Комментарии к статье 7 Закон об Альтернативной службе



Статья 7 Закон об Альтернативной службе. Ответственность должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона

Члены призывных комиссий, должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями незаконному направлению граждан на альтернативную гражданскую службу либо уклонению граждан от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, а также препятствующие исполнению гражданами обязанностей альтернативной гражданской службы или не исполняющие обязанности, связанные с организацией альтернативной гражданской службы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 7 Закон об Альтернативной службе

Комментарий к статье 7

1. Понятие должностного лица при привлечении к юридической ответственности граждан определяется УК РФ (примечание 1 к ст. 285) и КоАП РФ (примечание к ст. 2.4).

В соответствии с указанными законодательными актами должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно — распорядительные, административно — хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Вместе с тем КоАП РФ, по сути, дается более расширительное (по сравнению с УК РФ) толкование вышеназванного юридического термина — к должностным лицам приравниваются и другие категории граждан, в связи с чем там же указывается, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно — распорядительных или административно — хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

2. Члены призывных комиссий осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», который устанавливает два вида призывных комиссий: в муниципальном образовании и в субъекте Российской Федерации.

В ст. 27 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в частности, устанавливается, что в состав призывной комиссии (в муниципальном образовании) включаются:

— заместитель главы органа местного самоуправления — председатель комиссии;

— военный комиссар — заместитель председателя комиссии;

— секретарь комиссии;

— врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;

— представитель соответствующего органа внутренних дел;

— представитель соответствующего органа управления образованием.

В состав призывной комиссии могут включаться представители других органов и организаций, в связи с чем представляется целесообразным предусмотреть включение в состав призывной комиссии на правах члена также и представителя от органов занятости населения (территориального подразделения Министерства труда и социального развития Российской Федерации), поскольку в силу п. 3 ст. 13 комментируемого Закона именно на призывную комиссию возлагается принятие решения о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу, а к месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина направляет военный комиссар в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти (п. 1 ст. 14 комментируемого Закона).

3. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 29) устанавливает, что решением главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации, в состав которой включаются:

— заместитель главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации — председатель комиссии;

— военный комиссар субъекта Российской Федерации — заместитель председателя комиссии;

— секретарь комиссии;

— врачи — специалисты, участвующие в проведении медицинского освидетельствования и медицинского осмотра граждан;

— представитель органа внутренних дел субъекта Российской Федерации;

— представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по образованию.

В состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации могут включаться представители других органов и организаций субъекта Российской Федерации, в связи с чем представляется целесообразным предусмотреть по вышеуказанным мотивам включение в состав призывной комиссии на правах члена также и представителя от органов занятости населения (территориального подразделения Министерства труда и социального развития Российской Федерации в субъекте Российской Федерации).

Призывная комиссия субъекта Российской Федерации создается для осуществления методического руководства призывными комиссиями, контроля за их деятельностью и выполнения иных задач, определенных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

4. Обязанности членов призывных комиссий, а также должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, за ненадлежащее исполнение которых эти лица могут быть привлечены установленным порядком к ответственности, изложены в различных нормативных правовых актах.

В частности, обязанности призывной комиссии предусмотрены ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», которая устанавливает, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:

о призыве на военную службу;

о направлении на альтернативную гражданскую службу;

о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

об освобождении от призыва на военную службу;

о зачислении в запас;

об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В п. 5 ст. 28 вышеназванного Федерального закона указывается, что призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Призывная комиссия субъекта Российской Федерации в силу п. 2 ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»:

организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования;

осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий;

проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу;

рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения призывных комиссий.

Кроме того, призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий (п. 3 ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Ряд обязанностей призывной комиссии изложен в комментируемом Законе. Так, в частности, на призывную комиссию возлагается рассмотрение заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (ст. 12 комментируемого Закона) и принятие решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу (ст. 13 комментируемого Закона).

