Последняя волна (1977)
The Last Wave (1977) 18+
О фильме
Существует много необъяснимых явлений. Некоторые из них просто кажутся, другие происходят на самом деле
Сиднейский адвокат Дэвид Бертон оказывается в мире странных видений, когда пытается разобраться с делом о ритуальном убийстве. Сможет ли он найти разгадку тайны, находясь во власти зловещих магических чар?
Подробная информация
Слоган | The Occult Forces. The Ritual Murder. The Sinister Storms. The Prophetic Dreams. The Last Wave. |
Страна | Австралия |
Жанр | драма, триллер, детектив |
Бюджет | AUD 810 000 |
Сборы в США | |
Сборы в мире | |
Сборы в России | |
dvd_usa | |
Премьера в мире | 5 ноября 1977 |
Премьера в России | |
Релиз на DVD | 8 октября 2009, «Флагман-Трейд» |
Релиз на Blu-ray | |
Ограничение по возрасту | 16 |
Ограничение по возрасту | зрителям, достигшим 16 лет |
MPAA | рекомендуется присутствие родителей |
mpaa | PG |
Время | 106 мин. / 01:46 |
Рейтинг Кинопоиска | 7.253 / 365 |
Рейтинг IMDB | 7.00 / 4 164 |
Рейтинг мировых критиков | 87 |
Рейтинг российских критиков | |
Интересные факты съемочного процесса | |
В главных ролях | Седрик Лалара, Нандживарр Амагула, Дэвид Галпилил, Вивьен Грэй, Ричард Чемберлен, Уолтер Амагула, Фредерик Парслоу, Оливия Хэмнет, Рой Бара, Моррис Лалара |
Роли дублировали | |
Режиссер | Питер Уир |
Сценарий | Петру Попеску, Питер Уир, Тони Морфетт |
Продюсер | Джим МакЭлрой, Хэл МакЭлрой |
Композитор | Чарльз Уэйн |
Художник | Нил Энгвин, Энни Бликли, Горан Уорфф |
Монтаж | Макс Лемон |
Оператор | Рассел Бойд |
Участники съемочного процесса | Хедли Каллен, Макс Лемон, Рассел Бойд, Седрик Лалара, Мерв Лилли, Нандживарр Амагула, Дженнифер Де Гринлоу, Гуидо Раметта, Ингрид Вейр, Малкольм Робертсон, Ричард Хендерсон, Дэвид Галпилил, Джим МакЭлрой, Вивьен Грэй, Тони Льюэллин-Джонс, Хэл МакЭлрой, Атол Комптон, Петру Попеску, Питер Кэрролл, Нил Энгвин, Ричард Чемберлен, Уоллас Итон, Питер Уир, Энни Бликли, Джон Фроули, Тони Морфетт, Катрина Седжвик, Уолтер Амагула, Фредерик Парслоу, Джо Инглэнд, Оливия Хэмнет, Рой Бара, Моррис Лалара, Джон Мигер, Чарльз Уэйн, Горан Уорфф, Майкл Даффилд, Билл Малкольм, Пенни Лич, Грег Роу |
Премии фильма
- Сатурн, 1980 год (us) - Лучший фэнтези-фильм
Лучший режиссер (Питер Уир)
Страны производства фильма
- Франция (Ноябрь 1977) - 0
- Иран (5 ноября 1977) - 0
- Австралия (13 декабря 1977) - 0
- Австралия (15 декабря 1977) - 0
- Австралия (26 января 1978) - 0
- Великобритания (Август 1978) - 0
- Германия (ФРГ) (15 сентября 1978) - 0
- Швеция (6 октября 1978) - 0
- США (19 декабря 1978) - 0
- Индия (Январь 1979) - 0
- США (Январь 1979) - 0
- Дания (6 апреля 1979) - 0
- Нидерланды (16 августа 1979) - 0
- США (Апрель 1981) - 0
- Португалия (5 февраля 1982) - 0
- Испания (7 апреля 1985) - 0
- Финляндия (12 июля 1985) - 0
- Греция (Июнь 2004) - 0
- Греция (21 октября 2006) - 0
- Польша (20 июля 2007) - 0
- Греция (30 августа 2012) - 0
Участники съемочного процесса
- Режиссер - Питер Уир (Peter Weir)
- Актеры David Burton - Ричард Чемберлен (Richard Chamberlain)
- Актеры Annie Burton - Оливия Хэмнет (Olivia Hamnett)
- Актеры Chris Lee - Дэвид Галпилил (David Gulpilil)
- Актеры Rev. Burton - Фредерик Парслоу (Frederick Parslow)
- Актеры Dr. Whitburn - Вивьен Грэй (Vivean Gray)
- Актеры Charlie - Нандживарр Амагула (Nandjiwarra Amagula)
- Актеры Gerry Lee - Уолтер Амагула (Walter Amagula)
- Актеры Larry - Рой Бара (Roy Bara)
- Актеры Lindsey - Седрик Лалара (Cedrick Lalara)
