Константа (1980)
Constans (1980) 18+
О фильме
Главный герой Витольд Партыки мечтает заработать денег для участия в экспедиции в Гималаи на место гибели своего отца-альпиниста. Однако в его жизни есть один постоянный фактор его константа это «умение» постоянно оказываться в неправильном месте в неправильное время
Подробная информация
Премии фильма
- Каннский кинофестиваль, 1980 год (fr) - Золотая пальмовая ветвь
Страны производства фильма
- Канада (6 сентября 1980) - 0
- Польша (19 сентября 1980) - 0
- США (9 октября 1980) - 0
- Венгрия (9 сентября 1982) - 0
- США (9 марта 1983) - 0
Участники съемочного процесса
- Режиссер - Кшиштоф Занусси (Krzysztof Zanussi)
- Актеры Witold - Тадеуш Брадецкий (Tadeusz Bradecki)
- Актеры Witold's Mother - Зофья Мрозовска (Zofia Mrozowska)
- Актеры Grazyna - Маргарет Софи Стайн (Malgorzata Zajaczkowska)
- Актеры Stefan - Цезары Моравский (Cezary Morawski)
- Актеры Mariusz - Витольд Пыркош (Witold Pyrkosz)
- Актеры Stefan's Wife - Ева Лейчак (Ewa Lejczak)
- Актеры Zenek - Ян Юревич (Jan Jurewicz)
- Актеры Wladek - Юлиуш Махульский (Juliusz Machulski)
- Актеры Wlodzimierz - Марек Литевка (Marek Litewka)
- Актеры Mate - Яцек Стшемжальский (Jacek Strzemzalski)
- Актеры Scientist - Эдвард Жебровский (Edward Żebrowski)
- Актеры - Кристина Бигельмайер (Krystyna Bigelmajer)
- Актеры - Казимеж Боровец (Kazimierz Borowiec)
- Актеры - К. Целецкий (K. Cielecki)
- Актеры - Ядвига Колонна-Валевска (Jadwiga Colonna-Walewska)
- Актеры - Люцьян Дитрих (Lucjan Dytrych)
- Актеры - Тадеуш Грабовский (Tadeusz Grabowski)
- Актеры - Анджей Худзяк (Andrzej Hudziak)
- Актеры - Стефания Ивиньска (Stefania Iwinska)
- Актеры - Ежи Каменьский (Jerzy Kamienski)
- Актеры - Кшиштоф Маховский (Krzysztof Machowski)
- Актеры - Эугениуш Привезенцев (Eugeniusz Priwieziencew)
- Актеры - Ежи Прухницкий (Jerzy Próchnicki)
- Актеры - Кшиштоф Велицкий (Krzysztof Wielicki)
- Сценарист - Кшиштоф Занусси (Krzysztof Zanussi)
- Операторы - Славомир Идзяк (Slawomir Idziak)
- Операторы - Анджей Галиньский (Andrzej Galinski)
- Композитор - Войцех Киляр (Wojciech Kilar)
- Художники постановщик - Тадеуш Выбульт (Tadeusz Wybult)
- Художники по костюмам - Магдалена Беджицка (Magdalena Biedrzycka)
- Художники по костюмам - Анна Б. Шеппард (Anna B. Sheppard)
- Монтажер - Уршуля Сливиньска (Urszula Sliwinska)
Тэги фильма
Альпинист, Гималаи, Коррупция, Нездоровье, Отношения матери и сына, Отношения отца и сына, Подтасовка фактов / ложное обвинение, Смерть, Смерть матери, Смерть отца, Увольнение с работы, Умирание
Рецензии пользователей
Оценка | 1 |
Заголовок | Невольный грех |
Текст реценизии | Социалистическое безвременье конца 70-х, Польша за пару лет до всколыхнувшего страну движения «Солидарности». Главный герой- идеалист Витек, не идущий на компромиссы со своей совестью молодой человек, после прихода из армии, сталкивается лицом к лицу с гражданским миром, в котором любое условие быта сковано кризисом общественной морали. Как всегда католик-рационалист (в прошлом физик) Кшиштов Занусси, заносит «режиссёрский скальпель» в попытке препарировать экзистенциальные глубины человеческой души. Автор показывает укоренившуюся систему коррупционных связей внутри польского государства, вынуждающую любого идти на взаимные сделки. Нисколечко не сочувствуя своему герою, он тем не менее пытается демонстрировать, что есть ещё в мире принципиальные люди, плывущие против течения массового порядка. Однако не забывая отметить, что и их ждёт закономерное поражение. Как говорится в попытке просчитать свою судьбу, главное самому не просчитаться. А Витек выглядит здесь явным инородным телом, настраивающим своим наивным чистоплюйством против себя абсолютно всех. Витека всё время «искушают» друг женившийся на богачке и предлагающий герою быть проще, любимая девушка, желающая видеть его более мужественным и внимательным к ней, наконец смерть, забирающая мать героя и проверяющая его веру. Но он упорно остаётся самим собой, катясь под уклон по «общественной лестнице», в попытке перемножить скоропостижные уходы родителей на момент судьбы, в итоге находя постоянную «злого рока» не внутри, а снаружи себя. За внешней простотой стиля польского режиссёра, всегда скрываются десятки нюансированных деталей-метафор, ёмких по своему психологическому содержанию. Казалось бы обычная соцреалистичная драма из жизни несогласного «совка», ан нет это исповедальная композиция, подводящая нас к смыслу того, что ни один человек не сможет стать святым в суете жизни. Заросший бородой (явный религиозный символизм), во второй половине фильма, Витек, пытается быть идеальным, но видно зря он с самого начала пошёл на невольный блат при устройстве на работу. Стал ли он также совершенен в своей принципиальности, как его умирающая мать продемонстрировавшая подвиг веры, отказываясь от обезболивающих уколов. В безжалостной концовке ленты, Занусси ставит знак вопроса открытого для героя финала 9 из 10 |
Оценка | 1 |
Заголовок | Ничто не остаётся неизменным. |
Текст реценизии | «Судьбы не стоит бояться. Судьбу можно просчитать это расклад вероятностей, статистика. А если что-нибудь можно просчитать, то там уже нет тайны». Идеалист Витек сам строит себе преграды потому, что не может понять, что жизнь это не «игра, в которой мы сами устанавливаем правила», как в математике, которая «так далека от реальности». Он собирается ехать в экспедицию в Гималаи, но в аэропорте у него находят деньги, зашитые в куртку его знакомым. На работе он протестует против скрытой контрабанды, в которую вовлечены все работники. Витек выглядит неприспособленным к жизни в этом несовершенном мире со всеми его недостатками и даже не может корректно дать взятку врачу, чтобы перевести свою мать из коридора в палату. Зато играя в спортлото, записывает цифры и вычисляет среднюю величину разброса. Вообще тема коррупции и честности подана режиссёром в довольно трагикомичном ключе, где наивность и откровенность встречаются с равнодушием и материализмом. Единственная отличная реакция на этот счёт его подруги медсестры, которая утверждает: «Хорошо, что ты ещё этому удивляешься». Итог: контроль над случайностями выходит из под контроля, теория вероятности терпит крах, и единственно постоянной вещью в фильме остаются Гималаи, завораживающие своим величием и незыблемостью, своей константой. Вердикт: классика польского кино от «бывшего» физика Занусси. Оригинальный, содержательный и идейный сюжет. 10 из 10 |