Константа (1980)

Constans (1980) 18+


О фильме

Главный герой Витольд Партыки мечтает заработать денег для участия в экспедиции в Гималаи на место гибели своего отца-альпиниста. Однако в его жизни есть один постоянный фактор — его константа — это «умение» постоянно оказываться в неправильном месте в неправильное время…

Подробная информация

Слоган
Страна Польша
Жанр драма
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 6 сентября 1980
Премьера в России
Релиз на DVD 21 октября 2009, «Видеоимпульс»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA
mpaa
Время 95 мин. / 01:35
Рейтинг Кинопоиска 7.985 / 95
Рейтинг IMDB 6.50 / 118
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Яцек Стшемжальский, Витольд Пыркош, Ева Лейчак, Цезары Моравский, Тадеуш Брадецкий, Ян Юревич, Марек Литевка, Зофья Мрозовска, Маргарет Софи Стайн, Юлиуш Махульский
Роли дублировали
Режиссер Кшиштоф Занусси
Сценарий Кшиштоф Занусси
Композитор Войцех Киляр
Художник Тадеуш Выбульт, Магдалена Беджицка, Анна Б. Шеппард
Монтаж Уршуля Сливиньска
Оператор Славомир Идзяк, Анджей Галиньский
Участники съемочного процесса Тадеуш Выбульт, Яцек Стшемжальский, Витольд Пыркош, Эугениуш Привезенцев, Ева Лейчак, Кшиштоф Маховский, Цезары Моравский, Кшиштоф Занусси, Тадеуш Брадецкий, Славомир Идзяк, Войцех Киляр, Магдалена Беджицка, Ян Юревич, Казимеж Боровец, Ядвига Колонна-Валевска, Анджей Галиньский, Люцьян Дитрих, Тадеуш Грабовский, Стефания Ивиньска, Марек Литевка, Зофья Мрозовска, Маргарет Софи Стайн, Юлиуш Махульский, Анна Б. Шеппард, Уршуля Сливиньска, Ежи Прухницкий, Анджей Худзяк, К. Целецкий, Кристина Бигельмайер, Кшиштоф Велицкий, Эдвард Жебровский, Ежи Каменьский

Премии фильма

  • Каннский кинофестиваль, 1980 год (fr) - Золотая пальмовая ветвь

Страны производства фильма

  • Канада (6 сентября 1980) - 0
  • Польша (19 сентября 1980) - 0
  • США (9 октября 1980) - 0
  • Венгрия (9 сентября 1982) - 0
  • США (9 марта 1983) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Альпинист, Гималаи, Коррупция, Нездоровье, Отношения матери и сына, Отношения отца и сына, Подтасовка фактов / ложное обвинение, Смерть, Смерть матери, Смерть отца, Увольнение с работы, Умирание

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Невольный грех
Текст реценизии Социалистическое безвременье конца 70-х, Польша за пару лет до всколыхнувшего страну движения «Солидарности». Главный герой- идеалист Витек, не идущий на компромиссы со своей совестью молодой человек, после прихода из армии, сталкивается лицом к лицу с гражданским миром, в котором любое условие быта сковано кризисом общественной морали.

Как всегда католик-рационалист (в прошлом физик) Кшиштов Занусси, заносит «режиссёрский скальпель» в попытке препарировать экзистенциальные глубины человеческой души. Автор показывает укоренившуюся систему коррупционных связей внутри польского государства, вынуждающую любого идти на взаимные сделки. Нисколечко не сочувствуя своему герою, он тем не менее пытается демонстрировать, что есть ещё в мире принципиальные люди, плывущие против течения массового порядка. Однако не забывая отметить, что и их ждёт закономерное поражение.

Как говорится — в попытке просчитать свою судьбу, главное самому не просчитаться. А Витек выглядит здесь явным инородным телом, настраивающим своим наивным чистоплюйством против себя абсолютно всех. Витека всё время «искушают» — друг женившийся на богачке и предлагающий герою быть проще, любимая девушка, желающая видеть его более мужественным и внимательным к ней, наконец смерть, забирающая мать героя и проверяющая его веру. Но он упорно остаётся самим собой, катясь под уклон по «общественной лестнице», в попытке перемножить скоропостижные уходы родителей на момент судьбы, в итоге находя постоянную «злого рока» не внутри, а снаружи себя.

За внешней простотой стиля польского режиссёра, всегда скрываются десятки нюансированных деталей-метафор, ёмких по своему психологическому содержанию. Казалось бы обычная соцреалистичная драма из жизни несогласного «совка», ан нет — это исповедальная композиция, подводящая нас к смыслу того, что ни один человек не сможет стать святым в суете жизни. Заросший бородой (явный религиозный символизм), во второй половине фильма, Витек, пытается быть идеальным, но видно зря он с самого начала — пошёл на невольный блат при устройстве на работу. Стал ли он также совершенен в своей принципиальности, как его умирающая мать продемонстрировавшая подвиг веры, отказываясь от обезболивающих уколов. В безжалостной концовке ленты, Занусси ставит знак вопроса открытого для героя финала…

9 из 10
Оценка 1
Заголовок Ничто не остаётся неизменным.
Текст реценизии «Судьбы не стоит бояться. Судьбу можно просчитать — это расклад вероятностей, статистика. А если что-нибудь можно просчитать, то там уже нет тайны».

Идеалист Витек сам строит себе преграды потому, что не может понять, что жизнь — это не «игра, в которой мы сами устанавливаем правила», как в математике, которая «так далека от реальности». Он собирается ехать в экспедицию в Гималаи, но в аэропорте у него находят деньги, зашитые в куртку его знакомым. На работе он протестует против скрытой контрабанды, в которую вовлечены все работники. Витек выглядит неприспособленным к жизни в этом несовершенном мире со всеми его недостатками и даже не может корректно дать взятку врачу, чтобы перевести свою мать из коридора в палату. Зато играя в спортлото, записывает цифры и вычисляет среднюю величину разброса. Вообще тема коррупции и честности подана режиссёром в довольно трагикомичном ключе, где наивность и откровенность встречаются с равнодушием и материализмом. Единственная отличная реакция на этот счёт — его подруги медсестры, которая утверждает: — «Хорошо, что ты ещё этому удивляешься».

Итог: контроль над случайностями выходит из под контроля, теория вероятности терпит крах, и единственно постоянной вещью в фильме остаются Гималаи, завораживающие своим величием и незыблемостью, своей константой.

Вердикт: классика польского кино от «бывшего» физика Занусси. Оригинальный, содержательный и идейный сюжет.

10 из 10