Конь белый (сериал) (1993)

(1993) 18+


О фильме

Россия накануне революции. Драматическая судьба адмирала Колчака, командующего флотом. Страшная кончина царской семьи и обстоятельства расследования ее гибели, проводимое по поручению Колчака.

Подробная информация

Слоган
Страна Россия
Жанр военный, драма, история
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту для любой зрительской аудитории
MPAA
mpaa
Время 550 мин. / 09:10 (550 мин.)
Рейтинг Кинопоиска 7.559 / 88
Рейтинг IMDB 7.40 / 39
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Анатолий Петров, Александр Балуев, Валерий Доронин, Анатолий Гузенко, Владимир Симонов, Вероника Изотова, Владимир Белоусов, Геннадий Глаголев, Элина Суворова, Екатерина Беликова
Роли дублировали
Режиссер Гелий Рябов
Сценарий Георгий Адамович, Гелий Рябов
Композитор Дмитрий Смирнов
Художник Алла Болотовская, Игорь Тимошенко, Елизавета Урлина
Монтаж Светлана Смолина
Оператор Олег Плаксин
Участники съемочного процесса Анатолий Петров, Галина Чигинская, Юрий Дедович, Николай Кочегаров, Петр Шелохонов, Марина Юрасова, Александр Балуев, Николай Федорцов, Сергей Полежаев, Андрей Краско, Геннадий Богачёв, Николай Буров, Иван Краско, Гелий Сысоев, Любовь Тищенко, Герман Максимов, Владимир Дюков, Андрей Щепочкин, А. Балашов, Николай Дик, Михаил Шараутин, А. Пашкевич, В. Навликин, В. Лозовский, Константин Кульчицкий, Сергей Андрейчук, Валентина Пугачева, Ю. Красик, Анатолий Гаричев, Н. Тихомиров, Алексей Крымов, Владимир Князев, Е. Бондарюк, Сергей Наумов, А. Шенявский, А. Яковлев, Валерий Доронин, Анатолий Гузенко, Юрий Чернобровкин, Светлана Мудрецова, А. Красавин, Сергей Ражук, А. Чернегин, Константин Фадеев, Н. Новожилова, Александр Котельников, Анатолий Рудаков, А. Мамонтов, В. Иванов-Жемчужный, Юрий Макаров, А. Эрасмус, К. Ширшов, Галина Деева, Сергей Рогожин, И. Миккелс, Дмитрий Поддубный, Людмила Аржаникова, Дж. Чаликова, Дмитрий Смирнов, Е. Белов, Н. Башкирова, О. Саморуков, Владимир Жепко, А. Груздев, А. Петрова, Алексей Довбыш, Всеволод Кузнецов, Владимир Симонов, А. Мажурин, Борис Федотенков, Вероника Изотова, В. Крайник, Владимир Белоусов, Л. Лелянова, Э. Старшинов, Е. Березина, Татьяна Милеант, Ю. Орловский, Олег Шишов, С. Черноморский, Евгений Миненко, Евгений Жмачинский, Валерий Полетаев, С. Турский, В. Пономарев, Алексей Михайлов, Л. Гобелькова, Д. Латаев, В. Бутейкин, В. Шувалов, Алла Болотовская, Евгений Казаков, Н. Маслаков, В. Шорин, Ю. Шиткин, Анна Запрягалова, Екатерина Васильева, А. Романов, С. Иршинков, Марина Климова, Н. Игнатьев, Александр Вонтов, Юлия Ауг, Н. Горюнов, А. Житков, Михаил Дорофеев, А. Ретюнский, Альфред Шаргородский, Владимир Рублев, Юрий Крюков, Сергей Шелгунов, Алексей Девотченко, Сергей Евсеев, Владимир Карпенко, Елена Смолина, Марина Бугакова, Алексей Симонов, Анатолий Хропов, Н. Мазурчук, В. Бушенкин, Алексей Гузенко, Валентина Адикаевская, Н. Семичев, В. Шарин, И. Медведев, Владимир Ермилов, Олег Плаксин, Надежда Филатова, Ю. Главадский, С. Баев, Анатолий Кондюбов, Валерий Гурьев, Э. Тургунбаев, Ю. Колпаков, Игорь Тимошенко, Георгий Адамович, С. Гордиенко, Юрий Крюков, В. Витчик, Евгений Кузнецов, Елена Кривец, Геннадий Воропаев, Владимир Долгушин, Геннадий Глаголев, В. Шиблев, Александр Алексеев, Виктор Терехов, Л. Сьюзи, Алексей Шкеле, Н. Морозов, Елизавета Урлина, Олег Белов, Анатолий Насибулин, Л. Салон, В. Заноха, А. Студилин, Александр Москалин, А. Бухвалов, Юрий Калугин, Андрей Галкин, Элеонора Казанская, Сергей Селин, Сергей Межов, Александр Шевелев, Ю. Павлюкова, Шерхан Абилов, П. Михайлов, Анна Афанасьева, М. Глазунов, И. Корнаков, Максим Калинин, К. Васильев, В. Старунов, Энтон Бычков, Валерий Каратаев, Александр Юдин, В. Азиатских, Кирилл Родченко, Д. Яковлев, Е. Лукашов, О. Степанова, Михаил Кучеров, Александр Симонов, В. Гурьянов, Гелена Ивлиева, Ю. Журо, Елена Успеснкая, Дмитрий Бульба, Н. Чарская, Андрей Петров, Владимир Юрьев, Гелий Рябов, А. Кошелева, Виктория Смирнова, Д. Грук, Юрий Гончаров, Александр Терентьев, Ю. Дукальтетенко, А. Горелик, Владимир Сороколита, Юрий Орлов, М. Воробьев, Надежда Жарикова, А. Тазова, Элина Суворова, И. Клочков, А. Шендарев, А. Филиппов, Е. Илловайский, Алексей Афанасьев, А. Гурков, Валерий Кувакин, В. Цикалов, Е. Ширшова, Ромуальд Макаренко, В. Рублев, В. Хабалов, Игорь Бубенчиков, Сергей Грищенко, Екатерина Беликова, В. Перил, Светлана Смолина, Юрий Родионов, Игорь Карташов, Геннадий Нилов, Роман Рязанцев, В. Лисовский, Д. Титов, Людмила Александрова, С. Стегайлов, Е. Радкевич, А. Шустров, Александр Николаенко

