Прах (2001)

Dust (2001) 18+


О фильме

В начале 20-го века двое братьев с Дикого Запада полюбили одну и ту же девушку. Она выбрала младшего Элайджу, а старший брат Люк покинул родину в поисках счастья. Так он оказался на пылающих огнем Балканах, «Диком Востоке» Европы, в восставшей против турецкого ига Македонии.

Люк возглавил банду наемников со всего света, воюющих с повстанцами и выполняющих самые грязные поручения своих турецких хозяев. Совершенно неожиданно для себя в одном из боев он увидел Элайджу, который вступил в ряды македонских революционеров и, не раздумывая, готов убить старшего брата за все совершенные им злодейства…

Подробная информация

Слоган Герои не умирают
Страна Великобритания, Германия, Италия, Македония
Жанр драма, вестерн
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 29 августа 2001
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
mpaa R
Время 127 мин. / 02:07
Рейтинг Кинопоиска 7.000 / 124
Рейтинг IMDB 6.20 / 1 469
Рейтинг мировых критиков 21
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Дэвид Уэнэм, Вера Фармига, Адриан Лестер, Джозеф Файнс, Николина Куяка, Салетин Билал, Владо Йовановски, Анн Броше, Розмари Мерфи, Мэтт Росс
Роли дублировали
Режиссер Милчо Манчевски
Сценарий Милчо Манчевски
Продюсер Крис Оти, Доменико Прокаччи, Фесна Йованоска
Композитор Кирил Джайковски
Художник Иво Хусняк, Дэвид Муннс, Сара Джейн Корниш
Монтаж Николас Гэстер
Оператор Бэрри Экройд
Участники съемочного процесса Кеван Ван Томпсон, Алекс Николич, Бэрри Экройд, Николас Гэстер, Джемаил Максут, Дэвид Уэнэм, Вера Фармига, Адриан Лестер, Младен Крстевский, Blagoja Spirkovski-Dzumerko, Vladimir Gjorgjijoski, Джон Ивановский, Alen Nanov, Гоче Наумов, Branko Koncaliev, Адриан Азири, Andrijana Boskoska, Tajce Kalcoski, Pavle Dameski, Ларс Блох, Slave Miceski, Vanco Krstevski, Radica Zdravevska, Дориан Трайков, Miliana Dodevska, Jean Francois Guissouegou, Neat Ali, Филип Тодоров, Джудит Уиндсор, Кирилл Гравцев, Стив Кларк-Холл, Атанас Георгиев, Том Штраусс, Йорданка Тодорова, Igor Stojcevski, Зора Георгиева, Кирил Джайковски, Джордан Симонов, Сандра МакКлейн, Луиз Гудолл, Erdoan Maksut, Стефани Кэрролл, Srebre Gjakovski, Джозеф Файнс, Елена Мосевска, Ник Сэндоу, Ратка Радманович, Карлтон Джарвис, Крис Оти, Norman Naudain, Petar Dimoski, Александр Русяков, Milica Stojanova, Владимир Ячев, Тэмер Ибрахим, Эни Крэбтри, Boris Corevski, Николина Куяка, Петар Мирчевски, Салетин Билал, Владо Йовановски, Kire Georgiev, Брюс МакВитти, Branko Beninov, Zoran Ljutkov, Иво Хусняк, Анн Броше, Розмари Мерфи, Ваня Димитрова, Sonja Osavkova, Krste Jovanovski, Василь Михайлов, Branislav Brana Srdic, Мэг Гибсон, Владимир Эндровский, Милчо Манчевски, Иосиф Йосифовски, Лидия Ивановска, Дэвид Муннс, Atila Klince, Katarina Ilievska, Fehmi Grubi, Ненад Печур, Мэтт Росс, Анне Йендрицко, Stanko Stoilkov, Доменико Прокаччи, Джемаил Дэмир, Джо Моссо, Данило Мандич, Siuciuan Hsu, Blagoja Micevski, Лидия Лиа Стояновска, Франк Драгун, Angela Visnjevskaja, Najdo Todeski, Gjorgji Simeonov, Dimitar Vandeski, Игорь Дмитров, Vebi Kerimi, Trajce Ivanoski, Тинка Ристеска, Владимир Йорданов, Dimitar Nikolov-Taki, Мартин Мирчевски, Рэнди Дьюк, Vladimir Gjuzelov, Afrodita Atanasova, Ричард Дули, Ivan Jercik, Marjan Cakmakoski, Sabedin Selmani, Rubens Muratovski, Andon Jovanoski, Срджан Милошевич, Мета Север, Sefedin Nuredini, Cvetanka Velevska, Kristijan Risteski, Фесна Йованоска, Milanco Georgiev, Stojan Arev, Natasa Zlatevska, Irena Trajkova, Сара Джейн Корниш, Райад Таир, Vanco Melev, Gjorgji Usta Petrov, Koljo Cerkezov, Blagoja Lefteroski, Исмет Али