- Актеры Jacko - Моррис Лалара (Morris Lalara)
- Актеры Michael Zeadler - Питер Кэрролл (Peter Carroll)
- Актеры Billy Corman - Атол Комптон (Athol Compton)
- Актеры Judge - Хедли Каллен (Hedley Cullen)
- Актеры Andrew Potter - Майкл Даффилд (Michael Duffield)
- Актеры Morgue Doctor - Уоллас Итон (Wallas Eaton)
- Актеры Babysitter - Джо Инглэнд (Jo England)
- Актеры Policeman - Джон Фроули (John Frawley)
- Актеры Zeadler's Secretary - Дженнифер Де Гринлоу (Jennifer De Greenlaw)
- Актеры Prosecutor - Ричард Хендерсон (Richard Henderson)
- Актеры Schoolteacher - Пенни Лич (Penny Leach)
- Актеры Publican - Мерв Лилли (Merv Lillie)
- Актеры Morgue Clerk - Джон Мигер (John Meagher)
- Актеры Guido - Гуидо Раметта (Guido Rametta)
- Актеры Don Fishburn - Малкольм Робертсон (Malcolm Robertson)
- Актеры Carl - Грег Роу (Greg Rowe)
- Актеры Sophie Burton - Катрина Седжвик (Katrina Sedgwick)
- Актеры Grace Burton - Ингрид Вейр (Ingrid Weir)
- Актеры Guest at party, в титрах не указан - Тони Льюэллин-Джонс (Tony Llewellyn-Jones)
- Продюсеры - Хэл МакЭлрой (Hal McElroy)
- Продюсеры - Джим МакЭлрой (Jim McElroy)
- Сценаристы - Питер Уир (Peter Weir)
- Сценаристы - Тони Морфетт (Tony Morphett)
- Сценаристы - Петру Попеску (Petru Popescu)
- Оператор - Рассел Бойд (Russell Boyd)
- Композитор - Чарльз Уэйн (Charles Wain)
- Художники постановщик - Горан Уорфф (Goran Warff)
- Художники - Нил Энгвин (Neil Angwin)
- Художники по костюмам - Энни Бликли (Annie Bleakley)
- Художники по декорациям - Билл Малкольм (Bill Malcolm)
- Монтажер - Макс Лемон (Max Lemon)
Тэги фильма
Абориген, Австралиец, Австралийский абориген, Австралия, Автомобильный приёмник, Автостоянка, Аккордеон, Английский, Апокалипсис, Артефакт, Бар, Барабан, Бармен, Барристер, Библия, Ванна, Ветер, Вечеринка, Видение будущего, Видения, Вода, Водный фонтан, Волна, Вскрытие, Выпивка, Вырезание, Галлюцинация, Гигантская волна, Гроза, Группа людей (музыкантов), Грязь, Девочка, Дети, Джип, Дождь, Доктор, Дорожная `пробка`, Драка, Драка в баре, Духовность, Живописец, Живопись, Жужжание, Загар, Загрязнение окружающей среды, Закон, Зал, Зал суда, Замедленная сцена, Затопление, Змея, Знак, Зонт, Игрушка, Ирландская музыка, Испытание, Камень, Канализация, Катастрофа, Класс, Книга, Козел, Колдун, Конец света, Кость, Кошмар, Кровь, Крыса, Кукла, Культ Вуду, Культурный конфликт, Купальник, Ливень, Лягушка, Магия, Маска, Мертвое тело, Министр, Мистицизм, Морг, Музей, Музыкант, Нагота, Неопределённость, Непредумышленное убийство, Нефть, Облако, Обнаженный мужчина, Отношения дедушки и внука, Отношения дедушки и внучки, Отношения матери и дочери, Отношения матери и сына, Отношения мужа и жены, Отношения отца и дочери, Отношения отца и сына, Отношения отчима и падчерицы, Отношения сестер, Очки, Паб, Паранойя, Парень, Перевести не удалось, Переполненная ванна, Пещера, Пища, Племя, Пляж, Повторяющееся событие, Погода, Погоня, Подземный проход, Полисмен, Полицейская машина, Полиция, Потение, Потоп, Прародитель, Предварительный допрос, Преследование, Преследуемый герой, Принятие пищи, Присяга, Присяжные, Приходящая няня, Пророчество, Прослушивание радио, Пуститься в бега, Пустыня, Пьянство, Радуга, Разбитое окно, Разбрызгиватель на лужайке, Расовые отношения, Распитие спиртных напитков, Религия, Рисунки в пещере, Ритуал, Ритуальное убийство, Рок, Рыба, Сверхъестественные возможности, Сверчок, Священник, Секрет, Семейные отношения, Сердцебиение, Сидней, Австралия, Символизм, Скелет, Смерть матери, Смерть отца, Собака, Сова, Сон, Средняя школа, Статуя, Сточные воды, Суд, Судный день, Судья, Сцена под водой, Сюжет, привязанный к главному герою, Сюрреализм, Такси, Таксист, Телефонный звонок, Теннис, Трата времени, Труп, Тюремная камера, Тюремное заключение, Убийство, Удушение, Утка, Утопление, Учитель, Фонарь, Фотоальбом, Фотография, Шаман, Школа, Школа, состоящая из одной комнаты, Школьная форма, Школьный звонок, Школьный учитель, Шляпа для вечеринки, Шторм, Юрист, Юрист (адвокат), Ящерица
