Комментарии к статье 12 Закон об Альтернативной службе



Статья 12 Закон об Альтернативной службе. Рассмотрение заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

1. Заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии.

О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.

2. Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании:

выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

анализа документов, представленных гражданином;

анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.

3. По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.

При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок вынесения заключения или принятия решения может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.

Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).

4. Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы;

характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;

ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.

5. Уважительными причинами неявки гражданина на заседание призывной комиссии при условии документального подтверждения причин неявки являются:

заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

6. Гражданину, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, вручается повестка с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

7. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения.

Комментарий к статье 12 Закон об Альтернативной службе

Комментарий к статье 12

1. Комментируемый Закон не допускает возможности рассмотрения призывной комиссией заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в его отсутствие на заседании этой призывной комиссии.

В соответствии с п. 11 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. № 587) председатель призывной комиссии контролирует явку призывников на заседание призывной комиссии и в отношении отсутствующих лиц принимает меры по установлению причин их неявки.

Меры, направленные на обеспечение личного присутствия гражданина на заседании призывной комиссии при рассмотрении его заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, вызваны необходимостью заслушать выступления на заседании призывной комиссии гражданина, рассмотреть сообщенные им лично доводы о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, задать ему соответствующие вопросы и на основании сложившегося мнения (внутреннего убеждения) вынести правильное заключение (решение).

2. В случае если гражданин дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины, ему может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (п. 4 ст. 12 комментируемого Закона).

Перечень уважительных причин неявки гражданина на заседание призывной комиссии изложен в п. 5 комментируемой статьи, при этом предусматривается, что необходимо представить призывной комиссии документальное подтверждение причин неявки.

3. Комментируемая статья не определяет порядок заблаговременного извещения граждан (подавших заявления о замене военной службы альтернативной гражданской службой) о времени и месте проведения заседания призывной комиссии.

Вместе с тем аналогичный порядок предусматривается Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, в соответствии с п. 6 которого оповещение призывников о явке на заседание призывной комиссии осуществляется повестками военного комиссариата района, города без районного деления, иного муниципального (административно — территориального) образования.

При этом вручение повесток производится под расписку работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими ответственными за военно — учетную работу должностными лицами (работниками) организаций, а также ответственными за военно — учетную работу должностными лицами органов местного самоуправления, как правило, не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки призывников на заседание призывной комиссии или призывной пункт. Оповещение призывников должно быть завершено до начала работы призывной комиссии.

После оповещения призывников глава органа местного самоуправления составляет график работы призывной комиссии и листы явки призывников с указанием дней работы призывной комиссии.

Явка призывников, проживающих за пределами населенных пунктов, в которых создаются призывные комиссии, проводится, как правило, в организованном порядке в сопровождении представителей органов местного самоуправления и (или) организаций.

В соответствии с п. 10 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации прибытие на заседание призывной комиссии призывников, которым не представилось возможным вручить повестки в установленном порядке, обеспечивается органами внутренних дел на основании письменного обращения военного комиссара.

Представляется, что аналогичного порядка извещения о времени и месте проведения заседания призывной комиссии, а также обеспечения явки граждан на заседание призывной комиссии следует придерживаться и при реализации требований п. 1 комментируемой статьи.

4. Нормы, связанные с рассмотрением призывной комиссией доводов гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, и вынесением по итогам рассмотрения своего заключения (решения), являются одним из ключевых положений комментируемого Закона.

Рассмотрение обращений граждан (к числу которых относятся также и заявления о замене военной службы альтернативной гражданской службой) в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом внутренней службы и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, а также Инструкцией о работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 615).

Призывной комиссии при рассмотрении доводов гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, и вынесении по итогам рассмотрения своего заключения (решения) следует учитывать нижеследующие положения действующего законодательства.

Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-I) провозгласила, что каждый гражданин РСФСР, убеждениям которого противоречит несение военной службы, имеет право на ее замену выполнением альтернативных гражданских обязанностей в порядке, установленном законом (ст. 15 Декларации).

В соответствии со ст. 14 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является светским государством и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Согласно ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Этому конституционному положению корреспондируют аналогичные нормы ст. 18 (п. 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, а также ст. 9 (п. 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Право на свободу совести и свободу вероисповедания более подробно регламентируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ, ст. 3 которого закрепляет, что право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности и в случае, если их убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеют право на замену ее альтернативной гражданской службой.

При этом никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

5. Государство и религиозные объединения строят свои отношения в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства, в связи с чем государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности.

В связи с вышесказанным представляет интерес вывод, сделанный в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 23 ноября 1999 г. № 16-П в связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь Прославления». Суть дела, как видно из самого Постановления, следующая.