Страны производства фильма

  • Италия (29 августа 2001) - 0
  • Канада (7 сентября 2001) - 0
  • Македония (10 октября 2001) - 0
  • Япония (3 ноября 2001) - 0
  • Греция (11 ноября 2001) - 0
  • Гонконг (1 апреля 2002) - 0
  • Италия (5 апреля 2002) - 16
  • Великобритания (3 мая 2002) - 0
  • Испания (12 июля 2002) - 10
  • Япония (13 июля 2002) - 0
  • Польша (25 октября 2002) - 0
  • США (22 августа 2003) - 0
  • Аргентина (21 сентября 2004) - 0
  • Польша (20 апреля 2007) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1890-е, 1900-е, Автобус, Афроамериканец, Банда, Бейсбол, Бейсбольная бита, Бейсбольная перчатка, Беременность, Библейские цитаты, Бинокль, Биплан, Бог, Боинг 747, Больница, Винтовка, Вор, Воровство, Выпивка, Выстрел в голову, Выстрел в грудь, Выстрел в лоб, Голая грудь, Голова, отделенная от тела, Граммофон, Грек, Две истории, Девственник (девственница), Деньги, Драка, Европа, Езда на лошади, Женская нагота, Женская нагота (вид спереди), Женщина топлесс, Жестокость, Запись (бумажная, аудио, видео), Золотая монета, Искупление (вины), Карманные часы, Кинопроизводство, Кладбище, Ковбой, Козел, Кормление грудью, Кража со взломом, Кремация, Крест, Кровавые сцены, Кровь, Кровь из носа, Курение сигарет, Курение сигары, Кусание кого-либо, Лодка, Лошадь, Любовный треугольник, Любовь, Македония, Манхэттен, Нью-Йорк, Машина скорой помощи, Медсестра, Место захоронения, Метро, Младенец, Монахиня, Монета, Морская болезнь, Наблюдение за кем-то, Нагота, Наемник, Наемный охотник, Некоторые сцены в черно-белом цвете, Нелинейная временная последовательность, Нижнее белье, Нож, Нью-Йорк, Обморок, Обрез, Овца, Огнестрельное оружие, Опытный стрелок, Оригинальное название из одного слова, Отношения между братьями, Отношения мужа и жены, Отношения отца и дочери, Отсечение головы, Параллельные миры, Парень, Париж, Франция, Перерезание горла, Плач, Повстанец, Подглядывание, Подкладное судно, Поезд, Полисмен, Помидор, Прародители, Преследование, Приставленный к голове пистолет, Продовольственный магазин, Производство немого фильма, Просмотр телевизора, Просмотр фильма, Проститутка, Публичный дом, Пуля, Распитие спиртных напитков, Рассказывание историй, Рвота, Резня, Рейд, Роды, Рука, отделенная от тела, Самолет, Самоубийство, Самоубийство путем утопления, Свадьба, Свеча, Свобода, Связанные истории, Священник, Секс, Сердечный приступ, Слезы, Сломанный нос, Смерть, Смерть дочери, Смерть жены, Смерть младенца, Смерть при родах, Собака, Солдат удачи, Старая женщина, Старая фотография, Стервятник, Страдающий морской болезнью, Стрельба, Султан, Турок, Турция, Убийство, Уличная жизнь, Умирание, Упоминание Зигмунда Фрейда, Упоминание Рудольфа Валентино, Утопление, Феска, Флешбэк, Флэшфорвард, Фотограф, Фотография, Хирургическая маска, Холодильник, Хохот, Хроникальный материал, Царь, Цилиндр, Ягнёнок

