Солдат в синем мундире (1970)

Soldier Blue (1970) 18+


О фильме

Отряд кавалерии, сопровождавший золото, подвергся нападению индейцев и был уничтожен. Спаслись только женщина и один солдат. Вместе они добираются до своих, по пути между ними завязывается роман…

Подробная информация

Слоган The most savage film in history!
Страна США
Жанр драма, триллер, вестерн, мелодрама
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 12 августа 1970
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 18
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 18 лет
MPAA лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
mpaa R
Время 112 мин. / 01:52
Рейтинг Кинопоиска 7.292 / 70
Рейтинг IMDB 6.70 / 2 614
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Кэндис Берген, Дональд Плезенс, Джон Андерсон, Питер Штраусс, Хорхе Риверо, Боб Каррауэй, Мартин Уэст, Дэна Элкар, Джеймс Хэмптон, Морт Миллз
Роли дублировали
Режиссер Ральф Нельсон
Сценарий Джон Гэй, Теодор В. Олсен
Продюсер Уильям С. Гилмор, Гэбриел Кацка, Харольд Лоб
Композитор Рой Бадд
Художник Фрэнк Арриго, Карлос Гранжан
Монтаж Алекс Битон
Оператор Роберт Б. Хаузер
Участники съемочного процесса Кэндис Берген, Дональд Плезенс, Хорхе Руссек, Уильям С. Гилмор, Лэнс Хул, Джон Гэй, Гэбриел Кацка, Джон Андерсон, Аурора Клавель, Питер Штраусс, Алекс Битон, Хорхе Риверо, Рой Бадд, Ральф Нельсон, Роберт Б. Хаузер, Боб Каррауэй, Джозеф Э. Ливайн, Конрад Хул, Мартин Уэст, Дэна Элкар, Эдди Литтл Скай, Харольд Лоб, Джеймс Хэмптон, Марко Антонио Арсате, Морт Миллз, Рон Флетчер, Фрэнк Арриго, Карлос Гранжан, Теодор В. Олсен, Барбара Тернер

Страны производства фильма

  • США (12 августа 1970) - 0
  • Швеция (30 октября 1970) - 0
  • Нидерланды (24 декабря 1970) - 0
  • Дания (26 декабря 1970) - 0
  • Финляндия (22 января 1971) - 0
  • Германия (ФРГ) (4 марта 1971) - 0
  • Норвегия (10 апреля 1971) - 0
  • Великобритания (15 апреля 1971) - 0
  • Франция (23 апреля 1971) - 0
  • Бельгия (7 мая 1971) - 0
  • Исландия (26 января 1972) - 0
  • Испания (11 сентября 1972) - 0
  • Венгрия (8 июля 1976) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1860-е, Американец индейского происхождения, Американская конница, Американский индеец, Американский флаг, Бег, Белый флаг, Беременность, Бинокль, Битва полов, Бомбардировка, Брызги крови, Бусинки, В затруднительном положении, Варварство, Веревка, Взрыв, Взрывающаяся голова, Вигвам, Винтовка, Вода, Водопой, Воин, Вооруженные силы, Выживание, Выстрел в голову, Выстрел в голову ребенка, Выстрел в лошадь, Выстрел в ногу, Гамак, Главный герой — женщина, Гнев, Гневный человек, Голая грудь, Голова, отделенная от тела, Головной убор, Горн, Горящая деревня, Гремучая змея, Деньги, Деревня, Детоубийство, Дикая местность, Дождь, Драка, Езда на лошади, Женская нагота, Женская нагота (вид спереди), Жестокость, Закадровый голос, Закадровый комментарий в эпилоге, Заключенный, Затопление, Захват, Змея, Золото, Изнасилование, Искалеченный ребенок, История Америки, Кальсоны, Камера, Капитан, Кисть, отделенная от тела, Козел, Колорадо, Копье, Копьё, Коренья, Костер, Кража с мертвого тела, Крест, Кровавое тело ребенка, Кровь, Кролик, Крытая повозка, Купание, Лжец, Литтл-Бигхорн, Ложь, Лошадь, Лошадь с фургоном, Лошадь, тянущая человека по земле, Лук и стрелы, Любовь, Мертвое тело, Мертвые дети, Мир (спокойствие), Молитва, Нагота, Наивность, Нанесение удара ножом, Нападение, Невеста, Независимый фильм, Нижнее белье, Нога, отделенная от тела, Нож, Обгоревшее тело, Обезглавленный ребенок, Обезглавливание, Огнестрельное оружие, Огонь, Ожерелье, Основано на реальных событиях, Оставление ребенка, Отказ, Отношения мужа и жены, Отношения отца и дочери, Отношения отца и сына, Падение в реку, Падение со скалы, Палатка, Панталоны, Певец, Пение, Перемирие, Перо, Песня, Пещера, Пистолет, Плач, Племя Сиу, Пленник, По мотивам романа, Побег, Повязка на руке, Погоня, Подскальзывание и падение, Полковник, Поножовщина, Похотливость, Поцелуй, Предатель, Предложение вступить в брак, Предубеждение, Привязанный, Приют, Продавец оружия, Пронзенный ребенок, Против войны, Протыкание, Пушка, Пытка, Рана руки, Ранение, Расизм, Расовые предрассудки, Расчленение, Рвота, Резня, Река, Ручей, Рядовой, Сабля, Свадьба, Свист, Сдача, Сирота, Скальп, Скованный, Слезы, Смерть, Смерть отца, Снятие скальпа, Собака, Солдат США, Спор, Стервятник, Стрельба, Сумасшествие, Сцена с субтитрами, Телеграф, Убийство, Убийство лошади, Увечье, Уличный туалет, Уцелевший, Фактория (магазин в отдаленной местности), Флешбэк, Фляга, Форт, Фотограф, Часть тела, Шайеннское Племя, Шеф

