1941 (1979)

1941 (1979) 18+


О фильме

Комедийный фильм о панике в Лос-Анджелесе после известий о нападении японцев на Перл-Харбор и о приближении японской подводной лодки к берегам Калифорнии с заданием уничтожить Голливуд.

Подробная информация

Слоган A Comedy Spectacular!
Страна США
Жанр военный, комедия
Бюджет $35 000 000
Сборы в США $31 755 742
Сборы в мире + $60 700 000 = $92 455 742
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 13 декабря 1979
Премьера в России
Релиз на DVD 25 июня 2009, «Настроение Video»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту
MPAA рекомендуется присутствие родителей
mpaa PG
Время 118 мин. / 01:58
Рейтинг Кинопоиска 6.455 / 792
Рейтинг IMDB 5.70 / 17 831
Рейтинг мировых критиков 32
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Большую часть фильма снимал оператор Уильям Э. Фрэйкер (William A. Fraker), но из-за разногласий со Стивеном Спилбергом (Steven Spielberg) и Джоном Милиусом (John Milius) он был уволен. Фильм доснимал Фрэнк Стэнли (Frank Stanley).
Предполагалось, что при демонстрации картины в кинотеатрах плату будут брать после окончания показа, как это практиковалось в 1940-х годах.
Рабочее название картины — «Ночь японской атаки» (The Night the Japs Attacked).
Оба автора сценария Роберт Зэмекис (Robert Zemeckis), Боб Гэйл (Bob Gale) посещали киношколу Университета Южной Калифорнии (University of Southern California), президента которого звали Руфус фон Кляйншмидт (Rufus von Kleinschmidt). Эту необычную фамилию они использовали в фильме для немецкого капитана Вольфганга фон Кляйншмидта (Кристофер Ли).
Роль генерала Ситвелла Стивеном Спилбергом (Steven Spielberg) предлагалась актерам Джону Уэйну (John Wayne) и Чарлтону Хестону (Charlton Heston). Оба отказались от предложения из-за непатриотического отношения режиссера к ветеранам второй мировой войны.
Заключительная сцена фильма с разваливающимся домом Дугласа Уорда требовала долгой и основательной подготовки, и ее съемка столько раз переносилась, что члены съемочной группы даже заключили пари на дату и время начала съемок этого эпизода. И пари выиграл Дэн Эйкройд (Dan Aykroyd).
Картина снималась в Лос-Анджелесе, Малибу, пустыне Мохаве, Санта-Монике (все штат Калифорния) и на «Золотом берегу» в Орегоне (начальная сцена со всплытием субмарины).
Съемочные дни: 23 октября 1978 года — 16 мая 1979 года.
История, показанная в картине, отталкивается от действительно имевшего место случая.
Режиссёрский вариант фильма имеет хронометраж 146 минут.
В главных ролях Нед Битти, Кристофер Ли, Дэн Эйкройд, Тим Мэтисон, Уоррен Оутс, Мюррэй Хэмилтон, Тосиро Мифунэ, Бобби Ди Чикко, Джон Белуши, Лоррэйн Гари
Роли дублировали
Режиссер Стивен Спилберг
Сценарий Роберт Земекис, Боб Гейл, Джон Милиус
Продюсер Майкл Кан, Базз Фейтшанс, Джанет Хили
Композитор Джон Уильямс, Джонни Мэндел, Джо Гарлэнд
Художник Уильям Ф. О’Брайэн, Дин Эдвард Мицнер, Дебора Нэдулмэн
Монтаж Майкл Кан
Оператор Уильям А. Фрейкер
Участники съемочного процесса Трит Уильямс, Е. Хэмптон Бигл, Уильям А. Фрейкер, Бобби Труп, Джеймс Каан, Микки Рурк, Элиша Кук мл., Джон П. Остин, Стивен Спилберг, Роберт Земекис, Сэмюэл Фуллер, Дик Миллер, Нед Битти, Кристофер Ли, Дэн Эйкройд, Грэй Фредериксон, Дж. Патрик МакНамара, Джон Уильямс, Джон Лэндис, Гэри Сервантес, Майкл Кан, Майкл МакКин, Уолтер Олкевич, Джонни Мэндел, Тим Мэтисон, Джо Гарлэнд, Базз Фейтшанс, Дон Кэлфа, Пенни Маршалл, Нэнси Аллен, Роберт Стэк, Рита Таггарт, Дэн МакНалли, Перри Лэнг, Ронни МакМиллан, Дебора Бенсон, Джордан Брайан, Люсинда Дулинг, Iggie Wolfington, Дайян Кэй, Дэйв Камерон, Уоррен Оутс, Боб Гейл, Уильям Ф. О’Брайэн, Хироши Симидзу, Уитни Ридбек, Абе Олман, Джанет Хили, Сьюзэн Бэклайни, Эдди Дизен, Лайонел Стэндер, Сидни Лэссик, Barbara Gannen, Джон Кэнди, Мюррэй Хэмилтон, Одри Лэндерс, Брэд Горман, Марк Карлтон, Джек Тибо, Роберт Хьюстон, Фрэнк Вэнс, Денис Гэллап, Денис Чешир, Морин Тифи, Люсиль Бенсон, Джон Волдстад, Слим Пикенс, Кэрол Калвер, Дженни Уильямс, Джон Милиус, Джерри Хардин, Дин Эдвард Мицнер, Уэнди Джо Спербер, Триш Гарлэнд, Кэрол Энн Уильямс, Дэбби Ротштайн, Дайн Гэллап, Тосиро Мифунэ, Дебора Нэдулмэн, Дайан Хилл, Бобби Ди Чикко, Донован Скотт, Марджори Гейнс, Джон МакКи, Брайан Фришмен, Дэвид Л. Лэндер, Фрэнк МакРей, Др. Акио Митамура, Джо Флаэрти, Пол Клауд, Mark Marias, Энди Теннант, Даб Тейлор, Джино Сильва, Луис Контрерас, Энди Рэзаф, Пэтти ЛюПон, Гейлен Томпсон, Джон Белуши, Керри Шерман, Кристиан Жика, Лоррэйн Гари, Стивен Монд, Антониетта Молинари

