постоянными судами сценаристы переборщили. Не таков был человек.

Безусловно прекрасны в фильме арктические съемки. И аляповато, лубочной картинкой выглядит эпизод с Колькой-радиолюбителем. Босые деревенские парни в рубахах навыпуск на десятке лошадей мчатся через березовую рощу. На дворе, напомню, 28-ой год, лошади остались мало у кого. Россия глазами итальянца.

Несмотря на все вышеописанное, фильм хороший.

8,5 из 10
Оценка 1
Заголовок «Вечный суд» или «Мечтая о горячей ванне»
Текст реценизии «Главное, суметь найти свою роль»

Они все остались там. В красной палатке на льдине, на бескрайних просторах Арктики. Даже те, кто оставался всё это время на острове Шпицберген, на материке, на ледоколе «Красин» и даже тот парнишка из российской глубинки, которому удалось поймать сигнал членов экспедиции Нобиле. Все. Нобиле, Мальмгрен, Амундсен, Валерия, Заппи, Чукновский, все… Они не умерли, они всё ещё там. Они сидят вокруг Нобиле и выносят ему свой приговор. И всё равно, что сам он вынес его себе уже давным-давно, сорок лет назад.

«Красная палатка» — это последний фильм Михаила Калатозова, снятый в 1969 году. Это совместный проект СССР и Италии. Это один из тех фильмов, о которых говорят «на века», ибо история сама по себе вряд ли оставит вас равнодушными, а проблемы, затронутые в фильме поистине вечны.

На обложке диска значатся имена Шона Коннери и Клаудии Кардинале. Как бы это сказать помягче — оба эти знаменитых актёра являются тем самым слабым звеном фильма, из-за которого в нём совсем неожиданно проскальзывают фальшивые нотки. Это тот случай, когда хочется, что бы их не было, словно расслабившись под воздействием своей звёздности, они не играют, а переигрывают, тогда как всем остальным удалось прожить, проникнуться судьбой своих персонажей.

Сквозь весь фильм красной нитью проходит тема выбора. Правильного, рокового. А так же вопрос о том, кто же ответственен за этот самый выбор.

Этот фильм повествует о неудачной экспедиции генерала Нобиле, который заразившись от Амундсена любовью к Арктике, отправляется в сей снежный край на дирижабле. С самого начала всё пойдёт наперекосяк, однако ситуация будет усугубляться каждый раз, после того как он будет принимать то или иное решение. Итогом его решений станет смерть части команды и вечные угрызения совести. И даже теперь, спустя 40 лет, в его воображение то и дело происходит суд. Суд над самим собой. В его голове все они живы и почти все — осуждают его. Осуждают за то, что он разрешил части команды отправиться пешком за помощью, хотя понимал, что они не дойдут. И когда выясняется, что всё могло бы быть иначе, если бы радист починил радио чуть раньше, и ведь он мог сделать это, если бы лучше учился, знал элементарную физику и химию. Но он забыл. Забыл о схожести природы алмаза и графита. Забыл — и вот он итог. Но с него взятки гладки — он всего лишь радист, звание меньше, проще говоря, погоны другие.

«Дело в форме. Мы все одинаковы, когда в пижамах…Прошло уже 40 лет, так что надевайте вы свою пижаму и спите спокойно…»

Это не члены экспедиции не могут простить его, а он сам. Его гложет совесть, он понимает, что не должен был оставлять команду и улетать. Он должен был остаться. Что двигало им в тот момент, о чём он думал в то время, когда улетал с льдины. Что было 51-й причиной? Мечта о горячей ванне. Все мы люди и всем нам свойственно ошибаться, только вот ошибка подчинённого и ошибка командира в глазах людей не будет равнозначна.

Зачем люди отправляются в Арктику, или, скажем, стремятся покорить Эверест, прекрасно осознавая, как это опасно? Что они хотят там найти? Ответ на этот вопрос вам не даст никто, наверное, это просто невозможно объяснить словами нам, тем, кто не бывал там ни разу и кто вряд ли решиться на это. Это сродни влюблённости.

«А Мальмгрен был влюблён в чистоту. Как и я в молодости. А ведь чистота бесплодна, на ней ничего не растёт. Даже любовь».