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок О Балканы!
Текст реценизии О Балканы! Как сказано в фильме, это то место, где: «Века не сменяют друг друга — они сосуществуют». Эта картина наглядно доказывает вышесказанное. Фильм снят так¸ что наше время очень искусно переплетается с первыми годами двадцатого века, когда Балканы в очередной раз пылали гражданскими войнами и борьбой за независимость. Перед нами Македония самого начала прошлого века, охваченная борьбой против турецкого ига. Но вся эта история очень сильно завязана с нашими днями, ибо повествование ведется старушкой в наши дни, а рассказывает она все это грабителю (большому неудачнику и наркоторговцу, обладателю огромных проблем и долгов), который только что хотел обнести ее квартирку, но был ловко обезврежен старой, но ловкой рассказчицей. И вот теперь этот чернокожий малый, который секунду назад хотел просто и быстро разжиться бабушкиным добром, вынужден под дулом пистолета слушать просто сумасшедшую и запутанную историю от, похоже, не менее сумасшедшей бабки. Фильм просто настоящий пазл, чем дольше его смотришь, тем больше кусочков пазла склеиваются и наоборот — запутывают тебя, образуя еще один, ловко перенося зрителя из одного времени в другое. Два главных героя повествования — два брата, два ковбоя, две противоположности. Один хладнокровный убийца — охотник за головами, а другой набожный честный малый. Полюбив одну и ту же девушку, судьба раскидывает братьев на несколько лет и сводит на полыхающих огнем Балканах. Это вам не Дикий Запад, откуда родом братья, это место в разы опаснее пустыни и салунов.

Оказавшись по разные стороны баррикад — один возглавляет отряд головорезов, работающих на турок за деньги и истребляющих православных, восставших против мусульманского гнёта, а второй на стороне македонцев, воюющих за свою свободу. «Прах к праху». В фильме много крови и жестокости, всё так, как подавляли бунты турки, десятки отрубленных голов и необъяснимая жестокость. Так же тут присутствуют пару историй любви, ну куда же без этого. В фильме, как не странно много откровенных сцен. Очень странный факт — православный священнослужитель при турецком карательном отряде, проповедующий смирение перед турками и смерть бунтовщикам, этот факт мне показался очень странным, хотя кто его знает, ведь много всяких Иуд было в различных войнах, так что и такое возможно — еще один факт, чтобы поискать и поинтересоваться. Очень хороший фильм, удачно показано переплетение времен, и атмосфера того времени плюс ко всему данная история подкреплена юмором, любовными треугольниками, трагедией и, конечно же, Балканским колоритом. Милчо Манчевски и его фильму ставлю 10 баллов. И всем кто не смотрел, советую еще один фильм (победитель Венецианского кинофестиваля) от этого режиссера — Перед дождем (1994).

10 из 10
Оценка 1
Заголовок История «микс»
Текст реценизии Необычное кино. Микс всего: и американские современные будни и ретроспекция в прошлое Америки и мятежных Балкан с морем кровищи и, торчащих на шестах, голов. Любовь и злоба, месть благородство. Смесь вестерна, детектива и мелодрамы.

Все это каким то удивительным образом выстраивается в сюжетную линию с понятной логикой. Порой кажется, что Кустурица снимал. А может просто Милчо Манчевски его боготворит.

Следя за американской частью сюжета, понимаешь, что мир мало изменился. Но картины жестокости, снятых в Македонии очень сглаживает этника. Музыка Балкан сама за вас плачет.

А вот что удивило — хохочущие турки. Никогда не видел. Улыбаться улыбаются, но не хохочут. Может таким образом компенсируют свою жестокость.

Блестяще отснятый эпизод — сцена боя и роды под пулями. Актеры играют ровно и скучновато. Поняли ли они до конца, о чем фильм? Только вот старушка на смертном одре сыграла блестяще. Так живописно задыхаться и юморить, разыгрывая вымогателя, — стоит посмотреть все это.

