Комментарии к статье 1 Закон об Альтернативной службе



Статья 1 Закон об Альтернативной службе. Альтернативная гражданская служба

1. Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также законодательство субъектов Российской Федерации, применяемое в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

3. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Комментарий к статье 1 Закон об Альтернативной службе

Комментарий к статье 1

1. Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности.

Особенность альтернативной гражданской службы заключается в том, что она осуществляется:

во-первых, в интересах общества и государства;

во-вторых, взамен военной службы по призыву.

Альтернативная гражданская служба не является разновидностью государственной, в том числе военной или муниципальной, службы. В то же время альтернативная гражданская служба как разновидность социальной деятельности в обществе, с одной стороны, обеспечивает другие виды социальной деятельности (например, государственную, в том числе военную и муниципальную, службу, деятельность в сфере здравоохранения, социального обеспечения граждан и др.), а с другой — реализует конституционное право граждан на возможность отказа от исполнения воинской обязанности в форме прохождения ее по призыву.

2. В комментируемой статье понятие «правовые основы» тождественно понятию «законодательство», которое применяется в «широком» смысле этого слова, включает в себя правовые нормы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, международных договоров, а также иные нормативные правовые акты, т.е. издаваемые на их основе (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти). Международные договоры в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются частью правовой системы Российской Федерации. Указанной конституционной нормой также определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. При этом необходимо иметь в виду, что международные договоры вступают в силу после принятия решения о согласии Российской Федерации с их положениями в порядке, установленном Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».

3. Конституция Российской Федерации закрепила право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59). Условием такой замены являются противоречие несения военной службы убеждениям или вероисповеданию данного лица, а также иные случаи, установленные комментируемым Законом. В частности, ст. 2 Закона закрепила право на указанную замену за гражданами, относящимися к коренным малочисленным народам, при соблюдении ряда условий (см. комментарий к ст. 2).

До принятия комментируемого Закона на практике подчас возникал и в настоящее время в связи с вступлением его в силу с 1 января 2004 г. возникает вопрос о возможности замены военной службы альтернативной гражданской службой.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 мая 1996 г. № 63-О отметил, что отсутствие федерального закона, который бы определял условия и порядок замены военной службы альтернативной гражданской службой, создает препятствия для осуществления гражданами их конституционного права в полной мере, прежде всего применительно к «иным случаям», которые согласно ст. 59 (ч. 3) Конституции Российской Федерации должны устанавливаться именно в таком законе.

Вместе с тем буквально закрепленное в вышеназванной конституционной норме и не нуждающееся в конкретизации право граждан, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой, как и все другие права и свободы человека и гражданина, является непосредственно действующим (ст. 18 Конституции Российской Федерации) и должно обеспечиваться независимо от того, принят или не принят соответствующий федеральный закон. Стремление гражданина реализовать свое конституционное право не запрещенными законом способами во всяком случае не может служить основанием для возбуждения против него уголовного или иного преследования.

Таким образом, действия граждан, реализующих свое конституционное право на замену военной службы альтернативной гражданской службой (о чем, например, они могут заявить призывной комиссии), не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки уголовного правонарушения.

УК РФ (ст. 328) устанавливает уголовную ответственность за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы.

В то же время граждане, призванные на военную службу с нарушением их права на замену военной службы альтернативной гражданской службой и отказавшиеся по этой причине от несения обязанностей военной службы, не подлежат уголовной ответственности, поскольку в их действиях отсутствует состав преступления (Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по уголовному делу Михайлова от 26 октября 1995 г. № 2н-0427/95).

4. Комментируемая статья закрепляет принципиальное положение, в соответствии с которым статус (правовое положение) граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу (права, свободы, обязанности и ответственность, правовые и социальные гарантии гражданам, уволенным с альтернативной гражданской службы, и членам их семей), устанавливается комментируемым Законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Многие элементы правового статуса граждан закреплены в Конституции Российской Федерации: каждый имеет право на труд, на вознаграждение без какой-либо дискриминации (ст. 37); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46); гражданин проходит альтернативную гражданскую службу в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 59).