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок «Прочтёшь молитву, солдат?.. Какое-нибудь красивое стихотворение?.. Скажи им что-нибудь… хорошее»
Текст реценизии Совершенно потрясающий фильм! Совершенно потрясающий тем, что снят в США в 1970 году, на фоне совершенно других фильмов, касающихся темы покорения/освоения/истребления Дикого Запада, так называемых «вестернов». Но это далеко не вестерн… «Солдат в синем мундире» — одна из лучших исторических драм на тему фронтира, которые я когда-либо смотрел, а смотрел я их немало. Здесь «цивилизаторы» показаны именно такими, какими они были — потомки англо-саксонских варваров — жестокими, беспощадными, словно с цепи сорвавшимися псами, потерявшими всякое человеческое достоинство, честь, воинскую доблесть.

Бойня на ручье Сэнд-Крик — это исторически достоверный, задокументированный факт. Это было. Так же, как и была резня на Вундед-Ни, как и десятки других — «операций» локального значения. Карательных экспедиций, усмирения «бунтовщиков», наказания «дикарей» — как угодно можно назвать, но суть одна. Это то, что называется сейчас «позорными страницами»; то, про что «не принято» говорить и на что принято закрывать глаза. Только аналогичную ситуацию в Европе сейчас называют холокостом, геноцидом и фашизмом, и стоит лишь попытаться разобраться в том, что там было (хотя бы с точки зрения истории), как сразу объявляется: эта тема — табу, Гитлер — зло, «но пасаран». Но ведь совершенно аналогичная ситуация была в Америке буквально за 60-70 лет до этого, только сравнение это кажется уже вроде как неуместным — ну что вы, какие-то там индейцы, да они спились все… Я думаю, всё это так только потому, что в Европе это закончилось в 1945-ом. Победой известно кого. А на территории Американского континента — в 1886, когда последний «бунтарь» — апач Джеронимо со своим небольшим отрядом был арестован и направлен во флоридскую тюрьму генералом Майлзом. Победили «цивилизаторы». Право же, историю пишут победители…

«Солдат в синем мундире» был воспринят американской публикой в штыки. Естественно, на фоне многочисленных спагетти-вестернов, прославляющих славных американских бойцов за справедливость и непобедимых «своих парней» в исполнении Клинта Иствуда и Грегори Пэка, этот фильм — просто желчный плевок в лицо «героических предков». Как же так! Такого просто не могло быть, это клевета и влияние Кремля! Не стоит забывать, что это был 1970 год…

Но именно в отличие от фильмов, произведённых странами соц-лагеря, этих достаточно дешёвых и нелепых поделок с, как правильно кто-то выразился, «пластмассовыми индейцами», Гойко Митичем и крымскими «прериями», с их инфантильным разделением на «плохих» капиталистов и «хороших» индейцев, недвусмысленной идеологической агитацией в пользу «правильного образа жизни» и т. п. — вот именно в отличие от массы подобного кино «Солдат в синем мундире» правдоподобен. Это фильм производства США. Этот фильм цепляет, меня лично — зацепил за живое, и в конце хочется сказать перефразом слов известного драматурга: «Верю!»