У меня ощущения и оценочные категории смикшировались. Старенькой актрисе и, собственно, съемкам на Балканам — отлично, остальное — удовлетворительно. А в целом — хорошо.
Оценка 1
Заголовок «Прах» Милчо Манчевски: взять высоту….
Текст реценизии Четыре года собиралась с мыслями для этой рецензии. С чего начать? Трагически недооцененный фильм, погребенный в безвестности… Шикарный образчик артхауса на грани мейнстрима… Луч солнышка над ледяным панцирем киношных стереотипов… Головоломка, соединяющая куски несопоставимых эпох и типажей: древнюю бабулю и воришку из современного Нью-Йорка, американских ковбоев и партизан из бунтующей Македонии начала 20 века, Зигмунда Фрейда и Пикассо, блестящие символы западного прогресса и варварское восточное средневековье, условность черно-белого немого кино и сюрреализм нынешнего кинематографа. Бедный Милчо, и после этого ты удивляешься, что тебя не поняли и не оценили? А ты больший романтик, чем это может показаться поначалу.

«Я — Анжела, но очень хочу быть Люком».

Много раз повторял Манчевски, когда его об этом спрашивали. По этой логике мы, его зрители, — незадачливый Эйдж, который, не подумав, забрался, как ему казалось, в самую обычную квартирку за легкой наживой, а в итоге попался в ловушку и, несмотря на все свои попытки вырваться из цепких лап сумасшедшей старушенции, в конце концов, проникся её безумством настолько, что понес эту заразу дальше, как сияющий факел просвещения…

Понять сумасбродный язык Манчевски невозможно, не узнав его самого поближе: македонский американец, бывший панк и поклонник кубизма, балканская кровь — американские мозги, он почти держал в руках Оскар в 1994 («Перед дождем»), но был предан остракизму в Голливуде за анархические замашки в вопросах кинопроизводства. Он снимает очень редко, а потому вкладывает в фильм всего себя и торопится как можно больше всего себя вложить: эту коренную любовь к родине, о которой мир мало что знает, эту детскую любовь к вестернам, которые по большому счету снимают под копирку, этот неожиданный взгляд на самые спорные вопросы философии и этики, эту юношескую жажду эксперимента, этот незаурядный талант художника и рассказчика… Кто-то из вас решит, что этого всего чересчур. Ваше право.

- Постой, постой! Ты же говорила, что их было двадцать?
- Заткнись, это моя история. Захочу — будет две тысячи!


«Прах» вызывает жгучие споры среди критиков и фанатов, но есть вопрос, который, наверное, самого Манчевски поставил бы в тупик: а кто в его фильме все-таки главный герой? Бабушка, которая рассказывает историю? Простофиля-воришка, который историю слушает? Персонажи истории — неравнобедренный треугольник из двух братьев и одной роковой женщины? Наглый красавчик Люк? До неприличия приличный Элайджа? Ключик к этому замысловатому ребусу, даже если и существует, спрятан слишком надежно. Милчо постарался. Похоже, именно в этом и состояла его задача: думай что хочешь, дорогой зритель, ты такой же полноправный соучастник этого творения! Анжела-автор задает тон и ритм истории, правила игры слишком сложны, но награда тому, кто их усвоил — обыкновенное чудо творчества, возможность стать частью этой фантазии и даже прокладывать для нее новое русло. Кто теперь сумеет определить, принадлежал ли кольт стрелку по-имени Люк или старушка купила свое оружие в ближайшем антикварном магазине? Бестелесные образы, рождающиеся в уме рассказчика, обретают плоть и голос, чутко реагируют на настроение своего «творца», вступают с ним в конфликт, начинают собственную жизнь в уме слушателя. Идеализм? Нет, всего лишь форма познания или самопознания. Доступная всем.

- Все дело в ребенке, Люк. Все дело в ребенке.

