Тайный отряд: Бумеранг (мини-сериал) (1966)

Geheimkommando Bumerang (1966) 18+


О фильме

Белоруссия, осень 1943-го года. На только что освобожденных советских территориях еще оставалось большое число застрявших за линией фронта немецких подразделений. Немецкое командование направляет в тыл наступающей Советской Армии диверсионную группу во главе с гауптманном Вольтером, для организации диверсионной деятельности и вывода из окружения частей вермахта. «СМЕРШ», в свою очередь, отправляет в белорусские леса свое секретное подразделение, состоящее из членов организации «Свободная Германия» обер-лейтенанта Шютта и фельдфебеля Буриана, а также лейтенанта Госбезопасности Быкова. Под видом выходящего из окружения отряда вермахта они соединяются с группой Вольтера…

Подробная информация

Слоган
Страна Германия (ГДР)
Жанр военный
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 15 декабря 1966
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту
MPAA
mpaa
Время 281 мин.
Рейтинг Кинопоиска /
Рейтинг IMDB /
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Фриц Диц, Альфред Мюллер, Гюнтер Шосс, Хорст Вайнхаймер, Йохен Дистельманн, Гюнтер Вольф, Рудольф Кристоф, Ральф Боттнер, Эрик С. Кляйн, Klaus Bergatt
Роли дублировали
Режиссер Хельмут Крациг
Сценарий Хельмут Крациг, Рудольф Бом
Продюсер Адольф Фишер
Композитор Вольфганг Питш
Художник Вернер Бергеманн
Монтаж Рита Хиллер
Оператор Петер Бранд
Участники съемочного процесса Фриц Диц, Владимир Козел, Хельмут Крациг, Альфред Мюллер, Гюнтер Шосс, Хорст Вайнхаймер, Рудольф Бом, Вольфганг Питш, Вернер Бергеманн, Йохен Дистельманн, Александр Папендик, Харольд Мошдорф, Хорст Шён, Фред Людвиг, Альберт Цан, Гюнтер Вольф, Рудольф Кристоф, Гюнтер Юнгханс, Рита Хиллер, Ральф Боттнер, Harry Pietzsch, Герхард Хансель, Ханнес Штельцер, Хорст Йонишкан, Иоахим Папе, Кристоф Энгель, Дитер Вин, Рената фон Вангенхайм., Эрик С. Кляйн, Дитмар Рихтер-Райник, Йоахим Томашевски, Klaus Bergatt, Петер Бранд, Zygmunt Mierzwiak, Курт Мюллер-Райцнер, Йоханнес Маус, Рудольф Ульрих, Хорст Фишер, Эльза Вольц, Петер Доммиш, Хорст Вестфаль, Фолькмар Клейнерт, Адольф Фишер, Лотар Сидел

Страны производства фильма

  • Германия (ГДР) (15 декабря 1966) - 0
  • Германия (ГДР) (16 декабря 1966) - 0
  • Германия (ГДР) (17 декабря 1966) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Мини-сериал

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок СМЕРШ против Абвера
Текст реценизии Те, кто застал времена СССР, возможно, помнят шедшие по советскому телевидению военные сериалы восточногерманского производства. Снятые режиссером Руди Курцем «Архив смерти» и «Фронт без пощады» не на один вечер заставляли приникнуть к экранам тогдашних тинейджеров. Впрочем, эти фильмы и сегодня достаточно известны — в той же Германии их вполне благополучно переиздают на DVD — благо герои там активно приключаются, не особо надоедая современному зрителю всякими идеологическими благоглупостями и не слишком рефлексируя по поводу давным-давно завершившейся войны.

Снимавшейся в 60-е годы франшизе «Секретное подразделение» повезло куда меньше. Четыре мини-сериала о приключениях обер-лейтенанта Шютта свое время не пережили, оставшись там, куда канула вся породившая их страна — в истории. Но это не значит, что фильмы эти были плохи и не заслуживают никакого внимания. Скорее, наоборот. В отличие от более поздних сериалов, в которых на первом, главном и едва ли не единственном плане были приключения, в «Geheimkommando» еще живо было дыхание войны, еще больно вспоминалось поражение, еще остро переживалась вина за преступления нацизма. Поэтому попытка исторического осмысления пережитого, рефлексия героев, философские отступления от калейдоскопа действий выглядят в картине вполне естественно и понятно, пусть даже они сопряжены с идеологической пропагандой, которая в XXI веке большинством людей воспринимается с осуждением.

Впрочем, главный протагонист франшизы, тот самый обер-лейтенант Шютт, как раз-таки никаких сомнений не ведает. Его взор тверд, в будущее он смотрит уверенно и все препятствия на своем пути преодолевает с верой в марксистско-ленинское учение… Но, посмотрим на год создания «Секретного подразделения» и простим главному герою его идеалы.

