Письма мертвого человека (1986)

(1986) 18+


О фильме

В результате незапланированного ядерного взрыва на американской военной базе погибла большая часть населения. Кругом выжженные мертвые пространства, опустевшие города. Но в катакомбах и подвалах люди, среди которых — и дети, пытаются как-то наладить свой быт — и им это отчасти удается.

Главный герой фильма — ученый Ларсен пытается понять причины происшедшего и найти духовную точку опоры, чтобы обрести надежду на выживание…

Подробная информация

Слоган
Страна СССР
Жанр драма, фантастика
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 15 сентября 1986
Премьера в России
Релиз на DVD 11 декабря 2008, «Азимут»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 12
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 12 лет
MPAA
mpaa
Время 88 мин. / 01:28
Рейтинг Кинопоиска 7.968 / 1670
Рейтинг IMDB 7.20 / 866
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Выход картины практически совпал с Чернобыльской аварией, поэтому для своего времени картина была очень острой и шокирующей: люди могли представить события фильма в своей жизни, особенно из-за того факта, что в год выхода картины шла Холодная война, основанная на гонке ядерных вооружений.
На кадре из фильма показан взрыв возле двух высоких башен, по виду своему похожих на Башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Перед этим показан город на берегу залива, внешне похожий на Нью-Йорк.
Многие киноведы полагают, что роль Ларсена списана с академика Сахарова: в частности, Ларсен обладает такой же гуманистической позицией и волей, а также является лауреатом Нобелевской премии мира.
Тематика фильма отражает популярную в годы Холодной войны теорию ядерной зимы.
Сценарий фильма изначально был более длинным, с большим количеством эпизодов и героев, но режиссер-дебютант в процессе съемок многое выбросил и к концу совершенно запутался в материале (его было снято очень много, на 2 серии по полтора часа минимум), поэтому окончательный монтаж фильма сделали Семен Аранович и Алексей Герман. Роль Р. Быкова озвучил З. Гердт, что вызвало крайнее недовольство первого. Быков даже намеревался подать в суд на съемочную группу, но затем передумал, добившись того, что смонтированная роль была им вновь переозвучена.
В начале 2013 года планируется римейк фильма на Украине. Режиссёром фильма станет Алан Бадоев, роль Ларсена сыграет Валерий Меладзе, жену Ларсена Анну — Ассия Ахат, Терезу — Камалия, детями станут Катя Старшова, Алина Белькевич, Макарий Смеян, Ульяна Ветлицкая и Сафина Абрамова, врача сыграет Гарик Мартиросян, Пастера — Выпускник «Фабрики Зiрок-2» Макс Барских.
В главных ролях Вадим Лобанов, Семен Сытник, Ролан Быков, Вера Майорова, Светлана Смирнова, Нора Грякалова, Вацлав Дворжецкий, Иосиф Рыклин, Николай Алканов, Александр Сабинин
Роли дублировали
Режиссер Константин Лопушанский
Сценарий Константин Лопушанский, Вячеслав Рыбаков, Борис Стругацкий
Композитор Александр Журбин
Художник Виктор Иванов, Елена Амшинская
Директор фильма Раиса Проскурякова, Юрий Голынчик
Оператор Николай Покопцев
Участники съемочного процесса Вадим Лобанов, Раиса Проскурякова, Евгений Платохин, Виктор Иванов, Александр Журбин, Семен Сытник, Наталия Власова, Ролан Быков, Алексей Герман, Вера Майорова, Виктор Михайлов, Светлана Смирнова, Константин Лопушанский, Нора Грякалова, Вячеслав Рыбаков, Вячеслав Васильев, Геннадий Макоев, Вацлав Дворжецкий, Вера Пичулина, Кирилл Матюнин, Геннадий Мальцев, Михаил Штейн, Михаил Афаньков, Серж Веребей, Елена Амшинская, Николай Покопцев, Иосиф Рыклин, Юрий Голынчик, Борис Стругацкий, Елена Птицына, Владимир Бессекерных, Николай Алканов, Александр Сабинин, Поль Михайлов

Страны производства фильма

  • СССР (15 сентября 1986) - 9
  • Финляндия (13 февраля 1987) - 0
  • Германия (ФРГ) (23 апреля 1987) - 0
  • Франция (Май 1987) - 0
  • Швеция (27 июля 1987) - 0
  • Канада (16 сентября 1987) - 0
  • Германия (ГДР) (30 октября 1987) - 0
  • Венгрия (5 ноября 1987) - 0
  • США (27 января 1989) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Альтернативная история, Антиутопия, Апокалипсис, Больница, Бункер, Взрыв, Грязь, Катакомбы, Лауреат Нобелевской премии, Лекарство, Массовое разрушение, Музей, Немой, Несчастный случай, Отношения мужа и жены, Отношения отца и сына, Письмо, Постапокалипсис, Противогаз, Рождество, Сирота, Смерть, Снег, Советский, Сотрудник, Старик, Трагедия, Умирание, Ученый, Церковь, Черный рынок, Щебень, Ядерная война, Ядерная зима, Ядерная катастрофа

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Безмолвные дети.
Текст реценизии Фильм «Письма мертвого человека», является документированным предвидением будущего человечества. Если выразиться современным языком- это советский киберпанк, при чем киберпанк в лучших традициях жанра. Непередаваемая, гнетущая атмосфера безысходности, преследует зрителя весь фильм. Ужасные постапокалептические пейзажи, страдания людей, ненависть., бесполезные попытки спасения, паника, не покидающий страх. Страх даже не смерти, а своей участи, если ты все же решишься продолжить жить в мире, в котором погибло все. Психоделические звуковые эффекты, особый стиль сьемки, специальная световая и цветовая гамма, в моем разуме создали такое впечатление, что я уже мертв и вокруг меня тоже нет ничего живого.

