Ставиский (1974)
Stavisky... (1974) 18+
О фильме
История о жизни афериста, чье разоблачение в 1934 году вызвало попытку правого переворота по Франции, а сам Серж Ставиский покончил жизнь самоубийством 3 января 1934 года. Родившийся в России мошенник был замешан в продаже фальшивых ценных бумаг и ряде других преступлениях, но, очевидно, надежно защищен высокопоставленными официальными лицами.
Когда один из чиновников был убит, были выдвинуты обвинения в том, что этот человек из государственной прокуратуры намеревался рассказать о коррупции. Представители всех партий подняли шумиху, утверждая, что это вызвано общей коррумпированностью правительства.
Волнения начались с 6-го по 8-е февраля, была объявлена общая забастовка. Правительство зашаталось и пало, затем была образована новая коалиция из людей вне зоны влияния Ставиского
Когда один из чиновников был убит, были выдвинуты обвинения в том, что этот человек из государственной прокуратуры намеревался рассказать о коррупции. Представители всех партий подняли шумиху, утверждая, что это вызвано общей коррумпированностью правительства.
Волнения начались с 6-го по 8-е февраля, была объявлена общая забастовка. Правительство зашаталось и пало, затем была образована новая коалиция из людей вне зоны влияния Ставиского
Подробная информация
Премии фильма
- Каннский кинофестиваль, 1974 год (fr) - Золотая пальмовая ветвь
Страны производства фильма
- Франция (15 мая 1974) - 0
- Италия (12 сентября 1974) - 0
- США (29 сентября 1974) - 0
- Финляндия (22 ноября 1974) - 0
- США (22 декабря 1974) - 0
- Германия (ФРГ) (12 января 1975) - 0
- Греция (5 апреля 2009) - 0
Участники съемочного процесса
- Режиссер - Ален Рене (Alain Resnais)
- Актеры Serge Alexandre Stavisky - Жан-Поль Бельмондо (Jean-Paul Belmondo)
- Актеры Albert Borelli - Франсуа Перье (François Périer)
- Актеры Arlette - Анни Дюпре (Anny Duperey)
- Актеры Docteur Mézy - Микаэль Лонсдаль (Michael Lonsdale)
- Актеры Juan Montalvo de Montalbon - Роберто Бизакко (Roberto Bisacco)
- Актеры Inspecteur Bonny - Клод Риш (Claude Rich)
- Актеры Le baron Jean Raoul - Шарль Буайе (Charles Boyer)
- Актеры Me Pierre Grammont - Пьер Вернье (Pierre Vernier)
- Актеры Inspecteur Boussaud - Марсель Кювелье (Marcel Cuvelier)
- Актеры Inspecteur principal Gardet - Ван Доуде (Van Doude)
- Актеры Michel Grandville - Жак Списсер (Jacques Spiesser)
- Актеры Le journaliste maître-chanteur - Мишель Бон (Michel Beaune)
- Актеры Gauthier - Морис Жакмон (Maurice Jacquemont)
- Актеры Erna Wolfgang - Сильвия Бадеску (Silvia Badescu)
- Актеры Véricourt - Жак Эйзер (Jacques Eyser)
- Актеры Van Straaten - Фернан Гио (Fernand Guiot)
- Актеры Le président de la commission d'enquête - Даниэль Лекуртуа (Daniel Lecourtois)
- Актеры Le jeune inventeur - Жерар Депардье (Gérard Depardieu)
- Актеры Edith Boréal - Нике Арриги (Nike Arrighi)
- Актеры L'employé au fichier - Самсон Файнзильбер (Samson Fainsilber)
- Актеры Dr. Pierre - Раймон Жирар (Raymond Girard)
- Актеры Gaston Henriet - Джиджи Баллиста (Gigi Ballista)
- Актеры Laloy - Гуидо Чернилья (Guido Cerniglia)
- Актеры M. de la Salle - Ив Брэнвиль (Yves Brainville)
- Актеры Un député à la commission d'enquête - Габриэль Каттан (Gabriel Cattand)
- Актеры Houriaux - Жан Мико (Jean Michaud)
- Актеры Rudolph, le secrétaire de Trotski - Нильс Ареструп (Niels Arestrup)
- Актеры L'employé et gardien au cimetière - Ролан Бертен (Roland Bertin)
- Актеры La provinciale, La belle inconnue - Имельда Марани (Imelde Marani)
- Актеры La secrétaire du Professeur Pierre - Люсьенн Легран (Lucienne Legrand)
- Актеры Le contrôleur-receveur - Ги Пьеро (Guy Piérauld)
- Актеры Léon Trotski - Ив Пено (Yves Peneau)
