Комментарии к статье 23 Закон об Альтернативной службе



Статья 23 Закон об Альтернативной службе. Прекращение альтернативной гражданской службы

1. Альтернативная гражданская служба прекращается:

в связи с увольнением гражданина с альтернативной гражданской службы;

в связи со смертью (гибелью), с признанием в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, умершим.

2. Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы:

по истечении срока альтернативной гражданской службы;

в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;

в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением им указанных полномочий на постоянной основе;

в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.

3. Гражданин имеет право на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы при наличии оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

4. Альтернативная гражданская служба гражданина прекращается в случае его смерти (гибели) в день, следующий за днем смерти (гибели), а в случаях признания гражданина в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим — в день, следующий за днем вступления в законную силу соответствующего решения суда.

В случае смерти (гибели) гражданина, проходившего альтернативную гражданскую службу вне территории, где он постоянно проживал, гроб с телом (останками) умершего (погибшего) доставляется работодателем к выбранному родственниками месту погребения в соответствии с положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Расходы, связанные с доставкой к месту погребения гроба с телом (останками) гражданина, умершего (погибшего) в период прохождения альтернативной гражданской службы, компенсируются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Порядок прекращения альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

6. Решение о прекращении альтернативной гражданской службы принимается должностными лицами, определяемыми руководителем федерального органа исполнительной власти или руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу.

Решение должностного лица соответствующего федерального органа исполнительной власти либо должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу. Работодатель производит в трудовой книжке гражданина соответствующую запись о причинах прекращения срочного трудового договора.

При прекращении срочного трудового договора работодатель обязан выдать гражданину в день увольнения (последний день работы) трудовую книжку.

В случае прекращения срочного трудового договора в связи со смертью (гибелью), признанием в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, умершим трудовая книжка после внесения в нее соответствующей записи о прекращении срочного трудового договора высылается по почте на основании письменного заявления родственника умершего (погибшего) или выдается одному из родственников умершего (погибшего) под расписку.

7. Работодатель после прекращения срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, обязан в течение трех рабочих дней уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

Комментарий к статье 23 Закон об Альтернативной службе

Комментарий к статье 23

1. Увольнение с альтернативной гражданской службы относится к юридическим фактам, прекращающим служебно — правовые отношения, связанные с прохождением альтернативной гражданской службы и утратой гражданином, проходящим такую службу, соответствующего статуса (п. 2 ст. 18 комментируемого Закона).

2. Возникновение правоотношений при увольнении с альтернативной гражданской службы осуществляется на основе материальных и юридических предпосылок.

Материальные предпосылки увольнения с альтернативной гражданской службы — это жизненные интересы и потребности участников (субъектов) увольнения. Под их влиянием участники увольнения вступают в соответствующие правовые отношения. Другими словами, это совокупность различных обстоятельств (социально — экономических, политических, семейных и иных), требующих правового регулирования.

Юридические предпосылки увольнения с альтернативной гражданской службы состоят из трех составляющих: норма права; правосубъектность; юридический факт. Если таких предпосылок нет, правоотношение невозможно.

Юридическое содержание увольнения с альтернативной гражданской службы — это возможность, необходимость или запрещение определенных действий управомоченного или обязанного лица.

Фактическое же содержание увольнения с альтернативной гражданской службы включает в себя сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое содержание шире фактического, так как включает в себя неопределенное количество возможностей, тогда как фактическое — только один из возможных вариантов реализации субъективного права.

3. Субъективное право увольнения с альтернативной гражданской службы — это мера возможного поведения, т.е. поведения субъекта увольнения с альтернативной гражданской службы в определенных законом границах, при этом носитель субъективного права имеет выбор: действовать определенным образом или воздержаться от действий — воспользоваться правом на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы либо продолжить ее прохождение до истечения ее срока (п. 2 ст. 23 комментируемого Закона).

Содержание субъективного права увольнения с альтернативной гражданской службы устанавливается нормами, предусмотренными п. 4 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», на основе определенных юридических фактов.