Это кинополотно насквозь пронизано философскими рассуждениями, смелыми мыслями и красивыми монологами героев. Не вижу смысла передавать суть этих размышлений, однако тезисно можно выделить два противоположных мировоззрения: идея ненависти к человечеству и идея любви к оному. Скажу лично про себя, что речь героев построена так лаконично, красиво и убедительно, что я по мере просмотра фильма мысленно примыкал то к одному, то к другому лагерю. В конечном же итоге ощутил опустошение и непонимания происходящего. Я целиком, вместе с душой проник в атмосферу и ментальность этого фильм. После просмотра я был не в силах смотреть в свое окно, за которым ходили люди, светило солнце, ездили машины. Я понимал, все это иллюзорно. Это все ненадолго. Все мы скоро спустимся вниз.

Хочу отметить небольшой символ внесенный в этот продукт отечественного кинематографа. Безмолвные дети. Этот коллективный персонаж поразил меня больше всего. Я не умею читать душу человека по его глазам, однако сдесь я на глаза обратил внимание сразу. Глаза их были, словно у мертвых. Они смотрели на врача отрешенным взглядом, подписывая себе тем самым смертный приговор.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Страх и ужас
Текст реценизии Как предисловие, скажу, что очень часто «в контакте» захожу в группу «Тяжёлые фильмы и книги» лишь с двумя целями, первая — найти какой-нибудь фильм для просмотра, ибо тяжёлых и философских фильмов с глубоким смыслом не дождёшься ни от большого экрана ни от телевизора тем более. И вторая причина — поднять настроение, очень забавно читать, как люди, в основном подростки, пытаясь всячески играть роль кинокритиков, пытаются описать, какой страх и ужас они пережили во время просмотра «Проклятия» или «Зеркал» и невольно улыбаешься. И так, совсем недавно я в очередной раз «закидывал удочку» и наткнулся на лаконичное сообщение «Письма мёртвого человека». Просто название фильма, ничего лишнего. Уже после просмотра становиться ясным, что никаких слов и не нужно… Так я и нашёл этот фильм.

Говорить и пытаться оценить игру Ролана Быкова по меньшей мере глупо. Не буду выпендриваться, просто скажу, что актёры великолепны. Одна только сцена воспоминаний главного героя, когда он шёл через детскую операционную — этот угнетающий и выворачивающий вопль детей, умирающих в муках и ужасе, этот скрежет, писк, давление, — у меня у самого начался приступ страха, я вместе с героем Быкова хотел рыдать и кричать, ещё пара секунд и так бы и было! Но слава богу он снова в бункере…

Фильм действительно вызвал страх и ужас… Неподдельный. Признаюсь, я в жизни не видел более правдоподобного, реалистичного и атмосферного фильма, так достоверно и убедительно передающего мир, переживший ядерную войну. Сравнивать и пытаться найти аналог в голливудском кинематографе после этого фильма — кощунство и ересь. Могу утвердительно сказать, что это самый лучший фильм про постапокалиптический мир. Пусть фанаты «Безумного Макса» или чего-то в том духе плюют мне в лицо, но это так. Здесь цель не зрелищность, этот фильм своей постановкой и реализацией мысли автора на плёнку в цвете сепиа производит в степени раз большее впечатление, чем любые компьютерные цунами, метеориты и т. д. горы бетона и арматуры, лужи, пропитанные стронцием, облака радиоактивной пыли и ржавые скелеты техники. Складывается впечатление, что смотришь не художественный фильм, а документальную хронику. Просто мурашки по коже и холодный страх по всему телу… Трудно передать впечатления от этого фильма.

Насколько фильм пронизан моралью и поучительным, буквально тревожным предупреждением и призывом к каждому человеку на планете, настолько он философски напоминает нам, что действительно важно и бесценно должно быть для нас, и что мы так не ценим вместо этого, а должны…

Фильм, безусловно, не поднимает настроение. Садясь за просмотр, я заранее настроился на то, что день будет уже печальным. Но я не думал, что настолько. Фильм очень тяжёлый и эмоционально и психологически, вытягивает всё. Остаётся только металлический привкус во рту…

Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Таким должен быть настоящий постапокалипсис. Не тем фильмом, где одинокий герой идет в солнцезащитных очках по разрушенному мегаполису, мастерски расправляясь с мародерами. Это своего рода гламур, превращение идеи конца света в оригинальную привлекательную вселенную, полную приключений и опасностей.

А что будет на самом деле? Для понимания этого факта надо смотреть подобные фильмы. Фильмы-предупреждения, с максимальным реализмом и точностью отображающие, что случится с нашим миром в случае глобальной ядерной катастрофы. Смерть не так уж страшна, когда погибло… всё. Безысходно, грустно, мрачно. Данное произведение производит ошеломляющий эффект, высасывая все позитивные чувства, и наполняет зрителя горечью и чувством утраты. Финал вселяет некоторую надежду, потому что видишь, как дети медленно, но упорно идут по заснеженной безжизненной пустоши. В сердцах у них еще есть надежда — «идите пока хватит сил». Она останется с ними, пока не закончится их путь. Дети — символ будущего поколения, и авторы фильма таким образом выражают надежду, что его не постигнет такое суровое будущее.

Интересна интерпретация названия. «Письма мертвого человека». По сути мертв сын главного героя, но мы осознаем, что все эти люди, которые находятся рядом с ним, тоже мертвы. Кто-то еще держится, кто-то умирает от болезни, кто-то кончает жизнь самоубийством. Но в любом случае все они обречены.

Данный фильм обладает ясным и понятным смысловым стержнем — продемонстрировать ужас катастрофы, предупредить людей о последствиях. Расписывать в деталях все показанное нет смысла, потому что такое лучше один раз увидеть. Всем зрителям, интересующимся данной тематикой, фильм к просмотру обязателен.

10 из 10, вне сомнений.
Оценка 3
Заголовок Когда умирать будет не страшно
Текст реценизии Люди едва ли представляют себе, что опасности подвергаются они сами, их дети и внуки, а не только абстрактно воспринимаемое понятие «человечество».

