Кинооператор (1928)

The Cameraman (1928) 18+


О фильме

Бастер, мелкий уличный фотограф, становится оператором-документалистом, пытаясь добиться любви Салли, и после множества приключений превращается в профессионала.

Результаты его первых проб, показанных на экране, таковы: «… лошади скачут задом наперед, опрокидывая барьеры, которые сами собой встают на место; красавицы наяды выпрыгивают из вод на трамплин; броненосец добирается до моря по нью-йоркским улицам, пугая людей, соперничающих в скорости с автобусами».

Подробная информация

Слоган
Страна США
Жанр драма, комедия, мелодрама, семейный
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 16 сентября 1928
Премьера в России
Релиз на DVD 13 июля 2009, «Светла»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту для любой зрительской аудитории
MPAA
mpaa
Время 69 мин. / 01:09
Рейтинг Кинопоиска 8.440 / 400
Рейтинг IMDB 8.10 / 5 113
Рейтинг мировых критиков 100
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Ричард Александр, Харольд Гудвин, Бастер Китон, Гарри Гриббон, Рэй Кук, Эдвард Брофи, Вернон Дент, Уильям Ирвинг, Марселин Дэй, Сидни Брейси
Роли дублировали
Режиссер Бастер Китон, Эдвард Седжвик
Сценарий Джозеф Фарнэм, Аль Боасберг, Ричард Шайер
Продюсер Лоуренс Уайнгартен, Бастер Китон
Художник Фред Габури
Монтаж Бейзил Вронгелл, Хью Винн
Оператор Регги Леннинг, Элджин Лесли
Участники съемочного процесса Регги Леннинг, Берт Мурхаус, Ричард Александр, Лоуренс Уайнгартен, Харольд Гудвин, Лью Липтон, Бастер Китон, Гарри Гриббон, Фред Габури, Бейзил Вронгелл, Гарри Китон, Рэй Кук, Элджин Лесли, Эдвард Брофи, Эдвард Седжвик, Джозеф Фарнэм, Вернон Дент, Уильям Ирвинг, Аль Боасберг, Ричард Шайер, Клайд Брукман, Хью Винн, Марселин Дэй, Байрон Морган, Сидни Брейси, Чарльз А. Линдберг, Луиз Китон

Страны производства фильма

  • США (16 сентября 1928) - 0
  • США (22 сентября 1928) - 0
  • Дания (29 апреля 1929) - 0
  • Германия (6 сентября 1929) - 0
  • Финляндия (30 декабря 1929) - 0
  • Португалия (31 декабря 1929) - 0
  • Швеция (31 марта 1930) - 0
  • Германия (ФРГ) (24 августа 1973) - 0
  • Бразилия (1 июля 2005) - 0
  • Франция (24 августа 2005) - 0
  • Франция (Сентябрь 2009) - 0
  • Греция (30 октября 2010) - 0
  • США (15 июля 2012) - 0
  • Греция (16 августа 2012) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Авария на лодке, Бассейн, Бейсбол, Бронкс, Гребная шлюпка, Дайвинг, Дверь-вертушка, Двухэтажный автобус, Кинокамера, Кинопроизводство, Кинохроника в завязке сюжета, Китайский квартал, Купальник, Лестница, Ливень с ураганом, Любящий человек, Мотолодка, Нанесение удара ножом, Нападение животных, Неожиданный финал, Нью-Йорк, Обезьяна, Обман, Офицер полиции, Парад, Пародия на кинохронику, Плоская крыша, Пляж, Пожарная машина, Полисмен, Полицейская облава, Примерочная, Проекционный зал, Производство немого фильма, Публичное обнажение, Пулемет, Разбитое окно, Разделение экрана на части, Свидание, Секретарь, Слэпстик, Спасение утопающего, Стадион Янки, Нью-Йорк, Сюжет, привязанный к главному герою, У актера то же имя, что и у героя, Фарс, Фотограф, Хроникальный материал, Эффекты двойного изображения

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Бастер, мелкий уличный фотограф, становится оператором-документалистом, пытаясь добиться любви Салли, и после множества приключений превращается в профессионала.