В содержательном плане Манчевски почти ничего нового не придумал. Но он взял старый как этот мир философский вопрос о смысле жизни и облек свое личное решение в свежую и даже парадоксальную форму. Сквозь временами непоследовательную вереницу событий, среди американских борделей и французских салонов, среди больничных капельниц и крестьянских овчарен, среди нью-йоркских трущоб и балканских пейзажей, хотят они этого или нет, но его герои ищут ответ на один и тот же простой и мучительный вопрос: «Куда уходит твой голос, когда тебя уже нет?» Истина так же проста и мучительна: плохо, если твой голос уходит в пыль, хорошо, если он продолжает звучать в твоем творении, в твоей истории, в твоем ребенке. Финал примирил всех и он уникален. При всей глубине своего трагизма он как никогда жизнеутверждающ: улыбка расползается под потоком высыхающих слез. Элайджа держит на руках новорожденную девочку и смотрит в небо на самолет, в котором на родину возвращается её старушечий прах. Круг замкнулся? Нет, просто спираль вышла на новый виток.

«Когда люди впервые увидели поезд, они тоже спрашивали: «И где здесь лошадь?»»

Так написал один из критиков, объясняя провал фильма. Кто-то увидел в нем выпад против НАТО (надо же!), кто-то с отвращением отверг режиссерский стиль, в котором тот подал секс и насилие (кишки и оторванные головы — фу!), почти никто не понял, зачем Манчевски испортил два вполне даже ничего себе, но совершенно самостоятельных и несвязанных сюжета, покромсав их и перетасовав как пазлы из разных коробок. И только избранные восклицали: «Двадцать первый век в кинематографе начался с «Праха»!». И писали эссе и книги. О смелом режиссерском росчерке, о языке неоднозначных и свежих символов, о философской коллизии.

Признаюсь, я сама наткнулась на фильм случайно и с далеко не с невинными целями. Просто в списке актеров было имя — музыка для моего зрительского слуха. Когда шли начальные титры, я думала так: «Милчо просто повезло, что он взял в картину человека, который потом прославился как Дэвид «Фарамир» Уэнам». На финальных тирах, пораженная громом откровения, я повторяла: «Как же повезло Дэвиду, что он снялся в этом фильме!» Вот еще один феномен этой картины: говорить об актерах мало кому приходит в голову. Обсуждать, как хорош и глубок здесь Уэнам, это все равно, что рассказывать о том, что вода мокрая. «Прах» уводит вдумчивого зрителя намного дальше, на высоту созидательной фантазии и философских раздумий о том, что такое жизнь, смерть, любовь, память, творчество. Он потешается над шаблонами и верит в свою публику. Этот фильм задает новую планку кинематографу. Увы, большинство из нас до нее пока не доросло. Но я хочу верить, что все еще впереди.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Отличный фильм! Когда начинала его смотреть, мне даже в голову не приходила мысль о том, что это по-настоящему стоящая картина.

Этакий вестер, снятый с должной долей юмора. Логика фильма и то, как построен сюжет, поражают! Секунду назад ты был в современном городе и наблюдал за ограблением и вот уже улицы мегаполиса сменились на пустыню, деревянные домишки, а вокруг ходят типичные ковбои в шляпах и с револьверами за поясом.

Фильм рассказывает историю двух братьев, координально противоположных по характеру. Люк — жёсткий, даже жестокий, сильный и Элайджа — такой же мужественный, но более правильный, верящий в людей.

Противоположность братьев отчётливо проявляется даже в отношении их к жене Элайджи, Лилит.

Один лелеял надежду с помощью брака вытащить её из публичного дома, изменить её жизнь. Другой говорил: «Была шлюхой, шлюхой и останется». Но при этом ветренность женщины нисколько не мешала обоим братьям любить её.

Фильм, по мне, больше развлекательный, но и он не лишён смысла. Милчо Манчевски хотел показать нам, что даже самое жестокое сердце может стать добрее, человек может измениться, прийти на помощь и поступиться собственными интересами ради ближнего.

Говоря об актёрах не могу не выделить Дэвида Уэнэма. Я уже писала как-то, что он почти идеальный рыцарь. Что ж, могу сказать, что в этом фильме он стал почти идеальным ковбоем в моих глазах. Его герой — характерный, интересный, харизматичный, волевой — такой, каким и должен быть настоящий мужчина того времени. Так что с ролью Уэнэм справился великолепно.

