Маги и странники (2003)

Travellers and Magicians (2003) 18+


О фильме

Молодой человек по имени Дондуп, несмотря на свое университетское образование, решает, что лучше собирать яблоки в Соединенных Штатах, нежели работать государственным чиновником в далекой деревушке. На своем пути в поисках лучшей жизни он встречает нескольких странников — монаха, торговца яблоками, изготовителя бумаги и его очаровательную дочь. Монах рассказывает Дондупу историю парня по имени Таши, которая происходит как бы параллельно его собственному путешествию. Это история страсти, ревности, и ее трагическая развязка заставляет Дондупа задуматься — а действительно ли так замечательна жизнь вдали от родного дома.

Подробная информация

Слоган The bitter and the sweet of temporary things
Страна Австралия, Бутан
Жанр драма, приключения
Бюджет $1 800 000
Сборы в США $506 793
Сборы в мире + $552 100 = $1 058 893
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 9 сентября 2003
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту
MPAA
mpaa
Время 108 мин. / 01:48
Рейтинг Кинопоиска 7.683 / 133
Рейтинг IMDB 7.20 / 1 396
Рейтинг мировых критиков 93
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Гомчен Пенджоре, исполнявший роль Агая, в реальности работающий антикваром, исчез на несколько дней во время съёмок. Поэтому сцену смерти его героя не показали, а вместо этого обошлись стонами, раздающимися из хижины.
В главных ролях Санга Будха, Деки Янгзом, Лакпа Дорджи, Сумчо Будха, Тшеванг Дендуп, Дорджи Будха, Ним Бутхри, Сонам Ламо, Сонам Кинга, Аум Чензом
Роли дублировали
Режиссер Хьенце Норбу
Сценарий Хьенце Норбу
Продюсер Джереми Томас, Малкольм Уотсон, Рэймонд Стейнер
Композитор Джигме Друкпа, Донам Дорджи, Дечен Дорджи
Художник Угиен Ванчук, Рэймонд Стейнер, Клаудия Бальс
Монтаж Джон Скотт, Эндрю МакКормик, Лиза-Энн Моррис
Оператор Алан Козловски
Участники съемочного процесса Джон Скотт, Phub Thinley, Санга Будха, Tandin Norbu, Tsampa Tshering Phuntsho, Rinzinia, Sithar Om, Угиен Ванчук, Apa Mindu, Kelzang Lhadon, Gup Kado Duba, Тинли Вангмо, Karma Sherub, Деки Янгзом, Gyemo, Kinley Zam, Tadin Norbu, Chhmi Dem, Tshering Yangchen, Dasho Kado, Лакпа Дорджи, Бон Фанк, Сумчо Будха, Dorji Pem, Dasho Yeshi Droji, Тшеринг Дорджи, Venerable Lungtaen Gyatso, Wandchuk Norbu, Сонам Норбу, Karma Yangki, Aum Daw Gyem, Мани Дорджи, Эндрю МакКормик, Gomchen Penjore, Лиза-Энн Моррис, Tshoki Lham, Нетен Чоклинг, Ugyen Tshomo, Тшеванг Дендуп, Kinzang Wanchuk, Pema Wangchuck, Тинли Дем, Дорджи Будха, Алан Козловски, Namgay Dorjee, Джереми Томас, Хьенце Норбу, Gyem Tenzin, Nimchu, Kinzang Dem, Mangi Ap Norbu, Ap Dochu, Цзямъян, Taza Wangmo, Kinlem, Джигме Друкпа, Kinzang Wangmo, Ним Бутхри, Nim Gyeltshen, Карма, Phub Sangye, Ванчук, Тензин Вангмо, Sithay Pern, Dasho Adab Sangye, Phunstsho Domia, Chhimi Zam, Сонам Ламо, Sangay Lhamo, Сумчо, Тшеринг Вангмо, Phub Dorji, Dophu Tashi, Dasho Bato Karp, Пемба Тшеринг, Kencho Wangmo, Thinley Gyem, Lama Yeshi Dendup, Донам Дорджи, Ним Таши, Малкольм Уотсон, Угиен Дорджи, Phub Rinzin, Kezang Wangmo, Рэймонд Стейнер, Джигме Ванчук, Khandu Om, Gangchu, Phub Dem, Norbu Zangmo, Tendi Zangmo, Sumda, Gurula, Сонам Кинга, Dorji Zam, Дечен Дорджи, Choki Lahm, Chogye Sithup, Goley Dorji, Аум Чензом, Pelden Dorji, Samdrup Dorji, Phuchu Dem, Pelzang, Kezang Norbu, Ugyen Pern, Lam Dawup, Lungten, Тензин Тинли, Phub Gyem, Pem Dorji, Sonam Choepel, Villagers of Chendebji, Tenzing Lham, Sangay Wangmo, Клаудия Бальс, Lemo