Манифест Рассела — Эйнштейна


Дневники последних дней человечества. Запись N 3745.

Холодно. Рваные тряпки, обмотавшие тело, насквозь продуваются ветром, тонкие кости облизываются его металлическим языком, раздирающим высохшую кожу. Серый бетон вечно вибрирует, расшатывая затхлый воздух тления, оседающий грязной копотью на белое лицо. Неумолимый электрический гул, проступая вместе с мертвой жижей, смывающей с поверхности трупную воду, сквозь каменные трещины разносится в больном желтом свете, врезаясь в слух то изнемогающим биением сердца, то немым стуком проглатываемой пустоты. Рыдание тишины обнимает атрофированные губы людей, свернувшихся в безнадежные узлы в углах кирпичного саркофага, ставшего последним местом, где возможна жизнь, которая уже потеряла всякое значение, сохранившись лишь бессмысленным рудиментом, гнойным нарывом в идеальной симфонии черной долины с занозами уничтоженной цивилизации, поглощенной хрипящей землей в ее адской пропасти смоляных глаз.

Я не видел солнца уже… уже не помню когда. Оно дышало теплом, и ласкало спину яркими потоками. На него нельзя было глядеть прямо, настолько велика была заключенная в нем сила, что не позволяла стать равным ей ни одному из людей. Однако мы чувствовали отеческую доброту всемогущего светила, которое дарило нам нежную зарю, играло улыбками бликов и открывало бесконечную красоту, пропитанную красками живого цвета. Но мы не ценили это, и теперь мы здесь.


Опасность разрушения Земли, уничтожения цивилизации орудиями науки первыми поняли сами ученые, создававшие их. В 55-ом году А. Эйнштейн, Б. Рассел, Л. Полинг, Ф. Жолио-Кюри и другие выдающееся умы, которые определили огромный технический прогресс 20-го века, основали Пагуошское движение, призвавшее правительства всех стран запретить использование ядерного оружия. Искусство, как самый чуткий камертон, улавливает малейшее колебание общественных настроений, вопросов и проблем, усиливая слабый звук, оно превращает его в звенящий набат, который пробирается под панцирь праздности, повседневной зашоренности и уверенного цинизма в сердцевину сознания, где задевает нежные струны искренних чувств. Фильм Константина Лапушанского «Письма мертвого человека» буквально ворвался в фестивальные программы в 86-ом году, представив невыносимо тяжелое, безжалостно трагическое, разрывающее сердце пророчество постядерного мира, заставив оцепенеть каждого зрителя, обезобразив его лицо гримасой мучения от того потухшего ада, в который погружает искореженная тихим страданием беспомощности картина погибающего человечества.

Как остроумно заметил критик В. Гардеев, «кино — это такая штука, которая обладает сюжетом», однако эта лента, видать, из тех «штук», что в нем не нуждаются, являя исчерпывающее полотно, прекрасное и завершенное в своем неподвижном желтом мареве. Камера не рассказывает, но, словно, разглядывает старую, опаленную фотографию. Медленно, внимательно, миллиметр за миллиметром, останавливаясь на каждой детали страшного пейзажа, который, скорее, возник в бредовом кошмаре, нежели мог быть по-настоящему. Все, что находилось на поверхности земли, разрушено, превращено в цементно-железную груду, растерзанную в мириадах осколков когда-то существовавших городов, ставших теперь могильником исполинских скелетов из обожженные машин, развеянного хлама никому не нужных вещей, гигантских обломков плит взорванных домов, распоротых язв асфальта, усыпанного зловонными почерневшими телами.

Немногие выжившие спрятались от радиации (события происходят после взрыва атомной бомбы) в подземных убежищах, похожих на каменные норы с облезлыми обгорелыми стенами, в которых люди доживают свои дни, хотя и понятия не имеют, когда свет сменяется тьмою. И самое страшное слов здесь «доживают», ибо все, до одного, знают, что осталось совсем чуть-чуть, что нет больше ничего, достойного стремления дышать ради него. Остается лишь из животного самосохранения бесцельно лежать с глазами, вечно направленными в потолок, будто в крышку гроба, и ждать. Они уже погребены и не только под землей, но и под собственной памятью, и наследием тысячелетий культуры, которая выдала им торжественное право завершить историю нашего многострадального рода. Не случайно, что главный герой (у него, как и у всех персонажей, в сценарии нет имени) (Р. Быков) и еще несколько человек живет в бункере, под который переделан антропологический музей, играющий роль вещественного символа потерянного прошлого миллионов поколений, обесценившихся свидетельств времени. Его работники приспособили бывшие экспонаты под простые бытовые нужды: едят из средневекового фарфора за столом какого-то императора, накрываются ночью кольчугами, подпирают стены мраморными статуями — все, что имело смысл, исчезло. Но это лишь следствие крушение идеалов в головах.

Любовь и уважение теряют смысл, когда остается единственный выбор: жизнь или смерть — они, не нужны там, где все ограничено практической необходимостью. Поэтому государство переходит на военное положение с комендантским часом, после которого расстреливают любого попавшегося на улице, гуманные рассуждения отправлены в топку, и в главное убежище берут только молодых и здоровых, предлагая остальным просто умереть. Взрыв уничтожил не только вещи, здания, дороги, он вырвал с корнем идеалы, лежащие в основе цивилизации, оттого служившие им орудия перестали что-то значить. Пожалуй, вот так, через апокалипсический пожар режиссер показал первичность мысли и чувства по отношению к материальному, проникнув в суть человечества, способного развеяться, как сухой песок, без связывающей его воды — добра и сострадания.