Перед нами — история одного солдата 11 Кавалерийского отряда добровольцев, как он определяет место своей службы. Показана полная трансформация его взглядов, в которой ему содействует белая девушка, прожившая два года среди индейцев племени Шайенов, которая за это время смогла понять, кто есть кто на самом деле. Вместе они идут к ближайшему форту после того, как на фургон, перевозивший деньги (в сопровождении которого ехали и они) нападают индейцы и разграбляют его. Солдату Хонасу Генту и миссис Ли удаётся спрятаться и они — единственные выжившие. Хонас негодует, он не понимает, какое право имели эти «кровожадные дикари» убить всех его сослуживцев. Он не понимает и даже не пытается понять, почему миссис Ли говорит ему, что это — земля шайенов, что это американцы приучили индейцев скальпировать врагов, что солдаты его «славной страны» творят такие бесчинства, какие индейцам и не снились. «Вы лжёте!» — упрямо повторяет он, выращенный бравой американской пропагандой, вымуштрованный своим капитаном. «Вы лжёте» — говорит он и отворачивается. В его сознании молодого солдата-патриота, ни разу не видевшего действий карательной экспедиции, — всё это ложь, бред, неправда. «Вы видели, как ваши солдаты насилуют индейских женщин, а детей живьём нанизывают на штыки, заставляя их истекать кровью?! Зато я видела!» — в бешенстве говорит ему Кэти Ли. На что он только тупо, словно робот, повторяет: «Это бред. Вы лжёте». Но вскоре ему предстоит увидеть всё это своими глазами…

По прошествии некоторого времени и некоторых событий Кэти оставляет раненого Хонаса в укрытии, а сама идёт на поиск подмоги. Её находят солдаты и привозят в ближайший лагерь. Солдатами руководит деспотичный полковник (в фильме его, кажется, не называют, но историческим прототипом его является полковник Чивингтон). Отряд готовится к «наказанию» «мятежных дикарей»… Очень хорошо (пусть, возможно, и несколько утрировано) показана сцена подготовки солдат к нападению на деревню и особенно речь полковника перед атакой. В этой речи нет лицемерия высших должностных лиц США, прикрывавших свой расизм «договорами» и «переселением индейцев на более спокойные земли». Он говорит прямо: «Помните, что они ужасные чудовища! Дикие варвары! Убивайте, насилуйте, пытайте!» Характерно, что в реальности, когда Джона Чивингтона на слушаниях по его делу спросили, зачем его солдаты убивали детей, он спокойно ответил: «Из гнид вырастают вши»… Наказанием армейскому психопату-расисту стал отнюдь не Нюрнбергский процесс или точнее что-то подобное, а… всего лишь увольнение из армии, пусть и с позором. Уму не постижимо, что этот человек окончил свою жизнь в должности помощника шерифа, а ведь только в той пресловутой резне на Сэнд-Крик его солдаты (количеством 700 человек) вырезали ВСЮ индейскую деревню — около 600 человек, не пощадив НИКОГО. И после этого кричать на весь мир, что мы дескать — провозгласители свободы и радетели за права человека…

Финал фильма потрясает. Такое ощущение, что сам присутствуешь на этой бойне, смотришь на всё это глазами солдата Хонаса Гента и вместе с ним вопишь: «Что вы делаете?! Остановитесь!» Именно тогда Солдат в Синем Мундире окончательно понимает, ЧТО говорила тогда ему Кэти на берегу реки и НАСКОЛЬКО он был не прав, насколько тупая пропаганда «превосходства» белых американцев над «краснокожими дикарями» выбила из него способность самостоятельно мыслить и анализировать происходящее вокруг. И вместе с ним мы кричим: «Будьте вы ПРОКЛЯТЫ!!!». Честно, я не мог спокойно смотреть эту сцену…

Вот такой это фильм. Фильм с большой Буквы. Это не политкорректные, прилизанные «Иеремия Джонсон» и «Маленький Большой Человек», снятые в те же годы, но это и не пластмассовая агитка советско-югославских социалистов. Последнюю часть фильма по степени своего воздействия я вполне могу сравнить с похожей сценой в отечественной картине «Иди и смотри» (кто видел, тот, может, поймёт), как бы не неуместно для кого-то это не прозвучало. По сути та же тема, только вид сбоку.

И победители разные…

10 из 10