Премии фильма

  • Оскар, 1980 год (us) - Лучшая работа оператора
    Лучший звук
    Лучшие визуальные эффекты

Страны производства фильма

  • США (13 декабря 1979) - 0
  • США (14 декабря 1979) - 12
  • Италия (22 февраля 1980) - 0
  • Франция (12 марта 1980) - 681
  • Гонконг (13 марта 1980) - 0
  • Дания (21 марта 1980) - 0
  • Германия (ФРГ) (27 марта 1980) - 2
  • Португалия (28 марта 1980) - 0
  • Швеция (28 марта 1980) - 0
  • Япония (29 марта 1980) - 0
  • Финляндия (4 апреля 1980) - 0
  • Норвегия (18 апреля 1980) - 0
  • Австралия (24 апреля 1980) - 0
  • Испания (22 мая 1980) - 0
  • Уругвай (27 июня 1980) - 0
  • Корея Южная (26 июля 1980) - 0
  • Венгрия (24 июня 1982) - 0
  • Италия (Ноябрь 2002) - 0
  • Франция (Сентябрь 2004) - 0
  • Австрия (17 октября 2009) - 0
  • Греция (28 октября 2009) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1940-е, Авиация, Без трусиков, Белые трусики, Бунт, Взрыв бензозаправки, Вожделение, Вооруженные силы, Воровство, Вторая мировая война, Вуайеризм, Вуайерист, Год 1941, Голая грудь, Голая женщина (вид сзади), Девчонка в трусиках, Желтые трусы, Женская нагота, Женщина топлесс, Знак «Hollywood», Калифорния, Капитан, Кассовый провал, Короткая юбка, Костюм фасона «зут», Ложбинка между грудей или ягодиц, Лос-Анджелес, Калифорния, Мотоцикл, Мотоцикл с коляской, Нагота, Немецкая подводная лодка, Немецкий флот, Парк с аттракционами, Перископ, Перл-Харбор, Подводная лодка, Полковник, Полуобнаженная женщина, Публичное обнажение, Разведение ног в стороны, Раздевающаяся женщина, Рождественская елка, Рождество, Рядовой, Сержант, Слэпстик, Стереотипный японец, Танк, Трусики, Фильм серии «Эротические 70-ые», Цифра в оригинальном названии, Чертово колесо, Число в оригинальном названии, Япония, Японский флот

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Кто и по кому вдарил
Текст реценизии Стивену Спилбергу надо было перекинуть фильм через «железный занавес» — успех был бы колоссальный. Потому что американцы действительно не умеют над собой смеяться. А ведь им хватит интеллекта поставить пушку так, чтобы стрелять пришлось через дом. Учитывая, что атака на Перл-Харбор удалась японским ВВС не потому, что было три авианосца, а потому что армия США даже представить себе не могла, что кто-то осмелится напасть на самую великую нацию, скажу, что Спилберг вдоволь наслушался в детстве патриотических лозунгов. Но так как он сам американцем себя не считал, то ему подобные россказни поддерживать было необязательно.

