Комментарии к статье 2 Закон о ККТ



Статья 2 Закон о ККТ. Сфера применения контрольно-кассовой техники

1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Абзац утратил силу.

1.1. Кредитная организация не применяет контрольно-кассовую технику, за исключением случаев:

осуществления наличных денежных расчетов с использованием платежного терминала, не отражаемых ежедневно в бухгалтерском учете в соответствии с нормативными актами Центрального банка Российской Федерации;

осуществления наличных денежных расчетов с использованием платежного терминала, установленного за пределами помещения этой кредитной организации;

осуществления наличных денежных расчетов с использованием платежного терминала, не являющегося основным средством этой кредитной организации и не принадлежащего только ей на праве собственности.

2. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.

2.1. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законами субъектов Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения, и не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

наименование документа;

порядковый номер документа, дату его выдачи;

наименование для организации (фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя);

идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;

наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

3. Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:

продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

продажи ценных бумаг;

продажи лотерейных билетов;

продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

обеспечения питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;

торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);

продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;

абзац утратил силу.

торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;

приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;

реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.

4. Положения пунктов 2, 2.1 и 3 настоящей статьи не распространяются на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также на кредитные организации и банковских платежных агентов, субагентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Комментарий к статье 2 Закон о ККТ

Комментарий к статье 2

1. Лицами, обязанными применять ККТ, являются организации и индивидуальные предприниматели. Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ под этими лицами понимаются:

организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации);

индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Кредитной организацией согласно ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 3 февраля 1996 г. ) является юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные указанным Федеральным законом.

———————————

СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.

2. Обязанность применения ККТ возникает при наличии совокупности двух условий:

проданы товары, выполнены работы или оказаны услуги;

расчеты за эти товары (работы, услуги) осуществлены с использованием средств наличного платежа и (или) платежных карт.

В соответствии с Законом РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» ККМ подлежали применению при осуществлении денежных расчетов с населением. В связи с этим возникал вопрос: распространялось ли действие указанного Закона на осуществление денежных расчетов с индивидуальными предпринимателями?

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 3 Постановления от 4 августа 1999 г. № 10 «О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» отмечал, что сферой регулирования этого Закона являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары либо заказывающих услуги, независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки (заказывают услуги). В связи с этим Пленум ВАС РФ указывал, что Закон подлежит применению и в тех случаях, когда денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным предпринимателем (покупателем, клиентом).

———————————

Вестник ВАС РФ. 1999. № 9.

Конституционный Суд РФ в п. 2 мотивировочной части Определения от 15 мая 2001 г. № 88-О указывал, что Закон РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», как это следует из предмета его регулирования, преследуемых им целей и защищаемых конституционных ценностей, устанавливая требование об обязательном применении ККМ для учета наличных средств в денежных расчетах с населением, не связывает его с тем, реализует ли конкретное предприятие товары (оказывает услуги) гражданам для их личного потребления или для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности.

Комментируемый Закон не указывает, при расчетах с кем организациям и индивидуальным предпринимателям следует применять ККТ. Соответственно, в отличие от порядка, установленного Законом РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», комментируемый Закон значительно расширяет сферу применения ККТ:

во-первых, ККТ применяется не только при осуществлении наличных денежных расчетов, но и при осуществлении расчетов с использованием платежных карт;

во-вторых, ККТ применяется не только при осуществлении расчетов с физическими лицами (в том числе и с индивидуальными предпринимателями), но и с организациями.

3. Полномочия Банка России по определению порядка ведения кассовых операций закреплены в ст. 34 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Порядок ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации определен в Положении Банка России от 9 октября 2002 г. № 199-П . Однако названное Положение, как указано в его п. 1.1, устанавливает порядок совершения банковских операций только в части организации кассовой работы, инкассации, перевозки и хранения денежной наличности и ценностей для кредитных организаций и их филиалов, действующих на территории Российской Федерации.

———————————

Вестник Банка России. 2002. № 66.