Субъективное право увольнения с альтернативной гражданской службы состоит не только в возможности совершения такого действия, но и в юридическом или фактическом поведении управомоченного лица.

4. Субъективное право увольнения с альтернативной гражданской службы состоит из ряда правомочий:

— право на собственные действия в целях использования полезных свойств объекта увольнения с альтернативной гражданской службы;

— право на принятие юридических решений;

— право требовать от другой стороны исполнения обязанности;

— право на принудительное исполнение обязанности.

5. Юридическая обязанность увольнения с альтернативной гражданской службы выступает как мера необходимого поведения, предписанная обязанному лицу и обеспеченная в случае необходимости государственным принуждением.

Юридическая обязанность увольнения с альтернативной гражданской службы характеризуется следующим:

— это мера необходимого поведения, обеспечивающая интересы других лиц;

— это реальное фактическое поведение обязанного лица;

— основаниями возникновения юридической обязанности увольнения с альтернативной гражданской службы являются норма права и конкретные юридические факты (основания увольнения);

— невыполнение или ненадлежащее выполнение юридической обязанности влечет предусмотренные законом санкции и юридическую ответственность (ст. 7 комментируемого Закона).

6. Механизм правового регулирования увольнения с альтернативной гражданской службы характеризуется следующим:

1) одной стороне регулируемых отношений предоставляется определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне, которая обязана подчиниться предписаниям, исходящим от носителя распорядительных прав;

2) односторонность волеизъявления одного из участников отношений, так как волеизъявление является юридически властным, и поэтому ему принадлежит решающее значение;

3) подчиненность субъектов увольнения с альтернативной гражданской службы предписаниям, исходящим от должностных лиц, которые они принимают в соответствии с установленной компетенцией (п. 4 ст. 23 комментируемого Закона).

7. Наличие предусмотренных комментируемым Законом оснований увольнения с альтернативной гражданской службы и порядка увольнения по каждому основанию является важной юридической гарантией исполнения альтернативной гражданской службы. Увольнение с альтернативной гражданской службы правомерно лишь при наличии одновременно следующих трех обстоятельств:

1) основание увольнения указано в законе (п. 1 и 2 ст. 23 комментируемого Закона и п. 4 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»);

2) соблюден порядок увольнения по данному основанию (п. 3 комментируемой статьи);

3) есть юридический акт увольнения с альтернативной гражданской службы, оформленный в виде правового акта (решения, приказа, постановления и т.п.) должностного лица соответствующего федерального органа исполнительной власти либо должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абз. 2 п. 4 ст. 23 комментируемого Закона).

В Толковом словаре русского языка понятие «основание» характеризуется как существенный признак, по которому распределяются явления, понятия, а «причина» — как явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления; основание, предлог для каких-либо действий. Таким образом, причина обусловливает возникновение увольнения по основанию, указанному в законе, которое является существенным признаком увольнения.

Основание увольнения с альтернативной гражданской службы вторично по отношению к причине увольнения. Понятие основания увольнения имеет более широкое значение, чем понятие причины увольнения с альтернативной гражданской службы (наглядным примером выступает такое основание увольнения, как увольнение по семейным обстоятельствам (п. 2 ст. 23 комментируемого Закона и п. 4 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»)).

С одной стороны, основания увольнения с альтернативной гражданской службы выступают конкретными юридическими фактами, с которыми законодатель связывает наступление правовых последствий в виде увольнения с альтернативной гражданской службы, тогда как, с другой стороны, причины увольнения — это фактические жизненные обстоятельства, выступающие в роли предпосылок юридических фактов окончания альтернативной гражданской службы.

8. Содержащиеся в комментируемом Законе основания увольнения с альтернативной гражданской службы можно классифицировать по следующим группам:

а) субъективные и объективные основания увольнения:

субъективные, отражающие невозможность использования гражданина в особом виде трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданином взамен военной службы по призыву, и связанные с личностью данного гражданина, например увольнение в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы (абз. 5 п. 1 ст. 23 комментируемого Закона);

объективные, не зависящие от воли и иных субъективных признаков личности гражданина, но учитывающие специфику правового положения гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, например увольнение по состоянию здоровья (абз. 3 п. 1 ст. 23 комментируемого Закона) и др.;

б) досрочные основания увольнения и по истечении срока альтернативной гражданской службы;

в) основания увольнения, зависящие от обстоятельств, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы, и не связанные с ее прохождением.

