В июле 1916: Битва на Сомме (1999)

The Trench (1999) 18+


О фильме

В фильме рассказывается трагическая история солдат британской армии накануне Битвы на Сомме — самого позорного поражения в военной истории Великобритании. В центре этой истории 17-летний Билли, который вместе со своим братом Эдди и другом Рэгом вступил в армию добровольцем.

Как и остальные солдаты из их отряда, это просто напуганные мальчишки, оказавшиеся в окопах на линии фронта. Их жизнь находится в руках опытного вояки сержанта Винтера и не приспособленного к обороне лейтенанта Харта. Но кем бы ты ни был, по объявлению приказа о начале сражения, всех ожидает одна судьба…

Подробная информация

Слоган It is a place 8ft wide, 600 miles long, man-made and God-forsaken.
Страна Великобритания, Франция
Жанр военный, драма
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 17 сентября 1999
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA
mpaa
Время 98 мин. / 01:38
Рейтинг Кинопоиска 6.973 / 129
Рейтинг IMDB 6.00 / 1 260
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Дэниэл Крэйг, Дэнни Дайер, Джеймс Д’Арси, Джулиан Райнд-Татт, Майкл Морлэнд, Киаран МакМенамин, Там Уильямс, Энтони Страхан, Адриан Лукис, Пол Николлс
Роли дублировали
Режиссер Уильям Бойд
Сценарий Уильям Бойд
Продюсер Стив Кларк-Холл, Ксавьер Маршан, Маири Бетт
Композитор Эвелин Гленни, Грег Мальканжи
Художник Дэвид Кроссман, Джим Клэй, Фил Харви
Монтаж Джим Кларк, Лоуренс Мэри-Кларк
Оператор Тони Пирс-Робертс
Участники съемочного процесса Дэниэл Крэйг, Киллиан Мёрфи, Дэнни Дайер, Джеймс Д’Арси, Джулиан Райнд-Татт, Тим Мерфи, Стив Кларк-Холл, Дэвид Кроссман, Джим Клэй, Тони Пирс-Робертс, Luke Duckett, Эвелин Гленни, Том Маллион, Фил Харви, Dahren Davey, Майкл Морлэнд, Гай Баррет, Дэнни Натт, Крис Бриджман, Лайам Кинг, Киаран МакМенамин, Уильям Бойд, Tom Silburn, Ксавьер Маршан, Джим Кларк, Маири Бетт, Вэл Уолстенхолм, Лоуренс Мэри-Кларк, Там Уильямс, Чарльз Картмелл, Джон Хиггинс, Дженни Пикеринг, Энтони Страхан, Адриан Лукис, Стэн Чарити, Линди Хемминг, Грег Мальканжи, Пол Николлс, Бен Уишоу, Джэми Ньюэлл

Страны производства фильма

  • Великобритания (17 сентября 1999) - 20
  • Мальта (27 октября 1999) - 0
  • Франция (19 апреля 2000) - 8
  • США (22 ноября 2000) - 0
  • Исландия (6 февраля 2001) - 0
  • Венгрия (3 июля 2005) - 0
  • Швеция (16 ноября 2005) - 0
  • Италия (12 ноября 2008) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1916 год, Бой, Британец, Британские вооруженные силы, Британский солдат, Взрыв, Винтовка, Винтовка со скользящим затвором, Военная жестокость, Военная униформа, Вооруженные силы, Жестокость, Миномет, Молодой человек, Независимый фильм, Ничья земля, Первая мировая война, Позиционная война, Поле боя, Пулемет, Пушечное мясо, Ручное огнестрельное оружие, Солдат, Сражение, Униформа, Шлем, Штык, Экшен-сцена в самом начале

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Два дня из жизни одной траншеи
Текст реценизии В июле 1916 года началась одна из самых масштабных военных операций в ходе Первой мировой войны — операция на реке Сомме. В операции участвовали войска союзных французской и английской армии, их целью был разгром немецких войск и вытеснение их с территории Франции. Операция длилась более четырех месяцев, и хоть ее итоги способствовали окончательной победе над немецкими войсками и продемонстрировали превосходство Антанты, однако сама операция осталась в истории как самая кровавая битва в ходе Первой мировой войны.