Рецензии пользователей
Оценка | 1 |
Заголовок | Я искал его всю жизнь. |
Текст реценизии | Однажды мне приснился кошмар. В жаркий летний день я ехал на старом «Икарусе» домой. Автобус шел по привычному маршруту, поездка не предвещала ничего необычного. Но вдруг небо резко потемнело, подул сильный ветер, и начался ливень. Ветер и дождь все усиливались, видимость стала практически нулевой. И вот уже водитель сообщает по громкой связи в городе объявлено штормовое предупреждение! Пассажиры начали волноваться. Автобус съехал с шоссе, нарушив ежедневный маршрут, и остановился рядом с панельной многоэтажкой; как объяснил водитель чтобы укрыться от ветра. Когда все пассажиры вроде бы успокоились, я тоже перестал волноваться, и посмотрел в окно
Огромная темно-синяя, практически черная волна, высотой не меньше километра, надвигалась на горизонте. В том же миг она накрыла автобус. Я в ужасе проснулся. Ощущения которые я испытал трудно передать словами. Это была смесь ужаса, страха, и трепета перед стихией
Фильм Уира настолько великолепен, что «волна» из моего старого кошмара стала явью. Все сценарий, работа актеров, оператора, монтаж, свет, музыка, вызывают мурашки, и заставляют их бегать по телу снова и снова 10 из 10 P.s Удивительно что моя рецензия к фильму первая. Нет и «официальной» рецензии сайта. Для меня «Последняя волна» стоит намного выше «Пикника» и" Свидетеля». Безусловно лучшее произведение Питера Уира которое я видел. Хотя, конечно, это только мои личные переживания фильм жутко недооценен. |
Оценка | 1 |
Заголовок | Встреча с ирреальным |
Текст реценизии | Прекрасный фильм. Ощущение, что смотришь классику. С первых кадров стынет и звенит напряжение. Поверх всего главный герой фильма Вода как среда враждебная и агрессивная к человеку. Я тоже обожаю побегать в июльский ливень под дождём, но вслед за этой радостью в фильме такое чему не будешь рад в любой точке земного шара Это для детей забавный дождик, а для родителей потоп от которого страдает дом в другой сцене У Тарковского и Звягинцева Вода разнолика, а здесь Уир очень мощно показал её разрушительную силу с предчувствием- предсказанием Последней Волны Глубокий смысл и в том, что Вода в одном (священном!) месте смешана с канализацией. Тема сна по духу очень близка Твин Пиксу Д. Линча и книгам К. Кастанеды. В образе суда, с его 12 присяжными мощно показано столкновение культур «белой» и «чёрной» цивилизацией. По моему мнению «белому» лучше не лезть в эти жуткие дебри, т. к. там язычество с оккультными практиками, которое может серьёзно повредить душу. И очень страшно если в твоём роду (как похоже у главного героя) был кто-то посвящённый в нечто подобное. Не знаю что хотел сказать Уир маленьким эпизодом, где девочка говорит, что любит Иисуса Христа. А мать стандартно-протестантски отвечает, что Господь тоже любит её. Устами младенца Весь мрак этой ситуации легко и просто разогнался бы если взрослые ВЕРИЛИ во Христа как Спасителя. Беса не препарируют и не изучают его природу и возможности его просто изгоняют. Быть может и не зря Уир спрятал священное место аборигенов в клоаке канализации Хотя не исключаю и то, что он хотел сказать нечто обратное И даже последняя волна может вынести в Вечную Жизнь, где нет страданий и слёз. Прекрасный фильм с изумительным открытым финалом. Гениальный Уир у которого прекрасно сыграли все актёры, как аборигены так и «белые». Кино, которое с удовольствием когда-нибудь посмотрю ещё раз. 10 из 10 |