Идею предложили ему Роберт Земекис и Боб Гейл, подозреваю, что они хотели создать серьёзное полотно, показывающее боевые действия на тихоокеанском побережье США. Но такая концепция: «американцы к атаке не готовы и отбиваются, чем попало» не могла не переродиться в комедию. Об этом можно было судить уже по кастингу Дэн Эйкройд, Нед Битти, Джон Белуши мало походили на серьёзных вояк, хотя зрители всё равно оказались не готовы к тому разносу, что устроил Спилберг. А я ему аплодирую стоя, потому что мне надоели фильмы, где США безоговорочно побеждают всех врагов. Здесь же они гробят собственные самолёты и танки и празднуют, потому что японская подлодка «затонула», то есть ушла под воду.

Единственный, на мой взгляд, недостаток фильма: затянутость. Без малого два часа — это многовато для комедии. Зато здесь Спилберг спародировал свои же «Челюсти», Тоширо Мифуне и Кристофер Ли оказались на стороне «плохих парней», причём мирно там ужиться не смогли. А ещё всё крушится, ломается, взрывается и к этому примешивается гул салюта и много сюжетных линий, одна из которых показывает бравого генерала, который в кинотеатре плачет, смотря мультфильм. «1941» явно провалился не из-за того, что бездарен, просто Пентагон занёс фильм в чёрный список. Но поздно: гениальная ода американской тупости уже разошлась по миру, и если вас бесит дядя Сэм и его поклонники, то для вас эта комедия — лекарство. Принимать в любое время.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Единственное, чего я не выношу, это когда американцы ссорятся с американцами (с)
Текст реценизии Являясь одним из самых разносторонних режиссеров Голливуда, Стивен Спилберг на протяжении всей карьеры игнорировал лишь один жанр — комедию. Но вот в далеком 1979 году, он все-таки снял одну комедию, которая, к сожалению, слабо показала себя в прокате, да и временем проверку не прошла. Однако это не умаляет многочисленных её достоинств.

Самый чумовой сукин сын, которого я видел. Интересно, сколько их еще там наверху (говорит американский генерал о своих летчиках).

Сюжет данного фильма довольно абсурден. Но и в тоже самое время очень смешон. Особенно забавляют нотки сатиры, которых я уж точно не ожидал от Спилберга, в будущем снявшего такие мощные и патриотичные картины как «Спасти рядового Райана». Испугавшиеся японского нападения, американские граждане впадают в панику и начинают творить бог знает что. В итоге под конец фильма невероятно смешно увидеть нехило разгромленный город, осознавая то, что это все натворили не японцы, а сами братья-американцы, испугавшиеся японцев.

Я ненавижу яйца! (с)

Сюжет вполне себе динамичный и смотрится с интересом. Однако, несмотря на это все же следует признать, что он через чур затянут. Давненько я не видел комедий продолжительностью около двух с половиной часов. Мне кажется, для комедии — это слишком. Здесь же это связано с большим количеством персонажей, сюжетные линии каждого из которых занимают львиную долю экранного времени, а Спилберг хотел показать всех в равной степени. В итоге под конец здесь закручивается нехилый клубок событий, которые перепутываются между собой, создавая несколько абсурдную, но смешную ситуацию. Вообще фильм смешной, но тут уже чисто физически невозможно смеяться над шутками два с половиной часа подряд. И под конец навевала скука.

В остальном, уровень Спилберга как всегда высок и благо Стив не сбавляет темпов. Бюджет фильма действительно ощущается, потому что здесь достаточно много взрывов и уничтоженных декораций, которые рушатся вполне себе красиво. Не лишена техническая часть и некоторой доли креатива. Например, многие спорят, кто у кого скомуниздил фишку с едущим по земле колесом Обозрения — Дневной Дозор или Пираты Карибского моря 2: Сундук мертвеца. А ведь все гораздо проще, друзья. Началось все именно со Спилберга, здесь эта идея находится лишь в самом зачаточном состоянии, но зато плод для размышлений последующим режиссерам уже был дан.

