Ближний круг (1991)

(1991) 18+


О фильме

Время действия — с 1939 по 1953 годы. Пора жесткой тирании, когда погибли миллионы безвинно репрессированных. Но были и другие — особая категория приближенных к вождю людей, так называемый «ближний круг».

Именно туда забрасывает судьба героя фильма, киномеханика Саньшина — доброго, восторженно-простодушного и слепо обожающего «вождя народов»…

Подробная информация

Слоган
Страна США, Италия, СССР
Жанр драма
Бюджет
Сборы в США $93 292
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 25 декабря 1991
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 12
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 12 лет
MPAA детям до 13 лет просмотр не желателен
mpaa PG-13
Время 137 мин. / 02:17
Рейтинг Кинопоиска 6.986 / 309
Рейтинг IMDB 6.80 / 1 266
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Прототипом главного героя фильма, придворного киномеханика Ивана Саньшина послужил Иван Ганьшин — киномеханик, отвечавший за показы фильмов для первых лиц государства в кремлёвском кинозале с 1939 до 1980-х годов.
Рабочее название фильма — «Киномеханик Сталина».
В главных ролях Александр Збруев, Федор Шаляпин мл., Ирина Купченко, Мария Баранова, Всеволод Ларионов, Лолита Давидович, Александр Филиппенко, Боб Хоскинс, Том Халс, Бесс Мейер
Роли дублировали Нина Тобилевич, Елена Дробышева, Евгений Миронов, Юрий Яковлев, Андрей Кончаловский
Режиссер Андрей Кончаловский
Сценарий Анатолий Усов, Андрей Кончаловский
Композитор Эдуард Артемьев
Художник Джанни Джованьони, Владимир Мурзин
Монтаж Генри Ричардсон
Директор фильма Клаудио Бонивенто, Лаура Бальби
Оператор Эннио Гуарньери
Участники съемочного процесса Нина Тобилевич, Елена Дробышева, Виктор Балабанов, Эдуард Артемьев, Олег Табаков, Александр Пашутин, Александр Сирин, Генри Ричардсон, Александр Збруев, Виктор Уральский, Александр Феклистов, Федор Шаляпин мл., Ирина Купченко, Мария Баранова, Иванова Петрова, Виктор Тардян, Антонина Анохина, Эннио Гуарньери, Клаудио Бонивенто, Валентин Виноградов, Геннадий Христенко, Евгений Миронов, Михаил Кононов, Джанни Джованьони, Юрий Воробьев, Юрий Яковлев, Евдокия Германова, Владимир Стеклов, Игорь Большунов, Всеволод Ларионов, Александр Гарин, Лолита Давидович, Мария Виноградова, Вероника Саркисова, Ирина Лазарева, Елена Борзунова, Сергей Арцибашев, Александр Филиппенко, Владимир Епископосян, Боб Хоскинс, Анатолий Усов, Любовь Матюшина, Том Халс, Ольга Анохина, Сергей Степанченко, Андрей Кончаловский, Саркис Армизян, Бесс Мейер, Владимир Мурзин, Илья Чанбуданов, Иван Теплов, Лаура Бальби, Александр Липкпов, Вера Екроимова, Валентин Черяков

Премии фильма

  • Ника, 1993 год (ru) - Лучший композитор (Эдуард Артемьев)
  • Берлинский кинофестиваль, 1992 год (de) - Золотой Медведь

Страны производства фильма

  • США (25 декабря 1991) - 0
  • Испания (28 февраля 1992) - 0
  • Германия (5 марта 1992) - 0
  • Швеция (6 марта 1992) - 0
  • Франция (11 марта 1992) - 0
  • Финляндия (20 марта 1992) - 0
  • Аргентина (23 апреля 1992) - 0
  • Великобритания (29 мая 1992) - 0
  • Нидерланды (19 июня 1992) - 0
  • Австралия (23 мая 1993) - 0
  • Венгрия (27 января 1997) - 0
  • Финляндия (15 июня 2008) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1930-е, 1940-е, Вторая мировая война, Иосиф Сталин, Киномеханик, Любовь, Основано на реальных событиях, Поезд, Социализм

Рецензии пользователей

Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии К реальности этот фильм имеет весьма отдалённое отношение. И оценивать его как «слепок эпохи» не стоит. Это скорее гротеск, где реальность переплетается с фантастикой, и обе стороны дополняют друг друга. А Москва больше похожа на гоголевский Петербург. Фильм неплохой и мог бы быть ещё лучше, если бы не подбор актёров. Халс создал довольно удачный образ, а вот Давидович играет невразумительно. Да и многие другие актёры (зачастую очень сильные) здесь оказались не на своём месте. Правда порой от этого только усиливается ощущение нереальности всего происходящего на экране.