Всего «Geheimkommando» насчитывает четыре мини-сериала, действие которых охватывает период с 1943 по 1945-й годы. События первого из них, получившего название «Бумеранг», происходят в Белоруссии осенью 1943-го года. На только что освобожденных советских территориях еще оставалось большое число застрявших за линией фронта немецких подразделений. К тому же отступавший вермахт не слишком заботился о своих союзниках из числа жителей оккупированных территорий, которые тоже были брошены на произвол судьбы. Точнее, переданы в ведение Абвера и секретных подразделений CC, которые имели на эти части свои виды.

«Бумеранг» начинается с того, что немецкое комендование направляет в тыл наступающей Советской Армии диверсионную группу во главе с гауптманном Вольтером, для организации диверсионной деятельности и организации выхода из окружения частей вермахта. СМЕРШ, в свою очередь, отправляет в белорусские леса свое секретное подразделение, состоящее из идейного антифашиста Шютта, перешедшего на сторону СССР фельдфебеля Буриана и лейтенанта Госбезопасности Быкова. Под видом выходящего из окружения отряда вермахта они соединяются с группой Вольтера и начинается долгая и увлекательная игра в шпионский триллер.

Но у этой игры есть ряд особенностей, характерных для кино социалистических стран и вряд ли понятных зрителям, никогда в том мире не жившим. Главная из них — минимум насилия и убийств в кадре, иногда идущий в разрез со здравым смыслом. Дело даже не в том, что первая смерть в картине случается на исходе второго часа экранного времени — поступки героев, порой, не соответствуют никакой логике. Например, матерый контрразведчик Быков, вместо тог, чтобы устранить раскрывшего его абверовца, оглушает того и оставляет связанным под кустом. Фашист, естественно, освобождается, заявляется в расположение окруженной немецкой части, где вовсю уже развернул свою деятельность Шютт, и приносит тому массу дополнительных приключений.

Впрочем, объяснение подобному факту лежит на поверхности. Особенно, если вспомнить, что и создатели «Архива смерти» с «Фронтом без пощады» тоже старались без лишней надобности никого в кадре не убивать. Все-таки, в восточногерманских фильмах о войне хорошие немцы воевали не против плохих немцев, а против заблуждающихся немцев. То есть тех, которых должно было перевоспитывать, а не убивать. Чем, собственно, на протяжении значительной части фильма и занимается обер-лейтенант Шютт. Понятно, что обер-лейтенант он такой же, как и Штирлиц — штурмбанфюрер, но в отличие от последнего он все-таки немец. И готов постоять за родную отчизну не щадя живота своего.

Вот если враг является убежденным нацистом — тут уж ничего не поделаешь. Схватка следует не на жизнь, а на смерть. Но все-таки Шютт в «Бумеранге» воюет больше словом, а не делом, агитируя окруженных солдат мирно сдаться советским войскам, перевербовывая сотрудничавшего с абвером русского радиста Зайцева, останавливая дезертиров, способных принести больше вреда местному населению, чем регулярная армия.

Но не нужно думать, что герои «Секретного подразделения» только и делают, что произносят пропагандистские речи. Наприключаться Шютт с компанией успевают за три серии немало. Они и группу Вольтера остановят, и от целого взвода отступающего вермахта отобьются, и диверсию на железной дороге бывших полицаев во главе с новой группой абвера предотвратят… Но все-таки, в отличие от уже много раз упомянутых фильмов Руди Курца, после «Geheimkommando» остается стойкое впечатление, что военные приключения героев для авторов и идеологов картины оставались на заднем плане. Куда важнее было самоутверждение в том, что не Германия проиграла войну… Даже не так — не Германия вела войну. Войну вели и проиграли нацисты. Но среди немцев тоже были свои рыцари без страха и упрека, и они-то как раз свою войну выиграли.

Что же касается коммунистической идеологии, то от нее, конечно, никуда не деться. Шютт сыплет пропагандистскими лозунгами направо и налево, вызывая тем самым некое раздвоение личности у современного зрителя: бравый обер-лейтенант в эффектной форме вермахта, со «шмайссером» на груди, полевым биноклем на шее и «вальтером» на пузе — и марксистско-ленинская тарабарщина? Но так ли уж сильно создатели «Geheimkommando» погрешили против истины? И могли ли быть иными речи немецкого коммуниста перед сдающимися в плен солдатами вермахта?

Так что оставим идеологию в покое и просто признаем, что «Секретное подразделение», являясь плотью от плоти своего времени, тем не менее было вполне увлекательным приключенческим фильмом, утверждающим (о, ужас!) толерантность и взаимопонимание и пытающимся доступными средствами избавить немецкого зрителя от неловкого чувства вины за проигранную войну. Добавьте к этому великолепные актерские работы, которые всегда отличали фильмы, снятые DEFA, и станет понятно, что забвение этой франшизы было не совсем справедливо. Но что поделать, в новой войне — другие победители.