«The Trench» — фильм не о самой операции, а всего лишь о двух днях, предшествовавших ей. События фильма разворачиваются за 48 часов до наступления, в одной из многочисленных траншей. Высшее командование изменило планы, и взвод из солдат и двух командиров должны оставаться на передовой линии фронта, а 1 июля решительно вступить в бой. Все знают, что битва будет нелегкой, для подавляющего большинства солдат она будет первой… и последней. И хотя командование уверяет, что победа будет на их стороне и большая часть немецких войск разгромлена артиллерией, все же в траншее витает невидимый страх смерти.

Билли Макфарлайн (Пол Николлс) — прибыл на фронт с братом Эдди (Там Уильямс), его глазами мы наблюдаем за происходящем в траншее. Билли всего 18 лет, он добрый и романтичный парень, и война для него — пока еще всего лишь залпы вдалеке от траншеи. Таких юнцов, как он, во взводе большинство — Колин, Эдди, Джордж, Джеймс и другие. Все они любят пошутить и поболтать о девушках, и хоть каждый смертельно боится войны и в ужасе от своего положения и безысходности, они стараются держаться непринужденно.

Командование состоит из лейтенанта Эллиса Харта (Джулиан Райнд-Татт) и сержанта Телфорда Винтера (Дэниэл Крэйг). Лейтенант — меланхоличный и депрессивный персонаж, грустно попивает виски и предается печальным размышлениям, подготавливая пистолет к бою. Весь фильм кажется, что в конечном итоге он сам застрелится из этого пистолета, таким обреченным он выглядит. Кажется, лейтенант вообще не от мира сего и какими-то неведомыми судьбами оказался в гуще описываемых событий. А вот сержант — совершенно другого рода человек. Он единственный во всем взводе обладает характером. Он суровый, гиперответственный, преданный своей работе человек. Но он не предан делу убивать врагов, он считает своим долгом оберегать солдат, вымуштровать в них силу духа, презрение к страху. И он делает свою работу хорошо, потому что без него во всем взводе была бы сплошная паника и беспомощность. Он бывал на фронте, но в нем нет страха. И при этом, он не черствый человек, чему неоднократно будут доказательства в течение фильма.

Фильм повествует о событиях Первой мировой войны глазами англичан, однако для тех, кто ожидает от военного фильма соответствующего военного экшна, сцен боев, летающих снарядов, сбитых самолетов и прочее и прочее — фильм может стать большим разочарованием. Там ничего этого нет. Но тем не менее, в конце фильма не возможно сдержать бурного потока слез и не задать в очередной раз вопрос — зачем все это было нужно?

«The Trench» фильм психологический. Разумеется, события происходят на фоне военных действий, главные действующие лица — солдаты и командирский состав, но главной мыслью режиссера было не показать войну и ее участников, а показать ее бессмысленность, ведь ни одному в этой траншее не хотелось воевать и они, по сути, не знали, зачем это делают. Не только молодые и неопытные добровольцы, которые еще вчера были детьми, но и опытные, бывалые сержант и лейтенант — командиры взвода.

За полтора часа экранного времени каждый из персонажей фильма становится знакомым. У каждого есть свои достоинства и недостатки, кто-то хочет перестрелять немцев, кто-то — встретиться с девушкой. Они часто взрываются и бросаются друг на друга с кулаками, но все это только от того, что они знают, что ждет их через несколько часов. А в последний, решающий момент, уже никто не пытается скрыть свои эмоции. Перед лицом смерти незачем лицемерить.