Многословная демагогия о глупости и жестокости цивилизации, убившей самое себя, теперь звучит нелепо, она никому не нужна, ведь эти пустые сотрясание воздуха безвозвратно опоздали и потому так горьки и одновременно смешны. Однако единственный монолог, произнесенный буднично, перед обедом, застревает в памяти: «Итак. История человечества закончилась: пора подвести итоги», — начинается оправдательное выступление в защиту нас с вами, не сумевших сберечь данный им мир. И выходит, что никакие мы не циничные подонки, но наивный дети, мечтавшие о великой красоте, изображая ее в искусстве, игравшие в во всемогущих творцов, но однажды, буквально на несколько секунд, кто-то случайно нарушил правила этой игры, которая приобрела титанические масштабы, и все рухнуло, став ядовитым пеплом. Поэтому где-то на задворках сознания ютится хлипкая надежда, быть может, все удастся вернуть. И режиссер видит ее в немых детях, отправляющихся в серый туман в поисках жизни. Вцепившись друг в друга худыми пальцами, они слабой цепью движутся вперед, в холодную мглу неизвестности, которая все же лучше реальности, уже врученной им благоразумными родителями.

Дневники последних дней человечества. Запись N 1.

Нет… Этого не может быть… Как… Как такое могло случиться? Ведь случайно же… нажал, ну, эту кнопку, ведь она такая же, как вон та, другая… Кожа впитывает пот, сердце замирает после каждого удара, руки немеют, бьются в лихорадочной дрожи. Похоже все… окончательно… Уже ничего не изменить. Осталось 14 минут… последние 14 минут, и начнется ядерная атака…, а после нее… пустота… Ха-ха, даже смешно — а, вроде, так глупо…
Оценка 1
Заголовок Лишь в одной ядерной боеголовке заключено 10 (десять!) чернобыльских катастроф…
Текст реценизии Когда я садился смотреть этот фильм, я, конечно, представлял, что он произведёт на меня впечатление. Но я и думать не мог, что он высосет из меня все положительные эмоции.

Это фильм-поучение. Страшно подумать, сколько раз мир был на пороге Апокалипсиса. Не того Апокалипсиса, как предсказывают, придёт свыше. А того, который может прилететь на крыльях ракеты, пущенной, где-то, возможно за океаном.

Ролан Быков, я ещё раз в этом убедился, один из лучших актёров советского кино. Он настолько органично влился в роль «Мертвеца»… Ну что сказать? Мастер!

Письма, которые герой Быкова (кстати, профессор, получивший Нобелевскую премию) адресует своему погибшему сыну, только нагнетают и без того мрачную атмосферу фильма.

Но, тем ни менее, в фильме присутствует и некоторый оптимизм. Что не может не радовать. Всё же я несколько лукавил, когда говорил, что фильм высосал из меня все положительные эмоции. Одна всё же осталась: Надежда. Какая-то часть меня надеется, что однажды мы проснёмся — и в мире уже не будет ядерного оружия. Но другая всё же понимает, что мир без ядерного оружия — это как раз тот самый мир, о котором и идёт речь в этом фильме. Это тот мир, в котором нет ничего.

Страшный фильм… Не приведи Господь, если пророческий.
Оценка 1
Заголовок «…сегодня я хочу говорить с Вами, как мертвый с мертвыми»
Текст реценизии «Дорогой Эрик»…

Одним из жанров фильма является фантастика, исходя из этого, хотелось бы процитировать отрывок, который говорил «писатель»:

«К моменту катастрофы не осталось ни одной сферы человеческой деятельности, которая не находилась бы в состоянии глубочайшего кризиса. Наука сосредоточилась на создании средств массового уничтожения, каждая из которых в отдельности уже была способна уничтожить жизнь на планете. Технология повсеместно уничтожала природу и окружающую среду. Политические отношения приобрели амбициозно — параноидальный характер. Искусство стало насквозь антигуманным и вместо воспитания, занималась одурманиванием, потакая самым низменным вкусам».

После прочитанного, хочется сказать… «Где-то я это уже видел…» Разве не так? Разве все это не сейчас происходит в наши дни? И от этого становится очень не по себе. Да какое там не по себе…страшно. Страшно представить себе жизнь, которая показана в фильме.

Что касается непосредственно фильма, то он — великолепен. Фильм насыщен моментами, которые заставляют удивляться таким вещам, как сила, разумеется, сила с моральной точки зрения, надежда и конечно же любовь. Любовь, которая, не умрет никогда. Фильм способен пробудить в зрителе чувства, о которых многие давно забыли. Каждая сцена пропитана той обстановкой и той непростой ситуацией в которой находятся жители бункера, каждый диалог несет в себе жизненный смысл и повод для размышлений…

Во время просмотра невольно осознаешь, что смотришь гениальное творение, и я не буду перечислять все трогательные и морально сильные эпизоды — нет, это будет означать пересказать весь фильм. Такой фильм нужно смотреть.

Бесспорно, огромный вклад внес Ролан Быков. Честно сказать, я не смог подобрать слова, какими можно описать его игру в этом фильме. Сказать — гениально, чудесно и прекрасно…означает ничего не сказать. Чего только стоит, на мой взгляд, один из самых сильных эпизодов, в котором звучит не менее сильная фраза: «Горный воздух и полный покой»…без комментариев.

Для тех, кто еще не смотрел. Потратьте 88 минут своего драгоценного времени. Этот фильм заслуживает внимания.

В заключении не могу не процитировать еще одно творение гениев:

«Человек всю жизнь врет, но перед смертью говорит правду…мы подождем пока ты начнешь умирать — спрашивайте, сказал он, уже время…»

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Горный воздух. И полный покой… ©
Текст реценизии Когда я начинал смотреть этот фильм, я ещё не знал, что к сценарию приложил руку Борис Стругацкий. Это известие в виде начальных титров придало ещё больший азарт непосредственно перед просмотром.

Итак, если Вас пугает 86-й год выпуска, то можете смело отбросить в сторону эти сомнения и опасения. Конечно, в фильме нет спецэффектов, как в «Трансформерах», но он является предвестником нашего будущего. Меня искренне поразил тот факт, что люди ещё 23 года назад задумывались об этом, да ещё и как задумывались!

Фильм мрачный. Снят в тёмных, постапокалиптических тонах. Звуковое сопровождение и того более угнетающее.