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Гражданская война, Животное в оригинальном названии, Россия, Убийство, Цвет в оригинальном названии

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии В конце 1970-х годов Гелий Рябов, следователь, помощник министра внутренних дел СССР и автор сценариев к популярным телесериалам «Рождённая революцией» и «Государственная граница», участвует в поисках останков царской семьи в Свердловской области. В 1991 году он же, уже на волне перестройки, продолжает раскопки. По-видимому, найденное и осмысленное так потрясло Рябова, что он выпускает книгу об этих событиях и решает снять десятисерийный телефильм. Название для него он берет из Откровения Иоанна Богослова: «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует».

В центре сюжета: Гражданская война, расстрел царской семьи и расследование обстоятельств ее гибели по поручению Колчака, судьбы нескольких офицеров Добровольческой армии вплоть до 1942. И хотя заметно, что создатели фильма были стеснены в средствах, и мы не увидим лихой кавалерийской атаки, крупных баталий с применением танков и авиации и т. д., им все же несомненно удалась широкая панорама 1917-1920 годов — времени, когда страна разделилась на несколько непримиримых лагерей, уничтожавших друг друга тем ожесточеннее, чем менее уверенными они себя чувствовали. Атмосфера страха, злобы, ненависти, отчаяния, пустоты, страданий, смерти передана весьма впечатляюще.

В художественном отношении фильм, разумеется, отличается от того, что снимается сейчас. Никакой «глазури», никакой причесанности и прилизанности — все грубо, сыро, впотьмах. Много долгих планов, поэтических и лирических отступлений, статики. Кадр в первую очередь стремится передать внутреннее состояние своего героя, его отношение к происходящему, а не само происходящее по себе. Такое художественное решение требует определенной подготовки зрителя, но награждает сторицей, эмоционально вовлекая и устраняя дистанцию.