Страны производства фильма

  • Канада (9 сентября 2003) - 0
  • США (20 ноября 2003) - 0
  • Греция (21 ноября 2003) - 0
  • Франция (12 марта 2004) - 0
  • Франция (14 марта 2004) - 0
  • Дания (28 марта 2004) - 0
  • Гонконг (9 апреля 2004) - 0
  • Франция (21 апреля 2004) - 41
  • Италия (23 апреля 2004) - 32
  • Швейцария (23 апреля 2004) - 0
  • Сингапур (13 мая 2004) - 0
  • Швейцария (19 мая 2004) - 0
  • Дания (23 июня 2004) - 1
  • Чехия (6 июля 2004) - 0
  • США (16 июля 2004) - 0
  • Бельгия (18 августа 2004) - 2
  • Израиль (26 августа 2004) - 0
  • Норвегия (3 сентября 2004) - 2
  • Финляндия (17 сентября 2004) - 0
  • США (30 октября 2004) - 0
  • Швейцария (25 ноября 2004) - 0
  • Мексика (26 ноября 2004) - 0
  • Нидерланды (6 января 2005) - 4
  • США (28 января 2005) - 0
  • США (16 марта 2005) - 0
  • США (31 марта 2005) - 0
  • Канада (29 апреля 2005) - 0
  • Великобритания (27 сентября 2005) - 0
  • Корея Южная (28 апреля 2006) - 0
  • Сингапур (18 мая 2007) - 0
  • Испания (26 сентября 2008) - 3

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Буддизм, Буддист, Волшебство, Дорожное путешествие, Иллюзия, Монах, Рассказ в рассказе, Рассказывание историй

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Страна грёз — Бутан
Текст реценизии Обычно, когда какая-нибудь страна начинает осваивать для себя новую нишу (в футболе, например), ждать высоких результатов на первых порах от неё не стоит. Однако первых бутанский фильм (без скидок, как в случае с «Кубком» того же режиссёра) вышел отменным и, удивительное дело, чуть ли не арт-хаусным. Но это всё — общие слова, теперь по делу.

Перед нами — раздвоенное кино: у нас есть история человека, желающего уехать из своей захудалой деревеньки в Бутане куда-то в Америку, лишь бы работать там кем-нибудь, даже на самой примитивной должности, ведь США — «страна грёз». Что любопытно, на меньшее он не согласен, т. к. столицу — Тхимпху он воспринимает, как большую деревню, где та же захудалость и бесперспективность.

В пути он встречает разных людей, среди которых наиболее знаменательное знакомство — с монахом. И здесь включается вторая история: рассказ монаха о своём брате, хотевшем также покинуть свою малую родину в поисках лучшего будущего.

Честно говоря, вторая история (преподанная в качестве притчи) поначалу кажется чересчур затянутой, ненужной даже, но по ходу фильма она завоёвывает ваши симпатии и уже основная история, которая временами прерывает рассказ монаха, начинает вас раздражать — ведь в ней нет той глубины, той психологической тонкости, что есть в истории монаха. К сожалению, это недостаток фильма. Диспропорция и неравноценность притч (ведь и история бутанца, отправившегося в Америку, по-своему притча, во всяком случае, для монаха) так и бросается в глаза. Рядом друг с другом они выглядят, как старший и младший брат, внешне похожие, но с разным жизненным опытом. Как говорится, недокрутили.

Однако и этим не исчерпывается картина. Для меня является загадкой, как трактовать картину. С одной стороны, если подходить к этому фильму исключительно, как к фильму-притче, то притензий будет мало. Гораздо интересней будет выявление идеологической подоплёки картины. И вот здесь мы возвращаемся к началу нашей рецензии: «Маги и странники» — первый бутанский фильм, полу-арт-хаусный. Не кажется ли вам, что для первого фильма можно было выбрать и что-нибудь попроще? Комедию, например, или слезливую мелодраму? На безрыбье-то! Ан нет, сделали посложней (но не чересчур): фильм-притча с идеей «где родился, там и сгодился». Фильм очень патриотичен. Как мне кажется, именно в утверждении этой мысли (нигде бутанцу не будет лучше, чем в Бутане) и кроется его замысел, ведь без дидактичности его нельзя представить. Поэтому такой акцент в фильме сделан на национальной самобытности Бутана: великолепная природа (пожалуй, в этом плане «Маги и странники» — образцовейший фильм), любопытные национальные традиции.

Однако в России такое кино уже не прокатило бы: не любят нынче патриотическое кино (откровенно говоря, по делу), долгие планы с природой вызывают по-прежнему восхищение, но вместе с тем и раздражение: да что ж, меня таким банальным приёмом хотят привязать что ли? Или жизнь русской деревни. Эстетически в кино она выглядит красиво, на деле же она тяжела, беспросветна и лишена всяческой романтики. И деревенские люди отправляли своих детей в города, чтобы они «не копались в говне, как мы».

