Синяя птица (1976)

(1976) 18+


О фильме

Написанная в начале прошлого века, забавная и грустная сказка о приключениях двух детей, которые путешествуют в поисках волшебной Синей Птицы. Рассказ этот полон веры в доброту и силу человека, в его победу над еще непознанными, но познаваемыми законами природы.

Подробная информация

Слоган A cavalcade of magic. A carnival of fun. The Blue Bird is magic for everyone.
Страна США, СССР
Жанр драма, триллер, фэнтези, детектив, приключения, семейный
Бюджет $12 000 000
Сборы в США $887 000
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 5 апреля 1976
Премьера в России
Релиз на DVD 3 февраля 2009, «Азимут»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту для любой зрительской аудитории
MPAA нет возрастных ограничений
mpaa G
Время 99 мин. / 01:39
Рейтинг Кинопоиска 7.303 / 438
Рейтинг IMDB 5.00 / 527
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Советские и амеpиканские кинематогpафисты умудрились снять этот фильм совместными силами назло политическим разногласиям в самый разгар «холодной войны».
Фильм целиком был снят в Советском Союзе — в Москве и в Ленинграде, в частности, в Екатерининском парке города Пушкина (Царского Села).
В фильме должны были принимать участие Кэтрин Хепберн и Ширли Маклэйн, однако обе кинодивы покинули проект еще до начала съемок.
Первоначально на роль Собаки был взят известный американский актер Джеймс Коко. Однако, приехав на съемки в СССР, он не смог есть местную пищу: единственной советской едой, которую бедный американец мог переварить, был хлеб с маслом. Питаясь исключительно хлебом с маслом, Джеймс Коко за короткое время так потолстел, что уже не влезал в костюм, а кроме того, такая диета вызвала у актера приступ болезни желчного пузыря. В результате пришлось заменить Джеймса Коко Джорджем Коулом.
Съемки фильма начались 20 января 1975 года и закончились 11 августа того же 1975 года.
Во время создания музыки для фильма между американским композитором Ирвином Костэлом и советским маэстро Андреем Петровым возник спор: Петров хотел использовать в партитуре американский джаз, а Костал — русскую «музыку бурлаков».
Режиссер Джордж Кьюкор вспоминал, что в течение съемок фильма он получил жалобы на Джейн Фонду от нескольких членов русской части съемочной группы, говоривших по-английски. Они жаловались, что американская кинозвезда мешает им работать — тем, что постоянно преследует их и цитирует пассажи из Карла Маркса, стремясь открыть дискуссию о марксистской философии.
Чернокожая кинозвезда Сесили Тайсон утверждала, что режиссер Джордж Кьюкор обвинял ее в том, что она навлекала на фильм различные несчастья при помощи магии вуду.
Для создания кульминационных сцен с огромным количеством синих птиц не удалось найти ни одной птицы подходящей раскраски, так что для съемок пришлось вручную раскрасить в синий цвет несколько тысяч белых голубей.
Первоначально оператором фильма был Йонас Грицюс, однако по настоянию Элизабет Тейлор и Авы Гарднер он был снят с картины и заменен Фредди Янгом. Дело в том, что характерный для Грицюса верхний приглушенный свет совсем не омолаживал актрис уже не первой молодости.
В главных ролях Элизабет Тейлор, Сисели Тайсон, Ава Гарднер, Гарри Эндрюс, Роберт Морли, Джейн Фонда, Тодд Лукинлэнд, Мона Уошборн, Пэтси Кензит, Уилл Гир
Роли дублировали Галина Чигинская, Игорь Ефимов, Лев Лемке, Ирина Карташёва
Режиссер Джордж Кьюкор
Сценарий Алексей Каплер, Хью Уайтмор, Альфред Хэйес
Композитор Андрей Петров, Ирвин Костал
Художник Брайан Уайлдсмит, Марина Азизян, Валерий Юркевич
Монтаж Карл Кресс, Стэнфорд С. Аллен, Татьяна Шапиро
Директор фильма Эдвард Джозеф, Эдвард Льюис, Пол Масланский
Оператор Фредди Янг, Йонас Грицюс
Участники съемочного процесса Галина Чигинская, Алексей Каплер, Эдит Хэд, Элизабет Тейлор, Сисели Тайсон, Хью Уайтмор, Ава Гарднер, Гарри Эндрюс, Игорь Ефимов, Альфред Хэйес, Роберт Морли, Эрнест Уолтер, Джейн Фонда, Андрей Петров, Леонид Неведомский, Евгений Щербаков, Расселл Льюис, Kirov Ballet Company, Брайан Уайлдсмит, Маргарита Терехова, Марина Азизян, Людмила Ксенофонтова, Джон Палмер, Грант Бардсли, Ричард Пирсон, Эдвард Джозеф, Тодд Лукинлэнд, Георгий Вицин, Пол Б. Радин, Валерий Юркевич, Карл Кресс, Лев Лемке, Джордж Коул, Мона Уошборн, Джордж Кьюкор, Стивен Уорнер, Юрий Шепелев, Владимир Казаринов, Эдвард Льюис, Александр Абрамов, Пол Масланский, Фредди Янг, Пэтси Кензит, Стэнфорд С. Аллен, Гликерия Богданова-Чеснокова, Уилл Гир, Йонас Грицюс, Ирина Карташёва, Татьяна Шапиро, Олег Попов, Моника Кауфман, Надежда Павлова, Морис Метерлинк, Фиона МакЛеллан, Ли Савин, Сергей Реммех, Валентина Ганибалова, Энн Мэннион, Ирвин Костал, Владимир Уфлянд