А что у нас с исторической правдой? Было бы слишком самонадеянным требовать от фильма, появившегося буквально через несколько лет, после того как прекратили снимать бесконечную пропаганду о мужественных революционных матросах и справедливых комиссарах, что этот фильм представит совершенно объективную и беспристрастную картину Гражданской войны. Несомненно, такой фильм снимут, ибо он должен быть. В нашем же случае маятник закономерно качнулся в другую сторону. Но в допустимых пределах.

Пожалуй, только в изображении фигур Николая II и Верховного правителя России Колчака режиссер сознательно выбрал идеализирующий путь. Можно согласиться, что царь — мученик, но праведник ли? Его ошибки слишком хорошо известны, его воля была слишком слаба, его авторитет в тогдашней России был, что называется, ниже плинтуса. Очевидно, что он не соответствовал времени — и время устранило это несоответствие заодно с ним. Иное дело Колчак — волевой, умный, авторитетный — таких то время требовало, находило и возвышало. Увы, фильм нам показал только анфас адмирала. Профиль же — истеричный, жестокий, авторитарный — оказался за кадром. А между тем именно в этих его качествах историки видят одну из веских причин его неудачи. Хотя нельзя не отметить, как удачно вписался в образ Анатолий Гузенко — и лицом похожий на Колчака, и выправкой, и огнем в глазах. Куда там К. Хабенскому!

Остальные исторические детали сервированы с завидной точностью. На протяжении восьми серий (последние две — своего рода эпилог) мы видим бессмысленный и беспощадный русский бунт — красные расстреливают белых и штатских, белые расстреливают красных и штатских, националисты точат зуб на русских без разбору их цвета, генералы до хрипоты спорят о путях России, но без толку, во всем обвиняют евреев (на столе Колчака — «Протоколы Сионских мудрецов»), отовсюду несется ругань, царствует самое темное варварство и низменные инстинкты. И зловещими вехами следуют за сюжетом красноречивые названия серий: «Ненависть», «Предательство», «Нетерпимость», «Братоубийство»…

Так что же такое — «конь белый»? И кто «сидящий на нем»? Дает ли фильм ответы? Как ни странно, да. Только вместо Русского царя, которого монархофильствующий режиссер, как кажется, вслед за некоторыми офицерами Белой гвардии, наметил на роль «Верного и Истинного», в седле белого коня сидит… Русский дух. Именно этот дух не позволяет по крайней мере некоторому числу русских не опускаться до животного уровня, сохранять самообладание, честь и принципы, сражаться за них даже без надежды на победу, любить свою родину, а не то, что предлагают любить в качестве таковой ее временные господари. И именно за это, а не за кружащуюся корону над головой Николая, «Конь белый» заслуживает самого внимательного и вдумчивого просмотра…

8 из 10
Оценка 3
Заголовок Сюрпляс на тему
Текст реценизии Эпичный 10-серийный сериал, охватывающий временной отрезок от февральской революции 1917-го года до военного 1941-го года. Фильм Г. Рябова рассказывает о гибели старой России, рождении «красной смуты», казни царской семьи, начале гражданской войны и деятельности Колчака на посту верховного правителя, исходе белых, а также об отголосках братоубийственной войны во времена гитлеровского вторжения.