5. На военных комиссаров возлагается:

организация в целом совместно с главой органа местного самоуправления направления граждан на альтернативную гражданскую службу (п. 2 ст. 10 комментируемого Закона);

организация выдачи гражданам документа, подтверждающего регистрацию заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (п. 3 ст. 11 комментируемого Закона);

обеспечение вызова граждан на мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, повестками военного комиссариата (п. 3 ст. 10 комментируемого Закона);

после представления предприятиями и организациями необходимых документов компенсация им выплаченных на время медицинского освидетельствования гражданам Российской Федерации средств, предусмотренных п. 3 Положения о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. № 157);

иные обязанности, предусмотренные комментируемым Законом и другими нормативными правовыми актами, изданными во исполнение этого Закона.

6. Обязанности других должностных лиц, за ненадлежащее выполнение которых эти лица могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности, содержатся в различных нормативных правовых актах.

В частности, в качестве примера можно привести ст. 4 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в которой содержатся обязанности должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности, в том числе и при замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Например, п. 1 ст. 4 вышеназванного Федерального закона предусматривает, что руководители, другие ответственные за военно — учетную работу должностные лица организаций, органов местного самоуправления обязаны:

оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов районов, городов без районного деления, иных муниципальных (административно — территориальных) образований (далее — военные комиссариаты) или иных органов, осуществляющих воинский учет;

обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет;

направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет, необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Очевидно, что при невыполнении вышеуказанными должностными лицами перечисленных обязанностей (при организации направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы) они тем самым будут препятствовать исполнению этими гражданами соответствующих обязанностей альтернативной гражданской службы.

7. Законодательством Российской Федерации предусматриваются следующие виды ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, материальная и гражданско — правовая.

Каждый из перечисленных видов юридической ответственности имеет свои установленные действующим законодательством основания и порядок привлечения.

В гл. 30 УК РФ предусмотрена ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в связи с чем должностные лица, способствующие своими действиями незаконному направлению граждан на альтернативную гражданскую службу либо уклонению граждан от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, а также препятствующие исполнению гражданами обязанностей альтернативной гражданской службы или не исполняющие обязанности, связанные с организацией альтернативной гражданской службы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут привлекаться при наличии необходимых правовых оснований (признаков состава преступления) к уголовной ответственности по соответствующим статьям этой главы УК РФ.

8. В частности, ст. 285 УК РФ предусматривает ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, т.е. за использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

При этом то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, образует квалифицирующий признак, предусмотренный ч. 2 ст. 285 УК РФ, и наказывается уже строже: максимальная санкция за это деяние, совершенное указанными должностными лицами, предусматривает лишение свободы на срок не до 4 (как для остальных должностных лиц), а уже до 7 лет.

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, а под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, — лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

9. В ст. 286 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за превышение должностных полномочий. При этом под превышением должностных полномочий понимается совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

За то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, предусматривается также более строгое уголовное наказание (аналогичное более строгому наказанию, указанному выше).

10. Действия, связанные с присвоением государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица, и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций при организации альтернативной гражданской службы и ее прохождении, могут квалифицироваться по ст. 288 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за присвоение полномочий должностного лица.

11. Наиболее суровая (из приведенных составов уголовно наказуемых деяний) ответственность предусматривается за получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Такие действия квалифицируются УК РФ как получение взятки (ч. 1 ст. 290) и наказываются штрафом в размере от 700 до 1000 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

При этом следует учитывать, что получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) наказывается более строго — лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ч. 2 ст. 290 УК РФ), а те же деяния, предусмотренные чч. 1 или 2 ст. 290 УК РФ, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, наказываются лишением свободы уже на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ч. 3 ст. 290 УК РФ).

Наиболее строгие уголовные санкции предусматриваются ч. 4 ст. 290 УК РФ, устанавливающей, что вышеуказанные деяния, предусмотренные чч. 1, 2 или 3 ст. 290 УК РФ, наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) неоднократно;

в) с вымогательством взятки;

г) в крупном размере.

При этом следует учитывать, что крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 300 минимальных размеров оплаты труда.

12. В ст. 292 УК РФ предусматривается ответственность за служебный подлог, т.е. внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.

Максимальная уголовная санкция за служебный подлог устанавливается в виде лишения свободы на срок до двух лет.

13. Предусмотренная комментируемой статьей ответственность в отношении должностных лиц, не исполняющих обязанности, связанные с организацией альтернативной гражданской службы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может наступать в силу ст. 293 УК РФ, предусматривающей халатность, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

14. Следует отметить, что, помимо перечисленных составов должностных преступлений, должностные лица могут привлекаться к уголовной ответственности за соучастие в уклонении от прохождения альтернативной гражданской службы.

