Бездельник (1991)

Slacker (1991) 18+


О фильме

Бессюжетный фильм об одном дне из жизни богемы, бездельников и «невписавшихся в систему» в городе Остине, штат Техас. За полтора часа перед нами проходит паноптикум персонажей, и ни на одном из них камера не задерживается более чем на 3 минуты: мечтательный путешественник, человек, помешанный на НЛО, конспиролог-любитель, пожилой анархист, предлагающий дружбу грабителю в собственном доме, коллекционер старых телевизоров, и странная то ли девочка, то ли мальчик, продающая на улице гинекологический мазок Мадонны.

Подробная информация

Слоган
Страна США
Жанр драма, комедия
Бюджет $23 000
Сборы в США $1 228 108
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 22 марта 1991
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту
MPAA лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
mpaa R
Время 97 мин. / 01:37
Рейтинг Кинопоиска 7.683 / 463
Рейтинг IMDB 6.90 / 8 671
Рейтинг мировых критиков 84
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Девушка, продающая на улице гинекологический мазок Мадонны, изображена на постере к фильму и помимо прочего является барабанщицей группы «Butthole Surfers». Композицию этой группы мы слышим во время финальных титров.
В главных ролях Сэмюэл Дитерт, Терренс Кирк, Руди Баскез, Кейт МакКормак, Ричард Линклейтер, Ян Хоки, Жан Каффейн, Боб Бойд, Штефан Хоки, Марк Джеймс
Роли дублировали
Режиссер Ричард Линклейтер
Сценарий Ричард Линклейтер
Продюсер Ричард Линклейтер
Художник Дебора Пастор
Монтаж Скотт Родс
Оператор Ли Дэниэл
Участники съемочного процесса Д. Монтгомери, Кевин Уитли, Стелла Вейр, Siqgouri Wilkovich, Джозеф Джонс, Сэмюэл Дитерт, Шон Коффи, Терренс Кирк, Фрэнк Орралл, Брюс Хьюз, Шарлотта Норрис, Руди Баскез, Кэти МакКарти, Mark Quirk, Mimi Vitetta, Хезер Уэст, Майк Энрайт, Шэрон Рус, Мэг Бреннан, Luke Savisky, Джек Мередит, Ник Маффей, Афина Рахель Цангари, Зара Баррон, Nigel Benchoff, Марианн Хайатт, Нолан Моррисон, Annick Souhami, Кейт МакКормак, Aleister Barron, Грег Уорд, Дэниэл Дуган, Ричард Линклейтер, Дебора Пастор, Майкл Лэйрд, Ли Дэниэл, Луис Блэк, Ким Кризан, Kalman Spelletich, Стефен Джейкобсон, Чарльз Ганнинг, Дон Страуд, Роберт Джекс, Джерри Делони, Роберт Пирсон, Стивен Андерсон, Скотт Родс, Phillip Hostak, Сара Хэрмон, David Haymond, Гари Прайс, Eric Buehlman, John Spath, Тереза Тейлор, Ян Хоки, Р. Malice, Патрис Салливан, Скип Фултон мл., Луис Маккей, Скотт Ван Хорн, Дэн Кратохвил, Shelly Kristaponis, Люсинда Скотт, Jennifer Schaudies, Gus Vayas, Tamsy Ringler, Кларк Уолкер, Томми Паллотта, Стюарт Беннет, Жан Каффейн, Эрик Лорд, Брайан Крокетт, Рон Маркс, Дженнифер Кэролл, Боб Бойд, Wammo, Штефан Хоки, Кевин Томсон, Брехт Андерш, Келли Линн, Эд Холл, Janelle Coolich, Abra Moore, Кайл Розенблад, Лори Кэпп, Скотт Маркус, Реджина Гарза, Грег Уилсон, Джон Хоукинс, Марк Джеймс, Д. Энгус МакДональд, Джон Слейт, Кейт Флетчер, Марк Харрис, Кендалл Смит, Джина Лалли, Сюзанна Симона, Maris Strautmanis, Albans Benchoff

