Рим (1972)

Roma (1972) 18+


О фильме

Импрессионистская ода его прошлому, настоящему и будущему в форме феерической фантазии безо всякого сюжета. Карнавальное буйство жизни в ее разнообразных проявлениях, подмеченных зорким взглядом Художника, вносящего в общую хаотическую картину свои собственные воспоминания и переживания.

Чего тут только нет: и раскопки в метро, и мотоциклетный марш по ночному городу, и ретросцены в публичном доме и в любительском театре, и даже «парад церковной моды» в Ватикане. Каскад сменяющих друг друга красочных сцен, ощущение праздника, полета режиссерской фантазии, признание Феллини в любви к столице Италии.

Подробная информация

Слоган The fall of the Roman Empire 1931-1972.
Страна Франция, Италия
Жанр драма, комедия
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 14 марта 1972
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
mpaa R
Время 128 мин. / 02:08
Рейтинг Кинопоиска 7.641 / 514
Рейтинг IMDB 7.20 / 6 021
Рейтинг мировых критиков 62
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Марни Мейтленд, Бритта Барнс, Пиа Де Дозес, Элиза Майнарди, Питер Гонсалес Фалкон, Паола Натали, Раут Пауле, Ренато Джованноли, Галлиано Сбарра, Фьона Флоренче
Роли дублировали
Режиссер Федерико Феллини
Сценарий Федерико Феллини, Бернардино Дзаппони
Продюсер Тури Вазиле
Композитор Нино Рота
Художник Данило Донати, Андреа Фантаччи
Монтаж Руджеро Мастроянни
Оператор Джузеппе Ротунно
Участники съемочного процесса Федерико Феллини, Марни Мейтленд, Федор Шаляпин мл., Жинетт Марсель Брон, Мария Де Систи, Бритта Барнс, Джон Фрэнсис Лейн, Джанлуиджи Чирицци, Нино Рота, Пиа Де Дозес, Руджеро Мастроянни, Гор Видал, Миммо Поли, Данило Донати, Джузеппе Ротунно, Анна Маньяни, Андреа Фантазия, Dante Cleri, Эннио Антонелли, Гульельмо Сполетини, Нино Терцо, Элиза Майнарди, Альберто Сорди, Mario Del Vago, Марчелло Мастроянни, Питер Гонсалес Фалкон, Бернардино Дзаппони, Альваро Витали, Нэнси Коэн, Анджела Де Лео, Паола Натали, Андреа Фантаччи, Верьяно Джинези, Кассандра Петерсон, Деннис Кристофер, Тури Вазиле, Алессандро Квазимодо, Giovanni Serboli, Стефано Майоре, Norma Giacchero, Анна Мария Пескатори, Bireno, Раут Пауле, Лоредана Мартинес, Сбарра Адами, Ренато Джованноли, Франко Мано, Libero Frissi, Ренато Зеро, Галлиано Сбарра, Альфредо Адами, Франческо Ди Джакомо, Фьона Флоренче, Gudrun Mardou Khiess, Эллиотт Мерфи

Страны производства фильма

  • Франция (14 марта 1972) - 0
  • Италия (16 марта 1972) - 0
  • Япония (14 октября 1972) - 0
  • США (15 октября 1972) - 0
  • Германия (ФРГ) (26 октября 1972) - 0
  • Дания (15 декабря 1972) - 0
  • Финляндия (22 декабря 1972) - 0
  • Нидерланды (28 февраля 1973) - 0
  • Швеция (1 марта 1973) - 0
  • Португалия (23 марта 1973) - 0
  • Венгрия (15 ноября 1973) - 0
  • Бельгия (17 ноября 1973) - 0
  • Испания (16 июля 1976) - 0
  • Нидерланды (6 июня 2002) - 0
  • Бразилия (6 июня 2003) - 0
  • Португалия (16 июля 2009) - 0
  • Италия (16 ноября 2009) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1930-е, 1970-е, Автобус для турне, Актер, Археология, Байкер, Бенито Муссолини, Битник, Боксерский матч, Бомба, Бунт, Бюстгальтер, Воздушный налет, Враждебно настроенный оппонент, Голая грудь, Город, Демонстрация, Дорожная авария, Древнее искусство, Женская нагота, Закадровый голос, История Италии, Италия, Камео режиссера, Кардинал, Католик, Католическая церковь, Кино, Класс, Колизей, Комедиант, Культовый режиссер, Культовый фильм, Мокьюментари (псевдодокументальный фильм), Музыкант, Нагота, Нелинейная временная последовательность, Оргия, Память, Паста, Певец, Писатель, Пища, Подземный туннель, Поездка, Показ мод, Полиция, Полуавтобиография, Проститутка, Протестующий, Публичный дом, Религия, Рим, Италия, Римский Папа, Руины, Сатира, Священник, Сигнальный пистолет, Сирена, Слайд-шоу, Солдат, Студенческий протест, Съемочная группа, Сюрреализм, Танцор, Театр, Театральная постановка, Трусики, Употребление наркотиков, Фильм внутри фильма, Флешбэк, Фред Астер, Фреска, Хиппи, Художественное оформление, Церковь, Чечётка, Юлий Цезарь