Оценка | 1 |
Заголовок | Ты человек? |
Текст реценизии | Кто ты? «Ты рыба? Ты змея?» Ты знаешь ответ, но этот ответ скрыт очень глубоко в тебе самом. Ты всегда был одинок и останешься один до конца. Ты боишься засыпать по ночам. Ты видишь страшные сны. Но ты знаешь, что твои кошмары реальны. Что ты способен изменить? Ничего
Ты можешь только ждать неизбежного, не в силах что-либо исправить, не в силах кого-то спасти
Это фильм-сон, жуткий, безнадежный, угнетающий. Ты просыпаешься с тяжелой головой и не можешь понять, проснулся ли ты, или еще продолжаешь спать? Этот сон мучает тебя, он возвращается снова и снова Однажды ты приходишь в себя после очередного такого кошмара, а потом все, что ты только что видел во сне повторяется наяву И это действительно жутко! Я не люблю такие сны. Они выжимают из человека все соки. Ты можешь забыть этот сон. Но когда спустя день или неделю ты его вспомнишь На нашей матушке-земле уже многие великие умы стремились разгадать, что же такое сны, от чего они нас оберегают, или что они нам предвещают. Я не верю в то, что наши ночные видения проекция пережитых за минувший день ощущений. Я верю в вещие сны, я знаю, что они снятся многим. Это особый фильм. Его невозможно смотреть только для того, чтобы убить время попивая перед экраном пиво. Этот фильм полон безысходности и отчаяния. Возможно именно по этой причине, «Последняя волна» и забыта. Наш мир слишком привык к просто мелькающим на экране картинкам, не несущим особого смысла, не «напрягающим мозг» И страшно то, что очень многих подобная ситуация устраивает 10 из 10 |
Оценка | 1 |
Заголовок | |
Текст реценизии | Бывают такие вечера, когда включаешь кино на ночь, кино от которого, ориентируясь на рейтинг, ничего не ждешь. И как же все-таки прекрасно, когда изредка, по окончании или даже во время просмотра, понимаешь, что нашел настоящий малоизвестный бриллиант. Фильм просто не может не оставить след внутри. Он полон мистики, которая граничит со здравым смыслом и в течение всего фильма держит тебя в напряжении, наводя ужас. Стихийные нападки постоянно чередуются со снами (сливающимися с реальностью) главного персонажа и с появлением на экране загадочных аборигенов. Диалоги интересны и загадочны. На протяжении всего фильма ищешь разгадку происходящего, а по окончании просмотра есть над чем задуматься. Меня очень сложно напугать «ужастиками», но такие фильмы, по-настоящему заставляют отступить сну на много часов. По стилю эта работа мне очень напомнила Дэвида Линча («Твин Пикс», «Малхолланд Драйв»), а так же Ричарда Келли («Донни Дарко», «Посылка»). 7,5 из 10 |
Оценка | 1 |
Заголовок | |
Текст реценизии | Град, начавшийся среди ясного дня в жаркой австралийской пустыне, непрекращающийся дождь и странные, порой кошмарные сны предвестники последней волны, апокалипсиса, который должен наступить, что бы закончился очередной цикл. Главному герою фильма юристу Дэвиду Бартону придется столкнуться с этими мистическими пророчествами австралийских аборигенов, когда он начинает вести дело об убийстве, с участием аборигенов. Хотя все началось раньше, все началось во снах, в детских снах Дэвида