В пункте 1.9 Положения № 199-П только упоминается, что операции по выдаче и приему денежной наличности с использованием банковских карт осуществляются с соблюдением требований нормативных актов Банка России, регулирующих указанные вопросы. Согласно п. 1.6 Положения для приема и выдачи денежной наличности кредитная организация может устанавливать следующие виды программно-технических комплексов (перечень не является закрытым, т.е. могут использоваться и другие виды ПТК), к которым предъявляются Требования, содержащиеся в приложении 1 к Положению:

банкоматы;

автоматы для хранения, приема и выдачи денежной наличности с использованием персонального компьютера, установленного на рабочем месте кассира (электронные кассиры);

терминалы, функционирующие в автоматическом режиме и предназначенные для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения (автоматические сейфы).

Порядок организации работы с денежной наличностью при использовании банкоматов, электронных кассиров, автоматических сейфов и других ПТК определен в п. 2.8 Положения № 199-П.

4. Общие правила документооборота при расчетах по операциям с использованием банковских карт определены в п. 5 названного выше Положения Банка России от 9 апреля 1998 г. № 23-П (см. комментарий к ст. 1).

Операции с использованием банковских карт предусматривают обязательное составление следующих документов на бумажном носителе (слип, квитанция электронного терминала) и/или в электронной форме (документ из электронного журнала терминала или банкомата), а также иных документов (квитанция банкомата и пр.), предусмотренных банковскими правилами и/или договорами, заключенными между участниками расчетов:

слип/квитанция электронного терминала, составленный(ая) в пункте выдачи наличных денежных средств (ПВН) с использованием банковской карты, должен(на) содержать следующие обязательные реквизиты: 1) идентификатор ПВН; 2) дата совершенной операции; 3) сумма операции; 4) валюта операции; 5) сумма комиссии эквайрера за совершение операции (если имеет место); 6) код, подтверждающий авторизацию эмитентом операции; 7) реквизиты банковской карты, допустимые правилами безопасности; 8) подпись держателя карты; 9) подпись кассира;

слип/квитанция электронного терминала, составленный(ая) на предприятии торговли (услуг) с использованием банковской карты, должен(на) содержать следующие обязательные реквизиты: 1) идентификатор предприятия; 2) дата совершенной операции; 3) сумма операции; 4) валюта операции; 5) код, подтверждающий авторизацию эмитентом операции; 6) реквизиты банковской карты, допустимые правилами безопасности; 7) подпись держателя карты;

обязательные реквизиты квитанции банкомата: 1) идентификатор банкомата; 2) дата совершенной операции; 3) сумма операции; 4) валюта операции; 5) код, подтверждающий авторизацию эмитентом операции; 6) реквизиты банковской карты и счета, допустимые правилами безопасности.

Если установленные договорами правила расчетов предусматривают составление документов по некоторым операциям с использованием банковских карт без осуществления процедуры авторизации, но при этом возникает обязательство эмитента перед эквайрером по исполнению этих документов, то код, подтверждающий авторизацию эмитентом операции, в составленных по таким операциям документах не указывается.

Перечисленные выше обязательные реквизиты документов, составленных при совершении операций с использованием банковских карт, должны содержать согласованные сторонами признаки, позволяющие достоверно установить соответствие между реквизитами банковских карт и банковскими счетами держателей банковских карт, а также между идентификаторами предприятий торговли (услуг), ПВН, банкоматов и банковскими счетами предприятий торговли (услуг), ПВН и банкоматов.

Документ, составленный с соблюдением установленных Положением № 23-П требований, используется при осуществлении расчетов с использованием банковских карт в соответствии с правилами, предусмотренными действующим законодательством в отношении форм безналичных расчетов.

При осуществлении операций с использованием банковских карт по выдаче наличных денежных средств в ПВН, оборудованном импринтером, составляются слипы в количестве экземпляров, необходимом для всех участвующих в расчетах сторон. В ПВН, оборудованном электронным терминалом, составляется документ в электронной форме о совершенной операции в электронном журнале электронного терминала и составляются квитанции терминала в количестве, необходимом для всех участвующих в расчетах сторон. Выдача наличных денег в ПВН может оформляться другими расходными кассовыми документами, предусмотренными Положением Банка России от 9 октября 2002 г. № 199-П.

