Старое и новое (1929)

(1929) 18+


О фильме

Безлошадная крестьянка Марфа Лапкина, не желая больше мириться с нищетой, вместе с участковым агрономом и бедняками организует в деревне молочную артель. Рабочие-шефы помогают артели получить первый трактор. В финале картины десятки тракторов пашут артельную землю. За рулем одного из них — Марфа Лапкина.

Подробная информация

Слоган
Страна СССР
Жанр драма
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 7 ноября 1929
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту для любой зрительской аудитории
MPAA
mpaa
Время 121 мин. / 02:01
Рейтинг Кинопоиска 6.931 / 89
Рейтинг IMDB 7.10 / 525
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Е. Сухарева, Ефимкин, Нейников, Иван Юдин, Марфа Лапкина, Василий Бузенков, М. Иванин, Чукамарыев, Г. Матвей, Константин Васильев
Роли дублировали
Режиссер Григорий Александров, Сергей Эйзенштейн
Сценарий Григорий Александров, Сергей Эйзенштейн
Композитор Тарас Буевский
Художник Василий Рахальс, Василий Ковригин, А. Буров
Оператор Эдуард Тиссэ
Участники съемочного процесса Максим Штраух, Е. Сухарева, Ефимкин, Нейников, Цхухмарев, Вячеслав Гомоляка, Иван Юдин, Василий Рахальс, Григорий Александров, Сергей Эйзенштейн, Михаил Гоморов, Василий Ковригин, Эдуард Тиссэ, Марфа Лапкина, Василий Бузенков, М. Иванин, Чукамарыев, Хуртин, А. Буров, Г. Матвей, Константин Васильев, М. Палей, Тарас Буевский

Страны производства фильма

  • СССР (7 ноября 1929) - 0
  • Германия (10 февраля 1930) - 0
  • Чехословакия (Май 1930) - 0
  • США (2 мая 1930) - 0
  • Португалия (12 ноября 1930) - 0
  • Япония (14 мая 1931) - 0
  • Финляндия (21 февраля 1975) - 0
  • Германия (22 января 1998) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Всеобщее достояние, Коллективизация, Коммунизм, Пропаганда

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Если брат уходит от брата, хозяйство делаят пополам.
Текст реценизии Фильм Сергея Михайловича потрясающий, но смотреть его тяжело — всё-таки 80 лет прошло, взгляды на кино и ожидания от него изменились.

Но не зря считается, что всё советское кино про деревню вышло именно из этого фильма — «Старое и новое» (другое название «Генеральная линия») содержит много новых или созданных в этом фильме приемов:

- много ракурсов, отчего динамика картинки появляется даже на неподвижной камере,

- глубинные мизансцены с крупными планами сытых людей против маленькой фигуры просящего человека,

- новые приемы монтажа — крупный-средний-дальний планы и т. п.

- большое количество языческих образов и проч…

Наверно, мурашки пробегут по коже, если узнать, что Эйзенштейн весь фильм сначала нарисовал, т. е. каждый кадр, который можно увидеть за два часа, есть в нарисованном виде!

Сам сюжет прост, понятно, какую идеологию он восхваляет (1929 год, старый строй против нового и т. п.), но помимо этого в картине столько личного! Конечно же юмор — когда, например, все ожидают свадьбу, и в свадебном платье с фатой появляется корова, когда бык бежит за ней, а она трясет выменем на крупном плане, это кажется невозможным для того времени, а вот было!!!

А первая в русском кино «эротика» — сцена, где то ли комбайнер, то ли механик отрывает постепенно куски подола у Марфы Лапкиной. А она улыбается своей лошадиной улыбкой!

Также есть сцена с подробным забоем свиней — просто жутко смотреть… а вперемешку идут кадры с вращающейся и улыбающейся фарфоровой свинкой! вот такой арт-хаус, как сегодня бы назвали.