7 из 10
Оценка 1
Заголовок Кого ты больше любишь — меня или товарища Сталина?
Текст реценизии На мой взгляд, очень метафоричный фильм. С одной стороны, есть конкретное время и место действия, но с другой — все происходящее настолько переполнено гиперболами, символами и даже романтикой, что просто невозможно воспринимать это как слепок настоящей жизни. Хотя я совершенно не исключаю, что случаи, подобные эпизоду с несчастной семьёй Губельманов действительно имели место, но воспринимать этот фильм как документальный или хотя бы близкий к нему — значит очень ограничить спектр впечатлений.

Почти фантастическая история головокружительного взлета обычного киномеханика до приближенного лица самого Сталина, который, пожалуй, со времен монархии ближе всего подошел к абсолютной власти в нашей стране, производит впечатление, вне зависимости от того, насколько в нее веришь. На мой взгляд, режиссер создал собирательный образ диктатуры системы и господства культа личности, одновременно показав и реальные исторические события, и гипертрофированные примеры ломки характеров и судеб. На мой взгляд, таким должно быть кино, такой должна быть и литература — ни скрупулезная скучная документалистика, ни оторванная от реальности фантастика не производят должного впечатления, а вот «Ближний круг» — это нечто.

Прекрасная игра актеров, точно переданная атмосфера, вплоть до специфического акцента Сталина, который действительно знают немногие, но узнают почти все… все это, может, и не кажется значительным, если не знать, скольких часов упорного труда стоит снять фильм о сороковых — в девяностых. На мой взгляд, лучший фильм режиссера Андрея Кончаловского.
Оценка 1
Заголовок Оборотень или оборотная сторона медали
Текст реценизии Фильм «Ближний круг» для меня один из тех картин, которые пытаются обрисовать, а более раскрыть историческую действительность сталинизма. Страшный период — период обмана душ миллионов людей, человек здесь является всего лишь винтиком огромной машины или системы, которая контролирует всех и вся. Машина бесчувственна, не имеет жалости и сострадания- вспомним, хотя бы бедную девочку Катю, потерявшую свою семью и отданную в детский дом. Кто же руководит сей машиной? Достаточно ли существование одной персоны Сталина? Или же необходима плодотворная почва, как сказано в фильме, фанатичная (на уровне одержимости) вера «таких вот Вань».

Но мы видим болезненный процесс трансформации сознания такого вот простого Ивана Саньшина, потерявшего свою супругу, раздавленной сей мегамашиной. Для Ивана первоначальное восприятие вождя всех времен и народов с его режимом кровавого тоталитаризма перевернуло или точнее разрушило всю его жизнь, весь его дом. Сталин явился оборотнем, всё-таки или наконец-таки показавшем свое истинное лицо. Но Иван Саньшин осознал весь ужас происходящего- что доказывает его поступок спасения бедной Кати, пытающейся пробраться среди народа, идущего на прощание, а точнее на поклон к товарищу Сталину.

10 из 10
Оценка 2
Заголовок
Текст реценизии Я смотрела этот фильм, не зная имени режиссера. Смотрела и снисходительно кивала, мол, простительно им там в Голливуде снимать такую развесистую клюкву. Все приемы лежали на поверхности, глубины никакой, так сказать, «подзолистые почвы». Когда я узнала, что режиссер — Кончаловский, у меня был ступор, я решила, что это розыгрыш. До сих пор не понимаю, как русский интеллектуальный и интеллигентный человек мог написать такой сценарий. Единственное объяснение — та эпоха была столь ужасна, что сытый и спокойный западный зритель просто не сможет смотреть более реалистичный фильм, каким является например «Покаяние». Но показывать «Ближний круг» в России не стоило, уж коли снят он был для американцев.

5 из 10