К первым можно отнести, например, увольнение по состоянию здоровья.

В число вторых можно включить, например, увольнение по семейным обстоятельствам (п. 2 ст. 23 комментируемого Закона).

Комментарий к п. 1 статьи 23

9. Основания увольнения с альтернативной гражданской службы, перечисленные в данном пункте, применяются независимо от волеизъявления гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, и содержат причины, которые не позволяют ему продолжать альтернативную гражданскую службу.

10. Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы по истечении срока альтернативной гражданской службы.

Срок альтернативной гражданской службы установлен ст. 5 комментируемого Закона. Так, срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный п. 1 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца (3 года и шесть месяцев), а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования — 21 месяц (1 год и девять месяцев).

Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет 36 месяцев (3 года), а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования — 18 месяцев (1 год и шесть месяцев).

Вместе с тем в срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:

прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;

время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы. При этом количество дней, которые не могут быть засчитаны в срок альтернативной гражданской службы, является количеством дней, на которые альтернативная гражданская служба продлевается.

Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы (п. 4 ст. 5 комментируемого Закона). При прекращении срочного трудового договора работодатель обязан выдать трудовую книжку гражданину в день увольнения (последний день работы) (абз. 3 п. 4 ст. 23 комментируемого Закона).

11. Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы в связи с признанием его военно — врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе (абз. 3 п. 1 ст. 23 комментируемого Закона). Указанные причины увольнения подпадают под основание увольнения по состоянию здоровья. Поскольку альтернативная гражданская служба осуществляется гражданами взамен военной службы по призыву, постольку законодатель уравнивает в правах на увольнение с альтернативной гражданской службы граждан с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, при наличии у них указанного основания увольнения.

12. Порядок признания граждан не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. № 390, которым утверждено Положение о военно — врачебной экспертизе.

В соответствии с п. 2 указанного Положения для проведения военно — врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и органах создаются военно — врачебные комиссии (ВВК) и врачебно — летные комиссии (ВЛК).

В отдельных случаях ВВК могут создаваться в медицинских учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в которых по согласованию с соответствующими органами управления здравоохранением проводятся медицинское обследование и лечение лиц, проходящих военную службу по контракту и призыву (далее — военнослужащие), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. В связи с тем что ранее не предусматривалось определение ВВК годности к военной службе граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, потребуется внесение соответствующих изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе и возложение обязанностей по освидетельствованию граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на ВВК.

13. Министерство обороны Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации разрабатывает требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, которые включаются в Расписание болезней и Таблицу дополнительных требований к состоянию здоровья граждан согласно приложению к Положению о военно-врачебной экспертизе.

Под требованиями к состоянию здоровья граждан понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние их здоровья и физического развития и на основании которых определяются их категории годности к военной службе.

Освидетельствование граждан проводят врачи — специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог и в случае необходимости врачи других специальностей.

Персональный состав врачей — специалистов и среднего медицинского персонала, согласованный с руководителями государственных и муниципальных медицинских учреждений, по представлению военного комиссара утверждается главой органа местного самоуправления.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям:

«А» — годен к военной службе;

«Б» — годен к военной службе с незначительными ограничениями;

«В» — ограниченно годен к военной службе;

«Г» — временно не годен к военной службе;

«Д» — не годен к военной службе.

Порядок оформления заключения врача — специалиста определяется Министерством обороны Российской Федерации. В Министерстве обороны Российской Федерации по данному вопросу издан Приказ министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 1995 г. № 315.

Заключения ВВК выносятся в соответствии с Расписанием болезней и Таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов ВВК.

Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, получившие заключение о годности к военной службе по категориям «В» и «Д», подлежат досрочному увольнению с альтернативной гражданской службы.