Давайте всё разберём…

Идея фильма
Актуальная проблема, которая всех заставила задуматься о будущем Земли после происшествия на ЧАЭС. А Вы задумывались, к чему приведут конфликты двух сверхдержав?

Игра актёров
… меня просто сразила. Настолько ВСЕ актёры влились каждый в свою роль, что просто мурашки по коже идут. Каждые мини-сцены с их участием приводят в восторг, а точнее, в ужас. Какая игра…

Съёмки
Конечно, перед началом просмотра я морально подготовил себя, что может быть будет даже немного смешно, ведь всё-таки это СССР и всё-таки это 1986-й год, но и здесь я ошибался. Где нужно — снято атмосферно и довольно качественно, сомнений нет, что произошла ядерная катастрофа. А где нужен мрак — он там есть, о-да…

Вывод
Фильм очень грузит. Если Вам хочется позитива или «хэппи энда» — обходите этот фильм стороной. Но если же Вас хоть немного интересует наше общее будущее, если Вы неравнодушны ко всему тому, что происходит между странами и к чему это может привести… то обязательно ознакомьтесь с этим материалом. Шедевр советского кино.

«Перед нами лежит путь непрерывного прогресса, счастья, знания и мудрости. Изберём ли мы вместо этого уничтожение только потому, что не можем забыть наших ссор? Мы обращаемся ко всем, как люди к людям: помните, Вы принадлежите к роду человечесокму, забудьте обо всём остальном!» © Б. Рассел, А. Энштейн, Ф. Жолио-Кюри,. .. из Обращения выдающихся учёных мира к правительствам великих держав.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок О безысходности
Текст реценизии Тематика пост апокалипсиса в последние несколько лет, наверное, на пике своей популярности. Глуховский с его «Метро», целая серия книг в жанре игры «Сталкер» и т. д. Все это настолько помпезно и разрекламировано, что теряется всяческий смысл данной, на самом деле важной, проблемы. Некоторые настолько помешались на этом экшене и приключениях, что готовы испытать, а каково это, побывать в подобном мире.

Вот именно этим людям советую посмотреть данный фильм. Он отображает атмосферу мрака, ужаса и полной безысходности. Эта безысходность везде… в письмах, в разговорах и монологах, в действиях. Там нет зомби и мутантов, там есть обычные люди, которые уже не живут.

Эта нить безысходности протянута через весь фильм. Кто читал Стругацких, тот поймет. Я не знаю более писателей, которые бы так точно и так проникновенно могли бы описать это чувство. И дело не в фантастике и в будущем, а в том, в каком положении могут оказаться люди.

Фильм очень сложный. Не в плане понимания, а в плане восприятия. Сложно и больно смотреть эту картину… на безмолвных детей, которые ни в чем не виноваты, на страдания главного героя, на мрак, творящийся с людьми.

В фильме очень много символов. Чувствуется все-таки влияние Тарковского. Но все же, как по мне, Лопушанский ближе к зрителю.

Это просто нужно посмотреть и прочувствовать.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок "… помните, Вы принадлежите к роду человеческому, забудьте обо всём остальном!» ©
Текст реценизии Смотреть этот фильм мне было тяжело. Примерно на 10-й минуте я поняла, что вижу собственной сон. Фильм-откровение, фильм-предвидение. Вдвойне тяжело находить подтверждением тем мыслям, которые бродят в подкорке мозга вот уже несколько месяцев, почти не давая мне передышки. Я часто вижу картины войны, разрушение, воцарившееся на земле, изумляет размерами катастрофы.

Учёный, пишущий письма своему, вероятно, погибшему сыну, пишет их необычным способом — фразы эманируют изнутри, оставаясь невысказанными. Как только я слышала: «Дорогой Эрик…», у меня начинался озноб. «Я хочу говорить с вами как мёртвый с мёртвыми», — произносит один из уцелевших и эти слова звучат как приговор. Тарковский учил, что произведение искусства «должно уметь коснуться живого страдания человека». Этот урок Лопушанский усвоил. «Письма мёртвого человека» — это, не побоюсь ошибиться, письма всему человечеству, которое неуклонно идёт к своей гибели.
Оценка 1
Заголовок Конец света за чашкой кофе
Текст реценизии Последние дни все только и толкуют о натовских ПРО в Европе, да о том, как ловко наши бравые вояки будут эти ПРО шапками закидывать из Калининграда. Меня же эта тема подтолкнула к тому, чтобы наконец-таки посмотреть знаменитую ленту мэтра пост-апокалиптического жанра Константина Лопушанского «Письма мёртвого человека». Почему бы лишний раз не задуматься о том, чем может грозить нам всем ракетный обмен любезностями между «сверхдержавами»?

Выход дебютной ленты Лопушанского в 1986 г. сопровождался триумфом, что было обусловлено не только качествами самой работы, но и стечением целого ряда различных обстоятельств. Пацифистский посыл картины очень точно соответствовал требованиям наступившего момента разрядки международной напряжённости в ходе Холодной войны. Начавшаяся перестройка кардинально изменила привычное лицо советского киноискусства, и «Письма мёртвого человека» стали своеобразным эталоном, образцом кинофильма эпохи реформ. Кроме того, по зловещей иронии, премьера картины, иллюстрировавшей последствия ядерной катастрофы, состоялась всего через несколько месяц после трагических событий в Чернобыле. Лопушанскому, таким образом, удалось то ли очень точно уловить дух эпохи, то ли весьма своевременно проявить свои провидческие навыки, одним словом, он открыл актуальную, востребованную тему. Картину, как за рубежом, так и дома ждал целый урожай кинонаград, а в прокате она собрала 9-миллионную аудиторию, что было очень неплохо для столь необычной и гнетущей авторской работы.