Очень порадовали яркие актерские работы. Звезда американской комедии 1980-х Дэн Эйкройд в роли командира группы солдат, который на протяжении фильма пытается примирить постоянно ссорящихся друг с другом персонажей. Именно ему принадлежит фраза, выведенная в отзыве в заголовок. Кристофер Ли в маленькой, но запоминающейся роли немецкого офицера, который руководит японскими солдатами. Здорово было увидить будущую подругу РобокопаНэнси Аллен. Удивился также крохотному появлению Микки Рурка, который здесь мелькает буквально пару минут.

1941 — первая и пока единственная проба пера Стивена Спилберга в чистом комедийном жанре. Получилось хорошо, но, к сожалению слишком уж затянуто. Возможно, именно поэтому фильм и провалился, зрители просто не готовы были высидеть столько времени на комедии. Но если все-таки собрать силы в кулак и решиться на полноценный просмотр, то я думаю, фильм вам понравится. Главное, он довольно динамичен и полон яркими шутками.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок Ночь японской атаки
Текст реценизии Эксцентрическая комедия «1941» Стивена Спилберга является на данный момент практически забытым фильмом этого культового режиссера. Даже относительно неплохие кассовые сборы картины не сделали фильм по-настоящему известным, ибо в этой остроумной ленте, сценарий к которой написали Роберт Земекис и Джон Милиус, рассказывается о том, к чему подчас приводит паника и ксенофобия, усугубленная собственным невежеством на примере граждан Лос-Анджелеса, ведущих себя в фильме хуже необразованных провинциалов.

Фильм «1941» настолько сатирически окрашен и лишен всеамериканского пафоса, что и сейчас картина не выглядит ничуть неустаревшей. Юмор в этом фильме очень своеобразный и гротесковый, чем-то напоминающий «Уловку-22», поэтому фильм после просмотра заставляет о многом задуматься.

Главнной удачей фильма, помимо отличного и необычного сценария, стало обилие харизматичных персонажей, ярко сыгранных Джоном Кэнди, Недом Битти, Дэном Эйкройдом, Кристофером Ли, Нэнси Аллен, Джоном Белуши и Тосиро Мифуне. Актеры сыграли в фильме просто незабываемо и гениально.

Работа оператора Уильяма Фрейкера в этом фильме очень масштабна и интересна, поэтому фильм доставит удовольствие зрителю и своей зрелищностью, которая подчеркивает абсурд происходящих в фильме событий.

Итак, если Вы ищете отличное кино, не лишенное смысла, фильм «1941» Стивена Спилберга придется Вам по душе.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Самокритику давай!
Текст реценизии Американцы любят смеяться над русскими, китайцами, французами, немцами, японцами — в общем, над всеми не американцами, но очень не любят, когда смеются над ними. Особенно чужда американскому народу, прямолинейному и нарциссическому, самоирония и, как говорили в советское время, самокритика. Американцы не любят смеяться над собой, гораздо ближе им самовосхваление, ура-патриотизм и искренняя вера в собственную непогрешимость и несокрушимость. Ну, и не забываем еще и об особой вере, свойственной только жителям США — в то, что они — это оплот демократии, гарант мира, свободы и спасители человечества. Больше всего американцы не любят, когда их оставляют в дураках. Поэтому среди номинантов Американской Киноакадемии почти не бывает комедий и комиков, сколь бы гениальными они не были. Гораздо больше, чем смеяться над собой, американский зритель любит упиваться картинами собственной значимости, заливаться слезами горделивого пафоса и патетики. Смеха над собой американцы не прощают, особенно, если смех исходит от других американцев.

Кинематографист, позволяющий себе смеяться над своей Родиной и своим народом, считают американцы, подобен диссиденту. Только таких диссидентов они не высылают и не сажают, а сознательно опускают их творения коммерчески, что в помешанной на деньгах Америке и есть самая страшная месть. Око за око, как говорится. Смеешься, посмейся, когда провалишься!

После двух суперблокбастеров, «Челюстей» и «Близких контактов», никто не ожидал от Спилберга такой свиньи. «1941» вышел аккурат под Рождество, когда в домах добропорядочных яппи жарится индейка, а на экранах идут добрые семейные истории, и всполошил общественность. «Рождественский пирог» от любимого режиссера Америки оказался со своеобразной начинкой. Вместо рождественской гирлянды и паточного праздника, с экранов на зрителя посыпались дерзкие, злые шутки…. о II мировой войне, которую, как искренне верят американцы, они выиграли.