14. Гражданин может обжаловать в вышестоящую ВВК или в суд вынесенное в отношении его заключение ВВК.

По решению вышестоящей ВВК или суда гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование. Заключение ВВК действительно в течение года с момента освидетельствования, если иное не оговорено в этом заключении. Если заключение ВВК не реализовано или в состоянии здоровья освидетельствованного произошли изменения, дающие основания для пересмотра ранее вынесенного заключения, ВВК проводит повторное освидетельствование (п. 7 Положения о военно — врачебной экспертизе).

Обжалование в суд заключений ВВК осуществляется в соответствии с правилами, установленными Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

15. Гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, подлежит увольнению в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (абз. 4 п. 1 ст. 23 комментируемого Закона).

Указанное основание увольнения направлено на реализацию гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, пассивного избирательного права быть избранным в органы государственной власти и связано с реализацией ими соответствующего статуса депутата или выборного должностного лица.

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ выборы являются формой прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать на день голосования 21 год на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, 30 лет — на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и 21 год — на выборах в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» депутаты, работающие на постоянной основе, выборные должностные лица не могут занимать иные оплачиваемые должности, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности; депутаты федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности, выборные муниципальные должности, муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами иных представительных органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления; депутаты представительных органов местного самоуправления не могут замещать муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами представительных органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.

16. Формирование Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации имеет свои особенности. Так, в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 2 указанного Закона член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Федерации — представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

В связи с тем что в соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, а альтернативная гражданская служба назначается взамен военной службы по призыву и ее срок составляет от 1 года шести месяцев до 3 лет шести месяцев, правом на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы может воспользоваться лишь узкий круг лиц, ставших членами Совета Федерации.

17. В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ (с изменениями от 12 апреля, 10 июля 2001 г., 21 марта 2002 г.) депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года.

18. Для увольнения с альтернативной гражданской службы по рассматриваемому основанию гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, должен представить соответствующий документ, подтверждающий его полномочия (удостоверение, копию протокола избирательной комиссии об итогах голосования и т.п.).

19. Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы (абз. 5 п. 1 ст. 23 комментируемого Закона).

В соответствии со ст. 43 УК РФ наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Среди видов наказаний, связанных с лишением свободы, различают:

— лишение свободы на определенный срок;

— пожизненное лишение свободы.

Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.

Лишение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до 20 лет. В случае замены исправительных работ или ограничения свободы лишением свободы оно может быть назначено на срок менее шести месяцев.

В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более 25 лет, а по совокупности приговоров — более 30 лет.

Пожизненное лишение свободы устанавливается только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и может назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь.

Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста.

Отбывание лишения свободы назначается:

а) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок не свыше 5 лет, — в колониях — поселениях;

б) лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести и тяжких преступлений, а также лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше 5 лет, — в исправительных колониях общего режима;

в) лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, и женщинам при особо опасном рецидиве преступлений, — в исправительных колониях строгого режима;

г) при особо опасном рецидиве преступлений, а также лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, — в исправительных колониях особого режима.

Лицам, осужденным к лишению свободы на срок свыше 5 лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме.

Поскольку законодательно установлено, что увольнению с альтернативной гражданской службы подлежат лишь граждане в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении им наказания в виде лишения свободы, постольку не подлежат увольнению с альтернативной гражданской службы граждане, в отношении которых применены другие виды уголовного наказания, например: арест, ограничение свободы, лишение свободы условно, исправительные работы, обязательные работы, лишение права заниматься определенной деятельностью.

Время отбывания уголовного наказания в виде ареста не засчитывается в срок альтернативной гражданской службы (абз. 4 п. 5 ст. 5 комментируемого Закона).

Комментарий к п. 2 статьи 23

20. Гражданин имеет право на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы при наличии оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

Согласно п. 4 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подп. «б» п. 2 ст. 23 и подп. «б», «в», «г», «д» и «е» п. 1 ст. 24 указанного Федерального закона.

