Чистое небо (1961)

(1961) 18+


О фильме

Летчик-испытатель Астахов, герой Советского Союза, во время войны попадает в плен. После войны вернувшегося Астахова исключают из партии, увольняют с работы и лишают правительственной награды. Долгие годы герой не имеет возможности вернуться к своей профессии. Астахов спивается, но любовь Саши и вера в себя спасают его и возвращают надежду на справедливость…

Подробная информация

Слоган
Страна СССР
Жанр военный, драма, мелодрама
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 20 мая 1961
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту для любой зрительской аудитории
MPAA
mpaa
Время 104 мин. / 01:44
Рейтинг Кинопоиска 8.347 / 613
Рейтинг IMDB 6.90 / 156
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Занимает по посещаемости 82-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1962 году.
В 1970-е годы фильм попал «на полку» и почти не демонстрировался в кино и на телевидении. В картине явно прослеживалась тема сталинского послевоенного террора, что не соответствовало настроениям того времени. О картине и её роли в советском кинематографе опять вспомнили после 1985 года с наступлением перестройки.
Если присмотреться к календарю, в котором отмечает числа героиня Нины Дробышевой, то можно заметить несоответствие. К примеру, 21 ноября в нем выпадает на понедельник, а в феврале 29 дней. По сюжету действие первой половины фильма происходит во время войны, но за все военные годы (1941-1945) 21 ноября ни разу не выпадало на понедельник. Однако именно на этот день недели приходится 21 ноября 1960-го високосного года, предшествующего году выхода фильма на экран.
В главных ролях Олег Табаков, Алик Крылов, Леонид Князев, Виталий Коняев, Наталья Кузьмина, Георгий Георгиу, Виталий Бондарёв, Евгений Урбанский, Нина Дробышева, Георгий Куликов
Роли дублировали
Режиссер Григорий Чухрай
Сценарий Даниил Храбровицкий
Композитор Михаил Зив
Художник В. Перелетов, Борис Немечек
Монтаж Мария Тимофеева
Директор фильма Владимир Канторович
Оператор Сергей Полуянов
Участники съемочного процесса Константин Барташевич, Олег Табаков, Николай Хрящиков, Петр Кирюткин, Алик Крылов, Леонид Князев, Владимир Канторович, А. Александрушкин, Виталий Коняев, Григорий Чухрай, Сергей Полуянов, А. Дубов, Наталья Кузьмина, Тамара Носова, Даниил Храбровицкий, В. Перелетов, Борис Немечек, Мария Тимофеева, Георгий Георгиу, Виталий Бондарёв, Евгений Урбанский, Владимир Анисько, Михаил Зив, Нина Дробышева, Георгий Куликов

Страны производства фильма

  • СССР (20 мая 1961) - 41
  • СССР (Июль 1961) - 0
  • Финляндия (22 сентября 1961) - 0
  • Франция (21 ноября 1962) - 0
  • США (26 ноября 1963) - 0
  • Франция (2008) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Великая Отечественная война, Влюбиться, Военнопленный, Вторая мировая война, Выпивка, Коммунизм, Коммунистическая партия, Летчик-истребитель, Любовь, Молодая женщина, Отношения мужчины и женщины, Пилот, Послевоенное время, Репутация, Семейные отношения, Справедливость, Сталинизм, Тыл, Флешбэк

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Отличный, глубокий фильм. 10 баллов.

Его нельзя назвать «советским пропагандистским», т. к. одна из двух основных его тем — это трагедия человека из-за жестокости, равнодушия советских принципов к людям, вернувшимся из плена. И даже сцены ледохода изначально не было в сценарии, добавлена после просмотра Фурцевой.

Замечательные актерские работы: Нины Дробышевой и Евгения Урбанского — на первом плане. Георгия Куликова, Тамары Носовой и других — на 2-м и 3-м планах. Интересный, крайне многогранный сценарий, раскрывающий историю не только двух главных героев, но через дополнительные штрихи, эпизоды, детали, глубже показывающий жизнь, какой она может быть в разных вариантах.

Отдельно хочу сказать, насколько приковывает к себе внимание процесс развития, «возмужания» главной героини. Как из совсем девочки Нина Дробышева постепенно, проводя свою героиню через разные встречи, чувства и испытания, создает настоящую Женщину. Умеющую любить, верить и ждать, как об этом писал Симонов.

10 из 10
Оценка 3
Заголовок Герои их времени
Текст реценизии Еще одна замечательная советская кинолента, повествующая о любви и преданности, о героизме и патриотизме, а так же о жестоких абсурдных устоях советской политической системы. Исполнитель главной роли Евгений Урбанский, на мой взгляд, замечательно справился с образом советского героя, брошенного и своими и чужими, но заслужившего признание и уважение. Из особенностей сценария стоит выделить большую протяженность сюжетной линии, которая, начавшись в довоенный период, завершается эпохой 60-х. Такие недостатки, как идеализм и хеппи энд «по-советски» практически не портят общего впечатления от просмотра картины, которая трогает до глубины души и возбуждает самые приятные эмоции.
Оценка 1
Заголовок Это пронзительное советское кино
Текст реценизии Не так часто мне доводится смотреть советские фильмы. Обычно смотреть их тяжеловато — бросается в глаза идеология, надуманные истины, максимализм, наивность. Пожалуй, и в этом фильме есть все вышеперечисленные, и тем не менее он бьет в самое сердце.