Итак, перед нами наглядная картина Апокалипсиса, пример того, какая жизнь нас ждёт, случись что, ну, к примеру, ядерный коллапс какой-нибудь. Здесь нам и весёлое житьё в подземелье, и занятия на «велотренажерах», объединённых с динамо-машиной, чтобы не дай Бог не потухла лампочка Ильича, и прогулки в противогазах, и всевозможные недетские болячки, и повальное сумасшествие, и всюду проникающая смерть. Главный герой, Ларсен (в исполнении гениального Ролана Быкова), физик, лауреат Нобелевской премии, спасается от катастрофы в подвальном помещении того, что некогда было музеем. Вместе с ним последние свои дни коротает компания философов, один из которых спешит признаться в своей искренней любви к погибающему человечеству, другой — в лютой ненависти, третий загорается идеей создания новой цивилизации, основы которой странным образом будут ещё более разрушительны чем прежде, четвёртый вообще находит сложившееся положение приемлемым, и считает, что нужно лишь попривыкнуть, для чего достаточно походить в чём мать родила.

Ларсен сходит с ума по-своему — он пишет письма своему маленькому сыну. Мальчика, очевидно давно уже нет в живых, однако для Ларсена ребёнок остаётся единственным смыслом продолжать своё существование. В письмах к сыну Ларсен пытается оправдать человечество объяснением самому себе, как могло произойти то, что произошло. Через веру в человека, через размышления, математические расчёты и самоубеждение учёный приходит к идее о том, что наступившего конца света вовсе и не было, его не могло быть. А раз так, значит человечество продолжит свой путь, как бы это ни было невозможно.

Наивная надежда Ларсена сообщится детям, которых он приютил в своём убежище. После смерти учёного дети отправятся блуждать по пустынной земле, в поисках, видимо, чуда. Христоматийные кадры этого исхода будут символизировать то ли неувядающую надежду человека на спасение, то ли, подобно брейгелевским «Слепым», обречённость человечества, то ли его гнетущее одиночество перед бескрайней и неизвестной вселенной.

Самым любопытным моментом в картине мне показалось объяснение причины приключившегося Армагеддона. По версии Ларсена катастрофа стала следствием «одной забавной вещицы» — некий дежурный оператор ракетного центра, поперхнувшись кофе, не успел отменить боевой пуск. Вот так вот, из-за простой «чепухи» погибло человечество. И не нужно никаких копании в истории цивилизации, в природе нашего вида, поперхнулся кофе — и всё тут. Хотя и такая причина конца света тоже весьма красноречиво характеризует человечество. Многочисленные виды оружия, «от верёвки незабвенного Иуды до новейшей нейтронной бомбы», создаются, разумеется, от большого ума, но идут в ход они потом по маленькой глупости. В этом смысле фильм продолжает совершенно реальные случаи, к счастью не зашедшие дальше простого конфуза, когда ядерная война вот-вот могла разразиться по нелепому недоразумению, схожему с тем, что названо Ларсеном. Возникает мысль, что может не стоит особо надеяться на человеческое здравомыслие и выдумывать очередные «ракеты и антиракеты, анти-антиракеты», а то мало ли какой очередной дежурный оператор поперхнётся очередной чашкой кофе.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок На пепелище цивилизации. Последнее Рождество старого мира
Текст реценизии Картина Константина Лопушанского так непохожа на старое-доброе советское кино, к которому все так привыкли. Самое яркое отличие — отсутствие надежды, отсутствие света в конце тунеля. «Письма мертвого человека» создают настроение, которое чернее чем сама чернота. Каким бы жизнерадостным оптимистом Вы не садились смотреть фильм — встанете уже другим человеком. Не так много существует фильмов, способных так влиять на настроение зрителя. Очень рискованный шаг создателей ленты, но этим то он и интересен. С картины «Письма мертвого человека» состоялось мое знакомство с советской постапокалиптикой. И знакомство это можно считать удачным.

Фильм не имеет конкретного места и времени действия. Очевидны три вещи: события происходят в будущем (что понятно по умолчанию), место действия — не Советский Союз, первопричина всего случившегося — война. «Письма мертвого человека» изначально снят в цвете, если это можно так назвать. Изображение монохромное. Основной цвет меняется в зависимости от места действия и атмосферы событий. В основном, превалируют два цвета — грязно-желтый и голубой. Причина выбора такой техники съемки вполне очевидна — придание новому, постапокалиптическому миру большей реалистичности. И эта задумка удалась на славу.

Цивилизация в привычном понимании исчезла. Жизнь на поверхности стала невозможной. Старый мир сгорел дотла, воздух отравлен. Оставшиеся в живых были вынуждены уйти под землю — в затхлые подвалы и тесные бункеры. Столь тяжкие условия человеческого существования переданы потрясающе реалистично. Царит абсолютный хаос. На поверхности — развалины, грязь, пожарища, редкие патрули военных в противогазах и защитных костюмах. Жители подземелья живут сегодняшним днем, уже не надеясь найти выход из этого Ада. Теперь их интересуют только две вещи — тепло и еда. Все остальное отошло на дальний план. Но даже среди этого хаоса есть место оптимизму.

Этот неунывающий оптимист — мировая величина, нобелевский лауреат Ларсен (Ролан Быков). Он искренне уверен, что мир не погиб, что существуют еще уголки, пригодные для нормальной жизни. Более того, он считает, что и не было никакой войны. Что теперешнее плачевное состояние человечества — плод жесточайшей ошибки. Даже в суровых условиях подземной жизни он не бросает занятий наукой. Ларсен вывел новую еденицу измерений времени — одни сумерки. Он пытается просчитать с математической точностью возможность влзобновления человеческой рассы. Но у него тоже есть своя личная цель в жизни, ради которой он живет — найти родного сына, потерянного где-то наверху. Ларсен ежедневно пишет ему письма, которые видимо никогда не будут отправлены.