«Последняя волна» фильм-сон, окутанный мистикой и оккультизмом. Подобно главному герою, зритель блуждает в лабиринтах неизведанного, пытаясь отыскать разгадку, где кончаются границы сна, а где начинается реальность. Питер Уир в своей третьей полнометражной работе обращается к уже привычным для него темам столкновения культур, иррациональности и того, как обычный человек, попадает в водоворот «чрезвычайных» ситуаций. В фильме отчетливо прослеживается и философский подтекст потери корней и того как цивилизация стирает все индивидуальное, оставляя коллективное бессознательное. Учитывая, что перед «Волной», режиссер снял культовый «Пикник у висячей скалы», где так же присутствовали мотивы коренной австралийской культуры и мистицизма, то сравнения неизбежны. Но если «Пикник» был мистической романтикой, то «Последняя волна» заходит на территорию хоррора. Оба фильма погружают зрителя в неведомый, едва осязаемый мир, основанный на догадках и предположениях, а сюжетные перипетии порой не поддаются рациональному объяснению, оставляя больше вопросов, чем ответов. Но все-таки «Пикник» получился у Уира более цельным и более завершенным, чем «Волна». Несомненными удачами фильма являются его визуальные решения, с помощью которых создателям превосходно нагнетается необходимая атмосфера первоначальная сцена природного катаклизма, непрекращающийся дождь и естественно ночные кошмары главного героя, создают эффект дискомфорта с едва ощутимой паникой, которые через экран передаются зрителю. Единственным огрехом можно назвать финал. Даже не учитывая скромность технических возможностей постановщиков, он получился «смазанным» и не слишком эффектным, учитывая, что на протяжении фильма так удачно нагнеталась атмосфера повествования, что в концовке ожидалось какое-то откровение или минимум эмоциональный взрыв. Но вместо этого Уир поставил банальное «троеточие», как будто оно было вынужденной мерой по причине отсутствия объяснения всему происходящему ранее у самого создателя. |
Оценка | 1 |
Заголовок | |
Текст реценизии | Питер Уир умело развивает тему начатую в «Пикнике у Висящей скалы». Маэстро рассказывает, на первый взгляд, тривиальную историю о налоговом адвокате, которого просят принять участие в уголовном процессе защите нескольких австралийских аборигенов, которые обвинялись в убийстве человека. Вскоре адвокат углубляется в проблему и понимает, что на некоторые ответы не может быть ответов. Они табуированы. Вскоре герой Ричарда Чемберлена оказывается перед выбором просто завершить дело или перешагнуть запретный рубеж и постичь тайну. Он выбирает второе. Можно предположить и то, что адвокат начинает переосмысливать себя и понимает свою настоящую природу возможно он действительно представитель другого клана. Уир прекрасно показывает атмосферу загадочного и таинственного. Прямо не разъясняя деталей, он намекает что «это связано со стихиями. В том числе с водой». Финал картины сделан просто гениально. Ричард Чемберлен показывает себя актером очень серьезного уровня (что меня удивило). Некоторые визуальные решения в финале очень красиво перекликаются с финалом из «Смерти в Венеции» Висконти. Работа Уира оставляет очень серьезное впечатление и является классикой кинематографа. Больше Уир мистические фильмы не снимал. Можно выдвигать много предположений с чем это связано (наложенное табу и т. д.), но именно «Пикник » и «Последняя волна» позволили ему продемонстрировать в полной мере свой талант. Впоследствии он проявит себя талантливейшим режиссером профессионально снимающим коммерчески успешные фильмы на разные темы (как Ридли Скотт), но таких глубоких, поэтических и проникновенных картин мы уже не увидим. 10 из 10 |