При осуществлении операций оплаты товаров/услуг с использованием банковской карты на предприятии торговли (услуг), оборудованном импринтером, составляется слип в количестве экземпляров, необходимом для всех участвующих в расчетах сторон. На предприятии торговли (услуг), оборудованном электронным терминалом, составляется документ в электронной форме о совершенной операции в электронном журнале электронного терминала и составляются квитанции терминала в количестве, необходимом для всех участвующих в расчетах сторон.

5. Положения п. п. 2 — 3 комментируемой статьи воспроизводят с некоторыми отличиями положения Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745 (в ред. от 2 декабря 2000 г. № 917 ).

———————————

САПП РФ. 1993. № 32. Ст. 3017.

СЗ РФ. 2000. № 50. Ст. 4898.

Названный Перечень утвержден во исполнение положения ч. 2 ст. 1 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», которое признано Конституционным Судом РФ в Определении от 4 июля 2002 г. № 201-О не нарушающим Конституцию РФ с точки зрения установленного ею разделения властей и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти. Как указал Конституционный Суд РФ, в соответствии со ст. 114 (п. п. «б» и «ж») Конституции РФ и конкретизирующими ее ст. ст. 13 — 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, в том числе по исполнению федеральных законов, устанавливающих регулирование экономических процессов; в частности, в рамках своей компетенции оно обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой политики (включая налоговую), а также реализует иные полномочия, возложенные на него федеральными законами.

———————————

Там же. 1997. № 51. Ст. 5712.

Однако, согласно положениям комментируемой статьи, полномочия Правительства РФ в сфере решения вопросов о том, какие категории организаций и индивидуальных предпринимателей могут не применять ККТ, по сравнению с ранее действующим Законом ограничены определением порядка осуществления расчетов без применения ККТ в случае оказания услуг населению и установлением порядка утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядка их учета, хранения и уничтожения.

6. Осуществление наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг ограничено оказанием услуг населению. Исходя из мотивировок, содержащихся в упомянутых выше Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10 и Определении Конституционного Суда РФ № 88-О, следует, что ч. 1 п. 2 комментируемой статьи распространяется и на оказание услуг индивидуальным предпринимателям.

В пункте 1 названного выше Перечня говорилось о документах строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Минфином России по согласованию с ГМЭК. Такие формы утверждены:

письмами Минфина России (сообщено в письме Госналогслужбы России от 30 августа 1994 г. № НИ-6-14/320 ): от 29 ноября 1993 г. № 16-16-84 (8 форм) и от 22 февраля 1994 г. № 16-36 (2 формы) — квитанции, используемые предприятиями Министерства связи РФ; от 20 декабря 1993 г. № 16-31 — документы, используемые предприятиями общественного питания (3 формы); от 24 февраля 1994 г. № 16-38 — квитанция за парковку автомобилей; от 24 февраля 1994 г. № 16-39 — документы (квитанции на прием выручки от продавца — ф. № 031, ведомость принятой выручки от продавца — ф. № 032, приходный кассовый ордер — ф. № КО-1, расходный кассовый ордер — ф. № КО-2, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов — ф. № КО-3 и ф. № КО-3а, кассовая книга — ф. № КО-4, требование на получение наличных денег в кассе), используемые предприятиями Центросоюза России; от 24 февраля 1994 г. № 16-40 — квитанция на выполнение гарантийных и платных работ по ремонту слуховых аппаратов для использования Центром реабилитации неслышащих; от 21 марта 1994 г. № 16-49 — квитанция ф. № 5-ТС на оплату и отпуск топлива, товаров, услуг населению сбытовыми организациями Министерства топлива и энергетики РФ; от 16 июня 1994 г. № 16-30-63 — квитанции, используемые организациями Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (4 формы); от 16 июня 1994 г. № 16-30-64 — квитанции, используемые предприятиями Министерства транспорта РФ (2 формы); от 16 июня 1994 г. № 16-30-65 — документы, используемые организациями Российской ассоциации социального туризма (5 форм);

———————————

Справочные правовые системы.

