Сезон туманов (2008)

(2008) 18+


О фильме

Семь лет назад Марина уехала с дочерью из Москвы, где мечтала писать книги, в маленькую английскую деревню. Все, казалось бы, у нее сейчас есть: любящий муж, семья, милые соседи, новые друзья, работа, увлечения… Однако, не получается, как хотелось. Нет ощущения состоявшейся жизни, любви нет, нет и согласия самой с собой. И тут появляется подруга Марины, яркая, энергичная, преуспевающая писательница… Марина в смятении: может быть, и она смогла бы работать, писать на русском, который здесь никому не нужен? Может быть, еще не поздно начать все сначала?

Опоздав как-то на поезд в Лондон, Марина столкнулась на перроне с четверкой русских музыкантов, приехавших в соседний городок с концертом. Вот тут-то и случилось то, что должно было случиться. Саша — вторая скрипка в квартете и «вторая скрипка» по жизни. И у него тоже в жизни все сложилось не так, как когда-то мечталось. Страсть вспыхнула мгновенно. А дальше все несется в сумасшедшем вихре — в последнем страстном желании найти истинную, СВОЮ, жизнь, обрести себя. Это история любви. Это история о том, как люди ищут свое место на земле, приспосабливаются к новой жизни, но все равно остаются со своими проблемами и с тоской по покинутому дому.

Подробная информация

Слоган
Страна Великобритания, Россия
Жанр драма
Бюджет $1 000 000
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России $1 085
dvd_usa
Премьера в мире
Премьера в России 8 марта 2009
Релиз на DVD 28 сентября 2010, «Первая Видеокомпания»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA
mpaa
Время 98 мин. / 01:38
Рейтинг Кинопоиска 6.240 / 50
Рейтинг IMDB 4.50 / 24
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Лариса Панченко, Александра Мария Чернакова, Сергей Чонишвили, Ифан Хью Дэфидд, Джанет Хенфри, Ив Пирс, Хэзер Чейзен, Марина Блейк, Дадли Саттон, Юрий Нифонтов
Роли дублировали
Режиссер Анна Чернакова
Сценарий Анна Чернакова, Евгения Тирдатова
Продюсер Петр Черняев, Елена Бадамиантс, Михаил Гагарин
Композитор Гэвин Брайарс
Художник Дэмиен Криг, Владислав Жоров, Дэн Типпетт
Монтаж Марат Магамбетов
Оператор Дмитрий Ермаков
Участники съемочного процесса Александр Мякушко, Нина Веселовская, Владимир Кучеренко, Петр Черняев, Том Уильямс, Виктор Матизен, Егор Вавилов, Анна Чернакова, Лариса Панченко, Александра Мария Чернакова, Сергей Чонишвили, Дэмиен Криг, Ифан Хью Дэфидд, Дмитрий Ермаков, Гэвин Брайарс, Евгения Тирдатова, Джанет Хенфри, Ив Пирс, Александр Резалин, Владимир Павлов, Хэзер Чейзен, Марина Блейк, Дадли Саттон, Марат Магамбетов, Юрий Нифонтов, Елена Бадамиантс, Нил МакКартни, Геннадий Кирпичёв, Людмила Собко, Святослав Арсенич, Ольга Кеннеди, Михаил Гагарин, Владислав Жоров, Бэрри Шэннон, Оскар МакКарти, Лоуренс Оуэн, Лилия Журавлева, Сергей Ляпин, Петр Черняев, Дэн Типпетт, Крис Джури, Риян Анвар, Дая Смирнова, Майк Векерей, Дарья Мочалова, Тереза Аспиналл, Роб Старгесс

