Укрощение огня (1972)

(1972) 18+


О фильме

Фильм рассказывает о зарождении, становлении и развитии советского ракетостроения — от первых пятилеток до создания сверхдальних современных ракет. В фокусе внимания создателей ленты судьба Андрея Башкирцева, главного конструктора, отдавшего жизнь осуществлению великой мечты — освоению Космоса.

Подробная информация

Слоган
Страна СССР
Жанр военный, драма, история, биография
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 12 апреля 1972
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту для любой зрительской аудитории
MPAA
mpaa
Время 166 мин. / 02:46
Рейтинг Кинопоиска 7.981 / 388
Рейтинг IMDB 7.00 / 212
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Генерал из ОКБ-3, а также политическое руководство СССР оказывали давление с требованиями переделать сценарий и переснять, или просто вырезать, многие сцены. Из-за этого фильм не вышел в прокат в 1971 году к 10-летию полёта Гагарина.
Окончательное разрешение на выход фильма было дано Устиновым после закрытого просмотра у Брежнева. Фильм вышел в прокат в СССР на 11-ю годовщину полета Гагарина в апреле 1972 года. Урезанная версия фильма в 1973 году была отдана в заграничный прокат. Именно эта урезанная версия сейчас выпущена на видеокассетах и дисках. Из-за этого общеизвестная современная версия фильма на 100 минут короче первоначального режиссёрского варианта.
Съёмки проходили в 1970-71 годах на космодроме Байконур, в Звёздном городке космонавтов, а также в Кремле при участии ведущих московских и ленинградских актёров.
Оборудование командного пункта на Байконуре и центра управления — не настоящее, это декорации, имеющие с реальной обстановкой мало общего.
Вместо устаревшей к тому времени двухступенчатой баллистической ракеты Р-7 при съемках использовались другие ракеты, впрочем, созданные на ее основе и являвшиеся вполне современными на момент съемок. В частности, при выведении первого спутника показана трёхступенчатая ракета, и слышен доклад телеметриста об окончании работы третьей ступени, что есть явный грех против подлинной истории события.
Невзирая на хорошую игру актёров, в сценах на космодроме более 1000 метров фильма были вырезаны и уничтожены кураторами из-за советской цензуры и завесы секретности над ракетно-космической промышленностью СССР.
В главных ролях Петр Шелохонов, Всеволод Сафонов, Игорь Горбачев, Кирилл Лавров, Зиновий Гердт, Иннокентий Смоктуновский, Светлана Коркошко, Андрей Попов, Ада Роговцева, Игорь Владимиров
Роли дублировали
Режиссер Даниил Храбровицкий
Сценарий Даниил Храбровицкий
Композитор Андрей Петров
Художник Наталья Фирсова, Юрий Кладиенко
Монтаж Нина Глаголева, Мария Тимофеева
Директор фильма Виктор Цируль
Оператор Сергей Вронский
Участники съемочного процесса Петр Шелохонов, Андро Кобаладзе, Владлен Паулус, Вера Кузнецова, Эрвин Кнаусмюллер, Александр Смирнов, Юрий Леонидов, Александр Лукьянов, Всеволод Сафонов, Вадим Спиридонов, Андрей Петров, Игорь Пушкарев, Галина Самохина, Елена Вольская, Евгений Матвеев, Игорь Горбачев, Юрий Гагарин, Кирилл Лавров, Зиновий Гердт, В. Харьков, Валентина Хмара, Иннокентий Смоктуновский, Николай Бармин, Нина Глаголева, А. Миримов, Светлана Коркошко, Игорь Петровский, Иван Рыжов, Наталья Фирсова, Андрей Попов, Даниил Храбровицкий, Галикс Колчицкий, Ада Роговцева, Евгений Стеблов, Мария Тимофеева, Виктор Цируль, Ибрагим Барги, Владимир Деянов, Юрий Кладиенко, Игорь Владимиров, Георгий Шевцов, Сергей Вронский, Виталий Беляков, Лавр Лындин

Премии фильма

  • Карловы Вары, 1972 год (cz) -

Страны производства фильма

  • СССР (12 апреля 1972) - 27
  • Япония (11 октября 1972) - 0
  • Германия (ГДР) (12 апреля 1973) - 0
  • США (Июнь 1973) - 0
  • Венгрия (25 октября 1973) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Вторая мировая война, Космическая гонка, Космическая программа, Космический корабль, Космонавт, Крутой парень, Отношения мужа и жены, Первый человек в космосе, Покорение космоса, После Второй мировой войны, Продвинутые технологии, Ракета, Россия, Советский Союз, Спутник, Ученый-ракетчик, Холодная война, Эпик

Рецензии пользователей

Оценка 2
Заголовок
Текст реценизии В честь Дня космонавтики посмотрел с детьми этот фильм. Раньше его не видел, так уж получилось. Честно говоря, рассчитывал на большее, да и длительность впечатляющая, аж 2 с половиной часа!..