Премии фильма

  • Санденс, 1991 год (us) - Гран-при в категории «Драматический фильм»

Страны производства фильма

  • США (22 марта 1991) - 0
  • США (5 июля 1991) - 0
  • Великобритания (4 декабря 1992) - 0
  • Швеция (17 сентября 1993) - 0
  • Финляндия (7 июля 1995) - 0
  • Нидерланды (8 сентября 2011) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

8 мм, Автобус, Автобусная станция, Автокража, Автомат с сигаретами, Автомеханик, Автомобиль-универсал, Алтарь, Амнезия, Анархизм, Анархист, Анархия, Атомная бомба, Афроамериканец, Барселона (Испания), Бегство, Бегун, Бездельник, Бездомный, Безработица, Бросивший учёбу, Велосипед, Вещевой мешок, Взяточничество, Видеокамера, Видеокассета, Винтовка, Вор, Воровство, Вуайерист, Выборы, Гадалка, Газета, Гватемала, Гитара, Голая грудь, Грабитель, Гражданская война в Испании, Громкоговоритель, Группа людей (музыкантов), Даллас, Техас, Двадцать с небольшим (о возрасте), Девочка-подросток, День рождения, Деньги, Дети, Длинный план, Дождевой лес, Доктор, Домашнее кино, Женская нагота, Женщина топлесс, Игра в карты, Импровизация, Испания, Исполнительское искусство, Исчезновение, Кадиллак, Кафе, Кинопроектор, Книга, Книжный магазин, Кока-кола, Коммунист, Компьютерная игра, Конспирация, Космическая программа США, Кофе, Кража автомобиля, Кража в магазине, Кровь, Культовый фильм, Курение сигарет, Лобковые волосы, Лоботомия, Лондон, Англия, Луна, Магнитофон, Малобюджетный фильм, Мальчик-подросток, Матереубийство, Машина, Медиум, Мертвое тело, Микрофон, Мост, Музыкант, Нагота, Наемный убийца, Наручники, НАСА, Независимый фильм, Нелинейная временная последовательность, Неудачник, Нищий, НЛО, Облизывание, Обратимый, Обрыв, Огнестрельное оружие, Ограбление, Одержимость, Один день, Озвучивание мыслей героев, Оставление места аварии с наездом, Остин, Техас, Отказ, Открытый космос, Отношения девушки и ее парня, Отношения кузенов, Отношения матери и сына, Отношения мужа и жены, Отношения мужчины и женщины, Отношения отца и дочери, Отношения отчима и пасынка, Официант, Палатка, Паранойя, Парниковый эффект, Певец, Пение, Песня, Пиво, Пикап, Писатель, Пишущая машинка, Платный телефон, Повар, Поколение Икс, Полисмен, Политика, Полицейская сирена, Полиция, Помешанный на скорости, Попутчик, Портье, Похороны, Пощёчина, Предменструальный синдром, Просмотр телевизора, Просмотр фильма, Псевдоинтеллектуал, Путепровод, Разведка, Рассказывание историй, Расчёска, Ресторан, Рюкзак, Самоубийство, Самоубийство из пистолета, Сатира, Свеча, Свист, Святыня, Секрет, Секс, Сжигание фотографии, Скоростная автострада со сквозным движением, Скульптор, Смерть жены, Собака, Солнечные очки, Сон, Сообщник, Сосед по комнате, Старик, Статистика, Субкультура, Счастье, Тайная операция, Такси, Таксист, Телевидение, Телескоп, Телефонный звонок, Терроризм, Техас, Травма, Убийство, Убийство Кеннеди, Укрывание трупа, Уличный музыкант, Упоминание Боба Дилана, Упоминание Джерри Льюиса, Упоминание Джона Кеннеди, Упоминание Дина Мартина, Упоминание Зигмунда Фрейда, Упоминание Линдона Джонсона, Упоминание Льва Толстого, Упоминание Мадонны, Упоминание Скуби Ду, Упоминание Уильяма МакКинли, Управляемая камера, Ученый, ФБР, Философ, Философия, Фильм формата «Супер 8», Фильм-ансамбль, Фотографирование, Фоторепортёр, Фрисби, Фургон, Футболка, Хищение, Хроникальный материал, Хьюстон, Техас, Черная комедия, Чтение, Шахматы, Школьный ежегодник, Экология, Экспериментальный фильм, Эксцентричный, Эпизодическая структура фильма