письмами Минфина России (сообщено в письме Госналогслужбы России от 22 июня 1995 г. № ЮУ-4-14/29н ): от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-33 — документы, используемые при выполнении бытовых услуг предприятиями всех форм собственности, а также при индивидуальной трудовой деятельности, — формы бланков БО-1 — БО-11 (в указанном письме Госналогслужбы России приведены также Методические указания по их заполнению и применению; письмом Госналогслужбы России от 31 марта 1998 г. № ВК-6-16/210 направлены для сведения и практического применения в работе дополненные и уточненные Методические указания); от 14 апреля 1995 г. № 16-00-30-30 — форма путевки на право охоты и рыбной ловли; от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-35 — форма квитанции, выдаваемой заказчику предприятиями Федеральной службы лесного хозяйства РФ; от 10 мая 1995 г. № 16-00-30-37 — форма квитанции, выдаваемой заказчику организациями и учреждениями Министерства культуры РФ; от 11 мая 1995 г. № 16-00-30-38 — форма квитанции, выдаваемой заказчику судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции РФ; от 11 мая 1995 г. № 16-00-30-39 — форма квитанции, выдаваемой заказчику организациями и учреждениями Министерства здравоохранения РФ; от 11 мая 1995 г. № 16-00-30-40 — форма квитанции, выдаваемой заказчику организациями и учреждениями Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ; от 11 мая 1995 г. № 16-00-30-41 — форма квитанции, выдаваемой заказчику организациями и учреждениями Государственного комитета РФ по статистике; от 25 мая 1995 г. № 16-00-30-45 — форма квитанции, выдаваемой заказчику предприятиями, организациями и учреждениями Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России;

———————————

Налоговый вестник. 1995. № 8.

Экономика и жизнь. 1995. № 41.

Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1998. № 7.

письмом Минфина России от 26 мая 1995 г. № 16-00-30-46 — формы квитанций № 1 вет-фин и № 2 вет-фин на ветеринарные услуги и экспертизу;

———————————

Справочные правовые системы.

письмом Минфина России от 10 апреля 1996 г. № 16-00-30-19 — форму ТУР-1 «Туристская путевка»;

———————————

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. № 6.

письмами Минфина России от 11 апреля 1997 г.: формы БО-12, БО-13 (01) и БО-13 (02) (форма БО-14 применяется при оформлении услуг технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств наряду с ККМ) (письмо Минфина России № 16-00-27-15 ; Методические указания по их заполнению и применению направлены упоминавшимся выше письмом Госналогслужбы России от 31 марта 1998 г. № ВК-6-16/210); форма № БСО-11 «Квитанция» как бланк строгой отчетности для приема вторичного сырья и продажи товаров (письмо Минфина России № 16-00-27-14);

———————————

Справочные правовые системы.

письмами Минфина России от 12 марта 1999 г. (сообщено в письме МНС России от 7 апреля 1999 г. № ВГ-6-16/222 ): входной билет для передвижного уличного туалета формы по ОКУД № 0790033 (письмо Минфина России № 16-00-24-31); бланки строгой отчетности, предназначенные для оформления расчетов за железнодорожные услуги с населением предприятиями Министерства путей сообщения РФ — проездной документ АСУ «Экспресс»; багажная квитанция формы ЛУ-12бр; катушечный билет основной для оформления проезда в поездах пригородного сообщения формы ЛУ-97пко; катушечный билет дополнительный для оформления проезда в поездах пригородного сообщения формы ЛУ-97пкд (письмо Минфина России № 16-00-24-33);

———————————

Налоговый вестник. 1999. № 6.

Приказом Минфина России от 10 декабря 1999 г. № 90н : «Санаторно-курортная путевка», «Путевка» (форма № 1), «Путевка» (форма № 2), «Курсовка» (форма № 3);

———————————

Финансовая газета. 2000. № 10.