Фильм выполнен на очень высоком техническом уровне, насколько это было возможным в СССР. Очень впечатляюще и зрелищно смотрятся кадры разрушения прибрежных мегаполисов. «Письма мертвого человека» — очередной фильм-предупреждение человечеству. Несмотря на то, что с момента его выхода минуло четветь века — проблемы, поднятые в нем стали еще более острыми и актуальными. И обращение выдающихся ученых к мировым державам (текст которого приводится в финальных титрах) до сих пор не потеряло своего значения.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок «It doesn`t matter if we all die» (The Cure)
Текст реценизии Пожалуй, на данный момент самый лучший фильм постапокалиптического жанра, который я видела. Почему? Потому что он не просто отражает какую-то определенную цепь событий, которые якобы идут после, а еще и задает вопрос «почему?». Вообще, если не учитывать военные фильмы, которые тоже в некоторой степени постапокалиптика, то это самый вдумчивый фильм данного направления. Современность же предпочитает просто показывать, мол, а когда все мы станем зомби, ми будет выглядеть так, а кучка выживших будет делать вот это. Жизнь — это просто куча всякой фигни, которая происходит, верно, Гомер Симпсон? И эта цитата, не знаю уж, кем придуманная — самим Гроунингом или одним из людей его многочисленной компании по созданию «Симпсонов», — стала девизом современности. Может, все наши проблемы именно в этом, ха?

Я бы лично весь этот фильм разобрала на цитаты и каждую повесила себе на стену или набила в качестве татуировки. Работа сценаристов выполнена просто на «ура!». Более глубоких диалогов — монологов вы точно не найдете в Голливуде. Да и в Европе вряд ли. В чем основная суть всех этих слов? Кто есть человек? Чего он заслуживает? Как он докатился до края цивилизации и зачем он это сделал?..

Две противоположные точки зрения: 1. «Я любил и люблю человечество. Мы создавали произведения искусства, хоть и не понимали, зачем. Мы любили, так сильно, и это порой было так сложно. Но мы любили. Мы искали тот самый Идеал, чувствуя себя бесконечно одинокими в огромном космосе…» 2. «Человечество — жалкий вид, изначально созданный для того, чтобы уничтожить само себя. Прирожденные самоубийцы, мы все делали для того, чтобы умереть, разрушить все живое вокруг себя и себя самих же. Нам должно быть стыдно, ибо мы опозорились! Что мы сделали? Несколько сотен — тысяч полотен, оружие массового поражения, пара сносных литературных произведений. И это за две тысячи лет!..».

А в центре — человек, ученый, потерявший сына, жену и здравый смысл. Но не понимание и не цель. Ибо как говорит он сам, только цель определяет мое существование. Он пишет письма, он что-то делает, пытается что-то возродить, стоя на краю этой самой пропасти, в подполье, под жизнью и под обломками того, что когда — то было создано Богом и теперь безжалостно и беспощадно разрушено человеком. И под конец он все же возрождает веру и надежду, передает свое знание детям, отправляя их в Крестовый поход во славу того, что осталось от человека.

Пожалуй, самая важная мысль (по крайней мере, для меня), которую несет этот фильм: важно, чтобы что-то осталось. Мы такие сложные, мы такие одинокие, мы сами не знаем, что здесь делаем и зачем вообще сюда пришли. В попытках найти этот смысл мы только отдаляемся от Истины, мы только делаем хуже и разрушаем то, что было создано, кстати, не нами. Но все же… Все же нам так важно (!), чтобы после нас что-то осталось! Мы напишем письмо на обломках этой жизни и адресуем его сами не знаем кому. Но пусть оно будет, это письмо, как надежда на то, что когда — то кто-то его прочитает и узнает, что мы были. Умираем, стремясь стать бессмертными, не осознавая, что бессмертными нас делают не материальные вещи, которые вот потрогать можно, поджечь и запустить в небо, а то, что глубоко внутри. И не свеча так греет, как настоящее человеческое тепло, чувства и доброта.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Влияние Бориса Стругацкого на эту кинокартину обозначено словом «участие». Я не знаю, как именно участвовал Борис Натанович, но фильм словно снят по сценарию фантаста. Постапокалиптическая атмосфера; в центре, что прослеживается в ряде произведений Стругацких, учёный, во что-то не верящий или что-то пытающийся понять, а также рассуждения, мысли, чувства, слова, мудрость, и крупинка предсказания, фантазия на тему «когда наступит конец света».

Фильм тяжёлый. Картинкой, музыкальным сопровождением, и, конечно же, самим сюжетом. Более того, даже представляется собственная жизнь в этих условиях. А как бы я думал и рассуждал, находясь в этих катакомбах. А может я и не рассуждал бы никак, валяясь бездвижным телом вместе с толпой таких же тел на улицах, в грязи, в пепле, в лужах, и через нас всех обречённо перешагивали люди в защитной форме.

Нельзя не отметить потрясающую актёрскую игру. Сейчас я побуду немного меркантильным и скажу, что очень заметен не самый высокий бюджет фильма, да и вообще видна его ненаправленность на широкого зрителя. Даже на Кинопоиске, на момент написания рецензии, оценки фильму поставили чуть больше шестисот человек. Фильм не особо известен. И снимал его режиссёр на тот момент начинающий свой путь в полнометражном кино. Но каждый актёр выложился более чем на 100%. Не поверить в реальность происходящего на экране просто невозможно, благодаря актёрской игре.

Я не могу сказать, что после этого фильма я начал задумываться о ядерной войне, о конце света. Я не верю в то, что сверхдержавы устроят взаимное поливание ракетами. Раньше, когда свежи были впечатления от «холодной войны», такие мысли волновали творцов. Сейчас времена не те. Но, учитывая периодичность катастроф на АЭС в различных странах, не стоит вовсе забывать о том, что ветер может разнести смерть на многие сотни километров.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок смерть одного человека — трагедия, смерть миллионов — статистика
Текст реценизии Когда я впервые посмотрел этот фильм, мне было лет 12. Самое странное, что я увидел его, несмотря на то, что был какой-то праздник и было много гостей. И он меня поразил. Видимо сказалось «советское» воспитание, и темы, касающиеся апокалипсиса трогали до глубины души.