Участники съемочного процесса

Рецензии пользователей

Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Грустно констатировать, но одно неоспоримое достоинство советского кино мы, кажется, действительно потеряли безвозвратно. Я говорю о горьковской по духу драматургии советских социальных лент, окончательно покинувшей российский кинопроцесс к нулевым. Драматургии, с ее полилогами, огрубленным (по сравнению с чеховским) символизмом, столкновением неоднородных мироощущений, ощутимым брожением мысли не только наиболее адекватной, когда речь идет о фиксировании и типизации крупных социальных явлений, но и обеспечивающей формат наилучшей усвояемости этих явлений ясным, широким, падким на яркую образность и языковую соль русским умом. И пусть по мере вызревания советской эпохи «Добровольцы», «Офицеры», «Коллеги» вынуждены были все больше тесниться, дабы дать место «Лимите», «Подранкам», «Ворам в законе» — в смысле работы с материалом и те, и другие были из того же теста, что и «Мещане», «Варвары», «Дачники»: они формулировали некий достоверный и качественный рабочий стеретип, который можно было углублять и дополнять деталями, от которого можно было отталкиваться критике и опровержению. А рабочие стереотипы обществу жизненно необходимы: практика, увы, слишком хорошо показала, что свято место пусто не бывает — при наличии отсутствия необходимых апдейтов там будет истираться до дыр стереотип устаревший (и это в лучшем случае), а чаще — просто нагло расположится какой-нибудь кустарный миф о людях с песьими головами.

Огромная тема «русских жен» за границей исключением не стала. За неимением сколько-нибудь вменяемых современных осмыслений сего явления художественными средствами народ по старинке видит его в категориях «Интердевочки» и «Зимней Вишни-2», выстраивая привычные ассоциативные ряды, в которых местная пьянь и рвань противопоставляется заморским подтянутым и денежным (хотя и жадноватым) господам, а русская крылатая душа героини бьется в клетке золотой и рвется на родину, что, однако, воспринимается зрителем, чаще всего не подвергающим сомнению основополагающий тезис о том, что «все в том острове богаты, изоб нет — везде палаты», не иначе, как суебесие. Ибо тоска по Родине есть давно разоблаченная на Родине же морока. Потому-то и конвейер, поставляющий дунек в Европу, до сих пор работает бесперебойно…

Анна Чернакова, надо отдать ей должное, на поводу у стереотипов не пошла. Более того, рассказанная ею история отдельно взятой русской жены достоверна в бытовом и эмоциональном планах, точна в деталях и не лишена покушений (зачастую — удачных) на психологическую тонкость. Беда в том, что в фильме ее изначально отсутствуют какие бы то ни было амбиции обобщить, схватить тип, возвыситься над частным и повседневным, он не замахивается даже на то, чтобы четко обозначить конфликт. Чернакова снимает вариацию на тему, толком не заявив самой темы, и оттого заведомо обрекает свой проект на сугубо внутреннее пользование в междусобойчике темой владеющих. Основной драматический узел повествования (и обычный удел русской жены за границей), а именно невыносимая (особенно для женщины образованной и талантливой) унизительность профессиональной ситуации, невозможность хоть как-то реализовать себя как личность и мучительный стыд при встречах со старыми знакомыми, заставляющий врать и изворачиваться, пользоваться их неосведомленностью и ненавидеть себя же за это — погребен в фильме под пыльной мишурой банальной и совершенно ненужной любовной интрижки (ибо назвать это историей язык как-то не поворачивается). А актерская харизма Чонишвили, его абсолютное, бесспорное профессиональное превосходство надо всеми иными задействованными лицедеями как раз ее (интрижку) и выводит на первый план. Более того, истошно-русские интеллигентские замурзанность и бытовая неудельность, и нелепое товарищество, и взгляд побитой собаки — все это сыграно им с такой достоверностью и убедительностью, что у зрителя велик соблазн заключить, что в лице Марины и Саши встретились два одиночества, два потрепанных и обманутых жизнью неудачника. Между тем как — уж давайте начистоту — быть второй, а не первой скрипкой в квартете — это все-таки не то же самое, что работать парикмахершей, будучи при этом дипломированным филологом и зная, что если работать перестанешь, рухнет все хрупкое, кредитами подпитываемое здание твоей условной материальной устроенности — то единственное, ради чего и погибли юность и талант…

А ведь сколько вопросов можно было бы поставить! И об удивительной стойкости этой слепой, наивной веры в Эльдорадо по ту сторону границы — даже у самых образованных, самых искушенных; и об удивительной легкости, с которой наши женщины кладут свое самое сокровенное на все, что хотя бы отдаленно алтарь напоминает; и об особенно понимаемой порядочности; и о той, наконец, что не отвяжется, как ее ни умоляй, как ни погибай от вязких наплываний… Может быть, кто-нибудь из авторитетов возьмется когда-нибудь? Гордон, Галин, Снежкин, на худой конец?