Ну и сама атмосфера фильма: костюмы, пейзажи, музыка — всё это выше похвал. Эта этничность, самобытность не может не нравится, она переносит нас в мир страстей, мир опасный, но необыкновенно интересный и захватывающий.

Хотела бы написать и про минусы фильма, но в голову ничего не приходит. Но всё же не могу не сказать, что по ощущениям «Прах» недотягивает до десятки, так что

7 из 10
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Нестандартный фильм. Отличная игра актеров, великолепная композиция! Для тех, кто любит вестерны и кто их не любит… Рекомендую.
Оценка 1
Заголовок Братья-ковбои или время перемен
Текст реценизии Очень неожиданное начало для вестерна — отснятые крупным планом красочные неоновые вывески, лай собак, гул несчетного количества автомобилей, пьяные драки забулдыг и бомжеватые физиономии обитателей злачных районов… И начало сие было многообещающим, оно пророчило нечто неформатное, нечто ОРИГИНАЛЬНОЕ. И, как оказалось, не обмануло трепетавшего в предвкушении зрителя.

Режиссером картины «Прах» стал македонец Милчо Манчевски, дебютировавший на российских экранах в 1994 году с картиной «Перед дождем». И есть нечто общее у этих двух картин, которые радикально отличаются жанром, но необыкновенно схожи по стилистике и подаче материала. К тому же, весьма неплох оказался дуэт Файнса и Венхама, органичные персонажи на рубеже смены эпох.

«Прах» — один из тех фильмов, что несут добрый философский смысл, скрытый под покровом жестокости, неотделимой от кровавой истории общества.

Драматичность здесь невозможна без сюрреалистичной подложки, а самоирония, так не свойственная жанру, грозит перевернуть представление о фильме в целом. Переплетение двух историй, одна из которых происходит здесь и сейчас, в современном мире, с историей о двух братьях — ковбоях из далекого прошлого, так удачно отражает сущность человеческого бытия.

Одной из главных идей фильма стала, на мой взгляд, развивающаяся по ходу сюжета тема о МЕЧТЕ. О том, что в жизни возможно все, и перемены так же неизбежны, как неизбежно наступление нового века, когда коней сменяют железные паровые машины, а в высоко в небе блестит крыло пассажирского самолета…
Оценка 1
Заголовок Бабкины сказки
Текст реценизии «Жили-были два брата: один родной, а другой от соседа…» — начала свой рассказ бабулька, и Эйдж понял, что влип по-крупному. Кто знает, какая несчастливая звезда привела его в эту квартиру, но у молодого афроамериканца были очень уважительные причины, чтобы пытаться ограбить беспомощную старушку.

Парень страсть как любил приодеться, а все хорошее стоит немалых денег. Начал он, приторговывая наркотиками, но, видать, прогорел и задолжал неподъемную сумму крышевавшим его полицейским. Тут, как говорится, сам Бог велел. И вот, опять неудача. Мало того, что хозяйка не покидала квартиру, престарелая каратистка засветила сначала парню по носу, а после связала и, угрожая огромнейшим антикварным «Кольтом», заставила слушать свои истории.

Анджела, американка с македонскими корнями, на старости лет волею судеб осталась одна. Не с кем поговорить, некому излить душу и даже похоронить по-человечески некому. А тут такая удача — молодой лопушок. Что с того, что грабитель? Ей и покруче обламывать приходилось. Главное — все как следует объяснить, чтобы твердо запомнил, какова ее воля и что ему следует делать.

«… и один из них, младшенький, звали его Элайджа, был просто, ну, сущий ангел, а вот старшенький — Люк — был отпетый мерзавец, и было ему легче убивать, чем любить…» Речь пожилой женщины текла неспешно, но очень живо. Анджела говорила так эмоционально, разыгрывая историю в лицах, что постепенно таяли очертания современного Нью-Йорка, и оживали герои событий столетней давности.

