Темная половина (1992)

The Dark Half (1992) 18+


О фильме

Тэд Бомон — удачливый писатель. На его бестселлерах стоит имя Джорджа Старка, но это не псевдоним, это — его таинственный двойник, который с детства преследует свою реальную половину из темных глубин подсознания. Именно он на протяжении уже стольких лет водит рукой Тэда вопреки его воле.

Желая избавиться от плода собственного воображения, литератор устраивает похороны своего невидимого отражения. Но никто не в силах избавиться от собственной тени. Она оживает и начинает мстить…

Подробная информация

Слоган There are very good reasons to be afraid of the dark.
Страна США
Жанр ужасы, детектив
Бюджет $15 000 000
Сборы в США $10 611 160
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 23 апреля 1993
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
mpaa R
Время 116 мин. / 01:56
Рейтинг Кинопоиска 6.529 / 667
Рейтинг IMDB 5.80 / 8 335
Рейтинг мировых критиков 61
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Съемки фильма заняли 94 дня.
В качестве колледжа в фильме выступил реальный Колледж Вашингтона и Джефферсона, расположенный в Вашингтоне, штат Пенсильвания, по адресу Южная Линкольн-стрит, 60-С.
В прологе фильма юный Тэд Бюмонт пишет рассказ под названием «Здесь тоже водятся тигры». Это заглавие одного из рассказов Стивена Кинга, входящего в сборник «Команда скелетов» (1985). Некоторые источники утверждают, что «Здесь тоже водятся тигры» — первый рассказ в карьере писателя.
Последний фильм Ройала Дэно.
Когда главного героя просят подписать книгу, написанную под его псевдонимом, он отказывается и утверждает, что это не его книга. При этом на фотографии на тыльной стороне книги изображен сам Стивен Кинг.
В Германии фильм вышел под названием Stark.
В общей сложности в фильме было использовано 4500 красногорлых амадинов. Птицы потребляли по 100 фунтов корма и 57 литров воды каждый съемочный день.
Все съемки проходили в окрестностях Питтсбурга, штат Пенсильвания. Эти места были выбраны из-за близости к дому режиссера Джорджа А. Ромеро.
Имя злодея Джорджа Старка — это намек на печально известного серийного убийцу Чарльза Старквезера.
Около 2000 птиц было выпущено на волю во время съемок финала фильма.
Задержка в релизе фильма на два года была вызвана банкротством компании-дистрибьютора.
По словам Стивена Кинга, история этого фильма отчасти автобиографичная, поскольку в ней описаны события, которые подтолкнули его к созданию псевдонима Ричард Бахман.
Джон Хёрт и Майкл Гоф рассматривались на эпизодические роли.
По словам режиссера Джорджа А. Ромеро, работать с актером Тимоти Хаттоном временами было довольно трудно. Хаттон даже покинул съемочную площадку на несколько дней во время съемок.
В оригинальном романе есть персонаж по имени Вилма, фирменной фразой которого является «Зовите меня просто Билли». Это, очевидно, намек на персонажа с тем же именем из рассказа The Crate, который был включен в фильм «Калейдоскоп ужасов» (1982), режиссером которого также является Джордж А. Ромеро.
«Темная половина» была последним романом Стивена Кинга, прежде чем он окончательно бросил пить. Его склонность к алкоголю и желание покончить с этим отражены в его книгах в виде мотива раздвоения личности.
Тэд Бюмонт подчеркивает букву «s» на классной доске дважды. Однако в последующих кадрах подчеркиваний становится больше.
Когда Джордж Старк держит близнецов Тэда Бюмонта, в его руках, как и в течение всего фильма, кольт образца 1911 года. Когда же Тэд придвигается ближе, в руках Джорджа оказывается Beretta модели 92ФС. После того как Бюмонт забирает одного из близнецов, оружие Старка, которое он засовывает за пояс, — это снова кольт 1911 года.
Когда Старк открывает опасную бритву, угрожая Мариан в ее квартире, это сопровождается звуком лязганья ножей. Открытие опасной бритвы, как правило, беззвучно.
В сцене, где Тэд пишет в своем кабинете с воробьями на окне, его карандаш постоянно меняется: он то очень острый, то абсолютно тупой. В этой же сцене Тэд ранит себя в руку.
Джордж Старк, альтер эго Тэда, предположительно должен быть из Оксфорда (штат Миссисипи), который находится в Лафайетте. На номерах его машины неверно указан округ Харрисон, который находится на побережье штата Миссисипи, на противоположном от Оксфорда конце штата.
Toronado, роскошный автомобиль от General Motors, никогда не продавался с четырехступенчатой механической коробкой передач.
В главных ролях Бет Грант, Роберт Джой, Рутаня Олда, Тимоти Хаттон, Джули Харрис, Майкл Рукер, Ларри Джон Мейерс, Эми Мэдиган, Кент Бродхерст, Том Мардиросян
Роли дублировали
Режиссер Джордж А. Ромеро
Сценарий Стивен Кинг, Джордж А. Ромеро
Продюсер Джордж А. Ромеро, Кристин Форрест, Деклан Болдуин
Композитор Кристофер Янг
Художник Клитус Андерсон, Джеймс С. Фенг, Барбара Андерсон
Монтаж Паскуале Буба
Оператор Тони Пирс-Робертс
Участники съемочного процесса Стивен Кинг, Брюс Киркпатрик, Эрик Дженсен, Бет Грант, Джордж А. Ромеро, Кристин Форрест, Дэвид Ерли, Клитус Андерсон, Джеймс С. Фенг, Барбара Андерсон, Паскуале Буба, Роберт Джой, Челси Филд, Рутаня Олда, Тимоти Хаттон, Джули Харрис, Уильям Камерон, Элизабет Паркер, Тони Пирс-Робертс, Мелисса Папп, Майкл Рукер, Джэк Скелли, Нарди Новак, Марк Филд, Ларри Джон Мейерс, Тереза Кортни, Эми Мэдиган, Ройал Дэно, Сара Паркер, Молли Ренфро, Патрик Брэннан, Джефф Монахэн, Glenn Colerider, John Machione, Захари Мотт, Ли Хэйес, Брайан Дж. Стоунстрит, Джефф Хауэлл, Дж. Майкл Хантер, Ламонт Арнольд, Дэвид В. Батлер, Marty Roppelt, Джордж Камерон Ромеро, Кристофер Янг, Рик Биллок, Рон Томас, Донна Линн Чамплин, Кент Бродхерст, Джуди Грейф, Деклан Болдуин, Curt DeBor, Дринда Лалумия, Джон Понцио, Том Мардиросян