Приказом Минфина России от 25 февраля 2000 г. № 20н : «Экскурсионная путевка», «Абонемент», «Билет»;

———————————

Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2000. № 6.

Приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. № 59н — используемые в учреждениях Сбербанка России при приеме денежной наличности от физических лиц квитанция (форма № 31) и бланк платежного документа (форма № ПД-4р);

———————————

Финансовая газета (Региональный выпуск). 2000. № 36.

Приказом Минфина России от 29 декабря 2000 г. № 124н : форма № 1 Квитанция в приеме почтовых отправлений; форма № 5 Квитанция в приеме почтового перевода денежных средств; форма № 47 Квитанция в приеме разного рода платы; форма СП-2 Квитанция в приеме платы за подписку на газеты, журналы и книги; форма МТФ-2 Талон на междугородное телефонное соединение и дополнительные услуги; форма МТФ-4 Бланк исходящего заказа за наличный расчет; форма ТФ-2/22 Акт-квитанция на выполнение гарантийных и платных работ по ремонту абонентских установок.

———————————

Там же. 2001. № 15.

7. Требования к изготовлению документов строгой отчетности изложены в письме Минфина России от 23 августа 2001 г. № 16-00-24/70 . Эти документы должны содержать наряду с показателями, характеризующими специфику оформляемых операций, следующие обязательные реквизиты: гриф утверждения, наименование формы документа; шестизначный номер; серия; код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД); дата осуществления расчета; наименование и код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО); код ИНН; вид оказываемых работ (услуг); единицы измерения оказанных услуг (в натуральном и денежном выражении); наименование должности лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления с личной подписью.

———————————

Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2001. № 10.

Утвержденные Минфином России по согласованию с ГМЭК формы документов строгой отчетности распространяются на все организации, занимающиеся видами деятельности, для которых эти формы были утверждены.

В случае необходимости утвержденные формы документов строгой отчетности могут быть дополнены реквизитами, соответствующими роду деятельности организации. При этом все реквизиты, предусмотренные в утвержденных формах, остаются без изменения; удаление отдельных реквизитов не допускается. При отсутствии у организации соответствующих показателей предусмотренная строка прочеркивается.

Форматы утвержденных документов строгой отчетности являются рекомендательными и могут изменяться. Художественное оформление и техническое редактирование документов строгой отчетности определяются организацией самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При изготовлении документов строгой отчетности допускается вносить изменения в части расширения и сужения граф с учетом значимости показателей, включения дополнительных реквизитов для записи необходимой информации.

Как указало МНС России в письме от 15 апреля 2002 г. № АС-6-06/476 , изготавливать бланки документов строгой отчетности могут любые типографии при условии обязательного соблюдения ими вышеуказанных требований. Помимо этого, по мнению МНС России, бланки строгой отчетности в обязательном порядке должны оформляться нанесением типографским способом выходных данных (типография (краткое название типографии), место ее размещения, номер заказа и год его выполнения, тираж).

———————————

Справочные правовые системы.

По мнению Минфина России, выраженному в письме от 26 декабря 2002 г. № 16-00-24/61 , требования налоговых органов в части проставления идентификационного номера налогоплательщика на бланках строгой отчетности являются правомерными. Там же Минфин России указал, что обязательно проставление на бланках строгой отчетности, являющихся первичными учетными документами, кода организации по ОКПО. Минфин России также обратил внимание на то, что указание на полиграфической продукции, каковой являются бланки строгой отчетности, выходных сведений типографии, изготавливающей бланки, является обязательным реквизитом.

———————————

Справочные правовые системы.

8. В пункте 2 комментируемой статьи не воспроизведено содержащееся в п. 1 Перечня, утвержденного Постановлением Совета Министров — Правительства РФ № 745, исключение для оказания услуг по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными).