Понятие соучастия в преступлении раскрывается в ст. 32 УК РФ, в соответствии с которой соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления. Ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления.

УК РФ выделяет следующие виды соучастников преступления: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник.

15. Административная ответственность должностных лиц регламентируется КоАП РФ. Общие основания привлечения должностных лиц к административной ответственности установлены в ст. 2.4 КоАП РФ, которая закрепляет, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Поскольку направление на альтернативную гражданскую службу осуществляется через военкомат, должностные лица которого также являются и военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, необходимо отметить, что в силу ст. 2.5 КоАП РФ военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами.

Из данного общего правила существуют исключения, т.е. случаи, когда военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях. К таким случаям ст. 2.5 КоАП РФ относит нарушения законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно — эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Как видно из вышесказанного, нарушение законодательства об организации и прохождении альтернативной гражданской службы не включено в приведенный перечень случаев, в связи с чем можно сделать вывод, что военнослужащие не могут привлекаться к административной ответственности за эти правонарушения.

В соответствии с п. 16 Положения о военных комиссариатах (утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1372) военный комиссар рассматривает дела об административных правонарушениях и налагает административные взыскания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а при необходимости передает материалы на лиц, совершивших эти правонарушения, в правоохранительные органы.

Порядок производства по делам об административных правонарушениях и исполнения административных наказаний изложен в разд. IV и V КоАП РФ.

16. Должностные лица, способствующие своими действиями незаконному направлению граждан на альтернативную гражданскую службу либо уклонению граждан от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, а также препятствующие исполнению гражданами обязанностей альтернативной гражданской службы или не исполняющие обязанности, связанные с организацией альтернативной гражданской службы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут привлекаться также и к дисциплинарной ответственности.

От того, является должностное лицо военнослужащим или нет, зависит и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.

В отношении военнослужащих (например, проходящих военную службу в военных комиссариатах) действуют положения Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. № 2140, в соответствии с требованиями которых они могут привлекаться к дисциплинарной ответственности (о порядке привлечения к дисциплинарной ответственности см. п. 10 комментария к ст. 6).



Вы хотите узнать содержание комментария к ст. 7 Закон об Альтернативной службе? Всю необходимую информацию по поводу статьи 7 Закон об Альтернативной службе Вы найдете на данной странице. Соответствующие сведения помогут Вам понять перечень общественных отношений, урегулированных статьей 7 Закон об Альтернативной службе и принять правильное решение.

Ссылки на статью 7 Закон об Альтернативной службе с комментариями

HTML-код ссылки на комментарий к ст 7 Закон об Альтернативной службе для сайтов и блогов
BB-код ссылки на комментарий к ст 7 Закон об Альтернативной службе для форумов
Прямая ссылка на комментарий к ст 7 Закон об Альтернативной службе для социальных сетей и электронной почты

Если по Вашему мнению статья 7 Закон об Альтернативной службе с комментариями не является актуальной, или у Вас есть дополнения и к приведенному тексту, просим Вас написать об этом администратору сайта.

Также обращаем Ваше внимание на то, что мы оптимизируем данную страницу не только по правильному запросу статья 7 Закон об Альтернативной службе, но и по ошибочному cnfnmz 7 pfrjy j, fkmnthyfnbdyjq cke;,t.

По этой причине не стоит переживать если Вы в поисковой системе вместо 7 Закон об Альтернативной службе случайно ввели cnfnmz 7 pfrjy j, fkmnthyfnbdyjq cke;,t Вы все равно найдете необходимую информацию на данной странице.

Информация по данной странице

  • Название: Статья 7 Закон об Альтернативной службе с комментариями. Комментарий к ст 7 Закон об Альтернативной службе;
  • Описание: На сайте представлена статья 7 Закон об Альтернативной службе с комментариями;
  • Ключевые слова: статья 7 Закон об Альтернативной службе, ст. 7 Закон об Альтернативной службе, Статья 7 Закон об Альтернативной службе. Ответственность должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона, с комментариями, комментарии, комментарий, с комментарием.