Премии фильма

  • Сатурн, 1994 год (us) - Лучший фильм ужасов
    Лучший режиссер (Джордж А. Ромеро)
    Лучшая актриса второго плана (Джули Харрис)
    Лучший грим

Страны производства фильма

  • США (23 апреля 1993) - 2
  • Германия (10 июня 1993) - 513
  • Дания (16 июля 1993) - 0
  • Франция (18 августа 1993) - 0
  • Аргентина (4 ноября 1993) - 0
  • Испания (5 ноября 1993) - 0
  • Филиппины (10 ноября 1993) - 0
  • Финляндия (7 января 1994) - 0
  • Австралия (5 мая 1994) - 0
  • Великобритания (20 мая 1994) - 0
  • Венгрия (26 мая 1994) - 0
  • Греция (7 мая 2007) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Автор, Альтер-Эго, Атака птиц, Бритва, Воробей, Двойная роль, Зажигалка, Злой близнец, Карандаш, Книга, Колющий удар в горло, Кошка, Крайслер-билдинг, Нью-Йорк, Манхэттен, Нью-Йорк, Машина скорой помощи, Место захоронения, Независимый фильм, Нью-Йорк, Огнестрельное оружие, Опасная бритва, Опухоль головного мозга, Перерезание горла, Пинок в промежность, По мотивам романа, Полиция, Привидение, Реверсивная съемка, Самолет, Сверхъестественные возможности, Скелет, Сон, Строжка глаза, Убийство, Фонарь, Хирургия, Шантаж, Штат Мэн