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Туда ведут все дороги. Это Вечный город, а Москва — третий Рим. Феллини воздаёт должное этому, поистине легендарному городу. Правда, соглашусь с тем, что видов города маловато. Всё больше именно неповторимая атмосфера Рима. Феллини вложил в этот фильм свои личные впечатления, всю свою любовь. В фильме присутствует множество деталей, понятных только Феллини.

Этот фильм нужно смотреть. Это признание в любви, ода. У Феллини Рим оживает, это организм, человек. Он страстный, яркий, уверенный в себе.

У каждого свои ассоциации с Римом. Колизей, Уста истины, футбольные клубы «Рома» или «Лацио». У кого что… А Феллини продемонстрировал нам своё видение этого города. Импрессионистическое видение Рима. В фильме нет сюжета, здесь есть только Рим во всей своей красе. Смотрите и наслаждайтесь!

10 из 10.
Оценка 1
Заголовок che bello
Текст реценизии Признание в любви одного человека одному городу. Все замечательно. Красочно, шумно, комично.

Фильм вышел очень личным. Феллини показал то, из чего состоит город. Но все через призму своих чувств и воспоминаний.

К концу только одно меня расстраивало. Самого города почти не видно. Рим, как собственно и фильм про Рим, не может быть без Колизея, Площади Испании и Венеции, Капитолийского холма.

В ответ на мое легкое недоумение, Феллини просто заканчивает фильм мотоциклетном пробегом, во время которого показывает весь город и всю его невероятную красоту.

После этого вопросов не осталось. Я просто сижу и улыбаюсь тому, что Федерико есть, вот такой гениальный. И что он снял такой шикарный фильм про такой потрясающий город
Оценка 1
Заголовок O tempora, o mores!
Текст реценизии «Все тут вокруг идиоты!» (с) девочка в небольшом римском кафе

В жизни каждого человека должна быть мечта. Да что там человека — целые нации и народы в тот или иной период своей истории мысленно создавали некий вымышленный полуиллюзорный мирок, заманчивый и чарующий образ и гнались за ним, пока хватало сил, неотступно преследовали его во сне и наяву, и даже когда этот образ разбивался на тысячу осколков, продолжали верить, что все еще впереди. Так тысячи юношей и девушек отправлялись в Нью-Йорк и Лос-Анджелес в погоне за великой и ужасной Американской мечтой; так юный Феллини и множество близких ему по духу искали Итальянскую мечту в Риме. Начиная с первых самостоятельных кинематографических опытов, Вечный Город стал важнейшим героем всех картин режиссера, преломляясь через призму жизненного опыта последнего. Подобно Моральдо, Феллини сумел вырваться из провинциального застоя; подобно Марчелло, столкнулся с творческим кризисом и, подобно Гуидо Ансельми, нашел в себе силы его преодолеть. Нежная любовь Феллини к Риму очевидна для каждого, кто знаком с его главными творениями, но любовь эта богата оттенками. Любить слепо нельзя: напротив, чем больше изъянов находишь в предмете своего обожания, тем сильнее стремишься способствовать их исправлению. Вот и Феллини, в попытке раскрыть обществу глаза на наболевшие язвы своего поколения, прибегнул к языку притчи и создал в 1969м мрачную фреску «Сатирикон», проследив параллели между закатом Римской империи и крахом современной ему цивилизации. А спустя три года он бросил на Рим иной взгляд, слегка лукавый, по-доброму ироничный и гораздо более светлый в характерном барочном великолепии и буйстве.