В жалобе Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле, помимо прочих оснований, указывалось, что решением Кировского районного суда города Ярославля от 18 мая 1999 г. члену этого общества И.М. Щурову было отказано в удовлетворении жалобы на действия призывной комиссии, которая не предоставила ему возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой. Суд пришел к выводу, что члены религиозной организации, не имеющей документа, подтверждающего ее существование на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет, в силу абз. 3 и 4 п. 3 ст. 27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» не пользуются правом, предусмотренным положением п. 4 ст. 3 названного Федерального закона, согласно которому гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. 17 июня 1999 г. судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда оставила решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу И.М. Щурова — без удовлетворения. 3 августа 1999 г. председатель Ярославского областного суда отказал в принесении протеста на данные судебные решения.

Конституционный Суд Российской Федерации в п. 6 мотивировочной части указанного Постановления дал правовую оценку сложившейся ситуации и пришел к следующему важному выводу:

«Что касается примененного в деле гражданина И.М. Щурова — члена Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле другого содержащегося в пункте 4 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» положения, а именно о том, что гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой, то это положение фактически воспроизводит статью 59 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Федеральный закон, о котором идет речь в данной конституционной норме, может определить условия и порядок замены военной службы альтернативной гражданской службой, однако само закрепленное ею право не нуждается в конкретизации и является, как следует из статей 18, 28 и 59 Конституции Российской Федерации, непосредственно действующим, притом именно индивидуальным правом, т.е. связанным со свободой вероисповедания в ее индивидуальном, а не коллективном аспекте, а значит, должно обеспечиваться независимо от того, состоит гражданин в какой-либо религиозной организации или нет».

При рассмотрении призывной комиссией заявления гражданина о замене военной службы альтернативной гражданской службой, помимо вышеуказанных положений, целесообразно учесть также информацию, изложенную в пп. 15 — 21 комментария к ст. 11.

6. Правовой институт освобождения от воинской службы по религиозным убеждениям существовал в истории нашего Отечества еще в XIX в. Согласно Уставу о воинской повинности (ст. 179) верующие — менониты, представители религиозной секты, категорически отрицающей по своему вероучению военную присягу и воинскую службу, освобождались от «ношения оружия» и отбывали сроки обязательной службы в особых лесных командах.

От службы в армии отказывались также члены других религиозных сект — духоборов, молокан, адвентистов 7-го дня, нетовцев. Царское правительство в разные времена относилось к таким «отказникам» неодинаково. В целом же до революции такие граждане в большинстве случаев осуждались к лишению свободы.

В 1919 г. Россия признала право граждан на замену военной службы, и 4 января этого года Совет Народных Комиссаров РСФСР издал Декрет об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям с заменой ее по решению народного суда иной общеполезной работой (преимущественно в заразных госпиталях).

После образования СССР был принят Закон об обязательной военной службе от 18 сентября 1925 г., разд. XVIII которого был специально посвящен гражданам, отказывающимся от военной службы по религиозным убеждениям, и признавал за ними это право.

Накоплен богатый и чрезвычайно любопытный материал судебной практики тех лет. Следует отметить, что ГПК РСФСР тех лет специально устанавливал порядок рассмотрения таких дел в судах. Используя заключения различных религиозных и светских учреждений и лиц, суды с участием экспертов скрупулезно определяли, действительно ли человек придерживается религиозных взглядов, которые дают основания освободить его от военной службы. Суды определяли также, какая именно работа назначается взамен военной службы, куда и в какой срок должен явиться освобожденный для выполнения этой работы.

В 1939 г. Верховный Совет СССР не включил в новый Закон о всеобщей воинской обязанности положение об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям, и институт замены военной службы прекратил свое существование.

7. В настоящее время во многих странах официально признано право граждан на отказ от военной службы с условием замены ее альтернативной гражданской службой. К таким странам относятся Франция, Италия, Германия, Австрия, Бельгия, Венгрия, Испания, Швеция, Польша, Латвия, Болгария и другие государства. В большинстве стран, где допускается замена военной службы альтернативной гражданской службой, основаниями такой замены являются различные религиозные, этнические, философские и им подобные мотивы, а также мировоззрения, осуждающие всякие войны, и др. Однако следует отметить, что наиболее часто узаконенным основанием для отказа от военной службы являются религиозные убеждения.

Большую практику замены военной службы альтернативной гражданской службой имеет Германия, в которой Закон о введении для лиц, не желающих служить в вооруженных силах, альтернативной службы, был одобрен бундестагом 2 декабря 1959 г. В качестве основной причины отказа от службы в армии молодые немцы чаще всего называют свои религиозные убеждения, ссылаясь на положения своей веры, запрещающие им брать в руки оружие. Религиозные мотивы являются наиболее убедительными для экспертных комиссий. Однако такой гражданин должен доказать, что он действительно является верующим, членом какого-либо церковного прихода. Члены комиссии выносят свое решение, опираясь на результаты беседы с «отказчиком», в ходе которой он должен «достаточно убедительно» ответить на поставленные ему специально подобранные вопросы .

———————————

См.: Шустров Д.О. Правовое регулирование замены военной службы альтернативной гражданской: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1997. С. 104.

