Среди серых камней (1983)

(1983) 18+


О фильме

Странная атмосфера, причудливая вереница мимолетных, но ярких человеческих образов, калейдоскоп индивидуальных и коллективных ценностей, лицевая сторона бытия и изнанка переживаний, параллели и пересечения детского и взрослого взгляда на мир, полифония жизни и смерти — то, о чем нельзя сказать, но во что можно проникнуть…

Подробная информация

Слоган
Страна СССР
Жанр драма, история
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту для любой зрительской аудитории
MPAA
mpaa
Время 88 мин. / 01:28
Рейтинг Кинопоиска 7.212 / 186
Рейтинг IMDB 6.70 / 50
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса При повторном выпуске в 1988 году фильм собрал аудиторию в количестве 0,5 млн. зрителей.
В 1983 году Кира Муратова отказалась от этого фильма, подвергнутого редактуре, и в титрах появилась фамилия мифического Ивана Сидорова. Лента была напечатана в количестве всего лишь одной копии.
В главных ролях Виктор Гоголев, Нина Русланова, Станислав Говорухин, Федор Никитин, Игорь Шарапов, Виктор Аристов, Сергей Попов, Роман Левченко, Оксана Шлапак, Владимир Пожидаев
Роли дублировали
Режиссер Кира Муратова
Сценарий Кира Муратова, Владимир Короленко
Художник Валентин Гидулянов
Монтаж Валентина Олейник
Директор фильма Вольдемар Дмитриев
Оператор Алексей Родионов
Участники съемочного процесса Виктор Гоголев, Нина Русланова, Валентин Гидулянов, Станислав Говорухин, Виктор Павлов, Павел Полищук, Михаил Данилов, Алексей Родионов, Федор Никитин, Лидия Драновская, Игорь Шарапов, Валентин Козачков, Виктор Аристов, Лариса Умарова, Всеволод Лисовский, Олег Шапко, Кира Муратова, Валентина Олейник, Владимир Короленко, Вольдемар Дмитриев, Сергей Попов, Владимир Дятлов, Владимир Карасев, Виктор Черненко, Леонид Кушнир, Роман Левченко, Оксана Шлапак, Владимир Пожидаев

Страны производства фильма

  • СССР (Декабрь 1983) - 60

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Женщина-режиссер, Имперская Россия, Цвет в оригинальном названии

Рецензии пользователей

Оценка 3
Заголовок - Сёдня кошка съела птичку. Кошка злая? — Нет, голодная. Спи.
Текст реценизии Лицо, закрытое ладонями в жесте скорби и отчаяния — так, задавая настроение всему повествованию, начинается фильм Киры Муратовой «Среди серых камней», в основу которого лег рассказ Короленко «В дурном обществе». В городе, где самым заметным архитектурным украшением является не церковь, а здание тюрьмы, в руинах заброшенного графского замка находят себе пристанище бездомные бедняки. Отпрыск овдовевшего судьи, проказник и егоза, горит желанием поближе познакомиться с новоселами покрытых пылью забвения развалин.

Часто ли мы всматриваемся в лица нищих, просящих милостыню? Часто ли мы разглядываем грязных обросших людей, копающихся в мусорных баках? Так же, как и в жизни, эпизодические персонажи фильма — серая масса без имен и лиц, лишь мелькающие на экране расплывчатые образы, за которыми интуитивно угадываются сломанные судьбы, разрушенные надежды, осколки поблекшего и помутневшего человеческого облика. Оборванцы с блуждающим взором, философствующие юродивые и выжившие из ума самодуры, дефилирующие сквозь эстетически неприглядное слайд-шоу режиссерского видения. А среди них, будто выхваченная оком увеличительного стекла, бедствующая семья — отец, его сорванец-сын и крошечная Маруся — белокурый ангелок с огромными печальными глазами на кукольном лице.

Ад — это бесконечное повторение, как говаривал Стивен Кинг. А для Муратовой повторы — излюбленный художественный прием. Герои ленты, заевшей пластинкой, то и дело проговаривают одни и те же реплики бесчисленное количество раз, культивируя и без того тяжелую и затхлую атмосферу застоя и безысходности, подспудно заставляя ассоциировать себя с конкретными экспликатурами, въедающимися в память. «Ты помнишь матушку?» — с механическим постоянством риторически вопрошает пан судья своего сына, на самом деле обращаясь не к мальчику, а куда-то вглубь себя, с противоречивым желанием не то забыть, не то всеми силами сохранить в сердце память о любимой. «Иди ко мне», — твердит Маруся в неосознанном поиске любви и ласки. «Пригласите меня», — умоляет Вася, показывая свою тягу к дружбе и живому общению. Он раз за разом убегает из сытого, светлого, уютного дома, убегает от захлебывающегося слезами и меланхолией отца, потерявшего всякий интерес к детям. Занятый затяжным всеобъемлющим самоотводом судья раз за разом задает все тот же усталый дежурный вопрос опостылевшему чаду: «Хорошо ли тебе живется?». А маленькая глупенькая Соня вызывает светлые отеческие чувства только лишь потому, что чем-то неосязаемо похожа на свою покойную мать… Каждая неоднократно продублированная фраза по-своему символична и довольно четко характеризует героев, драматичные обстоятельства их жизни.

Запутанный клубок характеров, брошенный режиссером в клоаку бытия. Налипшая на него грязь густа и зловонна. С каждой попыткой распутать пачкаешься все сильнее. Ценность жизни и неотвратимость смерти — вперемешку. И не понимаешь толком, рваный от случая к случаю монтаж — особенность ли киноязыка, или же последствие работы безжалостных цензорских ножниц, из-за которых оскорбленная Муратова поначалу даже отреклась от собственной картины, позволив фигурировать в титрах вымышленному Ивану Сидорову. Прямолинейная игра на контрастах: ребенок, весело и беззаботно карабкающийся по ветвям подсвеченного солнечными лучами дерева на фоне предсмертного кашля больной женщины; смеющаяся детвора, озорно разыгрывающая остросоциальные сценки из взрослой жизни.

Обреченных детей подземелья Муратова не спешит выводить на свет божий, к небесам обетованным, — это сделает более жизнеутверждающий и более симпатичный широким массам режиссер несколькими годами позже. Персонажи, закованные в саркофаги своих образов, кроме, разве что, раскаявшегося судьи, практически не испытывают душевных метаморфоз, заочно подписывая приговор неизлечимому в глазах Муратовой обществу. Так и оставаясь скелетами в шкафу, призраками забытых руин и вечным проклятьем серых камней.
Оценка 1
Заголовок Противоположности среди серых камней
Текст реценизии Много интересных контрастов и противопоставлений (церковь — тюрьма, смерть — жизнь, воздух — подземелье, дети — взрослые и еще много много много). Весь фильм построен по театральному на приеме контраста. До середины смотреть тяжело, не понимаешь, что происходит, и стоит ли смотреть дальше. Потом появляется Валентин, появляются монологи и диалоги, становится интереснее.

В фильме поднята тема смерти, показаны различные взгляды на жизнь и смерть глазами разных людей и их восприятие. Хорошо, что тема поднята, да и освещена неплохо — есть крайне интересные моменты в фильме. Затронута также тема отношений детей и взрослых, и опять же их различное отношение к смерти — мальчик который смерть не воспринимает и отец, который «умирает» вместе со своей женой.

Не жалко времени потраченного на просмотр — фильм подталкивает на интересные дискуссии и размышления.

7 из 10