Вышеуказанным Законом установлено, что право на досрочное увольнение возникает:

по семейным обстоятельствам:

в случае гибели (смерти) отца, матери, родного брата, родной сестры в связи с исполнением ими обязанностей военной службы;

в случае если необходим постоянный уход за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико — социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) или являются инвалидами I или II группы, достигли пенсионного возраста по старости или не достигли возраста 18 лет;

если военнослужащий имеет ребенка, воспитываемого без матери;

если военнослужащий имеет двух и более детей;

если военнослужащий имеет ребенка в возрасте до трех лет;

в случае если мать (отец) военнослужащего, кроме него, имеет двух и более детей в возрасте до 8 лет или ребенка — инвалида с детства и воспитывает их без мужа (жены) (п. 6 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы).

21. Право уволиться с альтернативной гражданской службы по семейным обстоятельствам в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико — социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I или II группы или лицами, достигшими пенсионного возраста по старости или не достигшими возраста 18 лет, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан, осуществляется на основании заключения органов государственной службы медико — социальной экспертизы по месту жительства члена семьи гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу (Положение о признании лица инвалидом, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. № 965).

Органы государственной службы медико — социальной экспертизы должны выдавать заключение о необходимости постоянного постороннего ухода (помощи, надзора) по месту жительства отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителей.

Помимо нуждаемости в постороннем уходе (помощи, надзоре), необходимыми условиями увольнения с альтернативной гражданской службы по указанным семейным обстоятельствам являются отсутствие других лиц, обязанных по закону доставлять указанным гражданам содержание и заботиться о них.

В соответствии с СК РФ (ст. 2) к членам семьи относятся: супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), а также в некоторых случаях и пределах, установленных семейным законодательством, братья и сестры, дедушки и бабушки, фактические воспитатели, отчим и мачеха.

В гл. 14 и 15 СК РФ установлены обязанности членов семьи по содержанию лиц, указанных в ст. 2 СК РФ.

Так, супруг обязан материально поддерживать другого супруга в соответствии со ст. 89 СК РФ. Вместе с тем по закону трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

В ст. 93 СК РФ предусмотрено, что несовершеннолетние нуждающиеся в помощи братья и сестры в случае невозможности получения содержания от своих родителей имеют право на получение в судебном порядке алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних братьев и сестер, обладающих для этого средствами. Такое же право предоставляется нетрудоспособным нуждающимся в помощи совершеннолетним братьям и сестрам, если они не могут получить содержание от своих трудоспособных совершеннолетних детей, супругов (бывших супругов) или от родителей.

В соответствии со ст. 94 СК РФ несовершеннолетние нуждающиеся в помощи внуки в случае невозможности получения содержания от своих родителей имеют право на получение в судебном порядке алиментов от своих дедушки и бабушки, обладающих необходимыми для этого средствами. Такое же право предоставляется совершеннолетним нетрудоспособным нуждающимся в помощи внукам, если они не могут получить содержание от своих супругов (бывших супругов) или от родителей.

Нетрудоспособные нуждающиеся в помощи дедушка и бабушка в случае невозможности получения содержания от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супруга (бывшего супруга) имеют право требовать в судебном порядке получения алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних внуков, обладающих необходимыми для этого средствами, что предусмотрено ст. 95 СК РФ.

Обязанность воспитанников содержать своих фактических воспитателей установлена ст. 96 СК РФ. Так, нетрудоспособные нуждающиеся лица, осуществлявшие фактическое воспитание и содержание несовершеннолетних детей, имеют право требовать в судебном порядке предоставления содержания от своих трудоспособных воспитанников, достигших совершеннолетия, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов).

Суд вправе освободить воспитанников от обязанности содержать фактических воспитателей, если последние содержали и воспитывали их менее пяти лет, а также если они содержали и воспитывали своих воспитанников ненадлежащим образом.

Обязанность воспитанников содержать своих фактических воспитателей не возлагается на лиц, находившихся под опекой (попечительством), или на лиц, находившихся на воспитании в приемных семьях.

Обязанности пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи возложены на них ст. 97 СК РФ.