Нет, безусловно, патриотическое кино нужно — для здоровой жизни государства. Но только и государство должно хоть как-то соответствовать радужной картинке фильма. Как в России это — известно, как в Бутане — не знаю, не был, поэтому и не берусь утверждать, что такое кино с таким урапатриотическим посылом, с довольно банальной идеей при смешанно тонкой (в случае истории монаха) и лубочной (как с ГГ) проработкой, плохо само по себе. Нет. Более того, если жители Бутана после его просмотра убедятся в том, что не нужна им «Арктика с Антарктикой», значит, либо они глупы, либо жизнь на родине им действительно по нраву. А разве последнее не хорошо?
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии - Мы, мужчины, можем стареть, но наш разум не стареет. Наша ревность остается молодой.

Удивительно красивое и поэтичное название у этого фильма, хотя и простое. Сразу вызывает аллюзии со средневековым Востоком, полным тайн. Именно поэтому самое начало «Магов и странников» меня немного разочаровало — показалось слишком будничным. И лишь с появлением яблочника и монаха картина, что называется, «пошла». Монах начал рассказывать свою притчу; пейзажи стали маняще прекрасными; число попутчиков стало расти. Появилась та самая поэтичность, которой так не хватало.

Почему именно монах сыграл такую важную роль в жизни молодого чиновника? Не потому ли, что сам режиссер по совместительству является бутанским буддийским ламой, тулку (форма проявления Будды в обыденном мире) линии Кхьенце и настоятелем монастыря Дзонгсар? Может быть да, а может быть нет, но одно можно сказать определенно: род занятий Норбу наложил свой отпечаток на его творение. Взять хотя бы историю Таши: традиционная буддийская сказка о двух братьях, один из которых хотел стать колдуном. Что до основной сюжетной линии, то она базируется на рассказе Ясунари Кавабата «Танцовщица из Идзу», повествующем о группе странников и школьнике, влюбляющемся в танцовщицу. Мрачная история, полная ревности и страсти, контрастирует с солнечной и дружелюбной атмосферой путешествия. Даже визуальный ряд подчеркивает это различие.

Еще одна интересная особенность картины — отсутствие профессиональных актеров. Желающих набирали среди всех слоёв населения — крестьян, школьников, сотрудников Вещательной Службы Бутана, Королевской Стражи и правительства Бутана. Отсюда та живость и непосредственность, которые далеко не всегда присущи «профи». Вообще, вся история создания «Магов и странников» — это сплав современного и архаичного. Так, многие решения, включая решение о дате выпуска фильма, принимались с помощью традиционного гадания Мо. Не обошли вниманием бутанскую культуру, фольклор. Герои направляются на традиционный религиозный фестиваль Тхимпху-Цечу, посвященный буддийскому просветителю Гуру Ринпоче; мельком можно увидеть новоселье и полюбоваться на наскальные рисунки. Кроме того, монах периодически поигрывает на даньене. Так что работу Норбу нельзя не назвать самобытной.

Созерцательный, аллегоричный и поучительный фильм в лучших традициях Востока. И как в любой притче, каждый найдет в «Магах и странниках» что-то своё.
Оценка 1
Заголовок Жизнь-сказка
Текст реценизии Для монаха-сценариста (Норбу) без соответствующей подготовки и опыта — отличный сюжет. Проза здоровой и простой сельской жизни в контрасте с «американской мечтой» главного героя… в сколь легкой и изящной манере без злобы, но уверенно происходит её осмеяние. Но не только — в эту простую историю входит и чудесная сказка, а в ней еще одна. С гораздо более глубоким подтекстом. Вспоминается присказка — «сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок!» Так что фильм — отнюдь не развлекаловка, он ненавязчиво и дружески напоминает об сложности человеческого бытия, ответственности за совершаемые ошибки и напоминает о возможности этих ошибок избежать, есть и завуалированный призыв задуматься о смысле человеческой жизни. Молодцы — бутанцы!

Участие австралийцев в постановке фильма почти не заметно, но всё же следует признать, что их присутствие определило высокий уровень профессионализма. И он проявляется именно в простоте и непритязательности происходящего, умении удержать сложный ритм разворачивающегося сюжета. А удержать внимание зрителя и связанность в единое повествование целых трёх совершенно разноплановых, но плотно соединённых историй — это мастерство. Фильм неспешен и одновременно динамичен, весел и задумчив, светел и строг — но общее настроение картины всё же радость жизни и улыбка человеку.

P.S. такие как этот фильмы нашли бы свою аудиторию в странах буддизма, в Азии. Здесь при соответствующей информационной поддержке был бы возможен их коммерческий успех. В обществе массового потребления на потребу другие фильмы.