Комментарии к статье 15 Закон об Альтернативной службе



Статья 15 Закон об Альтернативной службе. Разрешение споров, связанных с направлением граждан на альтернативную гражданскую службу

Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может быть обжаловано гражданином в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае обжалования гражданином указанного решения его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Комментарий к статье 15 Закон об Альтернативной службе

Комментарий к статье 15

1. В соответствии с п. 7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Комментируемая статья предусматривает возможность обжалования гражданином в суд решения призывной комиссии об отказе гражданину в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и правовые последствия этого обжалования.

Несмотря на то что законодатель предусмотрел в комментируемом Законе возможность обжалования лишь одного вида принимаемых призывной комиссией решений, умолчав, в частности, о возможности обжалования также и принимаемых призывной комиссией решений о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу (принятие таких решений установлено пп. 1 и 3 ст. 13 комментируемого Закона), следует отметить, что законодательство предусматривает возможность обжалования всех решений, принимаемых призывной комиссией, в том числе и решений о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу.

Данный вывод подтверждается анализом п. 7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», который предусматривает, что решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в суде в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения. В этом случае выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Возможность обжалования в суд любого решения призывной комиссии подтверждается также Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», гл. 24.1 ГПК РСФСР, в соответствии с которыми каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

2. В соответствии с вышеуказанными законодательными актами, закрепляющими право гражданина на обжалование, к действиям государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, подлежащим судебному обжалованию, относятся коллегиальные и единоличные действия, в результате которых:

1) нарушены права или свободы гражданина;

2) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

3) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. № 10 граждане вправе обжаловать также бездействие указанных выше органов, должностных лиц, если оно повлекло за собой перечисленные выше последствия.

3. Порядок обжалования в суд действий и решений (подачи жалобы) предусматривает, что гражданин вправе обратиться с жалобой на действия государственного органа, общественной организации, должностного лица непосредственно в суд либо к вышестоящим в порядке подчиненности государственному органу, должностному лицу, которые обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба может быть подана гражданином, права или свободы которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина — надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива. Полномочия представителя на подачу жалобы от имени гражданина должны быть оформлены в соответствии со ст. 45 ГПК РСФСР. Полномочия представителя общественной организации, трудового коллектива, кроме того, должны быть удостоверены выписками из постановления общего собрания либо выборного органа общественной организации или коллектива.

Жалоба подается по усмотрению гражданина в суд по месту его жительства либо в суд по месту нахождения государственного органа, должностного лица.

4. Для обращения в суд с жалобой законодательством устанавливаются следующие сроки:

1) три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод;

2) один месяц со дня получения гражданином уведомления об отказе вышестоящих в порядке подчиненности государственного органа, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее ответ.

Если суд, всесторонне исследовав материалы дела, придет к выводу, что срок на обращение в суд пропущен по неуважительной причине, он отказывает в удовлетворении жалобы. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по заявлению гражданина, подавшего жалобу.

Жалоба на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих оформляется применительно к правилам, предусмотренным ст. ст. 126, 127 ГПК РСФСР, и оплачивается государственной пошлиной в установленном Законом Российской Федерации «О государственной пошлине» размере.

В жалобе должно быть указано, какие действия (решения) обжалуются, какие конкретно права и свободы гражданина нарушены этими действиями (решениями), подавалась ли аналогичная жалоба в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу и, если подавалась, какой получен ответ.

Следует обратить внимание также и на то, что, приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

5. Рассмотрение жалобы осуществляется в соответствии с общими требованиями гражданского процессуального законодательства с учетом особенностей, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», а также гл. 24.1 ГПК РСФСР, которые, в частности, устанавливают, что жалоба рассматривается судом в десятидневный срок с участием гражданина, подавшего жалобу, и руководителя государственного органа или должностного лица, действия которых обжалуются, либо их представителей.

Неявка в судебное заседание по неуважительной причине гражданина, подавшего жалобу, или руководителя государственного органа либо должностного лица, действия которых обжалуются, или их представителей не служит препятствием к рассмотрению жалобы, однако суд может признать явку указанных лиц обязательной. В судебном разбирательстве могут участвовать должностные лица вышестоящих в порядке подчиненности органов или их представители.

Судом должны быть исследованы материалы, представленные вышестоящими в порядке подчиненности государственным органом или должностным лицом, признавшими обжалуемые действия законными, а также могут быть выслушаны объяснения других лиц, исследованы необходимые документы и иные доказательства. При этом следует учитывать, что в силу ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

В этой связи представляет интерес и заслуживает внимания Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 1998 г., в котором в разделе «Ответы на вопросы» на вопрос: «Необходимо ли суду требовать доказательства наличия убеждений у граждан, заявляющих о замене воинской службы альтернативной гражданской службой?» — содержится следующий ответ:

«Суды общей юрисдикции при разрешении этого вопроса руководствуются Конституцией Российской Федерации и ГПК РСФСР.

В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В ч. 1 ст. 50 ГПК РСФСР закреплено общее правило распределения обязанностей по доказыванию, которое гласит, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

На этом основании можно сделать вывод о том, что граждане, заявляющие требование о замене воинской службы альтернативной гражданской службой, не освобождаются от обязанности доказывать, что несение воинской службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию».

Подробнее вопросы, связанные с обоснованием и доказыванием доводов гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям и вероисповеданию, рассматриваются в пп. 15 — 21 комментария к ст. 11.