Название серий, на мой взгляд, носит довольно условный характер, и каждую из частей сериала вполне можно назвать именем любой другой — смысл повествования от подобной рокировки практически не изменится. «Гибель»: полное разложение армии и флота весной-летом 1917-го. Везде и всюду агитаторы большевиков, толпы митингующих людей, террор по отношению к офицерам, дворянам, разворовывание усадеб и имений. Россия погружается в хаос. На фоне происходящего полковник Дебольцов (Владимир Симонов) встречается с командующим Черноморским флотом адмиралом Колчаком (Анатолий Гузенко). «Ненависть» полностью посвящена обстоятельствам убийства в Екатеринбурге семьи Николая II Романова. Всё описывается подробно и натуралистично. Жутко — пожалуй, самое верное слово, которое приходит на ум от увиденного. «Предательство» живописует взаимную жестокость белых и красных в начале гражданской войны. Вера Руднева (Элина Суворова), симпатизирующая красным, чудом избегает смерти и бежит в отряд Новожилова (Анатолий Петров). Надя Руднева (Элина Суворова), взгляды сестры не разделяющая, знакомится с Дебольцовым. (Действительно, ещё один вариант «Хождения по мукам».) Последний вступает в ряды частей генерала Каппеля. «Братоубийство» рассказывает о кровавых буднях Гражданской. В «Нетерпимости» Колчака коронуют на власть. «Суд божий»: продолжение злоключений старшей из двух сестёр Рудневых; поиски спецэкспедицией Колчака останков царской семьи. «Исход» своему названию вполне соответствует, рассказывая о бегстве Колчака и всего его войска. «Перетерпевшие до конца» сначала развиваются вполне последовательно — казнь Колчака, уход остатков белого войска за кордон… и вдруг следует резкий перескок в 1941-й год! Бывший белый офицер Корочкин (Валерий Доронин) ещё не свёл все свои счёты с красными. Серия «Отверженные» сделана вовсе не по мотивам Виктора Гюго, она про Корочкина в роли графа Монте-Кристо. «Мститель» — самая неожиданная часть долгоиграющего фильма. Оказывается, у нас в наличии имеется свой Рэмбо, способный в одиночку замочить как нескольких хорошо обученных диверсантов-абверовцев, так и с десяток энкавэдешников.

Ну а теперь о художественных достоинствах картины Г. Рябова. Совершенно очевидно, что фильм, мягко говоря, неоднозначный. Скажу больше — местами сериал просто-таки шокирует, и шокирует именно качеством этих самых «художественных достоинств». Отдавая определённую дань заслуженного уважения создателям фильма — например, их грандиозной работе по воссозданию общей исторической картины, интересной интерпретации расстрела царской семьи, удивительной эпичности рассказа о Гражданской войне, и т. д., и т. п., — никоим образом не хочу преуменьшить тот труд, который проделан Гелием Рябовым и его съёмочной группой. Но… дальше идут десятки и сотни сплошных «но».

Фильм просто-таки изобилует массой логических несостыковок и несуразностей. Вообще говоря, никто никому не запрещает снимать очередных «Неуловимых мстителей», но ведь если создатели замахнулись на столь мега-серьёзную задачу, как всеобъемлющий рассказ о Гражданской войне и о деятельности Колчака, то безусловно, это налагает на них обязательства в более точной прорисовке деталей. Дьявол же, как известно, всегда прячется в деталях. Не буду голословным: сцена 14:25-21:05 из «Братоубийства» — полнейшая буффонада; по поводу другого эпизода из той же серии, начинающегося на 36:30, создателям неплохо было бы обратиться к военному консультанту. В «Исходе» красные с большим энтузиазмом встречают поезд Колчака, но при этом «принимают» почему-то не всех, до смешного слепо игнорируя некоторых высоких чинов. Однако, градус несуразности повышается постепенно по мере продвижения картины к своему финалу — чем ближе конец, тем всё менее и менее правдоподобно. «Перетерпевшие до конца» — извиняюсь за выражение, дурдом на выезде! Сумбур просто фантастический! Страннейший микст из казни Колчака, исхода белых войск под нуднейшую сюрреалистическую музыку и бесконечный бой колокола, стоящий у зрителя в ушах, перескока в 1941-й год (!) и прыжков обратно в 1918-й (!). Своего апогея «сюрпляс» достигает в последней серии «Мститель», представляющей собой дешёвую, оторванную от жизни, и от здравого смысла тоже, бондиану. Помимо ассоциаций с Бондом, мне пришла в голову ещё одна — «Лунный камень» У. Коллинза, ведь здесь тоже странным образом за чем-то таким охотятся.