- Актеры Sedov - Доминик Роллен (Dominique Rollin)
- Актеры Natalya - Катрин Селлерс (Catherine Sellers)
- Актеры L'huissier - Поль Вилле (Paul Villé)
- Актеры Le régisseur - Вики Мессика (Vicky Messica)
- Актеры Un invité - Лионель Витран (Lionel Vitrant)
- Актеры Le valet de chambre - Жорж Якубян (Georges Yacoubian)
- Актеры André Malraux - Франсуа Летерье (François Leterrier)
- Актеры Le commissaire divisionnaire - Жан-Мишель Чарлир (Jean-Michel Charlier)
- Актеры La voix de Corolian, озвучка, в титрах не указан - Жан Дави (Jean Davy)
- Продюсеры - Жорж Дансижер (Georges Dancigers)
- Продюсеры - Александр Мнушкин (Alexandre Mnouchkine)
- Сценарист - Хорхе Семпрун (Jorge Semprún)
- Оператор - Саша Вьерни (Sacha Vierny)
- Композитор - Стивен Сондхайм (Stephen Sondheim)
- Художники постановщик - Жак Солнье (Jacques Saulnier)
- Художники по костюмам - Жаклин Моро (Jacqueline Moreau)
- Монтажер - Альбер Юргенсон (Albert Jurgenson)
Тэги фильма
1930-е, 1933 год, Актерские пробы, Антисемитизм, Афера, Благополучие, Бриллиант, Бриллиантовое ожерелье, Газетная статья, Газетный материал, Деньги, Доверие, Доставка цветов, Драгоценности, Жулик, Коррумпированный политик, Коррумпированный чиновник, Коррупция, Ломбард, Мысль о самоубийстве, Нелинейная временная последовательность, Нечестный бизнесмен, Оппортунист, Основанный на реальных событиях, Основано на реальных событиях, Основано на фактах, Офицер полиции, Париж, Франция, Продажный полицейский, Ростовщик, Рубин, Театр, Убийство, подстроенное как самоубийство, Украденные драгоценности, Упоминание Муссолини, Финансовый кризис, Финансы, Французская политика, Чек
Рецензии пользователей
Оценка | 3 |
Заголовок | Стависки, Бельмондо, Рене Прелюбопытнейшая компания, господа! |
Текст реценизии | Начну с того, что Серж Александр Стависки- это мошенник и аферист вселенского масштаба. Эмигрировав из России в 20-х годах ХХ века (прошу прощения за непреднамеренный словарный каламбур), он окопался во Франции, где сразу же
стал «своим» в высших эшелонах власти. Он занимался продажей фальшивых акций и ценных бумаг, жил «на широкую ногу» и не забывал про высоких своих покровителей. Но, как известно, всему хорошему всегда приходит конец
После убийства одного из чиновников прокуратуры, который, как вскоре стало известно следствию, хотел «во весь голос» рассказать о коррупции в высших эшелонах власти, следствие вышло на Сержа Александра Стависки. Пытаясь как-то выкрутиться, Стависки вскоре понимает, что «дело приняло весьма серьёзный оборот», и предпринимает последний отчаянный шаг- кончает жизнь самоубийством
Один из ведущих режиссёров французского кинематографа Ален Рене («Мой американский дядюшка», «Хиросима, моя любовь», «В прошлом году в Мариенбаде», «Война окончена») снял авантюрно- политическую драму. Режиссёр в свойственной себе манере попытался воссоздать через биографию известного авантюриста политическую обстановку во Франции накануне фашистского путча в феврале 1934 года. Надо заметить, что «дело Стависки» послужило непосредственно причиной известных событий в феврале 1934 года. Ален Рене в форме «ретро-драмы» предпринял попытку показать разложение французского общества тридцатых годов прошлого века, когда в атмосфере финансовых кризисов и политических скандалов уже пробивались ростки фашизма и ксенофобии, пышно расцветшие в противоречивой обстановке режима Виши. Фильм, я скажу, не произвёл на меня должного впечатления. Обычная, добротная работа хорошего мастера драмы. Особо хочется отметить прекрасные актёрские работы. Во-первых, это бесподобный Бельмондо в роли Сержа Александра Стависки. По-моему, никто лучше не смог исполнить эту