Благодаря этому фильму я узнал, что в Америке были еще неплохие комики, помимо Чарли Чаплина…

По-настоящему смешная комедия, которая хоть и строится в основном на нелепости главного героя, но все равно, невольно вызывает улыбку на лице. И в какие бы переделки Бастер не попадал — трагические, комичные, опасные — зритель за него всегда будет болеть, потому что его нелепость и нерешительность делают его настолько реальным, настолько близким зрителю, что не сопереживать его герою просто невозможно. А его находчивостью и острым умом просто невозможно не восхищаться.

о самом фильме — Китон показал, насколько трудна и опасна такая профессия, как оператор. Им нельзя стать, просто поставив камеру и снимая все подряд. Это довольно тяжелый труд, зависящий от многих, казалось бы, мелочей и незначительных вещей. Хотя в современном мире работа оператора практически незаметна, но своим фильмом Китон дал понять, насколько же эта профессия значима. Ведь именно на оператор записывает на кинопленку все самые значимые события в истории (естественно, после изобретения камеры) и от того, как оператор снимет события, как он «подаст» материал, будет зависеть и зрительский интерес.

В общем — классическая комедия немого кино, по-настоящему смешная и оставляющая после себя множество размышлений. Смотреть определенно стоит.

9 из 10
Оценка 1
Заголовок Человек с киноаппаратом
Текст реценизии Бастер Китон исполнял сложнейшие трюки без дублёров. Он подписал контракт, согласно которому не имел права улыбаться не только перед объективом кинокамеры, но и вообще на публике. Но самое главное — он очень любил кино. Недаром действие его фильмов то и дело переносится в просмотровые залы, кинотеатры или даже непосредственно на сам процесс киносъёмки. Как, например, в фильме 1928 года с говорящим названием «Кинооператор» (The Cameraman).

Но давайте сперва определим понятия. Что означает для современного человека слово «кинооператор»? Очевидно, это значит оператор-постановщик. Автор изображения. Во времена немого кино такого понятия ещё не существовало. Cameraman — человек с камерой. В современной киноиндустрии, особенно голливудской, оператор-постановщик вообще может не прикасаться к камере. Для этого существуют специально обученные люди — камерамены, стедикамщики, оператор второй, третьей, четвёртой камеры… Задача оператора-постановщика — организовать их работу. А также работу осветителей, дольщиков, пиротехников… Он — режиссёр. Режиссёр изображения. Director of photography. В эпоху немого кино к операторам относились проще. Они ещё не назывались режиссёрами изображения. Не режиссёр — съёмщик. Именно так презрительно называла актриса-звезда немого кино (Елена Соловей) оператора (Родион Нахапетов) в фильме Никиты Михалкова «Раба любви», — «Да кто вы вообще такой? Съёмщик…»

Бастер Китон очень любил кино, и он чувствовал его суть. Суть кино — в ракурсах, в углах съёмки, в движении — в том, как оно снято. Даже обезьяна может крутить ручку. А вот чего обезьяна не может сделать, это выбрать ракурсы и снимать происходящее осмысленно. В этой картине, на фоне незамысловатого комедийно-мелодраматического сюжета, Китон поёт самый настоящий гимн кинематографу.

Первый просмотр отснятых героем кадров в кинозале. По сюжету — бракованный материал. Мультиэкспозиция, обратная съёмка, ускоренное движение. Когда видишь эти кадры, сразу же вспоминаются «Человек с киноаппаратом» Вертова и «Тарис, король воды» Виго, снятые на год и три года позже фильма Китона соответственно. Приходят на ум даже документальные фильмы нашего современника Годфри Реджио, не говоря уж о токийских съёмках в «Солярисе» Тарковского. Бастер Китон, следуя жанру комедии, показывает эти кадры как случайность, неудачу, брак, однако же не стоит воспринимать всё слишком буквально — в комедийно-фарсовой обёртке Китон показывает нам саму суть кинематографа, его возможности, его поэтичность, образность, потенциал к его дальнейшему развитию. Чего стоит только кадр крейсера, плывущего посреди мостовой с машинами и людьми. Это только кажется, что такие кадры можно снять случайно. На самом деле, всё чётко продумано и простроено.