Любовь, война, разрушенные жизни. Но это все потом, а пока наивная и открытая Саша учится, влюбляется во взрослого мужчину детской влюбленностью-мечтой школьницы и лишь грезит о будущем. И тут все меняется в один миг — война. Семья разъезжается в разные стороны, влюбленный в нее мальчик отправляется на фронт, а сама Саша начинает работать на заводе. Лишь волею случая она подслушивает разговор мужчины своей мечты, летчика Алексея Астахова, со своим другом и узнает его номер телефона. Так и начинается эта красивая история. Саша боится — и тем не менее совершает несвойственные ей поступки, так она выигрывает 4 дня счастья с любимым человеком. Их встречи изображены очень трогательно. Видно, как поначалу Астахов обескуражен юностью своей поклонницы, но что-то подсказывает ему, что не стоит ее отталкивать, и они проводят вместе незабываемое время — много гуляют, играют в снежки, как дети, разговаривают, вместе греются у огня. Как будто и нет войны, но она есть, и ему неминуемо нужно снова улетать.

Саше еще многое предстоит испытать — ожидание, встреча, вновь ожидание, весть о его гибели, рождение их сына Егорки, непонимание окружающими, почему она все же надеется и ждет, его чудесное возвращение и изменение, его сломленная судьба, неприятие его окружающими, борьба за его чистое имя и прежнюю жизнь. При всем при этом данные события изображены умеренно, без излишней трагичности и заламывания рук. Сдержанность Саши вызывает уважение.

Очень сильная история, практически не приукрашенная. Страшное время изображено. И страшна не только война — тогда люди знали, кто их враг и за что они боролись — страшен режим, когда сегодня ты герой, а завтра ты предатель и никому не нужен — никому, кроме бесконечно любящей тебя женщины. Берет за живое, даже, пожалуй, режет по-живому.

Это наша история, мы должны ее знать.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Чистое небо Григория Чухрая
Текст реценизии Попытка переосмыслить советское прошлое, исправить ошибки Сталина, дать идеологии коммунизма ещё один шанс. Фильм снят в 1961-ом году, в разгар Хрущёвской оттепели, когда власть поменяла Сталинский жестокий и бескомпромиссный курс на смягчение режима и амнистию репрессированных Сталиным героев великой отечественной войны. Символ Хрущёвской оттепели — кадры появления сначала первого весеннего ручейка и в итоге ледохода на реке.

Как ни странно, в наше время уродились люди, которые вновь вознесли фигуру Сталина до небес. Такое явление можно назвать политической шизофренией. Но лучше вернёмся к нашим барашкам.

Главным герой фильма — маленькая девочка, которой будет суждено повзрослеть в годы войны. Однажды влюбившись в «стального и здорового» лётчика-испытателя, она будет до самого конца нести свою веру в него и их совместное счастливое будущее.

Волшебством можно назвать случайное знакомство героини Саши Львовы и лётчика-героя Алексея Астахова. Через случайно написанный адрес на замороженном сталинскими холодными временами стекле, через веточку мимозы зимой, через университет с засушенной той самой веточкой-закладкой. Через холодные военные катакомбы, где Саша случайно узнает телефон Алексея. Через авантюрные поступки, героиня всё же решается подойти и заговорить с возлюбленным, который по началу даже и не хочет её замечать… В общем, что-то в ней есть от французской «Амели» Жан-Пьера Жёне.

Антипод Саши — её собственная сестра, которая отказывается ждать своего возлюбленного во время войны, в чём, конечно, в итоге сильно раскаивается.

А партия подчёркнуто не хочет признавать Астахова героем. Самыми откровенными являются монологи героев: отдельно смелой Саши, отдельно её брата, а затем уж и самого Алексея Астахова. И когда «стальной» герой, наконец, сам признаёт ошибку политики партии, приходит весть о кончине великого и ужасного Сталина.

Но шрам непризнания будет вечно обрамлять лица репрессированных.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок Затерявшийся в шедеврах
Текст реценизии Этот фильм по какой-то причине не входит, на мой взгляд, в число известных, а уж тем более популярных. Это пронзительная история любви, прошедшей через боль, разлуку, но не угасшей, благодаря вере в любимого человека.

Есть фильмы, которые могут поразить одной сценой. И в этом фильме такая сцена есть — встреча на станции транзитного фронтового поезда. Описывать ее нет смысла, ее надо увидеть…
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
Из первого послания к коринфянам апостола Павла


Нет, ну вот ведь полностью осознаю что фильм по большей степени пропагандистский. А каждый раз смотрю с огромным удовольствием. Хочется воскликнуть:«Верю!». Порассуждать на тему: «Почему так больше не снимают?». Повозмущаться: «И где теперь найдешь таких актеров?!» Но обо всем этом забываешь, когда раздаются первые аккорды главной музыкальной темы, а на экране появляются огромные, слегка подернутые дымкой воспоминаний женские глаза…

Очень искренний, пронзительный фильм о войне, жизни, любви, верности, душевной чистоте, предательстве и абсолютной честности по отношению к себе и своим чувствам. Героиня не кажется глупой максималисткой: она прямолинейна, честна, благородна и верна. Ее любовь — это настоящий дар, потому что она, как сказано в Библии, «милосердствует,.. не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

Ну а главгерой в исполнении Урбанского — это просто квинтэссенция мужчины. Он обладает всеми теми качествами, которые присущи нынешним «мачо», за исключением одного — самолюбования.

А еще в «Чистом небе» есть две сильнейших сцены, от которых я неизменно начинаю рыдать. Первая — когда героиня ждет отца на платформе, а его поезд просто проносится мимо. Глаза женщин, их эмоции, зеркальце, переходящее из рук в руки, крики, слезы — просто гениальная работа — и режиссера, и оператора, и актеров. А вторая — это сцена возвращения Астахова, в которое уже никто не верил, кроме его любимой Сашеньки…

Фильм о настоящей любви, о борьбе за счастье и о том, что если верить в светлое будущее, оно действительно наступит.