6. Суд, признав жалобу обоснованной, выносит решение об обязанности соответствующих государственного органа, общественной организации или должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.

Установив, что обжалуемые действия были совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий государственного органа или должностного лица и права либо свободы гражданина не были нарушены, суд выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы.

Решение суда по жалобе направляется для устранения допущенных нарушений закона или другого нормативного акта руководителю государственного органа, общественной организации или должностному лицу, действия которых были обжалованы, либо вышестоящим в порядке подчиненности государственному органу, общественной организации или должностному лицу.

Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для государственного органа, должностного лица, которых оно касается, и направляется в их адрес, а также гражданину не позднее десяти дней после вступления данного решения в законную силу.

С момента вступления в законную силу решения суда о признании акта (решения) либо отдельной его части незаконными этот акт (решение) или его отдельная часть считаются недействующими. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

7. По вопросу, касающемуся рассмотрения судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан, действует Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. № 10.

8. Следует отметить, что, помимо обжалования в суд решений призывной комиссии, законодательством предусматриваются также и другие правовые способы защиты нарушенных прав граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой.

В частности, наряду с судебным порядком обжалования неправомерных решений и действий призывной комиссии и должностных лиц военного комиссариата, рассмотренным выше, гражданин вправе обжаловать указанные решения (действия) также и в административном порядке в вышестоящие органы, полномочные отменять эти незаконные решения (действия).

Так, к примеру, в соответствии с п. 7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а решение военного комиссара — военному комиссару соответствующего субъекта Российской Федерации. Жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или военному комиссару соответствующего субъекта Российской Федерации.

Следует отметить тот факт, что в данном случае в силу указанной нормы выполнение решения призывной комиссии или военного комиссара приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или военным комиссаром соответствующего субъекта Российской Федерации.

9. Гражданин, право которого на замену военной службы альтернативной гражданской службой нарушено, может обжаловать неправомерные действия и решения не только призывной комиссии и военных комиссаров, но и любых иных должностных лиц.

Рассмотрение жалоб граждан в вышестоящем органе военного управления осуществляется в соответствии с Инструкцией о работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 615), согласно которой жалобы граждан разрешаются в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки — безотлагательно, но не позднее 15 дней. При необходимости проведения специальной проверки, истребования дополнительных материалов и принятия других мер сроки разрешения могут быть в порядке исключения продлены соответствующими должностными лицами или их заместителями, но не более чем на один месяц, о чем сообщается заявителям.

Следует учитывать, что жалоба заявителя, не содержащая его фамилию, место жительства, дату и личную подпись, признается анонимной и рассмотрению не подлежит.

Должностное лицо, получившее жалобу и не имеющее достаточных прав для удовлетворения просьбы заявителя, не позднее чем в пятидневный срок направляет жалобу по команде в установленном порядке. О направлении жалобы в другой орган военного управления обязательно уведомляется заявитель. При этом запрещается пересылать жалобы на рассмотрение тех лиц, действия которых обжалуются.

Жалоба считается разрешенной, если рассмотрены все поставленные в ней вопросы, по ней приняты необходимые меры и дан исчерпывающий ответ в соответствии с действующим законодательством.

Отказ в удовлетворении жалобы доводится до сведения заявителя со ссылкой на законодательство и указанием мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого должностным лицом решения.

10. Рассмотрение жалоб органами прокуратуры осуществляется в соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», а также Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема заявителей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 80.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.



Вы хотите узнать содержание комментария к ст. 15 Закон об Альтернативной службе? Всю необходимую информацию по поводу статьи 15 Закон об Альтернативной службе Вы найдете на данной странице. Соответствующие сведения помогут Вам понять перечень общественных отношений, урегулированных статьей 15 Закон об Альтернативной службе и принять правильное решение.

Ссылки на статью 15 Закон об Альтернативной службе с комментариями

HTML-код ссылки на комментарий к ст 15 Закон об Альтернативной службе для сайтов и блогов
BB-код ссылки на комментарий к ст 15 Закон об Альтернативной службе для форумов
Прямая ссылка на комментарий к ст 15 Закон об Альтернативной службе для социальных сетей и электронной почты

Если по Вашему мнению статья 15 Закон об Альтернативной службе с комментариями не является актуальной, или у Вас есть дополнения и к приведенному тексту, просим Вас написать об этом администратору сайта.

Также обращаем Ваше внимание на то, что мы оптимизируем данную страницу не только по правильному запросу статья 15 Закон об Альтернативной службе, но и по ошибочному cnfnmz 15 pfrjy j, fkmnthyfnbdyjq cke;,t.

По этой причине не стоит переживать если Вы в поисковой системе вместо 15 Закон об Альтернативной службе случайно ввели cnfnmz 15 pfrjy j, fkmnthyfnbdyjq cke;,t Вы все равно найдете необходимую информацию на данной странице.

Информация по данной странице

  • Название: Статья 15 Закон об Альтернативной службе с комментариями. Комментарий к ст 15 Закон об Альтернативной службе;
  • Описание: На сайте представлена статья 15 Закон об Альтернативной службе с комментариями;
  • Ключевые слова: статья 15 Закон об Альтернативной службе, ст. 15 Закон об Альтернативной службе, Статья 15 Закон об Альтернативной службе. Разрешение споров, связанных с направлением граждан на альтернативную гражданскую службу, с комментариями, комментарии, комментарий, с комментарием.