роль, кроме Жан-Поля. Аферист (в хорошем смысле слова) по натуре и чертовски обольстительный ловелас, Бельмондо, я считаю, именно с роли Стависки открыл свою галерею «любвеобильных пройдох и мошенников». Актёр играет своего героя легко и непринуждённо. Иногда создаётся впечатление, что Серж Стависки «идёт по жизни, смеясь», но камера прекрасного французского оператора Саши Вьерни иногда выхватывает и показывает крупным планом глаза главного героя, и тогда перед нами предстаёт печальный взор трагической личности, у которой вся эта богатая жизнь- сплошной блеф, ширма, а по сути, Серж Стависки беден и несчастен. Во-вторых, это великолепная игра Франсуа Перье (помните, зловещего и подлого адвоката Терразини из знаменитого мафиозного сериала «Спрут»?). Актёр и здесь играет (справедливости ради, стоит заметить, что фильм «Стависки» снят был в 1974 году, а сериал «Спрут»- десятью годами позже, так что с фильма Рене Франсуа Перье открыл свою «галерею подлых адвокатов») продажного, мерзкого адвоката. Его герой, марсельский адвокат Жорж Сарре (кстати, казнённый на гильотине в апреле 1934 года), был «правой рукой» Стависки, помогал ему проворачивать крупные афёры и совершать гнусные убийства. Франсуа Перье, как всегда, точен в создании своего экранного героя. Адвокат Сарре в исполнении Перье предстаёт неким «безобидным» человечком, исполняющим только приказы своего патрона. На самом же деле, это монстр лжи, лести и закулисных интриг, готовый ради больших денег предать всё и вся. Кроме этих двух «актёрских монстров», в фильме также неплохо «отметились»: красавица Анни Дюпре («Злоключения Альфредо» реж. Пьер Ришар, «Никаких проблем» реж. Жорж Лотнер, «Папаши» реж. Франсис Вебер, «Тысяча миллиардов долларов» реж. Анри Верней, «Жизнь взаймы» реж. Сидни Поллак) в роли подруги Стависки, Клод Риш («Гангстеры» реж. Жорж Лотнер, «Большие манёвры» и «Всё золото мира» реж. Рене Клер, «Не пойман- не вор» реж. Ив Робер) в роли инспектора Бонни, Пьер Вернье («Говорите, мне интересно» реж. Эдуардо Молинаро, «Игра в четыре руки» и «Профессионал» реж. Жорж Лотнер, «И как Икар» реж. Анри Верней), а также «старый, добрый знакомый» (к сожалению, ныне покойный) Мишель Бон (практически «неотступно идущий за Бельмондо» из фильма в фильм: «Игра в четыре руки», «Кто есть кто», «Профессионал», «Труп моего врага» все режиссёра Жоржа Лотнера) и, стоит заметить, небольшую эпизодическую роль, двадцатишестилетнего в то время, Жерара Депардье. 7 из 10 |
Оценка | 1 |
Заголовок | История Антуана Стависки от Алена Рене |
Текст реценизии | Это немного нетрадиционное кино для Алена Рене. Дело в том, что прижизненный классик французского кинематографа, пожалуй, впервые сделал кино со звездой первой величины в главной роли, а также сделал ставку на биографический сюжет. Картина рассказывает о вполне реальной личности Антуане Стависки, человеке, который опутал коррупционными путами французское правительство в период перед Второй мировой войной. Рассказывая частный пример, Ален Рене не стесняется делать весьма смелые социально-экономические обобщения об исторических событиях тех лет, соблюдая пи этом свою фирменную стилистику, «наработанную» в «Мариенбаде». У многих критиков, отношение к этому фильму строится на волне коммерческого провала этой картины. Однако, истинные причины коммерческой неудачи сейчас определить весьма сложно. Возможно, европейскому зрителю не понравилась тема тотальной коррупции в предвоенной Франции, возможно не понравились откровенные заигрывания с «левой» аудиторией (неспроста ведь отсылки к биографии Льва Бронштейна). На мой взгляд, причины у коммерческой неудачи две. Первая заключается в не самом удачном, с