Сцена с просмотром отснятого материала весьма драматична. Испуганное лицо Китона. Насмешки и непонимание окружающих. Наверное, по-настоящему это может понять только человек, который сам находился в подобной ситуации. Похожие сцены есть в нашем отечественном мультфильме «Фильм, фильм, фильм» — смешные, нелепые, гротескные, но насколько же правдивые! Ведь гротеск — это не пустая нелепость, гротеск выявляет самое основное.

Настолько же гротескно точен и эпизод съёмок в Китайском квартале. Наравне со сценами в просмотровом зале, это наиболее сильные кадры фильма. Мы видим человека, настолько увлечённого своим делом, что он не замечает ни свистящих вокруг пуль, ни головорезов, размахивающих ножами, — он во всём видит лишь материал для съёмки. Единственное, что его волнует, — это как всё это будет выглядеть на экране, как найти наиболее удачные ракурсы и эпизоды происходящего. Под его ногами двое вцепились друг в друга в смертельной битве — он вставляет одному из них в руки нож, потому что кадр таким образом будет выглядеть эффектнее. А чуть позже он бьёт лампочки, чтобы спровоцировать бандитов на очередную драку и получить желаемые кадры. Или ещё один эпизод — к нашему герою подбегает очередной бандит — Китон вырубает его ударом по голове, просто потому что тот загораживает ему вид. Оператор не участвует эмоционально в этом побоище. Он — человек с киноаппаратом. Его задача — заснять, зафиксировать. И кажется, сама вселенная приходит ему на помощь. Головорезов, подкрадывающихся к нему с ножами, всё время что-то останавливает, пули пролетают мимо, не задевая нашего отважного героя. А когда он в поисках нового ракурса залезает на высокую конструкцию из досок — она начинает плавно обваливаться, позволив ему тем самым снять сложнейшие кадры с движения.

Особое удовольствие получаешь, когда видишь потом эти кадры на экране. Мы были свидетелями того, как он их снимал — теперь можем посмотреть, что, собственно, получилось на плёнке. Это невероятные ощущения. Это касается, в частности, кадров с двумя дерущимися людьми. Мы видели, как он вложил одному из них в руки нож — и вот они уже перед нами, на экране, с этим самым ножом, с этого самого ракурса.

Снова вспоминаются Дзига Вертов и Михаил Кауфман, которые, попав в смертельно опасную ситуацию, первым делом стремились её заснять, а потом уж подумать о спасении себя и брата. В такие моменты этика отходит на второй план. Это очень сложная тема — этичность документалистики. Приведу в связи с этим пару цитат известных современных документалистов.

Виктор Косаковский:

«Хороший человек документальное кино снимать не будет».

«Кино нужно снимать (если его вообще нужно снимать) один раз, с одного дубля. Ценно то, что нельзя повторить. Уникальный момент. Его можно снять только один раз».

«В документальном кино ты собираешься снять что-то определённое, а в конечном итоге получается совсем про другое. Так, что ты сам смотришь на экран и думаешь: «Как же это мне удалось снять такую потрясающую вещь?» И ты сам в конце пути оказываешься другим человеком, находишь себя другим человеком».

Виталий Манский:

«Человек, снимающий документальное кино, это человек со смещёнными представлениями о нравственности. Это человек, у которого вместо нервов канаты. Если бы я был нормальным человеком, я бы не снял ни одной картины».

Любому человеку, который держал в руках камеру, наверное, знакомо это чувство. Когда весь мир вокруг сужается до маленького прямоугольльника в видоискателе. Всё остальное неважно. Ты это чувствуешь как жизненно необходимую задачу — снять, зафиксировать. Найти ракурс, угол. Когда человек по-настоящему увлечён своим делом, у него не остаётся времени для сомнений и страхов — и вот именно в такие моменты вселенная идёт ему навстречу. Именно так и создаётся что-то настоящее и никак иначе.

Бастер Китон. Человек, который не смеётся. И даже не улыбается. Но он заставляет нас и улыбаться, и смеяться, и хохотать. И в то же самое время — безумно переживать и даже плакать. Но главное — этот человек показывает нам, или напоминает, в чём состоит самая суть кинематографа — то, за что мы так его любим. Именно поэтому фильмы Китона никогда не потеряют своей актуальности.