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок «Нет меня дома целыми днями: занят бездельем — играю словами» ©
Текст реценизии Что наша жизнь? По-прежнему игра? Череда бессмысленных и беспощадных монологов и диалогов? Квинтэссенция маленьких радостей и огорчений? Взаимодействие и противостояние? Точного, и тем более всеохватывающего, ответа нет и не будет.

«Бездельник» Линклейтера как бы остановился, растянул свое существование на несколько сотен лет в прошлое и будущее; хотя время действия — всего один день. Уловил те мельчайшие точки соприкосновения, которые и держат еще какую-то жизнь на этой, условно обездвиженной, планете.

С самого начала фильм настраивает на волну некоторого раздумья: абсолютный в своем безумии диалог о, фактически, возможной структуре мироздания, выраженный в мысли о том, что каждая мысль и не сделанное дело рождают свою реальность, которая тоже по-своему развивается — радует невероятно. В какой-то степени, это та же теория хаоса, но рассмотренная в несколько иной перспективе. И если уж быть окончательно честным, вряд ли это был просто сон этого персонажа.

На протяжении всего фильма, структура не теряется, а скорее — наоборот — крепнет. В том смысле, что Линклейтер не просто чередует ситуации, или диктует свою точку зрения; а всячески старается развить, пусть и не персонажей, но их прототипы и сами ситуации. Так или иначе, он, как и в следующем своем фильме, затрагивает тему поколений, хоть и не взросления; тему истинных и фэйковых ценностей, пусть и весьма абстрактно; пытается раскрыть суть того самого «прожигания» жизни, которую, в общем-то, тоже рассматривает с двух противоположных сторон. Ведь есть во всем этом, почти дуракавалянии, свой явный, как это сказать, подтекст отношений к себе и жизни; будь он положительный или отрицательный, реальный или воображаемый.

Да, это дебютная работа. Об этом говорит не столько простота в декорациях, сколько амбиции и желание сказать; не столько неизвестность актеров, сколько смелость самой постановки. Все недостатки бюджета Ричард Линклейтер прикрывает именно этим безумством и бесстрашием новичка; невообразимым умением сильных дебютантов петь свою песню и снимать свое кино.

Виктор Робертович в своем втором «Бездельнике» когда-то пел, что, «все говорят, что надо кем-то мне становиться; а я хотел бы остаться собой», и нельзя с ним не согласиться. Главное во всем этом круговороте и безумии не терять себя. Свои мысли, свои слова, свои любимые мелочи и неприятности, свои заморочки и своих тараканов, свою дружбу, любовь, в конце концов! Конечно, завтра будет новый день, но почему бы не остановится на миг, и, черт возьми, вздохнуть полной грудью?!
Оценка 1
Заголовок Дивный новый мир
Текст реценизии Полсотни безымянных незнакомцев бесцельно бродят по Остину и разговаривают об убийстве Кеннеди, НЛО, мазке из вагины Мадонны, общих знакомых, этических нормах и политической обстановке в мире, который давно сошел с ума.

Если бы Slacker, дебютная картина инди-классика Линклейтера, вышла бы не в 91-м, а, скажем, в 2011-м, ее тут же окрестили бы хипстерским кино и выдали охапку призов. К сожалению (или к счастью) в 91-м хипстеров не существовало.