Кино немое, но с музыкой. Есть две версии музыки — изначальная и более современная, электронная.

Резюмируя вышесказанное — этот фильм является примером кропотливой, обдуманной и серьезной работы талантливой команды. Поэтому он до сих пор, на мой взгляд, представляет интерес.
Оценка 3
Заголовок Как стирали грани между городом и деревней
Текст реценизии Первоначальное название фильма — «Генеральная линия».

Не секрет, что большая часть раннего советского кино снималась в пропагандистских целях. Сергей Эйзенштейн так же прославился на почве агитационного кино, но, в отличие от коллег по цеху, всячески демонстрировавших в своих лентах тяжелую жизнь рабочих и крестьян дореволюционной России, главный кинотеоретик СССР решил обратиться к «последствиям». А то ведь старый строй разрушили, надо же предложить народу какие-то альтернативы.

Начало вполне предсказуемо — нищая деревня, как пережиток царской России, два брата делят пополам полусгнившую избу, а безлошадная Марфа Лапкина кручинится по своей незавидной доле. Сельский сруб выглядит на редкость гадко, пол в нем давно сгнил, печь топится по-черному, а спят жильцы где придется. Подобная натуралистичность призвана вызывать у зрителя сочувствие на грани с негодованием. Дальше больше, ведь Эйзенштейн переходит от общего к частному, помещая в центр истории Марфу. На основные роли режиссер (работавший над фильмом в тандеме с Григорием Александровым) набрал самых обычных простолюдинов, что способствовало созданию колоритных и ненаигранных образов. Как и во всем пропагандистском кино, в «Генеральной линии» нашлось место для противопоставлений. Коли крестьяне-босяки исхудалые и грязные, то кулаки все сплошь лоснящиеся до неприличия, словно зажиточность к ним с небес свалилась, а они всю жизнь на печи возлежали. Ну и конечно же, как не обхаять враждебную большевикам религию. Крестьяне, вооружившись образами, идут толпой на гору, где совершают подобие языческого ритуала по вызову дождя, после чего злобно взирают на местного батюшку, дождь, о чудо, не призвавшего.

Весь сюжет (коли его можно так назвать) сводится к иллюстрации развития деревенской молочной артели, с поочередной демонстрацией преимуществ советского строя. Были крестьяне нищими и убогими — вот, нате вам прибор, с жутким названием «сепаратор», будете масло производить. И пошло поехало: сенокосилки, трактора, колхоз… Колхоз, чистый и светлый, словно лаборатория — мечта всех советских агрономов. Вот тут-то и становится ясно, в чем основная соль данной ленты — убеждение посредством мастерски поданного видеоряда, сверхнатуралистичного и художественно целостного. Несмотря на то, что сюжетная линия отсутствует как таковая, а все полотно занимает два часа, смотрится «Генеральная линия» невероятно быстро и легко.

Натурализма хоть отбавляй, то корову режиссер-изувер замучает ради фильма, а то и вовсе покажет во всей красе забой свинок. Без экспериментов с монтажом так же не обошлось — мультикомпозиционная сцена сна Марфы, с огромным быком, возвышающимся над коровьим пастбищем, является одной из коронных для всей ленты в целом.

Главную героиню, кстати сказать, и в жизни звали Марфой Лапкиной. Её искренняя улыбка, свойственная простому люду, остается в памяти надолго, да и вообще лицо у Марфы запоминающееся, и, как бы сказать, фактурное. Демонстрируя крупным планом Марфу в самом начале и самом конце ленты, Эйзенштейн вновь прибегнул к сравнительным приемам, призванным показать «старое и новое» на примере конкретного человека.

Вывод: Одна из вех на пути великого режиссера к двум его главным фильмам. Нынешним поколениям фильм едва ли будет интересен, так как слишком уж он прямолинейный и безапелляционный. А потому, рекомендовать не стану, да и отзыв выставлю нейтральный при довольно высокой оценке.

8 из 10