Премии фильма

  • Сатурн, 1977 год (us) - Лучший фэнтези-фильм

Страны производства фильма

  • США (5 апреля 1976) - 0
  • Иран (Ноябрь 1976) - 0
  • Швеция (22 октября 1977) - 0
  • Португалия (7 декабря 1977) - 0
  • Германия (ГДР) (9 декабря 1977) - 0
  • Финляндия (9 декабря 1977) - 0
  • Венгрия (21 декабря 1978) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Акробат, Бриллиант, Деревья, Деревянная нога, Дети, Загробная жизнь, Изобретение, Искушение, Клоун, Кошка, Лошадь, Мертвая птица, Молоко, Мост, Наполеон, Неродившийся ребенок, Огонь, Отношения брата и сестры, Отношения внуков и дедов, По мотивам пьесы, Птица, Путь, Разврат, Ремейк, Сахар, Свет, Собака, Солдат, Страх перед призраками, Судьба, Сюрреализм, Танец балета, Танцующий медведь, Тщеславие, Фея, Хлеб, Цирк шапито, Цыпленок, Человек

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Оригинальное семейное кино, основанное на знаменитой сказке Метерлинка. Мне кажется этот фильм поможет всем, кто его посмотрел понять, что действительно значимо в этой жизни, и несомненно ответить на вопрос о том, какое же оно счастье, который мне кажется каждый задавал себе хоть раз в жизни.

Тильтиль и Митиль очень долго искали синюю птицу счастья, однако лишь в конце поняли, что она совсем не та, какой они ее представляли. Это им помогла понять прежде всего фея Света, которая являлась в фильме воплощением материнской любви. В общем фильм очень мудрый, а не простая сказка.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Очень добрый, спокойный и позитивный фильм. Рекомендуется смотреть всем детям в противовес современным страшилкам и убивалкам. Прославленные актеры сыграли убедительно, единственное, я бы поменяла местами Элизабет Тейлор (настоящая темноглазая Ночь с пронзительным взглядом) и Джейн Фонду (блондинка должна играть Свет).

Еще смутила иногда проскальзывающая тема: Его Величество Человек, которому все и вся должно подчиняться. Лично мне думается, что человек лишь часть природы и это он должен жить по ее законам. А то что получается: вырубил лес, осушил реки, убил животных ради удовольствия — и на это он имеет право?
Оценка 1
Заголовок Какая она, синяя птица?
Текст реценизии Двери в увлекательный мир сказки, фантазии и детской мечты приоткрывает для нас Джордж Кьюкор. Сказки доброй и поучительной, несколько странной и местами наивной: такой, какой была она в 1908 году — именно тогда и написал пьесу «Синяя птица» Морис Метерлинк, между прочим, лауреат Нобелевской премии по литературе.

Это история о двух непоседливых детях, брате и сестре, с которыми происходят самые необыкновенные приключения и удивительные события. Где только ни оказываются они, ища загадочную синюю птицу: впрочем, целью их поисков является нечто более значительное, чем горлинка с перьями небесного цвета, и это им предстоит осознать.

Странный и зыбкий волшебный мир, полный аллегорических образов, окутывает детей. Водоворот событий всё глубже и глубже затягивает маленьких героев, раскрывая перед ними тайны жизни и бездны человеческой души. Всего масштаба этой образности юный зритель наверняка не постигнет, но фильм смело можно называть поучительным. Ибо ищут дети, Тильтиль и Митиль, вовсе не птицу, а истину; они должны понять, что имеет в реальном мире действительную ценность и смысл. В этом поможет им то, что видят они вокруг: целеустремленность, смелость, трудолюбие одних, праздность и эгоизм других. Лейтмотивом также является мысль, часто высказываемая в художественных произведениях: вещи, люди, события, стоит только внимательнее присмотреться к ним, оказываются совершенно другими, чем представлялись на первый взгляд. Иногда, чтобы увидеть больше, надо смотреть глубже.

В этом прелесть сказок: они развлекают яркостью и красочностью, но в то же время таят в себе философский подтекст. Иногда, чтобы увидеть его, надо повзрослеть; но что-то вполне может воспринять и ребенок. Пожалуй, по глубине мысли можно сравнить «Синюю птицу» с «Хрониками Нарнии» в книжном варианте, поскольку экранизации последнего произведения не смогли полностью отразить его философский и религиозный смысл.

Да, сейчас фильм кажется немного наивным: люди в причудливых костюмах животных и деревьев, привидения, души предметов… Пугливость слабонервного молока и выходки человека в костюме пса (не здесь ли нашел его Стивен Кинг для своего «Сияния»?) вызывают улыбку. Но весь фильм пронизан духом неизменной доброты и сострадательности: именно то, чего недостает некоторым современным мультфильмам (далеко не всем). Фильмов для детей в последнее время вовсе не появляется (фэнтези я в этом качестве не рассматриваю, этот жанр рассчитан далеко не только на детей).

С точки зрения исполнения никаких претензий быть не может. Игра актеров — а актеры в фильме задействованы очень известные, как отечественные, так и зарубежные, — на самом высшем уровне, даже на лицах самых маленьких из них отражаются мысли и эмоции их героев. Конечно, ярче всех сияет красавица Элизабет Тейлор, но она не затмевает собою остальных. Плюс легкая, ненавязчивая музыка, приятные голоса, хорошая хореография: всё это помогает поддерживать воздушное волшебство атмосферы, в которую мы погружаемся с первых минут картины.

Конечно, современные дети, увидев «Синюю птицу», могут лишь улыбнуться и пожать плечами: это дань технологическому прогрессу. Но старшие поколения, наверное, с теплотой вспоминают этот фильм, не бесшабашно-веселый, но по-настоящему увлекательный; не занудный, но заключающий в себе мораль.

Удивительный пример сотрудничества кинематографистов США и СССР: случай, должно быть, беспрецедентный.

9 из 10