Феллини уже не стремится создавать объективную картину Рима и завуалированно поднимать какие-либо актуальные проблемы. Он просто снимает людей — футбольных фанатов, строителей метро, бастующих рабочих, посетителей кафе и так далее и вызывает в памяти собственные ощущения тридцатилетней давности. По его примеру, журналист, прибывающий на римский вокзал, ищет комнатку в пансионате и дивится разношерстности тамошних жильцов, идет в кафешку и сталкивается с сумасбродной публикой, с долей смущения выслушивает потоки их приземленных острот… Феллини великолепно изображает нравы простых римских жителей, каждый типаж уникален, своеобразен и абсолютно реален. А ключевой идеей фильма является мысль о том, что все преходяще, все течет, все изменяется, и нельзя дважды войти в одну и ту же реку (за исключением, пожалуй, Рубикона). Из разговоров с пожилыми старожилами следует, что многим эти перемены не по душе: «Раньше Рим был другим. Люди были почтительнее, благолепнее… Все другое, Церковь не та». Церковь и вправду уже не та, самоотверженные священники времен «Рима, открытого города» канули в лету — теперь балом правят плутоватые понтифики, а дефиле церковных мод волнует людей больше, чем спасение души. На площадях круглосуточно зависает хиппующая молодежь, пропагандирующая свободную любовь, потоки дождя смывают древние фрески, а великолепная Анна Маньяни, «весталка и простолюдинка, захлопывает дверь перед носом съемочной группы.

Из калейдоскопа трагикомичных сценок мало-помалу вырисовывается образ Рима, каким его видел сам Феллини: с одной стороны, это нечто чрезвычайно большое и сумасбродное, где можно с легкостью уединиться с любимой девушкой или напиться с друзьями в кабаке; с другой, Рим — единственное место на Земле, где можно ожидать конца света (ибо предвестники Апокалипсиса появляются и здесь, посреди буффонады). «Он так много пережил, что любой конец здесь станет сказкой». И то, что происходит с Римом в момент съемок, все злополучные и порой неприятные метаморфозы естественны и логичны, не нужно ополчаться против них, ведь легче смириться и просто воздать должное красоте великого города, подняв за него бокал-другой в ближайшем ресторане. Пусть это застолье окажется пиром во время чумы — все равно не стоит унывать, ведь грядущие злоключения — ничто по сравнению с многочисленными драмами, коими богато прошлое Рима. И, кроме того, всегда остается надежда на чудо: кто знает, вдруг где-нибудь очередные капитолийские гуси ждут своего часа?

8 из 10
Оценка 3
Заголовок Хороший Фильм
Текст реценизии Если честно я не в восторге. ДОВОЛЬНО СКУЧНО. Снято хорошо. Но не хватает Рима. Его полета, воздуха. Быть может об этом и фильм и так задумано. Я смотрел его перерывами, так же как и сделан сам фильм. Интересно перемещаются сюжетные линии. Некоторые очень красивые, другие можно так выразится почти как пошлые, но не такие.

Посмотреть обязательно стоит. Выбрать свободное время и пофилософствовать. Фильм не развлекательный. Разве что своеобразие кухни режиссера делает его на октаву выше минора. С ставлю 5. Это хорошая оценка для хорошего фильма. У нас такое кино снимать научились сейчас.

P.S. Думаю я пересмотрю эту работу еще раз в будущем, в ней есть еше что-то, из того что можно открыть. Но внутренний голос говорит мне сейчас — Достаточно, ты все хорошо понял. Приятного просмотра. Спасибо.
Оценка 3
Заголовок Рим, я люблю тебя
Текст реценизии Задайте самому себе вопрос: с чем у Вас ассоциируется Рим. Примерно могу предугадать ответы — Вечный Город, Ватикан, Папа Римский, Колизей, римский Форум, Пантеон, римские фонтаны, собор Святого Петра, Юлий Цезарь, многочисленные императоры, Рем с Ромулом и воспитавшая их волчица. Вполне возможно, что Рим взывает у Вас стойкие ассоциации с футболом или Бенито Муссолини, и кому-то совершенно точно вспомниться фильм «Римские каникулы». А еще город Рим подарил нам таких людей мира кино, как Орнелла Мути, Эннио Морриконе, Серджио Леоне, Изабелла Росселлини, Дарио Ардженто. И, конечно же, Рим воспитал для мирового кинематографа Федерико Феллини.

Сейчас в большой моде проекты-посвящения великим городам. Уже вышел «Париж, я люблю тебя», совсем недавно увидел свет «Нью-Йорк», через год будет «Шанхай», потом, может быть, «Лондон». Согласитесь, не самая плохая задумка — свести в одном фильме несколько короткометражек, объединенных одной идеей — признаться в любви любимому городу.

Не знаю, видели ли создатели этих фильмов творение Феллини, но мне кажется, что направление для мысли он им, несомненно, мог дать. И пока остальные города мира ждут своей очереди быть запечатленными в подобном альманахе, Рим уже больше 35 лет имеет свое кинопризнание в любви, причем, не от горстки, разного таланта и мастерства, постановщиков, а от одного из величайших режиссеров за всю историю кино.