Нетрудоспособные нуждающиеся в помощи отчим и мачеха, воспитывавшие и содержавшие своих пасынков или падчериц, имеют право требовать в судебном порядке предоставления содержания от трудоспособных совершеннолетних пасынков или падчериц, обладающих необходимыми для этого средствами, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов).

Суд вправе освободить пасынков и падчериц от обязанностей содержать отчима или мачеху, если последние воспитывали и содержали их менее пяти лет, а также если они выполняли свои обязанности по воспитанию или содержанию пасынков и падчериц ненадлежащим образом.

22. Увольнение гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, по семейным обстоятельствам в связи с необходимостью ухода за ребенком, воспитываемым без матери, производится на основании заявления гражданина и документов, подтверждающих указанные обстоятельства.

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (ст. 54 СК РФ).

Необходимость ухода за ребенком, воспитываемым без матери, возникает в следующих случаях:

смерти матери;

признания судом матери ребенка безвестно отсутствующей;

признания судом матери ребенка недееспособной;

осуждения матери ребенка за совершение преступления к лишению или ограничению свободы;

лишения матери ребенка родительских прав;

ограничения матери ребенка в родительских правах;

отобрания ребенка у матери;

длительного пребывания в лечебном учреждении матери ребенка;

иных случаях, предусмотренных законодательством.

Подтверждение обстоятельств необходимости ухода за ребенком, воспитываемым без матери, производится на основании следующих документов:

свидетельства о смерти;

решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим;

решения суда о признании гражданина недееспособным;

приговора суда к лишению или ограничению свободы;

решения суда о лишении родительских прав;

решения суда об ограничении родительских прав;

решения (постановления) органа опеки и попечительства об отобрании детей у матери;

иных документов, подтверждающих указанные обстоятельства.

В соответствии со ст. 20 СК РФ споры о воспитании детей, возникающие между супругами, один из которых признан судом недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет, рассматриваются в судебном порядке независимо от расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Лишение родительских прав производится в случаях:

уклонения от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

отказа без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или других аналогичных учреждений;

злоупотребления своими родительскими правами. Так, способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей;

жестокого обращения с детьми, в том числе осуществления физического или психического насилия



Вы хотите узнать содержание комментария к ст. 23 Закон об Альтернативной службе? Всю необходимую информацию по поводу статьи 23 Закон об Альтернативной службе Вы найдете на данной странице. Соответствующие сведения помогут Вам понять перечень общественных отношений, урегулированных статьей 23 Закон об Альтернативной службе и принять правильное решение.

Ссылки на статью 23 Закон об Альтернативной службе с комментариями

HTML-код ссылки на комментарий к ст 23 Закон об Альтернативной службе для сайтов и блогов
BB-код ссылки на комментарий к ст 23 Закон об Альтернативной службе для форумов
Прямая ссылка на комментарий к ст 23 Закон об Альтернативной службе для социальных сетей и электронной почты

Если по Вашему мнению статья 23 Закон об Альтернативной службе с комментариями не является актуальной, или у Вас есть дополнения и к приведенному тексту, просим Вас написать об этом администратору сайта.

Также обращаем Ваше внимание на то, что мы оптимизируем данную страницу не только по правильному запросу статья 23 Закон об Альтернативной службе, но и по ошибочному cnfnmz 23 pfrjy j, fkmnthyfnbdyjq cke;,t.

По этой причине не стоит переживать если Вы в поисковой системе вместо 23 Закон об Альтернативной службе случайно ввели cnfnmz 23 pfrjy j, fkmnthyfnbdyjq cke;,t Вы все равно найдете необходимую информацию на данной странице.

Информация по данной странице

  • Название: Статья 23 Закон об Альтернативной службе с комментариями. Комментарий к ст 23 Закон об Альтернативной службе;
  • Описание: На сайте представлена статья 23 Закон об Альтернативной службе с комментариями;
  • Ключевые слова: статья 23 Закон об Альтернативной службе, ст. 23 Закон об Альтернативной службе, Статья 23 Закон об Альтернативной службе. Прекращение альтернативной гражданской службы, с комментариями, комментарии, комментарий, с комментарием.