И вот мы видим двух братьев на пороге маленького борделя в Техасе, а может, не в Техасе, не помню, где именно. Маленький такой домик в прериях. Ржет как конь, что-то там предвкушая, конечно же, Люк. Брат его, Элайжа, имеет вид постный, стоит, опустив глаза долу. Интересно, какая шиза посетила господина Манчевски, что он предложил роли братьев столь разным актерам? Джозеф Файнс мало похож на своего брата Рейфа, но еще меньше сходства у него Дэвидом Уэнамом, что рождает самые гнусные подозрения. А то обстоятельство, что американских ковбоев изображают британец и австралиец, придает фильму особый смак.

И вот, выплывает она — роковая женщина Лилит, из-за которой все началось. «Как это заюшка-Люк смог полюбить проститутку? Мало ли там других женщин?» — вопрошают поклонницы златоволосого Уэнама. Проблема, однако, в том, что других там могло и не быть. В суровых условиях Дикого Запада женщины попросту вымирали от истощения, болезней, побоев. При этом в газетах Старого Света печатались брачные объявления: «Молодой фермер из Оклахомы ищет хозяйственную жену». Тысячи одиноких женщин, старых дев, бесприданниц, тех, кто не мог устроить свою жизнь на родине, откликались на подобные объявления и попадали в ловушку. В Штаты понаехала куча мерзавцев со всего мира. Как не использовать ситуацию? Действовали по той же схеме, что и сейчас — отбирали деньги и документы, и отправляли в какой-нибудь бордель. Бежать было некуда — пустыня кругом. Женщины жили недолго, а «все зубы целы» считалось особой приметой.

Лилит здорово повезло, что Элайджа ее пожалел и захотел жениться. И ей крупно не повезло, потому что она полюбила Люка. Аналогичные ситуации я видела в фильмах «Блуберри» — надо будет проверить, который из них вышел раньше, и в «И Бог создал женщину…» Роже Вадима, но пересказывать все мне не хочется. Сцены, где Люк разбирает свой «Кольт» и смотрит в образовавшееся окошечко, похожи на аналогичные в фильме «Самурай» с Аленом Делоном. А то, что происходит собственно в Македонии — турки, резня, какие-то овцы, по-куриному скачущий Уэнам, разборки Люка с его братом и женщинами — уже настолько смешно и дико, что выглядит как веселенький винегрет в духе «Ромео истекает кровью» и лихого аниме «Триган». Этого даже хочется больше — удали молодецкой, смачных народных песен, боевого священника с просвирометом. Дэвид Уэнам в ковбойской шляпке невообразимо каваен и прямо без грима мог бы играть братца Лиса из аутентичных американских «Сказок дядюшки Ремуса», который где-то утратил свой хвост.

Единственная претензия к режиссеру — он не умеет снимать любовь. Манчевски великолепный рассказчик, история по-настоящему увлекает, но любовные сцены — слабое место фильма, поставлены грубо и неуклюже, унижают занятых в них актеров. Дэвид Уэнам переваливается через свою партнершу, стараясь лишний раз не коснуться и не задеть. А глаза актера показали только в сцене, где он равнодушно ее отвергает. Женщины, из-за которых весь сыр-бор, не выглядят ни любимыми, ни желанными. Какими бы ни были чувства героев, но где ощущение потустороннего, таинственного лунного сияния или отблесков адского пламени, знаменующего самую мрачную похоть, на коже Лилит? Почему хорошенькая актриса выглядит так неинтересно? Задача режиссера и оператора сделать женщину притягательной, вылепить соблазнительные изгибы, показать ее силу и нежность, ангельскую или демоническую сущность. Как прекрасны любимые женщины у Леоса Каракса, Дэвида Линча, каким дивным светом окружены героини у Питера Джексона! Не умеет, так лучше б не брался.

И, все-таки, в целом, мне фильм понравился. Европейские вестерны всегда умиляют, а сама идея вестерна на христианскую тему была поднята еще в рамках киноальманаха «Три шага в бреду» по произведениям Эдгара По, в новелле «Тоби Даммит» Фредерико Феллини. Это моя любимая часть, она очень ехидная. У Феллини Иисус отправлялся на Дикий Запад, здесь — Каин и Авель сражаются в Македонии. Кого-то фильм наводит на серьезные размышления, меня же повеселил, однако и ради этого стоит смотреть. В любом случае удовольствие гарантировано.

10 из 10