«The Trench» — единственный фильм Бойда-режиссера. Однако, он написал сценарий к нескольким картинам, среди которых, помимо «The Trench», есть еще один фильм «Sword of honour», также относящийся к жанру военной драмы. Его дебютный «The Trench» получился очень достойной работой, не выдающей своего создателя, как новичка. Невероятно, как можно создать такой сильный психологически фильм о войне, не прибегнув к спецэффектам, масштабным сценам и массовкам.

Среди актерских работ, безусловно, не возможно не выделить Дэниэла Крэйга. На нем, по сути, держится весь фильм. Сержант для каждого солдата в траншее — мать и отец в одном лице. Ответственность, забота, переживание а вместе с тем, строгость, жесткость и дисциплина — даже лейтенант взвода не имел такого авторитета и власти. Это единственная актерская номинация в фильме, которая выдвигалась на British Independent Film Award.

Среди молодых актеров, исполняющих роли солдат я бы выделила Джеймса Д`Арси. Очень хороший получился персонаж. Кроме него, очень понравился Бен Уишоу. У него не большая роль, но талант у парня безусловный. Он сыграл такого сопереживающего паренька, который любил пообщаться, но его обычно посылали куда подальше… :)

В целом, я уверена, фильм понравится не всем. Любителям фильмов о Первой мировой будет не хватать историзма, любителям военных фильмов — боевых сцен, но вот если рассматривать фильм как драму отдельных людей, поставленных судьбой и обстоятельствами в жестокие условия, перед лицом смерти, не имея выбора и пути назад… То фильм очень силен. Жутко сознавать, что хоть данная история вымышлена, но таких солдатов, сержантов и лейтенантов было много больше в действительности и они тоже сидели в траншеях вот так, ожидая своей смерти, не питая лишних иллюзий… Улыбаясь и шутя за несколько часов до смерти.

10/10
Оценка 1
Заголовок Настоящая война
Текст реценизии Есть такой известный, легко вычисляемый и неоднократно пародируемый кинематографический приём, который условно можно назвать «бедный хороший смертник». Это когда третьестепенному, а порой даже второстепенному персонажу сначала дают раскрыться — настолько, чтобы зритель поверил в него — а потом убивают, зачастую, преувеличенно жестоко. И у главных героев появляется повод для мести, а зритель получает необходимое настроение: жалость, сочувствие, неприятие насилия в частности и войны (если это военный фильм) вообще.

В «Обыкновенном чуде» звучит упрёк автору, убивающему героев ради тех или иных целей, ну а в современной, Голливудом вскормленной, традиции, без пары трупов никак не обойтись. Более того, это самый лёгкий способ отличить главных от второстепенных. Главный герой всегда остаётся в живых. Он обязан спастись. Видимо, это и значит быть главным героем…

В «The Trench» это правило не работает. Фильм выпустили у нас с длинным и дезориентирующим названием «В июле 1916: Битва на Сомме», что подразумевает исторический фильм с боевыми действиями. Между тем основные события «Траншеи» проходят за три дня до начала самой битвы, а потом все участники (англичане) в составе первой волны нападения отправляются в атаку на вражеские (немецкие) позиции. На этом фильм кончается. Никаких «открытых финалов», зацепок или надежд: в битве на Сомме британская армия понесла сокрушительные потери. В переводе на человеческий язык это значит, что положили всех, кто был в первых рядах.

Мораль? Выводы? Объяснения? «Траншея» счастливо избавлена от нравоучительных отступлений и похожа скорее на телеспектакль, на пьесу, а в чём-то — на наши старые фильмы о войне, где место действия — окопы, где не столько воюют, сколько живут, обустраивая немудреный быт, обзаводятся друзьями, спорят и разговаривают по душам. И тот факт, что придётся умереть, не отменяет необходимости хоть чем-то наполнять время до назначенного часа атаки.

Кстати, осознание необходимости «пережить время» — главная задача сержантского состава.