Предполагается, что в главном герое зритель должен без труда узнать известного конструктора Королёва. Его имя при жизни считалась секретным, и, наверное, потому, что фильм снят в 1972 году, незадолго после смерти Королёва, по картине он — Башкирцев. «Догадайся, мол, сама».

По описанию фильма я был уверен, что увижу во всей красе основные этапы пути России в космос, с букетом из радости первых побед, горечи трагических разочарований и необыкновенной гордости от великих свершений… Но всё это самым безобразным образом оказалось замазанным какими-то дурацкими мелочами, словно бы зритель должен был вполне довольствоваться наблюдением за «божеством» главного героя, да и только. Цепь происходящих эпохальных событий представлена совершенно невнятно, не отражается даже на эмоциональном уровне: напряжённые предвоенные годы, трагедия начала войны, война, послевоенная разруха — всё это плавает в киселе из болтовни и каких-то споров. Практически весь фильм — настоящий сумбур из встреч, разговоров, демонстрации бурных эмоций, почти комичного процесса принятия каких-то важных решений. Космос и трудный путь к нему лишь подразумеваются по умолчанию, но их в фильме — нет. Ни космоса, ни трудного пути. Увы. Весь фильм вокруг главного героя и вокруг того, как он говорит с другими героями.

Даже грандиозные исторические события с запуском первого спутника, с полётом Гагарина представлены в фильме так, что они почти не вызывают никакого душевного подъёма, почти лишены энергетики ликования, гордости, патриотизма. Запустили спутник, и группа людей крикнула «ура!». А какое мощнейшее политическое значение имел этот запуск, — ни полслова, ни намёка. Запустили Гагарина — снова «ура!», но не более.

Короче, режиссура — на твёрдую двойку.

Зато показан космодром и ракета на старте. Вот тебе, пожалуйста, космос…

Почему у картины такое расплывчатое название, не понятно. Значительно больше оно подошло бы фильму про пожарных или про сталеваров.

В канву фильма вплетена и любовная история, дескать, советский человек имел полное право и на любовь. Но конкретно эта любовь получилась исключительно корявой, как бы намеренно подчёркивающей, что у великого человека не может быть времени на шуры-муры; то он отказывается от них сам, то они от него, но всё равно он — всегда выше этого. Хотя финал этой истории закрепляет в подсознании положительное чувство, что великий гений, отдавший всего себя без остатка служению Отечеству, достоин хоть на какое-то законное утешение на семейном фронте.

Вывод. Посмотреть один раз можно, но совершенно не впечатляет. Во всяком случае, это совсем не то, на что я рассчитывал в День космонавтики…

5 из 10
Оценка 1
Заголовок Ода Великой Эпохе!
Текст реценизии Картина, снята по классическим канонам жанра!

Повествование начинается, когда герой уже находится в конце жизненного пути. Затем, мы стремительно переносимся в юные годы, и на протяжение всего фильма прослеживаем становление не простой, но определенно великой личности, без лишних прикрас, свойственных советскому кино.

Пусть Башкирцев — это собирательный образ нескольких выдающихся советских конструкторов, но мы угадываем в нем личность Королева, отца отечественной космонавтики.

С первых кадров и до титров, фильм не отпускает зрителя, приковывая все внимание к перипетиям на пути становления персонажа.

Лично я пересмотрел «Укрощение Огня» бесчисленное количество раз. Фильм был у меня в видео коллекции, еще на кассете VHS. Обязательно приобрету dvd диск!

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Победа разума!
Текст реценизии Обожаю такие фильмы, фильмы про человека, который сделал себя сам, как сказали бы американцы self made man.

Этот фильм я посмотрела довольно давно, и он сразу запал мне в душу. Какая актерская игра, какая музыка! Какой заряд энергии дает этот фильм.

Ведь умели же при минимальных бюджетах делать КИНО. НАСТОЯЩЕЕ КИНО.

10 из 10