8. По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Комментируемый Закон содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии (установлении) которых гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в связи с чем при составлении призывной комиссией своего решения необходимо в этом решении при мотивировании конкретно указывать, по какому из оснований, перечисленных в п. 4 комментируемой статьи, гражданину отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Кроме того, при мотивировании необходимо также ссылаться на конкретные имеющиеся в распоряжении призывной комиссии документы и другие данные, свидетельствующие о наличии у гражданина одного из оснований, предусмотренных в п. 4 комментируемой статьи.

9. В соответствии с п. 19 Инструкции о работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 615) обращение считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, по нему приняты необходимые меры и дан исчерпывающий ответ в соответствии с действующим законодательством. При этом отказ в удовлетворении запросов, изложенных в обращении, доводится до сведения заявителя со ссылкой на законодательство и с указанием мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения.

Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).

В соответствии с п. 15 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. № 587) решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в книгу протоколов заседаний призывной комиссии, в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника. По-видимому, аналогичного порядка следует придерживаться и при рассмотрении призывной комиссией заявления о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

10. Следует также учитывать, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», указами Президента Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении гражданина от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу, в связи с чем он не может быть направлен на альтернативную гражданскую службу (п. 2 ст. 3 комментируемого Закона).

Такое решение выносится на основании документов, представленных гражданином в призывную комиссию. Контроль за сохранением у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара, а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования — на военный комиссариат и орган здравоохранения.

11. Письма заявителей должны быть возвращены после их разрешения должностным лицам, ведущим делопроизводство по письмам, со всеми относящимися к ним материалами и экземпляром учетной карточки (там, где учет ведется и по карточкам) для формирования дела и картотеки. Формирование и хранение дел у исполнителей запрещается.

На каждом заявлении после окончательного решения и исполнения должна быть надпись «В дело» и личная подпись лица, принявшего это решение.

Заявления граждан, копии ответов на них и документы, связанные с их разрешением (в необходимых случаях и конверты), формируются в отдельное дело с указанием вопросов в заголовке дела.

Документы в деле располагаются в хронологическом порядке. Каждое заявление и все документы по его рассмотрению и разрешению составляют в деле самостоятельную группу. В случае получения повторного предложения, заявления, жалобы или поступления дополнительных документов они подшиваются к данной группе документов. Неправильно оформленные документы подшивать в дело запрещается.

12. Комментируемый Закон устанавливает три основные уважительные причины неявки гражданина на заседание призывной комиссии:

заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина.

Следует отметить, что перечень уважительных причин неявки граждан на заседание призывной комиссии не является исчерпывающим и комментируемым Законом допускаются иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Причина неявки должна быть документально подтверждена. Данное условие является обязательным. В случае невозможности представления призывной комиссии документального подтверждения причин неявки, при условии их фактического наличия, можно использовать положения гл. 27 ГПК РСФСР, предусматривающей установление судом фактов, имеющих юридическое значение. Однако при этом следует учитывать требования ст. 248 ГПК РСФСР, предусматривающей, что суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, лишь при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, либо при невозможности восстановления утраченных документов.



Вы хотите узнать содержание комментария к ст. 12 Закон об Альтернативной службе? Всю необходимую информацию по поводу статьи 12 Закон об Альтернативной службе Вы найдете на данной странице. Соответствующие сведения помогут Вам понять перечень общественных отношений, урегулированных статьей 12 Закон об Альтернативной службе и принять правильное решение.

Ссылки на статью 12 Закон об Альтернативной службе с комментариями

HTML-код ссылки на комментарий к ст 12 Закон об Альтернативной службе для сайтов и блогов
BB-код ссылки на комментарий к ст 12 Закон об Альтернативной службе для форумов
Прямая ссылка на комментарий к ст 12 Закон об Альтернативной службе для социальных сетей и электронной почты

Если по Вашему мнению статья 12 Закон об Альтернативной службе с комментариями не является актуальной, или у Вас есть дополнения и к приведенному тексту, просим Вас написать об этом администратору сайта.

Также обращаем Ваше внимание на то, что мы оптимизируем данную страницу не только по правильному запросу статья 12 Закон об Альтернативной службе, но и по ошибочному cnfnmz 12 pfrjy j, fkmnthyfnbdyjq cke;,t.

По этой причине не стоит переживать если Вы в поисковой системе вместо 12 Закон об Альтернативной службе случайно ввели cnfnmz 12 pfrjy j, fkmnthyfnbdyjq cke;,t Вы все равно найдете необходимую информацию на данной странице.

Информация по данной странице

  • Название: Статья 12 Закон об Альтернативной службе с комментариями. Комментарий к ст 12 Закон об Альтернативной службе;
  • Описание: На сайте представлена статья 12 Закон об Альтернативной службе с комментариями;
  • Ключевые слова: статья 12 Закон об Альтернативной службе, ст. 12 Закон об Альтернативной службе, Статья 12 Закон об Альтернативной службе. Рассмотрение заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, с комментариями, комментарии, комментарий, с комментарием.