И вот в возрасте почти сорока лет я пересмотрел этот фильм. Результат — фантастический. Несмотря на изменившиеся ценности, жизненный опыт и искушенность во многих вопросах, фильм меня снова поразил, поразил своей вероломной правдоподобностью, своей неприкрытой циничностью ситуации и безудержным нескончаемым ощущением безысходности. Такие ощущения у меня были только при просмотре мультфильма «Могила для светлячков».

Конечно же игра актеров бесподобная. А Ролан Быков… это лучшая его роль. Я говорю не потому, что хочу добавить красок в описание. Он не играл, он жил… и умер, дав надежду детям. Больше ничего не могу сказать. Этот фильм должен быть включен в школьную программу, чтобы наши дети могли увидеть, что такое война без прикрас и замечательных патриотических лозунгов. Не дай Бог этому случиться на самом деле.

Не хочу, чтобы мы стали просто статистикой.
Оценка 1
Заголовок «Апокалипсис сегодня» по Лопушанскому
Текст реценизии Миру настал тотальный звездец. Угроза ядерного поражения планеты пришла в исполнение. На поверхности земли царит хаос смерти. Едва теплящаяся жизнь угасающего человечества бьется за выживание лишь в подземных бункерах, в которых люди дохнут, как мухи, один за другим. Их дух сломлен, чувства атрофированы, человеческие ценности обесценены, а надежда редким проблеском тлеет в сердцах единиц. Люди превратились в безымянные тени, которые исчезнут бесследно в кромешной темноте, когда догорит последняя свеча. Среди их числа такой же безымянный герой (Ролан Быков), который до сих пор не может поверить, что всему пришел конец, он верит, что жизнь на Земле еще возможна. Он пытается спасти свою умирающую жену, помочь брошенным на произвол судьбы детям, пораженных каталепсией, он пишет письма своему сыну, который пропал бесследно в надежде на то, что он не только жив, но и когда-нибудь найдет и прочтет письма отца.

Невероятно мрачная, жуткая философско-постапокалиптическая советская драма, от которой веет такой беспросветной безнадегой, что по окончанию просмотра можно пойти застрелиться. Картина вселяет тот самый «космический ужас», который хотел напустить Говард Лавкрафт в своих книгах. То, что режиссер последователь и ученик Тарковского видно сразу не вооруженным глазом, тут к гадалке не ходи. И надо сказать, что это достойнейший из всех его учеников, поскольку по мощи он едва ли не перемахнул своего учителя. Прямое свидетельство того, что с помощью авторского малобюджетного кино, без привлечения спецэффектов можно сделать такой жуткий постапок, что всем голливудским говноремесленникам остается лишь кусать локти и нервно курить в сторонке.

Все актеры сыграли просто на высоте, не только великолепный и известный всем Ролан Быков. Именно на их лицах запечатлелся тот невыносимый апокалипсис, который царит вокруг. Смотреть на них просто больно. Несмотря на явно пессимистический и бескомпромиссный взгляд Лопушанского на конец света с дидактическим подтекстом, он сумел сделать настоящий гимн человеческой Надежде. Той самой, которая пишется с большой буквы и умирает всегда последней.

Единственное, за что можно укорить фильм, так это за лаконичность и не столь эпический размах, который ждешь от такого полотна. Но в целом однозначно шедевр, mustsee и т. п.
Оценка 1
Заголовок Несправедливо неизвестный фильм…
Текст реценизии Странно, что это малоизвестный фильм. Как мне думается, именно в 1986 году ему должно было стать знаменитым, ведь именно этот год наполнен событиями, являющимися своеобразной предтечей того, во что мог бы превратиться мир, если бы ситуация с Чернобыльской АЭС стала непредсказуемой. Кроме того, в этом же году вышло «Жертвоприношение», а фильм Лопушанского, как мне показалось, насквозь пропитан настроениями Тарковского, да и вопросы в этих очень разных фильмах, по сути, поднимаются одни и те же, но под разным углом и с совершенно разным настроением. Однако фильм Лопушанского, на мой взгляд, несравнимо сильнее фильма Тарковского. Хотя бы потому, что первый гораздо точнее представляет себе то, что хочет показать, не позволяя себе ни одного лишнего кадра или бессмысленного диалога. Тарковский же этим явно злоупотребляет, добираясь лишь к середине фильма к пониманию того, о чем же и, главное, зачем снимает свой фильм.

Понравился цвет. Не черно-белый, что было бы вполне закономерно, а именно желтовато-коричневый, как на старых фотографиях. Картина разрушенного мира лишена нарочитости — он выглядит именно так, как обычно выглядят военные развалины — все это очень напоминает кадры послевоенной хроники, только груды камней гораздо выше, ведь в уничтоженном мире Лопушанского останки строений уже не прошлого, а недалекого будущего — всюду бетон, кирпич почти не используется.

Об идеях фильма писать не буду. В фильме, как мне кажется, важны даже не сами идеи, а энергия, с которой они подаются, та атмосфера безысходности, в которой их формулируют главные герои.

Замечательно то, что начало фильма, в котором Ларсен в письме к сыну утверждает осмысленность происходящего, продолжается в его последних кадрах, когда рождается новая религия, истинная уже потому, что опирается на осмысленное событие — дети уходят не в никуда, а словно в вечность, но не личную вечность, а бесконечную вечность всего человечества. Ларсен оказался прав — это не конец человечества, это очередной поворот к его развитию.

10 из 10
Оценка 2
Заголовок Пепел здравого смысла
Текст реценизии Посмотрел расхваленный рецензиями и обзорами фильм. Ну что можно сказать? Как всегда — в случае катаклизма советская интеллигенция вместо ликвидации последствий занимается самокопанием, рассуждениями «как нам обустроить Россию», и спекуляцией на черном рынке.

Кроме того действие жутко затянуто, чувствуется любовь Тарковского и его учеников к «глубокомысленным» паузам минут на десять.

Типичная перестроечная чернуха, смотреть особо там нечего.