Не мозаика даже, а скорее киноальманах, Slacker не имеет какой-либо отчетливой структуры и определенного сюжета и состоит из бесконечных строчек остроумных, полных живости и неожиданных ремарок диалогов между богемой техасской столицы и секвенций длинных однодублевых сцен. Так, как любовно выписывает свои диалоги Линклейтер, честое слово, больше не пишет никто. Почти сотня персонажей — и в каждом — индивидуальность, изюминка, свое мировоззрение и отношение к обстановке в мире. Slacker, безусловно, сильно утрирует — не так уж много американцев до двадцати слышали о русских классиках, еще меньше — читали, а контркультрущиков на улицах Остина наверняка днем с огнем не сыщешь. Но то были девяностые — совсем другая эпоха, ушедшее время, когда люди бились в истерике от наступления нового Миллениума, когда деньги волновали куда меньше, а больше заботило веселье. Вернуть бы их обратно.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок «Бездельник» (Slacker, 1991). Кино о чудиках?
Текст реценизии Можно посчитать, что «Бездельник» (Slacker, 1991) — это кино о чудиках. Дескать, энциклопедия американских лузеров, социо-психологический срез консюмеристского аутсайдерства, внеочередная похоронка маргинальных слоев, злобное издевательство в духе «айн рэнд» над леностью и одномерностью люмпенов. Но, кажется, ранний фильм Р. Линклейтера (автор замечательного «Помутнения») вещал не о том.

Это — бессюжетный видеоряд, иллюстрирующий завороженность автокоммуникацией. В фильме практически отсутствуют моменты за исключением сюжетных периферических склеек, где бы сценарный герой оставался в одиночестве и полном молчании — вне перманентной знаковой работы, вне озабоченности некоим символическим дискурсом. Или говорливые компании, или щебечущие парочки, или молчаливая автокоммуникация, интенсивный монолог с самим собой. Даже обыкновенные повседневные действа, вроде похода за кофе или газетой, обрастают текущей коммуникацией, становятся ее придатком. Здесь живет, царствует, доминирует коммуникативность. А странные, искусно и остро подобранные, фиктивные диалоги лишь уводят от этой фундаментальной вовлеченности в сам процесс коммуникации. Включенность… даже не в сами процедуры передачи информации, эмоционального поглаживания собеседника, а в процесс говорения, — повседневно «магического», предельно эгоцентричного, артикулирующего некую «самость», личностную подлинность. Ведь при всей внешней диалогичности фильма (повсюду трёп лузеров Остина), по сути, мы видим беспрерывный поток мета-сознания, скроенного из десятка монологов, рефлексии, рассуждений, односторонних бесед.

В каждой отдельной сцене говорит лишь Один-единственный герой. Существует единый центр, подминающий под себя весь контекст. Окружению этого центрирующего дискурса остается быть невольным слушателем, скупым комментатором, конформистским соглашателем. Ярчайшая иллюстрация предельного, доведенного до абсурдного пограничья, индивидуализированной коммуникативности. Когда человек одномоментно может быть или адресатом, или адресантом (как в одной из космически христианизирующих повестей К. С. Льюиса, где первый Адам еще не умел коммуницировать, и разговор представлял собой сцепления монологов). Герои не способны пребывать в состоянии нормализующей коммуникации, стандартного диалога с его незыблемыми правилами: дискуссии не существует, есть лишь склейка из бытовых (этнометодологических) фраз, секулярных заклятиях, плавно переносящих из одного монолога в иную плоскость автокоммуникативной «горячки». Здесь поистине, перефразируя старые этические проформы кантианства, артикуляция Иного рассматривается не как цель, но как средство.

