В одиночку через Тихий океан (1963)

Taiheiyô hitoribocchi (1963) 18+


О фильме

Фильм основан на автобиографической книге Кэнъити Хориэ, который в 1962 году в одиночку нелегально отправился в путешествие и проплыл от Осака до Сан-Франциско за 93 дня. Ироничный фильм, лишенный пафоса героизма. Психологическая драма заключается в столкновении маниакальной идеи героя с противостоянием общества, друзей и родных путешественника.

Подробная информация

Слоган
Страна Япония
Жанр приключения
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 27 октября 1963
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту
MPAA
mpaa
Время 104 мин. / 01:44
Рейтинг Кинопоиска 7.900 / 20
Рейтинг IMDB 6.80 / 183
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Рурико Асаока, Хадзимэ Хана, Масаюки Мори, Ганносукэ Асия, Широ Осака, Кинуё Танака, Кодзиро Кусанаги, Юдзиро Исихара
Роли дублировали
Режиссер Кон Итикава
Сценарий Кэнити Хория, Натто Вада
Продюсер Акира Накаи, Isao Zeniya
Композитор Тору Такэмицу, Ясуси Акутагава
Художник Сё Мацуяма
Монтаж Масанори Цуджи
Оператор Ёсихиро Ямадзаки
Участники съемочного процесса Рурико Асаока, Акира Накаи, Кэнити Хория, Сё Мацуяма, Хадзимэ Хана, Масанори Цуджи, Натто Вада, Масаюки Мори, Кон Итикава, Ганносукэ Асия, Тору Такэмицу, Широ Осака, Ясуси Акутагава, Кинуё Танака, Кодзиро Кусанаги, Юдзиро Исихара, Isao Zeniya, Ёсихиро Ямадзаки

Премии фильма

  • Золотой глобус, 1964 год (us) - Лучший иностранный фильм — «Япония»
  • Каннский кинофестиваль, 1964 год (fr) - Золотая пальмовая ветвь

Страны производства фильма

  • Япония (27 октября 1963) - 0
  • США (15 апреля 1964) - 0
  • Великобритания (Апрель 1967) - 0
  • Чехия (27 января 2003) - 0

Участники съемочного процесса

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Кто напоён свободой, тот не жалостлив к себе (Д. Г. Лоуренс)

Случалось ли вам мечтать о чем -то настолько сильно, что вы готовы были всю свою жизнь подчинить достижению желаемого? А может быть вы ограничились лишь фантазиями о желаемом? «Какими бы не были стремления, они ничего не значат без выносливости и силы духа»,- прочтет на листке отрывного календаря герой этой истории- Кэнъити Хориэ, сидя в одиночестве в миниатюрной каюте метающейся по волнам Тихого океана яхты, и пережевывая смесь сливочного масла, сахара и сухих сливок в виду отсутствия нормальной еды. И слова, опубликованные на дешевой бумаге без уверенности в том, что они найдут читателя, получили отклик в его сердце и обрели статус истинной мудрости. Лишь стойкость и верность намеченному пути позволили отважному путешественнику преодолеть голод, жажду, приступы морской болезни, выворачивающей нутро наизнанку, совладать с паникой и ужасом перед буйствующими волнами, в любой момент грозившими утянуть суденышко на дно, и побороть зарождающееся безумие, незаметно подкравшееся во время вынужденных разговоров с самим собой за неимением другого собеседника.

Кон Итикава не мог пройти мимо жизнеописания мореплавателя, уж слишком многое в судьбе этого человека нашло отклик в его сердце и мыслях. Его жена Натто Вада написала сценарий, адаптировав рассказ Кэнъити, и в 1963 году фильм вышел на поиски своего зрителя. В то время как в стране были сильны реваншистские послевоенные настроения, Итикава, не желающий видеть затянувшегося противостояния Японии и Америки, увековечил на пленке судьбу молодого яхтсмена, сделавшего для сближения двух стран больше чем дипломаты и правительства. Покинув однажды ночью берега Осаки тайным бунтарем без документов и разрешений на въезд и выезд, через три месяца он пришвартовался у берегов Сан-Франциско популярнейшим человеком и настоящим героем в глазах общественности.

Маленькие люди, родившиеся после войны, но не нацеленные идти общей дорогой к стандартизированному процветанию, изгои и отшельники всегда занимали ум режиссера. Сам киномэтр делил свои фильмы на «светлые» и «темные». И если в «темных», таких как «Бирманская арфа», «Пламя», «Полевые огни», герои -отщепенцы, идя против всех, постепенно теряют себя, сломленные обстоятельствами и погнутые общественной машиной, то в «светлых», к которым относится и «В одиночестве через Тихий океан», бунтарь достигает своей цели, воодушевляется победой и наполняется самоуважением.

Почему получается у одних, и не получается у других? Монах из «Пламени» идет в своем крестовом походе против общества до конца, решается на крайние меры, сжигая великолепный храм, и добивается геростратовой славы, но не сохранения красоты, как мечтал. Протест же Хориэ заключен в рамки, за которые не выйти, и в этом кроется ответ. Молодой человек не берет штурмом дипломатические службы, отвоевывая документы, он просто тихо под покровом темноты начинает свое одинокое тайное странствие к мечте. На откровенное противостояние устоям он и не способен. Даже находясь один одинешенек в океане, где на тысячи километров нет ни души, яхтсмен, озираясь стыдливо вокруг, спускается в каюту, чтобы переодеть трусы. Красной нитью через все творчество режиссера проходит мысль о том, что себя победить можно, а нанести поражение обществу в целом одиночке не под силу.

Режиссер не злоупотребляет нравоучениями, он скорее иллюстрирует происходящее с маниакальной точностью, стремясь к идеально выстроенному достоверному кадру, позволяя зрителю делать выводы. Мангоподобная раскадровка заставляет вспомнить об анимационном начале творческого пути Итикавы и задуматься о причинно-следственных связях происходящего. А завораживающей красоты широкоэкранные кадры покачивающейся на волнах в штиль, или подпрыгивающей в дикой пляске во время тайфуна в бескрайнем океане лодочки, утверждают в мысли что создатель-художник, запечатлел в кадре изменчивость и не предсказуемость самой жизни.

Живописно противопоставив человека стихии природной и общественной, и позволив ему выжить, подчиняясь изменениям настроения океана и социума, но, не покорив их, Итикава предлагает стремиться к гармонии человеческого существования на планете. В этом его поддержал и известный японский композитор-авангардист Тору Такэмицу, развивавший концепцию музыки, как части вселенной. «Люди говорят, что мир ничтожен, но я чувствовал, что он необъятен», -произносит Хорие, отдыхая на залитой солнцем палубе посреди присмиревшего океана. Может быть и нужно бросить вызов природе и людям, чтобы однажды ощутить себя частью единого мира. Да, сложись обстоятельства чуть менее удачно, Кэнъити мог бы закончить свою жизнь в толщах вод, не дожив до 30 лет, как чуть позже сделает это Супербродяга Шона Пенна, умерев в ржавом автобусе на Аляске. Но ведь кто не рискует, тот не пьет шампанского..

И пусть этот фильм когда -то проиграл борьбу за Золотую пальмовую ветвь в Канне Шербургским зонтикам, он навсегда остался в сердцах зрителей, мотивируя их на личные свершения.

9 из 10

P.S. А главное действующее лицо этой истории моряк-изобретатель Кэнъити Хориэ, еще не раз впоследствии бросит вызов себе, совершив два кругосветных путешествия на яхте, использующей только энергию солнца и ветра.