Оценка | 1 |
Заголовок | И грянул гром |
Текст реценизии | И грянул гром. А облаков то нет. Природа вторгается в размеренную людскую жизнь взрывной волной заливает ливнем, бомбардирует градом, какого не помнит история. Дом главного героя, как метафора повседневной действительности, также трещит по швам. Его качает, будто встал на ходули. Ломая двери, разбивая стёкла, под давлением вихря ветвь дерева врывается в комнату словно монстр из фильма ужасов. Со второго этажа хлыщет вода, вспыхивает электропроводка, крушится потолок
Нет, нет из такой действительности давно пора бежать, куда глаза глядят! «Последняя волна» фильм Питера Уира о столкновении. Столкновении цивилизаций и культур (потомков англосаксонских колонизаторов с австралийскими аборигенами), столкновении человека-материалиста со скрытым или непознанным, столкновении сознания с бессознательным. Типичный накрахмаленный воротничок, адвокат Дэвид Бартон (Чемберлен), взявшись за дело аборигенов, обнаруживает в себе что-то необъяснимое. Во сне и наяву к нему приходят разные видения природные катаклизмы, апокалиптичекая волна, затопление ею города, странный размытый силуэт возле дома, стаи лягушек и т. д. Общение с аборигенами способ узнать свою истинную сверхъестественную сущность, скрытую под толщей воспитания, развития в «белой» культурной среде. Несмотря на то, что новые внутренние феномены пугают героя, в нём под их влиянием всё равно возникает когнитивный диссонанс. А он гораздо опаснее. Вся рациональная картина мира рушится на глазах. Личность распадается на части. В этой связи особенно репрезентативен диалог адвоката со своим отчимом-священником, который, как подразумевается, личной проповедью всячески боролся с ересью, в том числе и с философско-религиозными представлениями местных аборигенов. Соответственно, на какое-то время заглушил пророческие способности Бартона. Герой разочарован: в себе, в отчиме, в современном мире. Человечество забыло тайные знания предков, лишь самые примитивные культуры хранят эту память. Персонаж Чемберлена, не смотря на страх, неизбежно стремглав погружается в сакральную тему. Видения будущего катаклизма становятся всё чётче, а путь к познанию себя всё яснее. В то же время предвидение апокалипсиса рационально страшит адвоката, заставляя опасаться за судьбу семьи. Остросоциальная тема фильма это, конечно же, сосуществование аборигенов с потомками колонизаторов. Англосаксы грубо вторгаются и нарушают порядок плохо изученного мира коренных обитателей континента, от чего те страдают, конечно, больше, хотя и преподносят порой белым неприятные сюрпризы. На святилищах автохтонов вырастают современные города, их кланы уменьшаются в численности, размываются в новой среде. Резкая культурная ассимиляция приводит к разным последствиям в одной из книг о туземцах Уир преднамеренно показывает подборку фотографий с надписью «Fatal Impact». Т. е. «роковое влияние» западной цивилизации на коренную. Абориген в естественной среде обитания на фотографии слева с надписью THEN противопоставляется сородичу в рубашке, покоящемуся на голом асфальте у мусорного бака. Надпись на второй фотографии «AND NOW». Вмешательство и влияние белых на жизнь чёрных явно режиссёру