Каждый пятиминутный герой целостно затянут в свой речевой поток. Суждения же Иного рассматриваются как угодно (бред, ерунда, «не так важно», во дает»), но с должной мерой дистанции, глухой незаинтересованности, совершенно не грубого или саркастического игнорирования. Это демонстрация некоего программного, даже физиологического, Игнорирования. Интереснейшая трансформация (вернее, реализация) старой евангельской максимы «поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» — «Никак ни поступай с ними!». Глубинное игнорирование контекста, окружения, Другого, как бы и является той веской причиной, почему на поверхности кинопленки вызревают все эти бредовые, галлюциногенные, конспирологические, декаденствующие Дискурсы, призванные вроде как расшевелить стороннего, «близкого и дальнего», но… Диву дается только сама зрительская аудитория (мазок Мадонны или коллекционер старых телевизоров). Итак, фильм как «поток сознания», только без самого центрирующего Актора, без Лео Блума постиндустриальной Одиссеи, но с безличной, не-артикулирующей камерой, с соборной разноголосицей жаждущих быть услышанными аутсайдеров.

Но это не описание эстетки болезненной, намеренно патологической, классово приниженной, коммуникативности. Нет, это буквалистская бескомпромиссная дескрипция Ее постсовременного состояния.

7 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии «Бездельник» — это однозначно лучший фильм Ричарда Ланклэйтера, это просто неповторимый режиссёрский проект, который хочет показать маленькие моменты из жизни совершенно разных людей, которые случайно столкнулись на улице или просто встретились взглядами. Камера просто следует за выбранным ею героем и показывает нам его маленькую историю.

Человек в такси рассуждающей о том, что каждая несбывшаяся мысль человека зарождает альтернативную реальность; дети, которые воровали напитки из автомата; вор неудачник, которого застукали на месте преступления, но не вызвали полицию, а пообщались с ним по душам; история пиксельной камеры, которую пустили по рукам в клубе; старый знакомый настегает женщину в книжном магазине и начинает рассуждать на тему убийства Джона Кеннеди; прохожий, который продалбливается к каждому человеку и забивает ему голову своим философским бредом, он рассуждения о пропавших без вести детях и др.

В общем, это фильм об одном большом ничто, из чего состоит жизнь каждого человека. Происходящее в фильме длится в течении одного дня. Истории отдают небольшой чёкнутостью населения, которое живёт в своём маленьком городке, и они окончательно от этого припухли, не происходит ничего интересного, а время всё идёт. Весь фильм это некий микст, из короткометражек вгоняющий зрителя в некий умственный транс!

Оценка 9,5 из 10.
Оценка 2
Заголовок Мистер Линклейтер, собственной персоной.
Текст реценизии Итак, это первый полнометражный дебют Ричарда Линклейтера как сценариста, так и режиссёра. Это кино из такой категории, название которой в последнее время стало модным (с «причмокиванием») называть словом «Арт-хаус».

Не помню когда, где и кто сказал очень интересное определение, что такое авторское кино: «Если студенту 3-го курса режиссёрского факультета дать камеру и попросить снять фильм, то, что получится — это и будет его собственное авторское кино». Т. е. кино человека, одного человека, кино без канонов, без штампов, возможно и без внятной идеи. Кино от автора. Вот и всё.

В отличие от последующих фильмов Линклейтера, это кино без темы, без цели, без сюжета в привычном его понимании. Это сам автор. Это попытка нащупать себя.

Итак, сценарий, очевидно, был составлен по принципу лоскутного одеяла — много историй, а чем они связаны? — темой безделья. Люди просто гуляют по городу, разговаривают, попадают в передряги и занимаются сексом. Обычная жизнь, не обременённая никакими тяготами существования, кроме самого этого факта.

Но это «прохлаждение» — ни что иное, как проявление свободы. Свободы без цели и смысла. Свобода говорить, быть самим собой, таким, какой ты есть, делать всё, как ты умеешь, как пелось в песне Цоя.