коммерческой точки зрения, выборе актера. Вероятно, зритель просто не захотел увидеть «Бебеля» Бельмондо в зрелой, продуманной и серьезной роли. Жан-Поль сыграл выше всяких похвал, но, полагаю, что именно к такому задумчивому и академичному Бельмондо, публика была совсем не готова. Наверное, в главной роли должен был сниматься иностранец Дирк Богард, Марлон Брандо или даже Клинт Иствуд. Вторая причина коммерческой неудачи, на мой взгляд, состоит в не самом удачном времени для проката картины. Приблизительно в тот же период, на экраны вышла «Афера». В сущности, похожие мошеннические ретро-зарисовки были показаны в ней весело и увлекательно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что зритель решил обделить вниманием изящный, но в сравнении скучноватый, фильм Алена Рене. В итоге: несмотря на определенную скучноватость, мне эта картина Алена Рене понравилась. Провал фильма в прокате ни о чем не говорит роль в «Стависки» входит в число лучших у Бельмондо, а для Алена Рене это очень солидный творческий опыт. Еще мне очень понравился монтаж картины и работа режиссера с временной последовательностью зрелые, продуманные и проверенные ходы 8 из 10 |
Оценка | 1 |
Заголовок | Вор, мошенник, беженец, стукач, пазёр, мот аферист века. |
Текст реценизии | Ставиский, закончивший свои дни под именем Серж Александр, одна из многих, овеянных мифологией, фигур реально существовавших в первой половине прошлого века. Рассказывать его биографию, всё равно, что врать самому себе. Титры перед фильмом сразу предупреждают о заведомой вольности интерпретации создателей над документальными фактами. Ален Рене, не расположенный к штампам зрительского кинематографа, воплотил изначально коммерческий авантюрный сюжет, по своему: без внешнего драйва и патетичных вздохов. Помогли ему в этом, как ни странно, именно, что зрительские любимцы: Бельмондо, Перье, Буайе, Депардье. Все грандиозные авантюры Ставиского с финансированием переворотов, фальшивыми облигациями, банковскими и журналистскими аферами остались лишь в разговорах персонажей. Разговоров много, они лишены последовательности и повествовательной объяснительности. Понимать, что к чему, начинаешь, перевалив за половину просмотра. Толком, не доказывая не один из фактов, богатой на события, жизни Сержа Александра, режиссёр убедительно раскрывает концептуальный довод о роли сильной личности в истории, всегда умеющей, при желании, нагнать волну самых невообразимых масштабов, но не способных скрыться от поднятой бури. Сам образ жизни и мышления Ставиского, в примечательном исполнении Жан Поля Бельмондо, не говорит о неординарности его судьбы. Об этом мы догадываемся из диалогов и судебных показаний его окружения и современников. Причём их слова доносят до нас характер героя, как готовую формулу незаурядности, отдающей явной механистичностью. Не ставя целью раскрывать образ, в следуемой жанру, форме, Рене ограничился едкой иронией над самим типом мифотворчества, чем собственно и занимается мировое «биографическое» искусство, в частности кинематограф. Чтобы лучше донести свою мысль и полнее дополнить место Ставиского в историческом масштабе, специально вставлено штриховое сравнение с Львом Троцким, оказавшимся во время изображаемых событий в ссылке во Франции и имевшим отчасти схожую судьбу с Александром. Тонким авторским намёком эта линия может показаться российскому зрителю, но не европейскому. В Европе, Троцкий, в среде левых интеллектуалов (на которых и рассчитана картина) почитаем и известен, не меньше Ленина. Оригинальный опыт сотрудничества с жанровым кинематографом не стал шедевром Алена Рене, но, определённо, заслуживает благосклонного внимания. 8 из 10 |