«- Get this fucking mess off!
- What mess, sergeant?
- This mess!»
— и ящики летят на пол.

Траву не красят только потому, что на передовой только грязь и глина. Но даже копание ещё одного сортира не помогает, и вот уже первый раненый — по глупости и от скуки.

Дополнительные два дня вынужденного безделья и ожидания — проблема посерьёзнее отсутствия нормального горячего питания. В «Траншее» подробно и многогранно разбирается ситуация, которая в военных фильмах обычно проходит фоном — но здесь ожидание боя становится чем-то большим, чем просто эпизодом в общем сценарии. Наверное, потому что это последний эпизод для всех участников, и нет «главных», потому что погибнут все, и нет «второстепенных», потому что никто не хочет такого финала.

Взвод зелёных новобранцев, терзаемых скукой и любопытством, страхом или обречённостью, опытный сержант, который заботится об этих мальчишках, но не может спасти ни одного из них, лейтенантик, для которого назначение на фронт всего лишь неприятная необходимость — для них нет «последних трёх дней», этого пугающе узкого пространства траншеи. Жизнь похожа на широкое поле, где ветер колышет траву, и, кажется, что по ней можно идти ещё очень-очень долго.

Этот фильм вполне претендует на то, чтобы считаться историческим. Над ним неплохо поработали костюмеры, и несмотря на очевидную малобюджетность, он вполне аутентичен. Но подобный эффект достигается не только оружием или формой.

Психологизм и достоверность героев, «фронтовая повседневность» в традициях Ремарка — одни из главных достоинств картины. Показательна сцена, в которой солдаты, в большинстве своём — неопытные мальчишки, обсуждают, как же можно лежать в постели с женщиной и позволять фотографировать себя! А потом лицо с другой, менее неприличной, но всё равно волнующей фотографии станет талисманом для семнадцатилетнего (приписавшего себе год) Уилла Макфарлайна (Пол Николс). Первая любовь с первого взгляда, девушка с почты и ритуальные попытки привести свою причёску в ещё более безупречный вид.

В контрасте с наивностью и влюблённостью Уилла — скептицизм и сарказм Колина Девентри (Джеймс Д`Арси), который постепенно убеждается, что все обещания артподготовки — ложь, и предстоящая атака закончится смертью для каждого. Жизнерадостный капрал Вик Дэлл (Дэнни Дайер) только и ждёт повода «убить побольше немцев» и отомстить за погибших товарищей, а «Тряпка» Роквуд (Киллиан Мерфи) и Чарли Эмброз играют в карты и обсуждают, как разбогатеют после войны.

Их командир, лейтенант Харт (Джулиан Райнд-Татт), пытаясь хоть как-то укрыться от происходящего, прикладывается к фляжке с виски и читает стихи. Чёрт побери, он даже в качестве пароля предлагает «Шекспир» — можно представить, какой это подарок на передовой!

Но настоящим авторитетом для солдат является сержант Телфорд Уинтер (Дэниэл Крейг). Вначале он кажется эдаким прапорщиком из анекдотов (и некоторые из его подопечных так его и воспринимают), но его забота и внимание к подчинённым оказывается более глубоким, чем рафинированное командирство лейтенанта. Он профессиональный солдат — поэтому знает, чего ждать, у него есть семья и дети — и поэтому ему есть, что терять, но, как и пошедшие добровольцами мальчишки, он не может ничего изменить ни в приказах, ни в правилах. Можно лишь попытаться что-то успеть — объяснить, досказать, подготовить к тому, что ждёт «наверху», когда они все покинут траншею.

А наверху их ждал «другой мир», где уже не важно, осторожен ты или совершаешь глупости, умеешь стрелять или трясёшься от страха. Для всего взвода, как и для других, кто атаковал в тот день, вне траншей была только смерть. И те несколько дней, проведённых за едой, разговорами и муштрой, были чем-то большим, чем просто временем, убитым в ожидании 7:00 1 июля 1916 года.