Бумажная погоня (1973)

The Paper Chase (1973) 18+


О фильме

Харт — первокурсник юридического факультета Гарварда. Он пытается пережить учебный год и защитить диплом под началом строгого профессора, легендарного Кингсфилда. С помощью своих одногруппников Харт становится одним из самых умных студентов в классе. Однако дело усложняется, когда он узнает, что девушка, с которой он встречается, — дочь Кингсфилда. Получится ли все у Харта теперь, когда профессор будет наблюдать за каждым его шагом?

Подробная информация

Слоган You have to choose between the girl you love and the diploma you've worked for all your life. You have 30 seconds.
Страна США
Жанр драма, комедия
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 16 октября 1973
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту
MPAA рекомендуется присутствие родителей
mpaa PG
Время 113 мин. / 01:53
Рейтинг Кинопоиска 7.815 / 27
Рейтинг IMDB 7.10 / 3 917
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Эдвард Херрманн, Джон Хаусмен, Джеймс Нафтон, Грэм Беккел, Дэвид Кленнон, Роберт Лидьярд, Крэйг Ричард Нельсон, Ленни Бэйкер, Тимоти Боттомс, Линдсей Вагнер
Роли дублировали
Режиссер Джеймс Бриджес
Сценарий Джеймс Бриджес, Джон Джей Осборн мл.
Продюсер Филип Л. Парслоу, Роберт С. Томпсон, Родерик Пол
Композитор Джон Уильямс
Художник Джордж Дженкинс, Джерри Холмс
Монтаж Уолтер Томпсон
Оператор Гордон Уиллис
Участники съемочного процесса Эдвард Херрманн, Джон Хаусмен, Джеймс Нафтон, Грэм Беккел, Джон Уильямс, Уолтер Томпсон, Дэвид Кленнон, Alan Kwinter, Ирма Хёрли, Роберт Лидьярд, Питер Фолди, Джеймс Бриджес, Крэйг Ричард Нельсон, Ленни Бэйкер, Блэр Браун, Рональд Млодзик, Дора Дейнтон, Тимоти Боттомс, Филип Л. Парслоу, Дэвид Б. Джонс, Джордж Дженкинс, Джерри Холмс, Джон Джей Осборн мл., Джон Бетьюн, Линдсей Вагнер, Тони Сильверторн, Гордон Уиллис, Bill Moher, Жан Кэмпбелл, Регина Бэфф, Роберт С. Томпсон, Николас Олах, Родерик Пол, Ричард Вилан

Премии фильма

  • Оскар, 1974 год (us) - Лучший адаптированный сценарий
    Лучший звук
  • Золотой глобус, 1974 год (us) -

Страны производства фильма

  • США (16 октября 1973) - 0
  • Перу (1974) - 0
  • Швеция (4 марта 1974) - 0
  • Япония (9 марта 1974) - 0
  • Бельгия (25 апреля 1974) - 0
  • Италия (28 сентября 1974) - 0
  • Франция (2 октября 1974) - 0
  • Нидерланды (10 октября 1974) - 0
  • Финляндия (21 марта 1975) - 0
  • Португалия (9 апреля 1976) - 0
  • Германия (ФРГ) (18 июня 1977) - 0
  • Испания (6 апреля 1981) - 0
  • Испания (18 мая 1981) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Боязнь, Бумажный самолет, Влюбиться, Воодушевляющий сюжет, Гарвард, Гарвардская школа права, Закон, Изучение, Класс, Колледж, Лекционный зал, Мужское нижнее белье, Мужчина с обнаженной грудью, Образование, Отношения ученика и наставника, По мотивам романа, Профессор, Рвота, Спидометр, Упоминание Сократа, Человек в купальном костюме, Экзамен, Юридическая школа

Рецензии пользователей

Оценка 3
Заголовок Прежде чем.
Текст реценизии Все совершают ошибки и всем приходится за них расплачиваться. В последние часы своей жизни мне вспоминались не родные и друзья, а десятки убитых мною людей по приказу босса, который сейчас, неспешно раскуривая сигаретку, сидел за столом и готовился покарать своего надёжного Томми Митчелла за непростительную оплошность. Годами на него работая, я прекрасно понимал, что рано или поздно это знакомство плохо закончится. Что же, я сам выбрал такой путь, сам вырыл себе могилу, и ни о чём не жалею. Стряхнув пепел с сигареты, Роб Грир устремил на меня безразличный взгляд, приводивший в ужас и растерянность многих жертв. Затем он, непонятно усмехнувшись, нарушил мучительную тишину:

- Скорее всего, Томми, ты не смотрел «Бумажную погоню» Джеймса Бриджеса. Ты ведь не шибко любишь кино, больше предпочитая ходить на дискотеку с очередной красоткой. Между тем, фильм в занимательной форме рассказывает о студенческой жизни, о довлении бумажного мира над реальным, о пребывании на грани рационального хладнокровия и постепенного сумасшествия. История писателя Джона Осборна забрасывает нас в юридическую группу Гарварда, где царствует строгий, саркастичный профессор Кингсфилд с непроницаемым выражением лица. Нашим главным героем становится некто Джеймс Харт — поначалу сбитый с толку, смущённый, выживающий в учебном хаосе парень, что со временем превращается в одного из лучших студентов, изучающих контрактное право. Как и полагается всякому герою, он терзаем внутренними противоречиями, гоняясь за двумя зайцами: добиваясь расположения профессора и девушки. Но вот коварство судьбы: эта симпатичная Сьюзан, которая повстречалась ему на улице и впоследствии пригласившая к себе домой, оказалась дочерью самого Кингсфилда. Проблем у парня прибавилось, что тут ещё скажешь. Скрываясь по ночам от профессора из дома его дочери, Харт днём исследует право в обособленной компании студентов, нежданно рассыпающейся из-за приближения экзаменов. Мы видим, как обучение на юриста в Гарварде влияет на различные характеры: кто-то умудряется в бешеном течении жить и чудом сохранять любовные и дружеские отношения, а кто-то разваливается на части, из-за невыносимых сомнений в собственных силах приходя к попытке самоубийства. Но, как бы Харт не удерживал весы личной и студенческой жизни, рано или поздно ему приходится сделать выбор в пользу чего-то одного, отказываясь от другого или уделяя ему ничтожно малое время. Вообще-то, это довольно старый вопрос — семья или карьера. Картина раскрывает сложность положения молодого человека, ответственного за себя, за свою семью и за обеспечение совместного будущего. Вполне типичное кино 1970-х, ударившихся в анализ социальных проблем общества и отдельно взятого человека. Полагаю, оно будет любопытно как для любителей лент на юридическую тематику, так и для ценителей данной эпохи, подарившей миру столь культовые картины, как «Крёстный отец» и «Таксист».