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок «Американский образ смерти, приятель!»
Текст реценизии Весьма атмосферный и местами жутковатый мистический триллер по роману Стивена Кинга от мастера ужасов Джорджа А. Ромеро. Даже удивительно, как это «Темная половина» оказалась в его послужном списке между сплошняком идущими зомби-ужастиками, далеко не все из которых можно назвать образцами жанра. Но с другой стороны, большое количество кинговских экранизаций поставлены и вовсе неизвестными режиссерами, поэтому в данном случае даже повезло. Сюжет повествует об успешном писателе Тэде Бомоне, который в один прекрасный день становится жертвой своего же творения, Джорджа Старка. Из-за одного неприятного случая шантажа, он даже умудрился публично похоронить этот свой псевдоним! Но, согласно книжным заветам Стивена Кинга, тот не стал торопиться в могилу и в результате очень скоро в городе происходит серия убийств.

Улики указывают на Тэда, но шериф Алан, который приходится ему знакомым человеком, не уверен, что они его рук дело. Поскольку жертвы оказываются то забитыми до смерти, до страшно изувеченными, и т д и т п. А сам писатель начинает догадываться, что отчасти это его вина, пусть даже бедолаг настигла его темная половина из подсознания. А это уже настоящая мистика, друзья, и доказать что-либо обыденными способами невозможно. В общем, несмотря на первые пол-часа скуки, «Темная половина» на самом то деле оказывается интересным мистическим триллером, близким к теме раздвоения личности. Но поскольку поставлено по Кингу, как сам сценарий, так и его перенос на большой экран на порядок оригинальнее подобных стандартных голливудских историй. «Психоз» писателя в отражении маньяка и даже беспокойные птички способны нагнать страху.

Главный герой со стеклянным взглядом вовсе не беспомощен, а его адский двойник, издевающийся над своими жертвами, еще опаснее и его никому не удается изловить. Тем интереснее наблюдать их финальное противостояние, особенно учитывая то, что злобный Джордж завладел писательским талантом Тэда. И все, что то пишет, на самом деле идет из подсознания темной половины. У актера Тимоти Хаттона здорово получились оба персонажа, но жуткий двойник с горящими глазами — особенно! Эми Мэдиган и Майкл Рукер во второстепенных ролях тоже ничего, но им уделено гораздо меньше времени. Очень хорош саундтрек, на 100% соответствует атмосфере чего-то нехорошего. А это что-то происходит каждые пятнадцать минут, стоит только маньяку Джорджу появитсья в кадре. В целом, постановка достаточно хороша, чтобы назвать «Темную половину» самой удачной кинг-экранизацией за 1993 год.

На мой взгляд — интересный мистический триллер Джорджа А. Ромеро, еще одна достойная экранизация по Стивену Кингу 90-х.
Оценка 2
Заголовок «Черный человек глядит на меня в упор…»
Текст реценизии «Темная половина» — это один из самых психологически напряженных романов раннего Стивена Кинга. История о том, как известного писателя начинает преследовать его материализовавшееся alter ego весьма банально. Однако, в изложении Стивена Кинга книга получает едва ли не философскую интерпретацию.

То, что за экранизацию романа взялся Джордж Ромеро — весьма объяснимо. Дело в том, что Ромеро и Кинг уже работали вместе над «Калейдоскопом ужасов». Уверен, что эти два мэтра знали что ожидать друг от друга и хотели поработать еще.

Плодом их сотрудничества стал фильм. В изложении Ромеро получается весьма незатейливая история в которой до последнего не понятно кто убийца. Согласен с тем, что детективная линия могла усилить привлекательность картины для широкого круга зрителей.

Но при этом, режиссер оставляет за скобками то, как появился двойник писателя. этот момент, на мой взгляд весьма интересен. Его можно было весьма красиво обыграть визуально и психологически, даже оставляя детективную интригу.