Но всё перечисленное — ещё цветочки по сравнению с общим ощущением сюра, постоянно подогреваемым сценами, одна другой страннее: картавящий а-ля Ленин Дебольцов… тот же Дебольцов, мистическим образом ЗНАЮЩИЙ, где именно закопаны царские останки (да почему бы, чёрт возьми, в таком случае просто не взять в руки лопату, если Вы так уверены, господин полковник!?)… театральные шекспировские постановки — причём, даже не белых — красных (!), — в самый разгар Гражданской… Но самый главный сюр — полная экранная юродивость народных масс — именно тех, кто на стороне большевиков. Чудовищный гротеск. Почему-то все они — сплошь поголовно дебилы, живодёры, убийцы, пьянь, стукачи ЧК. Лишь только камера переключается с «белых» на «красных» — моментально начинают звучать беспрерывные революционные песни типа «Смело мы в бой пойдём», «Интернационал» (вот уж, воистину, штамп!), или, ещё хуже того, не замолкает гармошка. Последняя настолько по ходу фильма стабильна и назойлива, что думаешь — неужели тогда у населения было СТОЛЬКО гармошек?! И совсем уж добивает сцена из предпоследней серии, в которой урки в трамвае под гитару профессиональными голосами (!) чистенько поют «Таганку» — машинально задаёшься вопросом: это всё-таки блатные, уголовники, или же студенты Гнесинки (!?) — надо бы режиссёру как-то определиться.

Во время просмотра сериала лично у меня не возникало никакий сомнений в том, что автор-создатель фильма Гелий Рябов ненавидит красную совдепию, симпатизирует монархизму и Белому движению, — что ж, ради Бога, я и сам с большим интересом перечитал все мемуары Деникина, Врангеля, Краснова, — но это же ещё не повод делать фильм столь неправдоподобным и, в конечном счёте, некачественным, так ведь!? Или скажем по-другому: идея очень хорошая, реализация очень плохая.

5,5 из 10
Оценка 1
Заголовок Горькая правда
Текст реценизии Сериал «Конь белый» произвел на меня потрясающее впечатление. Красной нитью через него проходит судьба большого русского патриота адмирала Черноморского флота Александра Васильевича Колчака (символично, наверное, что имя-отчество у него точно такое же, как у легендарного русского полководца Александра Васильевича Суворова), которого очень убедительно, на мой взгляд, сыграл Анатолий Гузенко. Вот каких патриотов так не хватает России в наши дни!

Сериал развертывает перед нами и общую масштабную и трагическую картину инспирированных третьими из-за рубежа развала великой Империи и братоубийственной бойни, которую 70 лет нам предлагалось — а рядом левых политических сил предлагается и сейчас — именовать гражданской войной и считать неизвестно почему великим благом для нашего народа. Все без исключения актеры, несмотря на отсутствие в сериале раскрученных звезд, сыграли тоже очень хорошо, искренне и проникновенно. Эту великую трагедию чувствуешь каждым фибром души, живешь вместе с героями, их бедами, заботами и радостями. Последних в сериале, учитывая описываемое время, было очень и очень мало. Хорошо сыграл Императора Николая II Геннадий Глаголев, пусть и роль его в сериале сравнительно небольшая. Его спокойствие и в то же время величие духа, которое чувствуется в каждом его движении и взгляде, резко контрастируют, например, с игрой Михаила Елисеева, который исполняет роль Царя в сериале «Столыпин. Невыученные уроки». Император у Михаила Елисеева вышел каким-то поверхностным, что ли, не вполне глубокой личностью, к тому же и темперамент у него получился чересчур живой, резкий, даже порывистый.

Возвращаясь к сериалу «Конь Белый», скажу, что в сериале нет всего того, чем сейчас стараются привлечь в кинотеатры зрителей. Про отсутствие звезд я уже сказал, нет в сериале и блестящего антуража, великолепия интерьеров, обстановки, нет спецэффектов и масштабных сцен. Но он от этого, считаю, только приобретает, а не теряет. Может, частично это объясняется трудным для российского кинематографа, как и для всего российского общества временем, в которое он создавался, — а снимался он в 1993 году. Не исключено, что причина состоит и в скромных возможностях студии «Диапазон» и «Ладабанка», которые реализовывали этот проект. А скорее, тем и другим вместе. Но сериал, повторюсь, на мой взгляд, от этого только выиграл. Именно после просмотра этого сериала у меня появилось желание узнать о Колчаке и о других лидерах Белого движения, в первую очередь монархистах, как можно больше.

Александр Колчак в этом сериале — отнюдь не глянцевый герой с обложки. Это живой человек, у него тоже есть свои слабости, своя жизненная личная драма. И поэтому герой Анатолия Гузенко выглядит еще более естественным и живым.

А сериал рекомендую для просмотра всем. Считаю, таких фильмов нужно снимать как можно больше.

9 из 10