Пожалуй, каждый знаменитый город, имеет два обличия. Первое, туристическое — это то, каким город видит многочисленные туристы. Идеализированный образ, когда абсолютно забываются вполне заурядные спальные и промышленные районы, но в память стойко врезаются туристические достопримечательности, атмосфера и изящество. И другое обличие, которым город видится рядовому жителю. И тут уже припоминаются серые пейзажи пригородов, длиннющие пробки, памятники архитектуры, окутанные густым смогом, толпы все тех же, иногда таких утомляющих, туристов, неудобные транспортные развязки и прочие, прочие прелести мегаполиса. И, тем не менее, у каждого жителя в таком городе найдется свой уголок, который и будет для него лучше всех туристических достопримечательностей вместе взятых. В этом, наверное, и вся прелесть, что у каждого в душе свой город.

Подозреваю, что это вовсе не самый лучший фильм Феллини, по мнению критиков, но есть в нем свое очарование. Феллини-режиссер очень свободно перемещается от эпизода к эпизоду, которые сюжетно друг с другом никак не связаны. Выдает своеобразные зарисовки из жизни Рима и все же не скатывается к обрывочности и неровности, которые присущи подобным киноальманахам. Каждая история — законченное произведение и в то же время штрих к картине феллиниевского Рима.

Особенно впечатляют сцены с фресками, которые тонко показывает, чем, порой, чревато вторжение современного человека в загадки прошлого. Каждому смотревшему неизменно запоминается сцена показа церковной моды, где мы понимаем, что Ватикан — это куда больше, чем город в городе и центр католической веры. Немного несерьезный тон этого эпизода, тем не менее, не отдает пошлостью или насмешкой, тонкая рука мастера такого бы не допустила. То же касается, казалось бы, диаметрально противоположного эпизода в борделе — режиссер не похабничает по этому поводу, а с легкой иронией и умилением показывает нам этот неотделимый элемент «своего» Рима. Именно в этом кажущемся противоречии и есть весь Рим. Рим, в котором соединяется низкое и высокое, возвышенное и приземленное, праздничное и будничное. На минуту в кадре появляется даже сам режиссер в образе… режиссера, который рассказывает о том, каким хочет видеть свой фильм о Риме. И Феллини действительно удается это яркое полотно, наполненное всеми красками жизни.

Рим Феллини — именно такой, каким его увидел сам режиссер. Это не Рим из глянцевых путеводителей, прилизанных рекламных роликов и идеальных цветов и освещения постеров и плакатов. Рим Феллини — это Рим непростой истории, где перемешались императоры, заговоры, фашистские диктаторы и даже гуси. Рим Феллини — это переполненные вокзалы и с ни чем не сравнимые бордели, Рим Феллини — это шумные рестораны и разношерстного состава «коммуналки», Рим Феллини — это источник церковной моды и арена для «тиффози», Рим Феллини — это строительная площадка и потерянные фрески, Рим Феллини — это провинциальные театры, несмешные комики и разномастная публика. «Рим Феллини» — это нарисованный широкими яркими мазками портрет одного из величайших городов на Земле. «Рим Феллини» — это одна большая эмоция, запечатленная 19-летнем пареньком, приехавшим в город вечного искусства, вечного праздника и вечного воодушевления. Город, из которого черпал на протяжении всей карьеры вдохновение великий режиссер и чье восхищение не может не передаться зрителю, даже спустя долгие десятилетия. «Рим, я люблю тебя», — будто кричит своим творением Феллини, и этот крик хочется подхватить.
Оценка 1
Заголовок ecco il suo sonetto colla coda!
Текст реценизии Брутальное кино, как и сам город. С флёром теряющегося и не всегда видимого очарования. Взгляд режиссера, что для него значит город, показать людей, свои воспоминания, это его сонет с хвостом. Фарш шумного праздника улиц, спектакля с ложей театра, метростроя, борделя и показа церковной моды. Но с переживанием видеть этот город другим, целомудреннее, что ли. Да, здесь далеко не все так приглядно, но показано несдержанно верно, выразительные сюжеты, пусть и из другого времени, но надо понимать, в эпизодах один непостижимый город. Эх, разве это тот город, всё изменилось…

«Рим плутован, он город иллюзий, здесь настоящая жизнь без политики, много машин, рыбы, людей. Можно обойти весь мир, но опять вернешься сюда, потому что нет города лучше… то место, где можно ожидать конца света, он так много пережил, что любой конец станет сказкой…» Это признание в любви к своему городу, но не шедевр, ночная несущаяся стая мотоциклов по улицам вечного города.