В этом фильме есть все зародыши последующих его фильмов, даже тех, сценарии к которым он не писал ("Нация фастфуда», например). Есть сам Линклейтер, его взгляд, но нету действия. Именно поэтому моя рецензия отрицательная. Талант Ликлейтера проявляется только в напряжённом размышлении над проблемой, только тогда появляются «сливки» его философии. Любовь ли это, наркотики, феномен американского образа жизни или сама жизнь — тема — это и есть тот маленький ингредиент, катализатор, который запускает феномен Линклейтера.

Много чего я упустил, например то, что Ричард не был даже студентом 3го курса режиссёрского и что он хотел быть писателем, но однажды бросил всё и круто поменял свою жизнь; или то, что этого фильма долгое время нигде не было и мне приходилось искать его везде и всюду, а когда я его нашёл, то он был полностью на английском, и затем пришлось искать ещё и субтитры, компоновать, чтобы посмотреть самому и поделиться с друзьями и т. д.

Больше всего мне понравилась сцена, где два американских подростка идут по улице и размышляют о том, как здорово было бы «свалить» из США. В общем, весь фильм пестрит такими прописными истинами и мыслями, которые знакомы каждому. Может быть фильм местами невнятен и непонятен, но то, что разворачивается на экране, позволяет каждому увидеть частичку себя и своих сокровенных мыслей, совсем как у Феллини. Это и есть авторское кино.
Оценка 1
Заголовок Мы возвращаемся домой.
Текст реценизии Бездельник-человек, уклоняющийся от прямых дел и обязанностей.

В чём же суть этого фильма? А суть проста. Если ты халявщик, так будь им до конца. В фильме множество главных героев, но всех их объединяет место и жизнедеятельность. Проживание жизни, за рассуждением о всякой чуши, коллекционировании старых телевизоров или продажи личных вещей Мадонны.

Перед нами предстаёт множество образов, в которых мы находим частичку себя. В человеке возвращающемся домой, в пожилом анархисте, коллекционере старых подержанных телевизоров. Это не совсем обычные образы, в глубине обычной жизни. Таких персонажей можно увидеть не только в кино.

Сюжет фильма о Богеме, о тех кто стоит поверх системы, и им наплевать на политику. Каждый день они занимаются своих любимым делом, делом которое действительно нравится им. Линклейтер, делал фильм с душой и полной отдачей. В поте лица трудился на нефтяной платформе, чтобы заработать деньги и снять фильм всей своей жизни.

Эпилог.

Фильм не очень популярен в России, да и вообще среди широкого зрителя. Так как носит ярлык независимости.

10 из 10

Ричард Линклейтер — интересная личность, со своим творческим миром. Его мир мне близок и понятен.

P.S. По стопам фабулы фильма, я иду по жизни под флагом независимости.
Оценка 1
Заголовок ХАЛЯВЩИК!
Текст реценизии Фильм непонятен сюжетом, но понятен мыслью которую выразил режиссёр фильма. Я обожаю дешевое кино, и сам не раз практиковался в этом. Фильм поражает, и заставляет задуматься над тем что все мы состоим в системе, и подчиняемся кому-то. Фильм как раз рассказывает о тех, кто преодолел эту самую систему. Что ещё можно сказать, Ричард Линклейтер — мой второй (после Кевина Смита) любимый режиссёр. И запал в душу он мне именно из-за Халявщика, коего я смотрел первый раз! Побольше бы таких фильмов снимали. Жаль что Линклейтер, больше не повторил после этого фильма подобный эксперимент. Оценку я фильму могу поставить неоднозначную

10 из 10

это моё личное мнение.

Эпилог.

Хочу выразить благодарность лично Ричарду Линклейтеру за фильм. И кинематографу в целом. Спасибо, что ты есть.

В фильме очень замечательный финал, философский. Это отдельный плюс.

Рецензию хочу посвятить своему другу Проклапику! Он не бездельник, но очень любит и уважает кино!

Всем спасибо, до свидания!