Верховный Суд РФ, рассматривая гражданское дело по заявлению о признании недействительным п. 1 Перечня в части установления обязанности по использованию ККМ при осуществлении расчетов с пассажирами при перевозке на маршрутных такси, в решении от 1 августа 2001 г. № ГКПИ 01-1199 указал, что в силу специфики деятельности организаций (физических лиц) по перевозке пассажиров маршрутными такси (отсутствие фактически какой-либо возможности установления действенного контроля за полученной выручкой), в отличие от перевозок пассажиров автобусами, где имеющийся механизм такого контроля позволяет обходиться без применения ККМ, Правительством РФ перевозчики пассажиров маршрутными такси не были включены в Перечень организаций, которые при расчетах с населением освобождены от применения ККМ, что в полной мере согласуется с требованиями Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением». Соответственно, Верховным Судом РФ заявление оставлено без удовлетворения.

———————————

Справочные правовые системы.

В названном определении Верховный Суд РФ также указал, что, поскольку обжалуемые заявителями положения п. 1 Перечня носят нормативный характер, т.е. являются публичными нормами права, эта правовая норма в силу решения Верховного Суда РФ от 8 августа 2001 г. является законной и подлежит применению в отношении всех лиц, осуществляющих перевозки пассажиров в такси, в том числе и маршрутных.

Исходя из текста комментируемой статьи, наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт могут осуществляться без применения ККТ и в случае оказания услуг по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными), но при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности. Однако Минфином России по согласованию с ГМЭК бланки строгой отчетности (билеты) для маршрутных такси не утверждались. Соответственно, обязательность применения ККТ при оказании услуг по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными) сохраняется до того момента, пока не будут утверждены такие бланки в порядке, установленном Правительством РФ.

9. Рассматривая понятия, использованные в п. 3 комментируемой статьи, целесообразно отметить, что в письме ГМЭК от 4 июля 1997 г. № 26-1-06/5 выражено согласие с предложением о самостоятельном решении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации вопросов толкования термина «другие аналогично обустроенные и приспособленные торговые места», а также рекомендовано к использованию толкование следующих понятий:

———————————

Контрольно-кассовые машины. 2001. № 1.

киоск, ларек — временное или постоянное помещение, используемое для торговли или оказания услуг, с обслуживанием покупателя вне помещения;

павильон — временное или постоянное помещение, используемое для торговли или оказания услуг, с обслуживанием покупателя внутри помещения;

палатка — временное помещение из ткани, пленки или других материалов, используемое для торговли или оказания услуг;

помещение контейнерного типа — контейнер или иная емкость, используемые для торговли или оказания услуг;

автофургон — грузовой автомобиль с крытым кузовом типа фургона или иной грузовой автомобиль, автоприцеп, а также легковой автомобиль, микроавтобус или автобус, используемые для торговли или оказания услуг;

прилавок — стол, отделяющий продавца (лицо, оказывающее услугу) от покупателя (клиента) и используемый для показа и отпуска товаров.

10. Определением Верховного Суда РФ от 19 декабря 2002 г. № КАС 02-624 был признан противоречащим федеральному законодательству подп. «м» п. 2 Перечня, утвержденного Постановлением Совета Министров — Правительства РФ № 745.

———————————

Справочные правовые системы.

Как указано в Определении Верховного Суда РФ, Правительство РФ, включив в вышеуказанный Перечень деятельность по приему от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома, неправомерно вышло за пределы своих полномочий, распространив действие Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» на отношения, в которых предприятия выступают покупателями, выплачивающими денежные средства за покупку, а физические лица — продавцами, получающими покупную цену отчуждаемых ими отходов производства и потребления. Закон о ККМ не регулирует отношения, связанные с совершением торговых операций и оказанием услуг, а лишь предусматривает обязательность применения ККМ в сфере этих отношений, очерченной в Законе. Непосредственно сами отношения, возникающие при осуществлении указанной деятельности, основываются на нормах гражданского законодательства, регулирующих соответствующие виды договоров.

Несмотря на это, законодатель по не вполне понятной причине воспроизвел в ч. 1 п. 3 комментируемой статьи положение о том, что организации и индивидуальные предприниматели могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при приеме от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, без применения ККТ. Получается, при приеме металлолома должна применяться ККТ, что противоречит п. 1 комментируемой статьи, согласно которому ККТ применяется в случае продажи, а не в случае приобретения товаров (о том, что прием металлолома (как и другого утильсырья, стеклопосуды) в силу п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ не является разновидностью услуг, указано в упоминавшемся Определении Верховного Суда).