не по душе. Уир создал в фильме целую концепцию философии, духовно-нравственных понятий автохтонов. При этом не стоит думать, что именно так всё обстоит и на самом деле. Ценности и обычаи коренных народов в кино являются смешением режиссёром многих идей, подчёркнутых им из совершенно разных источников записях известных оккультистов, философов, историков, археологов, антропологов, а также собственных впечатлений от изучения останков древних цивилизаций в разных частях планеты. В «Последней волне» утверждается, что «для аборигенов существует две формы времени, два параллельных потока. Один из них дневное время, в котором мы с вами живём и работаем, а другой невидимый мир духов, зовущийся «временем сна», более настоящий, чем сама реальность. Всё происходящее во сне порождает ценности, нормы и мораль в обществе аборигенов. Шаманы поддерживают связь с реальностью сна через сны. Проводят обряды со священными предметами». Ещё одна заложенная идея о неких высокоразвитых переселенцах с востока, пришедших в Австралию то ли с тихоокеанского региона, то ли с Южной Америки несколько тысячелетий назад. Дэвид Бартон довольно быстро узнаёт, что, по мнению туземцев, может быть как раз их потомком, так называемым «mulkurul». Его необычные видения объясняются его происхождением. Нельзя не согласиться как со многими критиками, так и с самим Уиром, признавшими, что финал «Последней волны» не удался. Клякса на полотне. В концовке виден то ли недостаток фантазии, то ли неспособность определиться с чем-то конкретным, метание от идеи к идеи. Её бесспорно можно интерпретировать как всего лишь сновидения (можно и иначе) героя, в которых он должен получить, наконец, те знания, которые искал. Однако полученное совершенно не впечатляет. Яркого, захватывающего откровения не последовало. Более того, после первого просмотра впечатление от финала остаётся несколько смазанным, туманным, непонятным (хотя это не всегда недостаток). Возможно, ограниченный бюджет и технические возможности не позволили Уиру сделать более красочную концовку, хотя, например, «картинка» его предыдущего ещё менее бюджетного фильма «Пикник у висячей скалы» многими критиками признаётся, как одна из наиболее образцовых. Да и оператор работал тот же Рассел Бойд. Тем не менее, необходимо отметить, что до финала Питер искусно погружает зрителя в среду поначалу едва зримого, но неумолимо надвигающегося вселенского кошмара. Стоит упомянуть некоторые приёмы: инфернальный образ расползающейся струйки воды, который и по сей день часто применяется в хоррорах, или размытую человекоподобную фигуру за окном, навевающую ассоциации с фильмами об инопланетянах. Начало сна героя не всегда можно отследить Уир переходит к нему внезапно, склеивая его с реальностью, как например, после первой встречи с Дэвида с Крисом и Чарли. Ещё одна из наиболее страшных по признаниям ряда зрителей сцен встреча Бартона с Чарли в доме последнего. Камера специально берёт героя вначале общим планом, но по мере нарастания напряжения всё больше приближается к крупному. В самый пиковый момент мы видим лишь глаза Ричарда Чемберлена. Отдельно стоит отметить работу Питера со звуком. Грустная мелодия главной музыкальной темы в острые моменты меняется на хаотичные звуки национальных инструментов аборигенов Австралии, то напоминающие приглушённое жужжание роя пчёл, то устрашающее рычание хищных зверей. Бесспорно, Уир один из лучших мастеров мирового кинематографа по части создания мистической атмосферы. 8,5 из 10 |