Прервавшись, Грир, ткнув догорающую сигарету в пепельницу, налил в стакан прохладного лимонада. Сколько же он за эти годы успел прочитать мне лекций о разных фильмах! Стреляя в голову беременной женщине, он после трепался о стилистике картин Орсона Уэллса. Перерезав горло мальчишке, он разглагольствовал о творчестве Дэвида Линча. Этот человек, убивший свою сестру и закопавший её останки в саду матери, говорил со мной о каком-то позабытом ретро, перед тем, как убить меня. А что мне оставалось? Только слушать его ровный, бесстрастный голос.

- В «Бумажной погоне» идеально сошлись три талантливых кинодеятеля: режиссёр Джеймс Бриджес, более знакомый зрителям по «Китайскому синдрому» с участием Джека Леммона; исполнитель главной роли Тимоти Боттомс, известный по неловкому герою «Последнего киносеанса» Богдановича; а также блистательно сыгравший профессора Кингсфилда легендарный голливудский продюсер ("Злые и красивые» с Кирком Дугласом, «Номер для директоров» с Фредриком Марчем) Джон Хаусмен, заслуженно получивший премию «Оскар» за актёрскую работу спустя 20 лет после первой номинации за вклад в создание «Юлия Цезаря» Джозефа Лео Манкевича. Нынешние киноманы особенно обожают о справедливости вручения той или иной премии поспорить, но в случае Хаусмена награда безусловна. Выразительная дикция с безукоризненным британским акцентом (проф. Кингсфилд родом из Англии и учился в Оксфорде, а потом переехал в Америку), тяжёлый, пристально изучающий, порою сардонический взгляд опытного преподавателя, что не обращает внимания на лесть студентов-новичков, а их ругательства встречает с вызывающей зависть выдержкой, и при всём этом полностью таинственная, чуть ли не мистическая фигура, своеобразный призрак, вынуждающий молодых людей загоняться в мире, где человек с рождения и до смерти скован всевозможными важными бумагами: договора, договора, договора и напоследок завещание… Сюжет крутится вокруг личности властного, непостижимого профессора, неустанно доказывающего, что в этом несправедливом мире не могут выживать люди с фотографической памятью или просто амбициозные выскочки. Выживают настоящие взрослые. Самостоятельные, независимые натуры, способные постоять не только за себя, но и за других. Производящий в огромной аудитории «операции на мозге», Кингсфилд, ни на кого не глядя, величественно задрав голову, изрекает, что мы никогда не найдём верный, абсолютный и окончательный ответ, ибо «время корректирует ответы». Фильм хорошо разграничивает образы героев: преподавателя права, будущих юристов и членов семьи этих чужих родных. Под вдохновенный саундтрек Джона Уильямса зритель постигает науку оставаться самим собою, естественным в угрюмых искусственных условиях сосредоточенного быта, где, уткнувшись в книгу измождённым лицом, молодые люди засыпают, едва дотянувшись рукою до очередной чашки кофе. И когда мы видим в финале картины весёлый бумажный самолётик, облегчённо вздыхаем: за пределами университетских залов всё-таки есть нормальная жизнь. Вот так парадоксально шутит писатель Джон Осборн: человек запрягает себя в телегу образования, чтобы потом навсегда забыть эту странную, бумажную погоню, в которой взрослые потеряли детей и дети обрели взрослых. Время корректирует характеры. Или, в случае безнадёжности операции, уничтожает характер, растворяет в вечности сбитых с толку, смущённых, пытающихся выжить людей.

Умолкнув, Грир вновь посмотрел на меня, сняв наручные часы и положив их на стол. Проходили минуты, стремительно бежали секунды, предательски дрожал роковой день, мой последний день. Наконец, чиркнув спичкой и прикурив, мой драгоценный босс, покопавшись во внутреннем кармане костюма и вынув зажатый кулак, молвил:

- Подставь руку, Томми. Вот тебе монетка, позвони своей матери и скажи ей, что ты не состоялся, как убийца. Всего хорошего.

Роб Грир встал и неторопливо вышел из комнаты, оставив свои часы на столе. Я был ошеломлён исходом нашей встречи. Пока он говорил о «Бумажной погоне», я всё думал, что же ещё он сделает, прежде чем убьёт меня. Но теперь стало мне понятно, что он уже убил меня. Грир был моим профессором Кингсфилдом, который в процессе обучения вытряхнул из тела душу, а потом самодовольно покинул аудиторию под аплодисменты своих незримых несчастных жертв. Кто знает, возможно, большая часть мира состоит из таких живых трупов…