11. Согласно п. 6 Перечня, утвержденного Постановлением Совета Министров — Правительства РФ № 745, организации и индивидуальные предприниматели могли не применять ККМ в случае отключения электроэнергии, зарегистрированного в энергоснабжающей организации, при условии выдачи покупателям (клиентам) квитанций по форме, разработанной и утвержденной Минфином России по согласованию с ГМЭК.

Как сообщено в письме МНС России от 7 апреля 1999 г. № ВГ-6-16/222, письмом Минфина России от 12 марта 1999 г. № 16-00-24-32 по согласованию с ГМЭК утверждена форма чека по ОКУД № 0700003 для организаций, предприятий, учреждений, их филиалов, обособленных подразделений, действующего в случае отключения электроэнергии, зарегистрированного в энергоснабжающей организации.

Однако в комментируемой статье не воспроизведено положение о возможности неприменения ККТ в случае отключения электроэнергии, зарегистрированного в энергоснабжающей организации, при условии выдачи покупателям (клиентам) квитанций по установленной форме. Представляется, что форма чека по ОКУД № 0700003 не может рассматриваться в качестве бланка строгой отчетности, о котором идет речь в п. 2 комментируемой статьи, т.к. применение чека рассчитано не только на оказание услуг населению. Соответственно, отключение электроэнергии согласно комментируемой статье не является основанием для неприменения ККТ ни при каких условиях (в том числе при регистрации отключения в энергоснабжающей организации и выдаче документа, заменяющего кассовый чек, отпечатанный ККТ).

12. Указание в ч. 7 п. 3 комментируемой статьи на «технически сложные товары и продовольственные товары, требующие определенных условий хранения и продажи», в подп. «ж» п. 2 Перечня, утвержденного Постановлением Совета Министров — Правительства РФ № 745, было дополнено словами «в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55».

В комментируемом Законе как акте законодательного уровня ссылка на акт Правительства РФ содержаться не может. Однако при применении ч. 7 п. 3 комментируемой статьи обращение к Постановлению Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (в ред. последующих изм. и доп.) подразумевается.

———————————

СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 482.



Вы хотите узнать содержание комментария к ст. 2 Закон о ККТ? Всю необходимую информацию по поводу статьи 2 Закон о ККТ Вы найдете на данной странице. Соответствующие сведения помогут Вам понять перечень общественных отношений, урегулированных статьей 2 Закон о ККТ и принять правильное решение.

Ссылки на статью 2 Закон о ККТ с комментариями

HTML-код ссылки на комментарий к ст 2 Закон о ККТ для сайтов и блогов
BB-код ссылки на комментарий к ст 2 Закон о ККТ для форумов
Прямая ссылка на комментарий к ст 2 Закон о ККТ для социальных сетей и электронной почты

Если по Вашему мнению статья 2 Закон о ККТ с комментариями не является актуальной, или у Вас есть дополнения и к приведенному тексту, просим Вас написать об этом администратору сайта.

Также обращаем Ваше внимание на то, что мы оптимизируем данную страницу не только по правильному запросу статья 2 Закон о ККТ, но и по ошибочному cnfnmz 2 pfrjy j rrn.

По этой причине не стоит переживать если Вы в поисковой системе вместо 2 Закон о ККТ случайно ввели cnfnmz 2 pfrjy j rrn Вы все равно найдете необходимую информацию на данной странице.

Информация по данной странице

  • Название: Статья 2 Закон о ККТ с комментариями. Комментарий к ст 2 Закон о ККТ;
  • Описание: На сайте представлена статья 2 Закон о ККТ с комментариями;
  • Ключевые слова: статья 2 Закон о ККТ, ст. 2 Закон о ККТ, Статья 2 Закон о ККТ. Сфера применения контрольно-кассовой техники, с комментариями, комментарии, комментарий, с комментарием.