5. Поскольку альтернативная гражданская служба заменяет военную службу по призыву, постольку правовую основу альтернативной гражданской службы составляет также Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», который закрепляет следующие положения:

граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом (п. 5 ст. 1);

граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан, проходящих военную службу или альтернативную гражданскую службу (п. 1 ст. 8);

документы воинского учета должны содержать в числе других и сведения о прохождении гражданином военной службы или альтернативной гражданской службы (п. 4 ст. 8);

граждане, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, освобождаются от призыва на военную службу (п. 1. ст. 23);

при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу или о направлении на альтернативную гражданскую службу (п. 1 ст. 28);

запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан, в том числе прошедших альтернативную гражданскую службу (п. 1 ст. 52).

С вступлением с 1 января 2004 г. комментируемого Закона в силу в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» вносится ряд дополнений, касающихся вопросов организации альтернативной гражданской службы (см. ст. 26 комментируемого Закона).

6. Альтернативная гражданская служба, по определению являющаяся особым видом трудовой деятельности, порождает возникновение отношений, регулируемых ТК РФ, с учетом особенностей, установленных комментируемым Законом.

7. Правовую основу альтернативной гражданской службы составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Так, согласно п. «с» ч. 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по политическим или религиозно — этическим мотивам, не относится к принудительному или обязательному труду, принуждение к которому запрещается Пактом.

8. Кроме Конституции и законодательных актов Российской Федерации, международных правовых актов, правовую основу альтернативной гражданской службы составляют также принятые на их основе подзаконные акты.

В целях избежания проблем реализации правовых норм, составляющих содержание правового положения лиц, осуществляющих альтернативную гражданскую службу, правовых и социальных гарантий граждан, уволенных с альтернативной гражданской службы, и членов их семей, заключающихся в настоящее время в недостаточной разработанности правовых норм, в том числе обладающих юридической силой закона, фиксирующих порядок и процедуру реализации материальных норм, определяющих права указанных лиц на льготы, гарантии и компенсации, в период до 1 января 2004 г. предстоит принять десятки нормативных правовых актов.



Вы хотите узнать содержание комментария к ст. 1 Закон об Альтернативной службе? Всю необходимую информацию по поводу статьи 1 Закон об Альтернативной службе Вы найдете на данной странице. Соответствующие сведения помогут Вам понять перечень общественных отношений, урегулированных статьей 1 Закон об Альтернативной службе и принять правильное решение.

Ссылки на статью 1 Закон об Альтернативной службе с комментариями

HTML-код ссылки на комментарий к ст 1 Закон об Альтернативной службе для сайтов и блогов
BB-код ссылки на комментарий к ст 1 Закон об Альтернативной службе для форумов
Прямая ссылка на комментарий к ст 1 Закон об Альтернативной службе для социальных сетей и электронной почты

Если по Вашему мнению статья 1 Закон об Альтернативной службе с комментариями не является актуальной, или у Вас есть дополнения и к приведенному тексту, просим Вас написать об этом администратору сайта.

Также обращаем Ваше внимание на то, что мы оптимизируем данную страницу не только по правильному запросу статья 1 Закон об Альтернативной службе, но и по ошибочному cnfnmz 1 pfrjy j, fkmnthyfnbdyjq cke;,t.

По этой причине не стоит переживать если Вы в поисковой системе вместо 1 Закон об Альтернативной службе случайно ввели cnfnmz 1 pfrjy j, fkmnthyfnbdyjq cke;,t Вы все равно найдете необходимую информацию на данной странице.

Информация по данной странице

  • Название: Статья 1 Закон об Альтернативной службе с комментариями. Комментарий к ст 1 Закон об Альтернативной службе;
  • Описание: На сайте представлена статья 1 Закон об Альтернативной службе с комментариями;
  • Ключевые слова: статья 1 Закон об Альтернативной службе, ст. 1 Закон об Альтернативной службе, Статья 1 Закон об Альтернативной службе. Альтернативная гражданская служба, с комментариями, комментарии, комментарий, с комментарием.