Фактически без должного внимания остаются и еще одни участвующие лица картины — воробьи. В книге Кинга отмечается, что исполняющие роль психопомпов (проводником душ в мир умерших) воробьи сопровождают многие события. В фильме они также присутствуют, но Ромеро ограничивается лишь 2-3 фразами, объясняющими их появление. Между тем, просто красивый показ воробьев мог существенно усилить кино и добавить нужный подтекст.

Думаю, что именно режиссер не справился в полной мере с материалом. Лучший пример для сравнений здесь — картина «Тайное окно» с Джонни Деппом. Весьма слабый материал подается режиссером так, что кино смотреть интересно до самых последних минут картины.

Еще можно отметить замечательную актерскую работу Тимоти Хаттона. Складывается такое впечатление, что этот талантливый актер мог бы сыграть большинство главных персонажей в фильмах по Стивену Кингу. С ним прекрасно контрастирует Майкл Рукер.

В итоге: получилось весьма тривиальное кино — экранизация Стивена Кинга. Все в достаточной мере, предсказуемо и последовательно. Достаточно высокая оценка связана с тем, что мне нравится сама по себе история, положенная в основу фильма, а также с хорошей игрой Тимоти Хаттона.

6 из 10
Оценка 3
Заголовок «Воробьи щебечут снова…»
Текст реценизии Одна из малоизвестных экранизаций Стивена Кинга.

Сюжет:

Писатель Тед Бомонд, спровоцированный шантажистом, публично хоронит свой псевдоним, не подозревая, что этим высвобождает темную половину самого себя. Из бутофорской могилы выбирается герой произведений Бонда — криминальный тип — и мстит всем, кто причастен к его «похоронам». Теду предстоит разобраться в происходящем, доказать свою невиновность и защитить свою семью…

Плюсы:

Оригинальная задумка (лучше, чем просто раздвоение личности, которое используется в подобных триллерах). Тема не только психологической близости близнецов завораживает.

Финал не обычен.

Минусы:

Создается впечатление, что все кроме Тимоти Хаттона немного недоигрывают. Образы пустые — это мешает полностью погрузится в происходящее.

Финал хоть и не обычен, но натянутый, простоватый (полностью по книге, а могли бы в сценарии изюминку добавить, как это обычно бывает в экранизациях Кинга) — тема с воробьями мне не понравилась.

Рекомендую только ярым любителям Стивена Кинга.

5 из 10
Оценка 3
Заголовок «The sparrows are flying again…»
Текст реценизии Люблю очень Стивена Кинга, пишет замечательные книги с интересными сюжетными линиями, неповторимой атмосферой и действительно страшными и мистическими событиями. Меня только одно интересует, а куда все это делось при экранизации Темной Половины? Книгу читала взахлеб, а фильм смотрела зевая и планируя, что бы посмотреть вместо него.

Конечно, при съемках фильма и написании сценария по большей части опирались на историю самой книги. Но сколько же они наделали ляпов! Некоторые из них совсем незначительные, а некоторые — это просто издевательство. Разумеется, для более точного понимания зрителем происходящего и полного погружения в историю необходимо делать изменения. По такому принципу мне понравилось то, как преподнесли лишь начало фильма, делая «похороны» Старка событием настоящего, а не историей из прошлого, рассказанной когда-то там Тэдом.

С передачей образов главных героев тоже подкачали. Все какие-то очень вялые и недоработанные, актеры явно недоигрывают, не отдаваясь полностью своему делу. Шериф Алан Пенгборн с таким тоненьким голосочком и абсолютным безразличием к происходящему показался, пардоньте, тюфяком. Однако то, что меня задело — это образ Джорджа Старка. Откровенно говоря, читая, всегда симпатизировала этому персонажу. Конечно, он убийца и убийства его далеко не самые безболезненные. Но какая харизма, какая сила, какая уверенность в себе! В фильме это тоже как-то пропало частично или полностью… А про внешний вид я вообще молчу. Вместо высокого загорелого блондина Старка сделали русским мафиози.

И пусть я буду очередным читателем, который жалуется на экранизации любимых книг, но здесь не могла промолчать. Книга — замечательная, фильм — скучный.

5 из 10