Американцы — странный народ. Все самые позорные моменты своей истории они считают чуть ли не национальными праздниками. К одному из величайших позоров США относится их поведение во II мировой — сперва подлое выжидание, потом трусливая паника и после — запоздалое нападение. Сколько пафоса нагнали американские киношники про эти позорные годы — уму непостижимо, вспомните грандиозный шлак «Перл-Харбор»! А тут… Обидели, оскорбили! Где почтение? Где патриотизм? Где гимн? Где флаг? Где, в конце концов, индейка? Где бравые американские герои? Разве эта толпа придурков — американские герои?

Фильм благополучно провалился в прокате, а на Спилберга свалилось тогда много шишек. А молодой режиссер просто хотел немного постебаться над слишком зажравшимся собственными лаврами Дядей Сэмом. Правда, комедию прекрасно приняли во всем остальном мире, где давно уже любили смеяться над собственными военными неудачами и удачами, где были и «Питкин в тылу врага», и «Большая прогулка». Американские же военные комедии остались далеко в 40-х.

Что интересно, сценарий фильма был написан двумя соратниками Спилберга — Земекисом и Гэйлом на основе рассказа Джона Милиуса, который, в свою очередь, был написан на основе реального случая, когда в 1941 году японская подлодка добралась до берегов США и взорвала там парк развлечений. Снимать свой фильм Спилберг решил в классической манере американских комедий — в слэпстике. И выбор не случаен — это самый суматошный, самый прямой, самый яркий, кичевый и веселый род комедии, именно в нем работали отцы американской школы смешного. Именно он превратил историю об очередном провале американцев в одну из самых смешных комедий рубежа двух десятилетий.

В таком стиле Спилбергу было проще всего показать и высмеять неорганизованность, разнузданность американской армии, полную неготовность к войне военного и гражданского населения, разлад между громким патриотическим словом и скромным делом, чаще приносящим только вред. Идет война, но всем плевать на войну. Всем интересны какие-то дурацкие сиюминутные проблемы, а тот, кто действительно патриотичен и смел, настолько глуп, что неспособен к простейшим действиям.

Придурками здесь выставлены абсолютно все — военные, гражданские, японцы, американцы. Все они суетятся, носятся, дерутся, ругаются, но по сути — никто ничего не делает. Все они только развлекаются. Возможно, именно так войну изначально принимала Америка — как очередное шоу, далекое от их глаз. Первое же ЧП выбивает всех из колеи и выявляет все слабые стороны американской обороноспособности. Спилберг нагнал такой самокритики, что даже крупные героические звезды, вроде Джона Уэйна, отказались у него сниматься, объявив его фильм «позорным» и «антиамериканским». Что ж, фильм действительно антиамериканский, и в этом его основная прелесть.

Конечно, не считая великолепного юмора, талантливого руководства всем этим грандиозным хаосом, творящимся в фильме, и бесподобных актеров. Юмор здесь в духе «Больших гонок» и «Этого безумного мира». Руководить Спилбергу пришлось колоссальной массовкой, множеством эффектов (целые кварталы Лос-Анджелеса были созданы в миниатюре), взрывами, драками, блестящими танцевальными номерами и, что главное, несколькими перекликающимися сюжетными линиями, фактически независимыми друг от друга. Тут и танк с командой, и любовь юной красотки и молодого уклониста, и психованный летчик, и «мирный» яппи, и японская подлодка. А в главных ролях — весь свет американской комедии тех лет! Впрочем, главных ролей здесь нет. Вернее, у каждой истории — свои герои, и все они в фильме равноправны. Формально первым в титрах стоит Дэн Эйкройд, блестяще сыгравший сержанта-танкиста, ревностного служаку и патриота, но никак нельзя сказать, что у Джона Кэнди, Неда Битти, потрясающе сумасшедшего Джона Белуши, нацистского офицера Кристофера Рива, психованного Трита Уильямса (похожего здесь на молодого Стива Мартина) или Нэнси Аллен роли менее значимые или менее яркие. Это пример именно ансамблевой игры и блестящей работы постановщика, сумевшего дать время и место каждой звезде и не дать им рвать друг у друга одеяло.

В общем, если вам нравятся классические американские комедии, если вы не американец и не слишком гордитесь глупыми моментами в своей и чужой истории, если вы осведомлены о талантах великих актеров, снимавшихся в этой ленте, если хотите увидеть Спилберга еще до того, как он сам, поняв свою «ошибку», стал исправляться в пользу пафосного и патриотического кино, если вам нравится «Убрать перископ», «Сержант Билко» и «Горячие головы» — знайте, все это вместе собралось в комедийном шедевре «1941» — полном неожиданных повторов сюжета зрелище, качественном, умном, ироничном и при этом — дико смешном!

10 из 10